Содержание I. Паремия за вечернею в навечерие праздников Рождества Хрис...    В сей паремии содержится повествование о первых трех днях творения мира. Быт.1:1. В начале сотвори Бог небо и землю.     «В начале». Един Бог безначален. «Той есть прежде всех» (Кол 1:17). Все, что существует вне Бога, получило начало бытия, произошло во времени. Действительному бытию существ, наполняющих мир, предшествовало небытие, хотя нет сомнения, что они от вечности существовали в уме Божием, как предопределенные к действительному бытию. Слово «в начале» указывает на первое мгновение перехода из небытия в бытие, и значит: в начале времени, и всего временного.    Как же совершился переход от небытия к бытию? Как произошел мир? Как начал свое существование? Творчес­кою силою Существа безначального: «в начале сотвори Бог». Под сотворением здесь разумеется дарование бытия тому, что не существовало, или, как выражается Апостол, «уст­роение веков,.. так что из невидимаго произошло видимое» (Евр 11:3). Древние языческие мудрецы говорили: из ни­чего не бывает ничего. Действительно, само собою из ни­чего никогда не может произойти что-либо, следственно и мир сам собою не мог произойти из ничего, или сам себе дать бытие. Но тем-то и отличается откровенное учение о происхождении мира от мудрований непросвещенного откровением разума, что оно не признает самобытности мира, что самобытность оно приписывает одному Богу (Исх 3:15. Пс 35:10. Деян 17:15), а мир называет произве­дением Его всемогущества. Для Всемогущего нет ничего невозможного, следственно для Него возможно и из ничего произвести все. Он «нарицает не сущая, яко сущая» (Рим 4:17).     «Сотвори Бог». Знаменательно сочетание сих понятий в еврейском тексте Библии. Подлежащее «Бог» употреблено во множественной форме Elohim, тогда как сказуемое «сотво­ри» — в единственном числе. Как могло произойти такое сочетаний понятий? Нельзя в объяснение этого сказать, что еврейское имя Бога Elohim не употребляется в единствен­ном числе; в Писании неоднократно встречаются примеры употребления в единственном числе сего имени (Eloah), напр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

III. Творение рода человеческого § 23. Состав учения о Боге-Творце человека и всего рода человеческого По создании мира вещественного, Бог сотворил человека, – сначала мужа, потом жену, от которых произошел и весь род человеческий. Сотворил Бог человека особенным образом, отличным от образа творения прочих Своих созданы, и с природою, одаренною особенно высокими совершенствами и преимуществами. Сообразно с особенностями природы человека Творцом указано ему и особенное высокое назначение. Отсюда, при изложении учения о Боге-Творце человека и всего рода человеческого, должно раскрыть: учение о происхождении первого человека, учение о происхождении всего рода человеческого, о природе и назначение человека. § 24. Происхождение человека Первоначальное происхождение на земле рода человеческого составляют неразрешимую собственными силами человека тайну. Посему иметь истинное познание о своем первоначальном происхождении человек может только из откровения Божия. В откровении наиболее полно возвещается об этой тайне, как и о происхождении мира вещественного, в священном бытописании Моисея ( Быт.1:26–27; 2:7, 18–24 ). 170 Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении первых людей. Исторический его характер. – По сказанию Моисее, создание человека было завершением творческих дел Божиих. Человек создан в шестой день творения, но после создания всех земных тварей, после того, как земля была устроена и приспособлена для его обитания и жизни. Образ творения человека знаменательно отличается от образа создания всех прочих тварей. Тогда как прежде все являлось просто по творческому слову: да будет, создании человека предшествовал совет Божий: и сказал Бог (Elohim): сотворим человека (26 ст.). Это – совет в Самом триипостасном Боге, т. е. между лицами Св. Троицы, а не совет Бога с ангелами, «совет», можно полагать (на основании употребления этого слова в св. Писании иногда в значение предведение и предопределение. напр. Деян.2:23 . Еф.1:11 ), не о сотворении только человека, но и о воссоздании его после имевшего последовать грехопадения Агнцем, закланным прежде сложения мира ( 1Пет.