– еп. П. ), угрожая ему в противном случае изгнанием, конфискацией имущества, пыткой. Василий Великий с достоинством ответил, что не боится угроз, и отверг требования Модеста. Наконец 6 января 375 года, в праздник Богоявления, сам император вошел в базилику, в которой святитель Василий совершал богослужение. Император был поражен стройностью пения молящихся и благоговением епископа, который, казалось, даже не заметил прибытия царя. Когда Валент подал свое приношение, то никто из диаконов не решался принять его без разрешения епископа, – земной владыка, привыкший к раболепству придворных епископов, был так смущен, что пошатнулся и упал бы, если бы его не поддержал кто-то из клириков. Тогда Василий Великий подал знак принять приношение императора. Твердостью, тактом, личным обаянием и благоразумною уступчивостью Василий Великий восторжествовал над своими противниками. Валент разорвал уже подписанный указ об изгнании святителя Василия и, удаляясь из Кесарии, оставил ему богатые пожертвования на дела благотворительности (Greg. Naz., Orat. XLIII, 44–55)» 3 . Подражая примитивному мышлению псевдоревнителей, нам следовало бы сделать вывод, что святитель Василий Великий, приняв просфору от императора-еретика, проявляет преступный сервилизм 4 (недавно я споткнулся об это брошенное в мой адрес, ворованное слово), малодушие, предает Христа и кланяется диаволу. Как бы возопили «православные ревнители», случись эта история в наши дни. Но и во время святителя Василия «борцы» за чистоту веры постоянно упрекали его в «терпимости к еретикам». Интрига против святителя Иоанна Златоуста тоже была построена на обвинении в покровительстве еретикам – Долгим братьям, нитрийским монахам, по недостатку образованности ставшим последователями Оригена. Однако мышление великих учителей и святителей Вселенской Церкви отличалось от мышления их оппонентов масштабностью и всеохватностью, потому что было согрето пастырской заботой и любовью к человеку, пусть даже заблуждающемуся – в первую очередь именно к заблуждающемуся, чтобы спасти его от погибели.

http://pravoslavie.ru/86543.html

III 1. 1-22). Эсхатологическое учение Г. также несет в себе следы влияния мысли Оригена: представление о нематериальном образе (εδος) тела, о духовных свойствах воскресших тел, о конечности зла, об «огненных наказаниях» как средстве исправления грешников и, наконец, об апокатастасисе ( Greg. Nyss. De hom. opif. 21-27 ср.: Orig. De princip. II 10. 1-8). Влияние Оригена на нравственно-аскетическое и мистико-созерцательное учение Г. сказалось в развитии им учения Оригена об аскетическом делании как непрерывной борьбе со страстями ради достижения бесстрастия (πθεια), стяжания добродетелей и уподобления Богу ( Greg. Nyss. De beat. 1-8 ср.: Orig. De princip. III 4. 1-5). Аскетику Г. и Оригена объединяет учение о «подражании Христу» ( Greg. Nyss. De perfect.//GNO. T. 8. Pt. 1. P. 174-214; ср.: Orig. Exhort. ad martyr. 42-43), в т. ч. и Его девству ( Greg. Nyss. De virgin. II 2; ср.: Orig. In Cant. Cantic. 2). Наконец, Г. сближает с Оригеном учение о созерцании Бога очищенными «духовными чувствами» и о мистическом соединении с Ним, к-рое оба богослова описывают как «духовный брак» души и Логоса-Христа ( Greg. Nyss. De virgin. 16. 2; 20. 4; ср.: Orig. In Lev. 12. 5; Daniélou. 