Десятиградие (Δεκποκις; Decapolis; Декаполь): Мф.4:25 . Мк.5:20, 7:31 . – Область или округ по ту сторону Иордана, простиравшаяся на севере до Дамаска, на юге до Филадельфии, на западе – до Скифополя, и на востоке – до Канафы. Здесь лежали десять городов, которые, впрочем, исчисляются географами различно. Города эти населены были преимущественно язычниками, но много было там и иудеев. Имена их Плиний (Hist. Nat. V, 16) представляет в следующем порядке: Дамаск, Филадельфия – прежде Рабба Аммонитская ( Втор.3:11 . 2Цар.11:1 ), Рафана, иначе Рафон( 1Мак.5:37 ), Скифополь, иначе Вефсан – главный город десятиградия ( 1Цар.31:10–12 . 2Цар.21:12 ), Гадара – против Скифополя, главный город Переи ( Мф.8:28 . Мк.5:1 . Лк.8:37 ), Иппон – к юго-востоку от озера Геннисаретского, Дион – к востоку от Скифополя, Пелла – к юго-востоку от того же Скифополя, Гераза с Филадельфией составляющая восточную границу Переи, и Кавафа или Кенаф – самый восточный город Десятиградия ( 1Пар.2:23 . Числ.32:42 ). Эти же большей частью города исчисляются и у других писателей, наприм. И. Флавия, Епифания, Стефана Византийского, Птоломея, с немногими изменениям. За исключением Скифополя, все они лежат по ту сторону Иордана. Города эти составляли своего рода союз, подобно, может быть, Ганзейским городам, и пользовались особенными правами. Во времена римлян, состоя под непосредственным их владычеством, они, по Иосифу Флавию, пользовались особенными некоторыми льготами (Древ. XIV. 4, 4. XVII. 11, 4. О Войне Иуд. 1. 7, 7. 8, 4 . и др.). Союз их был, вероятно, не столько политический, сколько торговый, как то можно заключить и из самого пути от Скифополя до Дамаска. Так как по Плинию, кроме исчисленных городов, к Десятиградию причислились и другие города, то можно отсюда заключать, что союз этот принимался в теснейшем и обширнейшем смысле, или, может быть, после он увеличивался числом городов, не изменяя прежнего своего названия. Когда возник этот союз, неизвестно. Только после разрушения Иерусалима о нем не говорится более. Может быть, во времена И. Христа он находился в самом цветущем состоянии. Господь не раз посещал страну эту, и отсюда, равно как из других мест, множество народа следовало за Ним ( Мф.4:24–25 . Мк.3:8, 5:20 . Лк.8:26 ). В древности страна эта была самая многолюдная и богатая. Но ныне здесь всюду разрушение и запустение. Большая часть городов Десятиградия, со всеми их селами и деревнями, совершенно разрушены, другие представляют собой груды развалин. Гадара, Скифополь, Гераза, Канава, Рабба или Филадельфия – все в развалинах. Один Дамаск доселе остается многолюдным и цветущим городом. Нор. Пут. изд. 3, 1854 г. Ч. 2. стр. 246–247. Herz. 3. р. 325–326. Ах. Мих. Толк. Ев. Мф.стр. 64. Кейта Доказ. Ист. Хр. В. 1870 г. стр. 124–144. и 261–262. И д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Ессеи Ессеи (σσηνι, σσιοι; Esseni) – одна из трех главных сект иудейских около времени земной жизни И. Христа. Сведения о ней находятся: у Флавия о Войне Иуд. Кн. 2. гл. 8. § 2–13. и Древн. Иуд. К. 13. гл. 5. § 9. К. 15. гл. 10. § 4 и 5. К. 13, гл. 1. § 2–6.; у Филона в сочинении его «quod omnis probus liber»; Евсев. Ргаераг. Evang. VIII, 11., и частью у Плиния Hist. Nat. V, 17. – В ней находят некоторые сходные черты и греческих стоиков, и пифагорейцев, и терапевтов египетских, и древних аскётов христианских, хотя, впрочем, она имеет и свои особенности, и отождествлять ее ни с которой из них нельзя. Имя их объясняют различно. Одни производят от арамейского =врачевать, исцелять, отсюда Ессеи – θεραπευτ – врачующие, целители. Другие – от халдейского =добрый, благочестивый, милостивый, каковое, впрочем, название прииадлежит, собственно, асидеям (1Макк.2:42, 7:13. 