И. из С. вел переписку с гуманистами XV в. Николаем Кузанским , Жаном Жерменом и Энео Сильвио Пикколомини (впосл. папа Пий II ). Незадолго до смерти И. из С. завещал Саламанкскому ун-ту свою б-ку, в которой насчитывалось 108 рукописей. Соч.: Concordantiae partium sive dictionum indeclinabilium totius Bibliae. Basel, 1496; Septem allegationes... circa sacratissime Virginis Mariae immaculatam conceptionem. Brüx., 1664, 1965r; Historia gestorum generalis synodi Basiliensis//Monumenta conciliorum generalium saeculi XV. Vindobonae, 1873. T. 2. Pt. 1; 1886. T. 3. Pt. 2; 1935. T. 4. Pt. 3; Amplificatio disputatione auctoritate//Ibid. 1873-1896, 1932. T. 2/3. Pt. 1-5; Tractatus super presidencia in concilio Basiliensis. Freiburg, 1968; Liber de magna auctoritate episcoporum in concilio generali/Ed. R. De Kegel. Freiburg, 1995. Лит.: González J. El maestro Juan de Segovia y su biblioteca. Madrid, 1944; Cabanelas Rodríguez D. Juan de Segovia y el problema islámico. Madrid, 1952. Granada, 2007r; García Hernando J. Juan de Segovia defensor de la Inmaculada Concepción de María//Estudios Segovianos. Segovia, 1958. T. 10. N 28/29. P. 179-195; Fromherz U. Johannes von Segovia als Geschichtsschreiber des Konzils von Basel: Diss. Basel, 1960; Krämer W. Konsens und Rezeption. Münster, 1980. S. 207-255; Hernández Montes B. Biblioteca de Juan de Segovia: Ed. y coment. de su escritura de donación. Madrid, 1984; idem. Segovia Juan Alfonso, de//Diccionario de historia eclesiástica de España. Madrid, 1987. T. 4. Col. 2401-2403; Reinhardt K. Johannes von Segovia//BBKL. Bd. 3. S. 561-563; Aubert R. Jean de Segovie//DHGE. T. 27. Col. 621-622; Mann J. D. Truth and Consequences: Juan de Segovia on Islam and Conciliarism//Medieval Encounters: Jewish, Christian and Muslim Culture in Confluence and Dialogue. Leiden, 2002. Vol. 8. N 1. P. 79-90; idem. Refuting the Pope: Comments on Juan de Segovia " s Gloss on the Bull «Etsi non dubitemus»//Annuarium Conciliorum Historiae. Paderborn, 2005. T. 37. P. 323-340; idem. Juan de Segovia and Medieval Hebdomadal Meditation on the Life of Christ//Studies in Spirituality. Kampen, 2008. Vol. 18. P. 113-132; Wolf A. M. Precedents and Paradigms: Juan de Segovia on the Bible, the Church and the Ottoman Threat//Scripture and Pluralism: Reading the Bible in the Religiously Plural Worlds of the Middle Ages/Ed. T. J. Heffernan, T. E. Burman. Leiden, 2005. P. 147-160; Sanz Santacruz V. Juan de Segovia y Nicolás de Cusa frente al Islam//Annuario de Historia de la Iglesia. Pamplona, 2007. T. 16. P. 181-194.

