28 . Desprez V. Le monachisme primitif: des origines jusqu’au concile d’Éphèse. Bellefontaine 1998. (Spiritualité Orientale. 72). 29 . Daniélou J. Grégoire de Nysse et le messalianisme//RSR 1963. 48. 119–134. 30 . Dörries H. Urteil und Verurteilung. Kirche und Messalianer: Zum Umgang der Alten Kirche mit Häretikern//Id. Wort und Stunde. Göttingen 1966. 1: Gesammelte Studien zur Kirchengeschichte des vierten Jahrhunderts. 334–351 (=ZNW 1964. 55. 78–94). [Wort und Stunde]. 31 . Dörries H. Die Messalianer im Zeugnis ihrer Bestreiter. Zum Problem des Enthusiasmus in der spätantiken Reichskirche//Saeculum. Jahrbuch für Universalgeschichte. 1970. 21. 213–227. 32 . Driot M. Les Pères du désert: vie et spiritualité. Médiaspaul 1991. 159. (Maranatha. 23). [Библ.]. 33 . Elm S. Virgins of God: the making of asceticism in Late Antiquity. Oxford; Ν. Y. 1994. 34 . Frank K. (Suso P.). γγελικς βος. Begriffsanalytische und begriffsgeschichtliche Untersuchung zum «Engelgleichen Leben» im frühen Mönchtum. Diss. Münster, Westf. 1964. 35 . Goehring J. E. Alone in the Desert?//Christian History. 1999. 18(4). 20–24. 36 . Gould G. The Desert Fathers on monastic community. Oxford; Ν. Y. 1993. X, 202. (Oxford Early Christian Studies). 37 . Grani F. Monaški ivot i prvi kalujeri//VSC 1892. 3. 148–152. 38 . Gribomont J. Le monachisme au 4 e siècle en Asie Mineurë de Gangres au messalianisme//StPatr. B. 1957. 2. 400–415. (TU 64). 39 . Guillaumont A. Le baptême du feu chez les messaliens//Mélanges Puech H.-Ch. P. 1974. 517–523. 40 . Guillaumont A. Aux origines du monachisme chrétien: Pour une phénoménologie du monachisme. Bellefontaine 1979. (Spiritualité orientale. 30). 41 . Guillaumont A. Gnose et monachisme//Gnosticisme et monde hellénistique; les objectifs du colloque de Louvain-La Neuve (11–14 mars 1980). Louvain-la-Neuve 1980. 42 . Guy J.-C. Educational innovation in the Desert Fathers//ECR 1974. 6. 44–51. 43 . Harvey S. A. Asceticism and society in crisis: John of Ephesus and the «Lives of the Eastern Saints». Berkeley 1990. XVI, 226.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

к необходимости поиска мест расположения древних мон-рей. Опираясь на лит. источники, ему удалось в марте 1964 г. определить местонахождение и начать раскопки знаменитого мон-ря Келлии. В 1956 г. Г. издал фрагменты копт. редакции «Аскетикона» аввы Исаии, считавшегося одной из основных книг егип. и сир. монашества («L " ascéticon» copte de l " abbé Isaïe: Fragm. sahidiques. Le Caire, 1956. (BiblEtC; 5)). Изучая егип. монашество, Г. занимался исследованием и гностической лит-ры Наг-Хаммади, издав в 1959 г. копт. текст Евангелия от Фомы, над к-рым он работал совместно с А. Ш. Пюэшем (L " Évangile selon Thomas: Texte copte établi et trad. par A. Guillaumont, H.-Ch. Puech, G. Quispel, W. Till et Yassah ‘Abd al Masih. P., 1959, есть также англ, нем., и голл. издания). В 1956-1958 гг. он перевел 9 ветхозаветных книг на франц. язык. На протяжении всей научной деятельности Г. неизменным оставался его интерес к наследию Евагрия Понтийского. В 1958 г. им был издан сир. текст «Гностических глав» (греч. оригинал к-рого не сохр.) в 2 редакциях: оригинальной и подвергшейся правке (Les Six Centuries des «Képhalaia Gnostica» d " Evagre le Pontique. P., 1958. (PO; Т. 28, Fasc. 1)). Этому тексту Евагрия, а также его влиянию на сир. христианство была посвящена докт. диссертация Г., к-рая позже была издана под названием «Гностические главы Евагрия Понтийского и история оригенизма у греков и сирийцев» (Les «Képhalaia Gnostica» d " Evagre le Pontique et l " histoire de l " origénisme chez les Grecs et chez les Syriens. P., 1962. (Patristica Sorbonensia; 5)). В сотрудничестве с супругой Клер Г. издал в серии «Христианские источники» 2 основополагающих произведения Евагрия: «Монах» ( Evagre le Pontique. Traité pratique ou Le Moine. P., 1971. 2 vol. (SC; 170, 171)) и «Гностик» ( Evagre le Pontique. Le Gnostique ou À celui qui est devenu digne de la science. P., 1989. (SC; 356)). В той же серии в 1998 г. был издан совместно с К. Гийомон и П. Жеэном трактат Евагрия «О помыслах» ( Evagre le Pontique.

