Глава 6. Участие греков в деле патриарха Никона Собор 1660 года, собранный для избрания преемника Никону и решения вопроса, как быть с самим Никоном. Разногласия, обнаружившиеся на соборе 1660 года относительно Никона. Участие греческих архиереев в соборе 1660 г. Приезд в Москву газского митрополита Паисия Лигарида и занятое им положение при московском дворе. Отношения Паисия Лигарида к Никону и Никона к Лигариду. Посылка на восток иеродиакона Мелетия грека с приглашением восточных патриархов прибыть в Москву. Волнения по этому случаю и распри между греками в Константинополе и Москве. Неудачная попытка московского правительства добиться назначения Паисия Лигарида экзархом восточных патриархов в Москве для суда над Никоном. Удаление Никона с патриаршего престола и в то же время его нежелание окончательно отказаться от патриаршества, поставило правительство в очень затруднительное положение. Ему приходилось решить два вопроса: можно ли выбирать на место Никона нового патриарха, когда прежний – Никон от патриаршества формально и письменно не отказывается, и как быть с самим Никоном? Для решения этих вопросов в 1660 году государь созвал собор, на котором в качестве членов присутствовало, судя по подписям под соборным деянием, 13 архиереев, к которым присоединены были потом еще три греческих архиерея, так что всех их было 16. Кроме того, под соборным деянием подписалось 29 архимандритов, 13 игуменов, 5 протопопов и старец Епифаний Славинецкий. Конечно на соборе, помимо подписавшихся, было немало и других лиц. Собор, значит, был очень многочисленный и разнообразный по своему составу. Продолжался он очень долго, именно: открыт был 16 февраля, а закончился 14 августа, т.е. тянулся целые полгода. Собор был открыт самим государем в золотой царской палате в присутствии бояр и всего царского синклита. Открывая собор, государь обратился к нему с следующею речью, которая дошла до нас в собственноручном списке царя Алексея Михайловича: «отцы святии, преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы, архимандриты, игумены и протопопы! Изволением всесильного Бога, а наших грех ради, святая восточная соборная и апостольская церковь , мать всех нас, вдовствует уже год и семь месяцев, не имея жениха и пастыря, а бывший жених ее и пастырь, святейший патриарх Никон, патриарший престол оставил и находится в дальних странах, а как это было, и при оставлении им патриаршества что происходило, все то видели: Питирим митрополит сарский и падонский, Михаил митрополит греческий, Иоасаф архиепископ тверской, архимандриты, игумены и протопопы, которые во время божественной литургии были с ним, патриархом, в службе: у всех у них взяты о том сказки, которые к пришлем к вам, святителям, и ко всему собору в патриархию, с боярином нашим Петром Михайловичем Салтыковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ III († 14.11.1662, Новгород), митр. Новгородский и Великолуцкий (1652-1662). 8 авг. 1652 г. М., казначей казанского Спасского мон-ря (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 324), по повелению царя Алексея Михайловича был хиротонисан патриархом Никоном во митрополита Новгородского. 26 авг. 1652 г. М. прибыл в Новгород. В 50-х гг. XVII в. М. участвовал в Соборах, принявших богослужебную реформу: весной 1654 г.- об исправлении богослужебных книг и обрядов; весной 1656 г.- о рассмотрении и одобрении кн. «Скрижаль», где также было принято решение о проклятии И. Неронова и его единомышленников как двоеперстников. Между тем недовольства богослужебной реформой начались в Соловецком в честь Преображения Господня мужском монастыре , входившем в состав Новгородской епархии. В авг. 1657 г. от М. туда были направлены богослужебные книги новой печати, но соловецкий архим. Илия (Пестриков) скрыл их от братии в «казенной палате». На протяжении всего 1660 г. М. находился в Москве. После оставления Никоном Патриаршего престола Новгородский митрополит стал старшим иерархом Русской Церкви. В апр. 1660 г. он участвовал в шествии на осляти, был на царском пиру на Пасху. Тогда же, в Вербное воскресенье, он назначил новым настоятелем архим. Варфоломея в Соловецкий мон-рь. Дворцовые разряды сообщают о присутствии М. на государевых столах по случаю рождения царевны Марии, именин царевича Алексея, царевен Анны Михайловны и Ирины Михайловны, Евдокии Алексеевны и Марфы Алексеевны, самого царя и царицы в период с 5 февр. по 1 сент. 1660 г. Столь длительное присутствие М. и др. иерархов в столице объясняется заседанием церковного Собора по делу об оставлении Никоном Патриаршего престола; заседание проходило с 16 февр. по 14 авг. того же года. Одновременно в марте-авг. рус. епископат решал судьбу Суздальского и Тарусского архиеп. Стефана , обвиненного в нарушении церковных правил свящ. Никитой Пустосвятом (см. Добрынин Никита Константинович). Подписи М. стоят на 2 сохранившихся приговорах Собора по делу Стефана - от марта и от авг. 1660 г. (ГИМ. Син. грам. 1082, 1083).