http://pravenc.ru/text/471247.html

Затем каждому осужденному зачитывались протоколы следствия (частично или целиком) и приговор суда. Если осужденный раскаивался в совершенных грехах, ему читали отречение, к-рое он должен был повторить слово в слово и тем самым примириться с Церковью. После этого с раскаявшегося снимали отлучение и, как правило, смягчали наказание. Нераскаявшиеся же передавались в руки светской власти. Фактом передачи инквизиция провозглашала, что душу грешника спасти невозможно, остается покарать его тело, что входило в компетенцию светской власти. Такие приговоры обычно оканчивались пожеланием избегать кровопролития. На этом церемония собственно А. завершалась. Приговоренных к казни принимал гражданский чиновник, к-рый приказывал связать их и заключить в темницу. Неск. часов спустя (иногда на следующий день) их вели на место казни. Те, кто перед смертью все-таки просили о таинствах Покаяния и Причащения, сжигались предварительно умерщвленными, прочих же сжигали заживо, сожжению по приговору также подлежали изображения скрывшихся (т. н. казнь в изображении) и останки уже умерших еретиков. Самое большое число А. приходится на XVI-XVII вв., в т. ч. А. против протестантов на территории испан. Нидерландов при имп. Карле V , со 2-й пол. XVIII в. в связи с упразднением инквизиции их количество сокращается. Последнее А., завершившееся передачей осужденного в руки светской власти, прошло в Валенсии 29 сент. 1826 г. Ист.: Gui B. Manuel de l " inquisiteur/Éd. G. Mollat. P., 1927. T. 2. P. 55, 123-140; Sermões impressos dos autos da fé. Río de Janeiro, 1969. Лит.: Tanon L. Histoire des tribunaux de l " Inquisition en France. P., 1893. P. 423-431; Lea H. Ch. History of the Inquisition of the Spain. N. Y., 1907. T. 3. P. 209-227; Moeller Ch. Les bûchers et les autodafés de l " Inquisition depuis le Moyen Âge//RHE. 1913. Vol. 14. P. 720-751; Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании. СПб., 1914; Lambert A. Autodafé//DHGE. T. 5. Col. 815-823; Cassuto A. Bibliografia dos sermões de autos-da-fé impressos. Coimbra, 1955; Maisonneuve H. Études sur les origines de l " inquisition: L " Église et l " État au moyen âge. P., 1960; Guiraud J. L " Inquisition médievale. P., 1978; Llorente J. A. Hitoria crítica de la Inquisición en España. Madrid, 1980n; Hamilton B. The Medieval Inquisition. L., 1981; Maqueda Abreu C. El auto da fe . Madrid, 1992; см. также лит-ру в ст. Инквизиция. Г. А. Попова Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/76820.html

Воссоединение Симпозия, Д. и их сторонников с правосл. Церковью состоялось на I Толедском Соборе. Д. представил Собору исповедание веры, в к-ром отрекся от основных принципов присциллианской ереси (о сосуществовании доброго и злого начал; о нерожденности Сына Божия; о единстве природы божественной и человеческой). Собор принял всех покаявшихся еретиков в сущем сане. После смерти Симпозия Д. занял кафедру Астурики. Дата кончины Д. неизвестна. В 447 г. епископом Астурики был уже свт. Турибий, из переписки к-рого с папой Римским св. Львом I Великим известно, что Д. в последние годы жизни твердо придерживался Православия и умер в мире с Церковью. В актах Бракарского Собора (561) Д. упоминается как епископ «святой памяти» (sanctae memoriae). С нач. IX в. Д. почитался в Асторге как святой. Ист.: Consilium Toletanum I// Mansi. T. 3. Col. 1004-1007; Innocentius I, papa. Epistulae. Ep. 3: De dissensione corruptaque disciplina Ecclesiarum Hispaniae. Cap. I//PL. 20. Col. 487; Leo I Magnus. Ep. 15: Ad Turibium Asturicensem episcopum//PL. 54. Col. 677-695; Augustinus Hipponensis. Contra mendacium ad Consentium//PL. 40. Col. 517-547. Лит.: CPL, N 797; Lezius F. Die «Libra» des Priszillianisten Diktinius von Astorga//Abhandlungen Alexander von Oettingen zum Siebenzigsten Geburstaggewidmet von Freunden und Schülem. Münch., 1898. S. 113-124; Chadwick H. Priscillian of Avila. Oxf., 1976; Sotomayor M. La Iglesia en la España romana//Historia de la Iglesia en España/Dir. R. G. Villoslada. Madrid, 1979. Vol. 1. P. 246-251, 261-270; Molas C. -M. Dictinius//DHGE. Vol. 14. Col. 394-395; Vilella M. J. La correspondencia entre los obispos hispanos y el papado durante el siglo V//SEAug. 1994. Vol. 46. P. 457-480; idem. Priscilianismo galaico y politica antipriscilianista durante el siglo V//Antiquité Tardive. P., 1997. Vol. 5. P. 177-185. Д. В. Зайцев Ключевые слова: ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.)

