(О не произносимом «y» ср. Хр. Чт. 1899, I, 334, прим. 11) – Лашум, Lšûm. τ Λασουμν κτμα το Βηγαρμεν (Hoffmann, Auszüge, 274. 273), епископская кафедра в Бет-Гармай, ныне Ласим. Только на карте Черника (Ergzhft. 44, Tafel 3) нахожу я Lasim. Перевожу его положение на карту Киперта и получаю след. координаты по Киперту: По воздушной линии Ласим лежит в 2774 саженях на юго-запад-к западу (SWgW, α ­ 237°31») от Таука, в 18231 саж. к югу (S, α=180°10 " 0«,724) от Керкука (Карка-д-Бет-Слок). – Элия нисивинский, на основании церковной истории Мики и церковной истории Алахазки, dh Alhâz e khâ, под 907 г. (окт. 595-сент. 596, respectiue под шестым годом Хосрау II, 26 июня 595–24 июня 596) пишет: „в этом [году] поставлен был Савришо, епископ лашумский, в католикоса, в пятый день недели пасхи, dh-pheça т. е. в великий четверток, 19 апреля 596 г. – В богатом деталями рассказе Амру (Assemani, III, 1, рр. 443. 444) сообщаются те же даты: в шестой год Хосрау II Савришо прибыл ко двору „в понедельник на другой день [праздника] осанн“ (т. е. в понедельник страстной седьмицы) и „в день пасхи“, fï-1-yaumil-fiçi (т, е. „великий четверг“) поставлен в патриарха. – Амру сохранил и ту интересную подробность, что собравшиеся для избрания католикоса епископы „оставались у него месяц“, baqiya ъindahu šahr an , следовательно, до последней недели мая. Это подтверждается документально датою X собора: „в месяце ияре [мае] в лето шестое хранимого и блюдомого помощью небесной победителя и героя (ga n bra и милосердого умирителя мира, царя царей Хосрау, в преподобное правление отца отцов и пастыря пастырей, отца нашего блаженного, назорея телом и духом, мар-Савришо, католикоса патриарха, когда были мы собравшись (kuîšîn hwên nau) пред его преподобие, мы, митрополиты и епископы“. – На основании церковной истории Мики под 916 г. (окт. 604-сент. 605) Элия нисивинский пишет: „в лето пятнадцатое Хосрау (23 июня 604–22 июня 605) преставился [Са]вришо католикос в Нисивине граде в месяце аве [августе] в воскресенье“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

И под 917 г. на основании церковной истории Алахазки: „в лето шестнадцатое Хосрау поставлен Григор католикос в Халахе (l­Xoльbahe) граде в день субботы осанн ((dh-’ôšaъn’) “. Но Нёльдеке (Chronik, 18.17) основательно доказывает, что прав Таума маргский (Assemani, III, 1, р. 441), который утверждает, что Савришо патриаршествовал „восемь лет, более или менее (yathîr asîr) и преставился от мира в лето четырнадцатое царя Хосрау (24 июня 603–22 июня 604)“ и что в пятнадцатом году Хосрау было избрание Григора. Последняя дата подтверждается документально: XI собор, тотчас по избрании Григора, был „в месяце нисане (апреле) в лето пятнадцатое государя нашего Хосрау, царя царей“. Поэтому я из Элии нисивинского беру дни, но не годы. Савришо умер, видимо (Assemani, III, I, рр. 441. 445), при самом начале похода Хосрау против Дары, которая взята была в четырнадцатый его год в индикт VII (сент. 603-авг. 604); следовательно, смерть католикоса последовала еще в августе 603 г., так что оправдывается рассказанное у Амру видение (prophetia post euentum?), по которому на возражение, что Савришо лашумский неудобен как кандидат на патриаршество потому, что уже стар, – был ответ: „на семь лет его достанет“. Ишо’яв II обыкновенно (sn. Авдишо) называется «gd h lyà», родом из Гдалы. Hoffmann, Auszüge, 179: «Gd h là» по-арабски называется «аль-Джудаль», «al-Gudàl. Nöldeke, Chronik, 30: " Gd h là» лежала не очень далеко от Мосула». На доступных мне картах я этого местечка не встретил. – Епископская кафедра Ишо’ява, Балад, Balad, ныне развалины Эски-Мосуль. Moschtarik, 64: «Balad – старинный город, выше аль-Маусиля, на [берегу] Тигра; от аль-Маусиля до Балада – семь фарсахов». Кафедра баладская была подведома митрополиту нисивинскому (Hoffmann, Auszüge, 97, cf. 211. 