Человеческая плоть Господа, будучи причастна Божеству, не сообщила Ему собственной слабости (σθνεια) (Ibid. Col. 1461). Господь претерпевал естественные страдания (φυσικ κα ναϒκαα πθη) не Божеством, но телом (Hom. 4//PG. 31. Col. 228-229; Ep. 261. 3). Опровергая еретическое учение о том, что Бог превратился в плоть (το Θεο ες σρκα τραπντος), Своим Божеством преложился в вещественную природу (Ep. 262. 1), В. В. замечает: если превратился, то изменился (Ibid. 2), однако Сын Божий не вышел за пределы Самого Себя, небо не оказалось лишенным Его, поскольку Божество не переходит из одного места в др., а бессмертное не подвержено изменениям (Hom. 27//PG. 31. Col. 1460-1461). По словам В. В., чисто и незапятнанно Божество, хотя заключено в вещественной природе (Ibid. Col. 1473). Святитель прибегает к образу соединения природ во Христе, как огня с железом (Hom. 27//PG. 31. Col. 1460). Сотериология Человек нуждался в искуплении для обретения свободы от диавола, однако выкуп (λτρον) должен был быть неравноценным (μ μοϒενς) с порабощенными (Hom. in Ps. 48//PG. 29. Col. 437). Для выкупа драгоценной души, заключающей в себе подобие Божие, необходим был Богочеловек (νθρωπος Θες) Иисус Христос. Господь Себя предал во искупление человека (Hom. in Ps. 115//PG. 30. Col. 109). «Ныне,- говорит В. В.,- начальство диавола уже низложено, почему ничто нам не мешает наслаждаться древом жизни» (Hom. 9//PG. 31. Col. 352-353). «Посмотри,- обращается он к своим слушателям,- «что дано взамен тебя и познай свою цену» (Hom. in Ps. 48//PG. 29. Col. 452), каковая есть Кровь Христа (Hom. in Ps. 61//PG. 29. Col. 476). Боговоплощение было совершено ради каждого человека (Hom. 3//PG. 31. Col. 213). Через сродство по плоти он взял на себя все человечество, чтобы вновь умертвить смерть (Hom. 27//PG. 31. Col. 1460). Спаситель был Богом, стал человеком по домостроительству, к-рое произошло добровольно (De Spirit. Sanct. 8. 18). Божественное достоинство Спасителя нисколько не унижается Его снисхождением (συϒκατβασις) (Hom. 15//PG. 31. Col. 468). Напротив, в Боговоплощении и крестном страдании проявляется превосходство Его крепости (σχς) более, чем в творении мира (De Spirit. Sanct. 8. 18). Он претерпел позорную смерть, дав людям достоинство (ξωμα) Божества (Asc. fus. 2//PG. 31. Col. 916).

http://sedmitza.ru/text/929111.html

Реликварий с частицами мощей свт. Василия Великого в Брюгге. Фотография. 2003 г. Реликварий с частицами мощей свт. Василия Великого в Брюгге. Фотография. 2003 г. Человеческая плоть Господа, будучи причастна Божеству, не сообщила Ему собственной слабости (σθνεια) (Ibid. Col. 1461). Господь претерпевал естественные страдания (φυσικ κα ναγκαα πθη) не Божеством, но телом (Hom. 4//PG. 31. Col. 228-229; Ep. 261. 3). Опровергая еретическое учение о том, что Бог превратился в плоть (το Θεο ες σρκα τραπντος), Своим Божеством преложился в вещественную природу (Ep. 262. 1), В. В. замечает: если превратился, то изменился (Ibid. 2), однако Сын Божий не вышел за пределы Самого Себя, небо не оказалось лишенным Его, поскольку Божество не переходит из одного места в др., а бессмертное не подвержено изменениям (Hom. 27//PG. 31. Col. 1460-1461). По словам В. В., чисто и незапятнанно Божество, хотя заключено в вещественной природе (Ibid. Col. 1473). Святитель прибегает к образу соединения природ во Христе, как огня с железом (Hom. 27//PG. 31. Col. 1460). Сотериология Человек нуждался в искуплении для обретения свободы от диавола, однако выкуп (λτρον) должен был быть неравноценным (μ μογενς) с порабощенными (Hom. in Ps. 48//PG. 29. Col. 437). Для выкупа драгоценной души, заключающей в себе подобие Божие, необходим был Богочеловек (νθρωπος Θες) Иисус Христос. Господь Себя предал во искупление человека (Hom. in Ps. 115//PG. 30. Col. 109). «Ныне,- говорит В. В.,- начальство диавола уже низложено, почему ничто нам не мешает наслаждаться древом жизни» (Hom. 9//PG. 31. Col. 352-353). «Посмотри,- обращается он к своим слушателям,- «что дано взамен тебя и познай свою цену» (Hom. in Ps. 48//PG. 29. Col. 452), каковая есть Кровь Христа (Hom. in Ps. 61//PG. 29. Col. 476). Боговоплощение было совершено ради каждого человека (Hom. 3//PG. 31. Col. 213). Через сродство по плоти он взял на себя все человечество, чтобы вновь умертвить смерть (Hom. 27//PG. 31. Col. 1460). Спаситель был Богом, стал человеком по домостроительству, к-рое произошло добровольно (De Spirit. Sanct. 8. 18). Божественное достоинство Спасителя нисколько не унижается Его снисхождением (συγκατβασις) (Hom. 15//PG. 31. Col. 468). Напротив, в Боговоплощении и крестном страдании проявляется превосходство Его крепости (σχς) более, чем в творении мира (De Spirit. Sanct. 8. 18). Он претерпел позорную смерть, дав людям достоинство (ξωμα) Божества (Asc. fus. 2//PG. 31. Col. 916). Экклезиология

