Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ ДЕКАПОЛИТ († 750?), прп., исп. (пам. 28 февр., пам. зап. 27 февр.), жил в К-поле в 1-й период Исп. Василий Декаполит. Фрагмент гравюры «Святцы на февраль». XIX в. (ГЛМ) Исп. Василий Декаполит. Фрагмент гравюры «Святцы на февраль». XIX в. (ГЛМ) иконоборчества при визант. имп. Льве III Исавре. Подвизался в одном из К-польских мон-рей, был учеником и сподвижником исп. Прокопия Декаполита. За приверженность иконопочитанию вместе с Прокопием подвергся пыткам и был заточен в темницу. После смерти Льва III (741) продолжил богоугодную жизнь до своей праведной кончины. Возможно, происходил из обл. Десятиградие (Δεκπολις, в Заиорданье), однако в греч. синаксарях В. не назван Декаполитом, т. о. есть вероятность, что в рус. календарях он получил это прозвание по аналогии со своим учителем Прокопием. Жития В. Д. не существует, он упомянут в неизданном житии исп. Прокопия ( Efthymiadis S. La Vie inédite de S. Procope le Décapolite (BHG, N 1583)//AnBoll. N 108. 1990. P. 313-319). Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. Col. 493; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 407-408; ЖСв. Февр. С. 492-493; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 57. Лит.: Janin R. Basile (5)//DHGE. T. 6. Col. 1074; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 675; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 75. О . Н . Заец Гимнография Память В. Д. содержится в Типиконе Великой ц . IX-X вв., без богослужебных указаний ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 240). В Евергетидском кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423) и Мессинском 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 125) Типиконах 28 февр. указывается служба В. Д. с «Аллилуия». По Евергетидскому Типикону последование В. Д. соединялось с последованием сщмч. Протерия, в високосные годы оно переносилось на 29 февр. В Мессинском Типиконе память В. Д. указана вместе с памятью прп. Акакия Синайского , описание службы отсутствует. В Студийских Минеях выписывается только служба В. Д. ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 54).

http://pravenc.ru/text/150799.html

Согласно 2-му Житию, при еп. Гейдилоне (880-902) Е. явился знатной женщине по имени Текла и повелел ей открыть мощи, к-рые покоились справа от главного алтаря церкви в Бландене. После обретения мощей Текла скончалась и была похоронена в том же храме. От мощей Е. совершались многочисленные чудеса. В др. раз святитель явился вместе со святыми, почитавшимися в Турне,- священномучениками Никасием, еп. г. Ремы, и Пиатом, а также со святителями Амандом и Элигием Новиомагским. Вскоре после этого мощи Е. были торжественно перенесены в Турне (1 апр. 1064). Житие завершается рассказом о видении Е. и святителей Элигия и Айхарда Новиомагского канонику Генриху, в к-ром святые предсказали восстановление еп-ства Турне (после смерти Е. епископская кафедра была подчинена Новиомагу; кафедра в Турне восстановлена папой Римским Евгением III в 1146). Ок. 1260 г. францисканец Гвиберт составил 3-е Житие Е., к-рое отличается высокопарностью изложения и риторическими вставками. В нем приводится легендарный рассказ об основании Турнака по повелению рим. царя Тарквиния I Древнего (616-578 гг. до Р. Х.). Согласно Житию, Е. участвовал в крещении кор. Хлодвига I (481-511), к-рый якобы любил слушать его проповеди. Сохранилось также 4-е Житие Е. Оно было включено в состав Турнейского бревиария (ActaSS. Febr. T. 3. P. 206-208) и, вероятно, представляло собой сокращенный вариант 2-го Жития. В нем уточнялось, что рукоположение Е. совершил папа Римский Феликс III (II) (483-492), а еретиками, с к-рыми боролся святитель, были ариане и акефалы. В Турне мощи Е. были помещены в соборе Пресв. Богородицы. В 1-й пол. XIII в. для них изготовили раку из позолоченного серебра со скульптурными изображениями святителя и 12 апостолов. 25 авг. 1247 г. в присутствии папского легата Одона из Шатору и еп. Вальтера из Марви мощи были положены в раку, установленную первоначально перед главным алтарем собора. В наст. время рака святителя хранится в ризнице кафедрального собора в Турне, там же находится серебряный реликварий 1571 г. с главой Е. С кон. XI в. во время т. н. Турнейской процессии (крестного хода в память о спасении города от эпидемии) мощи каждый год выносят из храма. По традиции раку Е. несут жители Бландена.

