Так, в «Послании сыну Максиму», написанном в весьма стесненных условиях, встречаются прямые ссылки на высказывания святых Иустина Философа, Григория Богослова (I, 137), Дионисия Ареопагита (I, 140; II, 197) Андрея Критского (I, 143), Феодора Студийского (I, 143), Афанасия Великого (I, 144; II, 195), Иоанна Златоуста (I, 144; I, 153; II, 165; II, 179), преподобного Иосифа Волоцкого (I, 146; II, 170; II, 198), равноапостольного царя Константина Великого (II, 164), Иоанна Дамаскина (II, 165; II, 219), Фотия, Патриарха Константинопольского (II, 165), Кирилла Иерусалимского (II, 169), Германа, Патриарха Константинопольского (II, 180), Василия Великого (II, 184). В тексте послания также упоминаются святые Григорий Богослов (I, 130), Ефрем Сирин (I, 134; II, 196), Евсевий Самосатский, Григорий Солунский, Епифаний Кипрский (I, 135), Митрофан (I, 142), Мелетий Антиохийский, Феодорит Кирский, Петр Дамаскин, Максим Грек (I, 152; II, 174), святитель Григорий, папа Римский (I, 162), Иоанн Златоуст (I, 135; II, 182; II, 196), Максим Исповедник (II, 182), Ипполит Римский (II, 196). Федор также приводит отрывки из житий преподобных Иоанна Лествичника (I, 136), Александра Свирского (I, 138), Симеона Столпника (I, 145; II, 223), Ефросина Псковского (I, 155; II, 178), Саввы Освященного (II, 202), святителей Василия Великого (II, 194), Иоанна Златоуста (II, 201), Филиппа (Колычева) (II, 201), цитируется «Повесть о Варлааме и Иоасафе» из Пролога (II, 170). Немало – для доказательств истинности старого обряда – Федор использует и богослужебных текстов: Октоих святого Иоанна Дамаскина (цитируются песнопения ирмосов 9-х песен канонов, богородичны, степенны 8-го гласа, воскресный богородичен 6-го гласа на стиховне, ирмос 2-й песни воскресного канона 5-го гласа, ирмос 4-й песни воскресного канона 7-го гласа), песнь Богородице «О Тебе радуется» из чина Литургии Василия Великого (I, 134), Триодь постная (I, 139), Триодь цветная (утреня в Великую Субботу, воскресная стихира на «Господи, воззвах» 3-го гласа), канон преполовения Пятидесятницы (I, 142), канон празднику Троицы (I, 143), стихи на литии в праздник Троицы (I, 151), канон Пресвятой Троице 6-го гласа на воскресной полунощнице (I, 141), заупокойная служба (припевы по непорочных), антифоны Божественной литургии «по вся дни и на Господския праздники» (II, 180), «на праздник великомученика Георгия стих на литии» (II, 180), Синаксарь недели мясопустной (II, 185), ирмос канона 6-го гласа Великого четверга (II, 200).

http://bogoslov.ru/article/5100775

Усиление роли кардиналов в системе высшей власти католич. Церкви, а также их относительная немногочисленность (не более 20 чел.) привели к тому, что при соблюдении всех условий, в т. ч. наличия квалифицированного большинства голосов, процедура выборов папы Римского постоянно затягивалась. Так, после смерти папы Римского Климента IV кардиналы, собравшиеся в г. Витербо (Лацио, Италия), где скончался папа и находилась папская курия, не могли прийти к согласию более 2 лет (с нояб. 1268 по сент. 1271). Согласно легенде, рассерженные горожане потребовали от кардиналов скорейшего избрания папы Римского, для чего заперли их в зале папского дворца, над к-рым была разобрана крыша, а городские власти сократили рацион питания кардиналов до хлеба и воды. Избранный в результате папа Римский Григорий Х выпустил 7 июля 1274 г. конституцию «Ubi majus periculum», утвержденную Лионским II Собором , к-рой определялся порядок проведения выборов папы и исключалась возможность длительной вакации Папского престола. Конституцией были установлены нормы, согласно к-рым консистория Коллегии кардиналов для избрания Римского папы должна проводиться в закрытом помещении, где кардиналы изолируются от контактов с внешним миром, проживают в стесненных условиях, в случае замедления выборов сокращается их рацион питания. На время проведения папских выборов кардиналам приостанавливались выплаты доходов с бенефициев, им запрещалось заниматься к.-л. иными делами, кроме участия в выборах. Строгие правила проведения К. вызывали недовольство у части кардиналов. В 1276 г. папа Римский Адриан V временно приостановил действие конституции «Ubi majus periculum», а папа Римский Иоанн XXI выпустил буллу «Licet felicis recordationis» (30 сент. 1276), отменявшую правила К., но не успел утвердить новый порядок проведения папских выборов. В сент. 1294 г. папа Римский Целестин V восстановил действие правил конституции «Ubi majus periculum», окончательно утвердив закрытый порядок избрания Римского епископа. В 1298 г. папа Римский Бонифаций VIII включил конституцию «Ubi majus periculum» в свод декретального права «Liber Sextus» (см.

