563, изд. " Academia " , 1928. 52 Шonehrayэp.Parerga und Paralipomena, т. 1. См. мою книгу " Мир как органическое целое " , стр. 142 с. 53 Собр. соч., изд. Гершензона, II, 290. 54 Л.Толстой.Казаки, гл. III. 55 Иоанн Скот Эриугенаговорит, ссылаясь на св. Григория Богослова,что злоба ограничена, и потому, исчерпав ее до предела, грешник рано или поздно повернет на путь добра, так что в конце концов ни в ком не останется зла (De divisione naturae, кн. V, 26). Эта надежда на всеобщее спасение может быть, обоснована не на теории законосообразной эволюции, а на ожидании свободногообращения к добру существ, испытавших гнусность зла и осудивших свое поведение. 56 О неизбежном трагизме греховной жизни см. Б.Вышеславцев.Сердце в христианской и индийской мистике. YMCA-press. Париж, 1929. 57 M.Scheler.Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik, стр. 219 с; см. также другие соображения Шелера против этического релятивизма и скептицизма, стр. 306-320. 58 Heyde.Wert, 186 с. 59 См. учение Н.Гартманао наличии двух законов предпочтения: о предпочтении ценности в зависимости от ее высоты и предпочтении ценности в зависимости от ее силы, разумея под словом " сила ценности " тягость Unwert " возникающего при неисполнении ее (Ethik, стр. 553). Малоценности (обесценивания) (нем.). 60 Der Formalismus in der Ethik... стр. XI, 64 е., 261-263. 61 См. об интуитивизме в гносеологии введение в мою " Логику " . 62 См. также учение Н.Гартмана в его " Ethik " (1-е изд.) о том, что познавание ценностей есть теоретическаядеятельность не в меньшей степени, чем знание о пространстве, стр. 135. 63 Н.Гартман, например, говорит, что ценность есть сила, благодаря которой бытие теряет равновесие и устремляется за пределы себя самого, tendiert über sich hinaus, стр. 172. См., однако, стр. 701, где Н.Гартман говорит, что ценности не имеют силы, что 64 См. об этом мою книгу " Свобода воли " . 65 О волюнтаризме в психологии см. мою книгу " Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма " . В ней начальное звено действия, стремление, рассматривается, как предвосхищение цели, связанное только с чувством удовольствия или неудовольствия; поправка, вносимая мною теперь в это учение, состоит в указании на то, что рядом с этими чувствами нужно поставить еще бесчисленное множество других чувств (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Так, Шимеон бен-Лакиш (около 260 по Р. X.) в своем толковании на книгу Бытия объясняет 1, 2 в апокалиптическом смысле: toh обозначает Вавилон, boh – мидийское царство, – эллинское, ткнт – римское, a rah йlohim (дух Божий) – Мессию (ср. Dalman, Worte Jesu, 248). Как ни искусственно такое толкование, оно показывает, что до позднейших времен апокалиптическая мысль держалась традиционных идей. 413 The testament of Abraham ed. by James (в Texts and Studies Робинсона II, 2, 1892); про Авраама сказано σ γρ ξ ρχς ποησας ατν λεεν ψοχς πντων νϑρπων (109, 7) ср. Б. 18. Ср. стр. 148 сл. из «Завета Исаака». 414 Philo, De exsecr. 9, ср. IV Макк. 6, 29 и 17, 21; Ен. 22, 12 и др.; о Талмуде ср. Weber 287, 314. 415 Ср. Пс. 129, 8 с Мф. 1, 21. 416 Just Dial, cum Tryph. (ed. Oehler), 89–90. 417 См. Baldensperger, Selbstbew. Jesu, 145–152. 418 Ср. Schьrer II, 553 сл. Dalman, Worte Jesu, 245. Он же посвятил этому предмету специальную книгу Der leidende und d. sterbende Messias im ersten nachchristlichen Jahrtausend, 1888, 1–26. 