http://pravenc.ru/text/189697.html

2417 Для Константинопольского (С. Theod. I. 6. 1): Bithynia, Paphlagonia, Lydia, Hellespontus, Insulae, Phrygia salutaris, Europa, Rhodope et Haemimontus cp. Mommsen, Strafrecht S. 283. 2432 Leonis ер. ad. Leonem imp. (1 sept. 457 Jaffe. nr. 301 Opp. ed. Ballerini I, 1305) Secundum illam fiduciam quam ex dei inspiratione universali ecclesiae praestitistis.... profiteremini in totius mundi pacem chalcedonensis synodi vos esse custodes. Leonis ep. ad Leonem imp. 1 dec. 457 Jaffe Nr. 309, Bal. I,1321. Cum enim clementiam tuam Dominus tanta sacramenti sui illuminatione ditaverit, debes incunctanter advertere, regiam potestatem tibi non ad solum mundi regimen, sed maxime ad ecclesiae praesidium esse collatam. cf. Leon. ep. Jaffe, Nr. 317 Ball. I 1344 и Jaffe Nr. 318 Ball. I 1353. 2433 Leonis ep. ad Leon. imp. Jaffe, Nr. 309, Sacerdotalem namque et apostolicum tuae» pietatis animum etiam hoc malum ad justitiam ultionis debet accendere... cf. Leon, ad Marcian. Imp. (4 mart. 453) Jaffe Nr. 269 Ball. I, 1199. 2434 Theodoret. Historia ecclesiastica ed. Gaisford. Oxford. 1854 – Theod. h. e. V, 37, русс. nep. С.-Петербургской духовной академии СПБ. 1851 стр. 370. 2447 Nic. с. 4. 5. 6 fin. Гидулянов. Митрополиты в первые три века христианства. Москва. 1905 стр. 263 и сл. 345 и сл. 2451 H. Richter D. Weström. Reich. bes. unter d. Kaisern Gratian n. S.W. S. 269 ff. 492 f. cp. Rauschen, Jahrb. S. 30. 38. 47. 119. 126 f. 2460 С. Theod. XVI, 2, 23. подр. см. H. С. Суворов, Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов. Москва. 1906 стр. 266 и сл. 2463 См. законы об актерах С. Theod. XV, 7, 1 – 9, которые однако доказывают на неприменяемость эдикта Грациана. 2465 С. Theod. XVI, 10. 20: Ambros. ер. 17. 18. Summachi Q. Aurei, quae supersunt omnia, ed. Otto Seeck Berol. 1883 ep. X, 61. 2467 Schultze V. Gesch. d. Unterg. Bd. 1. S. 225 f. Буасье. Падение язычества, стр. 413 – 415 и сл. 2474 Cod. Theod. XVI, 1, 2 (380 Febr. 27). Imppp. Gratianus, Valentinianus et Theodosius AAA. edictum ad populum Urbis Constantinopolitanae. Cunctos populos, quos clementiae nostrae regit temperamentum, in tali volumus religione versari, quam divinum Petrum apostolum tradidisse Romanis religio usque ad nunc ab ipso insinuata declarat quamque pontificem Damasum sequi claret et Petrum Alexandriae episcopum virum apostolicae sanctitatis, hoc est, ut secundum apostolicam disciplinam evangelicamque doctrinam patris et filii et spiritus sancto unam deitatem sub parili maiestate et sub pia trinitate credamus. Hanc legem sequentes Christianorum catholicorum nomen iubemus anplecti, reliquos vero dementes vesanosque iudicantes haeretici dogmatis infamiam sustinere nec conciliabula eorum ecclesiarum nomen accipere, divina primum vindicta, post etiam motus nostri, quem ex caelesti arbitrio sumpserimus, ultione plectendos. Dat. III Kal. Mars. Thessol: Gratiano a. V. et Theodosio A. I conss.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

    Муч. Анания и дружина. Мученические подвиги сих святых сокращенно описаны в Прологе. В Деяниях св. (Febr. III, р. 492) есть более пространное описание их страданий, извлечение из коего предлагается здесь. Анания, от младенчества благочестивый и преданный чтению Книг в отроческом возрасте; народом насильно сделан диаконом, а потом вскоре пресвитером еще в юности. В гонение Диоклитианово, по доносу одного идолопоклонника, представлен судия и после убеждений и угроз, проповедав о Христе всенародно, осмеивает языческих богов в храме, дуновением испровергает идолов и самый храм разрушает, по заключении в темницу на 7 день удостаивается явления Христова, а на 12 день Духа св. в виде голубя; после сих видений темничный страж Петр обращается ко Христу и оба представляются новому правителю, который приказывает