Ист.: Aug. In Ps. 49. 9//PL. 36. Col. 571; Idem. 149. 17//PL. 37. Col. 1880; Aug. Serm. 306//PL. 38. Col. 1400-1405; Aug. Serm. 306a//Miscellanea Agostiniana. R., 1930. T. 1: Sancti Augustini Sermones post Maurinos reperti. P. 645-646; Aug. Serm. 306b//Ibid. P. 90-97; Aug. Serm. 306c//Ibid. P. 646-653; Aug. Serm. 306d//RBen. 1938. T. 50. P. 16-20; Aug. Serm. 306e// Augustin d " Hippone. Vingt-six sermons au peuple d " Afrique/Éd. F. Dolbeau. P., 1996. P. 210-218; Aug. Serm. 330//PL. 38. Col. 1456-1459; Aug. Serm. 335e//RBen. 1939. T. 51. P. 21-23; Possid. Indiculus opusculorum S. Augustini. 9//PL. 46. Col. 19; Prudent. Perist. XIII 76-87//Prudentius/Transl. H. J. Thomson. L.; Camb. (Mass.), 1953. Vol. 2. P. 334-335; ActaSS. Aug. T. 4. P. 761-765; MartHieron. Comment. P. 274-275, 448-450, 455; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 270, 335; MartUsuard//PL. 124. Col. 89-90, 393-394; Petr. Natal. CatSS. VII 105; MartRom. Comment. P. 209-210, 350-352, 356-357. Лит.: Benson E. W. Cyprian: His Life, His Times, His Work. L., 1897. P. 517-518; Monceaux P. Les martyrs d " Utique et la légende de la «Massa candida»//RA. Sér. 3. 1900. Vol. 37. P. 404-411; idem. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne. P., 1902. T. 2. P. 141-147; Franchi de " Cavalieri P. I martiri della Massa candida// Idem. Nuove note agiografiche. R., 1902. P. 37-51. (ST; 9); Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 248-249, 268-270, 369, 380, 428, 482-483; Morin G. La Massa Candida et le martyr S. Quadratus d " après deux sermons inédits de S. Augustin//Rendiconti della Pontificia Accademia romana di archeologia. Ser. 3. R., 1925. Vol. 3. P. 289-312; Delehaye. Origines. P. 384-385; Gordini G. D. Massa Candida//BiblSS. Vol. 9. Col. 4-6; idem. Quadrato//BiblSS. Vol. 10. Col. 1270-1271; Saxer V. Morts, martyrs, reliques en Afrique chrétienne aux premiers siècles. P., 1980. P. 214-219, 223, 226-227, 318-319; Petruccione J. The Persecutor " s Envy and the Martyr " s Death in «Peristephanon» 13 and 7//Sacris Erudiri. Turnhout, 1991. Vol. 32. P. 69-93; Scorza Barcellona F. In margine ai sermoni «de sanctis» di Agostino//L " adorabile vescovo d " Ippona: Atti del convegno di Paola (24-25 maggio 2000)/Ed. F. E. Consolino. Soveria Mannelli, 2001. P. 111-132; Fux P.-Y. Les sept Passions de Prudence: «Peristephanon» 2. 5. 9. 11-14: Introd. générale et comment. Fribourg, 2003.

