144 Vincent, Abel. JN. p. 40–300; Coüasnon Ch. The Church of the Holy Sepulchre. Jerusalem, London 1974; Corbo V. II Santo Sepolchro di Gerusalemme, I–III. Jerusalem, 1981; Patrich J. The Church of the Holy Sepulchre: History and Architecture//Tsafrir, Safrai (eds.), Jerusalem, p. 353–381; Biddle M. The Tomb of Christ. Phoenix Mill, 1999 145 Vincent, Abel. JN, p. 205–248; Corbo V. Scavo archeologico a ridosso della basilica dell’Ascensione//Liber Annuus 10 (1959–1960), p. 205–248. 146 Richmond E. T. Basilica of the Nativity, Bethlehem//QDAP 5 (1936), p. 75–81; Idem. The Church of the Nativity, the Plan of the Constantinian Building//QDAP 6 (1938), p. 63–66; Vincent H. Bethléem le sanctuaire de la Nativité d’après les fouilles recentes//RB 45 (1936), p. 551–74, 46 (1937), p. 93–121; Bagatti B. Gli antichi edifici sacri di Betlemme. Jerusalem, 1951. 147 Magen Y. The Church of Mary Theotokos on Mt. Gerizim//Ancient Churches Revealed/Ed. Y. Tsafrir. Jerusalem, 1993, p. 83–89. 148 Holum K. G. The Temple Platform: Progress Report on the Excavations//K. G. Holum, A. Raban and J. Patrich (eds.), Caesarea Papers 2 (Journal of Roman Archaeology, Supplement 35), p. 13–34. 149 Corbo V. C. Cafamao, I. Jerusalem, 1975, p. 59–111; Idem. The House of Saint Peter at Capharnaum. Jerusalem, 1972; Idem. The Church of the House of St. Peter at Capernaum//Ancient Churches Revealed, p. 71–76. 150 Avner R. Jerusalem, Mar Elias – The Kathisma Church//Excavations and Surveys in Israel, 20 (2000), p. 101–103. 151 See the drawing of the Vienna Ms. 458 in: Meehan D. Adamnan’s De Locis Sanctis. Dublin, 1958 (frontispiece). 152 Theophanes. Chronographia. A. M. 5920/Ed. De Boor, I, Leipzig 1883, p. 86–87; on the translation of the relics to and within Jerusalem and the building of the church of St. Stephen see: Lagrange M. J. Saint Etienne et son sanctuaire à Jérusalem. Paris, 1894; Vincent, Abel. JN, p. 43–104. 153 Holum K. G., Vikan G. The Trier Ivory, Adventus Ceremonial, and the Relics of St. Stephen//DOP 33 (1979), p. 113–133; Idem. Theodosian Empresses – Woman and Imperial Dominion in Late Antiquity. Berkeley, Los Angeles and London, 1982, p. 103–109.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

136 Itinerarium Egeriae 37/Ed. A. Franceschini and R. Weber//CCSL 175, p. 80–81. The translation is after Wilkinson J. Egeria’s Travels. London, 1971, p. 138–139. 137 See photograph in: Cradle of Christianity/Ed. Y. Israeli and D. Mevorach (catalogue, The Israel Museum), Jerusalem, 2000, p. 140 (henceforth: Cradle of Christianity). 138 Leibovitch J. The Reliquary Column of Dor//Christian News in Israel 5 (1953), p. 22–23; also in Cradle of Christianity, p. 40. 139 GrisarH. Die römische Kapelle Sancta Sanctorum und ihr Schatz. Freiburg, 1908, p. 113– 17; See also color photograph in: Limor O. Holy Land Travels//Christian Pilgrims in Late Antiquity. Jerusalem, 1998, PL IV. 140 Vincent H. L’église de l’Eleona//RB 19 (1910), p. 573–574, 20 (1911), p. 219–265; Idem. L’Eleona, sanctuaire primitifde l’ascension//RB 64 (1957), p. 48–71. For the churches of Palestine in general see, among others, Crowfoot J. W. Early Churches of Palestine. London, 1941; Bagatti B. The Church from the Gentiles in Palestine. Jerusalem, 1971; Tsafrir Y. The Development of Ecclesiastical Architecture in Palestine//Ancient Churches Revealed/Ed. Y. Tsafrir. Jerusalem, 1993. 