5 . Ориген. О молитве//Он же. О молитве и Увещание к мученичеству. Пер. и коммент. Н. Корсунского. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1897. 6 . Серафим Саровский , преп. Беседа о цели христианской жизни//Преподобный Серафим Саровский . Стяжание Духа Святого/Сост. и примеч. А. Н. Стрижева/Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Издательство Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. С. 161–204. 7 . Феофилакт Болгарский , архиеп. Благовестник. В 4-х т. Т. 3. Толкование на Евангелие от Луки. 3 -е изд. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. 8 . S. Athanasius Alexandrinus. De decretis Nicaenae synodi//H. G. Opitz (ed.). Athanasius Werke. Vol. 2:1. Berlin: De Gruyter, 1940: 1–45. 9 . S. Athanasius Alexandrinus. Epistulae quattuor ad Serapionem. Epistle 4//K. Savvidis (ed.). Athanasius: Werke, Band I. Die dogmatischen Schriften, Erster Teil, 4. Lieferung, Berlin – New York: De Gruyter, 2010: 449–600. 10 . Concilia Oecumenica (ACO) Epist. et Theol. Concilium universale Ephesenum anno//E. Schwartz (ed.). Acta conciliorum oecumenicorum. Vol. 1:1. 5. Berlin: De Gruyter, 1927. 11 . S. Gregorius Nazianzenus. Carmina de seipso//J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Graeca). In 161 t. Paris, 1857–1866. Vol. 37: 969–1452. 1 В качестве примера можно указать на опыт праведного Алексия (Мечева), когда известный московский старец предоставил на несколько воскресных бесед прихожанам (имевшим опыт изучения закона Божия в гимназиях и многолетний опыт церковной жизни) самостоятельно читать и толковать Священное Писание . Святой был поражен в какие богословские еретические дебри зашли его духовные чада и решил никогда не оставлять их в таких собраниях без пастырского контроля. 2 «Gott mit uns» – девиз, изображавшийся на гербе Германской империи, широко используемый в немецких войсках с XIX-ro и ХХ-го вв., в частности, выбитый на пряжке ремня солдат вермахта. Читать далее Источник: Седьмые Пюхтицкие чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Посвящается памяти схиигумении Варвары (Трофимовой) 1930-2011 гг. - Санкт-Петербург : Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. – 616 с./Кирилл (Зинковский), иером., Мефодий (Зинковский), иером. Святоотеческие толкования на слова Христа: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин 14:13). 30-36 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Основными и наиболее ранними источниками сведений о жизни и деятельности Н. являются письма его современников - сщмч. Киприана , еп. Карфагенского (см.: Cypr. Carth. Ep. 8, 27-28, 37, 41, 44-60, 52, 55, 59-60, 68-69, 72-73; здесь и далее нумерация писем по крит. изд. в сериях CSEL и CCSL), св. Дионисия Великого , еп. Александрийского, и св. Корнелия , еп. Римского (сохр. только в составе «Церковной истории» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской: Euseb. Hist. eccl. VI 43, 45; VII 8). В число др. важных источников входят (подробнее см.: Hirschmann. 2015. S. 24-74): 1) анонимный трактат «К Новациану» (Ad Novatianum; CPL, N 76; текст см.: PL. 3. Col. 1205-1218; крит. изд.: S. Thasci Caecili Cypriani Opera omnia/Ed. G. Hartel. W., 1871. Pt. 3. P. 52-69. (CSEL; 3/3)), который датируется сер. III в. (см.: Saxer. 