http://pravenc.ru/text/2561430.html

18. 1660 г., февраля 27. Соборное определение о проверке сказок, поданных разными лицами духовного звания, по поводу оставления Никоном патриаршего престола; о разрешении выписки из Номоканона и соборных правил об архиереях, самовольно оставляющих свои престолы. Из сего собор извлёк заключение: «что правила Св. Отец согласно все невозбранно повелевают на отрёкшегося своей епископии, или отшедшего без богословной вины вящше 6 месяцев, епископа вместо его иного поставлять» В лето от создания мира 7168, от воплощения же Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1660-е, повелением благочестивейшего великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, собрались преосвященные митрополиты и архиепископы, и епископы, архимандриты и игумены и весь освященный собор. Собрались же по той причине: поскольку пред сим летом вышеуказанной восьмой тысячи во 166-е случилось святейшему Никону, патриарху Московскому и всея Росии, свой патриаршеский престол оставить, и в нынешнее вышеуказанное лето, Февраля в 16 день предстал весь преосвященный собор пред лицом великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, и слыша от святых уст его велико попечение, зане святая соборная церковь пастыря и жениха не имеет, да преосвященный собор о сем крепко и единодушно праведно, не имея кто ненависти и тщетной любви, по правилам святых апостол и святых отец, рассуждают, памятуя каждый страшный суд и воздаяние каждому по делам его. Они же преосвященный собор, слыша премудрейшее его великого государя повеление, пришли в крестовую патриаршую палату, и на утро, Февраля в 17 день, по его великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца указу, боярин Пётр Михайлович Салтыков принёс на собор сказки письменные. И преосвященный собор, приняв сказки и свидетелей, против сказок на соборе допрашивали священного чина по священству, а прочих по святой Христовой евангельской заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

