В.Н. Мочульский В древнерусской письменности есть статья, заключающая в себе апокрифическое сказание о создании мира и человека. Это сказание встретилось нам в четырех почти однородных списках, носящих, при этом, разные заглавия: 1) «Слово о зачатии неба и земли» (в рукописи Киевской Духовной Академии, поступившей от Барсова; см. Петрова: Опис. рукописей, стр. 58); II) Ckaзahie трдолюбивыхъ мжей бголюбивыхъ списано изъ божественныхъ книгъ bacuлiя великаго, григория бгослова, ioahha дамаскина о преславныхъ npehiuxъ неведомых вещеи о безначалн господ бже нашем како бысть гдь саваоф прежде всея видимыя и невидимыя твари (в рукописях: 1) Императорской Публ. Библиотеки, NQ–XVII–22, XVII–XVIII вв. на Л. 963; 2) В. И. Григоровича, 56, XVIII в.); III) «Свиток божественных книг» (См. Пыпина: Ложные и отреченные книги старины. Рус. Слово 1862, кн. 2, стр. 52–56). Это же сказание мы находим в латинской письменности, а именно: в первой части «Liber S. Johannis», где оно окрашено густыми красками вероучения еретическо-богомильского. Кроме того следы этого сказания мы находим в южно-славянской письменности, где оно довольно часто является в соединении с «Беседой трех Святителей», составляя незначительный её ингредиент. Укажем для примера на следующее списки «Беседы»: 1) Сербский сп. Пражского Музея, XVI в. под 12, на Л. 115 а –118 а , имеющий заглавие: « слво небеси и земли» (изд. Поливкой в Starine, kn. XXI, Ss. 208–211); 2) Сербский сп. XVII в. Белградской Национ. библиотеки, под 273 на Л. 171 с заглавием: бытi глы хве; 3) Солунский сп. сербской рецензии, XVII–XVIII в., изданный Васильевым в «Книжици», кн. I, стр. 45–47; 4) Белградский сп. болгарской рецензии, под 106, на Л. 51, начинающийся статьёй: Слво ckaзahie 5) болгарский сп. XVIII в., находящейся у М. С. Дринова и начинающийся также: Слово сказание бытие. Во всех указанных списках «Беседы» наше сказание о создании мира является или в виде отдельной сокращенной статьи, носящей особое заглавие (в большинстве случаев: « Слово ckaзahie бытi»), или же сливается вместе с «Беседой», причем берутся лишь незначительные выдержки из нашего сказания, вследствие чего бывшее отдельное заглавие или совершенно уничтожается, отчего памятник является безымянным, или же заменяется названием «Беседы трех Святителей», и лишь в одном списке, а именно, в Сербском XVI в., Пражского Музея, заглавие: « слво небеси и земли» применено ко всему списку «Беседы трех Святителей».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Предисловие Географическое положение земли Гесем История и литература вопроса I) Библейские указания относительно земли Гесем II) Свидетельства переводов Библии и древних географов III. Географические особенности лежащей к востоку от Пелузийского рукава Нила области и в частности – вади Тумилат Приложение I. Цель посольства Иакова к Иосифу Приложение II. Значение доказательства из в Быт.44:29· Приложение III. Вопрос о западной границе земли Гесем Приложение IV. Смысл выражения Приложение V. Значение названий: земля Гессем и земля Рамесес Приложение VI. Героополис у LXX назван вместо «Гесем». Приложение VII. О месте Героополиса. Приложение VIII.Cocmoяяxe в прежнее время Суесской насыпи. Состояние израильтян в Египте Сведения об этом первоисточника Перемена в образе жизни израильтян Влияние на израильтян египетской образованности. Приложение XI. Орошение полей при помощи ног (Втор.11:10) Приложение XII. 521. Причина отвращения египтян к пастухам Приложение XIII. Египетские слова в еврейском языке и еврейские в египетском Приложение XIV. Доказательства из Паралип.4 и 12 Приложение XV. Понятие о шотерим Приложение XVI. О происхождении древнейшего алфавита Приложение XVII. Сходство древнееврейского письма с ·финикийским. Религиозное состояние израильтян в Егииитии. Приложение XVIII. О происхождении у израильтян поклонения Богу в образе тельца и о значении сеирим. Общественное устройство израильского народа в Египте Время угнетения Прилож XX. Условия, благоприятсвовашие умножению патриархальной семьи. Приложение XXI. Соприкосновение израильтян с Ханааном Приложение XXII. Есть ли в Исх.1:8, указание на перемену династии? Приложение XXIII. Плинфоделание по египетским памятникам Прилож XXV. Место города Пифома Приложение XXVI. Положение города Рамесеса Приложение XXVII. Открытия Навиля в Масхуте Приложение XXVIII. Смысл гаобнаим в Исх.1:16. Приложение XXIX. К достоверности Исх.115–22 Моисей Источники сведений о Моисее Приложение XXXII к стр. со сноской 715. Образование имени Моисея Приложение XXXIII к стр. со сноской 716. Наречение имени Моисея дочерью фараона Приложение XXXIV к стр. с примечанием 722. Значение библейскаго суф. Приготовление Моисея к высокому Его назначению Приложение XXXV к стр. с примеч. 803. Рагуил. Иофор. Ховав Приложение XXXVI к стр. c прилож. 805/Земля Мадиамская Божественное призвание Моисея Возвращение Моисея в Египет и его просьба пред фараоном отпустить израильский народ для совершения служения богу.  