2006. P. 3550); трактат приписывался разным авторам - сщмч. Киприану Карфагенскому, Римским епископам Корнелию и Сиксту II и др. (см.: Diercks. 1971. P. 121-130); 2) трактат «Против Новациана» (Contra Novatianum; текст см.: PL. 35. Col. 2303-2312; крит. изд.: Pseudo-Augustini Quaestiones Veteris et Novi Testamenti/Ed. A. Souter. 1908. P. 199-224. (CSEL; 50)), который сохранился в составе корпуса «Вопросы по Ветхому и Новому Завету» (Quaestiones Veteris et Novi Testamenti; CPL, N 185; вопрос 102); этот корпус был создан между 370 и 380 гг. и, вероятнее всего, принадлежит рим. пресвитеру, обозначаемому условным именем Амвросиаст (см. Амброзиастер ), однако неизвестно, входил ли трактат «Против Новациана» в корпус изначально или был создан неким др. автором и присоединен к корпусу позднее (см.: Gregory. 1899); 3) письма Пациана , еп. Барселонского (Epistulae III ad Sympronianum; CPL, N 561); в последнем критическом издании 3-е письмо выделено как соч. «Против трактата новациан» (Contra tractatus Novatianorum; см.: Pacianus Barcinonensis. Opera quae extant/Ed. A. Anglada-Anfruns. Turnhout, 2012. (CCSL; 69B)); 4) ряд мест в трактате «О покаянии» (De paenitentia; CPL, N 156) свт. Амвросия , еп. Медиоланского (см., напр.: Ambros. Mediol. De poenit. I 3. 10-14); 5) посвященная Н. 70-я гл. соч. «О знаменитых мужах» блж. Иеронима Стридонского (см.: Hieron. De vir. illustr. 70); 6) сообщения в трудах греч. церковных историков V в.- Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 28), Созомена ( Sozom. Hist. eccl. I 22; II 32) и Филосторгия ( Philost. Hist. eccl. VIII 15); 7) трактат «Против новациан» (Contra Novatianos; см.: CPG, N 6976) свт. Евлогия I , патриарха Александрийского (сохр. только отрывки в «Библиотеке» свт. Фотия I , патриарха К-польского; см.: Phot. Bibl. 182, 208, 280). Происхождение и ранние годы

http://pravenc.ru/text/2577751.html

θναι, 1976. Σ. 86. Рус. пер: «Бог всех – Первый и истинный Отец и Церковь – мать; от века угодившие Богу праведники, патриархи, пророки, апостолы, мученики и все преподобно и непорочно пожившие, сограждане и друзья и соработники – братья и друзья и родственники…» 45 Так в памятнике византийской письменности «Физиологе» в главе «об ехидне» говорилось, что «[иудеи] убили отца, то есть Христа, убили мать, то есть Церковь ». Данное речение в его последней части можно понимать в смысле гонений на первохристианскую церковную общину. См.: Physiologus (redactio secunda quae vocatur Byzantina) 22:11–13//Physiologus/ed. F. Sbordone. Rome, 1936. [Hildesheim, r 1976]. P. 236: «καθς κα ο ουδαοι πατρολοι κα μητρολοι γνοντο· πκτειναν τν πατρα, τουτστι τν Χριστν, πκτειναν τν μητρα, τουτστι τν κκλησαν». 48 Gregorius Nazianzenus. Epistula 44. Εσεβ Σαμοστων 4:1//Saint Grégoire de Nazianze. Lettres/éd. P. Gallay. Vol. 1. Paris, 1964. P. 57. См. также: Gregorius Nazianzenus. Epistula 50. Τ Ατ [Βασιλε] 5:1–4//Saint Grégoire de Nazianze. Lettres/éd. P. Gallay. Vol. 1. Paris, 1964. P. 65. 