1944. P. 238-239). От свт. Григория Неокесарийского Г. перенял глубокое уважение к памяти Оригена, он использовал в своих трудах сочинения своего небесного покровителя ( Greg. Nyss. In Eccl. Hom.; ср.: Greg. Thaum. Methaphr. in Eccl.). Г. был знаком с сочинением свт. Мефодия Олимпийского «Пир десяти дев» и, возможно, с трактатами «О свободе выбора» и «О воскресении» ( Aubineau. P. 132-134). Из христ. богословов IV в. определяющее влияние на учение Г. оказали святители Василий Великий и Григорий Богослов, к-рых Г. считал своими учителями ( Greg. Nyss. Contr. Eun. I 1. 3; Otis. P. 97-98), в своем творчестве он развивал такие важнейшие для их богословия идеи, как, напр., учение о тождестве сущности, энергии и воли в Пресв. Троице ( Greg. Nyss. Ad Ablab.//GNO. T. 3. Pt. 1. P. 47-52; ср.: Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 8. 18-20; Greg. Nazianz. Or. 30. 12); о «мгновенном творении» ( Greg. Nyss. Apol. in Hex.//PG. 44. Col. 72; ср.: Basil. Magn. Hex. 1. 6); о человеке как центре тварной вселенной ( Greg. Nyss. De hom. opif. 2-3; ср.: Greg. Nazianz. Or. 38. 11); о грубой телесности как следствии грехопадения ( Greg. Nyss. De hom. opif. 17-18; ср.: Greg. Nazianz. Or. 38. 12); о зле как отсутствии блага и не сущем (Greg. Nyss. Or. catech. 5-7; ср.: Basil. Magn. Hom. 9. 31); о спасении как «Божественной хитрости» ( Greg. Nyss. De hom. opif. 2-3; ср.: Greg. Nazianz. Or. 39. 13); о соединении 2 природ во Христе как «смешении» (μξις) и «срастворении» (κρσις, νκρασις - Greg. Nyss. Or. catech. 25-26; ср.: Greg. Nazianz. Or. 38. 13); об «обожении» человеческой природы Христа ( Greg. Nazianz. Or. 25. 17; ср.: Greg. Nyss. Contr. Eun. III 3. 34) и об «обожении» как цели жизни человека ( Greg. Nyss. De virgin. 11. 5; ср.: Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 9. 23).

http://pravenc.ru/text/166529.html

Образ иудеев и фарисеев, враждебных Христу, заимствован из Евангелия Иоанна, но черты, которыми они характеризуются в Евангелии, значительно усилены Амфилохием, в силу стремления его к резким и выпуклым изображениям. Неверие – это отличительная черта иудеев (Orat. II, 56 С). Архиереи из зависти злословят Христа по поводу воскрешения Лазаря (Orat. III, 60 В). К гробнице Лазаря сбегается всё селение, но не для того, чтобы удивляться чуду, а чтобы посмеяться над Христом (Orat. III, 61 С). Слепота иудеев была так велика, что они, видя чудеса, не видели их (Orat. V, 93 А). У иудеев были больны все пять чувств (In mesopent. 124 С-129 А). Исходя из такого представления об упорстве иудеев, Амфилохий драматически изображает борьбу с ним Христа. Иудеи всё время подвергают сомнению действительность чудес Господа (Orat. III, 60 В ff; Orat. V, 93 A; In mesopent. 121 С-129 В). Но мудрость Его, предупреждающая все возможные возражения, в конце концов, побеждает это упорство (Orat. III, 61 С: 64 В, С; 65 В). В особенности эта мудрость Христа проявилась в воскрешении Лазаря, так как здесь Он принудил самих иудеев констатировать действительность этого чуда (Orat. III, 61 С, 65 В; срав. In mesopent. 121 С – 129 С). С другой стороны, и ученики Христа не понимают Его. Даже Дева Мария, не зная ещё о силе воскресения, возражает против пророчества Симеона (Orat. II, 56 В ff, 57 В). Точно так же Марфа встречает Христа сомнением в возможности воскрешения Лазаря (Orat. III, 61 В-64 А). В толковании различных евангельских событий Амфилохий старается показать, с какой мудростью Иисус Христос несовершенную, слабую и колеблющуюся веру Своих последователей постепенно возводит к признанию Своего Божественного достоинства (Orat. III, 61 В – 64 А; In mesopent. 