Библиография 2271 Издания греческого текста В настоящее время принято считать принадлежащими Леонтию Византийскому следующие произведения (см. Geerard М. Clavis Patrum Graecorum. Т. III. Turnhout, 1979. 6813–6820): Три книги против несториан и евтихиан И PG Т. 86. Col. 1268–1396. Тридцать глав против Севира И PG Т. 86. Col. 1901–1916. Новое издание: Diekamp F. Doctrina patrum de incarnatione Verbi. Ein griechisches Florilegium aus dem Wende des siebenten und achten Jahrhunderts. Münster, 1907. P. 155164. Также существует арабский перевод этого произведения: Lamoreaux J. С. An Arabic Version of Leontius of Byzantium " s Thirty Chapters//Museon 108 (1995). P. 343–365. Разрешение аргументов Севира H PG Т. 86. Col. 1916–1945. Существуют сомнения по поводу подлинности трактата Против подлога аполлинаристов (PG Т. 86. Col. 1948–1976) и ряда фрагментов, опубликованных в Патрологии Миня: PG Т. 86. Col. 2004C-2009D, 2009D-2012A, 201 ЗАВ, 2013В-2016В, 2016BD. Уже свыше двадцати лет американский ученый Брайан Дейли готовит критическое издание произведений Леонтия в греческой серии Corpus Christianorum. Ценный материал о жизни Леонтия представлен в следующих источниках: Иннокентий Маронийский. Письмо о собеседовании с северианами//Acta Conciliorum Oecumenicorum (АСО). Изд. Schwartz Е. Berlin-Leipzig- Strasbourg, IV 2 (1914). S. 169–184. Кирилл Скифопольский . Житие св. Саввы//Kyrillos von Skythopolis XLIX. 2. Изд. Schwartz E. Berlin, 1939. S. 85–200. Исследования Ha русском языке Литература о Леонтии Византийском на русском языке весьма скудна. Помимо публикуемой в настоящем сборнике работы свящ. Василия Соколова . Леонтий Византийский : его жизнь литературные труды, Сергиев Посад, 1916, можно указать на следующие монографии, в которых рассматривается фигура Леонтия: Говорун С. Леонтий Византийский и его трактат Против Нестория и Евтихия// Церковь и время, 2 (15), 2001. Там же: перевод (фрагменты). Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. Флоровский Г. Восточные Отцы V-VIII веков. Париж, 1933.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Prolegomena. I.–Literature. §1. Editions. All the Editions of the works of St. Ambrose which preceded that of the Benedictines are very inadequate. Of these the chief are the following: 1 . Venice, a.d. 1485. 2 . Cribellius, a.d. 1490. 3 . Auerbach, Basel, a.d. 1492, reprinted in 1506, with a full Index. These are very faulty Editions. 4 . Erasmus, Basel, a.d. 1527, reprinted and re-edited by different persons, in various places [by Baronius amongst others, a.d. 1549]. 5 . Gillot Campanus, Paris, a.d. 1568. 6 . Felix de Montalto [afterwards Pope Sixtus V.], Rome, a.d. 1580–1585, reprinted at Paris, a.d. 1603. 7 . The Benedictines of St. Maur, Paris, a.d. 1686–1690, reprinted at Venice, a.d. 1748 and 1781, as well as with additions by Migne, Patres Latini, Vols. XIV.–XVII. 8 . A new edition by Ballerini, Milan, a.d. 1875–1886, founded on that of the Benedictines, but by no means superior to it. There is still room for a critical edition of the works of this great Father, which are unfortunately very corrupt, but in many points it is not likely that the work of the Benedictine editors can be improved upon. 9 . There are separate editions of some of the treatises of St. Ambrose, as of the Hexaëmeron and De Officiis Clericorum, in the Bibliotheca Patrum Eccl. Latinæ Selecta, Leipzig, Tauchnitz. The De Officiis has also been edited, with considerable improvements in the text, by Krabinger, Tübingen, 1857, and the De Fide and De Pœnitentia, by Hurter in the Vienna selections from the Fathers. §2. Translations. There seems to have never been any attempt to translate the works of this