Ign. Ep. ad Antioch. Ep. ad Eph. Ep. ad Magn. Ep. ad Phil. Ep. ad Smym. Ep. ad Tars. Ер. ad Tral. Ignatius Antiochenus episcopus Epistola ad Antiochenos//PG 5, 897–910. – Пер. заглавия: Игнатий Богоносец , сщмч., еп. Антиохийский. Послание святого Игнатия к Антиохийцам. Epistola ad Ephesios//PG 5, 729–756. – Pyc. пер.: Игнатий Богоносец , сщмч., en. Антиохийский. Послание святого Игнатия к Ефесянам//Писания мужей апостольских. – С. 331–340. Epistola ad Magnesios//PG 5, 757–778. – Pyc. пер.: Игнатий Богоносец , сщмч., en. Антиохийский. Послание святого Игнатия к Магнезийцам//Там же. – С. 341–351. Epistola ad Philippensis//PG 5, 919–942. – Пер. заглавия: Игнатий Богоносец , сщмч., еп. Антиохийский. Послание святого Игнатия к Филиппийцам. Epistola ad Smyrnaeos//PG 5, 707–718. – Pyc. пер.: Игнатий Богоносец , сщмч., еп. Антиохийский. Послание святого Игнатия к Смирнянам//Писания мужей апостольских. – С. 364–369. Epistola ad Tarsenses//PG 5, 887–898. – Пер. заглавия: Игнатий Богоносец , сщмч., еп. Антиохийский. Послание святого Игнатия к Тарсянам. Epistola ad Trallianos//PG 5, 777–800. – Рус. пер.: Игнатий Богоносец , сщмч., en. Антиохийский. Послание святого Игнатия к Траллийцам//Писания мужей апостольских. – С. 347–351. Ign. Dia c . Vita s. Niceph. Const. Ignatius Diaconus Vita sancti Nicephori Constantinopolitani archiepiscopi//PG 100, 41–160. – Pyc. пер.: Игнатий, диак. Житие святого отца нашего Никифора, архиепископа Константина града и нового Рима, списанное Игнатием, диаконом и скевофилаксом святейшей Великой церкви святой Софии//Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского. – Минск, 2001. – С. 3–71. Innocent . I Ep. Innocentius I papa Romae Epistula decretalis 7//PL 84, 646D-647B. – Пер. заглавия: Иннокентий I, папа Римский. Письмо-декреталия 7. Ioan . Chrysost. Ad illumin. Ad popul. Antioch. Ad Theodor. Adv. Jud. Adv. oppugnat, vitae monast. Ascetam facetiis uti non debere Contra anom. Contr. eos qui subintroduct. habent virgin. Contra theatra De adorat. crucis De anathem. De Anna De filio prodigo De Lazaro De Legislat. De patient. De poenit. De precat. De pseudoproph. De sacerd. De Sancta Pentecost. De virgin. Eclogae ex diversis homiliis Ep. Hom. in Acta apost. Hom. in Col. Hom. in Ep. I ad Cor. Hom. in Ep. I ad Thessal. Hom. in Ep. I ad Tim. Hom. in Ep. ad Tit. Hom. in Eph. Hom. in Gal. Hom. in Gen. Hom. in Hebr. Hom. in Ioan. Hom. in Magn. Hebdom. Hom. in Matth. Hom. in Phil. Hom. in Ps. Hom. in Rom. In Gen. sermon. In illud: In principio erat Verbum In illud: Mulier alligata est In illud: Propter fornicat. In illud: vidi Dom. In inscript. Act. In Job In kalend. In paralyt. In Pascha Laus Maximi

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Т. 94. Col. 1108В). Св. Григорий Богослов говорит: Бог Сын «воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить» (Or. XLV, 10/PG. Т. 36. Col. 636А). 435 Cp.: Попов И. В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского /Богословский вестник. 1904. Т. 3. С. 556–559. Профессор Попов особенно выделяет эту сторону учения преп. Макария и говорит, что его учение о непрестанном воплощении является единственным в своем роде в патриотической литературе (Цит. соч. С. 559. Примеч. 