http://pravenc.ru/text/164975.html

41 F. Drasekë in “Gesammelte patrlstische Untersuchungen», Altona, 1889, 169—207. 42 Le Bachelet, op. cit. col. 2164. 43 См. Архим. Киприан (Керн): «Антропология Св. Григория Паламы». УМСА – PRESS, Париж, 1950, стр., 139—144. 44 «Против Ариан», I, 14. 45 Ibid. I, 17. 46 Ibid. I, 20. 47 «Против Ариан», I, 22. 48 «Против Ариан», I, 39. 49 Ibid. II, 45. 50 Ibid. II, 46. 51 «Против Ариан», II, 47. 52 Ibid. II, 57. 53 Ibid. III, 1.4. 54 «Против Ариан», III, 30. 55 Ibid. III, 20. 56 Его можно найти и у писателей раннего христианства: Татиан, «Против язычников», 5; Ориген, «Против Целса», I, 3; VIII, 67; чтобы не говорить о позднейших. 57 Н. Е. II, 6. 58 Выражение церковного историка Сократа. Н. Е. II, 41. 59 Metaphys. V, 16. 60 Болотов, op. cit., 39—40. 61 «О Соборах», 26. 62 Ibid., 25. 63 Ер. I, 1. 64 J. Lebon, Introduction. Lettres a Serapion. S.CH. 15, Paris, 1947, pp. 31—39. 65 Stricken, op. cit. 66 Ер. 1, 10—12. 67 P.G. 25, 685—90. 68 Ер. 8 и 13. 69 «The festal letters of Athanasius, discovered in an ancient syriac version». London, 1848. 70 T. Vll 1. — Roma, 1863. 71 P.G. 26, 1351—1432; 1431—44. 72 A. Puech: “Histoire de la limmйramure grecque chrйmienne», t. III, p. 313. 73 cf. A. Puech: «Histoire de la limmйramure grecque chrйmienne», t. Ill, pp. 261—262. 74 Stanislas Giet: «Homйlies sur l.Hexaйmйron». SCH. 26. Paris, 1950, pp. 5-.69. 75 Cruicë “Essai critique sur l " Нехайтйгоп de Saint Basile», Paris, 1844. 76 Kari Gronau; «Posidonius, eine Quelle fьr Basilius " Hexahemeron», Braunschweig, 1912; «Posidonius, und die jьdischchrismliche Genesis-Exe-gese», Leipzig-Berlin, 1914. 77 J. Levië «Les sources de la VII et de la VIII homйlies de Saint Basile sur l " Нехайтйгоп». Musйe belge, 1920, pp. 113—149. 78 «Contra Julianum», I, 16. 79 См. между прочим: проф. А.А. Спасский, «Кому принадлежат четвертая и пятая книги св. Василия Великого против Евномия. Библиографическая справка», в «Богосл. Вестн». 1900, сентябрь, стр. 79—106. 80 Проф. А.А. Спасский: «История догматических движений», т, 1, стр. 365.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

87 Cf. Hist, monach., V: ipsi quoque magistratus et principales civitatis et reliqui civers studio se per singulas portas statuunt qui observent ut sicubi apparuit peregrinus aut pauper, certatim ad eum qui praeoccupaverit adductus quae sunt necessaria consequatur. – This description of Oxyrhynchus refers to the last decades of the fourth century. 89 Mystic Ereatises by Isaac of Nineveh, translated from Bedjan’s Syriac text, with an Introduction and Registers, by A.J. Wensinck (Amsterdam, 1923 ) (=Verhandelingen der K. Akademie van Wetenschappen, Afdeeling Letterkunde, N.R. Deel XXIII), pp. 166 – 167; cf. the Greek version, ed. Nicephorus Theotoki (Leipzig, 1770), pp. 500 – 501. 90 Drioton, pp. 116 – 118. – " The best up-to-date summary of information on the Audians is by H.-Ch. Puech, in the Reallexikon fur Antike und Chris- tentum, sub voce, I. (1950), coll. 910 – 915. Puech warns against the indiscriminate identification of Audians with the Egyptian Anthropomorphites, but admits, referring to Drioton " s article, a possibility of some Audian influence in Egypt. The Audian movement, which only gradually developed into a “sect”, originated in Mesopotamia, and then expanded to Syria and later to Scythia, where Audius was banished. – H. G. Opitz, in his article on Theophilus, in Pauly-Wissowa-Rroll Realenzyclopädie, П R., Hb. 10 (1934), sp. 2154, reserves his opinion on this point: “es ist nicht leicht zu entscheiden, ob Aphou wirklich Audianer war”; Agostino Favale, Те of ilo d’Alessandria (345 – 412), Scritti, Vita e Dottrina (Torino, 1958), quotes Drioton, but is not certain about the Audian character of the Anthropomorphite monks (pp. 93 – 95). Giuseppe Lazzati, Teofilo d’Alessandria (Milano, 1935), does not mention Aphou at all and only briefly mentions the Anthropomorphite conflict (pp. 31 – 33). 