1889. P. 558-559). Церковная карьера И. П. в этот период была успешной и стремительной: в 1275 г. он был избран главой англ. провинции францисканцев; в нач. 1277 г. назначен папой Иоанном XXI (1276-1277) лектором теологии в Римской курии , вслед. чего покинул Оксфорд и отправился в Рим. В 1279 г. папа Николай III (1277-1280) отклонил предложение англ. кор. Эдуарда I (1272-1307) назначить канцлера Роберта Барнелла († 1292) архиепископом Кентерберийским вместо Килуордби, ставшего кард. Порто и Санта-Руфины в Италии. Выбор папы пал на И. П.; о его избрании архиепископом Кентерберийским папа Николай торжественно объявил в праздник обращения св. ап. Павла, 28 января 1279 г. ( Douie. 1952. P. 47-48). Во время Великого поста 1279 г. (в 1-е воскресенье - Thompson. 2004. P. 364, или в 4-е воскресенье - Douie. 1952. P. 49) И. П. был торжественно возведен папой в сан архиепископа; вскоре после этого, в конце марта или нач. апр. 1279 г., он отбыл в Англию. По дороге И. П. на непродолжительное время останавливался в Париже, откуда направился в Амьен для встречи с кор. Эдуардом. И. П. был принят королем 23 мая; Эдуард благосклонно отнесся к И. П., признал его право на архиепископские темпоралии (т. е. на имущество, даруемое королем во временное пользование архиепископу и являющееся источником доходов) и ввел его в состав королевского совета. В благодарность за доброе отношение к нему короля И. П. направил папе Николаю послание, в к-ром поддержал Эдуарда в его споре о статусе Гаскони с франц. королем Филиппом III (1270-1285) (подробнее см.: Douie. 1952. P. 51; текст письма И. П. папе: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1. P. 5). Сразу же по прибытии в Дувр И. П. отдал распоряжение, чтобы англ. суффраганы (подведомственные ему епархиальные епископы Англии) встретили его в Ридинге 30 июля 1279 г. ( Douie. 1952. P. 53; ср.: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1. P. 9); И. П. намеревался провести там Собор англ. Церкви, главной задачей к-рого он считал подтверждение курса церковных реформ, инициированного папой Николаем III на Лионском II Соборе (1274). Время до начала Собора И. П. посвятил организации церковной жизни в своей епархии, произведя ряд важных назначений (см.: Douie. 1952. P. 55-94).

http://pravenc.ru/text/471431.html

2004. P. 365). Король дал устные ответы на эти жалобы в Парламенте 3 нояб. 1280 г., однако не согласился ограничить королевские суды в их праве запрещать церковное производство по делам ( Douie. 1952. P. 123). Следующая попытка преодолеть сопротивление короля была предпринята И. П. на Соборе в Ламбете, состоявшемся в кон. 1281 г. Желая продемонстрировать королю поддержку его начинаний всей англ. Церковью, И. П. решил сделать этот Собор весьма представительным, пригласив на него помимо епископов настоятелей соборных церквей, деканов, архидиаконов и др. представителей англ. церковной администрации (Concilia Magnae Britanniae. 1737. P. 56; ср.: Douie. 1952. P. 128). Кор. Эдуард перед началом Собора направил послания И. П. и др. епископам, в к-рых под угрозой лишения их темпоралий запрещал обсуждать что-либо относящееся к его короне и принимать каноны, противоречащие королевским постановлениям (см.: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1. P. 235-237). Несмотря на это, на Соборе были вновь подтверждены все постановления Собора в Ридинге, за исключением приказа вывешивать «Великую хартию» (Concilia Magnae Britanniae. 1737. P. 56-57; ср.: Douie. 1952. P. 128). Помимо подтверждения адм. и канонических реформ И. П. задачей Собора в Ламбете было также принятие решений, нацеленных на упорядочение пастырской деятельности. В специальном постановлении «Ignorantia Sacerdotum» (Невежество священников; см.: Concilia Magnae Britanniae. 1737. P. 54-55) И. П. обращал внимание на то, что мн. клирики не выполняют своей обязанности учить паству истинам веры; он указывал, что каждый священник должен в соответствии с предложенной им специальной программой неукоснительно излагать для своей паствы положения веры и нормы нравственности ( Douie. 1952. P. 134-135). Значительное внимание в постановлениях Собора было уделено обрядовым вопросам: гл. обр. исправлению практики совершения таинств Евхаристии , Крещения и Покаяния (подробнее см.: Ibid. P. 135-137). Через 3 недели после Собора И. П. направил кор.