1). – В своем исследовании о преп. Макарии (Ibid. Р. 120) Штоффельс мимоходом напоминает об этом многозначительном факте; как он утверждает, св. Макарий «die historische Erl Eosung als Typus der Rettung jeder Einzelseele darstellt». 446 Hom. XVIII, 3. Col. 636C; Hom. XIX, 3. Col. 644D; De custod. cordis, 13. Col. 837BC. Ibid. 14. Col. 841A. 450 De patientia et discr. 22–23. Col. 884AB; Hom. V, 6. Col. 501BC; II Ep. Col. 42ID; Hom. XXI, 4–5. Col. 657CD. 476 Hom. XV, 22. Col. 589C. По преп. Макарию начало веры зависит от человека, а возрастание и совершенствование – от Бога. Связанная «оковами тьмы, возложенными на нее духами злобы», душа «не может ни любить Господа, ни сколько желает веровать». Hom. XXI, 2. Col. 656D. Cp.: Apophtegm. 20. Col. 249А. 478 Hom. XV, 22. Col. 589CD: «Как ты от членов своих принесешь Ему дар, так и Он, подобно сему, от собственных Своих членов уделит душе твоей, чтобы все тебе делать, и любить, и молиться чисто». 526 Hom. VI, 3. Col. 520BC; De orat. 3. Col. 886Ä Непрестанной молитвой человек побеждает «неустройство (и непостоянство) ума». 536 De orat. 2. Col. 853B. Cp.: De oral. 14. Col. 864D: «Дело молитвы и служения слову, совершаемое надлежащим образом, выше всякой добродетели и заповеди». 538 Hom. XL, 1. Col. 764A. Cp.: De custod. cordis, 8. Col. 825D; De perfect, in Spirit. 15. Col. 852B. 541 Так преп. Макарий истолковывает слова апостола Павла в церкви хощу пять словес умом моим глаголати ( 1Кор.14:19 ): « Церковь можно разуметь в двух видах: или как собрание верных, или как душевный состав.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1 In genes, hom. 16,2; сотр. ibid. 16,.1; hom. 17,5—7; Блж.Августин. De genes ad litt. XI.34; De civit.Dei, XIV, 11,2; Св.Дамаскин. Defid. 11,10. 2 Contra haer. V,24,. 4 et 3; ср. Св.Иустин. Dialog cum Tryph. C.103; Св.Амвросий. De paradis. C.11,9. 3 Orat.catech., C.6. 4 Стих. на Господи воззвах. Неделя сыропустная. 5 Свт.Григорий Богослов. Orat.45,8; t.36, Col.633A; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom.17,4. 6 Свт.Григории Нисский, in Christi resurrect.Orat.I. 7 Он же. Orat.catech. C.7; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 17,5. 8 Свт.Иоанн Златоуст. Ad Stagyrium, 1,5. 9 Свт.Макарий Великий. De custodia cordis. 12; comp. De libert.mentis.3. 10 Ср.: Св.Иоанн Дамаскин. De fid. IV.22; P.gr.t.94, col.1197C. 11 De civit. Dei. XIV, 12; comp. In Psalm. 71. 12 «Далече от Бога грех мя отрину», — скорбит православная душа в молитве Ангелу хранителю (Канон Ангелу хранителю, песнь 4). 13 De incarn. Verbi, 4; t.25. Col.104BC. 14 Он же. Contra gent.8; t.25, Col.16D. 15 Ibid.7; t.25; Col.16AC; ср. Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11,1 16 Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. n.13; In Psalm. 78, n.8. 17 De fid.IV,20; Col.1196BD; comp.ibid. 11,30; 11,4. 18 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 14,3; hom. 17,4: Блж. Феодорит. In Genes.quaest.38. 19 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 15,4: hom. 16,6. 20 De civil.Dei. XIV,13,2; 11,2; 13,1; De Genes.ad litt.. XI,39; cp. Св. Амвросий. In Psalm. 