1988. P. 49). Прор. Иоиль. Икона из иконостаса ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль. Ок. 1654 г. (ЯИАМЗ) Прор. Иоиль. Икона из иконостаса ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль. Ок. 1654 г. (ЯИАМЗ) Один из самых ранних образов И. сохранился в мозаиках кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565): погрудно, средовек с закрывающими уши короткими темными вьющимися волосами, с узкой полоской усов и бороды. В созданном в 586 г. в монастыре св. Иоанна в Бет-Загбе близ Апамеи (Сирия) Евангелии Раввулы (Laurent. Plut. I.56. Fol. 5r) имеется полнофигурное изображение И. в белых одеждах, со свернутым свитком в руке; он и прор. Осия представлены по сторонам от таблицы канонов, над сценой «Брак в Кане Галилейской». В полный рост, с недлинными седыми волосами и бородой, держащим в левой руке свернутый свиток, а правой его благословляющим И. изображен на миниатюре сир. Библии кон. VI - нач. VII в. (Paris. syr. 341. Fol. 175v). К кон. VII - нач. VIII (?) в. исследователи относят ростовое изображение И. на небольшой резной плакетке из Лувра сиро-палестинского происхождения, где он представлен на фоне городских стен в хитоне и гиматии, с кудрявыми волосами и короткой клинообразной бородой, в движении, с указующей вверх правой рукой и свитком с греч. текстом в левой. Изображение И. с развернутым свитком, на к-ром написаны слова из Иоил 2. 15, есть в рукописи Гомилий Григория Назианзина (Ambros. E49-50inf. Pag. 37), созданной в 1-й пол. IX в., вероятно, в одном из греч. мон-рей Рима. В рукописи IX в. «Sacra Parallela» (Paris. gr. 923) 4 образа И. в медальонах (Fols. 63v, 225r, 229r, 232r); в них он неизменно предстает молодым, с темной бородой или безбородым. В рукописи Христианской топографии Космы Индикоплова посл. четв. IX в. (Vat. gr. 699. Fol. 68v) И. изображен в числе других пророков, чьи пророчества, по мнению автора, подтверждают его видение мироустройства. И. представлен в полный рост, благословляющим книгу, которую держит в левой руке. Прор. Иоиль.

http://pravenc.ru/text/578234.html

Reply on Basil (fols. 241vb-244ra) Capita 150 (fols. 244rb-294va) Hagioretic Tome (fols. 296va-302rb) 13.      Synodal Tome 1341 (fols. 302va-?) 14.      Unidentified text (fols. ?–378) 174 G=Mount Athos, Μον τν βρων 386 (Athon. 4506). 175 Sixteenth century, paper, 274 folios. The text was transcribed by one copyist throughout except for 2 folios in a later hand between 125 and 127. Throughout the manuscript there are frequent marginal quotations, also in a later hand, set out to signal the subjects under discussion. The Palamite documents in the manuscript appear in the following order: Apodictic Treatises 1–2 (fols. 7r-31v) Against Bekkos (fols. 68v-74v) Capita 150 (fols. 74v-117r) Hagioretic Tome (fols. 117v- 121r) Synodal Tome 1341 (fols. 121v-132v) Ep 1 Akindynos (fols. 135r-145r: note separation from preceding texts) Ep 2 Akindynos (fols. 145v-149r) Ep 1 Barlaam (fols. 149r-169v) 9.      Phakrases, Dialogue (fols. 208r-219r: note separation) 10.      