218; Assemani II, 458): уже это одно показывает, что Эски-Мосуль лежит на западном берегу Тигра (по Киперту под φ ­ †36 о 30».31 λ ­ †42°50».55, следовательно, в 14948 саж.=21,571 milia passuum расстояния по воздушной дуге на северо-запад к западу NWgW, α ­ 304°0», от Мосуля).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

1 . Acta Mart., II, 128 Bedjan: «в лето сто семнадцатое царства персидского, то есть в лето тридцать первое Шавора, царя царей». Так начинается «мученичество святого Шим’она католикоса бар-Саббае». – Неоспоримо, что пасха в 31-м году VIUanypa II была в 340 г. по р. Хр., 651 г. селевкидов. Итак, 651–117=534. Счет первый: annus nullus 534 год селевкидов. 2 . Acta Mart., II, 135 Bedjan: «в лето шестьсот пятьдесят пятое царства Александра, то есть лето двести девяносто шестое по распятии Господа нашего, 348 это лето сто семнадцатое лет царства персидского, то есть лето тридцать первое Шавора царя, сына Хормиздова», читается в другом изложении «мученичества мар-Шим’она, архиепископа церкви восточныя». 655–117=538. Счет второй: annus nullus 538 год селевкидов. 3 . Acta Mart., II, 679 Bedjan; Hoffmann, Auszüge, 78: скончался «святый мар-Сава» «в лето двести шестьдесят первое царства персидского, то есть в лето семьсот девяносто девятое по ионийцам». 799–261=538. Счет третий: annus nullus 538 год селевкидов. 4 . Acta Mart., II, 629 Bedjan; Hoffmann, Auszüge, 67: увенчался добропобедный мученик мар-Петион «в месяце тешри первом, в двадцать пятое число, в среду в лето десятое Яздегерда царя» 349 . А в начале мученичества (II, 559) стоит дата: «в лето семьсот пятьдесят девятое по ионийцам, то есть [в] лето двести двадцать третье царства персидского, это было лето девятое Яздегерда, сына Варахранова, царя персидского» 350 . Но 759–223=536 – результат, не похожий на предшествующие! А так как 759–225=534 и 756–121=538, то палеографическая поправка сирского текста граничит с невозможностью: «tlt» три ни на «mš» пять, ни на " da» одна не похоже. Но если автор мученичества имел пред собою персидский документ, писанный pahlavî, то легко было 221 подлинника прочитать как 223 351 . Тогда 759–221=538. Счет четвертый: annus nullus 538 год селевкидов. Кажется, следует допустить, что в самой Персии первым годом царства персидского сперва считали год с 27 сент. 223 по 25 сент. 224 (± 535 селевкидов) [счет первый], а потом стали считать год с 26 сент. 227 по 25 сент. 228 (± 539 селевкидов) [счет второй, третий, четвертый]. В 223–224 г. Артахшир, быть может, объявил себя независимым от Артабана, а в 227–228 г. овладел Селевкиею-Ктисифоном. В том и другом случае следует предполагать новоперсидское Antedatirung, которого, несомненно 352 , держались сасаниды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