49 Basilius Caesariensis. Epistula 227. Πρς τος ν Κολων κληρικος 1:25–26//Saint Basile. Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 3. Paris, 1966. P. 30. 50 Gregorius Nazianzenus. Funebris oratio in laudem Basilii Magni Caesareae in Cappadocia episcopi (orat. 43) 31, 5:1–4//Grégoire de Nazianze. Discours funèbres en l’honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée/éd. F. Boulenger. Paris, 1908. P. 126. 51 Basilius Caesariensis. Epistula 41. Βασλειος πρς ουλιανν 1:8–14//Saint Basile. Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 1. Paris, 1957. P. 96–97. 52 Basilius Caesariensis. Epistula 169. Γρηγορ Βασλειος 1:45–46//Saint Basile. Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 2. Paris, 1961. P. 105. 55 Joannes Chrysostomus. Ad illuminandos catecheses 1–2 (series prima et secunda) 1, 1//PG. 49. Col. 224:14–19. 61 Cyrillus Alexandrenus. Commentarius in xii prophetas minores//Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in xii prophetas/ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Euthymius Zigabenus. Commentarius in Psalterium//PG. 128. Col. 600:15–18. Euthymius Zigabenus. Commentarius in Pauli epistulam ad Galatas 4, 24:9–14//Euthymii Zigabeni Commentarius in XIV Epistolas Sancti Pauli et VII catholicas/ed. N. Kalogeras. Vol. 1. Athens, 1887. P. 540–541. Βλ. Theophylactus. Enarrationes in evangelia 2//PG. 123. Col. 597:29–34. Eustaphius Thessalonicensis. Exegesis in canonem iambicum pentecostalem 1, 131:1–5//Eustathii Thessalonicensis exegesis in canonem iambicum pentecostalem/ed. P. Cesaretti, S. Ronchey. Göttingen, 2014. (Supplementa Byzantina; 10). P. 147. Gregorius Palamas. Homilia 8. Περ πιστως. ν κα τς κατ’ εσβειαν μολογας κθεσις 6:1–5//Γρηγορου το Παλαμ παντα τ ργα/κδ. Π. Κ. Χρστου. Τ. 9. Θεσσαλονκη, 1985. (λληνες Πατρες τς κκλησας 720), σ. 218. Philotheus Coccinus. Confessio fidei. L. 4421–444//Arambatzes C. μολογα πστης το Πατριρχη Κωνσταντινουπλεως Φιλοθου Κοκκνου//πιστημονικ πετηρς Θεολογικς Σχολς Πανεπιστημου Θεσσαλονκης, Να Σειρ, 2000. Τ. 10, σσ. 23–41. Gennadius Scholarius. De verbis patrum Latinorum de processu Spiritus Sancti//Oeuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios/éd. M. Jugie, L. Petit, X. A. Siderides. Vol. 3. Paris, 1930. P. 63:13–18: «λλ γνοιτο, Θε βασιλε, κα τ ωμακ κκλησ ρμ πρς τν ερνην τς κκλησας δικαιοτρα, να κα ατ τν προτραν ποδιδμεν ελβειαν. Νν δ σα χρν περ τν ητν τν σπερων διδασκλων κα Πατρων επεν, πρς τος οκεους τ μητρ μν τ νατολικ κκλησ κα τ δξ ατς κα διδασκαλ, ς ν μ θορυβνται, κ πλεινων λγα ερηται σν Θε· δξα, ανος ες τος ανας. μν». Meletius Pegas. Epistula 6. Μαξμ τ Θεοφιλεσττ Κυθρων. L. 35–38//Methodios. Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; 52–57). P. 24. Βλ. Meletius Pegas. Epistula 31. β Πατριρχ ωσας, κα Μοσκβου, κα τν περβορεων μερν. L. 34–37//Methodios. Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; 52–57). P. 66; Meletius Pegas. Epistula 316. Τος μεγαλοπρεπεσττοις ρχουσιν, νδρ κα λεξνδρ Ζακοροβσκιε τος ρθοδοξοττοις, κα ν Κυρ περιποθτοις υσι. L. 13–17//Methodios. Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; 52–57). P. 364.

http://new.mospat.ru/gr/authors-analytic...