2Макк.14:6), которых нельзя смешивать с ессеями. Еще другие – от еврейского =смотреть, созерцать, отсюда =созерцатель, зритель, видящий, прозорливец, понимая это о созерцательной их жизни. Еще иные – от =спокойным быть, молчать; отсюда ессеи – молчаливые. Еще другие объясняют и еще иначе. Более вероятным представляется производство их имени от халдейского =врач, целитель, не только потому, что они занимались и познанием целебной силы трав и врачеванием, но потому, преимущественно, что, подобно врачам, наблюдали над душами приходящих к себе людей, врачуя их от злых страстей, и своей чистой и непорочной жизнью служа нравственным врачеством для растленного мира. В Священном Писании о них не упоминается, может быть, потому что они, избегая, многолюдства городов, жили более уединенными обществами, не входили, в состязания и споры с другими, подобно книжникам и фарисеям, и число их было весьма невелико. По Филону и Флавию число их простиралось тогда до четырех тысяч. Жили, по Плинию, отдельными колониями по западной стороне Мертвого моря, выше пустыни Енгедской. По Флавию и Филону, жили и в других городах и селах Палестины и Сирии вместе с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Илиополь, или Баалбек, расположен на равнине у подошвы Анти-Ливанского хребта, верстах в 70 к северо-западу от Дамаска, и на 3800 футов над уровнем моря. Он известен в истории под греческим названием Илиополя, «города солнца»; но ранним его названием был именно Баалбек. Довольно любопытно, что и в Египте был Илиополь, который назывался, также, Он. Отсюда, вероятно предположение, что эти два места имели общее происхождение. В доказательство этого приводят изречение автора книги De Dea Syria, что в великом храме илиопольском боготворился древний идол, который привезен был из Египта, а также и свидетельство Макробия в его Saturnalia, что статуя Юпитера Илиопольского прибыла из Египта. Впоследствии город был превращен в римскую колонию под названием Colonia Augusta Felix Heliopolitana, после чего Баалбек получил первоклассное значение. До того времени он находился в безвестности. Его нельзя с удовлетворительностью отождествить ни с какою библейскою местностью. О нем упоминается у И. Флавия (Antiq. XIV, 3, 2), у Плиния (Nat. Hist. V, 22) и Птоломея; монеты этого города были находимы почти с именами всех императоров от Нервы до Галлиена. Великолепные развалины, еще и теперь останавливающие на себе внимание путешественника и возбуждающие его удивление, служат доказательством щедрости императоров II и III веков. По монетам можно отчасти восстановить два храма, как они некогда стояли. Великий храм, одно из чудес древнего мира, по-видимому, предназначенный в качестве пантеона и построенный, вероятно, Антонином Пием (в 150 г. по Р. Хр.), теперь почти совершенно разрушился. Стоят только шесть колонн. Он был построен на месте другого храма; в западной стене его платформы находятся три знаменитых глыбы камня, положенные рядом и высящиеся на 20 футов от земли, причем одна имеет 64 фута, другая 63 фута 8 дюймов и третья 63 фута, все они имеют 13 футов вышины. В соседней каменоломне находится один высеченный камень, но еще не отделенный от скалы, который имеет 71 фут длины, 14 фут. высоты и 13 ширины и весит, вероятно, около 1500 тонн. Присутствие трех упомянутых камней дало храму название Трилитон или «Трехкаменного храма». Несколько севернее от великого храма находится храм Солнца, который сохранился замечательно хорошо. Колонны имеют по 5 футов высоты, включая Коринфский капитолий, и в окружности каждая имеет 19 футов. В храм вела изящная резная дверь. Так как центральный камень архитрава с 1659 г. вывалился, то впоследствии сделалось необходимым подпереть его, что, конечно, испортило вид. В западном конце (cella) воздвигнуто капище, где во время христианского периода стоял алтарь. Далее к востоку стоит небольшой, но весьма красивый кругообразный храм, состоящий из полукруглой cella, окруженной восемью коринфскими колоннами. Первоначально это была греческая часовня, теперь находится в разрушении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Киренаика Киренаика , прежде Кирена (Κυρνη), первая греческая колония в верхней Ливии, по Плинию (Hist. Nat. V; 5) находилась в одиннадцати римских милях от моря (около 15¼ верст), по Страбону (География XVII, 3:20) – в восьмидесяти стадиях от Аполлонии (=14 верст). Ее основал Баттус, с острова Феры, согласно указанию дельфийского оракула и владел ею в продолжение 40 лет. После него здесь царствовал 16 лет сын его