419 Хорошо высказывается по этому поводу сам Штраус: «dass bei einer Persцnlichkeim von so unermesslicher geschichtlicher Wirkung, wie sie bei Jesus vor Augen liegt, von Anbequemung, von Rollespielen, gleichsam von irgend cinem leeren, nicht mit der treibenden Idee ausgefьllmen Raume im Bewusstsein nicht die Rede sein kann, dass bei einer solchen Persцnlichkeim jeder Zoll Ueberzeugung gewesen sein muss» . (У Holtzmann " a N. T. Theologie I, 345); в издании, бывшем у меня под руками, я этого места не нашел. 420 Baldensperger, Das Selbstbewusstsein Jesu im Lichte d. messian. Hoffnungen seiner Zeit (1892). 421 Holtzmann, Lehrbuch d. Neutestam. Theologie, I (1897), 278 сл., где приведены мнения различных ученых об этом вопросе. Особенно резко высказывается Meinhold, Jesus und das Alte Testament (1896), ст. 98 сл. 101: er ist nicht der Messias und wollte es nicht sein , Ehrhardt, d. Grundcharakter d. Ethik Jesu (1895) 103, и др. 422 Ср. Dalman, Die Worte Jesu, 234: «Помазанник Ягве», «Мой» или «Его» помазанник. Просто «Мессия», как сокращенная общеупотребительная форма, помимо Н. З. впервые встречается в IV Ез. 7, 28 и 12, 32. 423

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

M.Wundt. Geschichte der griechischen Ethik, Bd. 1 — 2, Lpz. 1908 — 1911; E.Howald. Ethik des Altertums, Munch. 1926; M.Hoffmann. Die ethische Terminologie bei Homer, Hesiod u. d. alt. Elegikern und Jambographen, Tubing. 1914. O.Dittrich. Geschichte der Ethik. Die Systeme der Moral vom Altertum bis zur Gegenwart, Leipz., 1926; R.Schaerer. La morale grecque dans Homere. (Revue de Theologie et de Philosophie Lausanne, 1934); E.Schwartz. Die Ethik der Griechen, hrsg. von Will. Richter, 1951; F.Wagner. Der Sittlichkeitsgriff in der antiken Ethik, Munster, 1928, J.Burnet. Nomos and physis in Greek ethics (Essays and Addresses with a memoir by Charnwood, Lond., 1929); F.Heinimann. Nomos and Physis. Herkunft und Bedeutung einer Antithese im griechischen Denken des 5 Jahrh. Basel, 1945; D.Levi. Il concetto di cairos e la filosofia di " Platone (Rendiconti della r. Academia dei Sincei, 1924, 92 — 118); Hoffmann. Lebensfreude und Lebensfeier in der antiken philosophie (Humanistisches Gymnasium, 1927, 23); S.Kierkegaard. Der Begriff der Ironie mit standiger Rucksicht auf Sokrates, Munch., 1929. J.A.K.Thomson. Irony, an historical introduction, Cambr., 1927. H.I.Mette. MCden agan, Munch. 1933. M.F.Greindl. Zum Ruhmes–und Ehrbegriff bei den Vorsokratikern (Rheinisches Museum, 1940, 216 — 228); J. chmidt. Ethos, Beitrage zum antiken Wertempfindung, Lpz., 1941; H.M.Kallen. Art and freedom I — II, N. Y., 1942; C.Mason. The ethics of wealth in early Greek thought (Harward Studies in class. Philol. Cambr., Mass. LVI — LVII, 1947, 251 — 252 — резюме диссертации). 12. Эстетика, логика и диалектика W.A.Heidel. The logik of the Pre–socratic philosophy, Chicago, 1903, 203 226; E.Hoffmann. Die Sprache und die archaische Logik, Tubing, 1925; A. Szabo. Beitrage zur Geschichte der griechischen dialektik, Acta antiqua Acad. scienc. Hung, t. I, fasc. 3 — 4, 1952, 377 — 406; G.Calogero. Una nuova concezione della logica prearistotelica (Giornale critico della filosofia Italiano, VIII 1927, 109 — 422); E.Dupreel. Sur les origines de la dialectique (Dialectica, I 1947, 367 — 370); R.Schaerer. La prehistoire de la dialectique et du syllogisme d " apres Homere et les Suppliantes d " Eschyle (Revue de M(taphysique et de Mor., 57, 1952, 205 — 312).

