В этом безнадежном положении Василий и обратился за помощью к Владимиру. Византийские хронисты второй половины XI в. Михаил Пселл и Иоанн Скилица сообщают, что в битве при Хрисополе (988 г.) участвовал отборный отряд русских. Скилица вскользь упоминает о заключении в это время брака Владимира и Анны. Младший современник событий, арабский христианский историк Яхъя Антиохийский, сообщает, что посольство к царю русов отправилось после начала мятежа Фоки в 987 г. Не называя имен, он утверждает, что условием брачного договора было крещение Руси. 537 Едва ли Василий предложил северному варвару руку своей сестры до того, как положение обострилось до предела. По Скилице, Фока провозгласил себя императором 15 августа 987 г., по Яхъе – 14 сентября, но в Византии это был уже следующий 6496 г. В. Р. Розен на основании показаний Яхъи полагал, что переговоры состоялись только после того, как войска Варды Фоки дошли до Хрисополя. Это было в конце 987 г., следовательно, посольство попало в Киев весной 988 г., а вернулось, во всяком случае, после 4 апреля 988 г. Хрисовул, изданный в этот день, проникнут таким отчаянием, которое едва ли владело бы императором, если бы уже прибыл варяжский корпус. 538 В этом случае крещение Владимира (самое позднее в феврале 988 г. – 6495 г. по мартовскому стилю) никак не было связано с помощью императору и женитьбой на его сестре. А. Поппе полагает, что Василий II отправил посольство к Владимиру с просьбой о помощи еще летом 987 г., как только узнал о переговорах Фоки с мятежником Склиром. Другой аргумент исследователя – французский король Гуго Капет, предполагавший посватать Анну за своего сына Роберта, отказался от своих планов в январе 988 г. Летоисчисление в «Памяти и похвале» он считает мартовским и крещение Владимира относит к 1 января 988 г. (6495 мартовского). Крещение киевлян и женитьба на Анне произошли летом 988 г. 539 Можно привести еще один аргумент в пользу ранней отправки посольства. Яхъя Антиохийский утверждает, что еще в 986 г. Василий раскрыл заговор, во главе которого стоял всесильный паракимомен Василий. Михаил Пселл относит его высылку к позднейшему периоду, ко времени после победы над Вардой Фокой у Авидоса 13 апреля 989 г. Но, вероятно, заговор реально существовал. По крайней мере, летом 986 г. был наказан полководец Лев Мелиссин, 540 будущий участник мятежа Варды Фоки, а сам Варда понижен в должности с доместика схол Востока до дуки и правителя Антиохии. 541 В такой ситуации Василий не мог ему доверять.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Dunn, «Spirit»   Dunn, James D. G. «Spirit: NT.» NIDNTT 3:693–707. Dunn, Theology of Paul Dunn, James D. G. The Theology of Paul the Apostle. Grand Rapids: Eerdmans, 1998. Dunstan, «Clothing»   Dunstan, G. J. O. «The Clothing of the Passion: Symbolism in the Passion Narrative of St. John.» Search 22, no. 1 (1999): 26–33. Du Plessis, « " Only Begotten»»   Du Plessis, I. J. «Christ as the «Only Begotten.»» Neotestamentica 2 (1968): 22–31. Dupont, Life Dupont, Florence. Daily Life in Ancient Rome. Translated by Christopher Woodal1. Oxford: Blackwell, 1992. Dupont, Salvation   Dupont, Jacques. The Salvation of the Gentiles: Essays on the Acts of the Apostles. Translated by John R. Keating. New York: Paulist Press, 1979. Dupont, Sources   Dupont, Jacques. The Sources of Acts: The Present Position. Translated by Kathleen