http://pravenc.ru/text/471431.html

бенефициями, на епископские кафедры. Так, в 1281 г. И. П. в послании предупреждал Энтони Бека († 1311), сподвижника кор. Эдуарда, что он не будет совершать его архиерейскую хиротонию, пока тот не откажется от всех бенефициев, кроме полагающегося ему единственного ( Douie. 1952. P. 106; ср.: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1. P. 244). В нач. 80-х гг. XIII в. из-за обвинений в «плюрализме» И. П. отказал в епископской хиротонии архидиак. Уинчестера Рихарду де ла Мору († 1285). Отказ привел к ожесточенному противостоянию И. П. и сторонников Рихарда, которое вскоре было перенесено в Римскую курию. Здесь борьба покровителей И. П. и сторонников Рихарда продолжалась до июня 1282 г., когда папа Мартин IV (1281-1285) назначил епископом Винчестера Иоанна из Понтуаза († 1304), известного церковного дипломата. Хотя формально это назначение было победой И. П., в действительности оно являлось сильным ударом по его реформаторским идеалам, поскольку Иоанн по особому папскому дозволению владел неск. бенефициями, т. е. был «плюралистом», а кроме того, проводил большую часть времени за пределами Англии, т. е. был также виновен в «непосещении» вверенных ему приходов ( Douie. 1952. P. 108). Будучи не в силах принудить подчиненных ему суффраганов проводить реформы, И. П. пользовался единственным доступным ему средством влияния на церковную жизнь в их епархиях: он лично посещал англ. епархии и на месте принимал меры к устранению канонических и иных нарушений. За первые 8 лет своего управления англ. Церковью И. П. посетил все ее епархии, включая епархии Уэльса ( Douie. 1952. P. 144). Его главной целью было упорядочение приходской жизни: он добивался, чтобы приходские священники постоянно заботились о духовном преуспеянии вверенной им паствы, стремился искоренить невежество, суеверия и распущенный образ жизни в среде духовенства, указывал на недопустимость для священников стяжательства и призывал к тому, чтобы все доходы духовенства, за исключением необходимого для повседневных нужд минимума, направлялись на дела милосердия (подробнее см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/471431.html

( Douie. 1952. P. 313). В результате обсуждения этих и др. жалоб на вмешательство королевских чиновников в церковные дела, летом 1286 г. кор. Эдуард, находившийся в то время в Париже, издал особый указ «Circumspecte agatis» (Действуйте осмотрительно), направленный королевским судьям Нориджа. В указе перечислялся ряд правовых областей, в к-рых Церковь обладала безусловным преимуществом, так что «запретительные приказы», полученные в отношении дел из этих областей, признавались недействительными и дела должны были оставаться в ведении церковных судов ( Douie. 1952. P. 317-318). Издание этого приказа было важной победой И. П. в деле освобождения церковной судебной власти от подчинения королевским судам, достигнутой путем сложной дипломатии. В 1290 г. указ получил дополнительное подтверждение в «Положении о совете», согласно которому церковные судьи должны были советоваться c королевскими судьями по вопросам законности тех «запретительных приказов», к-рые им подавали просители для передачи дела в светскую юрисдикцию ( Thompson. 2004. P. 365). В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIII в. здоровье И. П. стало ухудшаться. Мн. историки объясняют этим незначительное число писем И. П., относящихся к этому периоду; однако возможно, что эти письма существовали, но были впосл. утеряны ( Douie. 1952. P. 322). О деятельности И. П. в 1290-1292 гг. известно мало; некоторые исследователи считают его одним из инициаторов королевского распоряжения об изгнании из Англии евреев в 1290 г., однако документальные свидетельства его участия в этом предприятии отсутствуют (подробнее см.: Ibid. P. 322-330). С 13 по 16 февр. 1292 г. И. П. председательствовал на Соборе англ. клира, к-рый был посвящен вопросам исполнения буллы папы Николая IV об организации нового крестового похода (Ibid. P. 330-336). 16 марта в Кентерберийском соборе И. П. совершил епископское рукоположение 2 клириков - это последнее документально засвидетельствованное публичное появление И. П. (Ibid. P. 337). Последующие месяцы он, по-видимому, провел поочередно в неск.

