Raine, Kathleen, 33, 63 Robinson, J.A.T., 19 Romanos the Melodist, St, 94, 192 Rozanov, Vasilii, 140, 192 Ruskin, John, 153 Sarapion the Sindonite, St, 7 Sayings of the Desert Fathers, 12, 35, 48, 68, 88, 112, 140, 142, 143, 146, 150, 151, 154, 171, 178, 192 Schmemann, Alexander, 112, 192 Seraphim of Sarov, St, 118, 129–31, 151, 192 Sergius of Radonezh, St, 49, 192 Shakespeare, William, 33 Shaw, George Bernard, 54 Sherrard, Philip, 67, 193 Sisois, Abba, 143 Staniloae, Dumitru, 69, 85, 87, 116, 193 Suso, Henry, 160, 195 Symeon the New Theologian, St, 12,21,30, 32,08, 119, 137, 170, 193 Synesius of Cyrene, 41, 193 Talmud, 62, 84 Theoklitos, Fr, 52, 174, 193 Theophan the Recluse, 151, 172,193 Theophilus of Antioch, 31, 193 Thompson, Francis, 29, 195 199 Tikhon of Zadonsk, St, 148, 193 Tolkien, J.R.R., 184 Tolstoy, Leo, 10 Traheme, Thomas, 24, 195 Tyrrell, George, 13, 195 Varsanuphius, St, 72, 193 Vaughan, Henry, 172 Vladimir Monomakh, 24, 193 Way of a Pilgrim, 166, 194 Wesley, John, 22 Williams, Charles, 35 Zachariah, Fr, 127–31, 194 Zosima, Starets, 81, 108 SUBJECTS Abraham, 15 Active life, 142 Age to come, 178–8 Angels, 62–63,74 Animals: compared with man, 60–61 in Age to come, 183 Antichrist, 179–80 Apatheia; 156 Apollinarianism, 99 Apophatic approach, 16–17, 162–3, 167 Arians, 96 Asceticism, 79–80, 156 Assumption of Virgin Mary, 103 Augustinian view of fall, 81, 102 Baptism: of Christ, 45, 123 of Christian, 132–3, 137–8, 145 Bible, 130, 146–9, 162 Body, the human, 60, 96, 79, 155–6, 176 see Resurrection Calvinism, 80 Cataphatic approach, 163 see Apophatic approach Chrismation, 133 Christ: see Jesus Christ Church: as ikon of Trinity, 49 and love, 51 and Holy Spirit, 138 membership of, 143–4 Communion, Holy: see Eucharist Confession, 128 Confirmation, 133 Contemplation, 141, 157–62 contemplative and active life, 142 Councils, the seven Ecumenical, 36, 94–95 Creation, 44, 55–58 ex nihilo, 55 continual, 57 Cross, 83,88,104–10,151,173–4 Darkness, the divine, 13–17, 31, 141, 169–70, 175–6

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/th...

См. письма Кантакузина к Любарту-Дмитрию и Феогносту (1347 г.) - 102. I. 265 и 262. 190, с. 700-703 (и в 102, I, 268-270 в синодальном постановлении по тому же делу): ср. ниже, Приложение I. Все эти документы в 102. I, 261-271. См. гл. 4. Обращение в письме Кантакузина, 102, I, 261. К Феогносту патриарх Иоанн Калека в 1339 году обращался как к μητροπολτης " Ρωσας και πρτιμος (102, I, 191); его преемник Алексий носил титул μητροπολτης Κυεβου και πσης " Ρωσας και πΕρτιμος (102,1,350). Ср.61, с. 152-184. Ср. 201, I, 2. с. 148-150. 102, I, 191. Насонов А. (изд.). Псковские летописи, М.-Л., 1941, с. 17-18: ср. 46. с. 117-118. Об отлученном Александре говорится уничижительно, λκης, а об Иване Московском как о о των " Ρως ρχων. (Ср. Κουροσης. Γαβαλας, pp. 248-252). 246. с. 359. Ср. 78. с. 132, и выше, гл. 3. Письмо Любарту, 102, I, 265; подобные же выражения в хрисовуле (ук. изд.. с. 700; ср. 102, I, 268) и в посланиях к Феогносту (102, I. 262) и к Симеону Московскому (102, I, 264), а также в синодальном постановлении об упразднении Галицкой митрополии (102, I, 267). 95. с. 162-166,- 84, с. 145-162. Ad loanem Cantacuzenum oratio prima, 17. См.: 94, с. 9. Джанибек, очевидно, хотел укрепить финансовое положение Орды. Он не только напал на привилегированные итальянские колонии на Черном море, но и сократил привилегии русской церкви, на что некоторые русские жаловались монгольским властям. Впрочем, митрополит Феогност сумел посетить Сарай в 1342 году и получить некоторые привилегии, подкупив самого хана, вдову Узбека Тайдулу и нескольких монгольских чиновников (217, с. 215). Он получил официальное освобождение духовенства от подушного налога, но иммунитета для всего церковного имущества не добился (ср. 227. с. 69-77). Об этих событиях см.: 67, с. 192-197. См. гл. 3. 176. с. 604-605. 78, с. 137. В письме 1347 года Кантакузин совершенно ясно говорит, что Феодор пришел в Константинополь «недавно», чтобы добиться своего назначения (102. I, 265). 102, I. с. 263. Hist. Byz., XXVIII, 35-36, ed. Bonn, III, с. 199-200.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

