Св. Иоанн Предтеча в темнице. Клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча — Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах» Ок. 1551 г. (ЯИАМЗ) Св. Иоанн Предтеча в темнице. Клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча — Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах» Ок. 1551 г. (ЯИАМЗ) Деяния св. апостолов содержат важную информацию об «Иоанновом крещении» и об учениках И. П., а также дают представление о ключевой роли И. П. в Свящ. истории и служении Иисуса Христа. Отдельную проблему составляют сведения об И. П., связанные с почитавшими его сектами (прежде всего с мандеями). В целом большинство апокрифических (а также нехрист.) памятников вторичны и зависят от евангельской традиции. Происхождение, детство и начало служения Согласно Евангелию от Луки, И. П. род. в семье праведного свящ. Захарии , к-рый принадлежал к чреде Авиевой (8-й из 24) (более поздняя традиция изображает Захарию как первосвященника). Матерью И. П. была прав. Елисавета , происходившая из рода Ааронова (Лк 1. 5). Родители были преклонного возраста и не имели детей. Рождение И. П. было предсказано арх. Гавриилом, явившимся Захарии во время его служения в храме. Захария, усомнившийся в истинности пророчества, онемел (Лк 1. 22) до момента наречения имени новорожденному младенцу (Лк 1. 63, 64). И. П. род. в городе Иудином (Лк 1. 39) (возможно, совр. Айн-Карем ). Как раннехрист. писатели, так и ученые Нового времени неоднократно пытались на основе евангельских свидетельств вычислить точную дату рождения И. П. Существует 2 основных подхода к этой проблеме. Одни исследователи принимают во внимание те данные, к-рые относятся к Рождеству Христову, и экстраполируют их на И. П. Другие учитывают сведения, относящиеся только к И. П., в частности используют указание на начало 8-й чреды в храмовом служении. Если чреды сменяли друг друга непрерывно независимо от начала нового года по иудейскому календарю, то зачатие И. П. могло произойти приблизительно 22 мая 7 г. до Р. Х., а рождество - в нач. авг. 6 г. до Р. Х. ( Lewin. 1865). Если же отсчет чред каждый раз начинался заново с началом нового года (1 тишри), зачатие И. П. пришлось на 17 хешвана (10 нояб.) ( Beckwith. 1977). Если брать за точку отсчета дату падения Иерусалима (9 ава), к-рое, согласно источникам, пришлось на следующий день после субботы, и начало служения 1-й чреды, то зачатие И. П. выпадает на 7 нисана (7 апр.) или на 28 элула (22 сент.) ( Finegan. 1998. P. 276-277).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Ferch, «Aeons» Ferch, Arthur J. «The Two Aeons and the Messiah in Pseudo-Philo, 4 Ezra, and 2 Baruch.» Andrews University Seminary Studies 15, no. 2 (1977): 135–51. Ferguson, Backgrounds Ferguson, Everett. Backgrounds of Early Christianity. 2d ed. Grand Rapids: Eerdmans, 1993. Ferrando, «Filosofia» Ferrando, Miguel A. «Filosofia y evangelio de Juan.» Teologia y vida 33 (1992): 27–34. Ferraro, «Pneuma»   Ferraro, Giuseppe. « " Pneumáin Giov. 13,21.» RivB 28 (1980): 185–211. Feuillet, Apocalypse   Feuillet, André. The Apocalypse. Translated by Thomas E. Crane. Staten Island, N.Y.: Alba House, 1965. Feuillet, Studies Feuillet, André. Johannine Studies. Translated by Thomas E. Crane. Staten Island, N.Y.: Alba House, 1964. Fiensy, «Composition» Fiensy, David A. «The Composition of the Jerusalem Church.» Pages 213–36 in The Book of Acts in Its Palestinian Setting. Edited by Richard Bauckham. Vo1. 