Иерей говорит: «Чтобы, сойдя на нас и на предлежащие Дары, Дух Святой, Господь Животворящий, Единосущный и Совечный Отцу и Сыну, Единосущный и Соцарствующий, излившийся на святых Его учеников в виде огненных языков в горнице святаго и славнаго Сиона, освятил и содеял хлеб сей — святым Телом Христовым, a чашу сию — честною Кровию Христовою, и чтобы для достойно и верно причащающихся они были во оставление грехов, в жизнь вечную и в сохранение души и тела». Ходатайство. «(Помяни) святый и славный Сион, Мать Церквей во всей вселенной, святую Божию кафолическую и апостольскую Церковь, утвержденную на камне веры, Единый, явившийся безгрешным среди людей…». Молитва (Господня). «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». (Мф. 6:9). Возношение. Иерей, после освящения этой бескровной жертвы, возвышает Хлеб Жизни и показывает его всем, и тогда диакон возглашает: «Вонмем». Иерей, воздев руки к нему, говорит громким голосом: «Святая святым». Народ: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, Которому слава со Святым Духом». Преломляется Хлеб. Причащение. Иерей подает святое причастие клирикам, после них отрокам (вероятно, прислужникам). Народ подходит и, сложив ладони крестообразно, принимает Тело и, приложив к глазам, устам и челу, причащается божественнаго угля. Диакон держит святую Чашу и подает (ее верным). 2. A вот какой представляется схема евхаристического богослужения по «Corpus Areopagiticum» («Eccles. Hierar»., III). Схема евхаристического богослужения по «Corpus Areopagiticum». Литургия оглашенных. Каждение. Иерарх, закончив священную молитву у божественного жертвенника, начинает от него каждение и идет во всякое место храма. Затем описывается чтение Священного Писания и удаление оглашенных, одержимых и кающихся. Литургия верных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

1093 Слово 54, стр. 240. 1094 Слово 53, стр. 232. 1095 Слово 58, стр. 317. 1096 J.-B. Chibot, «De St. Isaaci vita, scriptis et doctrina dissertatio- theologica», Louvain, 1892. Его же: «Le livre de chasteté de Jasusdenah» in «Melanges d;archéologie et d " histoire de l " Ecole française de Rome», 1896. t. XVI. L. Petit, «Isaac de Ninive» in D. T. C., t. VIII, col. 10 sq: 1097 Слово 18, стр. 76; Слово 49, стр. 217. 1098 «Capit-pratic.» — MPGr. t. 40, col. 1221 D. 1099 Слово 8, стр. 44; Сравни: стр. 37; Слово 21. стр. 10. 1100 Слово 58, стр. 311—312. 1101 Слово 18, стр. 76. 1102 Слово 16 и 17. 1103 Слово 28, стр. 131. 1104 Слово 60, стр. 345. Тоже находим и у блаж. Диадоха. Проф. К. Попов, стр. 43. 1105 Слово 48, стр. 214. 1106 Слово 41, стр. 174; Слово 42, стр. 180; Слово 59, стр. 322. 1107 См мою статью: «Духовные предки св. Григория Паламы», в «Богославск. Мысль», Париж, 1942, стр. 102—131. 1108 «Divin. Nomin.», I, 6. — MPGr. t. 3, col. 596 C. 1109 «Eccles. hierar.», I, 2. — col. 373 A. 1110 «Divin, nomin.», IV, 2, col. 696 CD. 1111 «Eccles. hierar.», III, 7, col. 436 C. 1112 «Eccles. hierar.», III, 11, col. 440 C — 441 A. 1113 «Eccles. hier.», III, 11. col. 441 AC; cf: «Div. nomin.», VIII, 9,col. 897 AB. 1114 «Eccles. hier.», III, 12, col. 444 A. 1115 ibid. III, 1, col 429 A. 1116 Epist. 4 Caio monacho, col. 1072 AC. 1117 «Eccl. hier.», I, 3, col. 376 A. 1118 ibid. I, 4, col. 376 B. cf: II, 1, col. 393 A. 1119 «Eccl. hier.», IV, 10, col. 484 AB 1120 «Div. nomin.», II, 11, col. 649 BC; ΠΙ , 1, col. 680 BD. 1121 «Eccl. hier.», III, 2 sq. col. 425 В — 428 D. 1122 «Div. nomin.», IV, 13, col. 712 A. 1123 ibid., col. 712 B. 1124 ibid., IV, 11, col. 708 D. cf: col. 593 B. 1125 ibid., VII, 1, col. 865 D. 1126 ibid., VII, 3, col. 872 AB. 1127 «Myst. théolog.», II, col. 1025 AB. 1128 ibid., I, col, 1000 A. 1129 См. упомянутую статью «Духовные предки св. Григория Паламы», где говорится, о плодах мистических видений, как о созерцании сущего и даже премирного. 1130 «Mystagog.», VI, — MPGr. t. 90, col. 684 D.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3500...