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

24. " Religion " als Thema Evangelischer Theologie. Zur religionstheoretischen Bedeutung einer konfessionellen Disziplin, in: Neue Zeitschrift für Systematische Theologie und Religionsphilosophie 43 (2001), S. 253-264. 25. Weder ‘Kirche zweiter Klasse’ noch ‘kanonisierter Subjektivismus’. Für einen selbstbewußten Protestantismus im ökumenischen Diskurs, in: Jenseits der Einheit. Protestantische Ansichten der Ökumene, hg. von Friedrich Wilhelm Graf und Dietrich Korsch, Hannover 2001, S. 149-179 (→ I.5). Rez. des Aufsatzes: Johann Hinrich Claussen, unter dem Titel: Fetisch Einheit. Ökumene mit Kontrasten, in: Frankfurter Allgemeine Zeitung, 15. Mai 2002 (111), S. N 3. 26. Über Gewißheit und Zweifel - im Gespräch mit Paul Tillich. Die religiöse Bedeutung skeptischer Reflexion, in: Subjektiver Geist. Reflexion und Erfahrung im Glauben, hg. von Klaus-M. Kodalle und Anne M. Steinmeier (Festschrift für Traugott Koch), Würzburg 2002, S. 167-185. 27. Docta ignorantia oder: Die Freiheit des Endlichen. Theologische Überlegungen zu aktuellen Fragen der Bioethik, in: Zeitschrift für Evangelische Ethik 46 (2/2002), S. 86-108. Rez. des Aufsatzes.: Edgar Thaidigsmann, unter dem Titel: Bioethik zwischen Biologismus und Spiritualismus, in: ethik-report (PH Weingarten) 8/2003, S. 12-15. 28. Das Religionsrecht und die Dialektik der Freiheit, in: Zeitschrift für Theologie und Kirche 100 (2003), S. 64-89 (→ I.5). 29. Konfessionsbündische Unübersichtlichkeit oder unevangelische Zentralisierung? Überlegungen zum Begriff der Kirche und des Kirchenrechts anläßlich der Organisationsdebatte im deutschen Protestantismus, in: Zeitschrift für Evangelische Ethik 47 (2003), S. 136-152 (→ I.5). 30. Zwischen Innen und Außen, Relativem und Absolutem. Dimensionen des Religionsbegriffs, in: Kerygma und Dogma 49 (2003), S. 180-209 (→ I.5). 31. Die Würde des Menschen in bioethischen Konflikten, in: Stammzellforschung. Debatte zwischen Ethik, Politik und Geschäft, hg. v. S. Albrecht, J. Dierken, H.Freese, C. Hößle, hamburg university press 2003, S. 25-42 (=II.2).