118, Sermo VII,8. 21 Свт.Иоанн Златоуст. In Matth.hom. 65,6. 22 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,4. 23 Блж.Августин. Enchirid. c.45. 24 Adversus Iudaeos. C.2. 25 Блж.Августин. Contra Julian.. VI, С.23. 26 De fid. 111,1; Col.981A; ср. Св. Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,5; hom. 18,1. 27 Св.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,30; Col.977CD. 28 Свт.Иоанн Златоуст. In Ephes.hom. 18,3. 29 Свт.Григорий Богослов. Orat.18,42; t.35, 1041А. 30 Свт.Василий Великий. Quod Dens non est auctor malor.7; ср. Тациан. Oral. ad Graec. C.2. 31 In Genes.hom. 17,9. 32 Contra Eunom.lib. 11,13. 33 In Genes.hom. 17,2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

Basilius Caesariensis. Epistula 169. Γρηγορ Βασλειος 1:45–46//Saint Basile. Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 2. Paris, 1961. P. 105. Basilius Caesariensis. Quod rebus mundanis adhaerendum non sit//PG. 31. Col. 556:38–43. Joannes Chrysostomus. Ad populum Antiochenum (homiliae 1–21) 6, 1//PG. 49. Col. 81:41–46. Joannes Chrysostomus. Ad illuminandos catecheses 1–2 (series prima et secunda) 1, 1//PG. 49. Col. 224:14–19. Βλ. επσης Joannes Chrysostomus. De baptismo Christi//PG. 49. Col. 363:40 — 364:2. Joannes Chrysostomus. De sancto hieromartyre Phoca//PG. 50. Col. 702:49–52. Joannes Chrysostomus. Non esse desperandum//PG. 51. Col. 368:17–21. Joannes Chrysostomus. Expositiones in Psalmos//PG. 55. Col. 304:11–18. Joannes Chrysostomus. In Matthaeum (homiliae 1–90) 3, 4//PG. 57. Col. 36:10–14. Cyrillus Alexandrenus. Commentarius in xii prophetas minores//Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in xii prophetas/ed. P. E. Pusey. Vol. 2. Oxford, 1868. [Brussels, r 1965]. Vol. 2. P. 327:8–11. Cyrillus Alexandrenus. De adoratione et cultu in spiritu et veritate//PG. 68. Col. 817:18–23. Cyrillus Alexandrenus.Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1337:51–54. Cyrillus Alexandrenus. Glaphyra in Pentateuchum//PG. 69. Col. 221:30–33. Cyrillus Alexandrenus. Glaphyra in Pentateuchum//PG. 69. Col. 324:27–31. Cyrillus Alexandrenus. Expositio in Psalmos//PG. 69. Col. 1128:3–4. Cyrillus Alexandrenus. Expositio in Psalmos//PG. 69. Col. 1208:53 — 1209:2. Cyrillus Alexandrenus. Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1196:14–19. Cyrillus Alexandrenus. Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1212:35–39. Cyrillus Alexandrenus. Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1396:13–20. Phipo Carpasianus. Enarratio in canticum canticorum//PG. 40. Col. 105:47 — 108:2. Ο αυτοκρτορας Θεδωρος Λσκαρης ονμασε το Πατριαρχεο Κωνσταντινουπλεως «θεα μτηρ κκλησα Χριστο», χωρς να νοηματοδοτε αυτ το νομα με κποια αντιπαρθεση με λλες Εκκλησες. Βλ. Theodorus Lascaris. Epistula 90. Ad Manuelem patriarcham I:1–6//Theodori Ducae Lascaris Epistulae CCXVII/ed. N. Festa. Florence: Istituto di studi superiori pratici e di perfezionamento, 1898. (Pubblicazioni del R. Istituto di studi superiori pratici e di perfezionamento in Firenze. Sezione di filosofia e lettere; 29). P. 117.

http://new.mospat.ru/gr/authors-analytic...