http://pravenc.ru/text/172030.html

В XII-XIII вв. почитание Е. распространилось в Испании. К XII в. относится 1-е упоминание о главе мученика, которая была передана королевой Арагона Санцией (Санчей; 1174-1208) жен. мон-рю в Сихене (Арагон). По указу испан. кор. Филиппа II (1556-1598) святыню перенесли в Эскориал. Память Е. была включена в Толедский миссал (1551), в 1586 г. Филипп II испросил у Римского папы Сикста V разрешение отмечать память Е. во всех храмах Испании. При папе Урбане VIII вся Римско-католическая Церковь (1636) стала отмечать память Е. Лит.: Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 469-474; García Villada Z. Historia eclesiástica de España. Madrid, 1932. Vol. 2. Pars 1. P. 45-57; Fliche, Martin. HE. Vol. 4. P. 379-381; Goffart W. Byzantine Policy in the West under Tiberius II and Maurice: The Pretenders Hermenegild and Gundovald (579-585)//Traditio. 1957. Vol. 13. P. 73-118; Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l " Espagne wisigotique. P., 1959. Vol. 1. P. 79-80; idem. Conversion et culture chez Visigoths d " Espagna//La conversione al cristianismo nell " Europa dell " Alto Medievo. Spoleto, 1967. P. 87-147; Dominguez del Val U. Leandro de Sevilla y la lucha contro arianismo. Madrid, 1961. P. 24; Hillgarth J. N. La conversión de los Visigodos: Notas críticas//Analecta Sacra Tarraconensia. 1961. Vol. 34. P. 3-11, 15-26; idem. Coins and Chronicles: Propaganda in 6th Cent. Spain and Byzantine Background//Historia. 1966. Vol. 15. P. 483-508; Gaiffier B., de. Hispana et Lusitana. Part 2: Le cas de S. Herménégilde//AnBoll. 1962. Vol. 80. P. 390-395; Cignitti B. Ermenegildo//BiblSS. Vol. 5. Col. 33-47; Thompson E. A. The Conversion of the Visigoths to Catholicism//Nottingham Mediaeval Studies. 1960. Vol. 4. P. 4-35; Vazquez de Parga L. S. Hermenengildo ante las fuentas históricas. Madrid, 1973; Garate Conbola J. M. La rebellion de S. Hermenegildo//Revista de Historia militar. [Madrid], 1975. Vol. 19. P. 7-48; Orlandis J. La Iglesia en la España visigótica y medieval. Pamplona, 1976. P. 26-27, 209; Isla Frez A. Las relaciones entre el reino Visigodo y los reyes Merovingios a finales del siglo VI//España Medieval. 1990. Vol. 13. P. 12-32; García Moreno L. A. La imagen de Bizancio en España en la temprana Edad Media (siglos VI-IX)//BZ. 1998. Bd. 91. S. 32-48; Valverde M. Leovigildo: La persecución religiosa y defense de la unidad del reino//Iberia. 1999. Vol. 2. P. 123-132; Frighetto R. Religião e poder no reino hispano-visigodo de Toledo: A busca da unidade político-religiosa e a permanência das práticas pagãs no século VII//Ibid. P. 133-149; Sanz R., Álvares García F. Tiempo, religión y política en el «Chronicon» de Ioannis Biclarensis//España Medieval. 1997. Vol. 20. P. 9-30; Vallejo Girvés M. Los exilios de católicos y arrianos bajo Leovigildo y Recaredo//Hispania sacra. Madrid, 2003. Vol. 55. P. 35-48.