125 А-128 В; Orat. IV, 80 В-81 В; Orat. II, 56 С) 11 . Историческое толкование Священного Писания, в частности Евангелия Иоанна, какое дано Амфилохием в беседах с целью выяснения догматического учения и нравственного назидания, было явлением новым, которое оставило заметный след в проповедничестве Греческой Церкви. Беседы св. Иоанна Златоуста на Евангелие Иоанна во многом напоминают экзегетику Амфилохия. Можно предполагать, что это совпадение не случайно, но обнаруживает некоторое влияние трудов Амфилохия на Златоуста 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

S. Gregorius Nyssenus. Oratio Funebris de Placilla//PG 46: 877–892. S. Gregorius Nyssenus. Oratio funebris in Meletium Episcopum//A. Spira. Gregorii Nysseni opera. Vol. 9. 1. Leiden: Brill, 1967: 441–457 (TLG). S. Gregorius Nyssenus. Refutatio confessionis Eunomii//W. Jaeger. Gregorii Nysseni opera. Vol. 2. 2. Leiden: Brill, 1960: 312–410 (TLG). Gregorius Thaumaturgus. In Origenem oratio panegyrica//H. Crouzel. Grégoire le Thaumaturge. Remerciement à Origène suivi de la lettre d’Origène à Grégoire [Sources chrétiennes 148. Paris: Éditions du Cerf, 1969]: 94–182 (TLG). S. Gregorius Theologus. Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11)//PG 35: 832–841 (TLG). S. Gregorius Theologus. Ad Julianum tributorum exaequatorem (orat. 19)//PG 35: 1044–1064 (TLG). S. Gregorius Theologus. Ad patrem (orat. 12)//PG 35: 844–849 (TLG). S. Gregorius Theologus. Adversus Eunomianos (orat. 27)//J. Barbel. Gregor von Nazianz. Die fünf theologischen Reden. Düsseldorf: Patmos-Verlag, 1963: 38–60 (TLG). S. Gregorius Theologus. Apologetica (orat. 2)//PG 35: 408–513 (TLG). S. Gregorius Theologus. Carmina de se ipso//PG 37: 969–1029, 1166–1452 (TLG). S. Gregorius Theologus. Carmina dogmatica//PG 37: 397–522 (TLG). S. Gregorius Theologus. Carmina moralia//PG 37: 521–968 (TLG). S. Gregorius Theologus. Carmina quae spectant ad alios//PG 37: 1451–1577 (TLG). S. Gregorius Theologus. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4)//PG 35: 532–664 (TLG). S. Gregorius Theologus. De Filio (orat. 29)//J. Barbel. Gregor von Nazianz. Die fünf theologischen Reden. Düsseldorf: Patmos-Verlag, 1963: 128–168 (TLG). S. Gregorius Theologus. De Filio (orat. 30)//H. M. Werhahn. Gregorii Nazianzeni Σγκρισις βων [Klassisch-philologische Studien 15. Wiesbaden: Harrassowitz, 1953]: 22–29 (TLG). S. Gregorius Theologus. De moderatione in disputando (orat. 32)//PG 36: 173–212 (TLG). S. Gregorius Theologus. De pace 1 (orat. 6)//PG 35: 721–752 (TLG). S. Gregorius Nyssenus. De pace 3 (Orat. 23)//PG 35: 1152–1168 (TLG). S. Gregorius Theologus. De pauperum amore (orat. 14)//PG 35: 857–909 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