http://pravenc.ru/text/1684001.html

Под этим же числом (18 мая) видим и первое заседание семинарского правления, но случаю получения устава; постановления этого заседания составляют первый журнал семинарского правления. Вот содержание этого журнала, отмеченного под 1: «сего 1809 г. мая 18 дня, вторник. Члены семинарского Правления в присутствие прибыли в нижеписанных часах: Семинарии ректор иеромонах Анатолий, Инспектор иеромонах Филарет, Эконом священник Петр Успенский. В 7 часов. «В оном собрании; но случаю получения из Комиссии дух. уч. устава дух. семинарий и устава уездных училищ первых частей, по слушании оных, положило следующее: 1) списать копии с уставов для употребления, а подлинники отдать переплесть и хранить в Правлении, на стол членов. 2) Списав копии с статей, относящихся к должностям о. ректора, инспектора, эконома, также и учителей, разослать оные им для исполнения. 3) Расписание учебных в семинарии часов, сочиненное о. ректором иером. Анатолием, в силу копии с 15 статьи журнала Комиссии дух. уч. Февраля 23, 1809 г., с утверждением Его Высокопреосвященства, с сего дня привести в действо; также расписание учебных часов уездного училища, выписав из устава, привести в надлежащее действие. 4) Конспекты бакалавра и учителей, требованные в силу копии с 15 ст. журн. Комм. д. уч. февраля 23, 1809 г., – по силе устава семинарий гл. 1-й о конспектах § 89-го, предоставить рассмотрению о. ректора иеромонаха Анатолия. Под статьями журнала находятся следующие подписи: «Ректор семинарии иеромонах Анатолий. Инспектор иеромонах Филарет. Письмоводитель А. Бутковский». Резолюция митрополита: «1809. мая 26 ч. Смотрено. Записав сдать в Правление». Затем вторые части уставов (семинарского к училищного) высланы из Комиссии на основании ее журнала от 22 мая, в июне месяце. (См. журн. сем. Пр. 6, 19 июня 1809 г. ст. 3.) 4 Недостатки эти указаны и в «Докладе Комитета о усовершении духовных училищ». 1809 г. стр. 9 и след. 6 Первоначально из двух отделений: низшего и высшего. Лучшие 7 воспитанников бывшей александроневской академии приняты во вновь открытую академию, в состав ее 1-го курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Может быть, впрочем, в угрозе наказывать только до третьего и четвертого рода ( Исх. 20,5 ) нужно видеть указание на особое милосердие Бога, не хотящего простирать ответственность далее указанных пределов, так как иначе слишком велико было бы бремя наказания, ожидающего невозрожденных в будущей жизни (которое для младенцев нужно, по Авхустину, представлять как poena mitissima) 395 . Весь род человеческий, по естественному своему происхождению от Адама, представляет сплошную массу, неудержимо стремящуюся ко злу и присужденную в самом этом стремлении не только ко временным наказаниям, но и к вечной погибели вместе с павшими ранее человека злыми духами (massa peccati, massa damnata, massa perditionis) 396 . Насколько Бог предоставляет человека себе самому в этом стремлении, причина которого заключается в первоначальном сознательном и произвольном отвращении от Творца и попрании Его заповеди, Он обнаруживает лишь Свое высочайшее правосудие. Для человека нет никакой возможности остановить себя в своем неудержимом стремлении ко злу, насколько он предоставлен себе самому. Только Бог Своею всемогущею силою может сделать это с человеком. Будучи не только правосудным, но и милосердым, Он и делает это, по крайней мере, по отношению к одной части человечества: Он Сам обращает к Себе отвратившегося от Него человека. Отсюда в действительности жизнь рода человеческого с самого начала представляет два направления, параллельно развивающиеся, но прямо противоположные: одна часть человечества, получая от Самого Бога силу стремиться к Нему, имеет принципом жизни любовь к Нему до забвения себя; для другой, руководящейся в своей жизни злыми похотями своей воли, общим принципом является самолюбие или любовь к себе до забвения Бога. Принадлежащие к первой составляют вместе с ангелами «град» или царство Божие, небесное государство (civitas Dei, civitas caelestis); принадлежащие ко второй вместе со злыми духами суть царство диавола и образуют собственно земное государство в широком смысле (civitas diaboli, civitas terrena).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Иер.23:27 .  