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Святые и почитаемые усопшие по Е.Е. Голубинскому Святость того или иного подвижника в Православной Церкви устанавливается при канонизации. Но есть и так называемые местночтимые святые – те, которые еще не причислены к лику святых официально, но уже почитаются в народе. Историк Е.Е. Голубинский называет их «почитаемые усопшие». Об это категории святых и идет речь в статье. Статья Честна пред Господем смерть преподобных Его. Пс.115:6 Святые в Православной Церкви – это возлюбленные христианами помощники и заступники перед Богом. Не просто так их часто в богослужебных текстах называют «теплыми предстателями». Даже те, кто в храм ходит редко, почитают святых, и порой это почтение для них оказывается во вред, так как они вовсе забывают Того, Кого мы называем со дерзновением и покаянием Отцом нашим Небесным. В XXI веке люди привыкли, что есть святые общецерковные и местночтимые, то есть почитаемые в какой-то отдельной области или районе. Но в начале XX века все было не так просто. Знаменитый церковный историк конца XIX – начала ХХ века Евгений Евстигнеевич Голубинский в своей книге «История канонизации святых в Русской Церкви» называет еще одну категорию святых – «почитаемые усопшие». Кто они такие? Это те, кого почитает простой народ, но церковным собором они пока не были прославлены в лике святых. Обычно над захоронениями таких умерших сооружалась гробница, поверх которой клали покров с вышитой фигурой самого непрославленного праведника. Перед гробницей ставилась свеча. Иногда над могилой сооружали часовню. Как отмечает Евгений Евстигнеевич, по таким почитаемым усопшим служились панихиды, а некоторые даже дерзали служить им молебны (что официально осуждалось) . Сразу нужно оговориться, что издревле в Церкви существует благочестивое предание, по которому благочестивые усопшие могут ходатайствовать за нас, если мы сами возносим о них молитвы Богу. Конечно, не стоит думать, что все покойники-христиане становятся ходатаями пред Господом .

http://bogoslov.ru/article/6166711

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРОНЮХЛОВСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм в честь Рождества Христова в деревне Пронюхлово. Нач. XXI века Деревянная церковь Рождества Христова существовала здесь еще в XVI веке. В 1608 году она была разрушена литовцами. К 1615 году была снова построена и освящена, но через год вновь пришлось освящать ту же церковь, пострадавшую от шайки литовцев, опустошавшей в 1616 году места, лежавшие между Коломной и Переяславлем . В 1628 году вместо деревянной была построена каменная церковь. Из окладных книг 1676 года видно, что при ней было " 2 двора поповых, двор дьяконов, двор дьячков и двор пономарев, земли 133 четверти в поле, а в дву потомуж, сена на 50 копен " . В приходе состояло 159 дворов, в числе которых 20 дворов дворянских, 3 двора задворных слуг, 10 дворов бобыльских, 115 крестьянских. В 1836 году церковь за ветхостью была разобрана, и на ее месте была устроена новая каменная церковь, с приделом Никольским (освящена в 1839 году). До революции в храме находилась местная святыня - небольшой крест (от 1,5 до 2 вершков в длину и от 1 до 1,5 вершков в ширину), именуемый " животворящий " . Сделан он был из листовой довольно толстой меди (с примесью). Внутри его - частицы от креста Господня, от гроба и камня, равно как частицы святых мощей. Существовало предание, что этот крест был некогда похищен из церкви, через некоторое время найден при подошве возвышения, на котором стоит церковь, одной княгиней из роду Оболенских. Она, по любопытству, сделала небольшую скважину в кресте, чтобы посмотреть, что внутри него, но тотчас лишилась зрения. По усердной молитве она получила исцеление и возвратила крест церкви. По штату 1873 года в причте были положены священник и два псаломщика. В состав прихода, кроме села Пронюхлова, входили деревня Колбасино, сельцо Мендюкино, сельцо Потулово, сельцо Протякино, сельцо Овечкино, деревня Маврина, и деревня Секирина.