1605 Oratio 6, 15–16, t. 35, col. 741 C. 1606 «Hexaemeron», — MPGr. t. 44, col. 73 AB. 1607 MPGr. t. 46, col. 28 D — 29 A. 1608 «Богословский Вестник» за 1892 г., том III, стр. 123–125. 1609 MPGr. t. 40, col. 809 А. 1610 «Eccles. hierar.», I, 2. — MPGr. t. 3, col. 373 A. 1611 «De divin. nomin.», II, 8, col. 645 BD. 1612 Ibidem, IV, 7, col. 704 C. 1613 Ibidem. VIII, 5, col. 892 C. 1614 Ibidem, IV, 31, col. 732 BC. 1615 Ibidem. 1616 Thalass., 2, — MPGr. t. 90, col. 272 A; Thalass. 13, col. 293D–296A, 1617 Thalass. Praefatio, — col. 257 C. 1618 Thalass. 49, — col. 460 A. 1619 Ibidem, 63, — col. 681 A. 1620 Ibidem, 35, — col. 377 C. 1621 Ambig. lib. — MPGr. t. 91, col. 1341 D. 1622 Ibidem, 64, — col. 709 B. 1623 «De caritate» I, 98 et 99, — MPGr. t. 90, col. 981 D. 1624 Thalass. 13, — col. 296 A. 1625 Amibg. lib, — col. 1329 A. 1626 Thalass. 27, — col. 357 C. 1627 Ibidem, 60, col. 624 A. 1628 Ambig. lib., — col. 1248 B. 1629 Thalass., col. 372 B. 1630 Ibidem, 27, — col. 353 B 1631 Josef Loosen, S. 3. «Logos und Pneuina im begnadeten Menschen bei Maximus Confessor», Münster i/W, 1941, S. 39. 1632 Ibid. S. 40. 1633 Ibid., S. 42. 1634 MPGr. 3, col. 977 D — 980 A. 1635 Ibidem, 4, col. 405 D — 408 A. 1636 «Mystag.», cap. I. — MPGr. 91, col. 664 D. 1637 Ibid., cap. 7, — col. 685 A. 1638 Hans Urs v. Balthasar, «Die kosmische Liturgie». 1639 Ennead. III, 2, 3. 1640 Stromat. VI, 9, — MPGr. t. 9, col. 293 B. 1641 «Tim.», 90 A. 1642 «Phaed.», 80 AB. 1643 «Ennead.», 1, 2, 3. 1644 Richard Hamann, «Das Symbol», Berlin, 1902, passim. 1645 A. Sabatier, «Esquisse d " une philosophie de la religion», Paris,1898, p. 390. 1646 Очень интересной является в данном отношении статья В. Вейдле, «Знак и символ» (Набросок вступления, к общей теории знака) в «Богосл. Мысль», Париж 1942, стр. 25–40, где приведена и литература этого вопроса, 1647 E. Brunner, «Das Symbolische in der religiosen Erkenntnis», Tübingen, 1914, S. 29–30. 1648 A. Sabatier, op. cit. pp. 393–394. 1649 E. Brunner, op. cit. S. 61. Cf: E. Troeltsch, «Wesen der Religion und der Religionswissenschaft», II Band Gesammelt. Werken, Tübingen, Ss. 480–482.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