http://bogoslov.ru/person/2422937

2750 Cremer, Biblisch.-theologisches Wörterbuch der Neutest. Gräcität, Gotha, 1895, 8 Aufl.; L. Schmidt, Die Ethik der alten Griechen, I–II B., Berlin, 1882; Schmidt, Synonymik der griechischen Sprache, Lpz. 2776 Weber, Jüdische Theologie auf Grund d. Talmud und verwandter Schriften, 2 Aufl., Leipzig, 1897.   Lazarus, Die Ethik des Judentums, Frankfurtam. Μ. 1899. Hamburger, Real-Encyclopädie für Bibel und Talmud.   Глубоковский, Благовестие св. Апостола Павла, С-Петербург, 1897. 2784 Слово и в св. Писании Ветхого Завета имеет значение не только праведности, но и милости. У 70 оно переводится не только через δικαιοσνη, но и чрез λεημοσνη или чрез λεος, точно так же, как и (милость) переводится не только через λεημοσνη (и λεος), но и чрез δικαιοσνη. Иногда δικαιοσνη 70-ти в Гекзаллах переходит в λεημοσνη и наоборот. Даже в различных кодексах мазоретского текста эти выражения смешиваются. Очевидно, смысл слова колебался между праведностью и милостью (Hatch, Essays in Biblical Greek Oxford, 1889, 49–50), что и сказалось на учении раввинов о добрых делах и их отношении к праведности. 2805 Siegfried, Philo von Alexandria, als Ausleger des Alten Testaments, Jena, 1875; Lutterbeck, Die Neutestamentlichen Lehrbegriffe. Ein Handbuch für älteste Dogmengesch. und system. Exegese des n. T. B. I., Mainz, 1852; Μ.Д. Муретов, Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историч. развитием идеи Логоса в греческой философии, В. II. 2817 И в раввинской литературе закон признается основанием мира; та же мысль проводится и в 4Мак.5:24 (Siegfried, 156:257). 2828 Ср. πστις ερ κα συλος (Quis rerum divin. her. sit. III, 25) ερ λυχνς, ερ σκην (Quaestiones philoneae, Grossmann, 61). 2838 Учение о «жизненных духах» (spiritus animales) является общепринятым не только во времена Бэкона, но еще и гораздо позднее его. Но Бэкон принимает сверх того средневековое учение о присутствии духов не только в живых и одушевленных, а и во всех, даже неодушевленных телах. «Omne enim tangibile apud nos continet spiritum invisibilem eique obducitur atque eum quasi vestit» (N. O., II, 40; cp. ibid. aph. 7; lib, I, aph. 50 и др.; Historia vitae et mortis, Works by S. E. H., vol. II. p. 213). На ряду с этим Бэкон признает также spiritus vitales или animales, которые в одушевленных телах существуют независимо от spiritus mortuales (Hist. vitae et mortis, 1. c., p. 214). Все эти «духи» Бэкона, подобно «жизненным духам» Декарта, Гоббса, Локка, Юма и др., имеют материальную природу (как впрочем и в средние века): «духи» неодушевленных вещей приближаются по своей субстанции к воздуху, «духи жизни» – к пламени (Hist. vitae et mort., с., р. 216), или, как еще выражается Бэкон, spiritus vitalis sit tanquam aura, composita ex flamina et aëre. (Ibid., p. 215).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

69 . От профессора Академии В. Ключевского – его книга: Боярская дума древней Руси. Издание 3-е. Москва, 1902. Два экз. 70 . От профессора Академии В. Соколова – книги: а) Поездка в Рим. Сергиева Лавра, 1902. Три экз., и б) Гладстон, Рим и папа. Сергиева Лавра, 1903. Три экз. 71 . От бывшего проф. Академии И. Татарского – книги: а) Библиа. Москва, 1663; б) Mosheim, Heilige Reden, s. t.; в) Кулиш, Записки о южной Руси, том 2-й. СПб. 1857; г) Stöckl, Geschichte d. Philosophie d. Mittelalters, 1-er Band. Mainz, 1864. 