http://drevo-info.ru/articles/18725.html

Крутиха. Церковь Николая Чудотворца. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь деревянная, однопрестольная, во имя св. и чудотворца Николая, построена в 1884 г. Земли при ней пахотной и сенокосной 99 дес., расстоянием от г. Томска 430 верст. Состав прихода: село Крутиха Барнаульского уезда, деревни: Верх-Суетихинская и Масляхи. Прихожан обоего пола 3829 душ. Причта по штату: 1 священник, диакон и псаломщик. Содержание причта при готовых причтовых домах: руга от прихожан 675 пуд. и доходы от треб. В дер. Масляхе часовня, построена в 1900 г. В селе Крутихе училище министерства народного просвещения и церковная школа грамоты. Церковно-приходское попечительство существует с 19000 г. Протоиерей Иоанн Иванович Рябков, диакон М.Н. Топоров, диакон на должности псаломщика П.П. Знаменский. Справочная книга по Томской епархии/составлена служащими консистории под руководством В.А. Карташева в январе-марте мес. 1914 г./Томск: Товарищество " Печатня С.П. Яковлева " , 1914 г. По сведениям 1751 года, деревня Крутихинская относилась к приходу назначенной к строительству церкви во имя апостолов Петра и Павла в деревне Чингисской. Время построения храма в Крутихе неизвестно, но он существовала здесь в конце 1850-х годов и к 1884 году был перестроен. Крутихинский приход находился в ведении Томской кафедры. В годы советской власти церковная жизнь в селе была подавлена и пресеклась, храм утрачен. Выстроен вновь в начале XXI века. Приход относился к Каменскому благочинию Барнаульской епархии до 5 мая 2015 года, когда был включен в состав новообразованной Славгородской епархии. http://drevo-info.ru/articles/13671446.html Деревянный однопрестольный храм во имя святителя Николая Чудотворца был построен в селе Крутихинском в 1884 году взамен прежнего, вероятно, обветшавшего. В состав прихода входили деревни Заковряшина в 7 верстах (около 1910 г. выделилась в самостоятельный приход), Верх-Суетихинская в 10 верстах, Масляхинская в 5 верстах. Во всех селениях прихода имелись школы грамоты, содержавшиеся на местные средства. С 1900 года действовало приходское попечительство. В церковной библиотеке в 1910 году было 115 книг. При храме был установлен штат причта из священника, диакона и псаломщика. В годы советской власти церковь была утрачена.