91 Cf. Karl Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim Griechischen Mönchtum (Leipzig, 1898), pp. 141 ff., 183 ff. 92 R. Reitzenstein, “Des Athanasius Werk über das Leben des Antonius”,in Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, Phil.-Hist, Klasse (1914), No. 8, pp. 54 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Acordaos de mi cruz y de mi muerte y viviréis... El reino de Dios pertenece a los que consienten en la muerte.» El autor aborda seguidamente la discusión de una profecía que ve cumplida en la degollación de San Juan Bautista. El resto trata del Logos, de la Gnosis y de la Ascensión del Señor. La obra revela en su contenido tendencias valentinianas. 2. El Evangelio de Verdad es, probablemente, el tratado más importante de toda la colección. H. Ch. Puech y G. Quispel piensan que se trata de la obra del mismo nombre que, según Ireneo « (Adv. haer. 3,11,9), utilizaban los valentinianos. Sugieren como fecha probable de composición el año 150. El autor conoce todos los escritos canónicos del Nuevo Testamento, aun la epístola a los Hebreos. Esto es de gran importancia para la historia del canon neo-testamentario. G. Quispel se siente tentado a atribuir su composición al mismo Valentín antes de su separación de la Iglesia, lo que adelantaría su origen a unos cuantos años antes del 150. 3. La Carta de Reginos sobre la resurrección demuestra que Cristo «destruyó la muerte con su resurrección y nos condujo a la inmortalidad.» Habla de una «resurrección pneumática» que absorberá el lado «psíquico» y «carnal.» Valentín y su escuela atribuían a Cristo un cuerpo pneumático. Apoyándose en esto, Puech y Quispel se inclinan a considerar al mismo Valentín como autor de esta carta. 4. El Tratado sobre las tres naturalezas, por sus ideas, que provienen claramente de la doctrina de Heracleón, recuerda a uno de los jefes de la escuela «italiana» de Valentín (cf. supra p.251). 5. La Oración del apóstol, oración atribuida quizás a San Pedro. Parecen, pues, de origen valentiniano tres de los tratados del Codex Jung. El códice fue redactado en el siglo IV por dos manos distintas. Epifanio atestigua la existencia de valentinianos en el siglo IV en distintas partes de Egipto (Panarion 30,7,1). Los tratados del Codex Jung están escritos en dialecto subakmímico, pero los tres primeros son traducciones del griego.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

s.-Gravenhage, 1952/1953. Vol 7. P. 129–141 [переизд.: Idem. Sparsa Collecta: Collected Essays. Leyden, 1983. Vol. 3: Patristica, gnostica, liturgica. P. 59–70]; Hawthorne G. F. Tatian and his Discourse to the Greeks//HarvTR. 1964. Vol. 57. P. 161–188; Marcovich M. Pseudo-Justin: Πρς λληνας//JThSt. N. S. 1973. Vol. 24. N 2. P. 500–502; «Увещание к эллинам»: Schürer E. Julius Africanus als Quelle der pseudojustinischen «Cohortatio ad Graecos»//ZKG. 1878. Bd. 2. S. 319–331; Gebhardt O., von. Zur handschriftlichen Überlieferung der griechischen Apologeten: Der Arethascodex Paris. Gr. 451//TU. 1883. Bd. 1. H. 3. S. 154–196; Völter D. Über Zeit und Verfasser der pseudojustinischen «Cohortatio ad Graecos»//ZWTh. 1883. Bd. 26. S. 180–215; Dräseke J. Der Verfasser des fälschlich Justinus beigelegten Λγος παραινετικς πρς λληνας//ZKG. 1885. Bd. 7. H. 2. S. 257–302; idem. Zu Apollinarios’ von Laodicea «Ermunterungsschrift an die Hellenen»//ZWTh. 1900. Bd. 43. S. 227–236; 1903. Bd. 46. S. 407–433; Asmus J. R. Ist die pseudojustinische «Cohortatio ad Graecos» eine Streitschrift gegen Julian?