S. Gregorius Nazianzenus. Oratio XXX//Discours XXVII–XXXI/Ed. P. Gallay, M. Jour jon. Paris, 1978 [Sources chrétiennes 250. Paris: Éditions du Cerf, 1978]. S. Gregorius Nazianzenus. Oratio XXXVIII//Discours XXXVIII–XLI/Ed. C. Moreschini, P. Gallay. Paris, 1990 [Sources chrétiennes 358. Paris: Éditions du Cerf, 1990]. S. Gregorius Theologus. Orationes//PG 36: 9–664. S. Gregorius Theologus. Poemata Dogmatica//PG 37: 397–522. Hermogenes. Περ δεν λγου//H. Rabe. Hermogenis opera. Leipzig: Teubner, 1913 (repr.: Stuttgart, 1969): 213–413 (TLG). Hippolytus. Commentarium in Danielem//M. Lefèvre. Hippolyte. Commentaire sur Daniel [Sources chrétiennes 14. Paris: Éditions du Cerf, 1947]: 70–386 (TLG). Hippolytus. Refutatio omnium haeresium (=Philosophumena)//M. Marcovich. Hippolytus. Refutatio omnium haeresium [Patristische Texte und Studien 25. Berlin: De Gruyter, 1986]: 53–417 (TLG). Homerus. Ilias//T. W. Allen. Homeri Ilias. Vols. 2–3. Oxford: Clarendon Press, 1931: 2: 1–356; 3: 1–370 (TLG). Iamblichus. De mysteriis//É. des Places. Jamblique. Les mystères d’Égypte. Paris: Les Belles Lettres, 1966: 38–215 (TLG). Ignace d’Antioche. Lettres. Paris, 1958 [Sources chrétiennes 10. Paris: Éditions du Cerf, 1951]. S. Ignatius Martyr. Epistola 1 ad Ephesios//PG 5: 643–662. S. Ignatius Martyr. Epistola 2 ad Magnesios//PG 5: 661–674. S. Ignatius Martyr. Epistola 3 ad Trallianos//PG 5: 673–686. S. Ignatius Martyr. Epistola 4 ad Romanos//PG 5: 685–696. S. Ignatius Martyr. Epistola 5 ad Philadelphenses//PG 5: 697–708. S. Ignatius Martyr. Epistola 6 ad Smyrnaeos//PG 5: 707–718. S. Ignatius Martyr. Epistola 7 ad Polycarpum//PG 5: 717–728. S. Irenaus Lugdunensis. Adversus haereses//W. W. Harvey. Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis libri quinque adversus haereses. Vol. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 1857 (TLG). S. Irenaus Lugdunensis. Fragmenta deperditorum operum//Ibid. Vol. 2 (TLG). S. Joannes Chrysostomus. In epistulami ad Corinthios (Homiliae 1–44)//PG 61: 9–382 (TLG). S. Joannes Chrysostomus. In epistulam ad Romanos//PG 60: 391–682 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Gregorius Nazianzenus . Funebris oratio in laudem Basilii Magni Caesareae in Cappadocia episcopi (orat. 43) 31, 5:1–4// Grégoire de Nazianze . Discours funèbres en l’honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée/éd. F. Boulenger. Paris, 1908. P. 126. Basilius Caesariensis . Epistula 41. Βασλειος πρς ουλιανν 1:8–14// Saint Basile . Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 1. Paris, 1957. P. 96–97. Basilius Caesariensis . Epistula 169. Γρηγορ Βασλειος 1:45–46// Saint Basile . Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 2. Paris, 1961. P. 105. Basilius Caesariensis . Quod rebus mundanis adhaerendum non sit//PG. 31. Col. 556:38–43. Joannes Chrysostomus . Ad populum Antiochenum (homiliae 1–21) 6, 1//PG. 49. Col. 81:41–46. Joannes Chrysostomus . Ad illuminandos catecheses 1–2 (series prima et secunda) 1, 1//PG. 49. Col. 224:14–19. См. также: Joannes Chrysostomus . De baptismo Christi//PG. 49. Col. 363:40 — 364:2. Joannes Chrysostomus . De sancto hieromartyre Phoca//PG. 50. Col. 702:49–52. Joannes Chrysostomus . Non esse desperandum//PG. 51. Col. 368:17–21. Joannes Chrysostomus . Expositiones in Psalmos//PG. 55. Col. 304:11–18. Joannes Chrysostomus . In Matthaeum (homiliae 1–90) 3, 4//PG. 57. Col. 36:10–14. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in xii prophetas minores// Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in xii prophetas/ed. P. E. Pusey. Vol. 2. Oxford, 1868. [Brussels, r 1965]. Vol. 2. P. 327:8–11. Cyrillus Alexandrenus . De adoratione et cultu in spiritu et veritate//PG. 68. Col. 817:18–23. Cyrillus Alexandrenus .Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1337:51–54. Cyrillus Alexandrenus . Glaphyra in Pentateuchum//PG. 69. Col. 221:30–33. Cyrillus Alexandrenus . Glaphyra in Pentateuchum//PG. 69. Col. 324:27–31. Cyrillus Alexandrenus . Expositio in Psalmos//PG. 69. Col. 1128:3–4. Cyrillus Alexandrenus . Expositio in Psalmos//PG. 69. Col. 1208:53 — 1209:2. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1196:14–19. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1212:35–39.