„ъав h dîšôъ“ – „раб Иисуса“, ’A βδιησος Sozom. 2, 13, 3. 7 и menologium Basilii под 16 мая; в нашем прологе под 9 апреля правильно авдинсс, но в месяцеслове под 9 апреля испорчено в акдиес. Аналогичное африканское имя Seruusdei „раб Бога“ (Collatio carthaginensis anno Domini 411, prima cognitio, n. 121: „Seruus Dei episcopus (catholicus) plebis tubursicuburensis“; Notitia episcoporum prouinciae Byzacenae A. D. 484. n. 13: „Seruusdei tambeitanus“) – у сиро-персидских христиан (Acta Martyr., II, 325 Bedjan) „ъав h d’alhâ“, в греческой транскрипции ’A βδελας, ’A βδελ; у Sozom. 2, 13, 7 испорчено в ’A γδελ ς. На ефесский собор в 431 г. прибыл епископ елусский из третьей Палестины (E λοσα, ныне al- χalaçâ φ ­ †31°5».21 λ ­ †34°40».91 Greenwich по карте H. Fischer–H. Guthe, Maassstab 1000) Авдалаха. Его необычное для греческого уха имя оказалось записано в список отцов собора (ср. „Хр. Чт. “ 1891, II, 391. 392) „’А μπελ ς [варианты: ’А πελλ ς, ’А μπλος] E λοσης“ (в переводах латинских: Apelles Amplas Abdellas и южно-коптских af τελλα απτελλα – следы правильного βδεΛΑΑς). Но, видимо, заметив, что его имя искажают, епископ елусский перевел его на греческий язык и стал именоваться на соборе и подписываться под соборными деяниями Θεδουλος Ελοσης Mansi, IV, 1125–1127. 1173; V, 529. 530. 685–688; IV, 1144. 1132. 1173. 1217. 1368; V, 534. 611–617. 711–716; по русскому переводу I, 493. 550. 501. 503. 514. 599. 773; Mémoires de la Mission Archéologique Française au Caire, Paris 1892, tome VIII, fascicule I, 2: U. Bouriant, Actes du Concile d’Éphe Texte copte, pp. 63 λς. 82. 87. 105 ιη – Авдишо I называется (у Авдишо нисивинского) „bar-ъaqr“, сын бесплодных, у анонима – „garmaqyâ“, т. e. γαραμαος, так как (по Амру) он был родом из Kark h â d h -G h e d dn (kar χ guddân арабов) в области Bânîsâ, географическое положение которой с точностью неизвестно, но которая, несомненно, составляла юго-восточную окраину „ипархии“ Бет-Гармай (Hoffmann, Auszüge, 275. 276. 274) и лежала где-либо около развалин Sidaré (Kiepert φ ­ 36°46».6 λ ­ 45°26».7). Епископия Авдишо называется по-сирски „Маъа l lt h â“, по-арабски „Маъа1 θâуâ“ и лежит на северо-запад от Бет-Нухадре. Селение Ма’альтайя, знаменитое по ассирийским скульптурным памятникам, существует и доселе, и лежит „на час расстояния к западу от Dohûk или Dehôk“ (Hoffmann, Auszüge, SS. 208. 210–211. Но на карте Черника (Ergzhft. 45) Maltae лежит на северо-запад ( α ­ 312°. 40») от Duhuk, и хотя между ними протекает речка Dulap, но расстояние (прямолинейное) Ма’альтайи от Дехока равно только 689 саженям, т. е. всего 1 mille passuum (­ 693 саженям), так что Maltae лишь на 32».4 севернее и на 43».6 западнее, чем Duhuk, Переводя эти величины на карту Киперта (где Ма’альтайя не отмечена), получаем:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

– Греки трансскрибировали бы это имя ’А νανιησος. – По Авдишо, Хнанишо I имел прозвание ,,ghîra хромой. Элия нисивинский (который в церковно-исторических датах до 912 г. (95 г. хиджры) включительно ссылается на Ишо’диаха, митрополита басрского) под 67 г. хиджры (28 июля 686–16 июля 687) пишет: „в этом [году] был поставлен мар-Хнанишо в католикоса“, а под 74 годом (13 мая 693–1 мая 694) отмечает, что 5-го тешрин первого, или – что то же – 29 джумада первого было солнечное затмение (что совершенно точно: 5 октября 693 оно было, действительно), и прибавляет: „в этом [году] был отправлен в изгнание католикос Хнанишо, и вместо него был поставлен в католикоса, злодейством и насилием, Йоханнан дасенский (dsnya и под 82 годом (15 февр. 701–3 февр. 702): „в этом [году] преставился католикос Хнанишо и был погребен в монастыре мар-Ионы, dayra dh-mr y Yawnn“. Амру и Бар-Эврайя говорят согласно, что этот монастырь находился близ Мосуля. Ныне это – Наби Юнус (Хр. Чт. 1899, I, 96). 