положить, Ананию на сковороду раскаленную, после того тело его строгать и посыпать солью, а Петра положить на горячие уголья, затем они заключены в горящую баню, но чрез три дня найдены невредимыми, причем обратились 7 воинов, которые были жестоко биты плетьми, потом все 9 человек брошены в огонь, но, при явлении св. Духа в виде голубя, остаются невредимы, Анания предается диким зверям, но остается цел, наконец все утоплены в море, на пути в которому Анания крестил 7 воинов, но тела их выбрасываются на берег, погребаются христианами и точат исцеления. Вообще по древним мартирологам Анания не спасается чудесно, а подвергается с другими утоплению в Финикии.     Трус. В месяцеслове Василия сказано, что сие землетрясение было 26 января в последнее время царствования Феодосия Младшего. Это по историкам было в 447 году. Во второй редакции месяцеслова Василия на славянском языке говорится, что трус продолжался 9 месяца (точнее 4) и кончился 26 января; следовательно начало его восходит в 25 сентября, в который день также в месяцесловах показан трус при Феодосии Младшем с историею о чудесном происхождении песни: Трисвятого). См. 25 сентября. 28     Св. Еврем Сирин. К точному определению года кончины св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ianuar 29 w wieczor wyiechaem iz Sucka z P. Dmitrem Okuliczem kupcem Berezianskim. Febr 5 przyiachaem do Berezny. Febr. 6 przybyem do monastera Maxakowskiego. Do Baturina przybytem (февраля 15 дня) w sobot przed niedziel, блудного сына, gdzie ad Illustrissimo gratissime susceptus у mieszkam przy ascie jego msa huc usq… Anno 1680. Febr 21 od welebnych O. O. Kyrilskich przyby w Baturin O. Меркурий ad illusmrissimu с litteris proszc mie na ihumistwo у do mnie си electione od calego monastera, ktorego 23 Odprawiano. Decembr 16 на пророка Аггея з середы на четверг указалася на небе барзо великая комета и тривала (sic) ако за Богоявленье (л. 9–10). В конце диария начинает преобладать малорусская и даже великорусская речь. Рукопись предполагается нами к изданию целиком. 1307 Яросл. Епарх. Вед. 1863, 8, стр. 71–72, и перепечатано в Вологодских Епарх. Известиях 1865, 1, стр. 38. 1311 Рук. Титова 100, л. 58 об. В польской рукописи И. П. Б. О. XIV. 9 мы находим вирши довольно близко подходящие к плачу, но в них, как и в других произведениях того же рода излишек риторичности. В библиотеке святителя было какое-то Carmen de passione Christi. Некоторое сходство есть и со словом Кирилла Туровского в похвалу Иосифу. (М. И. Сухомлинов Рукописи гр. А. С. Уварова. Спб. 1858, стр. 26). 1312 И. П. Б. Погодина 1579, л. 92–93. Соч. I, 264. Против печатного прибавлено: «Поклонение Пречистым Тайнам Христовым, чти пред святым причащением. Приняв в руце Тело Христово, помяни час смертный, благотворящую Кровь, ужаснися человече, зря, огнь бо есть, недостойныя попаляя. Божественное тело и обожает мя, и питает: обожает дух, ум же питает странно». Из слов напечатанных курсивом, видно, что дело идет о причащении священнослужителей. Нельзя не заметить что печатное издание сочинений здесь особенно небрежно выполнено: части одного сочинения, видимо чернового, названы здесь разными названиями и перепечатаны подряд с первого попавшегося сборника. 1313 Моск. Арх. М. И. Д. 397 (848) л. 48. Память царевича 15 мая и 3 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