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

1. Состав человека. Согласно В. В., человек двойствен по природе (διπλος) (Hom. 12//PG. 31. Col. 412). Его отличительный признак - разумность (Hex. 4. 5; 6. 1). Он есть ум (νος, а также душа - ψυχ), сопряженный с телом (Hom. 21//PG. 31. Col. 549). Преимущественного именования «человек» удостаиваются душа и ум (Hom. in Ps. 33//PG. 29. Col. 384). Собственно человеком являются душа и ум; тело и его ощущения - наше достояние, науки и искусства - то, что нас окружает (Hom. 3//PG. 31. Col. 204). Ум есть высшая часть души, стремящаяся к истине. Душа - тонкая и умная сущность, а тело дано ей в качестве носителя в нынешней жизни (χημα πρς τν βον) (Hom. 21//PG. 31. Col. 549), хотя его достоинство в том, что оно создано Самим Богом. Вслед за ап. Павлом (2 Кор 4. 16; Рим 7. 22) В. В. различает внешнего и внутреннего человека (Hom. 2//PG. 31. Col. 197). Облик внутреннего человека мы получаем в крещении (De bapt. I//PG. 31. Col. 1537). Душа праведника отрешена от тела, а грешника погрязла в плоти (Hom. in Ps. 7//PG. 29. Col. 233). Кто помогает плоти, тот поражает дух, кто союзник духу, тот порабощает плоть (Hom. 1//PG. 31. Col. 180; Hom. 2//PG. 31. Col. 185; Hom. in Ps. 32//PG. 29. Col. 345). 2. Способности души. В. В. использует основные понятия стоической антропологии. В душе есть владычественная (ϒεμονικν), рассудочная (λοϒιστικν), раздражительная (παθητικν), или вожделеющая (πιθυμητικν), способности ( Киприан (Керн) . 1950. С. 146), к-рые хороши или плохи в зависимости от того, как ими пользуется их обладатель (Hom. 10//PG. 31. Col. 365-369). Сердце обладает владычественной способностью, а «утробы» (νεφρο) - вожделеющей (Hom. in Ps. 7//PG. 29. Col. 244). Прав сердцем тот, чей рассудок (λοϒισμς) держится середины добродетели (Ibidem; Hom. in Ps. 28a//PG. 29. Col. 305) и удерживает раздражительную способность (Hom. 22. 7). Человек облечен свободой произволения (ατεξοσιον) (Hom. 9//PG. 31. Col. 345; Hom. 13//PG. 31. Col. 436) и мерилом (ζυϒς), или критерием, истины (κριτριον φυσικν - Ibid. Col. 405, 408; κριτριον τς ψυχς - Hom. in Ps. 32//PG. 29. Col. 325; κριτριον το νο - Ep. 233. 2), благодаря к-рому имеет возможность различать жизнь и смерть, добро и зло (Hom. in Ps. 61//PG. 29. Col. 480; Hom. in Ps. 45//PG. 29. Col. 424). В человека заложена способность к любви как некое врожденное свойство (σπερματικς τις λϒος) (Asc. fus. 2//PG. 31. Col. 908).