great Christian Father and Doctor in full. Some few treatises, De Officiis, De excessu fratris Satyri, De Virginitate, and several other short ones, appear in German, in the select writings of the Fathers, published by Kosel of Kempten. The Epistles have been translated into French by Bonrecueil, Paris, a.d. 1746; and the De Officiis and Epistles into English, the former by Humfrey, London, a.d. 1637; the latter in the Oxford “Library of the Fathers,” revised by E. Walford, London, 1881; whilst the De Mysteriis appears in a little volume of Sacramental Treatises, published by Messrs. J. Parker & Co., Oxford, under the supervision of the Editor of this volume. There is a very valuable little monograph entitled Studia Ambrosiana, chiefly critical, and unfortunately brief, by Maximilian Ihm. Leipzig, Teubner, 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕЛАСИЙ еп. Кесарии Палестинской († 394), церковный писатель, историк. Краткое упоминание о Г. находится у блж. Иеронима ( Hieron. De vir. illustr. 130); более подробные сведения дают свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. 73. 37. 5) и свт. Фотий (Bibl. 89). После смерти еп. Кесарийского Акакия (ок. 365) 2 наиболее влиятельных епископа Палестины выдвинули в качестве его преемников своих кандидатов: Евтихий Елевферопольский, представитель партии омиев, поддерживал некоего «старца» Кирилла, а свт. Кирилл Иерусалимский со стороны православных - сначала некоего Филомена, а впосл. Г., сына своей сестры. Одержавший верх Кирилл вскоре был изгнан, и на его место был возведен Г. (367); однако и он вынужден был уступить кафедру арианину Евзою , поддержанному покровителем ариан имп. Валентом . С приходом к власти имп. Феодосия I Великого Евзой был смещен и Г. получил возможность вернуться на кафедру. В 381 г. Г. присутствовал на II Вселенском Соборе в К-поле. В это время он вместе со свт. Кириллом Иерусалимским и др. епископами оказал поддержку свт. Григорию Богослову , войдя с ним в общение против Максима Киника ( Theodoret. Hist. eccl. 5. 8). Г. присутствовал на Соборе в К-поле (394), решившем спор из-за Антиохийской кафедры в пользу свт. Флавиана . К-польский патриарх Фотий упоминает о разногласии Г. с Феофилом Александрийским из-за того, что Г. оставил в диптихах имя Евсевия Кесарийского, однако до разрыва общения между ними дело не дошло (Bibl. 227). Согласно «Житию Порфирия Газского» Марка Диакона, к 395 г. на кафедре Кесарии Г. уже сменил еп. Иоанн. Сочинения Блж. Иероним характеризует Г. как писателя, обладавшего отточенным стилем, но скрывавшего свои труды. Из сочинений Г. известно 17 отрывков, сохранившихся у блж. Феодорита Кирского, Леонтия Византийского, Севира Антиохийского и в анонимной компиляции «Учение отцов о Воплощении Слова» (Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi), где собраны тексты, касающиеся догмата о двух природах во Христе.

http://pravenc.ru/text/161941.html

Основным источником сведений о жизни и учении П. С. является «Церковная история» Евсевия Кесарийского, к-рый также приводит выдержки из послания епископов, осудивших П. С. на Антиохийском Соборе 268/9 г., к святителям Дионисию Римскому и Максиму Александрийскому ( Euseb. Hist. eccl. VII 30). Свидетельства о ереси П. С. присутствуют и в др. сочинении Евсевия - «О церковном богословии». Предположительно аутентичным источником является также послание 6 епископов к П. С., возможно, написанное участниками одного из Антиохийских Соборов , которые состоялись до окончательного осуждения П. С. в 268/9 г. ( Bardy. 1929. P. 13-19; Riedmatten. 1952. P. 121-134; Sample. 