S. Gregorius Theologus. In laudem Athanasii (orat. 21)//PG 35: 1081–1128 (TLG). S. Gregorius Theologus. In laudem Cypriani (orat. 24)//PG 35: 1169–1194 (TLG). S. Gregorius Theologus. In novam Dominicam (orat. 44)//PG 36: 607–622 (TLG). S. Gregorius Theologus. In patrem tacentem (orat. 16)//PG 35: 933–964 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Pentecosten (orat. 41)//PG 36: 428–452 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Sancta Lumina (orat. 39)//PG 36: 336–360 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Sanctum Baptisma (orat. 40)//PG 36: 359–428 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Sanctum Pascha (orat. 45)//PG 36: 623–664 (TLG). S. Gregorius Theologus. In seipsum, cum rure rediisset, post ea quae a Maximo perpetrata fuerant (orat. 26)//PG 35: 1227–1252 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Theophania (orat. 38)//PG 36: 311–334 (TLG). S. Gregorius Theologus. Liturgia sancti Gregorii [Sp.]//PG 36: 700–733 (TLG). S. Gregorius Nazianzenus. Oratio XXX//Discours XXVII–XXXI/Eds. P. Gallay, M. Jourjon. Paris, 1978 [Sources chrétiennes 250. Paris: Éditions du Cerf, 1978]. S. Gregorius Nazianzenus. Oratio XXXVIII//Discours XXXVIII–XLI/Eds. C. Moreschini, P. Gallay. Paris, 1990 [Sources chrétiennes 358. Paris: Éditions du Cerf, 1990]. S. Gregorius Theologus. Orationes//PG 36: 9–664. S. Gregorius Theologus. Poemata Dogmatica//PG 37: 397–522. Hermogenes. Περ δεν λγου//H. Rabe (ed.). Hermogenis opera. Leipzig: Teubner, 1913 (repr.: Stuttgart, 1969): 213–413 (TLG). Hippolytus. Commentarium in Danielem//M. Lefèvre (ed.). Hippolyte. Commentaire sur Daniel [Sources chrétiennes 14. Paris: Éditions du Cerf, 1947]: 70–386 (TLG). Hippolytus. Refutatio omnium haeresium (=Philosophumena)//M. Marcovich (ed.). Hippolytus. Refutatio omnium haeresium [Patristische Texte und Studien 25. Berlin: De Gruyter, 1986]: 53–417 (TLG). Homerus. Ilias//T. W. Allen (ed.). Homeri Ilias. Vols. 2–3. Oxford: Clarendon Press, 1931: 2: 1–356; 3: 1–370 (TLG). Iamblichus. De mysteriis//É. des Places (ed.). Jamblique. Les mystères d’Égypte. Paris: Les Belles Lettres, 1966: 38–215 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

9 . Слово 9. Защитительное, по рукоположении св. Григория Богослова во епис копа Сасимского, говоренное им отцу своему Григорию, в присутствии Василия Великого . С. 289–294. [T. I. С. 189–192.] TLG 2022/22. Apologemicus ad patrem (orat. 9). PG 35, 820–825. 10 . Слово 10. Защитительное, по возвращении св. Григория Богослова из уединения, говоренное им отцу своему и Василию Великому . С. 295–298. [T. I. С. 192–194.] TLG 2022/23. In seipsum ad patrem et Basilium magnum (orat. 10). PG 35, 828–832. 11 . Слово 11. Говоренное брату Василия Великого , св. Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову , по рукоположении во епископа. С. 299–306. [T. I. С. 194–199.] TLG 2022/24. Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11). PG 35, 832–841. 12 . Слово 12. Говоренное отцу, когда поручил ему попечение о Назианской церкви. С. 307–313. [T. I. С. 199–202.] TLG 2022/25. Ad patrem (orat. 12). PG 35, 844–849. 13 . Слово 13. Произнесенное при рукоположении Евлалия во епископа Доарского. С. 314–317. [T. I. С. 202–204.] TLG 2022/26. In consecratione Eulalii Doarensium episcopi (orat. 13). PG 35, 852–856. ТВОРЕНИЯ СВ. ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА ЧАСТЬ 2 ТСО 2. Кн. 3. 14 . Слово 14. О любви к бедным. С. 1–46. [T. I. С. 204–231.] TLG 2022/27. De pauperum amore (orat. 14). PG 35, 857–909. 15 . Слово 15. Говоренное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби после того, как град опустошил поля. С. 47–69. [T. I. С. 231–244.] TLG 2022/28. In patrem tacentem (orat. 15). PG 35, 912–933. 