http://sedmitza.ru/text/929111.html

Люди из всех разумных существ наиболее изменяемы и непостоянны, они не тождественны себе (οτε ο ατο εσ αυτος) ни по телу, ни по душе, тогда как ангелы неизменяемы (Hom. in Ps. 44//PG. 29. Col. 388). Иное нас ожидает по воскресении, в стране живых, всегда подобных самим себе (μοων ντων ε ατν αυτος) (Hom. in Ps. 114//PG. 29. Col. 493), поскольку жизнь христианина однообразна (μοντροπος) и имеет одну цель - славу Божию (Asc. fus. 20//PG. 31. Col. 973; ср.: Asc. fus. 37//PG. 31. Col. 1016). 3. Образ и подобие. Образ Божий (εκν; μμησις - Hom. 26//PG. 31. Col. 1456; νωθεν συϒϒενεα («вышнее сродство») - Hom. 3//PG. 31. Col. 204) заключается в человеческом разуме или душе (νος, λϒος, ψυχ) (Hom. 3. 26; Hex. 9. 5; Ep. 233. 1; Hom. 4//PG. 31. Col. 221; Hom. in Ps. 115//PG. 30. Col. 109; ср.: Philo . De opif. 69), благодаря чему человек получает возможность изучать искусства и размышлять о высоких предметах (Hom. 8//PG. 31. Col. 317). Бог наделил его также свободой воли (Hom. 9//PG. 31. Col. 344) и властью над землей (Hex. 9. 5). В. В. различает понятия образа и подобия, говоря, что образом мы обладаем, а подобие обретаем в течение христ. жизни (Hom. in Ps. 48//PG. 29. Col. 49; Hom. 3//PG. 31. Col. 216), однако он не всегда учитывает это различение (Hex. 9. 6; Hom. 4//PG. 31. Col. 221; Reg. fus. 2//PG. 31. Col. 913). Достижение подобия выражается в близости (οκεωσις, οκειτης) к Богу, к-рая есть результат подражания Христу (Hom. 4//PG. 31. Col. 224; ср.: Hauschild . 1979. S. 309) при содействии Св. Духа (De Spirit. Sanct. 9. 23). 4. Разделение полов. По мысли В. В., все люди обладают единством природы (Hom. 26//PG. 31. Col. 1441), между ними существует равенство достоинства, равночестие (μοτιμα) (Ep. 262. 1), неразрушаемое в разделении полов. Мужчины и женщины во всем сродны (συϒϒενες) друг другу, будучи в равной мере созданы по образу Божию (Hom. 5//PG. 31. Col. 241; Moral. reg. 37). «Супружество,- говорит В. В.,- есть утешение (παραμυθα) в неизбежности смерти, ведь именно преемством рода Создатель обезопасил жизнь» (Ep. 301); женщине подобает образ жизни, согласный со Свящ. Писанием: в одежде - благоприличие, в общении с мужчинами - осмотрительность, в пище - умеренность, в воздержании - твердость, в молитве - неутомимость, в братолюбии - сострадание, в образе мыслей - скромность, в печали - равнодушие и память о Страшном Суде (Ep. 173). Хотя супруги составляют плоть едину (Еф 5. 32), однако Спаситель каждой душе дал свой путь (διαϒωϒ) в жизни (Hom. 5//PG. 31. Col. 248-249).