141 Richmond E. T. The Church of the Nativity, Alterations Carried Out by Justinian//Quarterly of the Department of Antiquities of Palestine 6 (1938), p. 67–72 (henceforth QDAP). 142 Forsyth G. H. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai: The Church and Fortress of Justinian//Dumbarton Oaks Papers 22 (1968), p. 1–19 (henceforth DOP); a different reconstruction was suggested by Grossmann P. Neue baugeschichtliche Untersuchung im Katharinkloster im Sinai//Archäologische Anzeiger. 1988, p. 543–558. 143 On this type of commemorative churches, classified by A. Grabar as the “Martyrium type”, see: Grabar A. Martyrium. Paris, 1946; Idem. Christian Architecture, East and West//Archaeology 2 (1949), p. 95–104. See also: Ward-Perkins J. B. Memoria, Martyr’s Tomb and Martyr’s Church//Atti del Congresso Intemazionale di Archeologia Cristiana 7 (1965), p. 3–25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ричмонд (E.T. Richmond, QDAP 5 (1936), pp. 75-81) считал, что из восьмерика вело два спуска в крипту: с северо- и юго-востока. Кроуфут (J.W. Crowfoot, Early Churches, pp.18-20) полагал, что в крипту вел лишь один подземный вход, начинавшийся вне стен восьмерика с северо-восточной стороны. Однако обнаруженный при раскопках лаз был крайне узким (1 м) и заканчивался лестницей, ведшей вверх внутрь восьмерика, а не в крипту. Тем не менее, Венсан (L.H. Vincent) разделял мнение Кроуфута, по предположениям же других археологов, этот ход был пробит Блаженным Иеронимом, как об этом свидетельствует, впрочем не вполне ясно, Антонин из Плаценции (ныне Пьяченца) (Antoninus Placentius) в своем «Итинерарии» (приблизительно 570 г.): «Вифлеем место весьма известное… пещера, в которой родился Господь; в ней ясли, украшенные золотом и серебром; внутри день и ночь горят лампады. Отверстие пещеры весьма узко для входа. Иероним пресвитер высек скалу в отверстии пещеры и сделал себе могилу, в которой и лежит» (Итинерарий, 29). Большинство современных исследователей склоняется к тому, что в крипту вел один вход, по всей видимости, с севера, где местность естественно понижается. На иконах, изображающих «Поклонение волхвов», последние также традиционно рисовались подходящими к яслям с севера.[/p] Сегодня вход в крипту осуществляется по двум полукруглым лестницам, ведущим из северной и южной частей трансепта. Эти проходы были пробиты и отделаны во время перестройки базилики Юстинианом в VI веке и отремонтированы и украшены в XII крестоносцами, о чем свидетельствует характерный стрельчатый свод проходов и капители сдвоенных колонн при входе в крипту. Бронзовые двери сохранились со времен Юстиниана. Существует и еще один вход – с северо-запада, через подземный ход, который ведет из пещер под церковью св. Екатерины и который Кроуфут и Венсан считали главным входом в крипту в Константиновой базилике. Этот проход закрыт для посетителей. Крипта перекрыта цилиндрическим сводом. Судить о первоначальной форме трудно, ибо ясно, что на протяжении столетий помещение неоднократно перестраивалось.