9. 1658–1660 г., февраль–март. Сказки лиц, присутствовавших 10 Июля 1658 г. в Успенском соборе на обедне, по окончании которой патриарх Никон отказался от патриаршего престола и в простом монашеском одеянии ушёл на Воскресенское подворье 1660 г., февраль. Сказка Крутицкого митрополита Питирима о том, что 10 июля 1658 г., по окончании в Успенском соборе обедни, патриарх Никон в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола и, несмотря на увещание князя Алексея Никитича Трубецкого, присланного к нему от царя, оставил церковь и в простом одеянии ушёл на Воскресенское подворье 166 года, Июля в 10 день, праздновали многоцелебной ризы нашего Бога Иисуса Христа; стали благовестить ко всенощной. Власти пришли в патриаршую крестовую палату и многое время ждали выхода патриарха. И патриарх не вышел, а выслал ризничего своего диакона Иова, и велел властям идти в соборную церковь и петь всенощное; и власти всенощное пели. И в третьем часу дня стали благовестить к обедне; и власти пришли в патриаршую крестовую палату, и патриарх велел прийти подьдьяконам и подьякам в новых больших стихарях, и говорил, чтоб де меня проводили последние. И взял патриарх посох Петра чудотворца и пошёл к обедне в соборную церковь , и придя в церковь, стал облачаться и велел принести чудотворца Петра сак да омофор шестого собора; а сак и омофор в то время был на Царёве Борисовском дворе в палатах развешан, и многожды подьяконы по сак и по омофор ходили и приносили не тот сак и омофор, а власти в то время ждали. И как принесли сак чудотворцев и омофор шестого собора, и патриарх облачился и служил божественную литургию; и по заобвоней молитве вышел из алтаря на анбон и чел поучение в беседах апостольских нравоучение двадесят девятое; а в поучении своём речью говорил; ленив де я учить вас был, и не стало де меня столько, и лености де моя ради окрастовелся; и вы, видя моё к вам неучение, от Мене окрастовели; и говорил с клятвой: от сего де времени не буду вам патриарх; аще де и помыслю быть патриархом, и я де анафема буду. И сан с себя святительский сложил, а говорил; уже де я вам не пастырь. И собором его стали молить со слезами: кому де ты нас сирых оставляешь?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Ап. Андрей Первозванный. Икона. 1669 г. (ГММК) Ф. Е. упоминается в числе иконописцев, участвовавших в 1657 г. в возобновленной росписи Архангельского собора Московского Кремля ( Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 104). В царской грамоте от 15 янв. 1660 г. о вызове иконописцев для завершения работ в Архангельском соборе по формулировке «Федор Евтихиев с товарыщи да брат его» ( Забелин. 1850. С. 27) Ф. Е. можно характеризовать как ведущего среди иконописцев-устюжан. Однако из грамоты Унковскому следует, что на тот период Ф. Е. жил «по городом в хоронах» и избегал вызовов в Москву, воеводе надлежало исправить положение, «тотчас» выслав иконописца из Ярославля. Это государево распоряжение от февр. вступало в противоречие с царской же грамотой от 1 марта 1660 г., в к-рой Ф. Е. по настоятельной просьбе игумена монастыря разрешалось написать иконы для Антониева Сийского мон-ря после пожара 1659 г. В итоге иконы для обители писал Богдан Зотиков. Несмотря на то что в мон-ре находилась икона «Св. Иоанн Предтеча» с дарственной надписью Ф. Е.: «Сею икону дал по себе в дом чудотворцу Антонию устюжник Федор иконник Усолец» (50-е гг. XVII в., Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), а в Сийский иконописный подлинник вошли прориси с икон его письма (см.: Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 110; Брюсова. 1985. С. 27), утверждать, что иконописец работал там, нельзя. Тем не менее в Москву Ф. Е. прибыл только в авг. 1662 г.; судя по работам, выполненным в этот 2-летний период, известно только, что он был оставлен в Ярославле до окончания написания икон для ц. прор. Илии (см. оборот царской грамоты от 10 февр. 1660 - Забелин. 1850. С. 38-39). В Ярославль после пожара 1658 г. Ф. Е. «с женою и детьми» прибыл по приглашению Скрипиных, строителей и благотворителей ц. прор. Илии, имевшей придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, вероятнее всего, что именно для этой церкви он писал «двери царские и местные иконы и деисусы». Ряд икон местного и праздничного рядов этого храма связывают с работой Ф. Е. ( Болотцева. 1984. С. 125; Брюсова. 1985. С. 44-45).

http://pravenc.ru/text/200105.html

19. 1660 г., март. Выписки из сказок об оставлении Никоном патриаршего престола для доклада царю и собору, митрополита Питирима, митрополита Сербского Михаила, архиепископа Тверского Иоасафа, боярина князя А.И. Трубецкого и прочих лиц и передопроса некоторых из них В сказке Питирима, митрополита Сарского и Подонскаго, написано: В прошлом 166 году, Июля в 10 день, праздновали многоцелебной Ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И в соборной церкви пречистой Богородицы бывший Никон патриарх служил литургию, а он Питирим митрополит служил с ним вместе. И по заамвонной молитве патриарх Никон вышел из алтаря на амвон и чёл поучение, а в поучении своём речью говорил: ленив де я учить вас был, и не стало де меня столько, и лености де моей ради окрастовел, я и вы де, видя моё к вам неучение, от меня окрастовели; и говорил патриарх с клятвою: от сего времени не буду вам патриарх, аще и помыслю быть патриархом, и я де анафема буду; и сак с себя святительский сложил, а говорил: уже де я вам не пастырь. И собором его стали молить со слезами: кому ты нас сирых оставляешь? И патриарх им стал говорить: кого де вам Бог даст и пречистая Богородица изволит. И хотел на себя патриарх надеть чёрное платье, и собором ему чёрного платья надеть не дали, и он надел на себя мантию с источниками, а клобук чёрный, а посох пастырский Петра чудотворца поставил на месте святительском, а взял клюку простую и пошёл из церкви вон. И собором патриарха молили и из церкви не пустили. И великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, прислал в соборную церковь боярина князя Алексея Никитича Трубецкого. И боярин князь Алексей Никитич, придя в церковь , просил у патриарха благословения, и патриарх его боярина не благословил, а сказал: прошло де моё благословение, недостоин де я быть в патриархах. И боярин князь Алексей Никитич говорил патриарху: чего де ты ради, бежав, престол свой святительский оставляешь, живи де, не оставляй престола своего. И патриарх, не отпустив обедни, пошёл из соборной церкви вон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