//Ibid. 1895. Bd. 38. S. 115–155; idem. Ein Bindeglied zwischen der seudojustinischen «Cohortatio ad Graecos» und Julians Polemik gegen die Galilaer (Dion Chrys. Or. XII)//Ibid. 1897. Bd. 40. S. 268–284; Puech A. Sur le Λγος παραινετικς attribué à Justin//Mélanges H. Weil. P., 1898. P. 395–406; Gaul W. Die Abfassungsverhältnisse der pseudojustinischen «Cohortatio ad Graecos». B., 1902 [рец.: Krüger G.//ZWTh. 1903. Bd. 46. S. 592–595; Guignebert Ch.//RHR. 1903. T. 48. P. 412–416]; Widmann W. Die Echtheit der Mahnrede Justins des Martyrers an die Heiden. Mainz, 1902; Knossalla J. Der pseudo-justinische Λγος παραινετικς πρς λληνας//Kirchengeschichtliche Abhandlungen/Hrsg. M. Sdralek. Breslau, 1904. Bd. 2. S. 109–285; Schmidt Ch. Studie über die Justinische «Cohortatio ad Graecos»//Pastor bonus. Trier, 1909/1910. Bd. 22. S. 580–585; Alfonsi L. Traces du jeune Aristote dans la «Cohortatio ad gentiles» faussement attribuée à Justin//VChr.

http://pravenc.ru/text/Иустин ...

1 [A. Bergson. Leg deus sources de la morale et de la religion. Paris 1932.]   2 Митр. Филарет. Слова и речи, т. IV. М., 1882, с. 148.   3 См. статью М. H.-Ch. Puech. Ou en est ie probleme du gnosticisme? Revue de l " Universite de Bruxelles, 1934, 2, 3.   4 M.-J. Congar, O. P. Chretiens desunis, Principes d " un «oecumenisme» catholique. Ed. du Cerf, 1937, p. 15.   5 Акты Константинопольского Синода за август-сентябрь 1872 г. у Mansi. Coil. concit, t. 45, col. 417-546. См, также статью М. Zyzykine. L " Eglise orthodoxe et la nation. Irenikon, 1936, p. 265-277.   6 Так, Московский Патриархат имеет епархии в Северной Америке и Токио, [Это соответствовало положению дел в 40-х годах, когда писалась данная работа. В настоящее время Московский Патриархат имеет епархии в Южной Америке и Западной Европе.- Ред.] Территории Патриархатов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского зависят в политическом отношении от нескольких правительств.   7 Наименование «Вселенские Соборы», данное на Востоке семи первым всеобщим Соборам, соответствует реальности чисто исторического порядка: это были Соборы «вселенской» территории Византийской империи, в которую входил, по крайней мере теоретически, весь христианский мир. В более поздние эпохи Православная Церковь созывала такие же Соборы, которые, хотя и не именовались «вселенскими», не были ни менее многолюдными, ни менее значительными.   8 О восточном монашестве можно найти полезные сведения в небольшой книжке N. F. Robinson. Monasticism in the orthodox Churches. London, 1916. Об Афоне см. F. W. Hasluck. Athos and its monasteries. London, 1924, и F. S pund a. Der heilige Berg Athos. Leipzig. Insel-Verlag, 1928. О монашеской жизни в России см. работы: Smolitsch. Studien zum Klosterwessen Russlands. Kyrios, 1937, N 2, pp. 95-112; 1939, N 1. pp. 29- 38; в особенности же того же автора Das altrussische Monchtum (II-16 Jhr.). Gestalter und Gestalten. Wurzburg, 1940, в Das ostliche Christentam, XI.   9 См. на эту тему: E. Benz. Heilige Narrheit. Kyrios, 1938, pp. I-55; M-me Behr-Sigel. Les «fous pour ie Christ» et la «saintete laique» dans l " ancienne Russie. Irenikon, XV, 1939, pp. 554-565; Gamayoun. Etudes sur la spiritualite populaire russe: I, Leg «fous pour ie Christ». Russie et chretiente, 1938-39, I, pp. 57-77.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