1606 Oratio 6, 15—16, t. 35, col. 741 C. 1607 «Hexaemeron», — MPGr. t. 44, col. 73 AB. 1608 MPGr. t. 46, col. 28 D — 29 A. 1609 «Богословский Вестник» за 1892 г., том III, стр. 123—125. 1610 MPGr. t. 40, col. 809 А. 1611 «Eccles. hierar.», I, 2. — MPGr. t. 3, col. 373 A. 1612 «De divin. nomin.», II, 8, col. 645 BD. 1613 ibidem, IV, 7, col. 704 C. 1614 ibidem. VIII, 5, col. 892 C. 1615 ibidem, IV, 31, col. 732 BC. 1616 ibidem. 1617 Thalass., 2,-MPGr. t. 90, col. 272 A; Thalass. 13, col. 293D-296A, 1618 Thalass. Praefatio, — col. 257 C. 1619 Thalass. 49, — col. 460 A. 1620 ibidem, 63, — col. 681 A. 1621 ibidem, 35, — col. 377 C. 1622 Ambig. lib. — MPGr. t. 91, col. 1341 D. 1623 ibidem, 64,— col. 709 B. 1624 «De caritate» I, 98 et 99,— MPGr. t. 90, col. 981 D. 1625 Thalass. 13, — col. 296 A. 1626 Amibg. lib, — col. 1329 A. 1627 Thalass. 27, — col. 357 C. 1628 ibidem, 60, col. 624 A. 1629 Ambig. lib., — col. 1248 B. 1630 Thalass., col. 372 B. 1631 ibidem, 27, — col. 353 B 1632 Josef Loosen, S. 3. «Logos und Pneuina im begnadeten Menschen bei Maximus Confessor», Münster i W, 1941, S. 39. 1633 ibid. S. 40. 1634 ibid., S. 42. 1635 MPGr. 3, col. 977 D — 980 A. 1636 ibidem, 4, col. 405 D — 408 A. 1637 «Mystag.», cap. I. — MPGr. 91, col. 664 D. 1638 ibid., cap. 7, — col. 685 A. 1639 Hans Urs v. Balthasar, «Die kosmische Liturgie». 1640 Ennead. III, 2, 3. 1641 Stromat. VI, 9,— MPGr. t. 9, col. 293 B. 1642 «Tim.», 90 A. 1643 «Phaed.», 80 AB. 1644 «Ennead.», 1, 2, 3. 1645 Richard Hamann, «Das Symbol», Berlin, 1902, passim. 1646 A. Sabatier, «Esquisse d " une philosophie de la religion», Paris,1898, p. 390. 1647 Очень интересней является в данном отношении статья В. Вейдле, «Знак и символ» (Набросок вступления, к общей теории знака) в «Богосл. Мысль», Париж 1942, стр. 25—40, где приведена и литература этого вопроса, 1648 E. Brunner, «Das Symbolische in der religiosen Erkenntnis», Tübingen, 1914, S. 29—30. 1649 A. Sabatier, op. cit. pp. 393—394. 1650 E. Brunner, op. cit. S. 61. Cf: E. Troeltsch, «Wesen der Religion und der Religionswissenschaft», II Band Gesammelt. Werken, Tübingen, Ss. 480—482.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3500...