http://new.mospat.ru/ru/authors-analytic...

Anastasius Sinaita. Viae dux 2, 7: 28–36 (2896/1). Однако, и в данном месте говорится не столько о равнозначности добра и зла, сколько о значении добровольного, полноценно реализующегося именно под натиском зла. Gregorius . Commentarius in Ecclesiasten 3, 15: 25–27 (2920/1). Clemens Alexandrinus . Fr. 40:5–7 (555/8) ; ср. цитату у прп. Иоанна Дамаскина: JoannesDamascenus. Vita Barlaam et Joasaph [Sp.]. P. 222: 13–15 (2934/66); GregoriusPalamas. Pro hesychastis. 2, 3, 25: 5 (3254/3). Не в этом ли смысле пишет свт. Василий Великий, обличая тех, кто предпочел телесное духовному? Basilius Caesariensis. Homiliae super Psalmos. PG 29, 449:41–44. Ср.: Plotinus . Enneades 1, 1, 7:12–14 (2000/1); А также: Flavius Claudius Julianus . Contra Galilaeos. (P. 192:7–9) (2003/17). Dionysius Areopagita. De caelesti hierarchia. P. 14:14  (2798/1); Ср. у св. Григория Паламы: Gregorius Palamas. Epistulae. Ep. 4, 47:9–11 (3254/6). Евсевий именовал прочих Порфирия и Апполония Тианского «выдающимися среди эллинов философами и богословами», свидетельствовавшими наряду с Ветхим Заветом о Христе. Eusebius. Demonstratio evangelica. 3,  3, 10: 9–10 (2018/5). А свт. Кирилл Александрийский ссылался на это место в опровержении Юлиана Отступника: Cyrillus Alexandrinus. Contra Julianum (lib. 1–2) 2, 37: 23–24 (4090/176). Origenes Theol. Expositio in Proverbia (fragmenta e catenis). PG 17, 252: 11–21, особо 17–19. Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2,1,2. P. 158:11–14 (5000/3); C р. ранее у свт. Кирилла Иерусалимского: Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos1–18. Cat. 6, 14:1–3 (2110/3). Комментарии ( 5): Григоий Беневич, Сакнт-Петербург 18 ноября 2012г. 11:43 Не претендуя на полноценный отзыв на статью, можно заметить, однако, что автор пишет:  " начиная с Климента Александрийского существовала также традиция понимания самовластия как состояния ума (в отличие от шаткого произволения и еще более шаткого воления): «Самовластие – это ум, по [видимо, опечатка, д.б. " по " здесь лишнее? - Г.Б.] движущийся по природе, или разумное самодержавное движение Это наиболее высокое понимание, возвышающее данное понятие с уровня воли на уровень ума, который является носителем царственного начала в человеке. А «движение души» на языке святых отцов весьма близко передает понятие о созерцании… "

http://bogoslov.ru/article/2960765

Ср.: Gregorius Theologus. Oratio 33, adversus Arianos, et de seipso//Grégoire de Nazianze. Discours 32–37. P., 1985 (SC; 318). P. 194. 23; idem. Oratio 31 (Theologica quinta), de Spiritu Sancto 14//Grégoire de Nazianze. Discours 27–31. P., 1978 (SC. 250). P. 304. 13. 310 Gregorius Theologus. Oratio 31 (Theologica quinta) de Spiritu Sancto 14//Grégoire de Nazianze. Discours 27–31. P., 1978 (SC; 250). P. 302. 7–9. 311 Например, см.: Hieronymus Stridoniensis. Epistola 15 ad Damasum Papam 4//Patrologiae Cursus Completus, Series Latina/J.