http://pravenc.ru/text/471431.html

Во вступительном слове перед началом Собора в Ридинге И. П. заявил о своем намерении реформировать англ. церковную жизнь, привести ее в соответствие с канонами и постановлениями, принятыми его предшественниками на Кентерберийской кафедре (архиеп. кард. Стефаном Лангтоном и архиеп. Бонифацием Савойским) и папскими легатами в Англии (кард. Отто да Тоненго и кард. Оттобоно Фиески (впосл. папа Адриан V )) и устранить закрепившиеся в церковной практике злоупотребления (Ibid. P. 96-98). Наиболее опасным из них И. П. считал «плюрализм» - ситуацию, когда один клирик владел неск. бенефициями . Наличие у одного клирика мн. бенефициев приводило к тому, что нек-рые клирики, получавшие бенефиции, вообще никогда их не посещали, ограничиваясь лишь получением причитающихся им доходов. Случалось также, что бенефиций выделялся светскому лицу, к-рое в соответствии с канонами должно было принять рукоположение, но по разным причинам уклонялось от этого. В соответствии с изложенными на Соборе и закрепленными в соборных постановлениях идеями И. П., стремившегося строго придерживаться церковных канонов, клирик не может одновременно осуществлять полноценную пастырскую деятельность в неск. приходах. Поэтому клирики, не пребывающие во вверенных им приходах и не заботящиеся о духовном преуспеянии паствы, но лишь получающие доходы от этих приходов (т. е. виновные в «непосещении»), являются, по выражению И. П., «не пастырями... но ворами и разбойниками» (Concilia Magnae Britanniae. 1737. P. 34; подробнее см.: Douie. 1952. P. 102-113). И. П. потребовал от подчиненных ему епископов осуществить проверку распределения бенефициев в их епархиях и добиться того, чтобы у каждого клирика остался лишь один бенефиций, последний по времени получения. В случае неповиновения клирики должны были подвергаться церковным прещениям, вплоть до отлучения от Церкви. Др. важной задачей, к-рую ставил перед собой И. П. на Соборе в Ридинге, было закрепление разграничения полномочий между церковной и светской властями. Независимость церковной власти от светской была гарантирована принятой в 1215 г. «Великой хартией вольностей» (Magna Carta), в самом начале к-рой говорится: «Английская Церковь должна быть свободной, она должна владеть своими правами в целости и своими вольностями в неприкосновенности» (Magna Carta. 1// Holt J. C. Magna Carta. Camb.; N. Y., 1992. P. 502). На Соборе в Ридинге И. П. подтвердил, что всякий осмеливающийся нарушать «Великую хартию» должен подвергаться немедленному отлучению; он распорядился, чтобы учение о независимости Церкви клирики доносили до народа в проповедях, а также отдал приказ, чтобы копии «Великой хартии» были вывешены во всех соборах и церквах ( Douie. 1952. P. 113).

http://pravenc.ru/text/471431.html

погребения Лливелина, однако, несмотря на это, такое погребение было осуществлено, по-видимому, без ведома и согласия И. П. ( Douie. 1952. P. 253). После смерти Лливелина армию Уэльса возглавил его брат Давид; сопротивление валлийцев англичанам длилось еще неск. месяцев, но было неудачным: 22 июня 1283 г. Давид был захвачен и вскоре казнен. В течение 1283 г. весь Уэльс был подчинен англ. короне; кор. Эдуард объявил Гарт-Келин своей собственностью и конфисковал знаки королевского достоинства правителей валлийского королевства Гвинедд. В числе прочего из Уэльса была вывезена и частица Креста Господня, известная как Нейтский крест. 4 мая 1285 г. она была торжественно пронесена по лондонским улицам в процессии, возглавляемой королем и королевой, в которой также принимал участие И. П. (Ibid. P. 304). Нет никаких свидетельств политической активности И. П. в завершающий период войны с Уэльсом; он ограничивался архипастырской заботой о духовенстве и церквах Уэльса, ходатайствуя перед королем о помиловании клириков, не поддерживавших восстание, а также о восстановлении церковных строений, разрушенных и поврежденных в ходе военных действий ( Thompson. 2004. P. 366). Летом 1284 г. И. П. посетил все 4 епархии Уэльса; главной целью архипастырского визита было подтверждение юрисдикции Кентерберийского архиепископа над Уэльсом, а также реформирование валлийской церковной жизни в соответствии с обычаями англ. Церкви (подробнее о визите И. П. см.: Douie. 1952. P. 257-268). Вскоре после возвращения из Уэльса, в окт.-нояб. 1284 г., И. П. посетил с архипастырским визитом Оксфорд, где среди прочего подтвердил осуждение аверроистских и томистских тезисов, предпринятое его предшественником Килуордби в 1277 г. (Ibid. P. 288). Главой оксфордских доминиканцев, отстаивавших взгляды Фомы Аквинского, в это время был Рихард Напуэлл († после 1288). Доминиканцы восприняли выступление И. П. как нападение на их орден и немедленно подали апелляцию в Рим, ссылаясь на то, что вынесенное И. П. осуждение не вполне соответствует тексту осуждения Килуордби (Ibid.