1979. P. 23; Бер. 2006. С. 182-185). Свидетельства об учении П. С. присутствуют в ряде богословских сочинений IV в., в частности в «Послании о Соборах, бывших в Аримине Италийском и Селевкии Исаврийской» свт. Афанасия Великого, в его же «Истории ариан» и «Словах против ариан», а также в сочинениях, приписываемых ему: 4-м «Слове против ариан» и «Против Аполлинария», в трактате свт. Илария Пиктавийского «О Соборах, или О вере восточных», в послании омиусианских епископов Василия Анкирского и Георгия Лаодикийского ( Epiph. Adv. haer. 73. 12), в 52-м письме свт. Василия Великого , в 1-м послании к Дионисию Аполлинария (младшего), еп. Лаодикийского, в гомилиях свт. Иоанна Златоуста . Сведения о П. С. содержатся также в антиеретических сочинениях IV-V вв.: в «Книге о ересях» Филастрия, в трактате «Против ересей» свт. Епифания Кипрского, в «Собрании еретических басен» Феодорита Кирского. В источниках V-VI вв., связанных с антинесторианской полемикой (см. Несторианство ), в частности в сочинениях Евсевия Дорилейского, Тимофея II Элура , Севира Антиохийского, Петра Диакона, Леонтия Византийского и имп. Юстиниана I , сохранился ряд фрагментов Деяний Антиохийского Собора, осудившего П. С. ( Riedmatten. 1952. P. 135-158). Некоторые исследователи высказывали сомнения в их подлинности ( Sample. 1979. P. 18-20; Norris. 1984. P. 58), однако в совр. научной лит-ре наметилась тенденция рассматривать их как аутентичные ( Simonetti. 1993. P. 239-271; Lang. 2000. P. 54-80). К неаутентичным источникам относятся послание свт. Дионисия Александрийского к П. С., Антиохийский Символ веры, направленный против П. С., письмо Феликса к Максиму Александрийскому и, вероятно, 6 фрагментов из «Речей к Сабину» П. С., сохранившихся в составе сб. «Doctrina Patrum» ( Bardy. 1933. P. 48-49). Жизнь

http://pravenc.ru/text/2578573.html

Сборник, получивший название «А.», до нач. VI в. не был известен. Впервые вслед за  Севиром  Антиохийским, к-рый дважды цитировал «Божественные имена» (DN II 9:5–9) в полемике с  Юлианом  Галикарнасским (Contra additiones Juliani 41, 157, 133; 25, 304–305, 267/Ed. R. Hespel) и конец «Послания 4» в «Послании к игумену Иоанну» (Doctrina patrum de incarnatione Verbi/Ed. F. Diekamp. Münster; Aschendorf, 1907. S. 41:24–25, S. 309:15–310:12), написанном не ранее 510 г., на DN I 4 ссылались монофизиты севириане, участвовавшие в переговорах с последователями Халкид. Собора на К-польском собеседовании 532 г. (Pseudo-Zachariah of Mitylene. Chronicle. 9, 15, P. 250–251 (ed. Hamilton/Brooks)). С этого времени вплоть до XVI в. и на Востоке и на Западе автором «А.» считался Дионисий Ареопагит , обращенный ап.  Павлом  во время известной проповеди в  Ареопаге  ( Деян 17. 34 ), о чем недвусмысленно говорится в самих «А.». Его автор пишет об ап. Павле (DN III 2:4) и некоем Иерофее (DN III 2:18) как о своих наставниках, адресует все трактаты ап.  Тимофею , а «Послания» ап.  Титу  (9-е) и ап.  Иоанну Богослову  (10-е), находившемуся в ссылке на о-ве Патмос; рассказывает о темноте, покрывшей землю во время Распятия, очевидцем к-рой он оказался в Гелиополе (Египет), будучи еще язычником (Ep. 7, 2); сообщает, что присутствовал на погребении Божией Матери вместе с апостолами  Петром  и  Иаковом  (DN III 2).  Евсевий Кесарийский  называет Дионисия первым епископом Афинским, основываясь на свидетельстве сщмч.  Дионисия , еп. Коринфского (кон. II в.) (Hist. eccl. III 4. 10–11). В авторстве Дионисия Ареопагита не сомневался ни первый комментатор его сочинений еп.  Иоанн Скифопольский , ни прп.  Максим Исповедник , так же как и большинство отцов Вост. Церкви, среди них – прп.  Иоанн Дамаскин , прп.  Никита Стифат  и свт.  Григорий Палама . К кон. VI в. «А.» стали известны на Западе: их цитировал папа Римский св.  Григорий I Великий  в своих проповедях, а позднее папа св.  