В 1365-1366 годах Страцимир, сын болгарского паря Иоанна-Александра, был перекрещен францисканскими монахами вместе с тысячами болгар в городе Вилине, который тогда был захвачен Людовиком Венгерским. Текст документа генерала францисканцев: L. Wadding, ed., Annales Minorum, VIII, Rome, 1783, pp. 196-197; см. также 111. 111, с. 581. Ср. гл. 1. Ср. гл. 8. Подлинный ответ Филофея Ольгерду, к сожалению, не сохранился, он цитируется в послании к Алексию (102, I, 321; об этом документе, его дате и авторстве см. гл. 2). 102, I, 321-323; ср. Приложение 6. 246, с. 392. 237, стлб. 95. Письмо Алексию (102, 1, 585-586) и Михаилу (102, I, 586). 102, I, 321. 102, 1, 591. О Киприане см., в частности, 134 и 173. О его миссии в России в 1372-1375 годах см., в частности, 233, с. 25-31. 237, стлб. 105; ср. также молитвы за успех миссии Киприана в патриаршем постановлении 1389 года, 102, II, 118-119. 246, с. 395. 246. с. 395. 246, с. 398. 229, с. 102-103 и 233, с. 31/38. О Некомате и генуэзцах см. гл. 9. Ср. 236, стлб. 109-110. Дату называет сам Киприан в своем «Завещании», воспроизведенном в летописи (217, с. 196); ср. 201, с. 214. Первоначальный титул нового митрополита находим в синодальном постановлении 1389 года: 102, II. 120. Тинефельд (177, с. 375) на основании постановления 1380 года утверждает, что официальным титулом Киприана был ΚυΕβου και Λιτβν. Однако постановление 1380 года очень небрежно передает титулы (это относится и к титулу Λιτβν και Μικρς " Ρωσας, 102, II, 13). Киприан всегда утверждал, что сначала он был поставлен митрополитом «русским». Именно так было, в частности, с синодальным постановлением патриарха Нила 1380 года. (См. 102, II, 12-18). Киприана и последствия его по-разному интерпретировались в 1380 (102, II, 12-18) и в 1389 году (102, II, 116-129). Однако в целом рассказ 1389 года кажется более объективным и точным (см. 134. с. 87-88). См. обширные выдержки из обоих документов в Приложении 10. Византийский канонический принцип икономии часто и неточно понимают как произвольное применение канонов в интересах политики. На самом деле, однако, принцип «икономии» предполагает заботу о спасении чего подчас нельзя достичь прямым и формальным применением канонических правил. Понятие это основано на новозаветной терминологии. (См. 106, с. 88-90). В случае назначения Киприана, икономия означала заботу о православном населении государства Ольгерда.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Пс 140 в других христианских традициях . В большей части сохранившихся традиций вост. христианства Пс 140 является частью группы вечерних псалмов. В арм. богослужении на вечерне поется группа псалмов 139, 140 и 141 (псалмы 139 и 141 могут быть поздним добавлением к арм. традиции, где также известно повторение стиха из Пс 140. 2 в определенные дни - см.: Janeras. 1964. P. 219-220). В различных традициях сир. христианства (яковиты, марониты, несториане) вечерние псалмы включают группу из псалмов 140, 141, 118. 105-112 и 116 (в стихе из Пс 118. 105 говорится о «светильнике», что, возможно, и стало причиной выбора этого отрывка), к к-рой может прибавляться поэтический материал (в Церкви Востока до или после этой группы псалмов, в практике др. сир. Церквей - только после нее) (см.: MacLean. 1894; Griffiths. 2005; Woolfenden. 2004). В эфиоп. традиции Пс 140 включен в праздничную вечерню (wazema) как последний из 3 псалмов, составляющих основную часть этой службы ( Habtemichael-Kidane. 1998). В копт. традиции, напротив, единственная связь Пс 140 с вечерним богослужением - это использование 1-2 стихов с припевом «Аллилуия» в вечерней службе каждения ( Burmester. 1967. P. 42-43). Насколько важной была роль Пс 140 в традиц. вечерней службе зап. Церквей - менее понятно. Все богослужебные традиции кафедрального типа в Риме были поглощены монашеским обрядом, к-рый со мн. изменениями был зафиксирован в рим. Бревиарии, использовавшемся до 1914 г. Вечерня в этом обряде имеет разные наборы псалмов для каждого дня недели, за ними следуют гимн (добавленный в службу позднее), короткое библейское чтение, стих и респонсорий перед песнью Богородицы ( «Величит душа Моя Господа» ; см. также ст. Magnificat ). Стих и респонсорий для большинства дней недели - Пс 140. 2. Предполагается, что это может быть остатком пения всего псалма, т. к. ритуал каждения лежал в основе вечерни по рим. и бенедиктинскому обрядам ( Winkler. 1974. S. 97-99). В амвросианском обряде Пс 140 первоначально употреблялся по пятницам в период Великого поста как 1-й элемент службы lucernarium, соединяя т. о. ритуал возжжения света с принесением каждения; последовательное использование Пс 140 в испано-мосарабском и галликанском обрядах не прослеживается (см.: Woolfenden. 2004).