http://pravenc.ru/text/471431.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ПЕКАМ Иоанн Пекам [лат. Ioannes (Johannes) Pecham (Peckham)] († 8.12. 1292, манор Мортлейк, графство Суррей, Англия), архиеп. Кентерберийский (с 1279), католич. церковный деятель, богослов, ученый и философ, член монашеского ордена францисканцев . Жизнь Точные дата и место рождения И. П. неизвестны. Исходя из ряда косвенных свидетельств, исследователи предполагают, что он родился ок. 1230 г., однако эта датировка ненадежна ( Douie. 1952. P. 3). Есть сведения, что детство И. П. прошло близ клюнийского монастыря в Льюисе (ср.: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 3. P. 902); возможно, он был родом из сел. Паткам (ныне в черте г. Брайтон, Великобритания), церковь в к-ром была приписана к этому мон-рю ( Douie. 1952. P. 1-2). И. П. происходил из семьи землевладельцев среднего достатка; известно, что у него были брат Ричард и племянник Уолтер (Ibidem). Возможно, что начальное образование И. П. получил в клюнийском монастыре Льюиса (Ibid. P. 3-4). По его собственному свидетельству, он «с юных лет обучался во Франции» ( Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 3. P. 874), на основании чего исследователи предполагают, что уже в 40-х гг. XIII в. он покинул Англию и приехал в Париж. В то время в Парижском ун-те активно изучались сочинения Аристотеля («Физика», «Метафизика», «Этика»); запреты на их изучение, налагавшиеся в 1-й пол. XIII в. и подкрепленные буллой папы Григория IX (1227-1241) «Parens scientiarum» (Родитель наук), выпущенной в 1231 г. (см.: Chartularium Universitatis Parisiensis. 1889. P. 136-139), после его смерти на практике не выполнялись (ср. статут факультета свободных искусств 1255 г.: Ibid. P. 278). Одним из наиболее известных парижских магистров 40-х гг. XIII в. был Роджер Бэкон († после 1290), у к-рого И. П. мог учиться в течение нек-рого времени. Именно под влиянием Бэкона у И. П. мог пробудиться интерес к естественным наукам, в частности к оптике и физике; в научных и философских сочинениях И. П. несомненно присутствует влияние идей Бэкона, однако это не свидетельствует с определенностью в пользу их знакомства в 40-x гг., поскольку позднее оба принадлежали к францисканской общине Парижа и могли встречаться и общаться в 60-х гг. XIII в.

http://pravenc.ru/text/471431.html

214. См.: Там же. - с.137. 215. Виталий (Устинов) первоиерарх РПЦЗ, в 1951 г. рукоположен в Лондоне в епископа Монтевидеосского (Канада), до 2000 г. был Председателем Синода Зарубежной Церкви. 216. Там же. - с.157. 217. См.: Там же. - с.163-226. 218. См.: Православная Русь. 1960. с.3; 1961. с.4. 219. Рей-Лохмач. У подножья Атласа. Касабланка. От нашего корреспондента. -//РМ, 1952, - с.4. 220. В Касабланке (от нашего корреспондента). -//РМ, 1952, - с.7. 221. Там же. 222. В.Б. Марокко. Русские спектакли. -//РМ, 1952, - с.6. 223. Марокко, успехи русской молодежи. -//РМ, 1952, - с.6. 224. Там же. 225. Там же. 226. Там же. 227. Там же. 228. См.: Р.Л. Русские волейболисты в Касабланке. -//РМ, 1952, - с.4. 229. Рей Лохмач. У подножья Атласа. Из русской жизни. -//РМ, 1952, - с.4. 230. Рей-Лохмач. У подножья Атласа. Касабланка. -//РМ, 1952, - с.4. 231. Там же. 232. Рей-Лохмач. У подножья Атласа. " Скетч " в пустыни. -//РМ, 1952, - с.4. 233. Там же. 234. Там же. 235. Историческая записка - ВХРМ. 236. Ярославцев М. Тетради. - ВХРМ. 237. Кончина архимандрита Варсануфия. Некролог. -//ВРЗЕПЭ. - с.26. 238. Зноско-Боровский М. Предисловие. - В кн.: Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. 2 изд. - Св. Троице-Сергиева лавра, 1992. - с.3. 239. Отзыв на обращение Ук. соч. - ВХРМ. 240. Там же. 241. Церковные дела в Рабате. -//РМ, 1954, (16.02). 242. Архимандрит Хасапис Елпидис упоминается в качестве экзарха Александрийского патриархата, настоятеля Троицкого храма-подворья в Одессе в 1960 г. - См.: Петлюченко Виктор, протоиерей. Двадцати пятилетие Александрийского подворья в Одессе. -//ЖМП, 1981, 38. - с.30. 243. Протокол Приходского собрания от 25.02.1958 г. - ВХРМ. 244. Там же. 245. Письмо Общины РПЦЗ в Касабланке, 1952.29.4. - ВХРМ. 246. Письмо настоятеля Воскресенского православного русского прихода в Рабате, 1952.09.5. - ВХРМ. 247. Гитлер (Шинкльгрубер Адольф) (1889-1945 гг.), фюрер Национал-социалистической партии Германии с 1921 г., глава фашистского немецкого государства, инициатор второй мировой войны. С 1933 г. немецкое правительство принудило русские приходы в Германии перейти из подчинения митрополиту Евлогию (Георгиевскому) в юросдикцию карловацкого Берлинского епископа Тихона (Ляшенко). В 1938 г. правительство оказало помощь в ремонте 19 карловацких храмов в Германии (См.: Ципин Владислав, прот. История Русской Церкви 1917-1997. m.IX. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - с.583.). Тогда же митрополит Анастасий (Грибановский) назвал Гитлера вождем " в мировой борьбе за мир и правду " (Троицкий С.В., проф. О неправде карловацкого раскола. - Париж, 1960.). Зарубежный митрополит Серафим (Лядэ) именовался в Германии " вождем всех православных в III империи " (Поспеловский. Русская Православная Церковь. - М.: Издательство " Республика " , 1995. - 203.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