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Глава 32 В страхе предстоящего свидания с Исавом Иаков получает ободрение свыше – видение Ангелов, молитва Иакова Быт.32:1–2 . А Иаков пошел путем своим. [И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим. «Поскольку прекратился и уже миновал страх Иакова пред Лаваном, а место его заступил страх пред братом, то человеколюбец Господь, желая ободрить праведника и рассеять всю его боязнь, даровал ему узреть полк Ангелов» (Святой Иоанн Златоуст , Бес. 58, с. 625). Основываясь на свидетельстве кн. Яшар о том, что в противовес 400 мужам Исава, высланным им по наущению Лавана, Ревекка выслала на защиту Иакова семьдесят два человека, некоторые еврейские толкователи видели в «Ангелах Божиих» или «ополчении Божием» просто путников, караван которых ободрил Иакова в его страхе. Иосиф Флавий (Antiqu. 1:20, 81) говорит о некоторых «видениях» ( φαντσματα), бывших Иакову при приближении к Ханаану и предвещавших ему «благие надежды» в будущем. Но оба толкования явно извращают прямой смысл библейского текста: «Ангелы Божии» суть те же небесные охранители избранника Божия, каких он видел во сне на пути в Месопотамию (гл. 28). Название их «ополчением Божиим» (machoneh Elohim) соответствует совершенно обычному в Ветхом Завете названию мира ангельского «воинство небесное» ( Нав. 5:14 , Пс. 102:21 ). Что нередко назывался сонм Ангелов «ополчением Божиим» видно из ( 1Пар. 12:22 ). Двойственная форма имени «Маханаим» объясняется так, что Иаков разом видит два стана: земной (собственный) и небесный (Ангелов), или же – два сонма Ангелов; последнее толкование предложил, между другими, р. Ярхи: по нему, один сонм был Ангелы-хранители страны Халдейской, сопровождавшие его невредимым до пределов Ханаана, а другой сонм – Ангелы-хранители земли Ханаанской теперь принимавшие Иакова от первых на хранение (ср. толков. на Быт. 28:12–13 ). Верование в охранение Ангелами отдельных лиц ( Пс. 33:8 и др.) и целых народов и царств ( Дан. 10:13, 21, 12:1 ) – учение библейское.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 32 1–14. Золотой телец и гнев Господа. 15–20. Моисей разбивает скрижали; уничтожение золотого тельца. 21–28. Наказание идолопоклонников. 29–35. Возвращение Моисея на гору и его моление. Исх.32:1 .  Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. Как видно из Втор. 9.9 и д., требование народа «сделай нам бога, который бы шел пред нами», имело место незадолго до окончания 40-дневного пребывания Моисея на Синае и было вызвано его продолжительным отсутствием, наводящим на мысль, что он больше не возвратится с горы. Так как Моисей был для евреев представителем Бога ( Исх. 20.1–2 ), то его невозвращение к народу служило для последнего ручательством за то, что он оставлен Всевышним ( Втор. 31.1–6 ). Прямое указание на существование подобного взгляда имеется в словах «сделай бога, который бы шел пред нами». Народ не верит, что впереди него пойдет, как прежде, столб облачный, служивший видимым знаком присутствия и откровения Сущего Израилю, и просит заменить Его изображением другого бога. Стоящее в данном случае еврейское выражение «elohim» со сказуемым во множественном числе, каковое сочетание употребляется для обозначения богов языческих, дает понять, что евреи просят сделать изображение не Всевышнего, а бога языческого. Справедливость подобного понимания подтверждается словами Пс.105 : «и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте» ( Пс. 105:20–21 ). Исх.32:2 .  И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. Исх.32:3 .  И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. По собственному признанию Аарон, к которому, как заместителю Моисея ( Исх. 24.14 ), обратились евреи с просьбой, уступил их требованию в виду того, что этот народ «зол» ( Исх.32:22 ), т.е. опасение за собственную жизнь ( Исх. 17.4 ) заставило его исполнить народное требование. Что касается предложения принести «золотые серьги, которые в ушах жен», то, по мнению Ефрема Сирина и блаженного Феодорита , оно было сделано с надеждой, что жены, жалея свои драгоценности, отклонят мужей от слияния тельца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