Думают ли они довести народ Мой до забве­ния име­ни Моего по­сред­с­т­во­м снов сво­их, которые они пере­ска­зывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? Имя Божие, т. е. истинное откровение Существа Божия. Это откровение дано в законе и словах истинных пророков. Иер.23:28 .  Пророк, который видел сон, пусть и рас­сказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Го­с­по­дь. Сон далеко не то же, что действительное откровение от Бога, потому что если даже иной сон посылается от Бога, как, напр., Иакову, то с другой стороны люди способны и простые сновидения – игру их собственной фантазии – принять за откровение от Бога. Иер.23:29 .  Слово Мое не подобно ли огню, говорит Го­с­по­дь, и не подобно ли молоту, раз­бива­ю­щему скалу? В настоящее время истинное слово Божие должно дышать гневом и возвещать погибель Иерусалиму. Иер.23:30 .  Посему, вот Я – на про­роков, говорит Го­с­по­дь, которые крадут слова Мои друг у друга. Иер.23:31 .  Вот, Я – на про­роков, говорит Го­с­по­дь, которые дей­с­т­ву­ют сво­им языком, а говорят: «Он сказал». Ложные пророки Иерусалимские заимствовали, напр., у Исаии утешительные его пророчества (гл. VII и VIII), которые сказаны были совершенно при других обстоятельствах и не имели в виду времени падения царства Иудейского. Другие сами измышляют пророчества, а третьи – свои сны выдают за прямые божественные откровения. Иер.23:33–40 . Пророк осуждает отношение народа к слову истинного пророка. Так как Иеремия принужден был возвещать большею частью горькое будущее народу, то в народе составилось такое мнение о пророке, что он ничего другого кроме тяжкой беды (по евр. massa) и не может возвещать. Поэтому при каждом появлении пророка Иеремии недовольный его пророчествами народ спрашивал его насмешливо, какое новое massa или тяжкую беду (в рус. пер. – бремя) он теперь возвестит? Пророк учит поэтому совсем не употреблять этого старинного обозначения пророчества – massa, а прямо спрашивать: что сказал Господь?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

на помазанника Твоего. Речь идет об одном из наследников Давида на израильском престоле; о каком именно неизвестно. 88:53 Этим славословием завершается третья книга Псалтири (см. Введение: Характерные особенности и темы). Глава 89 Пс. 89 В этом псалме, единственном, чье авторство приписывается Моисею, вечная природа Божия противопоставлена ограниченности человеческого существования. Псалом представляет собой взволнованную молитву, в которой Моисей просит Бога благословить людей, обреченных на скитания в пустыне. 89 Молитва. См. ком. к зачину Пс. 16 . Моисея. Поскольку автором рассматриваемого псалма назван Моисей, можно считать его древнейшим из поддающихся хотя бы приблизительной датировке текстов Псалтири. 89 от века и до века Ты Бог. В этих словах псалмопевец торжественно утверждает вечное бытие Божие. Он Творец вселенной (Быт., гл. 1) существовал всегда. См. статьи «Самобытие Бога»; «Бог Творец». 89 Ты возвращаешь человека в тление. Из библейского рассказа о днях творения известно, что человек был создан из праха земного и дыхания Божия ( Быт. 2,7 ). Человек смертен и, как судил ему Бог, неизбежно возвращается в прах. 89 пред очами Твоими тысяча лет, как день. В отличие от людей, Господь неподвластен времени. То, что человеку кажется вечностью, для Вечносущего мгновение. 89 как трава. Скоротечность человеческой жизни противопоставляется вечному бытию Божиему. 89 мы исчезаем от гнева Твоего. Краткость человеческой жизни Божие наказание за грех. 89 тайное наше. Люди грешат, надеясь утаить грех в своих сердцах. Однако Богу открыты самые потаенные глубины человеческого сердца. 89 семьдесят лет. В молодости семьдесят лет кажутся человеку бесконечно долгим сроком. Перед лицом Вечносущего это время ничтожно. 89 Кто знает силу гнева Твоего..? Один лишь Иисус Христос, до конца испивший чашу гнева Божиего за людские грехи, знает его истинную силу. 89 чтобы нам приобрести сердце мудрое. Человек, приобретший «сердце мудрое», знает причину скоротечности жизни: его сердце льнет к Богу, единственному прибежищу в вечности, ища у Него прощения и благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20 августа 1809 г. принцу было предоставлено право назначать по своему выбору и согласию чиновников на места во вверенных его надзору губерниях. Как центральное учреждение для 3-х губерний принцем была учреждена «канцелярия генерал-губернатора», подразделявшаяся на три отделения: уголовное, гражданское и полицейское. 