http://pravenc.ru/text/190161.html

P. 189-219; Hillgarth J. N. Popular Religion in Visigothic Spain//Ibid. P. 3-60; Vaquero S. P. El poema de Eulalia de Mérida de Aurelio Prudencio (Peristhephanon III)//Revista de estudios extremeños. 1984. Vol. 40. N 2. P. 371-386; Martinez J. A. Prudencio y Eulalia//Extremadura arqueológica. Mérida, 1992. N 3. P. 9-14; Cruz P. M. El culto a S. Eulalia y su influencia en el urbanismo emeritense: Siglos IV-VI//Ibid. P. 57-80; Veganzones A. R. La mártir Eulalia de Mérida en calendarios y martirologios, en la devoción popular y en su iconografía: Siglos IV-VII//Ibid. P. 81-110; San Bernardino Coronil J. S. Eulalia de Mérida: Paradigma de patronato cívico: Siglos IV-VII//II Congreso peninsular de História antiga. Coimbra, 1993. P. 1047-1048; idem. Eulalia Emeritam suam amore colit: Consideraciones in torno a la fiabilidad de un testimonio prudenciano (PE. 3.186-215)//Habis. Sevilla, 1996. N 27. P. 205-224; Zoreda L. C., Cruz P. M. Excavaciones arqueológicas en la basílica de S. Eulalia de Mérida//IV Reunio d " Arqueologia Cristiana Hispanica=IV Reunião de Arqueologia Crista Hispanica. Lisboa, 1995. P. 297-308; idem. Hallazgos arqueológicas en la iglesia de S. Eulalia de Mérida//Arqueología, paleontología y etnografía. Madrid, 1998. N 4. P. 337-366; Sánchez J. G. Santa Eulalia de Mérida, patrona de Oviedo y Asturias: Siglo XVII. Oviedo, 1995; Cruz P. M. La basílica de S. Eulalia de Mérida: Arqueología y urbanismo. Madrid, 1999; Homet R. Significación de los martirios de Eulalia de Mérida//Aragón en la Edad Media. Zaragoza, 1999. N 14-15. Fasc. 1. P. 759-776; Vizuete F. T. Recorrido histórico-artístico por la iglesia de S. Eulalia de Mérida//Norba-arte. Badajoz, 1998-1999. N 18-19. P. 125-160; Fernández López J. Vida e historia de S. Eulalia de Mérida. Mérida, 2003; idem. Toponimia Eulaliense: Pueblos que tenen por patrona a Santa Eulalia o llevan su nombre en España y Portugal. Mérida, 2005; Camisón J. J. S. Eulalia de Mérida en una cantilena francesa del siglo IX//Cuadernos de filología francesa.

http://pravenc.ru/text/187160.html

R., 19952. Col. 911-912) и в календаре (Madrid. Real Academia de la Historia. Aemil. 18) - книгах рим. обряда, созданных в кон. XI в. в мон-ре Сан-Мильян-де-ла-Коголья. Среди реликвий, хранившихся в этой обители в XIII в., были реликвии М. и его преемника Иннокентия (Madrid. Real Academia de la Historia. Aemil. 24. Fol. 125v; см.: Gaiffier. 1935). О почитании М. в аббатстве Санто-Доминго-де-Силос свидетельствует наличие его памяти под 11 дек. в монастырском миссале XIII в. (Paris. Nouv. acq. lat. 2194. Fol. 110v) и упоминания в литаниях в составе бревиариев XIV в. (Paris. Nouv. acq. lat. 2190. Fol. 145v; 2193. Fol. 139v). Поминовение М. указано также в бревиарии кон. XII в., созданном скорее всего в Арагоне (Escorial. L. III. 3). Однако в средние века и в Новое время почитание святого почти не получило распространения. Память М. отсутствует в Римском Мартирологе и в календаре Римско-католической Церкви для Испании. В наст. время поминовение св. епископов и архиепископов Мериды совершается 11 дек. в архиепископстве Мерида-Бадахос. Иногда в качестве дня памяти св. епископов Павла и М. указывают 1 или 14 нояб. (напр.: L ó pez L ó pez T. A. Paulo y Masona//Diccionario de los Santos/Ed. C. Leonardi et al. Madrid, 2000. Vol. 2. P. 1854-1856). Ист.: Joannes Biclarensis. Chronicon//PL. 72. Col. 864-865; Idem [ Iohannes Biclarensis. Chronica]/Ed. T. Mommsen//MGH. AA. T. 11. Pars 1. P. 213; Paulus Emeritanus. De vita patrum Emeritensium//PL. 80. Col. 137-161; Vitas sanctorum patrum emeritensium/Ed A. Maya Sánchez. Turnhout, 1992. (CCSL; 116). Лит.: [Fl ó rez E.] España sagrada: Teatro geográfico-histórico de la Iglesia de España. Madrid, 18162. Vol. 13. P. 18-206; Gaiffier B., de. Les reliques de l " abbaye de San Millán de la Cogolla au XIIIe siècle//AnBoll. 1935. T. 53. P. 90-100; L ó pez Prudencio J. S. Masona, arzobispo de Mérida, colaborador en el cimiento de la Hispanidad. Badajoz, 1945; Fern á ndez Alonso J. Emeritensi, santi//BiblSS. Vol. 4. Col. 1169-1172; Garc í a Moreno L.