172 Йоханнан нисивинский только в списке d значится католикосом 35); sa его опускают. В de читается сирское прозвище Йоханнана „garbha прокаженный (у Амру арабское „al abraç“, прокаженный). Дасенским он называется потому, что прежде был епископом в Дасене (Dsen, Bêth Dsen) в „ипархии“ арбельской, и затем переведен был в Нисивин. Hoffmann, Auszüge, 207, cf. 202–207. По исследованию Хоффманна средину епархии (в русском смысле этого термина) дасенской следует полагать где-нибудь около селения Бенджамавута. На карте Гл. Штаба (20 верст в дюйме) n «pytyun», sae «ptyun» d «f θyun», Pêt h yôu, Pet h yôu. Что значит это имя? Главная трудность в том, что я не знаю, персидское это имя или сирское. Мученик Петион, увенчавшийся, вероятно, 25 октября 446 г., был сын природного перса Дадгушнаспа (Dad h gûšnasp, во св. крещении Dad h îšô) и племянник Яздена, родом из Блашфарра (близ Хольвана). Hoffmann, Auszüge, 67; Acta Mart,, II, 629. 564. 560 Bedjan. Известный титул «начальник магов», ρχμαγος, «по-парфянски» пишется , , «magupat», «maupat» (букв.= μγαρχος магоначальник).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

188 adu «yuanys»=iwânîs, s «ayuanys»=’îwânîs, e «ayuannis»=«’îwânnîs»= ωννης. «Сын брата католикоса Феодосия». Элия нисивинский («хроника католикосов») под 280 г. (23 марта 893–11 марта 894): «в этом (году) был поставлен Иванис в католикоса». И под 286 г. (17 янв. 899–6 янв. 900) на основании «церковной истории Элии, епископа анбарского»: «в этом (году) преставился Иванис католикос». Полнее Амру (и Маре): Иванис был поставлен в воскресенье 15 июля 280 г. хиджры 1203 [corrigö 1204] селевкидов, патриаршествовал 6 лет и 55 дней и умер в пятницу [corrigö в субботу] 8 сентября 1209 [согг.: 1210 г.] селевкидов, 286 г. хиджры; а с поправкою Маре: «в третье воскресенье Илии» – получаю: 9 сент. 899. 189 О Заве – в „Хр. Чт.“ 1899, I, 346, пр. 47. Этот Йоханнан, по Амру, назывался «ibnu ъîs», сын Исы (ъysy), по Авдишо и анониму – «bar-ab h gr’», filius claudorum, сын хромых, по Бар-Эврайе – „bar- g h îr’“, сын хромых (в арабской передаче ,,ubnu-1-aъrag“). Элия нисивинский („церковная история Элии анбарского“) под 287 г.: „в этом (году) избран был Йоханнан, епископ завеский, и поставлен в католикоса в четверг, 13 рамадана“ (­ 11 сент. 900). У Амру (Assemani, III, 1, р. 234; II, 440) ошибочно „10 рамадана“; но видно, что рукоположение было, действительно, в „четверг после 7-го воскресения апостолов“ [corrigö после 7 го воскресенья лета, – что точно соответствует 11 сент. 900 г.]. – Элия нисивинский („хроника католикосов“) под 292 г.: „в этом (году) преставился Йоханнан католикос в четверг 8 раджаба“ (­ 16 мая 905). У Амру та же дата. 190 Благодаря тому, что епископ Таума маргский (брат католикоса Феодосия), † после 853 г., написал историю настоятелей „святой обители Бет-Аве“, „ъûтгâ qad d îšâ dh-Bêm h -ъв h ’“ (­ domus siluarum, дом рощ), лежавшей в пределах маргских, Хоффман (Auszüge, 222–226) отметил целый ряд деревень маргских, и доныне сохранивших свои названия; таковы erpâ, лежавшая к северу от Бет-Аве (ныне Хурфа), затем Aqrâ (Акра), ardis (Хардиз), e n nes (Hunnis). Таким образом, положение епархии Марга (Margâ) определяется след. пунктами (и здесь русская карта Гл. Штаба, 1 дюйм: 20 верст, существенно пополняет пробелы у Kierpert):

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