30 августа 1809 г., по ходатайству принца к управлению водяными путями сообщения была присоединена «экспедиция об устройстве дорог в государстве», находившаяся до того времени в Петербурге. Таким образом, в ведении принца стали находиться и сухопутные пути сообщения. Между тем, работа с водными сообщениями шла быстро вперед. 19 октября 1809 г. на реке Тверце было окончено устройство бечевника, и начато углубление Ладожского канала. По внутреннему управлению губерний также было сделано принцем немало улучшений. В 1809 г. был учрежден в Твери «комитет для подробного рассмотрения и соображения способов к благоустройству в Твери», подобные же комитеты были открыты принцем в Ярославле и Новгороде. Исследуя дела, поступавшие в его канцелярию, принц обратил внимание на большой беспорядок в судопроизводстве и на запущенное состояние прежних дел, и для пресечения зла 2 ноября 1809 г. подал государю проект: «о мерах к успешному окончанию дел в уездных и земских судах», в котором он указывал на то, что число нерешенных дел в судах возрастает из году в год и что это следует приписать безответственности судей, служащих по дворянским выборам; для при ведения же в порядок и окончание дел следует, по замещении на новых условиях этих мест новыми судьями, прежних чиновников оставить на местах до окончания прежних дел, предоставив дворянам вопрос о плате им жалованья. Таким образом, составились «временные нижние земские суды». Заботы по наблюдению за окончанием старых дел во всех уездных судах губерний принц взял на себя. 14 ноября 1809 г. государь высказал полное одобрение по поводу этих мер, причем в рескрипте собственноручно написал: «полагаемые вами меры для окончания дел нахожу я и весьма основательными и справедливыми»...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Феофилактом Русановым . Утверждение уставов Государем последовало в 1814 г. когда они и отпечатаны, но по петербургскому округу они получили применение с 1809 г. По постановлению Комиссии духовных училищ, первоначально открыта с. -петербургская академия, 17 февраля 1809 г. Затем в собрании 23 февраля 1809 года, по предложению митрополита Амвросия, Комиссия имела рассуждение об устройстве петербургской семинарии и сделала по этому предмету журнальное определение от вышеозначенного числа, в статье 15-й. Постановлено: из тех учеников, которые были в 1 и 2 классах старой Александроневской академии сделать уездное училище, а из классов 3, 4, 5 и 6-го составить с-петербургскую александроневскую семинарию 6 . Затем назначены были начальствующие и учащие для новой семинарии. Митрополит Амвросий ректором во вновь открытую семинарию представлял архимандрита Сергиевой пустыни Порфирия Кириллова, бывшего учителя и префекта в Александроневской академии, но Комиссия вместо него определила ректором, также из бывших александроневских наставников, потом Спасосенновского священника Андрея Максимовича, в начале 1809 г. принявшего монашество, с именем Анатолия, и вскоре возведенного в сан архимандрита; ему одному усвоено и звание профессора (богословских наук). Инспектором назначен вызванный – собственно для академии – из святотроицкой семинарии учитель риторики, иеродиакон Филарет Дроздов , с званием академического бакалавра и с возведением вскоре в сан иеромонаха; ему же поручено и преподавание философии. Из наставников бывшей александроневской академии, допущенных к соисканию бакалаврского звания в новой академии, определены учителями семинарии: Дим. Малиновский, на класс высшей риторики и греческого языка; Дим. Воронов на низший греческий класс и новые языки, но от немецкого он вскоре отказался, «находя себя не в состоянии занимать этот класс»; Андр. Иванов – на историю и географию; вызванный из Харьковского коллегиума для академии, Яков Толмачев определен на класс низшей риторики и математики; И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава XIX. Ст. 1. Бремя Египта. Симмах и Феодотион: принятие Египта. LXX: видение Египта. Где в еврейском написано massa Mesraim , что мы перевели бремя или тяжесть Египта, вместо чего Акила перевел ρμα Αγυπτου, так можем сказать, что так как пророк подъемлет и носит иго Господне, то он был