http://pravenc.ru/text/2562544.html

Лит.: Prescott W. H. History of the Reign of Ferdinand and Isabella, the Catholic. Boston, 1838. N. Y., 1968r. 3 vol.; Brans J. V. L. Isabel la Católica y el arte hispano-flamenco. Madrid, 1952; Torre y del Cerro A., de la. La Casa de Isabel la Católica. Madrid, 1954; Sarasola Fray M. Isabel la Católica y el destino de doña Juana, la Beltraneja. Valladolid, 1955; Azcona T., de. Isabel la Católica: Estudio crít. de su vida y su reinado. Madrid, 1964; Suárez Fernández L. Política internacional de Isabel la Católica. Valladolid, 1965-1972. 5 vol.; idem. Isabel I, Reina. Barcelona, 2000; Rumeu de Armas A. Política indigenista de Isabel la Católica. Valladolid, 1969; Rodríguez Valencia V. Isabel la Católica en la opinión de españoles y extranjeros. Valladolid, 1970. 3 vol.; Val M. I., del. Isabel la Católica, princesa (1468-1474). Valladolid, 1974; Fernández-Armesto F. Ferdinand and Isabella. L.; N. Y., 1975; Lunenfeld M. Keepers of the City: The Corregidores of Isabella I of Castile, 1474-1504. Camb.; N. Y., 1987; Bel Bravo M. A. Los Reyes Católicos y los judíos andaluces. Granada, 1989; Liss P. Isabel the Queen: Life and Times. N. Y., 1992; idem. Isabel of Castile (1451-1504): Her Self-Representation and Its Context//Queenship and Political Power in Medieval and Early Modern Spain/Ed. T. Earenfight. Aldershot, 2005. P. 120-144; Ladero Quesada M. A. La España de los Reyes Católicos. Madrid, 1999; idem. Isabel la Católica vista por sus contemporaneos//La España Medieval. Madrid, 2006. T. 29. P. 225-286; Edwards J. The Spain of the Catholic Monarchs, 1474-1520. Malden (Mass.), 2000; Fernández Álvarez M. Isabel la Católica. Barcelona, 2003; Isabel la Católica, Queen of Castile: Crit. essays/Ed. D. Boruchoff. N. Y., 2003; Isabel la Católica y Granada/Ed. M. Barrios Aguilera. Granada, 2004; Los Reyes Católicos y su tiempo: Repertorio bibliográfico. Madrid, 2004. 2 vol. [Библиогр.]; Ladero Quesada M. A. La España de los Reyes Católicos (1474-1516). Madrid, 20052; Carrasco Manchado A. I. Isabel I de Castilla y la sombra de la ilegitimidad: Propaganda y representación en el conflicto sucesorio (1474-1482). Madrid, 2006; Hernando Polo C. Isabel la Católica. Madrid, 2007; Isabel La Católica y su época: Actas del Congreso Intern. Valladolid-Barcelona-Granada, 15 a 20 de novembre de 2004/Ed. L. Ribot, J. Valdéon, E. Manza. Valladolid, 2 vol.; Зеленина Г. С. «Божественная Дева» vs. «проклятая жена»: Изабелла Кастильская под пером жертв своей религ. политики//Испанский альманах. М., 2008. Вып. 1: Власть, общество и личность в истории. С. 129-139.