Аркезилай. За все это время колония почти не увеличивалась. Только при внуки основателя колонии Баттусе II она быстро усилилась благодаря большому наплыву новых колонистов из греков (Геродот IV, 153 сл.) и сделалась богатейшим и славнейшим городом северной Африки после Карфагена. Кроме греков население ее состояло еще из ливийцев и римлян, а при Птоломее Лаге сюда пришли и иудеи (Иосиф Фл., Против Апиона II, 4). Иудей быстро размножились здесь и приобрели большое значение (Иосиф Фл., Древности XIV, 7:2. XVI, 6:1; 1Макк.15:23). Впоследствии некоторые киринейские иудеи возвратились в Иерусалим и во времена Христа уже имели здесь свою синагогу ( Деян.6:9 ); многие из них сделались христианами ( Деян.11:20 , Деян.13:1 ). Симон, отец Александра и Руфа ( Мк.15:21 ), несший крест Спасителя ( Мф.27:32 , Мк.15:21 , Лк.23:26 ), был киринейским иудеем. По преданию, здесь проповедовал Евангелист Марк (ср. Мк.15:21 ). Сульпиций Север (Dialog. I, 5) так восхваляет нравы киринейских христиан: «Они не покупают и не продают. Они не знают, что такое обман и воровство. Они не имеют ни золота, ни серебра, которые считают смертоносными, да и не желают иметь их». Первым епископом здесь, по преданно, был Луций киринеянин (ср. Деян.13:1 , Рим.16:21 ). Вместе с Синезием, последним великим своим представителем (410–415 года), Киренаика сходит с исторической сцены. Ныне Киренаика находится под владычеством магометан. Развалины ее привлекают особенное внимание путешественников и ученых (ср. Belley в «Memoires de l’Academie des inscript.», Paris 1774, XXXVII, 363 сл.; Guil. Gesenius, De inscript. phoenicograeca in Cyrenaica nuper reperta… Halae 1825; Gottschick, Gesch. d. Gründung d. hellen. Staates in Kyrenaika, Lpzg 1858). Во время крестовых походов Киренаика сделалась кафедрой латинского епископа, но ни один епископ не жил там. Теперь у католиков Dioecesus Cyrenensis считается в числи епархий in partibus infidelium. Смотреть ниже «Киринея или Кирена». С. Троицкий. Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., л. портр., карт. : ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

День Солнца Посвящение одного из дней недели Солнцу (dies Solis) было в I в. по Р. Х. широко известно в греко-рим. мире. Днем Солнца считался 2-й день «планетарной» недели: Сатурн-Солнце-Луна-Марс-Меркурий-Юпитер-Венера. Происхождение «планетарной» недели неизвестно. В «астрологической» неделе, установление к-рой связывалось с учением Пифагора, небесные тела выстраивались по степени удаленности от Земли, так что день Солнца оказывался 4-м: Сатурн-Юпитер-Марс-Солнце-Венера-Меркурий-Луна (см.: Plin. Sen. Natur. hist. 2. 22; Censorin. De die natali. 13; Dio Cassius. Hist. Rom. 37. 18-19). В обеих системах Солнце не занимало значимых мест, и никаких торжеств с этим днем недели не связывалось. Иной 7-дневный цикл (Сатурн-Венера-Юпитер-Меркурий-Марс-Луна-Солнце) был принят в культе Митры, солнечного божества иран. пантеона, почитание к-рого в раннехрист. эпоху было распространено в средиземноморском регионе ( Orig. Contr. Cels. 6. 22; ср.: Euseb. Praep. Evang. 5. 14); однако доказательств влияния этого культа на христ. традицию, кроме нек-рых аналогий, не существует. Особое место Солнце занимало в воззрениях терапевтов - аскетического движения, описываемого Филоном Александрийским ( Philo. De vita contempl. 89). В христ. лит-ре наименование В. «днем Солнца» впервые встречается у мч. Иустина Философа, что, вероятно, вызвано миссионерскими и апологетическими задачами его сочинения ( Iust. Martyr. I Apol. 67. 3). Отождествление дня Солнца с В. имеет основание в библейской традиции, в частности, в наименовании Мессии «Солнцем правды» (Мал 4. 2; Odae Solom. 15). О Христе, как об истинном Солнце, говорили мн. христ. авторы ( Meliton. Bapt. 4; Orig. In Lev. 9. 10; Athanas. Alex. De sabbat. 5), подчеркивая вместе с тем отличие празднования В. от языческих солярных культов ( Tertull. Ad nat. 1. 13. 1-5; Apol. adv. gent. 16. 9-11). «Первый» и «восьмой» день Воскресение. Сошествие во ад. Миниатюра из Четвероевангелия. 2-я пол. XIII в. (Iver. 5. fol. 460a) Воскресение. Сошествие во ад.