достоин того, чтобы видеть или нести пророчество на Египет. Поэтому удивляюсь, что LXX вместо тяжести перевели относительно Вавилона видение, относительно Филистимлян, Моава и Димаска – слово, и теперь относительно Египта обращение, хотя в еврейском во всех этих случаях стоит не слово и видение, а massa , то есть бремя и тяжесть. А относительно того, что Симмах и Феодотион всегда переводили λµµα, то есть принятие, мы должны знать то, что пророк принял от Господа духовный дар, чтобы познать тайны Египта или видеть очами ума, как перевели LXX. Но это не тот Египет, за который признают его Иудеи и как полагал Иосиф, который в книгах Древностей говорит 32 , что священник Ония исполнил пророчество Исаии, построив в Илиополитанской области, – что Египтяне называют νοµς, – храм на подобие храма Божия и алтарь. Ибо пусть будет так, – допустим, что это сказано об Онии и жертвеннике: какие же это будут пять городов, говорящих в Египте ханаанским языком, из которых один по LXX называется σεδκ, а по другим переводчикам город Ars или Ares или же город солнца? И кто будет тот спаситель, который был послан Египтянам, чтобы спасти их и чтобы Египтяне познали Господа? Когда они чтили Его жертвами и дарами и исполняли обеты? Когда Господь поразил Египет и исцелил его? Можем ли мы доказать, что в какое либо время была дорога из Египта к Ассириянам и что входили Ассирияне в Египет и Египтяне к Ассириянам и служили Египтяне Ассуру? Когда Израиль был третьим в Египте и у Ассириян было как бы благословение среди земли, так что Господь сказал: благословен народ Мой в Египте и дело рук Моих – Ассириянин? Очевидно, это не относится к тому Египту, о котором думают Иудеи. Итак, Египтом можем назвать то место, которое населяем, и мир, который во зле лежит, тем более что Mesraim, как называется Египет, значит κϑλιβουσα, то есть угнетающий или доводящий до стеснения. Однако следует знать, что многое из египетского бремени или видения относится к провинции Египетской, которая доселе населена и видима. Но и в этом и в других местах Писаний указывается многое, что при историческом толковании несостоятельно, так что самым предметом мы необходимо вынуждаемся искать высшего смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«…in quo – id est in Adam – omnespeccaverunt… manifestum est itaqueomnes in Adam peccasse quasi in massa» «… в котором, то есть в Адаме, все согрешили. Таким образом, очевидно, что все согрешили в Адаме, словно в первичной материи» Считается, что здесь мы впервые в латинской литературе видим такое прочтение данного места 24 . Весьма примечательно, что несколько позднее предполагаемого времени составления Комментариев, в 419/420 г. 25 , блаженный Августин в своём произведении «Contra duas epistulas Pelagianorum», развивает своё учение о первородном грехе: «Действительно, как и святой Иларий заметил, что написано: в котором все согрешили, ибо говорит: «в котором, то есть в Адаме, все мы согрешили». И далее прибавляет: «очевидно, что все мы согрешили в Адаме, словно в первородной материи: действительно, он сам, повреждённый грехом, все, кого родил, рождены под грехом». Говоря это, Иларий недвусмысленно напоминает, как нужно понимать в котором все согрешили» 26 . Современные исследователи 27 не находят подобных слов ни у одного из возможных Илариев. Зато сравнение данного места с комментарием Амвросиаста на Рим.5:12 обнаруживает удивительное сходство: « in quo (– id est in Adam –) omnes peccaverunt . (ideo dixit in quo, cum de muliere loquatur, quia non ad speciem retulit, sed ad genus) 3. manifestum (ita que est in Adam omnes peccasse quasi in massa ). Ipse enim per peccatum corruptus quos generavit ( genuit ), omnes nati sunt sub peccato . Ex eo igitur cuncti peccatores» 28 . Таким образом, можно видеть, что блаженный Августин был знаком с Комментариями Амвросиаста во второй редакции. Считая их автором св. Илария, очевидно Пиктавийского, он использовал толкование Амвросиаста для обоснования своего учения о первородном грехе. Библейский текст Амвросиаста Рим.6:4 содержит, на первый взгляд, незначительную поправку, но она вызывает у толкователя довольно необычную реакцию: NA28 Nova Vulgata Синодальныйперевод БиблейскийтекстАмвросиаста γρθη Χριστς κ νεκρν δι τς δξης το Πατρς

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/kom...