Мартин I , к-рый на  Латеранском Соборе  (649) в полемике против монофелитов опирался на «А.» как на непререкаемый учительный авторитет (Mansi. 10. Col. 980A-D).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Дональд Ферберн (протестант) Список сокращений англ. пер. Английский перевод армянская верс. Армянская версия греч. верс. Греческая версия лат. верс. Латинская версия нем. пер. Немецкий перевод сир. верс. Сирийская версия фр. пер. Французский перевод Australian Biblical Reriew Acta conciliorum oectunenicorum, ed. Ε. Schwartz (Berlin, 1914 ff.) Ancient Christian Writers, ed. Quasten and Plumpe (Westminster, Md., 1946–) The Ante-Nicene Fathers (New York, 1886–7) Anglican Theological Reriew Augustinianim Augustinian Studies Bauer, Arndt, Gingrich, Danker, A Greek- English Lexicon Testament and Other Early Christian of the New Literature (Chicago, 1957; rev. 1979) Collectanea Cisterciensia Corpus Christianoruum Series Latina (Turnhout, 1954–) Church History Cistercian Studies Clavis Patrum Graecorum (Brepols-Turnhout, 1974–87) Clavis Patrum Latinorum, 3rd edn. (Brepols, 1995) Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (Vienna, 1866 ff.) Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastique (Paris, 1912–) Неопубликованная диссертация The Downside Review Dictionnaire de spiritualite ascetique et mystique, doctrine et histoire (Paris, 1937–) Dictionnaire de theologie catholique (Paris, 1903–40 1951–72) Echos d’Orient Ephemerides Theologicae Lovaniensis The Fathers of the Church (Washington, DC, 1947–) FrancSt Franciscan Studies Greek Orthodox Theological Review Gregorianum Heythrop Journal The Indian Journal of Theology The Irish Theological Quarterly Journal of Early Christian Studies Journal of Ecclesiastical History Journal of Theological Studies G. W. H. Lampe, A Patristic Greek Lexicon (Oxford, 1961) Lewis and Short, A Latin Dictionary (Oxford, 1879) Library of the Fathers of the Holy Catholic Church, ed. Pusey et al. (Oxford, 1838–85) Liddell, Scott, Jones, A Greek-English Lexicon (Oxford, 1843; 9th edn. 1940, suppl. 1996) Септуагинта Melanges de science religieuse A Select Library of the Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, ed. P. Schaff (New York, 1887–1900)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

А.А. Ашмарин Принятые сокращения Творения преп. Марка В русском переводе О законе духовном Justif. De his qui putant se ex operibus justificari. О тех, которые думают оправдаться делами De paenitentia. О покаянии. De baptismo. О Крещении. Consult. Consultatio intellectus cum sua ipsius anima. Советы ума своей душе. Causid. Disputatio cum quodam causidico. Прение со схоластиком. Ad Nicolaum praecepta animae salutaria. Послание к монаху Николаю. De jejunio. О посте. Melch. De Melchisedech. О Мельхиседеке. Adv. nest. Против несториан. Другие сокращения АСО Acta Conciliorum Oecumenicorum/Ed. E. Schwartz, contin. J. Straub. Strassburg; Berlin; Leipzig, 1914–1974. 4 vol. (17 pt.) Biographisch-bibliographisches Kirchenlexikon/Hrsg. F.W. Bautz. Hamm, 1975–2003. 21 Bde; [Электр, ресурс]//www.bantz.de/bbkl. Geerard M. Clavis Patrum Graecorum. Tumhout, 1974–1987. 6 vol. Vol. 1: Patres Antenicaeni; Vol. 2: Ab Atanasio ad Chrysostomum; Vol. 3: А Cyrillo Alexandrino ad Iohannem Damascenum; Vol. ЗА: Ibid., Add.; Vol. 4: Conciliae. Catenae; Vol. 5: Indices. Initia. Concordantiae; Suppl./Cura et stud. M. Geerard, J. Noret. A Dictionary of Christian Biography, Literature, Sects and Doctrines/Ed. W. Smith and H. Wace. London, 1877–1887. 4 t. Dictionnaire de spiritualité, ascétique et mystique, doctrine et histoire. Paris, 1937–1994. 