http://pravenc.ru/text/ Господи воззвах ...

Монастырь прп. Иова Почаевского Hofbauernstr. 26 тел.: +49 (0) (89) 2031 9085, +49 (0) (1761) 834 895 9; факс: +49 (0) (89) 88 67 77 архиепископ Марк (Арндт) епископ Агапит (Горачек) игумен Евфимий (Логвинов) монах Имя (Фамилия) Храм Архистратига Божия Михаила Achatstr. 14 тел.: +49 (0) (89) 930 12 92 архиепископ Марк (Арндт) иерей Андрей Березовский Германской епархии РПЦЗ управление Hofbauernstr. 26, тел.: +49 (0) (89) 2031 9085; факс: +49 (0) (89) 88 67 77 архиепископ Марк (Арндт) епископ Агапит (Горачек) Храм свт. Николая Чудотворца Kapelle des Alexianer-Krankenhausses; Alexianerpl. 1 тел.: +49 (0) (241) 401 70 67, +49 (0) (2104) 45390 иерей Андрей Остапчук Нюрнберг Община Рождества Пресвятой Богородицы Kolpingasse тел.: +49 (0) (911) 53 59 24 протоиерей Евгений Скопинцев Ольденбург Храм ап. Петра Ammerländer-Heerstr. 40 тел.: +49 (0) (441) 560 05 26 иерей Аркадий Дубровин диакон Александр Соколов Регенсбург Храм Покрова Пресвятой Богородицы Pruefeningerstr. тел.: +49 (0) (941) 2804 0744, +49 (0) (941) иерей Виктор Вдовиченко Саарбрюкен Храм прмц. инокини Евгении Friedenskirche; Wilhelm-Heinrich-Str. тел.: +49 (0) (1632) 586 298 иерей Димитрий Свистов Сеннештадт Храм Преображения Господня Am Beckhof 16-18 тел.: +49 (0) (5205) 967 863 , +49 (0) (1799) 706 915 иерей Димитрий Калачев Филлинген-Швеннинген Храм Архистратига Божия Михаила Unterer Dammweg 6/3 тел.: +49 (0) (1520) 291 056 5 иерей Димитрий Свистов Франкфурт-Хаузен Храм свт. Николая Чудотворца Am Industriehof 18 тел.: +49 (0) (69) 789 41 40, +49 (0) (6196) 42733; факс: +49 (0) (69) 7880 9931 протоиерей Димитрий Игнатьев иерей Виктор Зозуля Штраубинг Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Regensburger Str. 7a тел.: +49 (0) (941) 2804 0744, +49 (0) (9421) 923 772 иерей Виктор Вдовиченко Штутгарт Храм свт. Николая Чудотворца Seidenstr. 69 тел.: +49 (0) (711) 22 11 55 епископ Агапит (Горачек) протоиерей Илья Лимбергер иерей Владимир Бошманн иерей Игорь Блинов диакон Александр Бощманн Храм свт. Николая Чудотворца, усыпальница королевы Екатерины Павловны, Вюртембургской

http://patriarchia.ru/db/text/1434643.ht...