λ от Гринв. Tel Gômel †36°34».52 †43°24».32 Djevan †36°39».04 †43°25».86 Гиппис †36°48».23 †43°18».87 Бавиан †36°47».68 †43°19».68 Ваииап †36°42».33 †43°33».02 Хардиз †36°45».76 †43°29».88 †36°44».45 †43°33».54 †36°44».83 †43°36».16 †36°44».38 †43°46».30 Бибова †36°41».71 †43°34».59 Неизвестное Хоффману селение Бибова, на восточном склоне горного хребта, недалеко от правого (западного) берега Большого Заба, в 2465 саженях (5260 me 3.568 milia passuum. Следовательно, не более 1 фарсаха) расстояния по воздушной дуге на юг-к-востоку (SgE, α­164°33») от Хурфы, – я ввел в таблицу потому, что думаю, что в Бибова сохранился остаток имени Бет-Аве, у арабов «Вâъâвау»; по данным у Таумы, обитель находилась, по меньшей мере, близ Бибовы. – Марга входила в состав «ипархии» хдайявской. – По Амру, Аврахам III имел прозвание (kunyah? как секретарь на службе при дворе халифы?) «abrâzâ» («отец тайны»?), был избран в католикоса «в пятницу 11 раби’ первого 293 г.» (­ 10 янв. 906 г.), патриаршествовал «32 года и 2 месяца» и † в «6-е воскресенье апостолов в 325 г. хиджры» (следовательно, 12 ша’бана 325=25 июня 937 г., так что, в действительности, он патриаршествовал 32 года и пят [не 2] месяцев по лунному календарю, 31 год 5 месяцев 14 дней по солнечному календарю; или же приходится читать «в 6-е воскресенье поста», что дает: 19 марта 937=3 джумада первого 325, следовательно, 32 года 1 месяц 22 дня. Я предпочитаю первую поправку в виду того, что у Амру получились только месяцы, но не дни). 191 " ъа m mnû’êl»=’Е μμανουλ. О Баладе см. под 35. Местоположение этого монастыря, «Dayr ab b â Yausep h », определяет Hoffmann, Auszüge, 211. 212. – Прямо против Эски-Мосуля, на левом, восточном берегу Тигра, лежит селение Авана в области Бет-Нухадре, «Awnâ qrît h â d h -B h êt h -Nûhd h r’». Около этого селения авва Яусеф (в VIII в. по р. Хр.) основал свою «обитель», «ъûтгâ». Этот монастырь лежит на восточном берегу Тигра на один фарсах ниже (по течению) города Балада. На основании этих подробностей должны бы получиться на карте Киперта (он указывает только Eski Mosoul) след. положения:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

У Амру вместо «mn al-sbar» стоит «mn çum al-mylad»=рождественского поста). 388 Напр. (S. 7; А. 381; Wr. 181) в первую пятницу по богоявлении – св. Иоанна крестителя, во вторую – апостолов Петра и Павла, в третью – четырех евангелистов, в четвертую – первомученика Стефана, и т. д. 392 А. 382, n. 29; Wr. 183, n. 35; 189, n. 30; S. 8; Q. 6. У абиссин понедельник, первый день поста, называется «ba’ata çom», пришествие поста, а воскресенье накануне (заговенье) «qabal» πντησις. Весьма живописное представление: воскресенье выходит навстречу приближающемуся посту. Наш термин «заговенье» стоит на высоте сирского ма’ляйсаума: по идее (ср. заговорил, запел) мы в воскресенье уже начинаем говеть, поститься. 397 Сирское кьямта значит νστασις воскресение (событие). Воскресенье (день), κυριακ, недел27;, по-сирски хад-б-шабба, буквально один в неделе, едина [женский род в славянском явился по недоразумению; греческое μα σαββτων согласовано с μρα] 51; сббот. Поэтому некоторая тавтологичность (воскресенье первое воскресения), или даже двусмысленность (воскресенье Фомино, словно воскрес апостол Фома!) получается лишь в русском переводе сирских терминов. 399 S. 8. Там же: «всякая суббота после праздника – поминовение усопших». Ср Хр. Чт. 1893, II, 420. 