http://sobory.ru/article/?object=27183

[лат. Lucas] († 27 февр. 1149), св. (пам. зап. 27 февр.), первый игум. мон-ря Сантиссимо-Сальваторе в Мессине (Сицилия), архим. Сведения о Л. содержатся в Житии св. Варфоломея из Симери (BHG, N 235), а также в предисловии (BHG, N 994m) к Мессинскому Типикону (в составе единственной ркп. Mess. gr. 115), которое было написано Л. от первого лица между маем 1131 г. и июлем 1132 г. ( Arranz. Typicon. P. XXI). По просьбе св. Варфоломея (пам. греч., пам. зап. 19 авг.) король Сицилии Рожер II начал строительство церкви и мон-ря в Мессине на том месте, где его отец в 1094 г. воздвиг храм в честь победы над мусульманами. После этого св. Варфоломей вернулся в основанный им мон-рь Санта-Мария-дель-Патире близ Россано (обл. Калабрия, Италия) и поручил завершить благоустройство буд. обители своему ученику иером. Л., назначив его игуменом. Л. взял у учителя богослужебные книги, церковную утварь и деньги и вместе с 12 др. монахами прибыл в Мессину немного ранее 1130 г. Хотя мон-рь еще не был достроен и заселен монахами, согласно грамоте Рожера II, предположительно датируемой маем 1131 г. (сохр. в 2 поздних списках XVII в. (Vat. lat. 8201. Fol. 128)), обитель в это время получила юридический статус. Вероятно, строительство продолжалось 10 лет, с 1122 по 1132 г. ( Halkin. 1948. P. 295). Став настоятелем обители Сантиссимо-Сальваторе, Л. по воле короля был назначен архимандритом всех греч. мон-рей той области. Он подчинялся непосредственно королю, к-рый принимал участие в избрании архимандритов. В 1131 г. Рожер II просил лат. епископа Мессины Уго отказаться от юридических прав на 30 греч. мон-рей своего диоцеза в пользу архимандрита. Епископ пошел на уступки при условии, что ежегодно в его казну эти обители будут платить определенную сумму денег. После завершения строительства Сантиссимо-Сальваторе Л. как архимандрит отправился осматривать др. греч. мон-ри Сицилии и Калабрии и отметил, что насельники не выполняют правила общежительных греч. мон-рей. В 1133 г. Л. разослал настоятелям обителей составленный им свод постановлений, известный как Ктиторский Типикон св. Варфоломея из Тригоны. Этот свод ежегодно должны были зачитывать монахам. В том же году кор. Рожер установил архимандритию (Vat. lat. 8201. F. 56), в к-рую входило 48 мон-рей: 18 небольших сицилийских и 4 калабрийские обители подчинялись непосредственно архимандриту и управлялись экономом, 13 более крупных сицилийских и 3 калабрийских мон-ря имели игуменов, избираемых монахами, но находились под юрисдикцией архимандрита, к-рый принимал участие в их назначении. Л. установил единые дисциплинарные правила и упорядочил церковный устав во всей архимандритии. Он сделал Сантиссимо-Сальваторе центром духовного просвещения, пригласив туда знатоков церковного пения, лучших учителей, грамматиков, каллиграфов, а также собрав обширную б-ку не только духовных, но и светских книг. Собор в мон-ре Сантиссимо-Сальваторе был богато украшен и имел множество реликвий.

http://pravenc.ru/text/2110804.html

Рубрики Бенджамин Спок. Любовь и здравый смысл 14 мин., 27.04.2018 Поделиться Книга врача-педиатра Бенджамена Спока «Ребенок и уход за ним» вышла более 70 лет назад, но до сих пор остается мировым бестселлером, причем у нее есть и горячие сторонники, и фанатичные противники. Как же все-таки следует сейчас, в XXI веке воспринимать и личность доктора Спока, и его книгу? Мы спросили об этом педагога Ирину Лукьянову и педиатра Татьяну Шипошину. 2 мая - 115 лет со дня рождения знаменитого доктора.     Педагог Ирина Лукьянова На книгах доктора Спока родители вырастили не одно поколение детей. Но в XXI веке авторитет доктора подвергли сомнению: советы он давал неправильные, сам был плохим отцом и даже извинялся за свои рекомендации — так что воспитывать детей по Споку нельзя! Он в самом деле был сложным человеком и отнюдь не идеальным отцом. Нападки на его книгу вызваны отчасти неприятием его политических взглядов, отчасти — тем, что отношение к Споку-политику и Споку-отцу публика перенесла на Спока-профессионала. Но Спок — не воспитатель. Он доктор. Доктор, который первым сказал родителям: «Доверяйте себе, вы знаете гораздо больше, чем вам кажется». Это утешительные слова для неопытных пап и мам, которые с опаской берут на руки первого ребенка: непонятно, как его держать, чтобы у него не отвалилась голова, что делать, чтобы он не издавал таких чудовищных звуков. В девяностом году, когда у меня родился первый ребенок, книжка Бенджамена Спока «Ребенок и уход за ним» была у меня настольной — и очень выгодно отличалась от суровых советских брошюр, требовавших стерильности, дисциплины и режима. Спокойная, основанная на здравом смысле книга доктора Спока как будто разрешала родителям быть собой, расслабиться и слушать не категоричные рекомендации медиков, не знакомых, а себя и своего ребенка. Он прямо в первых строках об этом говорит: «Не бойтесь доверять собственному здравому смыслу. Воспитание ребенка не будет сложным, если вы сами не будете его усложнять. Доверяйте своей интуиции и следуйте советам детского врача. Главное, что нужно ребенку, — ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания». И еще: «…Хорошие, любящие родители интуитивно выбирают самые правильные решения. Более того, уверенность в своих силах — залог успеха. Будьте естественны и не бойтесь ошибок».