16 t. Dictionnaire de théologie catholique/Éd. A. Vacant, E. Mangenot, cont É. Amann. Paris, 1903–1950. 15 t. Encyclopedia of the Early Church/Ed. A. Di Berardino; Inst. Patristicum Augustinianum. Cambridge, 1992. 2 vol. New Catholic Encyclopedia. New York, 1967–1979, 1981 r. 17 vol., ind., suppl. Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935–. Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1857–1866. 161 t. Patrologiae cursus completus. Ser. Latina/Ed. J. P. Migne. Paris, 1844–1864. 221 t. Sources Chrétiennes. Paris. 1940–. Thesaurus linguae Graecae: A Digital Library of Greek Literature/Univ. of California, Irvine. Irvine, http://ww.tlg.uci.edii/; Idem: versio E (CD- ROM).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Следует нам знать, что мы тогда называем [чем­то] сложным одну совершенную природу, когда больше уже не можем справедливо относить к ней простые имена. Скажу для примера: тело составлено из четырех стихий – воды, земли, воздуха и огня. Воду, воздух, огонь и землю мы не называем в собственном смысле [человеческим телом], и потому называем тело одной природой, потому что не стремимся называть его именами простых [вещей] в собственном смысле. И опять же – говорим, что дом составлен из камней и дерева, но сам дом мы не называем камнем или деревом, а желаем пользоваться собственными именами [дома]. И опять – говорим, что человек составлен из тела и души, но тело и душа не в собственном смысле [каждое – человек], и ясно, что из того, что определение души и тела надо отнести взаимно к обоим из них, мы поэтому хотя и говорим, что из двух природ (ибо не разнородное это 1 – вместе пришедшее [в бытие, хотя при этом] и не единосущное друг другу), но считаем все же одной составленную из них природу [человека], ибо ни душой, ни телом не называем человека по преимуществу, хотя часто и по обыкновению Святой Дух в Писании свободно пользуется тем, чтобы именовать целое через части, не подпадая, словно под иго рабства, диалектической суетности [точных логических определений]. У Христа же соединение неизреченное, неизглаголанное и непостижимое человеческим умом, и поэтому невозможно найти никакого равного ему примера, поскольку мы говорим, что Он не только из Божества и человечества состоит, но пользуемся по отношению к Нему и простыми именами. Ибо одного и Того же Христа называем и Богом и человеком, но в собственном смысле мы не имеем в виду каждого из них [в отдельности от другого], ибо в собственном смысле и поистине Христос есть Бог , и поэтому мы в собственном смысле и поистине называем Пресвятую Деву Богородицей. И [с другой стороны,] собственно и поистине Он есть человек, истинно умерший и истинно воскресший. Именно поэтому Его невозможно называть просто одной природой. Посему мы и говорим, что Он – из двух природ, составленный из Божества и человечества, и признаем разноприродными эти сосуществующие, и говорим, что в Нем две различные природы, поскольку в собственном смысле считаем Его и Богом и человеком. Как и св. Кирилл пишет во втором письме к Суксенсу: «Один и Тот же одним и другим является». И смотри, что он не сказал – «из одного и другого является» (хотя и это было бы правильно [отчасти]), но «одним и другим является», а «одно и другое» в целом есть две природы, хотя ты и не хочешь признать этого. И опять же, он пишет к Валериану епископу Иконийскому так: «Итак исповедуем, что от плоти – плоть, и от Божества – Бог, и поэтому оба [они] есть единый Христос и Сын и единый Господь вместе со Своей плотью». Итак, Христос есть – оба, и что иное есть Христос, как не эти две природы? И не говорю, что из двух есть Христос, но что обе есть Христос, будучи единым. Фрагмент в Doctrina Patrum. P. 209–213

http://azbyka.ru/otechnik/Evlogij-Aleksa...