Ep 2 Barlaam (fols. 219v-243v) The manuscript bears also two works by George Gennadios Scholarios, Against Gemistes Plethon (fols. 193v-l96r) and On the Difference between Venial and Mortal Sins (fols. 196v-198r), ed, L. Petit, X A. Siderides, M. Jugie, Œuvres complètes de Georges Scholarios, 8 vols. (Paris, 1928–1936) 4:155–172 and 4:274–284 respectively; selections from the works of Maximus the Confessor and his pseudonym(s) (fols. 169v-174r, 198v-199r, 200r-201r, 244r-274r); anon,. Capita geographica et alia (fols. 132v-134v); gnomic texts (fols. 174v- 193r). Brief and miscellaneous theological texts without apparent significance occupy the remainder of the manuscript. A table of contents is found on fols. 3v-5v but this bears little relation to the actual contents of the codex. Five Palamite documents are listed: Apodictic Treatises 1–2, Capita 150, Hagioretic Tome; John Cantacuzene, Antirrhetics Against Prochoros Kydones; George Gennadios Scholarios, Reply to John of Trebizond On a Quotation from Theodore Graptos used by the Akindynists and also On their Opinions regarding the Holy Spirit (Œuvres 3:204–288). The remaining works in the list are mostly anti-Latin treatises by Scholarios (2:269–87, 3:1–21), Matthew Monotropos, Manuel the Great Rhetor of St. Sophia (Refutation of Friar Francescus, O.P., of Old Rome), Andronikos Doukas Sgouros, and Niketas of Byzantium.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

10.      Symeon of Thessalonica, Expositio sacri symboli (pp. 473–485), ed. Dositheos, Patriarch of Jerusalem, Κατ Αρσεων... (Jassy-Moldavia, 1683)=PG 155:752–801. 183 On folio i/r-v there is a table of contents for the Palamite section, but not the anti-Latin section, thus confirming the originally separate character of the two collections. The table of contents does not accord entirely with the documents actually found in the manuscript. The table lists the Hagioretic Tome before the Capita 150 and gives the title and incipit for the Synodal Tome of 1341, not that of 1351 which is the text in the manuscript. S=Moscow, Gosudarstvenniy Istoricheskiy Muzey, Sinodalnoe Sobranie 249 (70/LXXI). 184 Sixteenth century, paper, i+292 folios, 265 x 185 mm. On fol. 1r there is a note indicating that the codex once belonged to Neophytos of Thessalonica (και τοτο σν τος λλοις κτμα στν Νεοφτου Θεσσαλονκης). It travelled to Moscow via Jerusalem and the agency of Patriarch Dositheos in 1692. 185 The manuscript is identical in contents with Athens 2092 described above. I. Palamite section: Apodictic Treatises (fols. 4r-35v) Against Bekkos (fols. 36r-38v) Ep 1 Akindynos (fols. 39r-43r) Ep 2 Akindynos (fols. 43r-44r) Ep 1 Barlaam (fols. 44r-52v) Ep 2 Barlaam (fols. 52v-61r) Triads (fols. 61r-145v) Phakrases, Dialogue (fols. l46r-150r) 9.      Contra Gregoram 1–4 (fols. 150r-184v) 10.      Reply on Basil (185r-185bisv) 11.      Capita 150 (fols. 185bisv-204v) Hagioretic Tome (fols. 204v-206r) Synodal Tome 1351 (fols. 207r-219v) II. Anti-Latin section: Mark of Ephesus, Oratio (fols. 221r-222r) Idem, Capita contra Latinos (fols. 222r-231v) Ibid., Chapters Against the Akindynists (fols. 231v-235r) Ibid., To the Participants at the Council (fol. 235r) Gregory of Cyprus, De processione (fols. 235v-245v) Barlaam, Antilatin Treatises (fols. 245v-269r) Scholarios, On the Procession (fols. 269r-273r) Matthew, Adversus Latinos (fols. 274r-282v) 9.      Blemmydes, Reply to Doukas (fols. 282v-283v)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