Приходилось сделать другое. Приходилось допустить, что человеческое понятие о справедливости несовершенно. Что justitia cujus munus est sua cuique tribuere (De civ. Dei, XIX. 4, Т. Ill, 203), вовсе не в том состоит, чтоб воздавать каждому свое, а в чем-то совсем ином. Для Сократа и Платона, для всего древнего мира такое положение было абсолютно неприемлемо. Для них оно было равнозначуще духовной смерти. И это не образ, не преувеличение. Это адэкватные слова. Оно раскачивало, оно сбивало вековые устои, на которых держалась моральная жизнь людей. Да не только для Сократа — для огромного большинства «мыслящих» современников. Возложить на человечество круговую поруку, сделать ответственным Сократа за грехи и преступления Анита и Мелита, что может быть несправедливее и безрассуднее?! Это значит выдать великие хартии вольностей всем преступникам. Они будут нарушать законы, делать гадости и злодеяния — а отвечать за нарушения придется праведникам! И так установил сам Бог! Да, говорит Августин, Бог в своей непостижимой справедливости установил именно так. Грех Адама преемственно передавался и продолжает передаваться его потомству, вследствие грехопадения нашегопраотца. Все человечество нынешнее — сплошная massa peccami, massa perditionis. Августин бросает вызов современной ему эллинской философии, всей совести античных народов. Она заблуждается в главном. Она признает, что человек, следующий в своей жизни правилам мудрости — может достигнуть в этом мире блаженства. На самом же деле несомненно, что языческие философы правильно понимая цель, к которой нужно стремиться, совершенно беспомощны и не умеют отыскать средств, которыми можно придти к этой цели. «Qtiando quid nulla est homini causa philosophandi, nisi ut beatus sit: quod autem beatum facit; ipse est finis boni: nulla est igitur causa philosophandi, nisi finis boni; quamobrem quae nullum boni finem sectatur, nulla philosophiae secta dicenda est» (De Civ. Del XIX, 1, T. Ill, 191). Установив в согласии с древностью это положение — Августин спрашивает: могут ли, приходят ли языческие философы к той цели, которую они себе ставят. И без колебаний отвечает, что не могут. Они утверждают, что человеку для блаженства достаточно сознавать себя добродетельным. Но это вольная или невольная, сознательная или бессознательная ложь. Он не верит красноречию, расточаемому Цицероном в честь блаженной жизни стоического мудреца. «Illi autem qui in ista vita fines bonorum et malorum esse putaverunt, sive in corpore, sive in animo, sive in utroque ponentes summum bonum; atque, ut id explicatius eloquar, sive in voluptate, sive in virtute, sive in utraque; sive in voluptate simul et quiete, sive in virtute, sive in utrisque; sive in primis naturae, sive in virtute, sive in utrisque: hie beati esse, et a se ipsis beati fieri mira vanitate voluerunt» (De Civ. Del XIX, 4, T. Ill, 200).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010