Поль Аллар Библиографический указатель Источники Acta primorum martyrum sincera et celecta, publies par Ruinart, Paris 1689. Acta Sanctorum quotquot toto orbe colunter, publies par les Bollan-distes, Anvers et Paris 1643–1894, janvier a novembre, t. I-LX. Ammicn Marcellin, ed. Valois, Paris 1681; ed. Gardthausen, Leipzig 1874–5. Analecta Bollandiana, Bruxelles depuis 1882, t. I-XV. The Apology and Acts of Apollonius, edites par Conybeare, Londres 1894. The Apology of Aristides, editee par Rendel Harris et Armitage Robinson, Cambridge 1891. Augusta historia, Paris 1620; ed. Peter, Leipzig 1865. Corpus inscriptionum graecarum, quatre volumes, Berlin 1828–1877. Corpus inscriptionum latinarum (en cours de publication), Berlin 1863 et suiv., t. I-XV. Corpus juris civilis, ed. Freiesieben, Munich 1789; ed. Krüger-Mommsen, Berlin 1872–7. Corpus juris romani antejustiniani, ed. Böcking, Bonn 1841; ed. Huschke, Leipzig 1861. Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum(en cours de publication), Vienne 1867 et suiv., t. I-XVIII. Doctrina duodecim apostolorum, ed. Funk, Tubingue 1887. Dion Cassius, ed. Valois, Paris 1634; ed. L. Dindorf, Leipzig 1863–5. Eunape, ed. Boissonade, Amsterdam 1822. Eutrope, ed. Zell, Stuttgard 1829; ed. Dietsch, Leipzig 1875. Exempla inscriptionum latinarum, ed. Wilmans, Berlin 1873. Herodien, ed. Bekker, Berlin 1826. Inscriptions chretiennes de la Gaule, editees par Edmond Le Blant, Paris 1856–1865. Inscriptiones christianae urbis Romae saeculo septimo antiquiores, editees par J. B. de Rossi, Rome 1861–1888. Inscriptionum latinarum selectarum amplissima collectio, editees par Orelli et Henzen, Turin 1826 et 1856. Julien, ed. Hertlein, Leipzig 1875–1876. Libanius, ed. Reiske, Oldenbourg 1791–1797. Liber Pontificalis, ed. Duchesne, Paris 1886–1892. Martyrologium hieronymianum, ed. J. B. de Rossi et Duchesne, Bruxelles 1894. Opera Patrum apostolicorum, ed. Funk, Tubingue 1878 et 1881. Panegyrici (a la suite du Pline le Jeune de Casaubon), 1504. The Passion of S. Perpetua, with an Appendix on the Scillitan martyrdom, editee par Rendel Harris, Cambridge 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИАН [греч. Ηρακλειανς] (1-я пол. VI в.), митр. Халкидонский. Церковный писатель, участвовал в полемике с монофизитами и манихеями. Будучи пресвитером и синкеллом Великой ц. в К-поле, И. дважды принимал участие в посольствах к папе Римскому св. Гормизду (520 и 523). В 533 г. он присутствовал на диспуте между православными и монофизитами в К-поле. В ходе диспута имп. Юстиниан I попытался примирить монофизитов с Церковью на основе теопасхитской формулы. После 536 г. И. упоминается как митрополит Халкидонский. Он скончался до 553 г., т. к. на V Вселенском Соборе присутствовал его преемник Константин. Под именем И. сохранились 4 фрагмента некоего сочинения, включенные в «Учение отцов о воплощении Слова» (Doctrina Patrum de incarnatione Verbi) - компиляцию святоотеческих мнений по христологическим вопросам. По мнению Э. Хонигманна, все фрагменты взяты из одного произведения, к-рое И. посвятил Сотериху, еп. Кесарии Каппадокийской, как это указано во 2-м фрагменте ( Diecamp. P. 134). Все фрагменты носят характер полемики с монофизитами и доказывают идею двух природ во Христе по воплощении. Прп. Максим Исповедник приводит цитату из др. сочинения И.- Послания к Ахилию, в котором И. утверждает, что во Христе было не только две природы, но два изволения (κνησις). Свт. Фотий, патриарх К-польский, упоминает еще одно сочинение И. против манихеев (в 20 книгах), также посвященное Ахилию. Свт. Фотий описывает это сочинение в общих чертах, характеризуя язык произведения как сочетание аттического диалекта и разговорной речи. И. излагает свои наставления, упоминает предшественников по антиманихейской полемике Игемония и Георгия , еп. Лаодикии Сирийской. Однако из описания свт. Фотия сложно сделать выводы о содержании этого произведения. Соч.: Maximus Conf. Opusc.//PG. 91. Col. 125; Phot. Bibl. 85; Diecamp F. Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi. Münster, 1981. P. 42-43, 134, 207-208, 216-217. Лит.: CPG, N 6800-6801; Stiernon D. Heraclian of Chalcedon//EEC. Vol. 1. P. 374; Honigmann E. Patristic Studies. Vat., 1953. P. 205-216. (ST; 173); Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 372; Camelot P.-Th. Herakleianos//DHGE. T. 23. Col. 1351. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/673831.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010