4 of The Book of Acts in Its First Century Setting. Edited by Bruce W. Winter. Grand Rapids: Eerdmans, 1995. Filson, «Ephesus»   Filson, Floyd V. «Ephesus and the New Testament.» BA 8 (1945): 73–80. Filson, History   Filson, Floyd V. A New Testament History. Philadelphia: Westminster, 1964. Filson, «Life» Filson, Floyd V. «The Gospel of Life, A Study of the Gospel of John.» Pages 111–23 in Current Issues in New Testament Interpretation: Essays in Honor of Otto A. Piper. Edited by William Klassen and Graydon F. Snyder. New York: Harper 8c Row, 1962. Finegan, Archeology Finegan, Jack. The Archeology of the New Testament. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1969. Finegan, Records Finegan, Jack. Hidden Records of the Life of Jesus. Philadelphia: Pilgrim Press, 1969. Finegan, Religions Finegan, Jack. The Archeology of World Religions. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1952. Finkel, «Liturgy»   Finkel, Asher. «Yavneh " s Liturgy and Early Christianity.» Journal of Ecumenical Studies 18 (1981): 231–50. Finkelstein, «Core»   Finkelstein, Louis. «The Core of the Sifra: A Temple Textbook for Priests.» JQR 80 (1989–1990): 15–34.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

5724 Manns, «Fête.» 5725 Bruce, Documents, 49; cf. Fenton, John, 67. On rabbinic development of that feast, see, e.g., Adler, «Rosh Hashanah.» 5726         Jub. 16:27; m. Git. 3:8; b. B. Mesi c a 28a (Tannaitic attribution); Sukkah 33b; Pesah. 34b (in 36a it is Pesach, but this is clear from the context); p. Git. 3:8, §4; Gen. Rab. 6:5, 35:3; Safrai, «Temple,» 894. Tabernacles was one of the most prominent feasts (Josephus Ant. 8.100). 5727 Brown, John, 1:206; cf. Yee, «Sabbath.» If John added the Sabbath to the original story (Meier, Marginal Jew, 2:681), the emphasis becomes all the clearer. 5728 See Yee, Feasts, 46–47. 5729 On John " s topographic accuracy, see, e.g., Hunter, «Trends»; Dunn, «John,» 299. 5730 Perkins, «John,» 959. 5731 βραστ is a typically Johannine way of citing Hebrew (5:2; 19:13,17,20; 20:16; Rev 9:11; 16:16; cf. John 1:38 ); Luke and Paul prefer βρας (Acts 6:1; 21:40; 22:2; 26:14; 2Cor 11:22 ; Phil 3:5 ; cf. also 4 Macc 12:7; 16:15). 5732 On the probability of this reading, see Wieand, «Bethesda,» 394–95; Vardaman, «Bethesda,» 29; Cullmann, Worship, 84–85 n. 2; Finegan, Archeology, 143; Wolters, «Copper Scroll» (citing 3Q15 11.12). Cf. the site near the temple in Josephus War 2.328. For the meaning, related to «pools,» see Görg, «Beckenhausen.» 5733 Cf. similarly Selkin, «Exegesis,» 188–89. 5734 For problems with the St. Annés site (as well as other proposed sites), see Selkin, «Exegesis,» 175–79. 5735 Wieand, «Bethesda,» 396–97; Vardaman, «Bethesda,» 28; Cornfeld, Josephus, 338,364; Finegan, Archeology, 145. An allegorical connection between the sheep pool and Jesus» «sheep» (10:1) is unlikely, given the proximity of the pool to Bethesda; on the sheep pool, Finegan, Archeology, 142–43. 5736 Yamauchi, Stones, 104. The term κολυμβθρα suggests a deep pool (Bernard, John, 1:226). 5737 Vardaman, «Bethesda,» 28. The view of some (e.g., Bruns, Art, 65; Ellis, Genius, 88; more skillfully, Selkin, «Exegesis,» 196) that they symbolize the five books of the Law seems to allegorize unnecessarily, despite references to the Law later in the chapter.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