http://pravenc.ru/text/155336.html

Еввул. Ты, блаженная, изображаешь второе райское жилище. Григора. Ты говоришь правду. И так, когда мы насладились всякими яствами и различными сладостями, так что не оставалось никаких приятностей, тогда - говорила она - вошла Арета и предложила следующее: отроковицы, краса моего радушия, прекрасные девы, возделывающие непорочными руками нетленные сады Христовы; уже довольно было яств и угощения; всего у нас достаточно и с избытком. Чего же еще хотелось бы мне, и чего я ожидаю? Того, чтобы каждая из вас сказала похвальную речь девству. Пусть начнет Маркелла, так как она сидит первою и притом старше других. Когда же она прекрасно исполнит это дело, то я почту за стыд для себя, если не сделаю ее примером подражания, увенчав чистым венком мудрости. Таким образом, помнится мне, - говорила она, - Маркелла тотчас и начала говорить следующее. Примечания 1. В греческом подлиннике Ευβουλιον и Γρηγοριον уменьшительные имена, первое - мужеское, а второе - женское. Под первым некоторые (Лев Алляций) разумеют самого св. Мефодия, который имел прозвание Ευβολιου, как свидетельствует св. Епифаний (Haer. LXIV, с.63), хотя в конце этого самого сочинения Мефодий (впрочем неизвестно, какой именно) представляется лицом отдельным от Ευβουλιον; а что это действительно собственное имя мужчины, так думают многие толкователи текста, не смотря на некоторые места сочинения, по-видимому указывающие в нем женщину, как и в имени Γρηγοριον. См. Method. Oper. Edit Jahnii. 1865. 2. Илиад. IV,3,4. 3. Арета от αρετη - добродетель, которой свойства и описываются далее. 4. Лиц, участвовавших в пире и разговоре, было собственно одиннадцать; но здесь говорится о приглашенных на пир девах без Ареты, в дом которой они были приглашены. 5. Αγνος, vitex, или Komapicha, агнец непорочный или целомудренник, растение, которое по самому названию своему соответствует заглавию настоящего сочинения: περι αγνεας. Это душистое растение из рода кустарников описывают Платон в Федре, 230. В. Плиний Hist. Nat. XXIV.19. Оно упоминается и в Св. Писании. Лев.23:40. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/952/...

Геродота (1; 142), Страбона (XIV. р. 950), Плиния (Hist, Nat. V. 31) и др., но и из Св. Писания. Так из историй путешествий ап. Павла видны сношения Ефеса с разными землями и городами Греции, Македонии, Малой Азиии, Финикии, Сирии и Палестины, также с островами, каковы напр. Хиос, Самос, Кос, Родос, Кипр и с разными другими прибрежными местами ( Деян.18 ,. 19, 20, 21). Из тех же Деяний Апостольских видно, что Ефес имел удобное и сухопутное сообщение с внутренними областями Малой Азии, напр. с Троадой, Мисией, Лидией, Фригией, Галатией, Сирией и др. ( Деян.16:6–8, 18:19–23, 20:1–5, 18–17 ). Ефес, сказали мы выше, особенно славился храмом Дианы, который причислялся к семи чудесам света. Храм этот, по мифологическим сказаниям, первоначально построен был амазонками, приплывшими сюда из стран Гиперборейских, с грубым деревянным изображением Дианы; и он построен был первоначально на болоте, в семи стадиях от города. Но он потом несколько раз был перестраиваем. В строении его в свое время участвовал Крез, царь Лидийский и другие города малоазийские; строение это продолжалось 220 лет (Plin. XVI, 79. XXXVI, 21). Но храм этот сожжен был безумным греком Геростратом, желавшим чрез это прославить себя в истории. Это случилось в день рождения Александра Македонского. На месте его построен был новый великолепнейший храм, для которого ефесские жены жертвовали всеми своими украшениями (Страб. XIV. р. 640). И этот храм после много был перестраиваем; но, по замечанию Плиния, образ богини при всех перестройках оставался неизменяемым (Плин. XVI, 79). Наконец знаменитый храм этот совершенно разрушен был около половины третьего века по Р. Хр. готфами (Herz. IV. p. 84. Всем. Ист. Шлосс. Т. 2. стр. 184). Славясь обширной торговлей и храмом Дианы, Ефес известен был и науками, и