72 . От профессора Академии H. Заозерского – его книги: —288— а) Церковная юрисдикция в брачных делах? Сергиев Посад, 1902, и б) Номоканон Иоанна Постника . Москва, 1902. Два экз. 73 . От профессора Академии А. Голубцова – его Чиновники Холмогорского собора. Москва, 1903. 74 . От профессора Академии А. Спасского – книги и журнал: а) Fouard, S. Paul, ses dernières années. Paris, 1897; б) Diels, Sibyllinische Blätter. Berlin, 1890; в) Elissen, Analekten, 1-er Theil. Leipzig, 1855; r) Deutsche Zeitschrift für Geschichtswissenschaft, 1892, 4-es Heft. 75 . От профессора Академии С. Глаголева – его брошюра: Бессмертие прошедшего. Сергиева Лавра, 1903. 76 . От профессора Академии Μ. Тареева – его книги: а) Уничижение И. Христа. Москва, 1901; б) Цель и смысл жизни. Москва, 1902; в) По вопросам гомилетики. Сергиева Лавра, 1903. Два экз.; г) Жизнь и учение Христа, ч. 1-я. Сергиева Лавра, 1903. Два экз. 77 . От профессора Академии И. Попова – книги и брошюры: а) Саго, Problèmes de morale sociale. 2-me éd. Paris, 1887; б) Uhlhorn, Schleiermachers Entwurf einer Kritik d. bisherigen Sittenlehre. Lpz. S. а.; в) Gaspar, Über die christl. Liebe. Luxemburg, 1881; r) Muff, Schöne. Halle, 1888; д) Krüger, Zur Kritik d. Herbartschen Ethik. Chemnitz, 1886; e) Pfleiderer, Geulinx als Hauptvertreter d. okkas. Metaphysik. Tübingen, 1882; ж) Bergmann, Ueber d. Utilitarianismus. Marburg, 1883; з) Kober, Mitleid. Lpz., s.a.; и) Fischer, Glaube an die Unsterblichkeit. Gotha, 1884; i) Paszkowski, Bedeutung d. theol. Vorstellungen für die Ethik, Berlin, 1891;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

к) Hohlfeld, Über Herbart’s praktische Philosophie. Neuwied, 1877; л) Heinze, Sittenlehre d. Descartes. Leipz. 1872; м) Kaftan, Sollen und sein. Lpz. 1872; н) Lülmann, Amor dei bei Spinoza. Iena, 1884; о) Kühn, Practischen Ideen Herbarts. Lpz. 1894; п) Grosz, Socialen Principien des Christenthums. Aacheu, S.a.; p) Exner, Moral als Waffe im Kampf ums Dasein. Wien, 1892; c) Lehmann, Kant " s Principien d. Ethik. Greifswald, 1880; т) Bender, Wesen der Sittlichkeit. Halle, 1891; y) Siebeck, Wesen des ästhet. Anschauung. Berlin, 1875; ф) Fichte, System d. Ethik, 1-er Theil. Lpz. 1850; x) Wirthmüller, Moralische Tugend der Religion. Freiburg i. B. 1881; ц) Drescher, Individualität. Haarlem, 1893; ч) Thönes, Chr. Anschauung der Ehe. Leiden, 1881; ш) Maasz, Einfluss Religion auf Recht und Staat. Gütersloh, 1886; щ) Giz’ycki, Philosophie Schaf- —289— tesbury’s. Lpz. 1876; ъ) Hoehne, Kants Pelagianismus und Nominalismus. Lpz. 1881. 78 . От и. д. доцента Академии П. Соколова – его книга: Вера. Москва, 1902. 79 . От и. д. доцента Академии С. Смирнова – а) его книга: Как служили миру подвижники древней Руси? Сергиева Лавра, 1903, два экз., и б) 28 названий книг разного содержания в 30 томах и тетрадях. 80 . От и. д. доцента Академии Е. Воронцов а – книги: а) Записки по дидактике, иером. Фаддея. Уфа, 1902; б) Кнейп, моё водолечение. Москва, 1898; в) Berger, Слабонервность. Москва, 1886. 81 . От и. д. доцента Академии иером. Иосифа – его брошюры: а) Милость Божией Матери г. Устюжне. Сергиева Лавра, 1901; б) Матерь Божия – Матерь народа русского. Сергиева Лавра, 1902. 82 . От и. д. доцента Академии Д. Коновалова – книги: а) Xenophontis Historia graeca. Lps. 1894; б) Caesaris De bello civili. Lpz. 1834; в) Titi Livi Ab urbe condita p. II (два издания), III–IV. Lps. 1866–1897; г) Ливий, книга 1-я. Объяснил Нетушил. Царское Село, 1890. 