1280 Scott, «Attitudes.» Apparently only the Greeks who traveled to the East knew much about Indian religion, however (Delaygue, «Grecs»). 1281 Pyrrho (ca. 360–270 b.C.E.; Diogenes Laertius 9.11.61); Apollonius of Tyana (Philostratus Vit. Apoll, books 2 and 3 [LCL 1:117–229,2:231–345]); cf. Finegan, Religions, 149, on archaeological confirmations of such reports. 1282 Cicero Tusc. 5.27.78; Strabo Geog. 15.1.11–13ff. (LCL 7:14–19ff.); Xenophon Cyr. 2.4.1–8; Valerius Maximus 2.6.14; 3.3.ext.6; cf. Horace Ep. 1.6.6; Carm. 1.12.56; 1.31.6; 3.24.1–2; 4.14.42; Jub. 8:21. Some of the information was clearly speculative (e.g., Achilles Tatius 4.5.1). See more fully Avi-Yonah, Hellenism, 164–66; Nock, Conversion, 46–47. 1283 Petronius Sat. 38; Poem 18; Martial Epigr. 4.28.4; Pausanias 3.12.4; Xenophon Eph. 4.1; cf. Sib. Or. 11.299; Wheeler, Beyond Frontiers, 115–71; Casson, Travel, 124; Koester, Introduction, 1:86. Cf. Ceylon [modern Sri Lanka]-Rome ties in Pliny Nat. 6.84–85 (in Sherk, Empire, 32); cf. «The Sea Route to India and Ceylon,» ch. 4, 57–73 in Charlesworth, Routes. 1284 Juvenal Sat. 6.585. The Indian emperor Asoka reportedly sent representatives of Buddhism to Egypt in the third century b.C.E. (Finegan, Records, 67). 1287 For China, see Casson, Travel, 124–26; cf. «The Overland Route to China and India,» ch. 6, 97–111 in Charlesworth, Routes; Wheeler, Beyond Frontiers, 172–75. 1292 E.g., Bull, «Medallion»; Lease, «Mithraeum»; Flusser, «Paganism,» 1099; see fuller documentation in our comment on the resurrection narratives. 1307 Barrett, «Vocabulary,» 223; but cf. Wilcox, «Dualism,» 88; Pearson, Terminology, 2–3; Giblet, «Développements,» 72. Stendahl, Paul, 76, calls it «gnostic» «with a small gl» 1308 Bultmann, John, 8–9,487; cf. idem, Theology, 2:17; Wilson, Gnosis, 46; cf. Dodd, Interpretation, 97–114; Schnelle, Christology, 228–29 (emphasizing John " s antidocetic Christology). 1309 In detail, see Thompson, Humanity; cf. also Morris, «Jesus.» Schnelle, Christology, passim (e.g., 229) regards the Gospel " s Christology as a reaction against docetism, but this goes too far.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

(указание Феофана на короля Пипина у Зерн. – на стр. 297; Феофановы цитаты из «франских анналов» и из «Chronicon Adonis Viennensis» etc. у Зерникава на стр. 298). О 17 и 18 Феофвновых повреждениях Зерникав подробно говорит в других местах, именно о первом – в своем 40 повр. (на стр. 301–302), а о втором – в своем 42 (на стр. 303), но из этих последних мест Феофан ничего не заимствует. Повр. 25–27 в том же порядке и непосредственно друг за другом перечисляются у Зерникава на стр. 304; повр. 28-е – у Зерн. на стр. 304–305; повр. 29–32 таком же порядке (но не непосредственно одно за другим) перечисляются у Зерникава на стр. 305. После перечисления этих повреждений, в конце § 276, Феофан предположительно высказывает мысль, что, если свидетельства всех перечисленных им латинских писателей и соборов верны, то в таком случае следует признать, что еще до конца VIII в. вся западная церковь признавала догмат об исхождении Св. духа от Сына и везде и всегда проповедовала его. У зерникава эта мысль высказывается на стр. 306 и повторяется на стр. 307 (у Феофана же она повторяется в следующем параграфе, т. е. 277, на стр. 314). Против этой мысли направлены §§ 277–278 Феофана. В § 277 Феофан указывает на тот факт, что ахенские послы в своей речи к папе Льву III говорили, что вопрос об исхождении Св. Духа «долго находился в небрежении», что он лишь «в их времена внезапно открылся», что он «возник недавно» (о чем у Зерникава замечено на стр. 306–307 и еще разве на стр. 298–299 и 301–302). Находящихся в середине § 277 замечаний относительно времени жизни некоторых писателей, упомянутых в § 276, и времени происхождения соборов, упомянутых в том же § у Зерникава в данном отдел нет). Итак, как же примирить вышеприведенные 32 свидетельства, благоприятствующие латинянам, со свидетельствами послов ахенского собора, папы Uoahha VIII и Алкуина, из которых следует, что римская церковь в их времена, к которым относятся указанные 32 свидетельства, не могла учить об исхождении Св. Духа от Сына? Этот вопрос задают себе оба богослова (Theoph.