http://sedmitza.ru/text/929111.html

5. Грехопадение и смерть. Некогда Адам пребывал «горé» расположением воли (προαιρσει) (Hom. 9//PG. 31. Col. 344). Согласно В. В., до грехопадения не нужны были ни естественные, ни искусственные одежды, чтобы человек не отвлекался от устремления к Богу (Ibid. Col. 349); для него были уготованы светлые одеяния, подобные ангельским, к-рых он не получил (Ibidem); древо нужно было для испытания послушания человека (Ibid. Col. 348). «Адам вскоре пресытился благами, к-рыми одарил его Бог, и умной красоте (νοητς κλλος) предпочел то, что представляется красивым плотским очам, духовному - наполнение чрева» (Ibid. Col. 344). Так он стал злым не по необходимости, а по своему безрассудству (βουλα) (Ibid. Col. 345). Лишившись Бога, он стал смертным, поскольку Бог - жизнь, а лишение жизни - смерть (Ibidem). Человек же перестал подражать Богу и уподобляться Ему (Hom. in Ps. 48//PG. 29. Col. 449). «Отвергнув образ Небесного,- говорит В. В.,- он принял образ перстного (χοκς)» (Ibid. Col. 452); «пренебрегши постом, люди были выброшены из рая» (Hom. 1//PG. 31. Col. 168). Теперь человек по причине греха не сознает себя, поскольку, лишившись Слова, он стал как бы бессловесным (λοϒος) (Hom. in Ps. 48//PG. 29. Col. 453). Согласно В. В., смерть - от Бога, но она не есть зло (Hom. 9//PG. 31. Col. 332). Предел жизни от начала положен судом Божиим (Ibid. Col. 333). Настоящая жизнь есть подготовка к буд. жизни (Hom. 22. 2; Hom. in Ps. 48//PG. 29. Col. 432). После грехопадения Бог не пресек смерть, чтобы не сделать греховный недуг бессмертным (Hom. 9//PG. 31. Col. 345), поэтому телесная смерть не есть зло (Ibid. Col. 332). Для праведника смерть не есть тление (φθορ), но начало истинной жизни (Ep. 101; Hom. 5//PG. 31. Col. 245); не бесчестие, но переход к славе (Hom. in Ps. 115//PG. 30. Col. 112). При этом вечный покой ожидает праведников не по заслугам, но по благодати (Hom. in Ps. 114//PG. 29. Col. 492). Для грешника же смерть есть начало наказаний ада (Hom. 9//PG. 31. Col. 332), где он издали будет взирать на жизнь (Hom. in Ps. 48//PG. 29. Col. 441). В. В. разделяет христ. представление о смерти телесной и смерти духовной (окончательной).

http://sedmitza.ru/text/929111.html

Преп. Макарий, hom. 11, n.6. 7; 43, n.3, PG.34, 548D-549A. 773В; р. п., с.86. 277. 59 Hom.16, n.11, PG, 34, 621А; р. п., с.145. 60 Hom.19, n.8; 41, n.3, PG.34, 648D. 769В; р. п., с.169. 273. 61 Hom.29, n.5; 3, n.1; 19, n.2, PG.34, 717C-D. 468В. 644В–С; р. п., с.227. 18. 165. 62 Hom.19, n.7. 8; 40, n.2, PG.34, 648С.649А; 764В; р. п., с.168. 169; 268. 63 Hom.7, n.3. 5; 8, n.3, PG 34. 525В–С. D. 529В; р. п., с.66. 69. 64 Hom.1, n.3; 17, n.14; 49, n.4, PG.34, 453А. 633А. 816В; р. п., с.5–6, 155. 312. 65 Hom.4, n.15; 9, n.9, PG.34, 484В. 537 А–В; р. п., с.75–76. 66 Hom.46, n.3. 4; 15, n.38 (р. п. §36); 8, n.6;14, n.4, PG.34,793CD,601C.532C.572D; р. п., с.295. 129–130. 71.106. 67 Hom.4, n.10. 13, PG.34, 480В. 481C-D; р. п., с.28. 29. 68 Hom.15, n.28 (р. n.§ 26), PG.34, 593C-D; р. п., с.124. 69 Hom.25, n.9. 10; 4, n.29; 30, n.6, PG.34, 873В. С; 481А. 725А–В; р. п., с.190. 29. 233. 70 Hom.2, n.4; 7, n.5, PG.34, 465B–C.525D; р. п., с.16. 66. 71 Hom.9, n.12;46, n.3, PG.34,540B. 793C-D, р. п., с.77. 295. 72 Евагрий, Cap. practica ad Anatolium 63. 58, PG.40, 1236C-D,1233D-1236A; р. п., с.580,579 [с.109, гл.86]; Gnosticus (fragm.), ibid. 1285B; р. п., с.637 [с.118, гл.44]. св. Григорий Нисский, De vita Moysis, PG.44, 353C-D,361D-364A; р. п. I, 290. 299–300. In psalm, inscriptiones I,8, PG.44, 477B-C; р. п. II, 51; ep. canon, ad Letoium, PG.45, 224A-225A; р. п. VIII, 426–429; npen. Марк Подвижник, Praecepta salutaria 7, PG.65, 1040A (επιθυμα, см. Добротолюбие, т. I,§13, с.476), р. п.(М., 1858), с.281; ibid. 8, 1041А–В (οργ; §16, с.478); р. п., с.284. 73 св. Григорий Нисский, De virginitate 12, PG.46, 376АВ; р. п. VII, 347–348. 74 Евагрий, Cap. practica ad Anatolium 46. 39, PG.40, 1233А,1232В; р. п., с.577 [с.108, гл.74; с.107, гл.67]. Преп. Марк Подвижник, De lege spirit. 139 squ., PG.65, 921D squ., р. п., с.31 сл. 75 Евагрий, De octo vitiosis cogitationibus, PG.40, 1272A-1276A; р. п., с.603–605 [с.96–98]. У Евагрия эта схема встречается впервые. 76 Созерцание понимается как уврачевание высшей способности — ума — от»неведения»вещей божественных, αγνοια αγνωσα, Евагрий, Сар. pract. 59,58, PG.40, 1236А; р. п., с.579 [с.109, гл.87.86]; преп. Марк Подвижник, Praecepta salutaria. 10, PG.65, 1045ВС (Добротолюбие, т. I, §20, с.481); р. п., с.290. 77