B. The Manuscripts and the Constitution of the Text D=Mount Athos, ερ Μον Διονυσου, ms 194 (Athon. 3728). 460 Fourteenth century (a.d. 1363), paper, 414 folios, 210x145 mm. Since the Catalogue of Lambros, the order of the folios has been disturbed, perhaps in the course of rebinding: the Λγος διασαφν (Meyendorff #52) which was n° 43 in Lambros now appears at the head of the ms, and the dated colophon together with Psellos» treatise addressed to Michael Doukas (n° 48 in Lambros) have disappeared. 461 The ms contains a non-systematic collection 462 of Palamite and anti-Latin writings. 463 The principal Palamite works in the ms are the following: Palamas, Λγος διασαφν (fols. 1r-12r) Palamas, Reply On Cyril (fols. 13v-16v) Phakrases, Dialogue (fols. 17r-23v) Matthew Blastares, On Divine Grace (fols. 41r-61v) 464 David Dishypatos, Against Barlaam and Akindynos (fols. 61v-93v) 465 Neilos Kabasilas, ντγραμμα Against Nikephoros Gregoras (fols. 95r-95v) 466 7.      Palamas, Against Bekkos (fols. 97r-102v) 8.      Synodal Tome 1341 (fols. 161r-172r) 9.      Palamas, Hagioretic Tome (fols. 172r-177r) Synodal Tome 1351 (fols. 177r-208r) Palamas, Dialogue of an Orthodox and a Barlaamite (fols. 209r-228v) Neophytos Prodromenos, Refutation of Barlaam and Akindynos (fols. 327r-338r) and Against Akindynos (fols. 338r-352v) 467 Z=Mount Sinai, Monastery of St. Catherine, ms gr. 1671. 468 Fifteenth century, paper, 343 folios, 211x 145 mm. Meyendorff has suggested that the ms originally belonged to the Great Lavra on Mt. Athos. It is an important witness to the text of the Triads. The ms contains the following works of Gregory Palamas. Apodictic Treatises (fols. 1r-118v) Against Bekkos (fols. 119r-129r) Reply On Cyril (fols. 129v-134r) Triads (fols. 136r-327v) Treatise on the Economy (i.e., Hom. 16; fols. 328r-343r) In addition to the two mss D and Z there is a further witness to the text, namely Palamas, Cap. 113–121 (=Pal). Wherever D and Z are in agreement (even if Pal is not) I give this as the text. The one exception is 3.4 τ Pal recte: τ DZ. When the Reply On Cyril was incorporated into the Capita 150 the various sections of the work were rearranged and the text was altered in minor ways, and so many of the variations between DZ and Pal are stylistic and intentional. D is the older of the two mss but it does not always carry the best readings: e.g.,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

The general character of the codex is that of a scholar " s handbook or manual of scientific treatises, mostly astronomical in content. The primary hand is cramped, idiosyncratic and highly abbreviated. The original owner and primary copyist are probably identical. Among the treatises found in the manuscript are the following: Maximus Planudes, The so-called Great Calculus according to the Indians (fols. 3r–12v), ed. A. Allard, Maxime Planude. Le grand calcul selon les Indiens (Travaux de la faculté de philosophie et lettres de l’université catholique de Louvain 27; Centre d " histoire des sciences et des techniques, Sources et travaux 1; Louvain-la-Neuve, 1981); Barlaam the Calabrian, Logistica (fols. 13r–30r), ed. J. Chambers, Barlaami monachi Logistica (Paris, 1600); idem, Demonstratio arithmetica, excerpt (fols. 30v–32r), ed. J. L. Heiberg, Euclidis Elementa (Leipzig, 1888; repr. 1977) 5:351–362; ibid., Refutation