404 А. 383, n. 36; Wr. 185, n. 101; 190, n. 81; S. 9; Sim. 29. – Обычная вокализация несирского nusrdayl есть nûsrd’îl, nûsard’îl. Но Hoffmann, Auszüge, выводит на справку какографию npsrdayl (у Sim. nupsrdayl)=навсардил и доказывает, что правильное произношение этого имени – «nausard’îl». Это имя – прилагательное (новогодний, – «nausardîn», подобно «farwardîn», «yazdîn»); но древнее навсардин-навсарден перешло в навсардель-навсардиль: звук нП перешел в лL под влиянием соседнего pR. – Это замечание весьма интересно: τ χερουβμ κα τ σεραφμ и на северно-коптском νι χερουβιμ νεμ νι σεραφιμ, но по-эфиопски: «kirubel wa-surfel». Это – след сирского влияния: «krôb h în wa-srp h în», может быть, произносимое с окончанием не «- în», а «- ên», дало «- l» в эфиопском.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В лит-ре (напр.: Bell G. L. Churches and Monasteries of the Tûr (?)lsquo;Abdîn and Neighbouring Districts. Hdlb., 1913. Nendeln, 1978r) иногда упоминаются др. обители И.: Дейр-эль-Авар, монастыри Мар-Ярет, Мар-Худахви (2 последних Брок локализует «над деревней Маарре» ( Brock. 1980/1981. P. 16)), однако, по мнению Фие ( Fiey. 1977. Р. 157-158), информация о них нуждается в проверке. Значение И. как 1-го центра монашества для сир. традиции сопоставимо со значением Киево-Печерской лавры для русской. И. была колыбелью месопотамского иночества. Впосл. мон-ри возникли в Сирии, Месопотамии и далее на Востоке. Так, в традициях «Великого монастыря» И. Раббан Яэкоб (Иаков) основал соседний монастырь Бет-Аве (Лесной), куда, как свидетельствуют «История монахов» Фомы Маргского (IX в.) и более поздние иноческие сочинения, переместился центр монашества после кончины Авраама Кашкарского. На юге, в Бет-Хузайе, эти традиции развивал Раббан Шапур (Шабур). Он основал обитель, носившую его имя, где, в частности, подвизался нек-рое время Мар Исхак с горы Матут, еп. Ниневии, известный грекам и славянам как свт. Исаак Сирин . Лит.: Hoffmann G. E. Auszüge aus syrischen Akten persischer Märtyrer. Lpz., 1880. S. 167-173; Анатолий (Грисюк), сщмч. Исторический очерк сир. монашества до пол. VI в. К., 1911. С. 5, 11-13, 269, 282-284; V öö bus A. History of Ascetism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Syrian Orient. Louvain, 1960. Vol. 2. (CSCO; 197. Subs.; 17); Fiey J.-M. Nisibe: Métropole syrienne orientale et ses suffragants, des origines à nos jours. Louvain, 1977. P. 134-157. (CSCO; 388. Subs.; 54); idem. Izla//DHGE. T. 26. Col. 493-494; Brock S. P. Notes on Some Monasteries on Mount Izla//Abr-Nahrain. Leiden, 1980/1981. Vol. 19. P. 1-19 (repr.: Idem. Syriac Perspectives on Late Antiquity. L., 1984. Chap. 15. P. 1-19); Palmer A. Monk and Mason on the Tigris Frontier: The Early History of Tur ‘Abdin. Camb., 1990; Hollerweger H. Turabdin: Lebendiges Kulturerbe. Linz, 1999; The Hidden Pearl: The Syrian Orthodox Church and its Ancient Aramaic Heritage/Ed. S. P. Brock e. a. R., 2001. Vol. 2: The Heirs of the Ancient Aramaic Heritage. P. 134-136, 165-166; Johnson D. A. Monks of Mount Izla. S. l., 2004; Chial à S. Abramo di Kashkar e la sua comunità: La rinascita del monachesimo siro-orientale. Magnano, 2005; Aphram I Barsoum, patr. The History of Tur Abdin/Ed. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 2008; Jullien F. The Great Monastery of Mount Izla and the Defence of the East-Syrian Identity//The Christian Heritage of Iraq: Coll. Papers from the Christianity in Iraq I-V Seminar Days/Ed. E. C. D. Hunter. Piscataway (N. J.), 2009.