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Общество По мысли В. В., человек - общественное существо (πολιτικν ζον; ср.: Arist . Pol. 1253a 3) и живет общинным образом (συναϒελαστικν) (Hom. in Ps. 14a//PG. 29. Col. 261); кроме того, он есть существо общительное (κοινωνικν) (Asc. fus. 3//PG. 31. Col. 917). В. В. считает, что социальная справедливость была бы соблюдена, если бы каждый ограничился самым необходимым (Hom. 6//PG. 31. Col. 276), в действительности же находящиеся ниже негодуют на тех, кто выше, что обделены ими (Hom. 5//PG. 31. Col. 252), а богатые, заполучив общее, присваивают его (Hom. 6//PG. 31. Col. 276). Имущество должно быть пособием в достижении вечной жизни (Hom. 7//PG. 31. Col. 297). Этому требованию удовлетворяет только общество христиан, в к-ром все общее - душа, согласие, стол и т. д. (Hom. 8//PG. 31. Col. 325), тогда как частная собственность (μτερα; τ δια), юность, богатство, слава, занятия искусствами, и наиболее вожделенным для всех искусством слова (ο λϒοι),- преходящи (Ep. 277; Hom. 21//PG. 31. Col. 545-548). К управлению (κυβρνησις) обществом должно привлекать тех, кто владеет своими способностями в совершенстве (Hom. 12//PG. 31. Col. 417). Настоящий правитель (κυβερντης) всегда находится в согласии с самим собой (Ibid. Col. 417-420). Человек телесно подчинен гражданскому закону, а душой - Богу (Ep. 276). У людей одним вверено начальство, др.- подчинение, первые должны знать и изучать обязанности всех, вторые же должны ограничиться исполнением своих обязанностей (Asc. br. 235//PG. 31. Col. 1240); рабы должны повиноваться, славя Господа, а господа, подражая Богу, должны быть милостивы к рабам (Moral. reg. 75. 2). При этом первые должны защищать предписания Божии (δικαιματα), а подданные - подчиняться во всем, что не противоречит заповеди Божией (Ibid. 79. 2). Так, и в военной жизни можно сохранить совершенство любви к Богу (Ep. 106). Неизменность общественного положения людей обеспечивает социальную устойчивость (δ κλσει μνειν) (Asc. br. 303//PG. 31. Col. 1297). Законным образом правления (ννομος πιστασα) В. В. называет царскую власть, к-рая видит своей целью не выгоду царя, но пользу для подданных (Hom. 12//PG. 31. Col. 390), такая власть, считает он, «во всем неподвластна греху» (Hom. in Ps. 32//PG. 29. Col. 345).