http://foma.ru/lyubov-zdravyiy-smyisl.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИСАИЛ Сщмч. Мисаил Рязанский. Икона. Нач. XXI в. (Свято-Троицкий муж. мон-рь в Рязани) Сщмч. Мисаил Рязанский. Икона. Нач. XXI в. (Свято-Троицкий муж. мон-рь в Рязани) († 9.04.1655, с. Агломазово Шацкого у.), сщмч. (пам. 10 сент.- в Соборе Липецких святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), Шацкий, архиеп. Рязанский и Муромский (1651-1655). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. Род. в с. Грузине Новгородского у., принадлежавшем новгородскому Деревяницкому в честь Воскресения Христова монастырю . В этом мон-ре М. принял постриг и вел строгую благочестивую жизнь, со временем стал иеромонахом и ризничим митр. Новгородского Никона (Минова) (буд. патриарх Московский и всея Руси), к к-рому был близок на протяжении своей дальнейшей церковной карьеры. В 1651 г. Никон предложил кандидатуру М. на замещение вакантной Рязанской кафедры. 13 апр. 1651 г. М. был поставлен патриархом Иосифом в присутствии царя Алексея Михайловича во архиепископа Рязанского и Муромского. 5 мая 1651 г. М. получил ставленную грамоту, а 13 мая прибыл в свою епархию. В последующие годы М. нередко бывал в Москве. Так, 5 апр. 1652 г. вместе с митр. Казанским Корнилием , архимандритами и игуменами он встречал в с. Тушине у ц. Спаса на Сходне гроб с телом 1-го патриарха Московского свт. Иова . В июле 1652 г. М. участвовал в церковном Соборе, созванном для избрания нового патриарха (избран был Никон), и являлся одним из кандидатов на Патриарший престол. В мае 1653 г. М. был вызван в Москву для участия в совещаниях по вопросу о присоединении Украины к России, а осенью присутствовал на Земском Соборе по тому же вопросу. Весной 1654 г. М. принимал участие в заседаниях церковного Собора по церковной реформе, сторонником к-рой являлся. М. пользовался благосклонностью царя. Так, осенью 1653 г. он получил из царской казны богатые дары за успехи в миссионерской деятельности. Царь пожаловал ему «шапку святительскую золотую с камени и жемчуги прежних… патриархов… из… ризницы», стоимость к-рой составляла более 1000 р. Также для М. были изготовлены «серебреные позолоченные рипиды… и стул аправной в службе» ( Воздвиженский. 1820. С. 115-116).

http://pravenc.ru/text/2563366.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Большекулачье. 1902–1905 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Большекулачье. 1902–1905 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Омской епархии Омской митрополии), находится в дер. Большекулачье Омского р-на и обл. Открыт решением Синода от 16 июля 1995 г. при храме во имя свт. Николая Чудотворца (1902-1905). В 1751-1753 гг. в с. Кулачинском (позднее Б. Кулачи, ныне дер. Большекулачье) на средства Ивана Мироновича Круглова и др. односельчан был построен из соснового леса храм во имя свт. Николая Чудотворца. К 1793 г. церковь с колокольней «сделалась твердостиопасной», поэтому кулачинцы за одно лето возвели деревянную церковь на каменном фундаменте с приделом во имя мучеников Кирика и Иулитты. В 1864 г. был построен новый деревянный храм, клирики к-рого окормляли жителей близлежащих деревень Надеждина, Харина и Луговая (Коконовка). К церкви были приписаны часовня апостолов Петра и Павла (1822; перестроена в 1902; ежегодные богослужения совершались 29 июня) в дер. Харина и часовня Казанской иконы Божией Матери (ежегодные богослужения совершались 8 июля и 22 окт.) в дер. Луговая. В 1900 г. в приходе насчитывалось 2723 чел., в 1913 г.- 1319 чел. (ок. 1900 вместо дер. Надеждина в приход вошла менее населенная дер. Давыдовка). Указом Синода 12 апр. 1882 г. по представлению тобольского епархиального руководства было преподано благословение «за заслуги по духовному ведомству» крестьянину Порфирию Малахову, пожертвовавшему 115 р. «на заведение колокола в свою приходскую церковь». В кон. 1900 г. деревянный Никольский храм (1864) сгорел, в 1902-1905 гг. на средства прихожан была построена одноименная каменная церковь (без приделов) по типовому проекту: кубический одноглавый четверик с небольшой трапезной и шатровой колокольней. Причт проживал в 3 домах, предоставленных общиной, имел 90 дес. пахотной и 9 дес. сенокосной земли. К 1914 г. священник получал ежегодно 130 р. из казны, диакон - 35 р. 20 к. Также священник за преподавание Закона Божия в министерской школе получал 60 р. в год. Во время первой мировой войны (1914-1918) при храме устраивались благотворительные вечера духовного пения в пользу раненых воинов, выступал церковный хор под упр. учителя Карпова.