of the three additional chapters (14–16) of Ptolemy " s Harmonics, Book 3 (fols. 32r–35r), ed. I. Düring, Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios (Göteborgs Högskolas Årsskrift 36.1; Göteborg, 1930), pp. 112–121; Cleomedes, De motu circulari corporum caelestium (fols. 37r–62r), ed. H. Ziegler (Leipzig, 1891); the Sphere of Empedocles (fol. 64r–v), ed. E. Maass, Commentariorum in Aratum reliquiae (Berlin, 1898), pp. 154–170; Leontius Mechanicus, De sphaerae Arateae constructione and De zodiaco (fols. 64v–65v), ed. Maass, pp. 561–570 (De zodiaco, new edition by J. Martin, Scholia, pp. 529–532); preface to the Phaenomena of Aratus (fol. 66v), ed. Maass, pp. 102–122; extracts from John Lydus, De ostentis (fols. 70r–71v, 74r–75v), ed. K. Wachsmuth (Leipzig, 1897); Demetrius Triclinius, On Lunar Theory (fols. 78r–79v), ed. A. Wasserstein, «An Unpublished Treatise by Demetrius Triclinius On Lunar Theory,» jöbg 16 (1967) 153–174; Adamantius the Sophist, De ventis (fol. 80v), ed. V. Ross, Anecdota graeca et graecolatina (Berlin, 1864), 1:49–52; John Pediasimus, Epitome de mensura et divisione terrae (fols. 81r–86r), ed. G. Friedlein, Die Geometrie des Pediasmus (Programm der Studienanstalt Ansbach; Ansbach, 1866); Pseudo–Aristotle, De mundo (fols. 86r–88v), ed. W. L. Lorimer, Aristotelis qui fertur libellus De mundo (Paris, 1933); Pseudo-Alexander of Aphrodisias, Problemata physica, selections (fols. 93r–96v), ed. I. L. Ideler, Physici et medici graeci minores (Berlin, 1841) 1:3–80; Philo, De aeternitate mundi (fols. 96v–99r), ed. L. Cohn, P. Wendland, Philonis Alexandrini opera quae supersunt, 6 vols. (Berlin, 1896–1915) 6:72–119; Theophylactus Simokattes, Quaestiones physicae, selections (fols. 99v, 102r–v), ed. Ideler 1:168–177.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

3. The Text A. Previous Editions of Palamas» Works The two foremost editorial efforts in recent years have been John Meyendorff’s edition of the Triads and the three volumes of the Thessalonica edition of Palamas’ works under the general direction of Panagiotes Chrestou. 158 While both are laudable enterprises and important contributions to Palamite studies, the reviewers were quick to note certain deficiencies. 159 Although these are major works of Palamas, the editors have not produced critical editions by modern standards. Codicological study of the Palamite corpus as a whole was broached very briefly by Meyendorff in his Introduction but not adequately pursued for the indispensable information it provides regarding the relationship of the manuscripts. 160 Chrestou reserved such a study for a final volume. 161 Selection of manuscripts for collation was somewhat arbitrary. The best manuscripts were chosen, but we are never informed about the factual bases for such judgements. At times, manuscripts early in date and easily accessible were not included in collations. No attempt was ever made to establish stemmatic relationships. The principles for including or excluding variant readings in the apparatus were left for the reader to guess. Finally, the constitution of the text appears to have been based largely upon the subjective judgement of the editor. B. Manuscripts of The Capita 150 C=Paris, Bibliothèque nationale, Fonds Coislin 100. 