Oratio 6, 15–16, t. 35, col. 741 C. 1606 «Hexaemeron», — MPGr. t. 44, col. 73 AB. 1607 MPGr. t. 46, col. 28 D — 29 A. 1608 «Богословский Вестник» за 1892 г., том III, стр. 123–125. 1609 MPGr. t. 40, col. 809 А. 1610 «Eccles. hierar.», I, 2. — MPGr. t. 3, col. 373 A. 1611 «De divin. nomin.», II, 8, col. 645 BD. 1612 Ibidem, IV, 7, col. 704 C. 1613 Ibidem. VIII, 5, col. 892 C. 1614 Ibidem, IV, 31, col. 732 BC. 1615 Ibidem. 1616 Thalass., 2, — MPGr. t. 90, col. 272 A; Thalass. 13, col. 293D–296A, 1617 Thalass. Praefatio, — col. 257 C. 1618 Thalass. 49, — col. 460 A. 1619 Ibidem, 63, — col. 681 A. 1620 Ibidem, 35, — col. 377 C. 1621 Ambig. lib. — MPGr. t. 91, col. 1341 D. 1622 Ibidem, 64, — col. 709 B. 1623 «De caritate» I, 98 et 99, — MPGr. t. 90, col. 981 D. 1624 Thalass. 13, — col. 296 A. 1625 Amibg. lib, — col. 1329 A. 1626 Thalass. 27, — col. 357 C. 1627 Ibidem, 60, col. 624 A. 1628 Ambig. lib., — col. 1248 B. 1629 Thalass., col. 372 B. 1630 Ibidem, 27, — col. 353 B 1631 Josef Loosen, S. 3. «Logos und Pneuina im begnadeten Menschen bei Maximus Confessor», Münster i/W, 1941, S. 39. 1632 Ibid. S. 40. 1633 Ibid., S. 42. 1634 MPGr. 3, col. 977 D — 980 A. 1635 Ibidem, 4, col. 405 D — 408 A. 1636 «Mystag.», cap. I. — MPGr. 91, col. 664 D. 1637 Ibid., cap. 7, — col. 685 A. 1638 Hans Urs v. Balthasar, «Die kosmische Liturgie». 1639 Ennead. III, 2, 3. 1640 Stromat. VI, 9, — MPGr. t. 9, col. 293 B. 1641 «Tim.», 90 A. 1642 «Phaed.», 80 AB. 1643 «Ennead.», 1, 2, 3. 1644 Richard Hamann, «Das Symbol», Berlin, 1902, passim. 1645 A. Sabatier, «Esquisse d " une philosophie de la religion», Paris,1898, p. 390. 1646 Очень интересной является в данном отношении статья В. Вейдле, «Знак и символ» (Набросок вступления, к общей теории знака) в «Богосл. Мысль», Париж 1942, стр. 25–40, где приведена и литература этого вопроса, 1647 E. Brunner, «Das Symbolische in der religiosen Erkenntnis», Tübingen, 1914, S. 29–30. 1648 A. Sabatier, op. cit. pp. 393–394. 1649 E. Brunner, op. cit. S. 61. Cf: E. Troeltsch, «Wesen der Religion und der Religionswissenschaft», II Band Gesammelt. Werken, Tübingen, Ss. 480–482. 1650

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Девятичинная церковная иерархия, описываемая прп. Никодимом, отличается от иерархии Ареопагита, состоявшей, как известно, из шести чинов («иерархи», «иереи», «служители» или диаконы, монахи, «священный народ», т. е. миряне, а также «множество недопускаемых к священнодействию», под которым согласно толкованию прп. Максима Исповедника следует подразумевать «оглашенных, кающихся и одержимых». Dion. Ar. De eccl. hierar. 5, 5-7; 6, 3. 2. 1. P. 107-110, 116:4-8, 115:5), а также от девятичинных иерархий в описаниях последующих авторов - прп. Никиты Стифата ( Nic. Steth . De hierar. 22/Ed. J. Darrouzès . Paris, 1961. SC 81. P. 326) и прп. Петра Дамаскина ( Petr. Dam . De differentia cogitationum et applicationum//Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. Τ. 3. θναι, 4 1976. Σ. 110:23-27) и от семичинной церковной иерархии, упомянутой в трактате прп. Григория Синаита «О четырех иерархиях» ( Greg. Sin. De quattuor hierar. 