http://pravenc.ru/text/1841930.html

Папа прибыл в Лион в нояб. 1272 г. ( Grumel. 1926. Col. 1375). Подготовка к проведению Л. С. заняла ок. 2 лет, что было обусловлено характером Собора: в отличие от Лионского I Собора , на к-ром папа Иннокентий IV (1243-1254) лишь сообщал о своих решениях делегатам, на этом Л. С. предполагалось вести диалог с собравшимися. Состав Л. С. Согласно «Хронике пап и императоров» Мартина Опавского, на к-рую при описании деяний Собора опирались др. авторы, в т. ч. Гийом из Нанжи и Толомео из Лукки, в Л. С. приняли участие ок. 500 епископов, 60 аббатов и более 1 тыс. прочих прелатов (см.: Martin. 1905. N 1648; Grumel. 1926. Col. 1375). Однако, по всей видимости, на Соборе присутствовали не более 300 епископов. Известно об участии в Л. С. генерала ордена сервитов Филиппа Беници, генерального магистра доминиканцев Гумберта Романского, кард. Пьера де Тарантеза (впосл. папа Иннокентий V ), кард. Оттобоно Фиески (впосл. папа Римский Адриан V ), кард. Петра Юлиани (впосл. папа Римский Иоанн XXI ) и канониста Гийома Дюрана (см. Дуранд ), выполнявшего обязанности секретаря Собора и составившего глоссы на соборные постановления («Constitutiones Novissimae»). В Соборе приняли участие магистр ордена тамплиеров и представитель ордена госпитальеров (см. Мальтийский орден ); активно участвовавший в работе Собора генерал ордена францисканцев кард. Бонавентура скоропостижно скончался до его закрытия. На Л. С. был приглашен католич. богослов Фома Аквинский , скончавшийся по дороге в Лион. Единственным светским правителем, прибывшим на Собор, был король Арагона Хайме I (1213-1276). Л. С. посетили также представители гос-ва Хулагуидов ( Martin. 1905. N 1798). Работа Л. С. 7 мая 1274 г. в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя состоялось торжественное открытие Л. С. и прошла его 1-я сессия. В хоре находилось место для папы, напротив которого сидели лат. патриархи К-поля и Антиохии. В правой части главного нефа были расположены места для кардиналов-епископов, в левой - для кардиналов-пресвитеров, за к-рыми сидели архиепископы, епископы и аббаты. Совершив мессу, папа Григорий X вместе с кардиналами пропел гимн «Veni, Creator Spiritus» и произнес проповедь на тот же евангельский стих, что и папа Римский Иннокентий IV на открытии Латеранского IV Собора ,- «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк 22. 15), после чего папа перечислил вопросы, вынесенные на рассмотрение Л. С. (Il Concilio II di Lione. 1965. P. 67-72).