102, I, с. 578-580. Православные каноны прямо предписывают, чтобы «два или три епископа» принимали участие в поставлений каждого епископа (ср. I апостольское правило, 149, II, с. 4). Митрополия Угро-Валахии с центром в Аржеше, в Валахии, была образована в 1359 году и, несомненно, была намного доступнее для Галича, нежели Москва (ср. 102, I, 383). 102, I, 579. Любопытно, что когда Филофей писал Алексию о восстановлении Галицкой митрополии, он пропустил Туров в списке епископий, подчиненных Антонию; он также прямо указывает на то, что Луцк - который не был завоеван Казимиром - входит в юрисдикцию Киева (ср. 102, I, с. 583; по этому вопросу см. 242, с. 114-117; 78, с. 198-199). Таким образом, становится ясно, что границы Галицкой митрополии не были постоянными. Например, в 1376-1377 году епископ Владимира-Волынского был посвящен митрополитом Киприаном Киевским, а не Антонием (236, стлб. 181). Однако к этому времени последний, может быть, уже умер. (Ср. гл. 9). 102, I, с. 583. В 1372 году папа Григорий XI приказал архиепископу Краковскому назначить латинских епископов в Галич, Перемышль, Владимир-Волынский и Холм и сместить «епископов-схизматиков», которые, «как говорят, там находятся». (См. 115, 878, 884). В 1375 году папское повеление было выполнено. Митрополит Антоний был принужден покинуть Галич и перенести оттуда свою резиденцию (ср. 242, с. 118-120; И. Назарко, «Галицкая митрополия», Analecta ordinis S. Basilii Magni, ser. II, sect. II, vol. III (1-2), Rome, 1958, p. 177). Cp. 102, II, c. 528-530; см. также Заключение. Эти письма не сохранились, но они цитируются в ответе Ольгерда (102, I, 580) и в послании Филофея Алексию (102, I, 583). О предполагаемой датировке см. 27, с. 117, прим. 135. Послания Казимира и Ольгерда достигли Константинополя одновременно, Филофей сообщил Алексию их содержание в августовском послании 1371 года (102, I, 582-585). В патриаршем реестре Ольгерд именуется Βασιλες- των Λητβ " , но там же титул исправлен на ρξ, ибо именно так в византийских документах именовались все русские князья. (102, 1, 580-581).

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Гамбург Храм блж. Прокопия Устюжского Hagenbeckstr. 10 тел.: +49 (0) (40) 40 40 60, +49 (0) (40) 768 15 90 протоиерей Иосиф Вовнюк иерей Николай Волпер Ганновер Храм Рождества Христова Plueschow-Str. 6 тел.: +49 (0) (511) 45 67 38 протоиерей Серафим Корфф Дармштадт Храм равноап. Марии Магдалины Mathildenhoehe тел.: +49 (0) (6151) 424 235 иерей Иоанн Гринчук диакон Михаил Ирищук Зальцгиттер Храм свт. Николая Чудотворца Salzgitter, 38226 тел.: +49 (0) (5205) 967 863 , +49 (0) (5341) 941 366 иерей Димитрий Калачев Ингольштадт Храм свт. Николая Чудотворца Esplanade 38 тел.: +49 (0) (841) 127 22 31, +49 (0) (1764) 120 880 2 иерей Георгий Харлов Кассель Храм вмч. Пантелеимона Alte Bruder Kirche; Steinweg иерей Иоанн Гринчук Клоппенбург Храм прп. Серафима Саровского Ostring 33 тел.: +49 (0) (4471) 184 387 1 иерей Олег Никифоров Констанц Община иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» Schottenkapelle; Am Schottenpl. тел.: +49 (0) (7731) 794 562 иерей Димитрий Свистов Котбус Община свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Cottbus, 3048 тел.: +49 (0) (355) 79 04 89 иерей Александр Калинский Кёльн-Вестхофен Храм вмч. Пантелеимона Neue Strasse тел.: +49 (0) (1631) 858 316 иерей Александр Калинский иерей Андрей Остапчук Ландсхут Храм свт. Николая Чудотворца Gestutstr. 4a тел.: +49 (0) (871) 966 87 99 иерей Валерий Михеев Храм блж. Прокопия Устюжского Glockengiesserstr. 3 протоиерей Иосиф Вовнюк иерей Николай Волпер Мангейм Храм блгв. вел. кн. Александра Невского Gaertnerstr. 10 тел.: +49 (0) (621) 748 13 21 протоиерей Сергий Маношкин Минден Храм равноап. вел. кн. Владимира Sedanstr 19 тел.: +49 (0) (5205) 967 863 иерей Димитрий Калачев Мюнстер Община Казанской иконы Пресвятой Богородицы Hammerstraße 371, 48153 Münster тел.: +49 173 8559657 иерей Аркадий Дубровин Мюнхен Собор Новомучеников и исповедников Российских Lincolnstr. 58 тел.: +49 (0) (89) 690 07 16, +49 (0) (89) 316 31 63; факс: +49 (0) (89) 699 18 12 архиепископ Марк (Арндт) протоиерей Николай Артемов иерей Александр Ролоф иерей Андрей Березовский протодиакон Георгий Кобро