De resurr. De resurrectione lib. II//PG. T. 11. Col. 91–100. (O воскресении) Ep. ad Greg. Thaum. Ep. ad Gregorium Thaumaturgum (e Philocalia)/Ed. P. Koetschau//Des Gregorios Thaumaturgos Dankrede an Origenes. Freiburg. 1894. S. 40–14 (Письмо к Григорию Чудотворцу ). Ep. ad Jul. Afr. Epistula ad Iulium Afrikanum//PG. T. 11. Col. 48–85 (Письмо к Юлию Африкану ). Exort. ad martyr. Exortatio ad martyrium//PG. T. 11. Col. 561–638 (pyc. пер.: Ориген . Увещание к мученичеству/Пер.: Н. Корсунский//Отцы и учители Церкви III века. Т. 1–2. M. 1996.T. 2. С. 36–67). Hom. in Is. ln Isaiam homiliae 1–9//PG. T. 13. Col. 219–254 (Гомилии на кн. пророка Исаии). Hom. in Jer. In Ieremiam homiliae 1–21//PG. T. 13. Col. 25–542 (Гомилии на кн. пророка Иеремии). Hom. in Lev. Homelies sur le Levitique/Ed. M. Borret. Paris. 1981. Vol. 1–2. (SC. T. 286:287) (Гомилии на KH. Левит). Hom. in Luc. Homiliae in Lucam//PG. T. 13. Col. 1801–1901; Origenes Werke/Hrsg. M. Rauer. Berlin. 1959 2 . Bd. 9. (GCS; 49(35)) (Комментарий на Евангелие от Луки). ln Ep. ad Rom. Commentarium in Ep. ad Romanos, libri I–X//PG. T. 14. Col. 831–1294 (Комментарий на Послание к Римлянам). Select. in Ps. Ex Origenis Commentariis in Psalmos.//PG. T. 12. Col. 1053–1686 (Извлечения из Комментариев на Псалмы). Schol. In Matth. Scholia in Matthaeum. (Ex Origene in Evangelium secundum Matthaeum).//PG. T. 17. Col. 289–310 (Извлечения из Комментариев на Евангелие от Матфея). In Ps. In Psalmos//PG. T. 17. Col. 1024–1032 (Толкования на Псалмы). Philoc. Philocalia//PG. T. 12. Col. 1149–1164 («Филокалия»), Pallad. Palladius – Cem. Палладий Еленополъский Hist. Laus. Historia Lausaica//PG. T. 34. Col. 991–1260 (pyc. пер.: Палладий Еленопольский , cem. «Лавсаик» . M. 1992). Pamph. Pamphilus Caesariensis – Св. Памфил Кесарийский Apol. Apologia pro Origene//PG. T. 17. Col. 547–610 (Апология Оригена ). Phot. Photius Constantinopolitanus – Свт. Фотий Константинопольский Bibl. Bibliotheque/Ed. R. Henry. Paris. 1959. T. 1; 1960. T. 2; 1962. T. 3; 1965. T. 4; 1967. T. 5; 1971. T. 6; 1974. T. 7; 1977.T. 8.//PG.T. 103, 104. Col. 1–430 (Библиотека).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРДОСТЬ [гордыня; греч. περηφανα; лат. superbia], в христианстве один из основных человеческих пороков. Может обозначаться и др. греч. словами, приобретая при этом различные смысловые оттенки (самомнение, спесивость или кичливость, хвастовство, высокомудрие): οησις ( Clem. Alex. Strom. I 11//PG. 8. Col. 752; Palladius. Hist. Laus. 3//PG. 34. Col. 1090), τφος ( Basil. Magn. Adv. Eunom. I 13; Greg. Nyss. In Cant. Cantic. Hom. 15//PG. 44. Col. 1097; Idem. De orat. Dom. 2//PG. 44. Col. 1145), λαζονεα ( Ioan. Chrysost. In illud: Vidi Dominum. 4//PG. 56. Col. 124; Idem. In Matth. 65//PG. 58. Col. 624; In Matth. 72//Ibid. Col. 671; Idem. In Act. 32. 3//PG. 60. Col. 237; Суг. Alex. In Luc. 6//PG. 72. Col. 601 (πθος τς λαζονεας); Isid. Pel. Ep. I 233//PG. 78. Col. 328; II 104//Ibid. Col. 548; III 356//Ibid. Col. 1013), ψηλοφροσνη ( Ioan. Chrysost. In 1 Cor.//PG. 61. Col. 15; Method. Olymp. Conv. decem virg. II//PG. 18. Col. 205; Macar. Aeg. II 11, 13//PG. 34. Col. 832, 876; Apophtegmata Patrum//PG. 65. Col. 389; Isid. Pel. Ep. I 15//PG. 78. Col. 189; Maximus Conf. Ambigua//PG. 91. Col. 1352). В Евангелии от Марка (7. 