http://pravenc.ru/text/2110520.html

25 янв. 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII назвал необходимость обновления церковной дисциплины и C. i. c. 1917 г. одной из целей Ватиканского II Собора ; это было подтверждено энцикликой «Ad Petri Cathedram» от 29 июня 1959 г. Начатый на Соборе курс обновления Римско-католической Церкви (см. «Aggiornamento» ) привел к существенным изменениям, затронувшим почти все сферы церковной жизни, что требовало издания обновленного C. i. c. По окончании 1-й сессии II Ватиканского Собора 28 марта 1963 г. папа Иоанн XXIII создал под рук. кард. Пьетро Чириачи папскую комиссию по пересмотру C. i. c. (Pontificia commissio Codici iuris canonici recognoscendo), поручив ей выработать предложения для Собора по обновлению канонического права. В нояб. 1963 г. папа Римский Павел VI расширил состав комиссии за счет кардиналов, не являвшихся сотрудниками Римской курии, но имевших большой опыт управления диоцезами. В конце 2-й сессии Собора 30 нояб. 1963 г. папа Павел VI выпустил motu proprio «Pastorale Munus» (обнародован на закрытии сессии 3 дек. 1963), к-рым были внесены изменения в ряд канонических норм, расширявших права и обязанности епископов по управлению диоцезами. Предпринятые папой изменения канонических норм основывались на выработанной в ходе соборных дискуссий позиции о пастырском служении епископов и роли епископата в жизни Церкви. В дек. 1963 г. на совещании комиссии было решено приостановить деятельность комиссии до окончания Собора, чтобы учесть при подготовке реформы C. i. c. все соборные решения, к-рые будут приняты. В апр. 1964 г. папа Павел VI вновь увеличил состав папской комиссии по пересмотру C. i. c., включив в нее 18 кардиналов, 3 патриархов Восточных католических Церквей, а также неск. мирян-специалистов в области канонического права (в качестве консультантов). 20 нояб. 1965 г. папа Павел VI на офиц. открытии работы папской комиссии указал на необходимость создания C. i. c. как основного закона католической Церкви (lex fundamentalis), в котором должны содержаться главные канонические принципы и понятия, и призвал комиссию полностью пересмотреть концепцию C. i. c. в соответствии с решениями II Ватиканского Собора, а не создавать новую редакцию C. i. c. 1917 г. 15 янв. 1966 г. кард. П. Чириачи направил епископским конференциям и правящим епископам письмо с приглашением присылать комиссии предложения по реформе канонического права и кандидатурам специалистов, которых можно было бы привлечь для работы в комиссии. В кон. янв. того же года в составе комиссии были образованы 10 исследовательских групп, готовивших проекты (схемы) различных частей нового C. i. c. В апр. 1967 г. новый председатель кард. Перикле Феличи поручил центральному комитету комиссии разработать основные принципы реформы канонического права, к-рые в окт. того же года получили одобрение Всемирного Синода епископов.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

27 окт. 1970 г. папа Римский Павел VI назначил К. апостольским пронунцием в Китайской республике (Тайвань) и титулярным архиепископом Аманции. Епископское рукоположение К., совершенное 15 нояб. того же года в часовне папского Урбанианского ун-та, возглавил гос. секретарь Папского престола кард. Жан Вийо . Со 2 февр. 1973 г. К. исполнял также обязанности апостольского пронунция в Бангладеше. 25 марта 1979 г. папа Римский Иоанн Павел II назначил его апостольским делегатом в ЮАР и пронунцием в королевстве Лесото. Выполнял дипломатические миссии в королевстве Свазиленд, в Намибии и в Юж. Родезии, к-рые не имели дипломатических отношений с Папским престолом. 6 нояб. 1984 г. переведен на пост пронунция в Нидерландах, где участвовал в организации и проведении визита в Нидерланды, Люксембург и Бельгию папы Иоанна Павла II (11-21 мая 1985). 23 марта 1988 г. переведен на службу в Римскую курию и назначен заместителем гос. секретаря по общим делам. Участвовал в подготовке визита в Ватикан Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва и его встречи с папой Иоанном Павлом II (1 дек. 1989). Вместе с архиеп. Анджело Содано проводил переговоры с министром иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. 12 дек. 1989 г. папа Иоанн Павел II назначил К. председателем папского совета по содействию христ. единству вместо ушедшего на покой кард. Йоханнеса Виллебрандса , а также председателем комиссии по религ. отношениям с иудаизмом. 28 июня 1991 г. папой Иоанном Павлом II возведен в достоинство кардинала-диакона и получил диаконию Пресв. Девы Марии (S. Maria in via Lata). Важными направлениями деятельности К. на посту председателя папского совета по содействию христ. единству были диалог с православными Церквами и диалог с протестантами. Исполняя поручение папы Иоанна Павла II, К. возглавил работу над офиц. документом о принципах и задачах экуменической деятельности Римско-католической Церкви. 25 марта 1993 г. документ был одобрен папой и опубликован за подписями К. и еп. Пьера Дюпре (секретаря совета) под названием «Правила по применению принципов и норм по экуменизму» (Directorium oecumenicum noviter compositum//AAS. 1993. Vol. 85. P. 1039-1119; изд. на рус. яз.: Ватикан, 1993. М., 2005). Помимо общих принципов политики католич. экуменизма в «Правилах...» оговаривались практические вопросы «общения в таинствах» между католиками и христианами других конфессий, вопросы общих молитв, «смешанных браков», совместного использования в некоторых случаях культовых зданий и сакрального имущества.