http://pravenc.ru/text/2566182.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Николаевский Непоротовский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Николаевский Непоротовский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Николаевский Непоротовский мон-рь «Галиц») (Черновицкой и Буковинской епархии УПЦ), находится в урочище Монастырь, к северо-востоку от с. Галица Сокирянского р-на Черновицкой обл. (Украина). XII - кон. XVIII в. Изучение истории Н. Ч. м. осложняет полное отсутствие письменных источников о нем до 2-й пол. XVIII в. По мнению археолога Б. А. Тимощука, обитель возникла не позднее XII в. ( Тимощук. 1984. С. 84) рядом с пограничным древнерус. г. Кучелмин, к-рый исследователь отождествил с городищем в урочище Галица на берегу р. Каютин, близ ее впадения в Днестр (Там же. С. 85). Это отождествление в 2000-х гг. было поддержано археологом С. В. Пивоваровым. Основной монастырский пещерный комплекс (по подсчетам Б. Т. Ридуша, включает 21 помещение; см. Piдyш. 2000. С. 110) располагается на правом склоне Галицкого оврага (схему см.: Там же; Мандзяк. 2016. С. 299). Площадь самых маленьких помещений бывших часовен и кладовых составляет 2×2 м и до 2 м в высоту, хозяйственные помещения и кельи достигают размеров 3×3,5 м и до 3,5 м в высоту ( Piдyш. 2000. С. 114). Пещерный храм занимал наиболее значительное помещение (4×8 м и 3,5 м в высоту), поднятое на 3 м выше келий, в к-рое вела каменная лестница, в нем сохранились остатки штукатурки на стенах и фрагменты крупных деревянных балок; портал храма был выложен каменной кладкой (Там же. С. 115). Первоначально и вплоть до 1-й четв. XIX в. пещерный храм и весь мон-рь, вероятно, имели посвящение св. Георгию Победоносцу ( Щеглов. 1898. С. 509). Неподалеку от основного монастырского комплекса располагались еще неск. пещер. К востоку от него, примерно в 50 м, расположена т. н. пещера пустынника (ширина 4,2 м, длина 4,5 м) с выдолбленной в скале гробницей и нишей в сев.-вост. части помещения (возможно, служила алтарем). В этой пещере были обнаружены осколки глиняной посуды, датируемые XV-XVI вв. Напротив основного монастырского комплекса, на левом склоне Галицкого оврага, исследовались 3 пещеры. На скале между ними и в одной из пещер были обнаружены изображения крестов различного вида и размера, отдельных букв и знаков. По иконографии некоторые изображения относятся исследователями к периоду не позднее XIII-XIV вв. ( Piдyш. 2000. С. 118, 125). В скальной стенке к западу от монастырского комплекса был исследован 3-нефный грот (длиной 44 м, глубиной 5,6 м, в среднем нефе высота стен достигает 5,6 м). На юж. стене среднего нефа вырезаны 17 изображений крестов, на вост. стене расположена прямоугольная полуниша для установки иконы. В гроте обнаружены осколки керамики XVI-XVIII вв. (Там же. С. 118).

http://pravenc.ru/text/2566194.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010