священник Евгений Капралов V. Учение пророков Амоса и Осии о Боге Тем, что сказано до сих пор об условном характере завета, сам собою устанавливается и взгляд наших пророков на существо Иеговы – Бога завета. В пророческом учении об историческом существе завета даны, как необходимые предположения, две истины, раскрытые пророками с полною ясностью: а) истина об универсальном единстве Иеговы, с другой стороны, б) истина о духовно-нравственном характере Его. Избрание Израиля из всех народов земли есть акт мироправящей и мирообъемлющей силы Иеговы. Свободно, исключительно по побуждению любви и милости ставший в особенные отношения к Израилю, Иегова обусловил однако Свою связь с ним нравственными требованиями, и есть, следовательно, Существо высочайшего нравственного порядка. Первая истина выяснена пророками всесторонне там, где они прямо говорят об Иегове в духе строго-универсального монотеизма, где под углом зрения монотеистического учения обличают современный им религиозный синкретизм и где требуют от Израиля безраздельного служения только Иегове, как единственному Богу. Вторая истина со всею полнотою раскрыта пророками в тех немногочисленных выражениях, где они говорят о святости Иеговы, где обличают современников за преступное нарушение нравственных требований Его воли и где призывают Израиля следовать нормам нравственного поведения, Иеговою узаконенным и единственно Ему угодным. А. Вероучение пророков Амоса и Осии. Бог, с Которым связаны все мысли пророков, с Которым они связывают и жизнь и религию своего народа, есть Иегова. Все другие наименования Бога Израиля суть лишь добавления к этому имени. Из других имен Божиих пророки употребляют следующие: a) Adonaj=Господь, Владыка. Пророк Амос употребляет его очень часто ( (2 p.). Ам. 6:7, 8; 8:1, 3, 9, 11; 9:1, 5, 8 ), причем всегда в соединении adonaj jehovah, кроме трех случаев ( Ам.7:7, 8; 9:1 ), когда это имя стоит у него самостоятельно. У пророка Осии употреблено оно всего один раз ( Ос.12:15 ), как самостоятельное имя Божие. б) El только у Осии ( Ос.1:10; 11:9 ) в) Elohim (Elohej) у Амоса: трижды в приложении к ложному богу ( Ам.2:8 ; 94 5:26; 8:14); дважды самостоятельно для обозначения истиного Бога ( Ам.4:11, 12 ); 7 раз в соединении с именем jehovah Zebaoth ( Ам.4:13; 5:14, 15, 16, 27; 6:8, 14 ) и один раз в соединении просто с jehovah. У пророка Осии – о ложном боге трижды ( Ос.8:7; 13:4; 14:4 ), самостоятельно – 15 раз ( – два раза; Ос.14:1, 2 ), в соединении с jehovah – пять раз ( Ос.1:7; 3:5; 7:10; 12:9; 13:4 ) и один раз в соединении с jehovah Zebaoth ( Ос.12:5 ). Наконец, г) Zebaoth в указанных сочетаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Critical Problems of Composition and Authorship Most modern readers of the Pentateuch, the first five books of the Bible that constituted the Hebrew law, or Torah, are aware of something of the results of modern scholarship as to composition and authorship. For nearly two centuries it has generally though not universally been held that the Pentateuch was compiled in the postexilic period (that is, after the exile or Babylonian captivity, which lasted from about 597 to 539 B.C.), making use of earlier materials – histories, legends and law codes–and giving them a narrative structure beginning with the creation of the world or perhaps working them into an already existing narrative structure. The basis for this theory (for it is no more than that) is the existence of parallel passages in which the same event seems to be treated twice and the way in which God is referred to in different passages. So, in the chapters we are concerned with, there seem to be two accounts of creation, Genesis 1:1–2 :4a and one beginning with Genesis 2 :4b that starts with human creation and continues with an account of the fall. Also, in the account of the flood, there are discrepancies in the number of animals taken into the ark: one account seems to envisage pairs, while the other envisages two groups of animals, those ritually clean and those ritually unclean, the former being preserved in groups of seven, while the latter are preserved in pain (cf. Gen 6:18–22 with Gen 7:1–5 ). The difference in the way God is referred to appears in our chapters in that in Genesis l:l-2:4a, 5:1–32, 6:9–22, 7:6–10, 8:1–19 and 9:1–17 God is referred to as God (Hebrew elohim; Greek theos). Elsewhere God is reffered to by using the sacred Tetragrammaton, YHWH (translated into Greek as kyrios, “Lord,” a practice preserved in English translations until recently and written in capitals, Lord, as in the RSV text), the divine name, only pronounced by the priest in the temple liturgy (as a result we do not know how it is pronounced and can only guess). Following up these clues, scholars have distinguished several different sources for the Pentateuch, often referred to by initials: J (the Yahwist, or Jahwist, source, where God is called from the beginning by the divine name YHWH), E (the Elohist source that calls God elohim), D (the Deuteronomic source, connected with the reform just prior to the exile) and P (the Priestly source, much concerned with liturgical and legal matters).