http://patriarchia.ru/db/text/1434643.ht...

Ср. упоминание о незамещенности кафедры в течение двух лет в документе октября 1393 года (102, II, 181). Большинство историков признает, что митрополит Антоний, посвященный Филофеем в 1371 году, дожил до этой даты. Однако имя Антония не упоминается в документах 1391 года, а источники показывают, что по крайней мере с 1381 года в Галиче был другой предстоятель (ср. глава 9, прим. 11). Ср. глава 8, прим. 60. О состоянии Галицкой митрополии в 1391-1393 гг. см.: 133, с. 29-31. 102, II, 157-158; о церковных связях Молдавии и Галича см. глава 8. Ср. его исповедь патриарху Антонию в 1394 году, 102, II, 224-230. Ср. 27, с. 385; ср. также 93, с. 224-256; 124, с. 289-299. 102, II, 158. Его имя упоминается в послании патриарха Антония Киприану: 102, II, 284. 102, II, 181. 246. с. 448. 102, II, 278-280. Ср. 133, с. 128, прим. 23. 102, II, 283-284. Церковные дела в «Мавровлахии» или Молдавии находились в еще большем расстройстве, чем в Галиче. Епископов туда посвящал Галиикий митрополит. Однако в 1394 году патриарх Константинопольский назначил туда грека Иеремию, но тот был отвергнут местными князьями. Компромиссное решение было найдено только в 1401 году, когда патриарх Матвей поставил в митрополиты Иосифа - одного из епископов, ранее посвященных в Галиче и отвергнутых патриархом (102, II, 528-530); ср.: Арсений (Стадницкий), «Исследования и монографии по истории молдавской церкви», СПб., 1904, с. 13-26; 83. с. 38-40. 217, с. 223; об этих событиях см. также: 242, с. 127-139. 201, с. 334-340; 134, с. 94, прим. 67 и 68. 246, с. 447. Епископ Михаил Смоленский, который, как мы видели, играл очень активную роль в церковной дипломатии этого периода, к этому времени уже не занимал кафедру. Несмотря на поставление его Пименом в 1383 году и на путешествие с последним в Константинополь в 1389, Михаил - бывший монах Симоновского монастыря, главного проводника византийского влияния в Москве - быстро перешел на сторону Киприана. Тем не менее, он вскоре покинул кафедру, оставаясь близким советником нового митрополита. В 1396-1397 гг. он сопровождал митрополита в подвластные Литве земли и ездил с ним в Киев. Именно там он поручил протодьякону митрополита Спиридону переписать и украсить миниатюрами великолепную Псалтирь. Эта Псалтирь является образцом русского искусства, вдохновленного византийскими образцами. Епископ Михаил умер в Москве в 1402 году (см.: Л. Лавровский. «Историко-критическая проверка каталога Смоленских епископов», Смоленские епархиальные ведомости, 1898, 14, с. 780-781; В. Майков, «О владыке Михаиле, упомянутом в записи лицевой Псалтири 1397 года». Сборник статей памяти Л. Н. Майкова, СПб., 1902, с. 99-107; Г. Вздорнов, «Исследование о Киевской псалтири», М., 1978, с. 31.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