http://pravenc.ru/text/293824.html

Соч.: Opera omnia/Ed. P. F. Alberto. Turnhout, 2005. (CCSL; 114); Opuscula//PL. 87. Col. 347-418; Carmina. Epistulae. Fragmenta//MGH. AA. T. 14. P. 229-291; Hymni//AHMA. Vol. 27. P. 117, 122-124, 183-184, 213, 263-264. Ист.: Hildef. Tolet. De vir. illustr. 14//PL. 96. Col. 204-206; Braulio Caesaraugustanus. Ep. 31-32, 35-36//Epistolario de S. Braulio/Ed. J. Madoz. Madrid, 1941. P. 151-156, 159-169; MartRom. Comment. P. 520. Лит.: CPL, N 1236-1246, 2016; Dzialowski G., von. Isidor und Ildefonsus als Litterarhistoriker. Münster, 1898. S. 145-147; Pérez de Urbel J. Los monjes españoles en la Edad Media. Madrid, 1933. Vol. 1. P. 302-303; idem. Las letras an la época visigoda//Historia de España/Ed. M. Pidal. Madrid, 19632. T. 3. P. 378-479; Madoz J. Eugène de Tolède ( 657): Une nouvelle source du symbole de Tolède de 675//RHE. 1939. Vol. 35. P. 530-532; Rivera Recio J. F. S. Julian de Toledo: Época y personalidad. Barcelona, 1944. P. 67-78; idem. Eugène III//DHGE. Т. 15. Col. 1368-1370; Gaiffier B., de. Les oraisons de l " office de S. Hippolyte dans le «Libellus orationum» de Vérone//RAM. 1949. Vol. 15. P. 219-224; Prado G. Estado actual de los estudios sobre la música mozárabe//Estudios sobre la liturgia Mozarabe/Ed. J. F. Rivera Recio. Toledo, 1965. P. 95; López Torrijos R. Iconografía de S. Eugenio de Toledo//Anales Toledanos. 1977. Vol. 12. P. 3-40; González T. La Iglesia desde la conversión de Recaredo hasta la invasión árabe//Historia de la Iglesia en España. Madrid, 1979. T. 1/Ed. R. G. Villoslada. P. 415, 582-583, 591, 695, 722-724, 744, 746; Codoñer C. The Poetry of Eugenius of Toledo//Papers of the Liverpool Latin Seminar. 1981. Vol. 3. P. 323-342; Norberg D. Carmen oder Rhythmus?//Mittellateinisches Jb. 1984. Bd. 19. S. 63-72; Ярхо В. Н. Античный миф на пороге средневековья: Поэмы Драконция// Драконций. Мифологические поэмы/Пер. с лат., коммент. В. Н. Ярхо. М., 2001. С. 5-6; Alberto P. F. Eugenio of Toledo " s Poetry in León and Asturias in the 11th Cent.//Latin Culture in the 11th Cent.: Proc. of the 3rd Intern. Conf. on Medieval Latin Studies. Turnhout, 2002. Vol. 1. P. 16-28; idem. The Anthology of Eugenius of Toledo " s Poems in León, Fragm. 8: A Reconstruction//Aevum. 2004. Vol. 78. P. 259-275.