http://sobory.ru/article/?object=14202

154 Sozomenus. Historia Ecclesiastica IX, 17//Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte, 50/Eds. J. Bidez, G. C. Hausen. Berlin, 1950, p. 407. 158 See mainly Garitte G. (ed.). Le calendrier palestino-georgien du Sinaiticus 34 (Xe siècle)//Subsidia Hagiographica 30, Bruxelles, 1958; Milik J. T. Notes d’épigraphie et de topographie palestiniennes, IX: Sanctuaires de Jerusalem a l’époqucs arabe (VII–Xe siècle)//RB 67 (1960), p. 354–367, 550–586. 159 See for example, Baramki D. C. An Early Christian Basilica at Ein Haniya//QDAP 3 (1934), p. 113–117; Piccirillo M. Le anthichita di Rihab dei Bene Hasan//LA 30 (1980), p. 324–325; and in general, Michel A. The Liturgical Installations; Piccirillo M., Alliata E. Mount Nebo – New Archaeological Excavations 1967–1997. Jerusalem, 1998, p. 391–412. 160 Batz S. The church of St. Theodore at Khirbet Beif Sila//Israel Museum Studies in Archaeology 1 (2002), p. 39–54, esp. p. 49. 161 Aviam M. Horvat Hesheq – A Unique Church in Upper Galilee: Preliminary Report//G.C. Bottini, L. Di Segni and E. Alliata (eds.). Christian Archaeology in the Holy Land – New Discoveries. Jerusalem, 1990, p. 351–378; Di Segni L. Horvat Hesheq – The Inscriptions//Ibid., p. 379–390. 162 See references and discussion in: Negev A. The Churches of the Central Negev – An Archaeological Survey//RB 81 (1974), p. 400–421; also in Tsafrir Y Excavations at Rehovot-in-the-Negev, I, The Northern Church (Qedem 25), Jerusalem, 1988, p. 22–77, esp. p. 47–49. 164 Tsafrir Y., Hirschfeld Y. The church and mosaics at Horvat Berachot, Israel//DOP 33 (1979), p. 291–323. 166 Macridy T. et al. The Monastery of Lips (Fenary Isa Camii) at Istanbul//DOP 18 (1964), p. 253–277, esp. 258–260 and figs. 5, 6, 8, 9, 25–26 (hereafter, Macridy etal. The Monastery of Lips). 167 Teteriatnikov N. Upper-Story Chapels near the Sanctuary in Churches of the Christian East//DOP 42 (1988), 42, p. 65, figs. 1–3. 170 Teteriatnikov N. Devotional Crosses in the Columns and Walls of Hagia Sophia//Byzan tion, 68 (1998), p. 419–433, figs. 1– 14 (hereafter, Teteriatnikov. Devotional Crosses).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

J., Dickie A. C. Excavations at Jerusalem, 1894-1897. L., 1898; Vincent L.-H. Underground Jerusalem. L., 1911; Vincent L.-H., Abel F.-M. Jérusalem: Recherches de topographie, d " archéologie et d " histoire: Jérusalem nouvelle. P., 1914-1924. Т. 2. Fasc. 1-4; Schmaltz K. Mater Ecclesiarum: Die Grabeskirche in Jerusalem. Strassburg, 1918. Lpz., 1984r; Weill R. La cité de David: Compte rendu des fouilles exécutées d " Jérusalem sur site de la ville primitive: Campagne de 1913-1914. P., 1920; idem. Campagne de 1923-1925. P., 1947; Enlart C. Les Monuments des croisés dans le Royaume de Jérusalem: Architecture religieuse et civile. P., 1925-1928. 2 vol.; Macalister R. A. S., Duncan J. G. Excavations on the Hill of Ophel, Jerusalem, 1923-1925. L., 1926; Crowfoot J. W., FitzGerald G. M. Excavations in the Tyropoeon Valley, Jerusalem, 1927. L., 1929; Sukenik E. L., Mayer L. A. The Third Wall of Jerusalem. Jerusalem; L., 1930; Johns C. N. The Abbey of St. Mary in the Valley of Jehoshaphat, Jerusalem//The Quarterly of the Department of Antiquities of Palestine. Jerusalem, 1938. Vol. 8. P. 117-136; idem. The Citadel, Jerusalem: A Summary of Work Since 1934//PEFQSt. 1950. Vol. 14. P. 121-190; Hamilton R. W. Excavations Against the North Wall of Jerusalem, 1937-1938//QDAP. 1940. Vol. 10. P. 1-53; idem. Jerusalem in the 4th Cent.//PEFQSt. 1952. P. 83-90; Saller S. J. Discoveries at St. John " s ‘Ein Karim (1941-1942). Jerusalem, 1946. (SBF: Coll. Maior; 3); Bagatti B. Il Santuario della Visitazione ad ‘Ain Karim (Montana Judaeae): Esplorazione archeologica e ripristina. Gerusalemme, 1948. (SBF: Coll. Maior; 5); idem. The Church from the Gentiles in Palestine: History and Archaeology. Jerusalem, 1971. (SBF: Coll. Minor; 2); Kendall H. Jerusalem, the City Plan: Preservation and Development During the British Mandate, 1918-1948. L., 1948; Marangoni L., Barluzzi A. Relazione del progetto di costruzione di una nuova basilica del S. Sepolcro//Il Santo Sepolcro di Gerusalemme: Splendori, miserie, speranze.