26. 1660 г., июня 15. Сказка, поданная на собор старцем Епифанием Славинецким, в которой отрицается от данного им согласия на лишение Никона архиерейства, потому что он (Епифаний), рассмотрев подлинный греческий Номоканон, не нашёл в нём слов, составляющих якобы правило 16 первого и второго соборов: «Безумно бо есть епископства отрещися, держати же священства?» При чём Епифаний просит дать ему соборное деяние, для составления слова об избрании нового патриарха (сей акт, на обороте по склейкам, скреплён собственноручно старцем Епифанием). В конце перевод правила 16 первого и второго соборов и толкование на них 168 г., Июня в 15 день, сказал старец Епифаний. Матфей учит, яко детище в нужде, не сущу иерею, от мирского человека крещено быти не может и не твёрдо крещение таково. Сие его учение противное есть греческим творцам. Первое противно есть Гавриилу Филадельфийскому; второе Николаю Кавасилу ; третье Никифору во святых патриарху Константинопольскому, иже в правиле своём 16-м сице глаголет: не сущу иерею простой монах крестит; сему ж не сущу крестит отец своё детище. А про Матвееву книгу он Епифаний сказал, что приемлю я Матвееву книгу, что согласно с правилами святых отец (а что не по правилам святых отец, и того не приемлет) 27 и (с) святыми отцами с греческими то приемлю; а которое не согласно, того не приемлю. А что о возведении ново патриарха по деяниям соборов вселенских и поместных на престол отрёкшегося патриарха нового возводить, таж новый поставленный патриарх, яко престольный, имать власть совершенную бывшему патриарху, аще ему не покорится и без благословения его архиерейское дерзнёт действовать, запретить оного вязать и решать, по правилам святых отец. А о Евстафии правило прилично есть бывшему патриарху Никону. А будет бывшей Никон патриарх у новопоставленного патриарха начнёт просить благословения, на еже архиерейское действовать, и ему, яко Евстафию, дастся благословение; а будет непокорен, и ему запретить, по правилам святых отец, может. А правило 16-е первого и второго собора глаголет о епископе, иже во своей чести епископской состоя отходит и о пастве не печётся вящше шестимесячного времени, чести и сана отчуждается. Никон же, бывшей патриарх, в своей чести не состоит патриаршеской, ибо оную оставил, ниже должен есть пещся о стаде, еже оставил, и то правило не к тому лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих сел: Антилохова, Великова, что на Тальше, Веретева (пог.), Вознесенья, что в Медвежьем углу, Горок, Дмитриевского (пог.), что в Пропастищах, Меховиц, Петровского, Польки, Плеща, Ряхова, Старо-Никольского (пог.), Седикова, Троицкого (пог.), Тынцов, Усолья, Филяндина, Яковлева и Эдемского. Антилохово Село Антилохово, при пруде и колодцах, находится от уездного города в 17 верстах. Описываемое село весьма древнего происхождения; в первый раз оно упоминается в письменных документах XVI столетия, но основание его относится, несомненно, к более раннему времени. Из документов, помещенных в описи Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год, видно, что село Антилохово в первой половине XVI столетия принадлежало Спасо-Евфимиеву монастырю; но потом (неизвестно – когда) «из монастыря было взято и отдано в раздачу», так что во второй половине XVI столетия в упомянутых документах владельцами села значатся: князь Филипп Шеховской с братьями и князь Сила Григорьевич Гундоров, а по смерти последнего – княгиня Ульяна Гундорова. В 1587 году Царь Федор Иванович снова возвратил монастырю его старую вотчину и в описи монастыря 1660 г. царская жалованная грамота под 211 записана так: «Грамота Государя Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича всея Русии 95 (1587) году за приписью дьяка Елизарья Вылузгова Володимерскаго уезду Стародубо-Ряполовскаго на монастырское на старое село Антилохово, что было из монастыря взято и отдано в раздачу» 42 – В описи монастыря 1696 года записано: «С села Антилохова взято со крестьян с 8 вытей с полуторы осьмухи 8 рублей, 6 алтын, полторы деньги; платил Еремка Микитин» 43 . Во владении означенного монастыря Антилохово, вероятно, оставалось до 1764 г., когда монастырские населенные имения были отобраны в казну. В селе в настоящее время существуют две каменные церкви: холодная и теплая; при них колокольня и ограда каменные же. Холодная церковь построена в 1828 году усердием прихожан. Престол в ней один – в честь Святителя и Чудотворца Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Дупли. Церковь " Одигитрии " иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: " Одигитрия " иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1600 - 1673. Год утраты:Не установлен. Адрес: Калужская область, Ферзиковский район, д. Дупли. Координаты: 54.357067, 36.889499 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Дупли (Дубли, Дубки). По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим при речке Ничега в 60 верстах от уездного города Лихвина по левую сторону большой дороги из Калуги в Тулу. В 58 дворах проживало 275 мужского и 243 женского населения. Одигитриевская церковь построена в 1600 г. господином Апраксиным. По сведениям офицеров генерального штаба, построена в 1660 г., возобновлена в 1845 г. Здание деревянное с таковою же колокольнею. В клировых ведомостях за 1862 г. сообщается, что построена церковь в 1660 г., возобновлена в 1859 г. госпожой Петрищевой. У Преображенского одноглавая деревянная церковь с трапезною и колокольнею значится построенной в 1673 г. Престол освящен во имя Божией Матери Одигитрии, память 28 июля/10 августа. Земли при церкви состояло 36 десятин. В 1893 г. сдавалась в аренду крестьянам за 43 руб. в год. Имелась школа грамоты. В 1893 г. в ней обучалось 23 мальчика. Ближайшие церкви: на юго-востоке Николаевская в селе Титово в 4 верстах, на севере Спасо-Преображенская в селе Богданино в 4 верстах. Приход Одигитриевской церкви в 1862 г. состоял: в селе Дупли помещицы Елены Николаевны Петрищевой дворовых людей (3-20-18), временно-обязанных крестьян (69-212-210) при церкви. В пустоши Пашнево проживала помещица Надежда Александровна Кондорева (1-0-2), её дворовых людей (0-8-6), временно-обязанных крестьян (4-13-15). Итого за 1862 г. в 77 дворах проживало 253 мужского и 251 женского населения.