искусствами, которые находили здесь приют себе и пользовались покровительством. Гераклит философ был гражданин ефесский. Знаменитый живописец Парразий процветал в Ефесе. Были здесь и училища ( Деян.19:9 ); но особенно распространялись здесь тайные знания и всякого рода суеверия и волхвования ( Деян.19:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Когда Иоанн удалился в пустыню, – ничего нельзя сказать определенно. Ориген (horn. 11), Амвросий и другие относят это к самому раннему детству. Никифор Каллист (Церк. Ист. 14, 1) и Бароний сообщают, будто Елисавета бежала в пустыню с Иоанном от преследования Ирода; но ни эти старинные писатели, ни позднейшие ученые исследователи не придают этому легендарному преданию никакого значения. Что же касается того мнения, будто Иоанн сблизился с жившими в этой пустыне (Plin. Hist. nat. 5, 17) ессеями и учился у них (Paulus Exeg. Handb. I, 136; Gfrörer, Gesch. d. Urchrist. III; Haupt Meyer), то это мнение прямо опровергается евангельским текстом, по которому духовное развитие Предтечи исключительно приписывается непосредственному воздействию на него Самого Бога. Но если даже и допустить правдивость такого мнения, все-таки надобно будет согласиться, что он ничему от них не научился, потому что представляет собою совершенную противоположность ессеям. Последние, как известно, не верили в пришествие Мессии, между тем жизнь и душу Иоаннова учения составляло ожидание Мессии и приготовление людей к принятию Его. На тело ессеи смотрели, как на темницу души и причину всякого греха; Иоанн же своим призывом к покаянию ясно дает видеть, что причина греха в злой воле человека. Ессеи держались платоновских идей (ср. Иос. Флавия, О войн. иуд. 2, 8); – у Иоанна, напротив, все иудейское. Ессеи жили вдали от человеческих обществ и предавались мечтательности; – Иоанн смело идет в народ и до самого конца деятельности своей проводит жизнь среди него. Аскетическая жизнь св. Иоанна всего ближе и естественнее объясняется тем, что он был назорей, от чрева матери своей посвященный Богу ( Лк.1:15 ), а не из ессейства. По близости места обитания, св. Иоанну только не могла быть неизвестною уединенная жизнь ессеев, их обычаи, точно так же, как известны ему были и другие религиозные иудейские толки с их особенностями; но он ни от кого и ничего не заимствовал. Промыслу угодно было, чтобы он возрос вдали от мира, вне всякого влияния. Покорный одному водительству промысла Божия, Иоанн провел юные годы свои в пустыне до дне явления своего Израилю ( Лк.1:80 ), – дабы свидетельство его о Христе, как Агнце Божием, было подобно благочестию Ангела и было принято народом за откровение свыше, каковым оно и оказывалось в действительности, по словам самого же Иоанна ( Ин.1:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

традицией визант. Церкви (в том виде, в к-ром она сохранилась в Египте) до реформы Хрисанфа из Мадита (1821). В. посетил каирский мон-рь св. Георгия, где брал уроки у протопсалта Гавриила; сделал описание визант. муз. системы по списку Протеории и «Вопросоответника» Псевдо-Дамаскина (эти рукописи, привезенные В., не идентифицированы, полный текст перевода, выполненного парижским эллинистом Н. Л. Ашентром, по-видимому, утерян; опубликованы только фрагменты). В. отметил использование исона, специфическую манеру звукоизвлечения «в нос» и обилие мелизмов, описал систему визант. нотации, гласовую систему. Т. о., большая часть его статьи о греч. музыке представляет собой фактически франц. перевод традиц. текста Протеории с комментариями и пояснениями для европ. читателя. Особого внимания заслуживают дополнения к правилам ипотаксиса, полученные от протопсалта Гавриила, таблица длительностей и запись нек-рых больших ипостасей (их графическое начертание и сделанная с голоса запись в 5-линейной нотации). Несмотря на то что запись последних не совпадает ни с одним из известных источников того времени (см., напр., Теоретикон Апостола Констаса