http://pravenc.ru/text/293782.html

имп. Алексии I Комнине . При его преемнике Иоанне II Комнине (1118-1143) клюнийцы были изгнаны из К-поля, а обитель заняли греч. монахи. В связи с этим аббат Петр обращался к императору и К-польскому патриарху с просьбой вернуть ее клюнийцам. В Палестине клюнийцам принадлежал монастырь на горе Фавор ( Petr. Venerab. Ep. 31; 80), возникший на месте разрушенной в 1113 г. бенедиктинской обители (основана в 1099). Вероятно, здесь жил аббат Понтий во время паломничества на Св. землю ( Orderic. Vital. Hist. eccl. 12. 30). Благодаря укреплениям монахи отразили нападения войск Салах-ад-Дина в 1183 г., но обитель была разрушена во время осады Иерусалима мусульманами (1187). В К. к. входило также аббатство Девы Марии в Иосафатовой долине, построенное над гробницей Пресв. Богородицы ( Johns C. N. The Abbey of St. Mary in the Valley of Jehoshaphat//QDAP. 1939. Vol. 8. P. 117-136). Монахи-бенедиктинцы прибыли туда в 1099 г. по приглашению Готфрида Бульонского ; ок. 1120 г. настоятелем мон-ря стал клюниец Гильдуин, бывш. приор обители Люрси-ле-Бур. В мон-ре хранилась частица Св. Креста, якобы посланная с др. святынями из Вифлеема в клюнийский приорат св. Арнульфа в Крепи ( White L. A Forged Letter Concerning the Existence of Latin Monks at St. Mary " s Jehosaphat before the First Crusade//Speculum. 1934. Vol. 9. N 4. P. 404-407). Во владения мон-ря входила Кедронская долина с прилегавшими садами и виноградниками, церкви в Аскалоне, Акре, Тире, Сидоне, Тивериаде и др. местах Палестины, а также поместья на Сицилии и в Калабрии. После разрушения мон-ря (1187) насельники обосновались в Акре, где клюнийская обитель существовала до 1244 г. После кончины Петра Достопочтенного (25 дек. 1156) его друг Рауль де Сюлли составил его Житие (PL. 189. Col. 15-28), однако, несмотря на уважение современников, Петр не был канонизирован. Избрание его преемника вызвало разногласия среди клюнийцев. На должность аббата был выбран некий Роберт Толстый, родственник графов Фландрии; в поисках поддержки он отправился в Рим к папе Адриану IV , но не получил его одобрения и на обратном пути умер при невыясненных обстоятельствах (PL.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

1914. Vol. 69. N 2. P. 143-182; N 4. P. 289-322; Gregory (Peradse), arhim. Die Anfänge des Mönchtums in Georgien//ZKG. 1928. Bd. 46. S. 34-75; idem. (Gregory (Peradze)). An Account of the Georgian Monks and Monasteries in Palestine//Georgica. 1937. Vol. 1. N 4/5. P. 181-246; он же (Григорий (Перадзе), архим.). Сведения иностранных пилигримов о груз. монахах и мон-рях. Тб., 1995 (на груз. яз.); он же. Собр. соч. Варшава, 2012. Кн. 1: К истории монашества в Грузии: Древняя история Грузинской Церкви/Ред.: Д. Колбая (на груз. яз.); Iliffe J. H. Cemeteries and a «Monastery» at the YMCA, Jerusalem//QDAP. 1935. Vol. 4. P. 70-80; Тархнишвили М. Грузинский мон-рь, обнаруженный недавно в Вифлееме//Bedi Kartlisa. P., 1954. Vol. 16. P. 12-17 (на груз. яз.); idem (Tarchni š vili M.). Il monachismo georgiano nelle sue origini e nei suoi primi sviluppi//Il monachesimo orientale: Atti del Conv. di studi orientali che sul predetto tema si tenne a Roma, sotto la direzione del Pontificio istituto orientale, nei giorni 9, 10, 11 e 12 apr. 1958/Ed. I. Hausherr et al.