Pond. London: Darton, Longman & Todd, 1964. Dupont-Sommer, Writings   Dupont-Sommer, A. The Essene Writings from Qumran. Translated by G. Vermes. Gloucester, Mass.: Peter Smith, 1973. Du Rand, «Ellips»   Du Rand, Jan Α. « «n Ellips skeppingsgebeure in die Evangelieverhaal volgens Johannes.» Skrifen kerk 2l, no. 2 (2000): 243–59. Du Rand, « John 7:49 »   Du Rand, J. «Does χλος Refer to the »Am HáAres in John 7:49 ?» Ekklesiastikus pharos 77 (1995): 32–38. Dutheil, «Aimeras»   Dutheil, J. «Tu aimeras ton prochain comme toi-même.» Chronique 2 (1993): 31–32. Dvorak, «Relationship» Dvorak, James D. «The Relationship between John and the Synoptic Gospels.» JETS 41 (1998): 201–13. Dyer, «Light»   Dyer, Jacob A. «The Unappreciated Light.» JBL 79 (1960): 170–71. Eddy, «Diogenes» Eddy, Paul Rhodes. «Jesus as Diogenes? Reflections on the Cynic Jesus Thesis.» JBL 115 (1996): 449–69. Edelstein, «Villa» Edelstein, Gershon. «What " s a Roman Villa Doing outside Jerusalem?» BAR 16, no. 6 (November/December 1990): 32–42. Edersheim, Life Edersheim, Alfred. The Life and Times of Jesus the Messiah. 1883. Repr., Peabody, Mass.: Hendrickson, n.d. Edwards, Concordance Edwards, R. A. A Concordance to Q. SBLSBS 7. Missoula, Mont.: Society of Biblical Literature and Scholars Press, 1975.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Edmund fought against them and the Danes won the victory, they slew the king and took over the entire kingdom and destroyed all its monasteries.” He is also mentioned in the Life of Alfred the Great, written nearly at the same time by Bishop Asser, which reads that St. Edmund fought side by side with Alfred and was finally killed in battle. The first Life of Edmund was compiled by the Martyr Abbo of Fleury (c. 945-1004: feast: November 13) in about 986. Abbo spent two years (985-987) in England at the monastery in Ramsey, to which he had been invited. While he was in England, the saintly Archbishop Dunstan of Canterbury related to him the story of Edmund. Dunstan, a great authority, heard this story as a young man from King Athelstan, who had heard it from the old, personal sword-bearer of St. Edmund. The Latin Life of Abbo was translated several years later into old English by the learned English Abbot Aelfric of Eynsham (c.955-c.1020). This life survives to this day. There are also later and less reliable versions of life of St. Edmund, composed by Geoffrey of Wells in the twelfth century, Monk Robert Manning early in the fourteenth century, the monk and poet John Lydgate of Bury St. Edmunds (c.1370-c.1450), and others. Bury St. Edmunds Abbey ruins, Suffolk      St. Edmund, whose name means “blessed protection”, was probably born in 841. He lived during one of the most troubled periods of early English history, when hordes of Danish pirates were devastating English kingdoms one after another, burning churches and monasteries, ravaging them, murdering Christians and all inhabitants. Such great monasteries as Coldingham, Wearmouth, Jarrow, Tynemouth, Whitby, Lindisfarne, Crowland, Bardney, Peterborough, Thorney, Ramsey, Soham, Barking, Chertsey and Reculver fell victim to the blood-thirsty Vikings at that time. According to tradition, Edmund was called to the throne of East Anglia by the kingdom’s people in this critical period. He landed from exile (according to one of the versions of his life) at St.