http://sedmitza.ru/text/929111.html

Ομιλα 14 εις ωννην//PG 59,91-92. Επιστολ 234//PG 32,869AB. Προς Θαλσσιον//PG 90,320A. Λγος 38//PG 36,324A. См. Пс 43:4. Πρς Μαρινον//PG 91,33А. Περι αποριων//PG 91,1253D. Πρς Ευνμιον//PG 45,461АВ. Λγος 45//PG 36,625С. Περ ουρανου Ιεραρχας 4, 1//PG 3,177С. Κεφλαια περ αγπης 1, 100//PG 90,981D-984A. Περ θεων ονομτων 5, 2//PG 3,816С. Там же, 5, 1//PG 3,816В.  Там же, 12, 4//PG 3, 972В. Μ. Βασιλεου Επιστολ 234//PG 32,868С. М. Αθανασου (ψευδ.) Διλογος μετ Μακεδονιανου 1, 14//PG 28,1313A. Κεφλαια θεολογικ 1, 42//PG 90,1193D. Περ αποριων//PG 91,1076С. Περ θεων ονομτων 5, 5//PG 3,820С. Πρς Ευνμιον//PG 45,1101D-1105A. Там же//PG 45, 1105С. Πρς Ευνμιον 2//PG 45,965B.  Διονυσου Αρεοπαγτου Περ θεων ονομτων 3, 1//PG 3,680B.  См. Мф 18:10. См. Исх 33:23, Чис 12:7–8, Втор 5:24. 1 Кор 13:12. См. Исх 33:20. Ин 1:18. См. Мф 5:8. См. Ин 3:34. μιλα εις ωννην 30, 2//PG 59,174. Κατ Ευνομου 2, 32//PG 29,648A. Περ θεων ονομτων 2, 7//PG 3,645В. Περ εκκλησιαστικς ιεραρχας 1, 4//PG 3,376В. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3, 956АВ. Об обожении ангелов см. Διονυσου Αρεοπαγτου Περ ουρανου ιεραρχας 7, 2//PG 3,208С. Там же, 12, 3 и 13, 3//PG 3, 293B, 301D–304A. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3,953D-956A. См. Мф 10:28. Κηρυκτικν εις Ευαγγελισμν 5//PG 28,924В. Περ γου Πνεματος 9, 22//PG 32,108С. Там же, 22, 53//PG 32, 168С. Имеется в виду Собор 1341 г. Εις 44 ψαλμν 6//PG 29,400С.  Περ θεων ονομτων 1, 4//PG 3,592ВС. См. Мф 13:43. Περ Αγου Πνεματος 9, 23//PG 32,109В. Ομιλα 1 εις Μεταμρφωσιν 12//PG 96,564В. 2-я кафизма перед полиеелеем на 6 день августа (Преображение Господне). М. Αθανασου (φευδ.) Περ σαρκσεως του Θεου Λγου 4//PG 28,96. Πρς Θαλσσιον//PG 90,320A. Περ αποριων//PG 91,1253D.  Κεφλαια θεολογικ 2, 90//PG 90,1168С.  См. Ин 14:27. См. Ин 14:27. Θεσαυρο 32: Περ γιας Τριδος 3//PG 75,453CD, 857B.  Ин 6:47. Θεσαυρο 14//PG 75,236ВС. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

http://pravmir.ru/feofan-ili-o-bozhestve...

in Ps. 45//PG. 29. Col. 428). Так люди разных народов, изобретая и изучая науки (египтяне - геометрию, халдеи - астрономию, греки - поэтику, риторику, софистику) и состарившись, по выражению В. В., в исследовании пустых предметов, оставили в пренебрежении познание Бога (Hom. 12//PG. 31. Col. 397; Hom. in Ps. 45//PG. 29. Col. 429). Поэтому необходимо отторжение учений вредных и бесполезных (Hom. 12//PG. 31. Col. 396, 397). Восхождение в познании от малого к великому происходит через упражнение в благочестии сообразно с силами человека (De Spirit. Sanct. 14. 33). Направление этого восхождения пролегает от страха к любви и включает в себя 3 ступени: очищение, освящение и соединение с Богом ( Humbertclaude . P. 84). Прежде всего необходимо принять Крещение, без к-рого невозможно созерцание Бога (Hom. 13//PG. 31. Col. 424). Вначале души очищаются страхом, обретая чистоту жизни, а также испытанный и ясный разум (Hom. 12//PG. 31. Col. 393; De Spirit. Sanct. 22. 53). Это предполагает совершение добрых дел (Moral. reg. 1. 5) и освобождение от страстей (De Spirit. Sanct. 9. 23), поскольку душа, занятая житейскими заботами и омраченная плотскими страстями, не может воспринять озарений Св. Духа (Ep. 210. 6; 2. 2). После того как исправлена деятельность тела (Hom. in Ps. 32//PG. 29. Col. 325), душевное око очищено (Ep. 150. 1), а владычественное начало души (τ ϒεμονικν) расширено (Hom. in Ps. 45//PG. 29. Col. 424), она в состоянии безмятежности становится подобна зеркалу, в к-ром отображается Божие озарение (Ibidem; ср.: Plot . Enn. I 4. 10), тогда в душе начинает сиять умный свет (τ νοητν φς) (Hom. in Ps. 45//PG. 29. Col. 424). Учение о Боге (Св. Троица) Бог - блаженное Существо, Благость, Источник жизни (Hex. 1. 2). Он заключает в Себе вечные блага, Сам будучи Высшим Благом (Hom. in Ps. 33//PG. 29. Col. 368; Hom. in Ps. 114//PG. 29. Col. 484). К Нему нельзя применять чувственных понятий (Hom. in Ps. 114//PG. 29. Col. 485). Он благ, но и правосуден (Asc. Pr. 3//PG. 31. Col.