http://pravenc.ru/text/1681279.html

В 1950 г. для обсуждения вопросов координации деятельности католич. ассоциаций милосердия в разных странах по поручению папы Римского Пия XII была создана комиссия под рук. просекретаря гос. секретариата Папского престола пресв. Дж. Б. Монтини (впосл. папа Римский Павел VI ). В 1951 г. Папский престол одобрил устав «Международной конференции по вопросам милосердия». В дек. того же года состоялась учредительная ассамблея, в ней участвовали делегации католических ассоциаций милосердия из ФРГ, Австрии, Бельгии, США, Швейцарии, Нидерландов, Франции, Италии, Люксембурга, Дании и Португалии. В 1957 г. конференция приняла новое наименование международной католич. ассоциации милосердия - «C. I.». Среди целей, поставленных перед «C. I.»,- помощь жертвам природных катастроф и вооруженных конфликтов. Одним из первых дел ассоциации стала помощь жертвам наводнений в Нидерландах, Бельгии и Италии в 1953-1954 гг., помощь населению во время восстания в Венгрии в 1956 г., сбор гуманитарной помощи для жертв голода в Эфиопии и Китае в 1958 г. Активизация социального служения в католич. Церкви после Ватиканского II Собора способствовала увеличению числа национальных ассоциаций милосердия, к-рые были созданы во мн. странах мира. С кон. 60-х гг. XX в., после публикации папой Павлом VI энциклики «Populorum progressio» , «C. I.» уделяла большое внимание вопросам социальной справедливости и гуманитарным проблемам в развивающихся странах. «C. I.» организовывала поставку продовольствия, медикаментов и др. гуманитарной помощи мирному населению, пострадавшему в войне во Вьетнаме и в др. военных конфликтах в разных частях мира. 19 июля 1976 г. «C. I.» получила личную гражданскую юрисдикцию Государства-города Ватикан. 16 сент. 2004 г. папа Римский Иоанн Павел II распоряжением «Durante l " Ultima Cena» наделил «C. I.» офиц. каноническим статусом международной католич. орг-ции, находящейся в ведении папского совета «Cor Unum» (см. ст. Папские советы ) и занимающейся служением бедным, делами христ. милосердия и справедливости. 2 мая 2012 г. папа Римский Бенедикт XVI утвердил новые статуты и правила «C. I.», на основании к-рых список кандидатов на должности президента, генерального секретаря и казначея орг-ции должен быть официально одобрен папой Римским, прежде чем будет предложен на голосование генеральной ассамблее. В работе руководящих органов «C. I.» принимает участие церковный ассистент, назначаемый Папским престолом. Представительства «C. I.» действуют при ООН, Совете Европы и др. международных орг-циях. В отличие от др. благотворительных католич. ассоциаций и структур «C. I.» совмещает гуманитарную деятельность с воспитательной, уделяя особое внимание евангелизации представителей нуждающихся слоев населения. Являясь крупной международной орг-цией, наделенной особым положением при Папском престоле, «C. I.» часто выступает в роли посредника в войнах и конфликтах, участвует в политической и социальной жизни мн. стран.