http://pravoslavie.ru/88422.html

Можно здесь прибавить и еще одно соображение, помимо других, которые пусть лучше подразумеваются. В 988 году Русский князь Владимир находился в открытой вражде с Византийской империей; взятие в этом году Херсона известно как из русской летописи, так равно из византийских источников (Лев диакон). 23 Что же в этом году сделалось с отрядом Варангов, находившимся Византии и состоявшим исключительно из Русских? После, при подобных случаях, отправляли Варангов подальше из Константинополя: но мы не видим, чтобы в 988 году была принята такая мера. Правда, можно заметить, что в 988 году Русские не угрожали самому Константинополю, как это было в том нашествии, которое мы подразумеваем. Но во всяком случае есть очень ясные указания, что зимой 987–988 годов не было в Цареграде Русских, а если они здесь явились в продолжение года, то это были не прежние и старые пришельцы, а новые. Именно после взятия Херсона и после женитьбы Владимира на греческой царевне Анне Русские в Византии являются вновь, после перерыва, бывшего следствием Болгарской войны Святослава. Наши русские историки и ученые разыскатели, гоняясь иногда за призраками, пропустили и пропускают без внимания факт громаднейшей важности в истории не только русской, но и всего севера. Этот факт мы выражаем надписанием следующей главы нашего исследования. III. Шеститысячный русский корпус в Константинополе в 988 года Что под Тавроскифами здесь разумеется Русь, это не требует никаких доказательств. В таком смысле это слово употребляется у Льва диакона, к последним страницам которого примыкает, как продолжение, труд Михаила Пселла . У других позднейших историков мы сейчас увидим именно Русь при рассказеотом же самом факте. Приведенное нами место представляет неопределенность и неясность не относительно национальности «значительного военного отряда», а совершенно в других отношениях. Возмущение Варды Фоки падает на 987–989 годы; военные действия, в которых участвуют Русские, не многим предшествуют апрелю 989 года, когда Фока умер, а его армия рассеялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

9). Высокопреосвященный Макарий, напротив, категорически высказывается за Переяславль, как единственную первоначальную резиденцию русских митрополитов: в нем-де был, вероятно, первый дом для последних, какового не существовало в Киеве до Ярослава Мудрого; и только этот уже князь, построивший Киево-Софийский собор, построил при нем и митрополичий дом. (История русской церкви, т. I, стр. 21–25). Тоже доказывает и Калинников («Митрополиты и епископы при св. Владимире» – в Тр. киевской духовной академии, 1888 г., июль, стр. 560–563. Ср. Историю русской церкви, т. I, 1 пол., стр. 286, Голубинского). Интересно проследить теперь порядок митрополитов киевских, в каком они перечисляются Евгением, показать, какому из имевшихся у него пособий или источников он отдает (при этом) предпочтение, и сравнить с тем хронологическим порядком, в котором киевские митрополиты перечисляются тем же автором (или с его ведома) в «Истории российской иерархии и киевском Месяцеслове 1832 г., а также позднейшими историками: митрополитом Макарием, Е. Е. Голубинским и Н. Д. (Дурново):  «История киевской иерархии» История российской иерархии, ч. I, изд. 1807 г., стр. 45–48 История российской иерархии, ч. I, изд. 1827 г., стр. 81–90 Киевский месяцеслов, Киев, 1832 г., стр. 480–490. История русской церкви митрополита Макария. 1)    Михаил – с 988 г. или «несколько после»: не иерархическим катологам. 988–992. C 988 (или вскоре по приятии св. князем Владимиром крещения в Корсуне). 992. 988–992. 988–992. 987 сент.–991 июня 15. 2)    Леон – с 992 – «по летописям и каталогам». 992–1008. Леон после 1004 г. 991–1007. 3)    Иоанн I – после Леона с 1007 или 1008–1035 по московским и киевским каталогам. 1008–1035. 1007 или 1008–1035. 1008–1035. Ок. 1008, или же в первые годы правления Ярослава. 1008–1035. 4)    Феопемпт – ок. 1038 (Коссов) или 1039 (Палинодия) 1035–1049. 1035 или 1038, или 1039. 1038 или 1039. около 1049. 