http://sedmitza.ru/text/929111.html

93. Περ θεων ονομτων 4, 19//PG 3,716С. 94. См. 1Кор.12:8. 95. Περ Αγου Πνεματος//PG 52,817. 96. Περ Αγου Πνεματος κατ Μακεδονιανων//PG 45,1325CD. 97. См. Γρηγορου Νσσης Επιστολ 24//PG 46,1089С. 98. Λγος 30//PG 36,132В. 99. μιλα 14 εις ωννην//PG 59,91. 100. Περ γιου Πνεματος//PG 32,108С. 101. Ομιλα 14 εις ωννην//PG 59,174. 102. См. Προς Θαλσσιον//PG 90,637D. 103. Ин.1:16. 104. Ομιλα 14 εις ωννην//PG 59,91-92. 105. Επιστολ 234//PG 32,869AB. 106. Προς Θαλσσιον//PG 90,320A. 107. Λγος 38//PG 36,324A. 108. См. Пс.43:4 109. Πρς Μαρινον//PG 91,33А. 110. Περι αποριων//PG 91,1253D. 111. Πρς Ευνμιον//PG 45,461АВ. 112. Λγος 45//PG 36,625С. 113. Περ ουρανου Ιεραρχας 4, 1//PG 3,177С. 114. Κεφλαια περ αγπης 1, 100//PG 90,981D-984A. 115. Περ θεων ονομτων 5, 2//PG 3,816С. 116. Там же, 5, 1//PG 3,816В. 117. Там же, 12, 4//PG 3,972В. 118. Μ. Βασιλεου Επιστολ 234//PG 32,868С. 119. М. Αθανασου (ψευδ.) Διλογος μετ Μακεδονιανου 1, 14//PG 28,1313A. 120. Κεφλαια θεολογικ 1, 42//PG 90,1193D. 121. Περ αποριων//PG 91,1076С. 122. Περ θεων ονομτων 5, 5//PG 3,820С. 123. Πρς Ευνμιον//PG 45,1101D-1105A. 124. Там же//PG 45,1105С. 125. Πρς Ευνμιον 2//PG 45,965B. 126. Διονυσου Αρεοπαγτου Περ θεων ονομτων 3, 1//PG 3,680B. 127. См. Мф.18:10. 128. См. Исх.33:23, Чис.12:7-8, Втор.5:24. 129. 1Кор.13:12. 130. См. Исх.33:20. 131. Ин.1:18. 132. См. Мф.5:8. 133. См. Ин.3:34. 134. μιλα εις ωννην 30, 2//PG 59,174. 135. Κατ Ευνομου 2, 32//PG 29,648A. 136. Περ θεων ονομτων 2, 7//PG 3,645В. 137. Περ εκκλησιαστικς ιεραρχας 1, 4//PG 3,376В. 138. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3, 956АВ. 139. Об обожении ангелов см. Διονυσου Αρεοπαγτου Περ ουρανου ιεραρχας 7, 2//PG 3,208С. 140. Там же, 12, 3 и 13, 3//PG 3,293В, 301D-304A. 141. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3,953D-956A. 142. См. Мф.10:28. 143. Κηρυκτικν εις Ευαγγελισμν 5//PG 28,924В. 144. Περ γου Πνεματος 9, 22//PG 32,108С. 145. Там же, 22, 53//PG 32,168С. 146. Имеется в виду Собор 1341 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010