162 Fifteenth century, paper, i+342 folios, 298x221 mm. This codex was formerly vol. 3 of the official collection of Palamite documents deposited in the κατηχουμενεα of the Great Lavra on Mount Athos, the monastery to which Gregory Palamas was once attached. 163 The volume contains, in chronological order, first the works of Palamas prior to 1341 and then those from the later period of his life. The treatises appear in the following order: (Ep Damianus) 164 Apodictic Treatises (fols. 13r–63v) Against Bekkos (fols. 64r–68v) Ep 1 Akindynos (fols. 69r–75r)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Особое значение имеют его транскрипции в нотацию Нового метода. К ним относятся следующие песнопения: полиелей Λϒον ϒαθν Петра Берекета на 4-й глас (Benakis. TA. 120. Fol. 2-11), херувимские Петра Пелопоннесского на 1-й глас, βαρυς, 4-й, 4-й плагальный, 1-й плагальный (Athen. O. et M. Merlier. 14. Fol. 1-2/60-61, 2-3/61v - 62, 3-4v/62-63v, 4v - 5v/63v - 64v, 6-7/64v - 65v) и его же седмичные причастны (Ibid. Fol. 8-17, 66-70v), изложенные в 2 вариантах: «Творяй ангелы» 1-го гласа (Ibid. Fol. 8-9/66-67), «В память вечную» на глас βαρς (Ibid. Fol. 9-10/67-67v), «Чашу спасения прииму» на 1-й глас (Ibid. Fol. 10-11v/68-69v), «Во всю землю изыде вещание их» на 4-й плагальный (Ibid. Fol. 11v - 13/69-69a), «Спасение соделал» на 1-й плагальный (Ibid. 13-13v/69a - 70), «Блаженни, яже избрал» на 1-й плагальный (Ibid. Fol. 13v - 15/70-70v). Отдельную группу составляют транскрипции Е. песнопений протопсалта Даниила : праздничных причастнов («Чашу спасения прииму» на 4-й глас, «Знаменася на нас» на 1-й глас, «Избра Господь Сиона» на 1-й глас τετρφωνος, «Избавление посла» на 1-й глас τετρφωνος, «Явися благодать Божия» на 1-й глас, «Благословен грядый» на 4-й глас, «Тело Христово» на 1-й плагальный глас, «Похвали, Иерусалиме, Господа» на 1-й плагальный глас, «Ядый Мою Плоть» на 4-й глас, «Взыде Бог» на 4-й глас, «Дух Твой благий» на 1-й глас, «Радуйтеся, праведнии, о Господе» на 4-й плагальный глас, «Во свете славы лица Твоего, Господи» на глас βαρς, «Во всю землю» на 4-й плагальный глас; см.: Benakis. TA. 120. Fol. 95-110v) и нек-рых седмичных причастнов («Творяй ангелы Своя духи» на 2-й плагальный глас, «В память вечную» на глас βαρς; см.: Ibid. Fol. 106-107v), а также «Да молчит» на 1-й плагальный (Ibid. Fol. 107v - 108v). В указанной рукописи содержатся также переложения в нотацию Нового метода причастна Георгия Критского «Благослови венец» на 1-й глас (Ibid. Fol. 108v - 109) и песнопения Петра Пелопоннесского «Вечери Твоея тайныя» на 2-й плагальный глас (для литургии Великого четверга) (Ibid. Fol. 109-110). Е. принадлежат также транскрипции сочинений протопсалта Иакова на Рождество, Богоявление, Великую пятницу (Benakis. TA. 120. Fol. 24-46, 56v - 66; Ath. Doch. 343. Fol. 140v - 175v; 365. Fol. 242v - 298), славника стихир на хвалитех «Воскресения день» Мануила Хрисафа (Benakis. TA. 120. Fol. 68-69v; Ath. Doch. 365. Fol. 301-304). Возможно, Е.- автор расшифровок др. сочинений: прокимнов Постной и Цветной Триодей (Benakis. TA. 120. Fol. 46-46v), самогласнов Великого поста (Ibid. Fol. 47-53; Ath. Doch. 365. Fol. 231v - 239), славника на стиховне Великой среды «Господи, яже во многия грехи» (Benakis. TA. 120. Fol. 66-68; Ath. Doch. 365. Fol. 298-301) и др.