http://pravenc.ru/text/1681059.html

Важнейшей задачей понтификата папы Льва IV (847–855) стала оборона Рима от постоянно усиливавшейся агрессии арабов. С этой целью он сразу же приступил к восстановлению стен вокруг Ватикана, и мощная крепость – Леонина, – была торжественно освящена 27 июня 852 г. Чтобы защитить римский порт на Тибре после разрушения арабами г. Центумнеллы, Лев IV построил еще одну крепость – Леополис. Для обороны самого Рима папа произвел реставрацию крепостных стен императора Аврелиана 1 . Папа Иоанн VII (872–882), прирождённый политик и дипломат, избрал главным направлением своей деятельности обеспечение политической стабильности в Европе. Он постоянно искал союзников, стремясь укрепить коалицию против арабов. На собственные средства построив небольшой флот и командуя им в качестве адмирала, папа нанес сокрушительное поражение арабам, что остановило их вторжение в Италию и дало возможность освободить из рабства большое число христиан. По его инициативе была возведена крепостная стена вокруг римской базилики Св. Павла; возникшая при этом крепость была названа Иоаннополис. Папа установил хорошие отношения с Византией, надеясь найти в ней союзника в борьбе с арабами. Первой и самой неотложной задачей для Иоанна Х (914–928) стало освобождение Италии от сарацин. Папа сумел организовать военную коалицию, и, лично возглавив войско союзников, нанес ряд сокрушительных поражений сарацинам и захватил их укрепления. Отметим, что римские первосвященники периодически выступали за установление военно-политического союза с Византией для совместного отпора исламской агрессии. Так, в 1095 г. на соборе в Пьяченце папа Урбан II (1088–1099) призывал оказать помощь византийскому императору против сельджуков, захвативших Святую Землю и поднявших гонения на христиан 2 . В эту эпоху большой вклад в изучение ислама внес Петр Достопочтенный (Petrus Venerabilis) (1094–1156), ученый и писатель. Основываясь на громадной богословской эрудиции и тщательном изучении Корана, он решил написать трактат в опровержение ислама. Прежде всего озаботившись переводом Корана на латинский язык, Петр Достопочтенный поручил это дело нескольким знатокам арабского языка в Толедо. Перевод был не дословный, а только передавал смысл арабского текста. Кроме того, те же ученые перевели еще два сочинения – «Жизнеописание пророка» и «Диалог между мусульманином и христианином». Затем Петр Достопочтенный издал полемическое сочинение «Contra sectam sive haeresin saracenorum», получившее широкое распространение в Средние века. Следует отметить, что оно послужило источником не всегда достоверных представлений о мусульманском вероучении и о личности его основателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Все другие религии суть этапы в направлении к этой цели, но доводит до цели только Его путь» (Ibid. Bd. 3. S. 776). 3 июля 1952 г. папа Римский Пий XII назначил К. титулярным епископом Ливиады и коадъютором епископа Санкт-Пёльтена с правом наследования кафедры. Епископское рукоположение К., совершённое 31 авг. того же года в кафедральном соборе Санкт-Пёльтена, возглавил еп. Михаэль Мемелауэр. К. участвовал в работе конференции епископов Австрии (см. Епископские конференции ), по инициативе К. в сент. 1953 г. при конференции епископов была создана Ассоциация католич. семей Австрии. Продолжая научную работу, в 1956 г. составил и издал «Религиеведческий словарь: Основные понятия» (Religionswissenschaftliches Wörterbuch: Die Grundbegriffe), в том же году возглавил редакцию религиеведения во 2-м издании нем. богословской энциклопедии «Lexikon für Theologie und Kirche» (Freiburg i. Br., 1957-19682. 10 Bde). 10 мая 1956 г. папа Пий XII назначил К. преемником скончавшегося Венского архиеп. кард. Теодора Иннитцера . 17 июня того же года К. вступил в управление диоцезом. На консистории 15 дек. 1958 г. папа Римский Иоанн XXIII возвел его в достоинство кардинала и 18 дек. объявил кардиналом-пресвитером рим. ц. св. Евсевия на Эсквилине. Одной из первоочередных задач К. в качестве архиепископа Вены было урегулирование отношений с австр. правительством, к-рое признало юридическую силу за конкордатом между Папским престолом и Австрией 1933 г. и в 1960 г. подписало соглашение, дополнявшее этот конкордат новыми условиями. 21 февр. 1959 г. папа Иоанн XXIII назначил Венского архиепископа 1-м военным викарием австрийской армии. Занимая эту должность до 8 мая 1969 г., К. принял меры по реорганизации пастырской работы с военными. Он также являлся ординарием (правящим епископом) для католиков визант. обряда в Австрии. К. принадлежал к числу влиятельных участников подготовки и проведения Ватиканского II Собора (1962-1965), внес существенный вклад в создание соборных документов, касающихся Откровения, а также мариологии, вопросов религ.