3:5-8// Rigo A. Il monaco, la chiesa e la liturgia: I capitoli sulle gerarchie di Gregorio il Sinaita. Firenze, 2005. P. 4), в любую из которых входили представители высшего церковного клира - епископата. В «Похвальном слове» епископ не входит в состав церковной иерархии, но находится над ней, чем еще сильнее подчеркивается особое значение его служения. Συνεσττες - букв . «стоящие вместе». Здесь, вероятно, имеются в виду оглашенные, молившиеся на Литургии вместе с верными и покидавшие церковь перед Евхаристическим каноном, или кающиеся последнего чина, которым позволялось присутствовать на всей Литургии и молиться с верными без права причащения. Ср.: 1 Тим. 2, 4. Dion. Ar. De eccl. hierar. 2, 2, 1. 70:2-3. Рус. пер.: Дионисий Ареопагит . ЦИ. С. 29. Dion. Ar. De eccl. hierar.2, 3, 1. P. 74:12-14. Рус. пер.: Дионисий Ареопагит. ЦИ . С. 39, 41. Dion. Ar. De eccl. hierar.2, 3, 1. P. 75:3-5. Ср. рус. пер.: Дионисий Ареопагит. ЦИ . С. 41. Исх. 15, 11. Ис. 40, 18. Ос. 12, 10. У Ареопагита - «луч». Ср.: Dion. Ar. De cael. hierar. 3, 2. P. 18:3-4. Рус. пер.: Дионисий Ареопагит. НИ. С. 33.

http://pravoslavie.ru/38079.html

Например, ходатайство к митр. Молдовалашскому Вениамину Костаки о помощи некой бедной обители учеников прп. Паисия Величковского ( Феоклит Дионисиатский, мон. 2005 . С. 364-366). В предисловие входят следующие темы: об избрании епископов, о понятии «исихия» и о послушании (Σ. 19-26). Ign . Ant . Ep. 7, 9, 2:2-5: «Почитай Бога как виновника и господина всех, а епископа - как священноначальника (архиерея), носящего образ Божий: в отношении начальствования - Божий, в отношении священства - Христов» (τμα πσκοπον δ ς ρχιερα, θεο εκνα φοροντα κατ μν τ ρχειν θεο, κατ δ τ ερατεειν Χριστο). Ср.: Aelian . Var. hist. 14, 30:1-14 (hrsg. v. R. Hercher. Leipzig, 1866. TLG 545/2). Однако в «Различных историях» Элиана героем данного повествования оказывается Аннон, а не Софон. Быть может, прп. Никодим использовал имя Софон (Σφων) с намеком на тщетность и тщеславность земной мудрости (σοφα). Dion . Ar. De cael. hierar. 8, 2 (hrsg. v. G. Heil, A. M. Ritter . Berlin, 1991 (PTS 36). S. 34:14-16. TLG 2798/1). Ср. рус. пер.: Дионисий Ареопагит . НИ. С. 83. Dion . Ar. De eccl. hierar. 1, 2 (hrsg. v. G. Heil, A. M. Ritter . Berlin, 1991 (PTS 36). S. 64:23-65:1. TLG 2798/2). Ср. рус. пер.: Дионисий Ареопагит . НИ. С. 15, 17. Девятичинная церковная иерархия, описываемая прп. Никодимом, отличается от иерархии Ареопагита, состоявшей, как известно, из шести чинов («иерархи», «иереи», «служители» или диаконы, монахи, «священный народ», т. е. миряне, а также «множество недопускаемых к священнодействию», под которым согласно толкованию прп. Максима Исповедника следует подразумевать «оглашенных, кающихся и одержимых». Dion . Ar . De eccl. hierar. 5, 5-7; 6, 3. 2. 1. P. 107-110, 116:4-8, 115:5), а также от девятичинных иерархий в описаниях последующих авторов - прп. Никиты Стифата ( Nic . Steth . De hierar. 22/Ed. J . Darrouz è s . Paris, 1961. SC 81. P. 326) и прп. Петра Дамаскина ( Petr . Dam . De differentia cogitationum et applicationum//Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. Τ. 3. θναι, 4 1976. Σ. 110:23-27) и от семичинной церковной иерархии, упомянутой в трактате прп. Григория Синаита «О четырех иерархиях» ( Greg . Sin . De quattuor hierar. 3:5-8// Rigo A. Il monaco, la chiesa e la liturgia: I capitoli sulle gerarchie di Gregorio il Sinaita. Firenze, 2005. P. 4), в любую из которых входили представители высшего церковного клира - епископата. В «Похвальном слове» епископ не входит в состав церковной иерархии, но находится над ней, чем еще сильнее подчеркивается особое значение его служения.