21-23) Г. (περηφανα) указывается среди 12 злых помыслов, к-рые «извнутрь, из сердца человеческого, исходят». Ап. Павел включает Г. в число множества пороков, к-рые овладеют греховными людьми в последние дни (2 Тим 3. 1-9), людьми, отпавшими от Бога, не исполняющими данного Им закона (Рим 1. 30). Против Г. (λαζονεα) предостерегает в соборном Послании ап. Иоанн Богослов (1 Ин 2. 16), и ап. Иаков в соборном Послании также увещевает гордых: «...вы, по своей надменности (λαζονεαις), тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак 4. 16). Мн. св. отцы считают Г. последним из 8 основных грехов (о схеме 8 основных грехов см. в ст. Грех ): прп. Иоанн Кассиан Римлянин ( Ioan. Cassian. Collat. V 10), Евагрий Понтийский (Σκμματα. 45), прп. Ефрем Сирин ( Ephraem Syr. De octo cogit.), свт. Игнатий (Брянчанинов) (1996. С. 170) и др.

http://pravenc.ru/text/166207.html

PG, t. 44, col. 1316. PG, t. 94, col. 856. PG, t. 120, col. 507-509. PG, t. 36, col. 161-164. Антифон 4-го гласа на утрени. PG, t. 36, col. 159 ВС. PG, t. 32, col. 133 С. Литургия св. Василия Великого, тайносовершительная молитва. PG t 94, col. 821 ВС. PG, t. 7, col. 1082. PG, t. 8, col. 229 В. Тайноводство, 1: PG, t. 91, col. 665-668; P. de Lubas, op. cit., p. 27. См. вообще гл. II этой замечательной работы, где автор развивает идею единства человеческой природы в Церкви, основываясь главным образом на отцах Греческой Церкви. PG, t. 59, col. 361-362. PG, t. 74, col. 560. PG, t. 32, col. 108 ВС. Там же, col. 108-109. PG, t. 44, col. 1116-1117. PG, t. 160, col. 617 AB. PG, t. 120, col. 509 [Русск. пер.: Св. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны, Сергиев Посад, 1917, с. 14.] Выражение, взятое из " Слова 41-го, на св. Пятидесятницу " св. Григория Богослова (PG, t. 36, col. 441), которое послужило для составления наиболее прекрасных песнопений службы на св. Пятидесятницу. [О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914, с. 38-39.] Там же. Слово 45, 9, [Русск. пер.: Слова, вып. 1, с. 396.] Слово 57, 4. [Русск. пер.: Слова, вып. II, М., 1890, с. 47-48.] Глава IX. ДВА АСПЕКТА ЦЕРКВИ Миссия посланных в мир двух Лиц Пресвятой Троицы неодинакова, хотя Сын и Святой Дух совершают на земле одно и то же дело: Они созидают Церковь, в которой происходит соединение людей с Богом. Как мы уже говорили, Церковь есть одновременно и Тело Христа и полнота Духа Святого, " наполняющего все во всем " . Единство Тела относится к природе, " единому человеку " во Христе; полнота Духа относится к личностям, к множеству человеческих ипостасей, из которых каждая представляет собой целое, а не только его часть. Таким образом, человек по своей природе является частью, одним из членов Тела Христова, но, как личность, он также существо, содержащее в себе целое. Святой Дух, как царское помазание почивающий на человечестве Сына - Главы Церкви и сообщающий Себя каждому члену этого Тела, создает как бы многих христов, многих помазанников Божиих: это - личности человеческие на пути к обожению, стоящие рядом с Личностью Божественной. Так как Церковь есть дело и Христа и Духа Святого, то учение о ней имеет двойное обоснование: таким образом экклезиология одновременно уходит своими корнями в христологию и пневматологию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