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1213 Аврелиан, Клавдий Луций Валерий Домиций – римский император (214–275) 19, 65 Агамемнон – герой Троянской войны 85 Агафий Миринейский – византийский историк (VI в.) 42, 44,189 Адамантий – патрикий 53–56 Адриан – римский император (117–138) 199 Адриан IV – папа римский (1154–1159) 263 Азатин (Изз ад-Дин Кай-Кавус I) – Иконийский султан (1211–1219) 307 Аларих – король визиготов (между 365 и 370–410) 58, 59, 60, 62, 109 Александр – брат Ивана Асеня II 304 Александр – противник Ария 22 Александр Фессалоникийский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Александр – византийский полководец 104 Александр Македонский – царь (336–323 до н. э.) 17 Александр – византийский император (912–913) 139 Александр – лангобард, командующий германскими отрядами в византийском войске 264 Александр – севастократор 312 Александр ди Гравина – южноитальянский граф 263 Александр Север – римский император (222–235) 65 Алексей I Комнин – византийский император (1081–1118) 274, 275, 277 Алексей III Ангел – византийский император (1195–1203) 276, 286, 302 Алексей IV Ангел – византийский император (1203) 276 Алексей V Дука Мурчуфл – византийский император (1204) 276 Алексей – брат Исаака II 302 Алексей Аксух – византийский полководец, заговорщик 272, 273 Алексей Гид – византийский полководец 285 Алексей Стратигопул – командующий византийским войском в 1261 г. 314 Альбин, Цецина Деций Ацинаций – префект Рима 62 Амарриг (Амальрих I) – король Иерусалима 298 Аммиан Марцеллин – римский историк (ок. 330–400) 42, 108 Анастасий I – византийский император (491–518) 111,142 Анахарсис – легендарный скиф-философ 208 Ангелы – византийская императорская семья 274 Андрей Боголюбский – суздальский князь (1155–1174) 270 Андрей Первозванный – апостол 15, 16, 134–138 Андроник I Комнин – византийский император (1183–1185) 252, 267, 274–276, 280–282 Андроник II Палеолог – византийский император (1282–1328) 248 Андроник III Палеолог – византийский император (1328–1341) 248

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Гл. II). Во-вторых, – из определений вселенских и поместных соборов. 1) Седьмой вселенский собор называет мощи святых «источниками исцеления, имиже Бог многа благодеяния человеком творит», отлучает от церкви тех, «иже мощи мучеников презирают, и не яко вещь святую с подобающею честию восприемлют» и повелевает полагать мощи святых в церквах, которые без них были освящены. 2) Поместный собор Гангрский предает проклятию тех, которые не почитают мест погребения мучеников. 3) Собор Карфагенский «повелевает раскопати жертвенники, в нихже не лежат мощи святых мучеников» (270 б –271 а ). (Гл. III). В-третьих, из свидетельств св. отцев церкви. Св. отцы церкви называли мощи святых источниками освящения и защитою от нападения вражия (271 а ). Как сами благоговели и пламенно желали видеть мощи святых (272 б –273 а ), так и говорили о их почитании (272 а ); в частности, – что мощи святых служат предметом почитания и прославления самих царей: они – гораздо почетнее гробов царских (273 а –274 б ); свидетельствовали, что тела святых могут быть так же действенны, как и души их (272 а ), так как в них заключается «сила некая и могутство» (там же). Как основания к почитанию св. мощей, отцы церкви приводили те доводы, что 1) мощи святых напоминают нам о страданиях и добродетельной жизни угодников Божиих и 2) служат жилищем Духа Св. и источниками чудесных благодеяний людям (275 а –276 б ). (Гл. IV) В-четвертых, – из повествований о чудесах, совершавшихся при св. мощах. Так, по свидетельству Епифания Кипрского , гробы пр. Исаии, Иезекииля и Иеремии были