3 См. статью М. H.-Ch. Puech. Ou en est ie probleme du gnosticisme? Revue de l’Universite de Bruxelles, 1934, NN 2, 3. 4 M.-J. Congar, O. P. Chretiens desunis, Principes d’un «oecumenisme» catholique. Ed. du Cerf, 1937, p. 15. 5 Акты Константинопольского Синода за август-сентябрь 1872 г. у Mansi. Coil. concit, t. 45, col. 417–546. См, также статью М. Zyzykine. L’Eglise orthodoxe et la nation. Irenikon, 1936, p. 265–277 6 Так, Московский Патриархат имеет епархии в Северной Америке и Токио, [Это соответствовало положению дел в 40-х годах, когда писалась данная работа. В настоящее время Московский Патриархат имеет епархии в Южной Америке и Западной Европе.– Ред.] Территории Патриархатов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского зависят в политическом отношении от нескольких правительств. 7 Наименование «Вселенские Соборы», данное на Востоке семи первым всеобщим Соборам, соответствует реальности чисто исторического порядка: это были Соборы «вселенской» территории Византийской империи, в которую входил, по крайней мере теоретически, весь христианский мир. В более поздние эпохи Православная Церковь созывала такие же Соборы, которые, хотя и не именовались «вселенскими», не были ни менее много-людными, ни менее значительными. 8 О восточном монашестве можно найти полезные сведения в небольшой книжке N. F. Robinson. Monasticism in the orthodox Churches. London, 1916. Об Афоне см. F. W. Hasluck. Athos and its monasteries. London, 1924, и F. S pund a. Der heilige Berg Athos. Leipzig. Insel-Verlag, 1928. О монашеской жизни в России см. работы; 1. Smo-litsch. Studien zum Klosterwessen Russlands. Kyrios, 1937, N 2, pp. 95–112; 1939, N 1. pp. 29– 38; в особенности же того же автора Das altrussische Monchtum (II-16 Jhr.). Gestalter und Gestalten. Wurzburg, 1940, в Das ostliche Chris-tentam, XI. 9 См. на эту тему: E. Benz. Heilige Narrheit. Kyrios, 1938, N I-2, pp. I-55; M-me Behr-Sigel. Les «fous pour ie Christ» et la «saintete laique» dans l’ancienne Russie. Irenikon, XV, 1939, pp. 554–565; Gamayoun. Etudes sur la spiritualite populaire russë I, Leg «fous pour ie Christ». Russie et chretiente, 1938–39, I, pp. 57–77. Читать далее Источник: Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие./В.Н. Лосский ; Пер. с фр. мон. Магдалины (В.А. Рещиковой). - 2-е изд., испр. и перераб. - Сергиев Пасад : Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. – 586 с./Очерк мистического богословия Восточной Церкви. 9-378 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

46 Подобранные нами тексты свидетельствуют, что блаженному Августину богословие отрицаний не было чуждо. Путь апофатический в его мысли не стал ни этапом умозрения «путем превосходств», ни «мистическим богословием», когда высшее незнание становится познанием Бога в Нем Самом. Августиновское «ученое незнание» имеет совершенно иное назначение. Необходимо дождаться переводов на латинский Дионисия, Иоанна Скота Эриугены, возрождения плотиновской тематики у Мария Викторина и в образе мыслей некоторых последователей Гильберта из Порреи (его труд «Liber de causis») и еще других влияний, перешедших в течение XII в. за Пиренеи, чтобы элементы отрицательного богословия блаженного Августина в обрамлении новых контекстов воссияли «непроглядным светом» мистической апофазы. 2 Этот умозрительный аспект богословия Дионисия был показан в работе: Puech H. – Ch. La ténèbre mystique chez le Ps. Denys l " Areopagite et dans la tradition patristique/Études Carmélitaines. T. 23 (1938), 2. P. 33–53. См. также нашу статью ««Ténèbre» et «Lumière» dans la connaissance de Dieu» [см. с. 67 настоящего издания. – Ред.]. 7 Три аспекта: религиозный, нравственный и интеллектуальный – такой порядок изучения (ordo studiorum sapientiae) был указан Анри Мару: Marrou H. – I. Saint Augustin et la fin de la culture antique. Paris, 1937. P.174–186. 20 См. прежде всего места из De Trinitate X, 1–4, PL 42, 971–975; XV, 40–41, PL 42, 1088–1089 и удивительные страницы в: Gilson É. Introduction а 1 " Étude de saint Augustin. Paris, 1943. P. 94–140, 293–295. 