//OCA. 1958. Vol. 153. P. 307-319; Абуладзе И. Древние редакции житий сир. подвижников в Грузии. Тб., 1955; Molitor J. Die Wirksamkeit des georgischen Monchtums außerhalb der Landesgrenzen//Missionswissenschaft und Religionswissenschaft. Münch., 1955. An. 39. Bd. 1. P. 2-17; Кекелидзе К. Вопрос о прибытии сир. отцов в Грузию// Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50; он же. Жизнь сир. отцов//Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 157-163; он же. Зарубежный груз. мыслитель и деятель IV в.// Он же. Этюды. 1960. Т. 6. С. 5-17; Guillaumont A. Le dépaysement comme forme d " ascèse, dans le monachisme ancien//BEHER. 1967. Vol. 80. N 76. P. 31-58; Шанидзе А. Грузинский мон-рь в Болгарии и его типик. Тб., 1971 (на груз. яз.); Djobadze W. Materials for the Study of Georgian Monasteries in the Western Environs of Antioch on the Orontes. Louvain, 1976. (CSCO; 372. Subs.; 48); idem. Observations on the Georgian Monastery of Yalia (Galia) in Cyprus//Oriens Chr.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

СПИХМЗ – Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник ТВУАК – Труды Владимирской ученой архивной комиссии ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы ЦВК – Центр восточнохристианской культуры ЦМиАР – Центральный музей им. Андрея Рублева ЧОИДР – Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете ЯХМ – Ярославский художественный музей AB – Art Bulletin Anal. Boll – Anallecta Bollandiana ASS (AASS) – Acta Sanctorum Bollandiana BHG – Bibliotheca Hagiographica Graecae ByzF – Byzantinischen Forshungen BZ – Byzantinische Zeitschrift Cah. Arch. – Cahiers Archéologiques CCSL – Corpus Christianorum Series Latina DCAE (ΔΧΑΕ) – Deltion tis Christianikis Archeologikis Etaireias DOP – Dumbarton Oaks Papers DOT – Dumbarton Oaks Texts JBAA – Journal of the British Archaeological Association. JWarb – Journal of the Warburg and Courtauld Institutes LA – Liber Annus Mansi – J. D. Mansi. Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio MonPiot – Monuments et Mémoires, Fondation E. Piot PG – Patrologiae cursus completus. Series graeca/Ed. J.-P. Migne PL – Patrologiae cursus completus. Series latina/Ed. J.-P. Migne QDAP – Quarterly of the Department of Antiquities of Palestine RB – Revue Biblique RBK – Reallexikon zur byzantinischen Kunst REB – Revue des études byzantines RHC, Hist. Occ. – Recueil des historiens des Croisades, Historiens Occidentaux AC – Sources Crétiennes SHM – State History Museum ZLU – Zbomik za likovne umetnosti 978 Kanmepee Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI–XVII вв. СПб., 1914, с. 77. 979 Срезневекский И. И. Словарь древнерусского языка. Т. 2. Ч. 1. М., 1989, ст. 180–181; Словарь русского языка XI–XVII вв. Т. 9 (М). М., 1982, с. 286. 