83 . От помощника инспектора Академии Н. Высоцкого – рукописи: а) Устав Соловецкого монастыря о употреблении пищи, и б) отрывок ркп. сборника смешанного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1417 Самым верным выражением типа систем этого рода служит Система философии религии Ватке (Vatke: Religionsphilosophie oder allgemeine philosophische Theologie, Bonn, 1888), в которой специально богословская часть именно предварена частью общей, посвящённой выяснению необходимых для изложения первой гносеологических и онтологических понятий (о познании, о категориях, о пространстве и времени, о сущем, о сущем условно и безусловно и т. д., – Ss. 1–122). – Большинство же курсов (см., напр., известные курсы Пфлейдерера, Тейхмюллера и др). ограничивается одной специально богословской частью (у Пфлейдерера: Происхождение и развитие религиозного сознания т. е. философское изложение истории религий; содержание религ. сознания – вера в Бога, в ангелов и демонов; учение о миротворении, теодицея, вера в откровение и чудеса, в искупление, назначение человека; практич. обнаружение инд. сознания – культ и церковь , религия и нравственность, религия и наука). 1418 Как один обширный комментарий к этому тезису можно рассматривать курс проф. Лассона по Логике и Теории познания” (в сжатом изложении см. выше, гл. III). 1420 Вот невозможно варварский подлинник этого тёмного и запутанного определения религии: Religion ist eine naturgemäße Weise der deistigen Lebensbethätigung, nämlich die Sammlung des Gemüthes und zwar theils als Anlage oder Grundtrieb, dem gegebenen Gesammtzustande sinnlicher Vereinzelung und verstandesmässiger Zersplitterung zu entgehen, theils als unbewusst und zuständlich begleitende Reaction gegen das thätige Heraustreten im einzelnen Denken und Handeln, theils endlich als bewusst Koncentrirende Versenkung alles wollenden und vorstellenden Bewusstseins in das ausruhende Sichfinden in einer umfassenden positiven Werthrealität (см. Grundriss der ev. Glaubens – und Sittenlehre von Runze, Berl. 1883. S. 24). Наш перевод, конечно, не буквален: иначе в нём не было бы никакого смысла... 1422 Кроме двух, указанных выше, трудов проф. Рунце, здесь следует ещё назвать его содержательный курс этики: Ethik – encyklopädische Skizzen und Litteraturangaben zur Sittenlehre. I. Practische Ethik (Berlin, 1891, VIII+274). См. рецензию этого последнего сочинения в журнале: Вопросы философии и психологии (кн. 12) г. Бао (рецензия, не смотря на различие точек зрения у автора и рецензента, довольно объективна).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Realencyklopädie für protestantische Theologic und Kirche/Begründet von J.J. Herzog, hrsg. von A. Hauck. 3 Aufl. Leipzig, 1896–1913. 24 Bde. Récéjac E. De mendacio quid senserit Augustinus. Parisiis, 1896. Redepenning E.R. Origenes Eine Darstellung seines Lebens und seiner Lehre. Bonn, 1841–1846. Reitzeinstein R. Die hellenistischen Mysterienreligionen, ihre Grundgedanken und Wirkungen. Leipzig; Berlin, 1910. Richter L. Philosophisches in der Gottes-und-Logoslehre des Apologeten Athenagoras aus Athen. Meissen, 1905. Richter R. Der Skeptizismus in der Philosophic Leipzig, 1904. Bd. I. Roch G. Die Schrift des alexandrinischen Bischofs Dionysius des Grossen «Über die Natur». Leipzig, 1882. Rohde Er. Psyche, Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen. 2 Aufl. Freiburg im Breisgau, 1898 S. Carra de Vaux. Avicenne. Paris, 1900. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio/Ed. I. D. Mansi. Florentiae; Venetiae, 1759–1798. 