почитаемы особенно ради чудес, бывших по молитвам сих пророков. Св. Василий Великий и Григорий Назианзен говорят о чудесах при мощах мученицы Иулитты и св. Киприана (276 аб ). Церковные истории и жития святых упоминают также о торжественных перенесениях св. мощей из одних мест в другие и о различных чудесах, бывших при этом (276 б –277 б ). Известны также повествования о чудесах от мощей св. Апостола Варфоломея, св. Николая, святителя Мирликийского, Димитрия Солунского, Петра, митрополита Всероссийского и Феодосия Печерского (276 б –278 б ). Но протестанты не верят всем этим свидетельствам о чудесах, совершавшихся силою св. мощей. Не убедительны для них также и свидетельства об уважении и почитании, воздаваемом древними христианами телам св. мучеников, хотя протестанты и считают «свою сонмицу сообразну быти первенствующей Церкви» (278 б –279 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–263); 2) светильны воскресные и евангельския стихиры (263–268 об.); 3) светильны презднеителя (?), без конца (268 об.–269 об.). 170. Октоих , в четвертку, 361 л., полууставом XV в., в кожаном переплете. Листы: 1, 2, 11, 359–361 писаны полууставом XVII в. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви Воскресения Христова, что на Усть реки Глушицы». Состав: за службами восьми гласов следуют: 1) тропари воскресные восьми гласов (352 об.–355 об.), 2) троичны восьми гласов (355 об.–358 об.); 3) светильны «по вся дни» (359–361). 171. Октоих (1–4 гласы), в лист, 280 л.л., в два столбца, полууставом XV–XVI в.в., a 1–25 листы – XVII в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга глаголемая Октай домовая Введения Богородицы да Стефана Сурожского». Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–276); 2) пенья троичны, поемыя в Великий пост (276 об., не все); 3) светильны чрез вою седмицу (276 об.–277 об.); 4) светильны воскресные и стихиры евангельския (277 об.–279 – не все); 5) сиа катавасиа глаголют по вся воскресениа на полунощнице по каноне–творение кир-Григориа (279 об.); 6) молитва Святой Троице Марка инока, без конца (279 об.). 172. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, 404 л., полууставом XV–XVI в.в., в кожаном переплете. На л. 405 об. запись полууставом: «В лето 7013 (1505) списана бысть сия книга глаголемая осмогласник многогрешною десницею Ивашка Литохи Володимерова сына Коточиго месяца декабря 21 дня в преставленье Петра московского чудотворца при благочестивом князе Васильи Ивановичи всиа Руси при митрополите Даниле». Далее другим почерком: «А купил сию книгу Василей Никитин сын Румянцов, а положыл Великому воскресению в дом невозвратно и вы служытели хто станет по сем книгам пети Господа славити и вы священници хто будеть игумен или поп или дьякон и вы Бога ради помяните во своих святых молитвах грешного человека a вас Господь помянеть и помилуеть благодатью своею». На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга Октай Вологодского около городьи от церкви Димитрия Селунского что в Раменье».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

273 По всей видимости, речь идет об Эдессе, практически крупнейшем и древнейшем христианском центре Месопотамии. 275 Марк Аврелий Проб (232–282 гг.), родом из Паннонии (Сирмий), служил в армии, участвовал во многих войнах. В 276 г. был провозглашен войском императором. Он достиг выдающихся успехов в войнах против германцев, вандалов, персов. Проб принудил армию заниматься мирными строительными работами и был за это убит возмущенными солдатами. 