16 . Слово 16. В память святых мучеников Маккавеев. С. 70–86. [T. I. С. 244–254.] TLG 2022/29. In Machabaeorum laudem (orat. 16). PG 35, 933–964. 17 . Слово 17. Говоренное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику. С. 87–99. [Т. I. С. 254–261.] TLG 2022/30. Ad cives Nazianzenos (orat. 17). PG 35, 964–981. 18 . Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступительное слово. С. 100– —287— 146 . [T. I. С. 261–289.] TLG 2022/31. Funebris oratio in patrem (orat. 18). PG 35. 985–1044.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22 de S. Agnete (Patrol. 13). Первоначальная мраморная доска этой поэмы теперь находится в стене лестницы, ведущей к церкви Агнесы близ Рима, причем она открыта была во время починки мостовой в прошлом столетии. См. Murat. Antiq. Stal, 5:29, касательно разности чтений. Прекрасное письмо надписей этого папы известно было всем, наблюдавшим их. Де Росси открыл имя гравирователя Iurius Dionisius Filocalus (Roma Sotter. 1:119–121; 2:196–199), – имя, уже известное в связи с календарем, перепечатанным в Патрологии Миня, 13:675 и след. 1134 В указе стоит слово militare, и вообще думают, что Валент желал обратить монахов в солдат, но так как слово это также прилагается и к гражданским должностям, то можно думать, что значение его здесь общее. In Cod. Theodot. 4:413; сн. Cod. Just, 10, 31:26. 1139 Socr. 5:4; Soz. 7:1. Все ереси были запрещены двумя законами следующего года. Cod. Tbeodos. 16, 5:4, 5. 1145 Greg. Naz. Orat. 91:8; Epiph. 74:1; Soz. 427; Petav. De Trinit. 1, 14:17. Некоторые македониане, по-видимому, считали Дух тварью, между тем как другие предполагали, что это название означает только влияние. Greg. Naz. Orat. 21:5; Petav. De Trinit. 1, 14:17. 1153 Greg. Orat. 93:20–22; Vita Greg. 129–132; Socr. 4:26; Soz. 6:17. Рассказ Григория об афинской студенческой жизни любопытен. Между прочим он рассказывает, что характер Василия внушал ему такое уважение, что он избавлен был от разных проделок, которым обычно подвергались новички. Orat. 93:16. 1155 Когда Евстафий впоследствии впал в заблуждение, то начало этого дела стали вообще приписывать св. Василию. 1175 Cod. Theod. 16, 5:4, 5; данные в Милане в 379 году отменяют указ изданный в Сирмии в предыдущем году (стр. 362) и запрещают все ереси. 1195 Conc. Nic. c. 15. Запрещение это было подробно повторено в правилах соборов Антиохийского и Сардикийского, но оно так часто было обходимо или отменяемо, что Григорий называет его «мертвым и отжившим законом». De Vita Sua, 1810–11. 1200 Theodoret 5:7; Soz. 7:8. Такие быстрые возвышения были запрещены канонами (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основная часть данной работы, проводившейся при Греческом кабинете МДАиС, выполнена А. Жир-Лебедем (5 курс МДС), К. Илюточкиным (2 курс МДА), С. Кимом (4 курс МДС). Таблицу писем свт. Григория Богослова составил К. Цветков (5 курс —285— МДС). В следующих номерах журнала предполагается продолжение росписи ТСО. Мы будем благодарны за все замечания и уточнения. Особая благодарность выражается А. Г. Дунаеву за общую редакцию росписи, а также за составление одного из указателей («CPG – русский перевод»). Иеромонах Дионисий (Шленов) 1843 ТВОРЕНИЯ СВ. ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА . ЧАСТЬ 1 TCO 1. Кн. 1. [СЛОВА.] ORATIONES. CPG 3010. 