1035–1049. Упоминается под 1039. 1035–1049. 5)    Иларион – с 1051–1072 (киевский каталог) или 1068 (Коссов). Вместо Илариона 5-м киевским митрополитом «Полинодия, говорит, Евгений, ко помяннику киевскому полагает митрополитом Кирилла, о котором однакож ни летописи, ни иерархические каталоги не упоминают (стр. 67) 1051–1071. 1051–1072 С 1051. 4) Кирилл I. 5) Иларион – с 1051. Кирилл I. 1050 Иларион: 1051–1054. 6)    Георгий – с 1068 (Коссов) или 1072 (киевский каталог к Палинодия). 1079. После Илариона и ранее Георгия в Палинодии идет речь о митрополите Ефреме; о нем же говорит и Киноновская летопись под 1055 г. «Не, пишет Евгений, его нет в иерархических каталогах… Надлежит-де заметить, что в памянниках церковных (которыми Зах.Копыстенский пользовался) часто вписывались и чужие митрополиты  епископы» (стр. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

100) 6495. Похвала Владимиру монаха Иакова, заслуженно считающаяся русскими учеными чрезвычайно важным историческим памятником, сообщает, что на другое лето (т. е. 988) по крещении (Владимир) к порогам ходи, но в летописи этого сведения нет. На третье лето Корсунь град взя, но это известие помещено в летописи под 988 годом. На четвертое лето церковь камену святыя Богородица заложи, а в летописи этот год совсем отсутствует. На пятое лето Переяславль заложи, а летописец помещает это сведение в следующем году. В девятое лето десятину блаженный и христолюбивый князь Володимер вда церкви святей Богородици и от имения своего, а в летописи под этим 6503(995) годом никакого известия. 101) 6496. По летописи Владимир крестился после взятия Корсуни, a по Иакову мниху крестился, как выше сказали, за два года до похода на этот город По словам летописи Владимир после крещения прожил 33 года, a по Иакову 28 лет. Поход на г. Корсунь и взятие его, по данным византийских источников, имели место в 6497 (989) году. 102) 6496. Начальная летопись под 988 годом помещает поход, кн. Владимира на Корсунь, взятие его после шестимесячной осады, троекратный обмен посольства с Константинополем, крещение Владимира, женитьбу его на царевне Анне, постройку на горе в Корсуни церкви, возвращение в Киев, истребление идолов, отправление по городам приказа, крещение Киевлян, постройка церквей на капищах идольских, устройство в городах о церквей, назначение попов, крещение некоторых гирожан и сельчан, заведение учения книжного для детей, раздача сыновьям Владимира уделов, устройство городов по Десне, по Востри и по Трубежеви и по Стугне, навербование поселенцев, война с Печенигами… Целый длинный ряд мероприятий в течение одного года, тогда как для осуществления их требуются десятки лет! 103) 6496. Летопись не говорит ни слова о завоевании Тмутаракани, но под 988 годом, повествуя о раздаче уделов сыновьям св. Владимира, он свидетельствует что Тмутаракань досталась Мстиславу (Лавр., стр. 118). 104) 6496 У Владимира, по свидетельству епископа Титмара, было три сына (проф. Ф. Я. Фортинский Крещ. св. Влад...., стр. 122), а между тем русский летописец под 988 годом говорит о Владимире: «бе бо у него сынов 12» (Лавр., стр. 118).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

969 Эта цифра приводится по ведомости от 29 ноября 1742 г. (Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 127–129) см. Приложение IV. 971 Резолюция эта от 13 мая 1736 г. подписана А. Остерманом и князем А. Черкасским. Журн. Кабин. Сб. Р.И.О. т. 114 стр. 203–204. 972 М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 252 дело 647/37. Архив Св. Синода протокол 25 апреля 1738 г. 973 Архив Св. Синода д. 1735 г., М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 261 дело 1444/43. См. также связка 255 д. 909/77. 974 Ср. М.А.М.Ю. Кн. Прот. л. 48, 13 августа 1730 г.; Дела С.Э.П. связка 255 д. 909/77. 