Хиосского - Athen. Bibl. Nat. gr. 1867, 1820 г.), данные В. следует считать достоверными, поскольку его записи сделаны с голоса профессионального псалта. Вероятно, эти записи отражают местную егип. традицию. В. также упоминает (без употребления терминов) различные способы прочтения одного и того же невменного текста: метрофонию , познаковое чтение строки в процессе ее изучения и мелос - собственно напев в том виде, как он звучит в исполнении псалта (см. также ст. Византийская нотация ). Обзор визант. муз. теории завершается цитатами из «Вопросоответника» Псевдо-Иоанна Дамаскина. Изд.: Mémoire sur la possibilité et l " utilité d " une théorie exacte des principes naturels de la musique. P., 1807; Recherches sur l " analogie de la musique avec les arts qui ont pour objet l " imitation du langage. P., 1807r; De l " état actuel de l " art musical en Égypte. Description hist., technique et littéraire des instrumens de musique des orientaux. Diss. sur les diverses espèces d " instrumens de musique que l " on remarque parmi les sculptures qui décorent les antiques monumens de l " Égypte. Mémoire sur la musique de l " antique Égypte//Description de l " Égypte/Éd. E. F. Jomard. P., 1809-1822. Лит.: F é tis. BUM. Т. 8. P. 349-353; Martineau R. Un ami de Le Sueur//Entretiens idéalistes. 1913. Vol. 14. 353-357; Zera ska-Kominek S. Guillaume André Villoteau i paradygmat pimiennoci w etnomuzykologii//Muzyka. 1996. T. 41. N 1. S. 41-52; Mongr é dien J. , Ellis K.//NGDMM. 2001. Vol. 26. P. 639; Вовк А. Европеец в Египте: Поздняя визант.-синайская певч. традиция в работах Г. А. Виллото//Cantus planus-2002 [Рус. версия]. СПб., 2004 (в печати). А. А. Вовк Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158650.html

Даже такой ничтожной вещи, как гвоздя, нельзя сделать из виноградного дерева: оно недостаточно для этого крепко. Ср. Плиний, Hist. nat, XIV, 1, 2. Иез.15:4 .  Вот, оно отдает­ся огню на съеде­ние; оба конца его огонь по­ел, и обгорела середина его: годит­ся ли оно на какое-нибудь изделие? Теперь это дерево еще негодное, так как оно пострадало от огня. Два обгоревшие конца – разрушенное в 722 г. Израильское царство и начавшееся с плена Иехонии разрушение Иудейского царства; обгорелая середина – Иерусалим накануне осады. Иез.15:5 .  И тогда, как оно было цело, не годилось ни на какое изделие; тем паче, когда огонь по­ел его, и оно обгорело, годит­ся ли оно на какое-нибудь изделие? И вообще-то Израиль никогда не был в силах стать царством, подобным другим большим монархиям (в другом духе Иез.19.2 и д. 10 и д.); а теперь было бы двойным безрассудством надеяться на его будущее, когда большая половина уничтожена. Иез.15:6 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: как дерево виноградной лозы между деревами лесными Я отдал огню на съеде­ние, так отдам ему и жителей Иерусалима. Бог в качестве Творца предназначил виноградное дерево не к другому чему, как к сожжению (ср. Иез.47.11 ); так и Израиля! Иез.15:7 .  И обращу лице Мое про­тив них; из одного огня выйдут, и другой огонь по­жрет их, – и узнаете, что Я Го­с­по­дь, когда обращу про­тив них лице Мое. Иез.15:8 .  И сделаю эту землю пустынею за то, что они вероломно по­ступали, говорит Го­с­по­дь Бог. «Из одного огня выйдут…». Под первым огненным судом может разуметься или совокупность всех прежних бедствий, которыми Бог хотел вразумить Израиля (царство Еврейское не раз находилось на краю гибели) или ближайшим образом плен Иехонии и аристократии; под вторым огнем – окончательное разрушение царства Навуходоносором, сопровождавшееся действительно обращением страны в пустыню без надежды и в будущем на прежнее могущество. – «Вероломно поступали». Разумеется общее нарушение завета с Богом со стороны всего народа, к описанию какового пророк переходит в следующей главе, а не вероломство Седекии ( Иез.17.20 ), в котором первое впрочем конкретно выразилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010