980 Мусин А. Е. Погребальный обряд древней Руси как археологическая и литургическая проблема//«Сих же память пребывает во веки». Мемориальный аспект в культуре русского православия. Материалы научной конференции 29–30 ноября 1997 г. СПб. 1997, с. 11–38; Мусин А. Е. «Приручение смерти» в Древней Руси (Культурная и святоотеческая антропология в изучении русской культуры)//Канун. Антропология религиозности. Альманах. Подред. Д. С. Лихачева. СПб., 1998, с. 16–70; Мусин А. Е. Древняя Русь и античный мир: становление Церкви//Древнерусская культура в мировом контексте: Археология и междисциплинарные исследования. Материалы конф. Москва, 19–21 ноября 1997 г. М., 1999, с. 48–63

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1895. 2. Блаженный Иероним, пресвитер Стридонский. О положении и названии еврейских местностей. Пер. И. Помяловского. Православный палестинский сборник. Т. 13. Вып. 1. СПб, 1894. 3. Евсевий Памфил. О названиях местностей, встречающихся в священном писании (Ономастикон). Пер. И. Помяловского. Православный палестинский сборник. Т. 13. Вып. 1. СПб, 1894. 4. Феодосий. О местоположении Святой Земли. Православный палестинский сборник. Вып. 28. СПб. 1891. 5. Fabri, Felix. The Book of the Wanderings (circa 1480-1483 A.D.). Trans. Aubrey Stewart. 2 vols. London, Palestine Pilgrims’ Text Society, 1896. (На англ.) 6. Maundrell, Henry. Journey from Aleppo to Jerusalem at Easter, A.D. 1697. New ed. London, D. & J. Rivington, 1823. (На англ.) 7. Guérin, Victor. Description géographique, historique et archéologique de la Palestine. Tome I. Paris, 1868. (На фр.) 8. Баркли, Уильям. Толкование Деяний святых апостолов. Эдинбург, ВСБ, 1982. 9. Финн, Джеймс. Беспокойные времена. (James Finn. Stirring Times). London, C.K. Paul & Co., 1878. (На англ.) 10. Conder C. R. & Kitchener H. H., “The Survey of Western Palestine: Memoirs of the Topography, Orography, Hydrography and Archeology”, Vol. 3. London, 1881. (На англ.) 11. Baramki, Dimitri Constantin. An Early Christian Basilica at ‘Ein Hanniya. Quarterly of the Department of Antiquities of Palestine (QDAP), vol. 3, 1934, pp. 113-117. 12. Клонер, Амос. Археологический обзор Иерусалима. Южный сектор. Иерусалим, Управление древностей Израиля, 2000 г. (Объект стр. 36.) (На англ. и иврите.) 13. Археологическое приложение к Плану развития Иерусалима. Объект 97. (На иврите.) 14. Йехезкель, Азриэль. Родники в горах. Путеводитель по родникам Иерусалимских гор. Иерусалим, частное издание, 2008. Стр. 76. (На иврите.) 15. Новая энциклопедия археологических раскопок в Земле Израиля. Под ред. проф Э. Штерна. Изд-во «Карта», Иерусалим, 1992. Том II, стр. 803-805. (На иврите.) ©Серж, sobory.ru В пользу именно этой версии источника апостола Филиппа можно привести тот факт, что именно здесь проходила построенная при императоре Адриане римская дорога из Иерусалима в Бет Гуврин (Елевтерополь), которая вполне могла использоваться как путь в Газу. Довольно подробное описание этой дороги (на английском языке) имеется в книге J.Murphy-O " Connor. The Holy Land. An Oxford Archeological Guide, pp.449-450. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=16070