47 . Василий (Капалин), иеромонах. Преподобный Григорий Синаит – учитель исихазма. – Загорск, 1973. Машинопись. – 103с. 48 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению Восточных отцов./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983. Статьи. Доклады. Переводы. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.69–113. 49 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Афон в духовной жизни Православной Церкви./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.39–68. 50 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Православное духовное предание. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы»./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.7–38. 51 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы ./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.114–208. 52 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – 446с. 53 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Святой Григорий Палама – личность и учение./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.209–229. 54 . Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя./Вступ. статья, примеч., научная ред., пер. с англ. и именной указ. А.Г. Грушевого. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998. – 583с. 55 . Вениамин (Милов) , архимандрит. Жизнь и учение преподобного Григория Синаита . Б.м., б.г. Машинопись. – 266, 186с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Вслед. этого, даже если человеческое тело разлагается на составные элементы и превращается в прах, этот прах остается прахом конкретного индивида, так что, согласно И. П., «всегда истинным будет высказывание: эта материя или эта субстанция была в теле некоего человека» ( Ioannes Pecham. Summa de esse et essentia. 5// Delorme. 1928. P. 66-67). Напротив, по мнению приверженцев теории единства формы, после смерти тело лишается души как единственной формы и потому становится первой материей; однако поскольку первая материя, по их убеждению, не может существовать без формы, место души сразу же занимает новая форма, к-рая оформляет тело, превращая его в труп ( Douie. 1952. P. 21). Актуальность вопроса о единстве или множественности форм определялась его теологическим приложением к вопросу о природе тела Христа после Его смерти. Именно вытекающее из позиции Фомы решение этого вопроса позволило И. П. обвинить Фому в отстаивании не просто философских новшеств, но еретических взглядов. По мнению И. П., если допустить, что после отделения души Христа от Его тела оно было оформлено некой иной формой, то окажется, что до смерти, после смерти и после воскресения Христос обладал тремя различными природами, т. е. что существует не один Христос, а три разноприродных Христа (Ibid. P. 22; ср.: Sharp. 1930. P. 187-188). Сходные проблемы возникают и при попытках совместить представление о единстве формы с учением о телах ( мощах ) святых, к-рые почитаются как тела конкретных людей, а также с учением о присутствии Тела Христова в таинстве Евхаристии ( Sharp. 1930. P. 188). Согласно И. П., независимо от того, насколько философски обоснованным выглядит учение о единстве формы, оно должно быть отвергнуто как приводящее к еретическим выводам в области богословия. Обсуждая тесно связанный с учением о материи и форме вопрос об индивидуации (см. также ст. Индивид ), И. П. находил ошибочным представление о том, что для образования индивида к виду должно быть прибавлено еще некое «положительное сущее» (так, напр., учил позднее Иоанн Дунс Скот).

http://pravenc.ru/text/471431.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010