См. Statutl organic. Suplement, стр. 62. 32 По решению обыкновенного конгресса 1874 г., проторпесвитерские собрания уполномочиваются избирать запасных членов в протопресвитерский стол, где потребует того нужда, о чем и сообщается к сведению епархиальной консистории. См. Statutul organic. Suplement, стр. 60. 34 Протопресвитер или две трети членов могут возбудить вопрос и о созвании чрезвычайного протопресвитерского собрания для решения какого-нибудь важного церковного, школьного или имущественного вопроса. Об этом должна быть извещена и епархиальная консистория. 39 Конгресс 1878 г. издал строгое постановление, которым запрещаются подкупы, соблазны и все вообще безнравственные средства при выборах кандидатов на места священнослужительские и учительские. Виновные в злоупотреблениях соискатели исключаются из числа кандидатов на искомое место, а в случае повторения, и совсем навсегда исключаются из кандидатов на какое бы то ни было служебное место при церкви. См. Statutul organic. Suplement, стр. 61. 41 По решению конгресса 1878 г., в составлении списка кандидатов принимает участие приходское собрание под председательством обыкновенным, но протопресвитер должен находиться на лицо для личных переговоров с собранием и занимает в собрании почетное место с правой стороны от председателя. См. Statutul organic. Suplement, стр. 62. 44 Так, в 1882 году (во второй половине апреля) народно-церковный конгресс, собравшийся в Сибинье (Германштадте) решил основать пенсионный фонд для духовенства, назначить определенную плату приходским священникам, определить точнее качества кандидатов на протопресвитерские места и др. Archiv für kath. Kirchenrecht. Bd. XLIX. Ср. Преосв. Никодима Милаша «Прав. церк. право», стр. 164, прим. 45 У нас есть под руками еще некоторые печатные протоколы – епархиальных собраний (напр.: Protocolu siedintielor sinodului eparchial din diecesa rom. gr. or. a Karansebesiului tienut in Anul 1883. Lugos 1883), протопресвитерских собраний (напр.: Din actele sinodului protopresbiteral al Sibiiului 28 febr. 1884. Sibiiu 1884. Din actele sinodului protopresbiteral al Sibiiului 10 maiu 1885. Sibiiu 1885. Din actele sinodului protopresbiteral al Sibiiului 25 febr. si 11 mart. 1886. Sibiiu 1886 и др.) и пр., которые однако не изменяют главной сущности «Органического устава». Читать далее Источник: Пальмов И.С. Основные черты церковного устройства у православных румын в Австро-Угрии//Христианское чтение. 1898. 6. С. 873-910.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/os...

Остаётся ещё одна существенная просьба: высылать мне ежемесячно подробный отчёт о расходах и об успехе работ, что необходимо для контроля Министерства Двора. Пожелав Вам полнейшего успеха в начинаемом важном деле, прошу Вас не оставить Вашими молитвами и благословением глубоко Вас уважающего и искренно преданного. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 53–54. 144. Выписка из письма начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М. П. Степанову Иерусалим, 7 мая 1886 г. Копия. В Гефсимании нашей идёт дружная и спешная работа. Всех рабочих рук наберётся человек 70. За лето энергичный архитектор обещает довести дело до половины, а будущим летом и покончить всю постройку. Соответственно спешному ходу работ требуется и поспешная значительными количествами расплата за неё. Придётся, по слову архитектора, уплачивать одним каменотёсам по 100 золотых в неделю. А потому благоволите, Ваше Превосходительство, не замедлить распорядиться высылкой сюда достаточного запаса денег. Я, со своей стороны, поставлю в обязанность себе поставлять Вам помесячные отчёты в расходовании доверяемых мне сумм, а равно и фотографические снимки возводимых частей здания. Обещанные Вами упрощённые чертежи фасадов церкви ещё не получены. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 75–75 об. 145. Выписка из письма консула в Иерусалиме Д. Н. Бухарова секретарю ППО М. П. Степанову Иерусалим, 28 мая 1886 г. Копия. Вчера получил телеграмму о высылке денег на храм в Гефсимании. Спасибо Вам за это; работы идут превосходно и теперь, имея средства, пойдут ещё лучше. На чудном месте воздвигается памятник, достойный царской семьи и славы России. Каждый месяц будете получать графический отчёт о ходе работ. Католики раздирают на себе ризы от досады. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 492, л. 76. 146. Выписка из письма консула в Иерусалиме Д. Н. Бухарова секретарю ППО М. П. Степанову Иерусалим, 2 июля 1886 г. Копия. Посылаю также сегодня графического отчёта Гефсиманской церкви с обозначением хода работ к 20 июня. К осени окончим, может, всё здание вчерне. Работа, во всяком случае, кончится, и мы сделаем всё возможное к приезду Великого Князя. Ради Бога, поддержите его намерение посетить Палестину. Это необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Хр.) и сумму разделить на 15; остаток и будет означать номер индикта; если не будет остатка, то это означает индикт 15-й 340 . Напр. упомянутый выше 14-й индикт Феофана, когда умер Зенон, отвечает, как показано, 491-му году Дионисиевой или нашей эры; руководясь формулой Дионисия, этот индикт можно было бы отыскать, если бы он и не был означен у Феофана: 491 + 3=494 : 15=остаток 14. Начало индикта было вместе и началом года – 1-е сентября. В таком виде индикты известны из обозначения их византийскими императорами и всеми авторами, составляющими Corpus Scriptorum historiae Byzantinae 341 , почему хронологи называют такие индикты греческими в отличие, напр., от так называемых папских и пр. И Феофан знает только такого рода индикты. Само собою понятно затем, что приведенная формула Дионисия пригодна не только для отыскания индикта, когда известен год, но и для отыскания года, когда известен индикт. Правда, в последнем случае приложение этой формулы ограничено: так как индикты чрез 15 лет повторяются снова, то, чтобы определить год посредством индикта, нужно знать, по крайней мере, десятилетие столетия, к которому приурочивается 15-ти летний круг индиктов. Тем не менее, приложение это очень важно: допустим, напр., что в науке идет спор о том, к какому году приурочить смерть императора Зенона: к 492-му или 491-му? Если основания для принятия того и другого года одинаковы, то указание на 14-й индикт непременно покажет истинность одной даты и явную ложность другой. В нашем примере 492-й год нужно было бы отвергнуть, потому что 492 + 3 : 15=остаток – индикт 15-й, а не 14-й. В видах разъяснения таких странностей в науке явилась гипотеза, что в эпоху Исаврийской династии у греков был особый способ летосчисления. Творцы этой гипотезы – ученые юристы Цахариэ и Геймбах. Случай, натолкнувший их на эту гипотезу, был следующий 344 . Один законодательный памятник эпохи Исаврийской династии, именно эклога (κλογ) – Льва Исаврянина и Константина Копронима, датирован 6248-м годом от сотворения месяцем мартом 9-го индикта 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Полностью сохранились 42 письма и фрагменты 49 др. писем, 6 трактатов, из к-рых 3 посвящены акакианской схизме («Gesta de nomine Acacii vel Breviculus historiae Eutychianistarum», «De damnatione nominum Petri et Acacii», «De anathematis vinculo»), один - ереси пелагианства («Dicta adversus Pelagianam haeresim»), еще один - ересям несторианства и евтихианства («De duabus naturis in Christo adversus Eutychem et Nestorium»), а 6-й направлен против луперкалий («Adversus Andromachum senatorem ceterosque Romanos, qui Lupercalia secundum morem pristinum colenda constituebant»). Папе Геласию приписывается составление " Декрета о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах " . Окончательная редакция этого каталога, получившего имя Геласия, относится к началу VI века. Также Геласию ошибочно приписывается авторство «Sacramentarium Gelasianum» (см. Сакраментарий Геласия ). Публикации PL. 59. Col. 9-190; CSEL. Vol. 35. P. 357-468; Epistolae Romanorum Pontificum genuinae a S. Hilaro usque ad Pelagium II/Ed. A. Thiel. Brunswick, 1868. T. 1. P. 285-613; Lettre contre les lupercales et dix-huit messes du sacramentaire léonien/Éd. G. Pomarès. P., 1959. Литература LP. Vol. 1. P. 255-257; PL. 59. Col. 13-24; Jaffé. RPR. Bd. 1. P. 83-95; Löwenfeld S. Epistolae Pontificum Romanorum ineditae. Lpz., 1885. P. 1-38; Gönther O. Epistulae imperatorum pontificum aliorum//CSEL. Vol. 35. P. 218-233; Sacramentarium Gelasianum/Ed. A. H. Wilson. Oxf., 1894; Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis/Hrsg. v. Ernst v. Dobschötz. Lpz., 1912. Pichler A. Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident. Münch., 1864. Bd. 1. S. 74-80; 1865. Bd. 2. S. 639-650; Roux A. Le pape S. Gélase I: Étude sur sa vie et ses écrits. Bordeaux; P., 1880; Kissling W. Das Verhältnis zwischen Sacerdotium und Imperium nach den Anschauungen der Päpste von Leo dem Grossen bis Gelasius I. Paderborn, 1920. S. 123-150; Grzelak W. Nauka papie a Gelazja I o Autorytecie Stolicy Apostolskiej: Przyczynek do historii prymatu i polityki papieskiej. Pozna , 1922; idem . Nauka chrystologiczna papie a Gelazja. Lw ów, 1925; Koch H. Gelasius im kirchenpolitischen Dienste seiner Vorgänger, der Päpste Simplicius (468-483) und Felix III. (483-492): Ein Beitr. z. Sprache des Papstes Gelasius I. (492-496) und früherer Papstbriefe. Münch., 1935; Dvornik F. Pope Gelasius and Emperor Anastasius I//BZ. 1951. Bd. 44. S. 111-129; Ensslin W. Auctoritas und Potestas: Zur Zweigewaltenlehre des Papstes Gelasius I.//Hist. Jb. 1955. Bd. 74. S. 661-688; Ullman W. Gelasius I (492-496). L., 1979.

http://drevo-info.ru/articles/13676581.h...

3 Кареев Н. Указ. соч. С. 194. В Римской истории из Понтиев известны еще Понтий Аквила, участник убийства Юлия Цезаря в 44 году до Р. Хр., Понтий Телезин, самнитский вождь и др. ( Лопухин А. П. Библейская история Нового Завета. СПб.: Репринт, 1895. С. 492). 5 Лопухин. А. П. Указ. соч. С. 491–492. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, предполагает, что Понтий назывался Pilatus, возможно, потому что он «начальствовал когда- нибудь над воинами, вооруженными pilis, которых называли пилатами, или потому, что он за какое-либо отличие награжден был таким оружием, каковая награда была в обыкновении у римлян» (Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Иисус Христос на суде у Пилата. Сочинения. Т. 6. СПб., б. г. С. 348). А. П. Лопухин отмечает, что на чрезвычайно доходное место прокуратора Пилат попал, благодаря протекции свирепого и до ненасытности честолюбивого временщика Сеяна, влиятельнейшей фигуры при императоре Тиверии (14–37 гг). Можно думать, что такой исключительной протекции он был обязан тем своим качествам, которые делали из него в миниатюре второго Сеяна . ( Лопухин А. П. Указ. соч. С.100:492). «Обстановка, в которой жили римские принцепсы (принцепс – первый из сенаторов – титул императора Рима.– В. Б.) была поистине тяжелой и кровавой. Лучший из первых четырех приемников Августа – Тиверий, и без того озлобленный и подавленный холодно-враждебным к нему отношением Августа, после его смерти сразу очутился в необычайно сложном и трудном положении. Рядом с ним стояла властная фигура вдовы Августа Ливии, которой он был обязан властью. Масса окружавших его деятелей эпохи Августа, вся аристократия Рима были ему враждебны. Они не любили его за его гордость, сдержанность и холодность и не признавали за ним права на власть. Зная его нежелание передать власть усыновленному им против его воли Германику в ущерб правам его сына Друза, оппозиция возвеличила этого обаятельного человека и создала ему славу чуть ли не героя. Совершенно невыносимой стала жизнь при дворе, когда Германик, посланный управлять Востоком, умер. Смерть его, вероятно, была естественной, но в естественные смерти молодых людей в это время никто не верил. И жена Германика – Агриппина, и его дети, и население Рима были уверены, что Германик пал жертвой преступления, нити которого были в руках Тиверия и Ливии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010