http://pravenc.ru/text/1684299.html

Затем к собравшимся обратился Киликийский Католикос Арам I, который начал свою речь по-армянски, а затем перешел на английский. Благодарность Папе Франциску – в частности за причисление к лику отцов Церкви св. Григора Нарекаци – выразил и армяно-католический патриарх Нерсес Петрос XIX, произнесший свое слово Он говорил на итальянском языке. По выходе из базилики Папа подошел к президенту Армении Сержу Саргсяну и провел с ним короткую беседу.  Заявления Папы Франциска, сделанные 12 апреля, имеют особое значение, потому что впервые в истории Римский понтифик публично признал факт армянского геноцида. Ранее, в 2001 году, Папа Иоанн Павел II и Патриарх-Католикос Гарегин II подписали совместную декларацию, в которой, в частности, упоминался «первый геноцид ХХ века». Однако ни польский Папа, ни его немецкий преемник, ни – до самого последнего времени – нынешний понтифик ни в одном из своих публичных выступлений не квалифицировали трагедию армянского народа как «геноцид». Турция, до сих пор отказывающаяся признать факт геноцида, резко отреагировала на слова Франциска, отозвав из Ватикана своего посла и потребовав от Святого Престола объяснений. В то же время, отмечают комментаторы, в своем послании к годовщине геноцида Папа Франциск особо пожелал «примирения между армянским и турецким народами». К настоящему времени геноцид армян признали Совет Европы (1998, 2001), Европарламент (1987, 2000, 2002, 2005), подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, комиссия ООН по военным преступлениям (1948), Всемирный совет Церквей и ряд других международных организаций. Первой страной, признавшей факт геноцида на государственном уровне, стал в 1965 году Уругвай. Впоследствии к нем у присоединилось еще 20 государств (приведены в алфавитном порядке): Аргентина, Бельгия, Боливия, Ватикан, Венесуэла, Германия, Греция, Италия, Канада, Кипр, Ливан, Литва, Нидерланды, Польша, Россия, Словакия, Франция, Чили, Швейцария — Национальный совет (нижняя палата парламента), Швеция.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

во многом определялась угрозой со стороны африкан. арабов, с 827 г. обосновавшихся на Сицилии. Правители Юж. Италии (консулы Неаполя, герцоги Капуи, Беневенто, Салерно) часто привлекали араб. отряды для решения внутренних конфликтов. И. призвал правителей Неаполя, Амальфи и Салерно отказаться от связей с сарацинами и вступить с ними в борьбу. В 874 г. он отлучил от Церкви консула Неаполя Сергия II, к-рый не разорвал союз с мусульманами, несмотря на увещевания своего брата Неаполитанского еп. Афанасия I. О принятых мерах папа Римский уведомил К-польского патриарха св. Игнатия и др. вост. патриархов, призвав их поддержать его решение (Ep. 56, 28 (нумерация посланий И. указана по: PL. 126. Col. 651-966)). В ответ правители Неаполя и Амальфи совместно с сарацинами напали на Папскую область (875). Стремясь обеспечить защиту Рима от араб. нашествия, И. ориентировался на поддержку выступавшего в союзе с Византией и правителями Юж. Италии имп. Людовика II (850-875), в свою очередь помогая ему в сохранении единства Каролингской империи. Так, папа потребовал от кор. зап. франков Карла Лысого вернуть Лотарингию, захваченную им в 870 г., имп. Людовику II. Однако после смерти императора (12 авг. 875), не оставившего наследника, папа оказал Карлу Лысому поддержку в борьбе за имп. корону, несмотря на стремление итал. знати передать имп. титул кор. вост. франков Людовику Немецкому. И. призвал Карла Лысого прибыть в Италию для коронования и обеспечить защиту Рима от сарацин. В нояб. 875 г. Карл Лысый разгромил в Италии войска сыновей Людовика Немецкого - Карломана и Карла Толстого, и 25 дек. 875 г., на Рождество, И. совершил имп. помазание Карла Лысого. Очевидно, папа стремился представить сходство этой церемонии с церемонией имп. коронации Карла Великого в 800 г., совершенного впервые, тогда как при помазании Людовика Благочестивого (в 816), Лотаря I (в 823) и Людовика II Итальянского (в 850) имп. преемство определялось правом наследственной передачи власти. Впосл. в переписке с Карлом Лысым И. неоднократно напоминал о своей роли в его избрании. События 875 г. стали прецедентом, подтверждавшим претензии Римских пап распоряжаться имп. титулом. Уже преемники И. папы Формоз и Иоанн IX пытались реализовать это право, признавая законным или незаконным имп. и даже королевское помазание или объявляя недействительным совершенный обряд.

http://pravenc.ru/text/469686.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010