http://pravenc.ru/text/187586.html

Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 74. Там же. С. 77–78. Прп. Никита Стифат. Жизнь Симеона Нового Богослова. 55 (рус. пер.: Указ. изд. С. 136). Там же. 55 (рус. пер.: Указ. изд. С. 137). La vie de saint Cyrille le Phileote. XV//SH. 1964. P. 86. Papadopoulos-Kerameus. Analekta. S. 218, 221. Gorainoff I. Les Fols en Christ… P. 15–16; Saward J. Dieu a la folie. P. 15. См.: La Bible de Jerusalem. Paris, 1961. P. 971–972 (Les prophetes. Introduction). См.: La Bible de Jerusalem. Paris, 1961. P. 971–972 (Les prophetes. Introduction). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 4. 41 (рус. пер.: Указ. изд. С. 47). Прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. 3. 85 (рус. пер.: Указ. изд. С. 70). Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Антонии. 25 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 427). Отметим, что содержание «Жития аввы Симеона, юродивого Христа ради» особенно соответствует тому, что сказано в двух последних цитатах из Священного Писания. Ж. Гродидье де Матон удивляется этому различию, но не указывает его причины: «Следовало бы ожидать, что для Христа ради юродивых будет найден термин, который имел бы большую связь с тем текстом апостола Павла, который служит обоснованием этому виду святости» (Op. cit. P. 281). Здесь и далее Ларше называет юродивого греческим словом (в латинской транскрипции) salos. Палладий. Лавсаик. 36 (рус. пер.: Указ. изд. С. 77–78). John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 167. Ibid. P. 183. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 4. 111 (рус. пер.: Указ. изд. С. 53–54). Именно на такой блестящей интерпретации юродства, но мало соответствующей источникам, сосредоточено исследование: Yannaras С. La liberte de la morale. Geneve, 1982. P. 57–66 (см.: Chap. IV. Un exemple historique: le defi des «fols en Christ»). Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 68. См. в «Житии Андрея Юродивого» главы: 16, 19, 22, 42, 67, 68, 70, 74, 192, 205. По греч. тексту см., соответственно: PG. 111. Col. 648C—649A, 652B, 656А, 677D, 680А, 708АВ, 708D-709B, 712А, 716А, 837D, 849B.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Однажды Л., отправившемуся посетить др. обители, явился ангел и предвозвестил скорую кончину; святой тотчас вернулся в свой мон-рь, чтобы проститься с братией. Он скончался 13 окт. 984 г. (в лат. Житии ошибочно указан 993) и был похоронен св. Саввой (по мнению болландистов, речь идет о настоятеле мон-ря св. Филиппа и 1-м духовном наставнике Л.). В рукописи, датируемой нач. XIV или нач. XV в. (Marc. lat. IX 20 (2947). Fol. 226r - 229r), содержится легендарий Пьетро Кало с др. редакцией сказания о Л. (см.: AnBoll. 1910. Vol. 29. P. 129). В XI в. в Арменто была построена ц. во имя Л., куда положили его мощи. В 1947 г. церковь была разрушена; заново возведена в 1957-1959 гг. Мощи святого хранятся под алтарем церкви. В Карбоне (пров. Потенца) находится приходская ц. во имя Л. В действующем Римском Мартирологе Л. упоминается под 13 окт. как местночтимый святой (MartRom (Vat.). P. 538). Ист.: BHL, N 4978; Caietanus O. Vitae Sanctorum Siculorum. Panormi, 1657. T. 2. P. 96-99; ActaSS. Oct. T. 6. P. 337-342. Лит.: ActaSS. Oct. T. 6. P. 332-336; Costa-Louillet G., da. Saints de Sicile et d " Italie méridionale aux VIIIe, IXe et Xe siècles//Byz. 1960. T. 29/30. P. 142-146; Russo F. Luca//BiblSS. Vol. 8. Col. 187-188; ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 390; Hester D. P. Monasticism and Spirituality of the Italo-Greeks//Analekta Vlatadon. Thessal., 1992. T. 55. P. 78, 175-177, 180; Acconcia Longo A. Santi monaci italogreci: alle origini del monastero di S. Elia di Carbone//BollGrott. 