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

This event constitutes a triple divine revelation , when the identity of Jesus is revealed to the Apostles. That is not only the strange change in His appearance and the inundation of light which emanated from His face, but the witnessing of the voice of the Father and the presence of the two most holy people from the " other side " , that is, Moses and Elijah are confirming without a margin of doubt that Jesus is not just a simple person, or a wise teacher, a virtuous reformer of some new-wave of life-style, a charismatic miracle-worker, or even, a Prophet or a Saint, but He is the Son and the Word of the Living God ! True God from True God! light from light! The true and eternal light, which illuminates and sanctifies " every person who comes into the world " . It is revealed in a triumphant way that He who lived with them for a whole three years and asked: " who the people say that I am? " (Matthew 16:13); the One Who treated them as friends and brothers, Who in a short while will be driven to the awesome Golgotha, the (place of a skull), where He will be crucified and die; and the One Who was buried in a stranger's tomb, like a common mortal, a foreigner, rejected by the people, even as one of the departed! He who will appear insignificant and weak, without " stately or comeliness " . He is the One True God, the only worthy of worship, Adonijah, the Lord, Elohim, Jehovah - as some may prefer!... Thus, when they will see Him on the Cross, suffering and dying, according to His second nature, the human one, this should not cause them to be scandalised and loose their faith, but to comprehend that His Passion and His death were voluntary, a further emptying of Himself, an overflow of His love for Man and his salvation. Furthermore, to preach to the entire world that He, truly He, the One Crucified, Buried and Resurrected, Jesus Whom they saw and acquainted themselves with, in His company, heard and felt with their hands, is the reflection of the glory of the Father which so beautifully the Kontakion (hymn) of the celebrated day underlines: " You were transfigured on the mount, and Your Disciples, so far as they were able, beheld Your glory, O Christ our God; so that, when they should see You crucified, they should remember that Your suffering was voluntary, and could declare to all the world that You are truly the effulgent Splendour of the Father " !

http://pravoslavie.ru/63481.html

Слово Elohim или Eloah от глагола ala – поднимать, возвышать, означает, возвышенное, всеобъемлющее Существо. Божество управляющее всем миром. Это истинный Бог в своем бесконечном величии, сотворивший небо и землю и управляющий как законодатель всем миром. Его признают египетские волхвы и язычники ( 1Цap. IV:7 ); Его признает вселенная. В несколько ином значении употребляется имя Jehovah . Известно время откровения этого имени Моисею в купине при горе Хорив и значение его. Ehje ascher ehje есть Бог отцов Моисея и Иудейского народа, слышавший стоны египетских рабов и дававший обетования Аврааму и Исааку. К Нему могут обращаться, по словам Иисуса Христа, люди всех времен, родоначальники саддукеев не только живущие, но и умершие. Бог иудейского народа и дарованного ему спасения есть Иегова . Что же означает соединение обоих имен – Иегова-Элогим ? Давид, выслушав пророчество Наффана о величии его дома, взывает: кто есмь аз, Господи мой Господи ( Иегова-Элогим )? и что дом мой, яко возлюбил мя еси до сих. И мала сия пред тобою суть Господи мой Господи! Величия ради твоего сотворил еси Господи мой Господи: несть бо ин, якоже Ты, и несть разве Тебе во всех языцех ( 2Цap. VII:18–25 ). Он сам так смирен и ничтожен и, не смотря на это Иегова-Элогим , Бог всего человечества оказывает ему такую милость. Моисей ( Ucx. IX:23 ) говорить Фараону: ты и твои рабы не признают Иеговы-Элогима и за это страдают. т. е. Иудейский Бог должен быть признан вместе с тем Богом всего человечества. У Ионы (IV:6) Ниневия представляется городом Бога – Elohim , а Иона – посланником Иеговы , проповедующим от лица своего Бога. Ниневитяне слушают его проповедь и делаются чтителями Иеговы-Элогима . Моисей ( Bmop. IV:35 ) в прощальной речи напоминает благодеяния Божии иудейскому народу и заповедует: да разумеешь, яко Господь Бог твой – сей Бог есть и несть разве Его. На основании указанных, нами и других очень многих библейских выражений 4 именем Иегова-Элогим называется Бог Промыслитель и Спаситель всех людей. Elohim – Бог-Творец всего мира, не входящий в