20 мая 1737 года погорел Спасский монастырь в Ярославле, на восстановление которого по архитекторской смете требовалось 4268 руб. 71 1/2 коп. исключая переливки колоколов, починки часов и проч. Власти доносили 17 июня 1737 г. Затем 25 января 1739 г. вышел указ о том, чтобы о необходимом ремонте предварительно докладывалось Сенату. Разрешения на ремонт все не было. 31 мая 1742 г. власти доносили, что от дождя и снега здания Спасского монастыря рушатся и просили позволить им воспользоваться собираемыми с вотчин в Коллегию Экономии оброчными деньгами. После этого 28 июля 1741 г. из Кабинета Анны Леопольдовны вышел указ починять из доходов К.Э., но не всюду в один год, а постепенно и по очереди. В присланном при указе реестре монастырей Спасского монастыря не оказалось. Однако, несмотря на это, К.Э. распорядилась, чтобы из Ярославской провинциальной канцелярии был послан сведущий человек для ремонта нужнейшего, по возможности, хозяйственными средствами и пользуясь недоимкой за 1733–1738 гг. – 1200 руб., остальную же недоимку за 1738–1742 гг. – 5822 руб. 4 3/4 коп. выслать скорее в К.Э. Впоследствии в 1743 г. оказалось, что отношение К.Э. до Ярославской канцелярии даже и не дошло (М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 255 дело 909/77). 975 Просьбу о ремонте, поданную в 1730 г. Ростовским архиереем Иоакимом, Императрица Анна собственноручно «изволила изодрать» (Оп. Архив Св. Синода т. XI, 305/131 1731 г.). 976 Например: 1) на просьбу властей Костромского Ипатьевского монастыря об отпуске определенных для уплаты в Коллегию Экономии оброчных денег для ремонта обветшалой хлебной «палаты», Коллегия 8 августа 1737 г. постановила: если та «палата весьма им нужна», то пусть строят ее служителями и крестьянами того монастыря без найма своими материалами, а железо пусть покупают на неокладные монастырские доходы, так как Коллегия кредита на строение монастырей не имеет (М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 257 д. 1034/14);

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Thaum.//PG. 46. Col. 908-909). Г. Ч. полагал, что не может противиться такому, хотя и необычному, назначению. После этого над ним было совершено все, что требовалось по закону для посвящения во епископа (πντων μετ τατα τν νομμων π ατ τελεσθντων - Ibidem). Через нек-рое время Г. Ч. получил в откровении тайноводственное учение, по к-рому он проповедовал слово Божие в церкви (Ibid. Col. 909-913). Проповедь Г. Ч. имела такое воздействие, что если до него в городе было не более 17 христиан, то в конце жизни он тщательно разыскивал по всей окрестности, не остался ли еще кто-либо чуждым вере, и узнал, что оставшихся в старом заблуждении не более 17 чел. (Ibid. Col. 909, 953; ср.: Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 29. 74; сир. Житие. 15). Деятельность Г. Ч. распространялась также на соседние города. Так, свт. Григорий Нисский подробно рассказывает о поставлении им во епископа Понтийской Команы угольщика Александра , буд. мученика (De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 933-940). Во время гонения имп. Деция (250; см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ) Г. Ч., подобно свт. Дионисию Великому , еп. Александрийскому, и свт. Киприану , еп. Карфагенскому, удалился в близлежащие горы, где чудесно избавился от преследователей (Ibid. Col. 944 sq.). По окончании гонения Г. Ч. «повсюду учредил некоторое прибавление в богослужении, узаконив [совершать] торжественные праздники в честь пострадавших за веру. Останки мучеников были распределены по различным местам, и народ, собираясь ежегодно в определенные времена, веселился, празднуя в честь мучеников» (Ibid. Col. 953). Ок. 254 (И. Дрезеке) или 258 г. (Риссель) в Понтийскую Церковь вторглись ворады и готы. Г. Ч. описывает это нашествие в «Каноническом послании». Из последующей жизни Г. Ч. известен факт его участия вместе с братом Афинодором и др. учениками Оригена в I Антиохийском Соборе против Павла I Самосатского (264; см. ст. Антиохийские Соборы ). По свидетельству блж. Феодорита , еп. Кирского, «из собравшихся первенствовали Григорий Великий, знаменитый, совершивший ради обитающей в нем благодати Духа всеми воспеваемые чудотворения, и Афинодор, брат его» (Haereticarum fabularum compendium.