1 . Слово 1. На Пасху и о своём замедлении. С. 5–9. [T. I. С. 17–20.] TLG 2022/15. In sanctum Pascha et in tarditatem (orat. 1). PG 35. 396–401. 2 . Слово 2. К призвавшим в начале, но не сретившим св. Григория, когда он стал пресвитером. С. 10–15. [T. I. С. 20–23.] TLG 2022/16. Apologetica (orat. 2). PG 35. 408–513. 3 . Слово 3. В котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт. по рукоположении во пресвитера, и потом возвращение оттуда; также учит, как важен сан священства, и каков должен быть епископ. С. 16–84. [T. I. С. 23–65.] TLG 2022/17. Ad eos qui ipsum acciverant nec occurrerant (orat. 3). PG 35. 517–525. 4 . Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана. С. 84–178. [T. I. С. 65–122.] TLG 2022/18. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4). PG 35. 532–664. TCO 1. Кн.2. 5 . Слово 5. Второе обличительное на царя Юлиана. С. 179–216. [T. I. С. 122–145.] TLG 2022/19. Contra Julianum imperatorem 2 (orat. 5). PG 35. 664–720. 6 . Слово 6. О мире говоренное в присутствии отца, после предшествовавшего молчания, по случаю воссоединения монашествующих. С. 217–240. [T. I. с. 145–159.] TLG 2022/20. De расе 1 (orat. 6). PG 35. 721–752. 7 . Слово 7. Надгробное брату Кесарию, говоренное ещё при жизни родителей. —286— С. 241–267. [Т. I. С. 159–176.] 2022/5. Funebris in laudem Caesarii fratris oratio (orat. 7). PG 35, 753–788. 8 . Слово 8. Надгробное Горгонин, сестре св. Григория Назианзина . С. 268–288. [T. I. С. 176–189.] TLG 2022/21. In laudem sororis Gorgoniae (orat. 8). PG 35, 789–817.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 Хотя в этом небольшом трактате некоторым образом обобщается содержание четырех предыдущих книг «Против Ария» (наибольшие параллели наблюдаются с 2-й книгой), этот трактат написан в новой ситуации 362–363 годов, когда и на Востоке, и на Западе православными предпринимались попытки к объединению. Кроме того, имеется немало параллелей между аргументацией Викторина в этом трактате и аргументацией Фебадия Агенского в трактате «Против ариан», написанном в 358 г. против второй Сирмийской формулы 357 года. 4 Обычный в iv веке патристический аргумент о христианском учении о Троице как середине между язычеством и иудейством. Ср. Athanas. Magn. Ad. Serap. I 28; Contra Arian. III 15; Basil. Magn. Hom. 24//PG. 31, 600; Hexaem. 9. 6; Greg. Naz. Orat. 29. 2; 45. 4; Greg. Nyss. Or. Cat. 3. 5 cibos suos. Вероятно, имеется в виду, что мировые элементы входят в состав пищи и необходимы для поддержания жизни человека. Ср. Greg. Naz. Orat. 28. 14. Другое понимание этого выражения – культ некоторых языческих богов, например, Цереры, Диониса и Афины Паллады в качестве покровителей зерна, вина и оливок. Однако существует еще одно понимание, основанное на рукописном разночтении: cybos suos («свои кубы»): возможно, речь идет о кубической форме мировых элементов, в частности, земли. См. Plato. Tim. 55de. 7 По свидетельству историка Сократа, дело обстояло как раз наоборот: большинство греков чаще всего использовали слово сущность, которую определяли различным образом, а об ипостаси почти ничего не говорили. См. Socrat. Hist. Eccl. III 7. То же самое можно сказать и о тринитарном учении: общим термином, указывающим на сущность и бытие Троицы, был термин ουσα, в то время как термин πστασις лишь некоторыми использовался в этом смысле. См., например, высказывание св. Афанасия Великого : «Ипостась есть сущность и не означает ничего другого, кроме самого сущего (ατ τ ν) ... Ибо ипостась и сущность есть бытие (παρξις)» (Ep. ad Afros 4). Эти термины отождествлялись и в постановлениях Никейского Собора, а их окончательно различение произвели лишь Великие Каппадокийцы. Впрочем, сам Марий Викторин уже знал об этом различии. См. Adv. Ar. II 4. 