-P. Migne, accur. Parisiis, 1844–1855 (далее – PL). T. 22. Col. 457; Theodoret of Cyrus. Eranistes/G. H. Ettlinger, ed. Oxford, 1975. P. 64. 315 См.: Leontius Hierosalymitanus. Contra Nestorianos II. 1//PG 86. 1. Col. 1529D, 1532C; 2. 5. Col. 1544А; Maximus Confessor. Epistola 15 de communi et proprio, hoc est, de essentia et hypostasi, seu persona, ad Cosmam diaconum Alexandrinum//PG 91. Col. 557D; Opuscula theologica et polemica 26//pG 91. Col. 276B. Прп. Иоанн Дамаскин определяет ипостась как «само по себе самостоятельно существующее» (τ καθ’ αυτ διοσυττως φιστμενον) (см.: Ioannes Damascenus. Capita philosophica 45... S. 109). 316 Boethius Severinus. Liber de persona et duabus naturis contra Eutychen et Nestorium//PL 64. Col. 1344A. Боэций отмечает и другую тенденцию: в это время слово «ипостась» начинает использоваться греческими писателями преимущественно для обозначения свободно-разумных существ. По Боэцию, «грек не скажет πστασις о неразумных животных» (см.: Ibid. Col. 1344D). 317 См.: Basdekis A. Die Christologie des Leontius von Jerusalem. Seine Logoslehre. Mnster, 1973. S. 16. С точки зрения христологической проблематики, большинство приводимых Леонтием значений термина «ипостась» не представляет интереса. 319 Viae dux II. 4. P. 42. В общем и целом для халкидонитской традиции такое понимание ипостаси не было характерным. 321 См.: Contra impium Grammaticum. Oratio 2. 1... P. 45; Сир. текст см.: Р. 57. Ср.: Epistola 3 ad Sergium//Severi Antiocheni orationes ad Nephalium. Eiusdem ac Sergii Grammatici epistulae mutuae/J. Lebon, ed. Leuvain, 1949 (CSCO; 120). P. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

25 Ср.: Gregorius Nazianzenus. Oratio 39, 19//PG 36, 357B:6–7. Рус. пер.: Григорий Богослов , свт. 1912, с. 543 («И я не принимаю таких, которые или непреклонны, или недовольно смягчаются, и не вознаграждают за худое дело исправлением».). 26 Basilius Magnus. Canon 27//PG 138, 676D:10–677A:9. В частности, здесь сказано: «Благословение есть передача освящения. Не имеющий сего через прегрешение неведения, как передаст другому?…» (Ср. рус. пер. Каноны 2016, с. 177). 27 Выражение «маска несведущего» используется до прп. Никиты единственный раз у свт. Кирилла Александрийского . Ср.: Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta consubstantiali Trinitate//PG 75, 172:1–2. σπερ π σκηνς τ τν γνοοντων προσωπεον αυτ περιθες. 28 Прп. Никита Стифат использовал эпитет «многообразный/многосложный», продолжая предшествующую византийскую полемическую традицию (ср.: Theodorus Studites. Epistula 555:77 (G. Fatouros. B., 1992 (Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Berolinensis 31.2). S. 852), применительно к ересям, с которыми полемизировал (Nicetas Stethatus. Contra armenios 2:157 ( Дионисий (Шленов) , иером. 