http://pravenc.ru/text/168083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Аббатство Клюни. Фотография. Нач. XXI в. [лат. Cluniacum; франц. Cluny], католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. (см. Клюнийская реформа ). Основан в 909 или 910 г. на земле, принадлежавшей Гийому (Вильгельму) I Благочестивому (ок. 875-918), гр. Буржа, Оверни, Лиможа, Лиона, Макона и герц. Аквитании. В 825 г. Маконский еп. Хильдебальд передал усадьбу (villa) К. гр. Варину и его супруге в обмен на др. земельные владения. Впосл. усадьба и др. земли в графстве Макон перешли в распоряжение Бернарда († 886), гр. Оверни и Тулузы. В 893 г. дочь Бернарда Ава завещала эту усадьбу и земли своему брату Гийому Благочестивому. Дата основания мон-ря остается дискуссионной. Грамота об учреждении аббатства, составленная диак. Одоном в Бурже в присутствии Гийома Благочестивого, его жены Ингельберги и 41 свидетеля, датирована 11 сент. 11-го года правления кор. Карла, 13-го индикта. Индикт указывает на 910 г.; 11-м годом правления Карла III Простоватого был 908-й (при отсчете от года, в который он стал единоличным правителем зап. франков (898)), но в грамотах Карла Простоватого годы его правления определялись по-разному, в т. ч. от даты коронации (28 янв. 893). Высказывалось мнение, что основание К. следует датировать по индикту ( Bruel A. Études sur la chronologie des rois de France et de Bourgogne d " après les diplômes et les chartes de l " abbaye de Cluny aux IXe et Xe siècles. P., 1880. P. 13-19); эта датировка подтверждается «Хронологией клюнийских аббатов» (кон. XI в.- Paris. Nouv. acq. lat. 1497. Fol. 2v). Согласно Г. де Валу, датировка 910 г. основана на неверном подсчете индикта; правильная дата - 909 г. (DHGE. T. 13. Col. 40). Мн. совр. исследователи датируют основание К. 909-910 гг. (напр.: Wollasch J. Cluny - «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Zürich etc., 1996. S. 19).

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Предуготовляя его, Владимир Святославич принял Крещение. Если дата Крещения выбиралась согласно К-польскому евхологию (что в случае «политического» Крещения не выглядит, впрочем, обязательным), то оно имело место скорее всего на праздник Крещения Господня 6 янв. 988 г. (Поппе), т. е. еще в 6495 мартовском году; др. возможности - на Пасху (8 апр.) или на Троицу (27 мая) 988 г. (М. Арранц), уже в следующем, 6496, году - следует, видимо, отвергнуть как вступающие в противоречие с относительной хронологией Иакова Мниха. По свидетельству Степаноса Таронеци (С. 142, 175), сбивчивого в деталях, но достоверного в своей основе, в визант. посольство входил бежавший от Фоки Варды митр. Севастии (в пров. Армения Вторая) Феофилакт, который и мог крестить киевского князя. Древнерус. источники единодушно утверждают, что в Крещении Владимир Святославич был наречен Василием - несомненно, в связи с тем, что его заочным крестным отцом считался имп. Василий II (такова была обычная практика визант. «политических» Крещений). Летом 988 г. Владимир Святославич отправил в Византию рус. войско и у днепровских порогов (место, наиболее подверженное нападениям степняков) дожидался царевны Анны (летом-осенью 988 (6496) г., т. е., действительно, «на другое лето по Крещении»). Однако Анна не прибыла, а возможно, если полагаться на Степаноса Таронеци (к-рый, однако, путает Русь с Болгарией), греки пытались даже подменить невесту. Разгневанный Владимир Святославич осенью выступил к Корсуни, который после продолжительной осады захватил между апр. и июлем 989 (6497) г. («на третье лето» после Крещения по древнерус. счету). Василий II вынужден был выполнить свое обязательство, багрянородная царевна прибыла в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание с Владимиром Святославичем, по всей вероятности, еще в том же 989 г. Осенью 989 или весной 990 г. Владимир Святославич вернулся в Киев. Восстанавливаемая т. о. хронология совпадает с хронологией Иакова Мниха, если исходить из его известия, что Владимир Святославич крестился «в 10-е лето по убиеньи брата своего»: 978/79 (6486) + 9=987/88 (6475).

http://pravoslavie.ru/38465.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010