По этому вопросу см.: 231, с. 317-324. 236, стлб. 263. Ср. гл. 6. Quando stirpe mascula deesset imperatoria, ad Vestram Illustrissimam Dominationem jure vestri faustissimi conjugii pertineret. (Senato, Secreti, XXVI, 50, цит. по: А. Шпаков. ук. соч.. I, XVIII). Ср.: Д. С. Лихачев, «Некоторые задачи...», с. 110-112. 117. Ср., в частности: Н. Н. Розов, «Повесть о Новгородском белом клобуке как памятник общественной публицистики XV века», 245, IX, 1953, с. 178-219 (анализ разных редакций и изводов; хронология, библиография). Из последних исследований Повести: Labunka, неопубликованная диссертация. Колумбийский университет, Нью-Йорк, 1975 г. Глава 4, прим. 84. Архиепископ Василий Калика действительно носил искусно сделанный, драгоценный белый клобук, который нашли в его могиле. (Н. Н. Розов, ук. соч., с. 191-192). Клобук мог расцениваться как отличие, дополняющее полиставрион. Его преемник Моисей на фресках в Болотове тоже был изображен в белом клобуке. Ср. 239, с. 292-295. Соколов, однако, считал «Повесть» произведением XVII века, что теперь опровергается исследованиями рукописной традиции, проведенными Розовым и, позднее, Лабункой. Оригинальный текст см.: 190, III, с. 700-603; 236, прил., с. 13-19; 102, I, с. 267-271 (как часть соборного деяния патриарха Исидора по тому же вопросу). «Время смуты» - период гражданской войны в Византии (1341-1347 гг.). Патриарх Иоанн Калека (1333-1347) - сторонник антипаламитов, низложенный в 1347 г. Оригинальный текст см.: 102, I, с. 520-522; 236, прил. стлб. 109. Оригинальный текст см.: 102, I, с. 523-534; 236, прил. стлб. 117-120. Оригинальный текст см.: 102, I, с. 577-578; 236, прил. стлб. 125-128. Оригинальный текст см.: 102, I, с. 580-581; 236, прил. стлб. 135-140. О возможном значении слова «нагубник» (чиновничья должность в Литве) см.: 236. прил., ст.тб. 139, прим. 4. Оригинальный текст см.: 102, I, с. 320-322; 236, прил. 155-160. Славянский текст см.: 234, 1860, май с. 84-85; 233, с. 195. Славянский текст см.: 234. 1860, с. 85-102, 448-462; 236, стлб. 173-186, 233. с. 195-201.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Пс.102:6.   Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Господь «творит» Свою милость и праведный суд тем, которых обижают (Евсевий). Пс.102:7.   Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя. Рукою дивного «Моисея» Господь изобразил спасение для нас как бы на картине: море — образ крещения, манна — образ небесной пищи. «Сказа пути своя Моисеови» , Господь открыл ему и значение образов закона и тени по отношению к будущим благам: что такое иудеи в таинственном смысле, что такое обрезание сердца, и жертва хвалы и оправдания. Получение закона есть дело милостыни, сострадания и благодати (Златоуст). Пс.102:8.   Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Человек сотворен по образу Божию с той целью, чтобы подвижнической жизнью унаследовать признаки Богоподобия. Я, — говорит Господь, — «щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102:8; Иоил. 2:13) и соблюдаю правду. Вот черты Божественного Лика, по которым узнается душа, причастившаяся Богоподобия. По любви к Богу восприемлет она труды на труды в стремлении к очищению себя, пока не преуспеет обрести черты божественного Богоподобия (Нил). Пс.102:9.   Не до конца прогневается, ниже во век враждует. Если бы Господь тотчас наказывал по тяжести греха, то уже давно бы род человеческий был бы истреблен (Златоуст). Пс.102:10.   Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Давид здесь повторяет ту же мысль о милости Божией различными словами, чтобы показать этим чрезмерность человеколюбия Божия. Когда Господь поразит тебя сильною скорбью, или болезнью, или бедою, — тогда будь благонадежен, что Он верно пошлет тебе и отраду, и, соответственно твоим страданиям, подаст тебе благодать мира, силы и радости (Иоанн Кронштадтский). Пс.102:11.   Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Пс.102:12.   Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Если бы Псалмопевец нашел еще большие расстояния, он указал бы их, желая показать необъятность божественной благости. Но ни выше неба, ни шире пространства мысль человеческая не нашла измерения (Златоуст, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010