Из последователей св. Макария, за исключением блаж. Диадоха , никто не обнаружил силы его созерцательности: преп. Зосима, Варсануфий, Дорофей сосредоточивались главным образом на вопросах практики. То же заметно у свв. Исихия, Марка, Нила. Это обстоятельство говорит об ослаблении мистического чутья и философских запросов в аскетической письменности V-VI вв. 83 . Созерцатели, очевидно, не пользовались симпатиями. Прикосновенность же их к оригенизму в конце концов совсем отодвинула их на задний план. Напротив, «практики» обнаружили особенную жизнеспособность, и их деятельность успешно возрастала (св. Иоанн Лествичник ). Так, несомненно, под общим влиянием догматических споров эпохи Юстиниана и богословие и аскетика в Византии начали приближаться к типу более простому, чуждому не только оригенистических крайностей, но и вообще философских отвлеченных тонкостей. 51 Преп. Макарий, hom.44, n.8;34, n.2;5, n.12 (р.п.§21), PG.34, 784С,745В,517А; р.п.(4 изд.), с.286,251,57. св. Григорий Нисский , In psalm, inscriptiones I,1, PG.44, 433C;457C; p.n.II, 3–4. 30; In Cant. Cant. hom..IX, PG.44, 968C; p.n.III, 242; De virginitate 1, PG.46, 320D; p.n.VII, 288; De beatitud. Or.I. PG.44, 1200D; p.n.II, 366–367. 52 Преп. Макарий, Hom.17, n.11;15, n.53 (р.п.51); 24, n.5, PG.34. 632А,613А,665В; р.п., с.153,138,183–184. св. Григорий Нисский , In Cant. Cant. hom..V,XV, PG.44, 873A,1109C; p.n.III, 135. 398; De vita Moysis, PG.44, 332A,361B-C; p.n.I, 263,298; De virginitate 4, PG.46, 348A; p.n.VII, 316–317. 55 Преп. Макарий, hom.7, n.5;8, n.3;10, n.1, PG.34,525D,529B-C.541 AB; р.п., с.66,69,79. св. Григорий Нисский , In Cant. Cant. hom..V. VI. X. XI. PG.44, 884A-B.892A. 993C-D,1000D; p.n.III, 147,156,271,278; De virginitate 4, PG.46, 348A; p.n.VII, 317. 56 Преп. Макарий, hom.4, n.10;10, n.2, PG.34,480B,541B; р.п., с.28,80. св. Григорий Нисский , De vita Moysis, PG.44, 373B; p.n.I, 312; In Cant. Cant, hom..I,XI, PG.44, 777D,1000D-1001A; p.n.III, 27,279; In psalm, inscriptiones I,7, PG.44, 456B; p.n.II, 27, De virgin.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Gregorius Nazianzenus . Funebris oratio in laudem Basilii Magni Caesareae in Cappadocia episcopi (orat. 43) 31, 5:1–4// Grégoire de Nazianze . Discours funèbres en l’honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée/éd. F. Boulenger. Paris, 1908. P. 126. Basilius Caesariensis . Epistula 41. Βασλειος πρς ουλιανν 1:8–14// Saint Basile . Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 1. Paris, 1957. P. 96–97. Basilius Caesariensis . Epistula 169. Γρηγορ Βασλειος 1:45–46// Saint Basile . Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 2. Paris, 1961. P. 105. Basilius Caesariensis . Quod rebus mundanis adhaerendum non sit//PG. 31. Col. 556:38–43. Joannes Chrysostomus . Ad populum Antiochenum (homiliae 1–21) 6, 1//PG. 49. Col. 81:41–46. Joannes Chrysostomus . Ad illuminandos catecheses 1–2 (series prima et secunda) 1, 1//PG. 49. Col. 224:14–19. См. также: Joannes Chrysostomus . De baptismo Christi//PG. 49. Col. 363:40 — 364:2. Joannes Chrysostomus . De sancto hieromartyre Phoca//PG. 50. Col. 702:49–52. Joannes Chrysostomus . Non esse desperandum//PG. 51. Col. 368:17–21. Joannes Chrysostomus . Expositiones in Psalmos//PG. 55. Col. 304:11–18. Joannes Chrysostomus . In Matthaeum (homiliae 1–90) 3, 4//PG. 57. Col. 36:10–14. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in xii prophetas minores// Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in xii prophetas/ed. P. E. Pusey. Vol. 2. Oxford, 1868. [Brussels, r 1965]. Vol. 2. P. 327:8–11. Cyrillus Alexandrenus . De adoratione et cultu in spiritu et veritate//PG. 68. Col. 817:18–23. Cyrillus Alexandrenus .Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1337:51–54. Cyrillus Alexandrenus . Glaphyra in Pentateuchum//PG. 69. Col. 221:30–33. Cyrillus Alexandrenus . Glaphyra in Pentateuchum//PG. 69. Col. 324:27–31. Cyrillus Alexandrenus . Expositio in Psalmos//PG. 69. Col. 1128:3–4. Cyrillus Alexandrenus . Expositio in Psalmos//PG. 69. Col. 1208:53 — 1209:2. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1196:14–19. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1212:35–39.

http://new.mospat.ru/ru/authors-analytic...

Святитель Иоанн Златоуст настойчиво проповедует это классическое учение. Он пишет: «Если присутствует Дух, не может не присутствовать Христос». В беседах на Послание к Римлянам он пишет: «Там, где находится Одно Лицо Троицы, там присутствует и вся Троица» (In Rom hom. 13. 8//PG. 60. Col. 519) 601 , поскольку они неразделимы. «Ибо един дар и едина сила Отца, и Сына, и Святого Духа» (In Ioh. hom. 86 (87). 3//PG. 59. Col. 471). Всё спасительное действие Бога приходит к нам от Отца через Сына, но совершается во Святом Духе. «Смотри, какова власть Духа! Что делает Бог, то называется действием Духа», – утверждает Златоуст в беседе на Деяния святых Апостолов (In Acta hom. 22. 2//PG. 58. Col. 744). И то же можно сказать о таинствах, где «все устрояет Отец и Сын и Святой Дух, а священник только дает на время свой язык и простирает свою руку», – учит Златоуст в своей 86-й гомилии на Евангелие от Иоанна (In Ioh. hom. 86 (87). 4//PG. 59. Col. 472). Соответственно, то, что мы получаем в Причащении, может быть названо благодатью Святого Духа. Об этом Златоуст говорит в нескольких местах: Мы должны приступать к этой трапезе и к сосцу духовной чаши... мы должны привлекать к себе, подобно грудным младенцам, благодать Духа (το Πνεματος τν χριν) (In Matth. hom. 82 (83). 5//PG. 58. Col. 744). Он прежде утолил жажду твою из Своего сосуда... Он тебя напоил дарами Духа Святого (In Matth. hom. 45 (46). 2//PG. 58. Col. 474). Ты насладился (πλαυσας) царской трапезы, исполнился Святого Духа? (In 1 Cor. hom. 27. 5//PG. 61. Col. 232). От этой трапезы бьет источник, изводящий реки духовные... У этого источника много потоков, которые изводит Утешитель, а посредником при этом бывает Сын (In Ioh. hom. 46 (47). 4//PG. 59. Col. 261–262). Учение Златоуста, таким образом, отражает развитое богословие Троицы Первого Никейского (325 г.) и Первого Константинопольского (381 г.) Соборов, столь сильно акцентированное в его трудах 602 . Святитель подводит итог этому в своей заключительной беседе на 2-е Послание ап. Павла к Коринфянам, комментируя знаменитое заключительное приветствие, которым заканчивается послание ( 2 Кор. 13:13/14 ) и начинается наша анафора:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010