30 Именно у блж. Августина Николай Кузанский заимствовал выражение «docta ignorantia». В своем замечательном труде о мистической геометрии (Unendliche Sphare und Allmittelpunkt. 1937) Д. Манке ошибочно утверждает, что Николай Кузанский «в употреблении выражения docta ignorantia сознательно следует непосредственно Дионисию» (S. 188, Not. 2: «bei der Bildung des Ausdrucks «docta ignorantia» mit Bewusst sein unmisttelbar dem PseudoDionisius folgt»; см. также S. 170, Not. 5). Взятые немецким исследователем тексты Дионисия в переводе Иоанна Скота Эриугены недостаточно вески для доказательства его тезиса. То же можно сказать о его ссылке на трактат «De docta ignorantia». Однако мы видим, что Николай Кузанский специально цитирует «Письмо к Пробе» (Epistula 130) блж. Августина в своей «Apologia doctae ignorantiae» (см.: Николай Кузанский. Opera omnia II, 13, 11–20). Впрочем, остается несомненным то, что «ученое незнание» Николая Кузанского по своей идее всецело принадлежит к дионисиевской традиции. И в этом аспекте сближения, приведенные Манке, сохраняют всю свою ценность. 33 Idem. De diversis quaestionibus ad Simplicianum II, 2, 1, PL 40, 138. См. аналогичную идею у Дионисия: De coelesti hierarchia II, 3–5, PG 3, 140–145.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

495  „Свидетели – вы, как этот (Диодор) выводил некогда (в эпоху Валента – см. cit. loc. Феодорита и Никифора Каллиста) за реку весь город и преподавал здравое учение” Laus Diodori. PG LII, col. 764; русский перевод III. 2, стр. 819. 500  Рассказ о жизни и чудесах блаж. Юлиана-Сабы содержится в „Истории Боголюбцев” Феодорита Кирского , 2 главе (Hist. Relig. 2. PG, LXXXII, col. 1305–1324; русский перевод И. Б. 26–46 стр.). Феодорит передаёт сведения об Иулиане, сообщённые учеником последнего, Астерием. 502  Hist. Eccl. IV, 27 . S. 267–268; 293–294 стр. Hist. Relig. col. 1321–1324; русский перевод 43–47 стр. О св. Афанасии и Антонии – Athanasii Vita S. Antonii 69–70. PG XXVI, col. 911–942; русский перевод III, 233. 503 Блаженный Феодорит в своей „Церковной Истории” не знает в эпоху Валента двух гонений. Он считает одно гонение, продолжающееся как бы беспрерывно (H. Eccl. IV, 21–27 ). Но внимательное изучение событий рассматриваемой эпохи позволяет нам усмотреть именно два приёма жестокой гегемонии омиев. Первый период – описанное гонение, второй период с 370 года до конца царствования Валента. Так историю царствования Валента представляют Gwatkin (Studies of Arianism. Londres, 1900. 240 p.), Cavallera (Le schisme d’Antioche. Paris, 1905 p. 133), Дюшен (История древней Церкви, т. II, перевод с французского Москва 1914. 263, 246 стр.). История жизни св. Иоанна Златоуста с 367–370 г. также предполагает присутствие Мелетия в Антиохии – Palladius. De vita S. Joannis Chrys. PG XLVII, col. 18. Puech S. Jean Chrysostome. Collection Le Saints. 1900. Ch. II). 506  Смерть Юлиана последовала в 367 г., как свидетельствует Эдесская Хроника (Scriptores syri. S. III, т. IV. Chron. Min. I ed. Guidi 5 p.). Ha основании этой даты, мы делаем и некоторую перестановку сообщений Феодорита о визитациях подвижников в общину Диодора. Феодорит говорит сначала о путешествии Афраата к Диодору (IV, 26), а затем Юлиана (IV, 27). 507  Жизнь Афраата излагает также Феодорит в своём труде „История Боголюбцев” (Hist. Relig. 8. Cit. Т. PG col. 1367–78; русский перевод 4–105 стр. В Церковной Истории Феодорита о Диодоре и Афраате – IV, 25, 26. Ed Parmentier. S. 263–266; русский перевод 290–293 стр. Ср. Niceph. Cal. Cit Η. Eccl. XI . Col. 645–648 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010