http://sobory.ru/article/?object=38179

Коропово. Змиевской Николаевский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1660 и 1668. Год утраты:1788 (закрытие монастыря) Адрес: Украина, Харьковская область, Чугуевский район, Коропово Проезд: на личном транспорте: доехать до села Задонецкое по трассе, идущей из Харькова в сторону Балаклеи и Изюма. На перекрестке возле автобусной остановки повернуть направо (если ехать из Харькова) и двигаться по Задонецкому на юг, проезжая сосновые леса, озеро Белое и реку Северский Донец (металлический ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда на личном транспорте: доехать до села Задонецкое по трассе, идущей из Харькова в сторону Балаклеи и Изюма. На перекрестке возле автобусной остановки повернуть направо (если ехать из Харькова) и двигаться по Задонецкому на юг, проезжая сосновые леса, озеро Белое и реку Северский Донец (металлический мост). Здесь начинается курорт Коробовы Хутора (село Коропово и окрестности). Остается проехать Коропово по основной асфальтированной улице и вы у Казачей горы Изменить описание объекта Храмы монастыря: 1. Церковь Спаса Преображения 2. Церковь Николая Чудотворца с трапезной Монастырь отстроен предположительно между 1660 и 1668 годами на правом, Ногайском берегу Северского Донца, примерно в 8,5 км ниже города-крепости на месте теперешнего поселка Коробовы Хутора Змиевского района. Первое письменное упоминание о монастыре относится к марту 1668 г. Место, где стоял монастырь, одно из самых красивых в Харьковской области. В древние времена по Северскому Донцу, начиная от Белгорода, росли сплошные дубовые леса. Вековые дубы обрушивались в реку, создавая запруду; вода устремлялась в обход, прорывая новое русло. Река блуждала по пойме, оставляя старицы и небольшие водоемы, иногда протекая одновременно по нескольким руслам. Скалистый правый берег порос вековым лиственным, а пойменный левый сосновым лесом. В подлеске и на островах – буйные заросли лещины, боярышника, бересклета. В районе Коробовых Хуторов горы отошли от Донца, оставив на берегу неширокую долину. На краю долины, где шестидесятиметровый утес Казачьей горы подходит к самой воде, под навесом скал и дубов и стояли монастырские постройки. На вершине горы издавна стояла казачья сторожа, наблюдая за неспокойными окрестностями. До постройки Изюмской укрепленной линии крупные отряды татар, башкир, ногайцев два-три раза в год вторгались на земли новообразованного Балаклейского казачьего полка, опустошая слободы и окрестности местечек Балаклея, Бишкин, Савинское, Лиман, Андреевы Лозы, пытаясь переправиться через Донец и проникнуть далее вглубь Слободской Украины.

http://sobory.ru/article/?object=57084

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010