51–52; III 4. 34–35. Однако в данном месте он не придавал этому различию особого значения, стараясь доказать, что оба термина встречаются в Священном Писании в одном и том же значении Божественной сущности и бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

39 Orat. XLV. 3. р. 847. Сие место так оканчивается: τουτοις δε γενομενοις, ως οικειοις ηδη προσομιλη. τολμα τε νεανικον ο λογος. θεος θεοις ενουμενος τε και γνωριζομενος και τοσουτον ισως, οσον ηδη γινωσκει τους γινωσκωμενους. ( 1Кор. 13:12 ) Все место содержит сущность учения о Боге, как оно образовалось у Григория. Почти до слова находится оно и в Orat. XXXVIII, 7. р. 667. 40 Orat. XXVIII. 10. p. 503. και επω λεγω to περιγραπτον παντως ειv αι το θειον, και ει διαио ιа κατα ληπτον. εν γαρ περιγραφης ειδος και η καταληψις. 42 Orat. XXVIII. 4. р. 498. и ‹12›. p. 504. «Между нами и Богом находится сей мрак тела (‹о σωματικος ουτος γνοφος›), как некогда облако между Египтянами и Евреями; и тот мрак, в котором Он скрывается, может быть, есть не иное что, как наше грубое, вещественное существо, чрез которое только некоторые немного прозирают». ‹текст неразборчив прим. эл. редакции› 49 Orat. XXVIII. ‹13›. р. 505. Впрочем, Григорий не отвергает сих выражений, и особенно любит изображать под именем света Божественное существо. Orat. XXXII. 15. р. ‹689 и др. мест.› ‹текст неразборчив прим. эл. редакции› 61 Григорий (Orat. XXXI. 31. 32. р. 576 и 577) исследует целый, неистощимый ряд образов, в которых стараются представить сущность Троицы. 67 Мысль сия изложена темно. Вот собственные слова Григория: και μητς προς την Σαβελλιου θεικ της καινης ταυτης ναλυσεως συνθεσεως παχθηναι, μη μαλλον ν τα παντα, μηδεν καστον εναι, ριξομενους. φευγει γαρ εναι περ στιν ες λληλα μεταχωρουντα και μεταβαινοντα‚ συνθετον τιva και τοπον μιν θεον‚ σπερ τα μυθωδη των ξωων σκιαγραφουντας και ναπλαττοντας. Кажется, он хочет сказать следующее: Савеллий признавал три лица ( πgo σωπα), поколику одно Божество трояким образом обнаруживает нам свои действия, и поколику мы понимаем Его трояким образом; но он отвергал три ипостаси, то есть, лица, самостоятельно существующие в Божестве. Теперь, говорит Григорий, от сего учения внутреннее существо Божества или распадается, или делается составным: распадается, ибо равно можно сказать, что одно (т. е. одно из трех лиц) есть все целое, все Божество, которое только трояким образом действует, как и то, что каждое из сих трех лиц есть ничто, ибо оно не имеет ничего в себе постоянного, самостоятельного, поскольку нельзя истинного бытия приписать тому, что переходит в другое, и следовательно не существует само в себе лично. А делается составным, поколику лица, или образы действования Божества, не переходят друг в друга, но существуют сами по себе, как различные отдельные части выражения одного и того же существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010