http://pravenc.ru/text/186999.html

В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) Е. упоминается 3 раза - под 10, 11 и 12 дек. (последние даты появились в результате ошибки переписчиков). Под 10 дек. память Е. отмечена почти во всех вестготско-мосарабских литургических книгах, а также в Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.). В мартирологах Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда, Вандальберта и Ноткера Заики (IX-X вв.) приводится пересказ «Мученичества» Е. Память Е. значится также в Неаполитанском мраморном календаре (IX в.), к-рый отражает итало-визант. церковную традицию. О почитании мученицы в визант. Италии свидетельствует также наличие дня ее памяти в месяцеслове при слав. Апостоле из Охрида (XII в.). По мнению архиеп. Сергия (Спасского) , этот месяцеслов составлен под влиянием зап. (греко-италийской) синаксарной традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 125-127). Ист.: BHL, N 2699-2703; Prudent. Perist. 3//PL. 60. Col. 341-357; Passio Sanctae ac beatissimae Eulaliae virginis et martyris Christi// Flóres E. España Sagrada. Madrid, 1813. T. 13. P. 266-301; Kalendarium Ecclesiae Carthaginensis//PL. 13. Col. 1227; Paulus Emeritanus. De vita patrum Emeritensium//PL. 80. Col. 117-161. Лит.: CPL, N 2069b; Corona Poética de S. Eulalia. Madrid, 1875; Solano Gálvez de San Pelayo y Villalpando M. C. El templo de S. Eulalia en Mérida//Boletín de la Real Academia de la Historia. Madrid, 1907. T. 51. N 5. P. 442-456; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 381; Diehl E. Inscriptiones Christianae Latinae veteres. B., 1924. Vol. 1. N 1807; Vives J. Inscripciones cristianas de la España romana y visigoda. Barcelona, 1942. N 303, 307, 316, 318, 348; Fábrega-Grau A. Pasionario Hispánico. Madrid, 1953. T. 1. P. 78-86; idem. Eulalie de Merida//DHGE. T. 15. Col. 1384-1385; Alvárez Sáenz de Buruaga J. Los primeros templos cristianos de Mérida//Revista de Estudios Extremeños. Badajoz, 1976. Vol. 32. N 1. P. 139-155; Collins R. Merida and Toledo: 550-585//Visigothic Spain: New Approaches/Ed. E. James. Oxf., 1980.

http://pravenc.ru/text/187160.html

Hostiensis. In Decretalium Commentaria. Venezia, 1581. Torino, 1965r. 2 vol.; idem. Summa una cum summariis et adnotationibus N. Sperantii (i. e. N. Soranzo). Lugduni, 1537. Aalen, 1962r; Johannes Monachus Picardus Cisterciensis. Glossa aurea nobis priori loco super Sexto Decretalium Libro addita. P., 1535. Aalen, 1968r; Franciscus Zabarella. Commentaria in quinque libros decretalium. Venetiis, 1502. R., 2000r; Nicolaus de Tudeschis. Commentaria in quinque Decretalium libros. Venetiis, 1617; Bernardi Papiensis Faventini episcopi Summa decretalium/Ed. E. A. T. Laspeyres. Ratisbonae, 1860. Graz, 1956r; Johannis Teutonici Apparatus glossarum in Compilationem tertiam/Ed. K. Pennington. Vat., 1981. Vol. 1; Constitutiones Concilii quarti Lateranensis una cum Commentariis glossatorum/Ed. A. Garcia y Garcia. Vat., 1981. (Monumenta Iuris Canonici. Ser. A; 2). Лит.: Schulte J. F. , von. Die Geschichte der Quellen und Literatur des canonischen Rechts. Stuttg., 1875-1880. 3 Bde; Kuttner S. Repertorium der Kanonistik (1140-1234): Prodromus corporis glossarum. Vat., 1937. 1981r. Vol. 1. S. 322-452; idem. Notes of the Glossa ordinaria of Bernard of Parma//Bull. of Medieval Canon Law. R., 1981. Vol. 11. P. 86-94; idem. Gratian and the Schools of Law, 1140-1234. L., 1983; Hove A. , van. Prolegomena ad CIC. Mechliniae, 1945. P. 442-453, 467-528; Kuttner S. , Rathbone E. Anglo-Normann Canonists of the 12th Cent.: An Introd. Study//Traditio. N. Y., 1949-1951. Vol. 7. P. 279-358; Le Bras G. , Lefebvre C. , Rambaud J. L " Âge classique, 1140-1378: Sources et théorie du droit. P., 1965. Passim. (Histoire du droit et des institutiones de l " Église en Occident; 7); Ourliac P. , Gilles H. La periode post-classique (1378-1500): La problématique de l " époque. Les cources. P., 1971. (Ibid.; 13); Garcia y Garcia A. La canonistica iberica medieval posterior al Decreto de Graciano//Repertorio de historia de las ciencias eclesiasticas en España. Salamanca, 1967. Vol. 1. P. 397-434; 1971. Vol. 2. P.

http://pravenc.ru/text/171624.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010