http://pravenc.ru/text/293880.html

Dehok φ=36°51».32 λ=†42°57».27 Ма’альтая φ ­ †36°51».86 λ=†42°56».54 О „Bêt h Nûhd h rc’“ (у арабов Bânuha δrâ) Hoffmann, Auszüge, 208–212 (его SS. 210. 211 следует восполнить и исправить на основании ZDMG, Bd. 43, SS. 409. 412). Кильский профессор выяснил, что, кроме селения Awцâ (см. под 60), в Бет-Нухадре лежало селение Бет-Адрай. (у арабов Ъ αδr, Вâъ αδra, Вâъ αδr). Это Баазра-Баадри есть «Вâ Idris» Киперта; селение Ба-идрис лежит на расстоянии 5328 сажен (11342 me по воздушной дуге на востоко-юго-восток (ESE, α­109°32) от монастыря Rabban Hormouz; а в «Сургада» (под 3 понедельником седьмицы воскресения) сказано, что Раббан Хормизд – «b-ûr ъad h rî» «на горе Адри». – А кафедральная церковь епископов нухадреских, вероятно, лежала в селении Teliskof Черника, Tell Esköf Петерманна, Skêpâ (Tel Ouskof) Киперта [­ араб, tall ’usquf холм епископа]. По Киперту Р. Хормуз φ ­ 36°43».15 λ ­ †43° 9».47 Ба-идрис φ ­ 36°41».10 λ ­ †43°16».65 φ ­ †36°34».37 λ ­ †43° 7».42 В V-VII вв. Бет-Нухадре и Ма’алльта представляли самостоятельные епископии в «ипархии» хдайявской, в X в. они были соединены в одну. Элия нисивинский («хроника католикосов») под 352 г.: «в этом (году) был поставлен Авдишо в католикоса в среду 24 раби’ первого». По Амру, он был избран по жребию 22 апреля 1274 селевкидов в среду после праздника воскресения Господня 6 раби’ первого 352 г. хиджры». Но это 6-е число приходилось на 3 или 4 апреля 963 г., на пятницу или субботу. Очевидно, и здесь (ср. 61) мы имеем дело с выражением: «когда шесть ночей оставалось от месяца раби’ первого», т. е. с 24 числом раби’ первого, соответствующим 22 апреля 968 г. (пасха 19 апреля). Скончался Авдишо I в среду 2 июня 1297 г. селевкидов 6 сафара 376 г. хиджры. Арабская дата непостижима: 6 сафара приходилось на 16 или 17 июня 986 года, на среду или четверг; но 2 июня, среда, соответствовало 22 или 21 мухаррама. Амру говорит, что Авдишо I патриаршествовал „23 года 10 месяцев“; 24 раби’ первого 352 †0 дней 10 месяцев 23 года=24 мухаррама 376 г. хиджры, – результат, очевидно, в пользу 2 июня и не в пользу 6 сафара. У Бар-Эврайи тоже стоит ,, † 2 хзирана (июня) 376 г. арабов“. У Элии нисивинского здесь пропуск. Приходится, не обращая внимания на 6 сафара, принят дату † 2 июня 986 как твердо засвидетельствованную. В показании Амру, что по смерти Авдишо 1 кафедра вдовствовала 1 год 3 месяца 20 дней, кроется какая-то (для меня необъяснимая) неточность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010