31 t. Scheel O. Die Anschauung Augustins über Christi Person und Werk. Tübingen, 1901. Schmidt A. Erkenntnisslehre. Freiburg im Breisgau, 1890. Bd. I. Schmidt C. Koptisch-gnostische Schriften. Leipzig, 1905. Bd. I. Schmidt L. Die Ethik der alten Griechen. Berlin, 1882. Bd. II. Schneid M. Die Körperlehre des Iohannes Duns Scotus und ihr Verhältnis zum Thomismus und Atomismus. Mainz, 1879. Schöler H. Augustins Verhaltniss zu Plato in genetischer Entwicklung. Jena, 1897. Scbütz L. Divum Augustinum non esse ontologum Monasterii Guesty, 1867. Schwarz H. Der Gottesgedanke in der Philosophie. Heidelberg, 1913. Tl. 1. Scbwenkenbecher W. Augustins Wort: «Fides praecedit rationem», erörtet nach dessen Schrift. Sprottau, 1899. Scipio K. Des Aurelius Augustinus Metaphysik im Ramen seiner Lehre vom Übel. Leipzig, 1886. Tl. 1. Siebert O. Die Metaphysik und Ethik des Pseudo-Dionysius Areopagita. Jena, 1894. Simon I. Histoire de l " ecole d’Alexandrie. Paris, 1845. T. 1. Simplicius. In Aristotelis Categorias commentarium/Ed. K. Kalbfleisch. Berlin: Reimer, 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

73 См. у проф. А.А. Бронзова «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности». СПб., 1884. С. 1 и дал. Ср. Luthardt «Kompendium der theologischen Ethik», 2 Aufl. Leipzig. 1898, s. 2. 74 Цицерон в своем «De fato» говорит, что он составил слово «moralis» по образцу греческого υιχς, чтобы обогатить латинский язык (см. у Вундта в «Этике». СПб, 1887. Отд. 1. С. 27). 76 Впрочем, греч. слово θος, по словам одного западного моралиста, имеет перед латинским названием то преимущество, что оно уже в древне-греческом языке указывало более и прямо на внутреннее состояние субъекта, на индивидуальность характера и души (Iul. Köstlin, «Christliche Ethik». Berlin, 1899, s. 11). 77 У греков понятие добродетели выражалось словом ρετ (от ρσχω), которое также указывает собственно на качество, которым предмет нравится. Значит, и греческое словоупотребление обнаруживает в этом случае первоначальное смешение доброго с внешним блеском, с тем, что возбуждает восторг. 80 И.Л. Янышев. «Православно-христ. учение о нравственности». Изд. 2. СПб., 1906. С. 16. Ср. Мартенсен. «Христ. учение о нравственности». Т. I. СПб., 1890. С. 1. 83 Катрейн. «Die katholische Weltanschauung in ihren Grundlinien mit besonderer Berücksichtigund der Moral». Freiburg im Breisgau, 1909, s. 503. 87 Gyuau. «Esquisso d’une morale sans obligation ni sanction», ed. F.Alcan. Paris, 1905, p. 116. 88 Катрейн. «Die katholische Weltanschauung», s. 503–505; ср.: проф. Г. Струве. «Этическое движение новейших времен. Его история и учение». Вера и разум, 1902. 1–3. 89 Но говоря об этом взаимоотношении, мы имеем в виду, главным образом, общечеловеческую естественную мораль в отношении ее к религии, а не собственно христианскую, так как связь этой последней с христианской религией настолько очевидна, что не нуждается ни в каких объяснениях. Христианская мораль обнимает заповеди Христа, предписывающие нам, «дабы мы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20: 31 ), дабы мы крестились в Него, принимали все остальные установленные Им таинства, повиновались учрежденной Им Церкви, любили Его, следовали Ему, и т.д. Все эти заповеди предполагают веру в Христа, в Его Божество, в Его искупительное дело, в Его благодатные средства, в Его Церковь , в Его второе пришествие для суда и воздаяния. Поэтому без христианской религии не может быть христианской морали точно так же, как человек не может быть без души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010