http://bogoslov.ru/article/573148

Συνεσττες - букв . «стоящие вместе». Здесь, вероятно, имеются в виду оглашенные, молившиеся на Литургии вместе с верными и покидавшие церковь перед Евхаристическим каноном, или кающиеся последнего чина, которым позволялось присутствовать на всей Литургии и молиться с верными без права причащения. Dion . Ar. De eccl. hierar. 2, 3, 1. P. 74:12-14. Рус. пер.: Дионисий Ареопагит. ЦИ . С. 39, 41. Dion . Ar . De eccl. hierar. 2, 3, 1. P. 75:3-5. Ср. рус. пер.: Дионисий Ареопагит. ЦИ . С. 41. Ср.: Dion . Ar . De cael. hierar. 3, 2. P. 18:3-4. Рус. пер.: Дионисий Ареопагит. НИ. С. 33. Jo. Chrys. De sacerdotio 3, 5:9-14. P. 148. Ср. рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Шесть слов о священстве. С. 417-418. См. также продолжение цитаты ( Jo. Chrys. De sacerdotio 3, 5:14-26. P. 148): «Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти узы связывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, и мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он дал им всю небесную власть? Имже , - говорит (Господь), - отпустите грехи, отпустятся: и имже держите, держатся (Ин. 20, 23). Какая власть может быть больше этой? Отец суд весь даде Сынови (Ин. 5, 22); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам. Они возведены на такую степень власти, как бы уже переселились на небеса, превзошли человеческую природу и освободились от наших страстей» (С. 418). Ср.: Greg . Pal . Hom. 24, 10:1-13 (ed. P . K . Chrestou . Thessalonica, 1985 (λληνες Πατρες τς κκλησας 76). TLG 3254/8). Здесь прп. Никодим, кажется, намеренно изменяет выражение « весь тканый сверху » (κ τν νωθεν φαντς δι " λου) (Ин. 19, 23) на словосочетание «сотканный свыше» (τν νωθεν φαντν) . Триодь Цветная. М., 1992. С. 192. Греч. текст: Πεντηκοστριον χαρμσυνον. μη, 1883. Σ. 319. Эти слова одного из тропарей седьмой песни канона на Вознесение читаются при облачении архиерея на возложение омофора. Окончание цитаты, предлагаемое прп. Никодимом (πντα νομοθετν κα π το νμου νομοθετομενος), отличается от цитируемого текста из свт. Иоанна Златоуста (πντα λογοθετν κα π το λγου νομοθετομενος) с сохранением общего смысла.