276 Марк Клавдий Тацит родился ок. 200 г. в Интерамне, городе в Умбрии, области Италии. Он служил на гражданских должностях, а в 273 г. стал консулом. После смерти Аврелиана и длительного периода междуцарствия сенат провозгласил Тацита императором в 275 г. В период своего короткого правления Тацит успел разгромить готов в Малой Азии. Но Тацит был стариком, и после десяти месяцев правления он скончался в 276 г. 277 Анатолий родился в Александрии. В 264 г. он был рукоположен в пресвитеры епископом Кесарии Феотекном. Анатолий принимал самое активное участие в событиях антиримского восстания в Александрии (в 264–265 гг.; александрийцы выступили в поддержку царицы Зенобии), когда ему удалось спасти многих александрийцев, прежде всего христиан, от осаждающих город римлян. В 264 г. Анатолий отправился в Антиохию вместе с Евсевием, который был послан на собор против Павла Самосатского епископом Александрии Дионисием. Назад Евсевий уже не вернулся и стал епископом Лаодикии, города в Сирии. После смерти Евсевия в 268/278 г. Анатолий стал епископом Лаодикии. Самым ярким его трудом является трактат о пасхальном каноне с 19-летним циклом в основе, который Анатолий составил к 277 г. 278 Марк Аврелий Кар родился в Южной Галлии. При императоре Пробе он занимал должность префекта претория, а после смерти Проба был провозглашен императором легионами Реция и Норика в сентябре 282 г. Он также вел пограничные войны и одержал победы над германцами и сарматами на Дунае и над персами в Месопотамии, причем захватил столицу Ктесифон. Но во время похода Кар внезапно скончался в июле 283 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(прп. Нил Синайский , 74, 149). Источник. За предшествующими человекоугодием и тщеславием, конечно, следуют гордость, высокомерие и всякая срамная демонская страсть (прп. Нил Синайский , 74, 225). Источник. ...Бдение, и пост, и милостыню, и возлежание на голой земле, и прочие блага губит он ради ненавистного тщеславия и высокомерия... (прп. Нил Синайский , 74, 333). Гели кто из болезнующих злым недугом тщеславия хочет избежать рук зловреднейшего и злейшего полчища демонов, пусть наложит узду на собственные свои уста... (прп. Нил Синайский , 74, 334). Источник. ...Уловляемый тщеславием человек не может уже быть в мире ни с самим собой, ни с ближним... (прп. Нил Синайский , 74, 334). Источник. Смотри же, сын, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться тебе славы Божией... (прп. Нил Синайский , 74, 396). Источник. Тщеславие есть неразумная страсть и удобно примешивается ко всякому делу добродетели (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. ...Тщеславие прививается (прирастает) к добродетелям и не отстает от них, пока не отнимет от них всего значения (прп. Нил Синайский , 91, 277). ...Гроздь винограда, до земли спустившаяся или прилегшая к земле, легко загнивает; гибнет и добродетель, ко тщеславию прильнувшая (прп. Нил Синайский , 91, 277). Тщеславный монах – бесплатный работник – несет труд, а награды не получит (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. Воздержание тщеславного – дым из печи; и то и другое рассеивается в воздухе (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. Уныние расслабляет душевную силу, а тщеславие болезненного делает здоровым, старика более сильным, чем юноша, если только много свидетелей того, что делается: тогда легки и пост, и бдение, и молитва, потому что похвала многих возбуждает усердие (прп. Нил Синайский , 91, 278). Тщеславие есть подводный камень; если об него ударишься, погубишь груз (прп. Нил Синайский , 91, 278). Источник. На стогнах молиться советует тщеславие, но воюющий с тщеславием молится в клети своей (прп. Нил Синайский , 91, 278). Истинная добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестию – этой матерью зол (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010