1995/1996. Vol. 49/50. P. 132-138; Caruso St. Sicilia e Calabria nell " agiografia storica italo-greca//Calabria Cristiana: Società religione cultura nel territorio della Diocesi di Oppido Mamertina-Palmi. Soveria Mannelli, 1999. Vol. 1. P. 572-581; idem. «Crucisque signo munitus»: Luca da Démena e l " epopea antisaracena italo-greca//Byz. 2003. T. 73. P. 319-338; Borghese G. Luca di Armento, santo//DBI. 2006. Vol. 66. P. 247-249; Re M. I miracoli nella «Vita» di s. Luca da Demenna//Monachesimo basiliano nei Nebrodi: Atti del Conv. (Torrenova, 29 giugno 2006)/Ed. R. Fachile. Messina, 2008. P. 53-62; Efthymiades St. Les saints d " Italie Méridionale (IXe-XIIe s.)//Byzantine Religious Culture: Studies in honor of A. M. Talbot/Ed. D. Sullivan, E. Fisher, S. Papaioannou. Leiden, 2012. P. 356-357. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНД (ок. 450 - ок. 510), прп. (пам. зап. 1 янв.; в архиеп-стве Безансон и еп-стве Сен-Клод - 4 янв.), настоятель мон-ря Кондадискон

http://pravenc.ru/text/2110784.html

В 1704-1706 гг. подвизался в Киево-Печерской лавре , перенимал духовный опыт насельников лавры и посещал занятия в Киево-Могилянской академии ( Voicescu. 1972. P. 599). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)) подарил ему рукописный Патерик (хранится в б-ке Покровского скита). На полях рукописи П. из Г. оставил запись, из к-рой известно, что свт. Димитрий был в тот период его духовником и благословил его «провести жизнь в молчании в пустыни»; они много беседовали, П. из Г. называл святителя новым учителем отшельничества и аскетической жизни. Также П. из Г. часто общался с архиеп. Черниговским свт. Иоанном (Максимовичем), который подарил ему сочинение свт. Димитрия «Руно орошенное» (М., 1696). Согласно записям в «Большом помельнике» (синодике) Покровского скита, в 1706 г. П. из Г., получивший «большую пользу» от свт. Димитрия, вернулся в Нямецкий мон-рь. С собой он привез также рукопись слав. Архиератикона, скопированную в сер. XVII в. в Черниговской епархии, и Пролог митр. Молдавского Досифея (куплен в Киево-Печерской лавре) ( Bobulescu. 1943. P. 8). С одобрения настоятеля Нямецкого мон-ря игум. Макария П. из Г. удалился в местность в Пояна-Раюлуй, в 4 км от Нямецкого мон-ря, расположенную около горы Кириаку, где основал Покровский скит, к-рым руководил согласно правилам свт. Димитрия Ростовского (в сборнике документов Покровского скита за XVIII-XIX вв. сохр. запись П. из Г. о создании скита: Bucur. Acad. Român. Rom. 953. Fol. 63-63v). Исследователи определяют устав, введенный в скиту, как исихастский, предшествующий уставу, введенному прп. Паисием (Величковским) ( Porcescu. 2008. P. 220). Осенью 1706 г. придворные сановники рекомендовали П. из Г. молдавскому господарю Антиоху Кантемиру (1696-1700, 1705-1707) и митр. Молдавскому Мисаилу (1701/02-1708) как кандидата на Романскую кафедру. 18 дек. 1706 г. он был избран епископом Романским (избрание иеромонаха нарушало традицию, согласно к-рой на Романский престол назначали только Рэдэуцких архиереев), 18 янв. 1707 г. была совершена хиротония и П. из Г. стал 2-м по значимости архиереем в Молдавской митрополии ( Melchisedec ( tef nescu). 2008. P. 302; Porcescu. 2008. P. 217-218). 8 нояб. 1711 г. в ц. свт. Николая в Яссах он совершил помазание на царство господаря Николая Маврокордата (1709-1710, 1711-1715), поскольку митр. Молдавский Гедеон (1708-1722) впал в немилость из-за того, что поддержал Дмитрия Кантемира (господарь Молдавского княжества в 1693, 1710-1711), заключившего союз с рус. царем Петром I Алексеевичем (13 апр. 1711, Луцк).

http://pravenc.ru/text/2579866.html

  001     002    003    004    005