http://bogoslov.ru/article/573148

Церковь , основанная Апостолами по всем концам мира, одна: они предали епископам только одну Церковь . По самому своему основанию Церковь едина: она кафолическая Церковь (Ер. 73:20:60). « Церковь одна, хотя, с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако, при самом истоке все же сохраняет единство. Отдели солнечный луч от его начала – единство не допустит существовать отдельному свету, отдели ветвь от дерева – отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником – разобщенный иссякнет. Равным образом, Церковь , озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи Свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распространяет ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство; при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преспеянием [плодотворения]» (De unit. Eccles. 5). Это таинство единства, этот союз неразрывного согласия, обозначается в евангельском сказании о хитоне Господа Иисуса Христа: хитон не был разделен и разодран, но достался целостно одному, кому выпал по жребию, и поступил в обладание неиспорченным и неразделенным (De unit. Eccles. 7). Единение народа таинственно изображается и в таинстве Евхаристии, ибо как многие зерна, вместе собранные, смолотые и размешанные, образуют один хлеб, так точно образуют одно и то же тело многие верующие, соединяясь во Христе, Который есть небесный Хлеб (Epist. 63, cap. 13). Единство Церкви выражается в единстве веры, а также повиновении пастырям (De unit. Eccles. 6; 8; 10; 12). Внешнее выражение единство Церкви находит в епископате, который служит органом единения вселенской Церкви. Единая кафолическая Церковь сплочена и скреплена связью священников, взаимно между собой связанных (De unit. Eccles. 5). Епископство одно, разветвленное в едином лике многих епископов (Epist. 43, cap. 5; Epist. 55, cap. 24), и каждый отдельный епископ является носителем именно этого вселенского священства. Поэтому кто, не соблюдая ни единства духа, ни союза мира, отделяет себя от Церкви и от общества священников, тот, не признавая ни епископства, ни единства и мира, не может иметь ни власти, ни чести епископа (Epist. 55, cap. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Cave, Sepitor. Eccles. Histor. Litter. pag. 107, Genev. 1720; Corp. Histor. Byzant. V, pag. 349, Venet. 1729). Corp. Histor. Byzant. V, pag. 345, 348, 349, по указанному изданию. Это сочинение в подлиннике было читано в шестом веке, когда папа Иоанн II, будучи прислан (около 520 г.) готфским царем Феодориком к императору Иустину, домогался первенствовать в священнослужении пред константинопольским патриархом, указывая на апостольское происхождение Римской кафедры; тогда заметили ему, что и Цареградская Церковь основана апостолом Андреем, от которого ведет непрерывный ряд своих епископов, и в удостоверение представили подлинное сочинение святого Дорофея, касающееся этого предмета. Многие римские писатели почитают это Дорофеево сочинение подложным потому именно, что в нем говорится об основании Византийской кафедры святым апостолом Андреем (Le Quien, Oriens Christ. 1, pag. 10. 195, Paris. 1740; Baronius, An. Eccles. 1, pag. 316. 323, Antverp. 1598, и др.),— усиливаясь напротив, доказать, будто она основана святым апостолом Петром. Но — а) последняя, совершенно неосновательная мысль Барония справедливо отвергается самими папистами (Tillemont, Mйmoires pour servir а l " histoire Eccles. 1, part. 3, pag. 1057, Bruxel. 1694); б) что апостол Андрей поставил в Византии первого епископа — Стахия, об этом ясно говорится и в Четьи-Минеи (Martirologio) римской (Окт. 31); следовательно, ложно, будто мысль сия выдумана греками, для сообщения важности Цареградскому престолу во время спора их с первосвященниками запада; в) почитая помянутое сочинение Дорофея подложным, сами западные писатели сознаются, по крайней мере, в том, что его нужно отнести к началу шестого века (Caveus, Histor. Litter. Script. Eccles. 109, Genev. 1720), и в таком случае оно останется для нашей цели важным свидетельством древности. Оно находится в сочинении его под именем: тоа " Epifan…ou " Ep…skipou КЪргои per? топ " AposmTlwn, роа " аптоп ™k»ruxe..., которое издатели византийских писателей не сочли нужным напечатать потому, что оно не содержит ничего нового сравнительно с свидетельством об этом Дорофея.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010