особенно близкие отношения с людьми. После этого нам понятно значение разбираемого написания II:4 и всего следующего за ним отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Müller D. A. Über El und Eloah im Sabäischen. Actes du sixième Congrès des orientalistes, tenu en 1883, à Leyde, part II, p. 465–472. Müller W. Max. Aegyptologisch-Biblisches. Orientalistische Litteratur-Zeitung herausgegeben von F. E. Peiser, 1900, 15 September, S. 326–328. Nestle Eb. Die Israelitischen Eigennamen nach ihrer religionsgeschichtlichen Bedeutung, Haarlem, 1876. Nestle Eb. Zur Frage, ob ‎ Hiphil sein könne? Jahrbücher für deutsche Theologie, 1878, S. 126–128. Nestle Eb. El, Eloah, Elohim. Theologische Studien aus Würtemberg, 1882, IV, S. 243–258. Nöldeke Th. Über den Gottesnamen El. Monatsschrift der königlichpreussischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin, 1880, S. 760–776. Nöldeke Th. El, Eloah, Elohim. Sitzungsberichte der königlich-preussi-Akademie der Wiesenschaften zu Berlin, 1882, S. 1175–1195. Plilippi. Ist ‎ accadisch-sumerischen Ursprungs? Zeitschrift für Völkerpsychologie, 1883, S. 175–190. Pinches Th. Note upon the divine name Malik-Aa. Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, First Meeting, 1885, p. 27–28. Pinches Th. Ya and Yâwa (Jah and Jahveh) in Assirobabylonian inscriptions. Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, 1892, November, p. 14–15. Pinches Th. The religious ideas of the Babylonians. Journal of the transactions of the Victoria Institute, or Philosophical Society of Great Britain, 1896, p. 1–33, 37–38. Redpath Henry. A new theory as to the use of the divine names in the Pentateuch. The American Journal of Theology, April 1904, p. 286–301. Relandii Adriani. Decas exercitationum philologicarum de vera pronunciatione nominis Jehova, quarum quinque priores Joann. Drusii, Sixtini Amamae, Lud. Cappelli, Joan. Buxtorfii et Jac. Altingii lectionem nominis Jehovah impugnant; posteriores quinque Nicol. Fulled, Thorn. Gatakeri singulae et ternae J. Leusden tuentur. Traiecti ad Rhenum, 1707. Reinke Laur. Dr. Philologisch-historische Abhandlung über den Gottesnamen Jehova. Beiträge zur Erklärung des Alten Testamentes, Bd. III, S. I-146.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

2.3.1. Первое послание к Коринфянам Первое послание Климента, епископа Римского, третьего епископа после Лина и Анаклета, написанное в последние десятилетия I века, дошло до нас в двух рукописях и трех переводах. Составленное епископом Рима для того, чтобы усмирить смуту в Коринфской церкви 98 , послание имеет нравственный библейский характер и, в отличие от аллегории и гнозиса Псевдоварнавы, являет нам практическую ясность и рассудительность. В тексте цитируется преимущественно ВЗ, причем книги назидательного характера: Иова, Притч, Псалтирь. Поскольку время еще не побуждало к богословским формулировкам, содержание послания особой глубиной богословия не отличается, однако здесь ясно выражена вера в Святую Троицу и кроме христологии отчасти присутствует и учение о Святом Духе. К его особенностям можно отнести концепцию Духа как посредника Сына Божия (ср.: ruach-Elohim). Прослеживается персональное различие Христа и Духа (22:1) и их сущностное единство с Богом (46:6). Напоминая о прежнем духовном состоянии коринфян и перечисляя все достоинства его, св. Климент отмечает полноту ( πλρης) излияния Святого Духа на них. Здесь надо видеть полноту в смысле преисполненности, наполнения Духом коринфян, которые «все совершали в страхе Господа» и у которых «Его повеления и заповеди были написаны на скрижалях сердца» 99 . Увещевая же коринфян, среди которых возникли раздоры, и призывая их к покаянию, епископ пишет, что посредством Духа Святого ( δι πνεματος γου) служители благодати Божией говорили о покаянии (ср.: послепленные пророки: Третьеисаия, Ис. 57:15–19 ). Сам Бог Духом Святым побуждает к покаянию ( Деян. 11:18 ), смирению (главы 13 и 16 Первого Послания; Иер. 9:23–24 ) и вере в Христово пришествие и воскресение из мертвых. Бог видит все, говорит св. Климент, свободно цитируя Псалтирь, «куда убежать от Того, Кто все объемлет» (глава 28) Духом Своим 100 , потому «приступим к Нему в святости души ( ν σιτητι ψυχς)» (глава 29). Говоря об устройстве церкви, св. Климент пишет, что апостолы с «полной уверенностью от Духа Святого» 101 пошли благовествовать и, проповедуя, «они первенцев из верующих, по духовном испытании 102 поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих» 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010