2010, с. 78) греч. Текст); 109 (рус. пер.)). В данном случае эпитет прилагается ко греху, ср. аналогичные случаи у предшествующих авторов: Arethas. Commentarius in Apocalypsin//PG 108, Apoc, 748:6. Πολυσχιδς τς μαρτας κα πολγνωμου; Andreas. Commentarii in Apocalypsin 20, 59, 19, 19:6 (J. Schmidt. Munich, 1955 (Studien zur Geschichte des griechischen Apokalypse-Textes, 1. Text (und) Einleitung. Münchener theologische studien 1)). πολυσχιδς τς μαρτας κα διρημνον κα πολγνωμου. 29 Описание неразумной части души см. подробнее: Nicetas Stethatus. De anima 39–46 (Darrouzès 1961. P. 102–110. Рус. пер.: с. 33–37). 33 Basilius Magnus. Canon 84//PG 138, 804C:9–12. Ср. греч. текст с параллельным слав. пер.: Правила святых отец 2000, с. 377; рус. пер.: Каноны 2016, с. 184. 35 Gregorius Nyssenus. Canon 4//PG 138, 869B:2–14. Ср. греч. текст с параллельным слав. пер.: Правила святых отец 2000, с. 472–472; рус. пер.: Каноны 2016, с. 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

579 Из 97 названий, приведеиных в Библиографии в разделе «Источиики», 41 относится к агиографическому жанру. 587 Ibid.,      p. 187,9–10. κ πντων вместо простого Genitivus Partiüvus πντων показывает, что имеется в виду одна речь, собранная из всех. 596 Место не совсем ясное. Слово παρρησα может употребляться как в отрицательном, так и в положительном контексте. 599        Перевод исходит из чтения crux как πται. Ср. у Фотия (Photii Epistulae et Amphilochia, Vol. IV, Amph. 18, 14–15): οτν ψεται θεν, οτε φθσεται π’ατο. 608 Ритор, обвинявший ап. Павла в Кесарии перед прокуратором Феликсом ( Деян. 24:1–8 ). Выбор именно этого персонажа для уподобления объясняется, вероятно, тем, что иконопочитатели называли иконоборцев χριστιανοκατγοροι, «обвинителями христиан». 610 Колофон рукописи: «Закончена сия книга месяца марта 23-го, 4-го индикта, в год от сотворения мира 6424 (=916 от Р.Х.), писанная рукой Иоанна, смиренного и нижайшего монаха, при Анатолии, преподобнейшем игумене Студийском». 639 На самом деле Севериан Гавальский: Wenger A. Une homélie inédite de Sévérien de Gabala sur le lavement des pieds//RÉB, 25, 1967, p. 219–229, p. 226, § 9. 640 Basilii Caesariensis De Spiritu Sancto/ed. B. Pruche. Sources Chrétiennes, 17, 1947, 45,19–20. 642 Gregorii Nysseni De deitate Filii et Spiritus Sancti/ed. E.Rhein//Gregorii Nysseni Opera X,2. Leiden, 1996, 138, 20. 643 Сисинний Пастилла, епископ Пергийский, и Василий Трикаккав, епископ Писидийский – главные фигуры иконоборческого собора 754 г. 646 Перевод в этом месте передает лишь общий смысл текста. В оригинале: ε κα παρεκβατικτερον τος λεγομνοις νησχολθημεν, τ τς ποθσεως προσωπεον, τ δ λεγμενον, ν πιτμ προεξυφναντες. 648 Вопреки интерпункции издателя, я полагаю, что дальнейшее относится к поставлению Мефодия, а не к низложению Иоанна. 651 Текст в том виде, в каком его дает издатель, непонятен. Вместо πσι должен быть глагол, например, στσι или, скорее, πρεισι. 652 Аллюзия на иконоборческую доктрину, согласно которой Христос в силу Своей Божественности в принципе «неописуем» (περγραπτος).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010