Сам Доминик настолько был специалистом этого дела, что в течение одной четыредесятницы, работая обеими руками, успевал отбыть епитимию тысячелетнюю нанося себе по 3.750 ударов в день, а всего 150.000 (Н. А. Заозерский. Номоканон Иоанна Постника, стр. 72, прим. 2). Католический ученый Шмитц, вполне сознавая весь вред подобных покаянных правил для нравственной жизни человека (Die Bussbucher. SS. 572, 605), пытается однако защищать римские пенитенциалы в тесном смысле слова. Выкупы, говорит он, специальная принадлежность англо-саксонских и германских поместных церквей, в пенитенциалах же римской вселенской церкви находятся инструкции, которые предписывают священникам обращать тщательное внимание на личные качества кающегося и налагать соответствующие этим качествам канонические наказания, но в них нет и следа подробного изложения общих правил выкупа. Напротив, в римских пенитенциалах даже постоянно повторяется определение, что тот, кто чужие грехи возьмет на себя или будет за плату поститься вместо другого, тот должен быть исключен из церковного общения и недостоин называться христианином (Poenit. Merseburgense a, cap. 44. S. 396. Poenit. Vindobo-nense, cap. 48. S. 420). Пенитенциалы Рабана Мавра и Галтигара не упоминают о выкупах (Die Bussbucher. SS. 223, 149). Но и в римских пенитенциалах есть задатки учения о выкупе (Merseburgense а, cap. 110. S. 402), а главное – они проникнуты тем же юридическим жизнепониманием, что и пенитенциалы англо-саксонские и германские, да и эти последние ведь только в более резкой форме выразили те идеи, которые усвоены были от Рима. Наконец, римская церковь освятила юридический взгляд на смысл покаяния и на значение епитимий тем, что ввела его в свою догматику и установила соответствующую покаянную практику. По католической догматике в исповеди кающийся освобождается только от вечного наказания за грех (culpa et роепа aeterna), но в удовлетворение правды Божией должен понести временное наказание на земле или в чистилище (см. Ioannes Perrone.

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/p...

13–17); 2. о композиции канонических посланий Василия в. (SS. 18–24); 3-й отдел дает сравнение приписываемых антиохийскому собору канонов с канонами Василия в. (SS. 24–32); в 4-м (SS. 32–56) – идет речь о развитии системы степеней покаяния. III-я глава (SS. 56–179) посвящена вопросу о послании антиохийского собора, в частности: 1. о его надписании и приветствии (SS. 56–67); 2. об участниках собора (SS. 67–98): 3. о положении (Die Zustnde) и событиях в Антиохии по посланию (SS. 98–120); 4. об исповедании веры (символе) собора (SS. 120–151); 5. об осуждении (трех) епископов (SS. 151–165); 6. о «великом и священном соборе в Анкире» (SS. 165–176); 7-й отдел (SS. 176–179) дает заключение главы, Zusammenfassender Schluss. – IV-я глава (SS. 180–217) представляет собою «Очерк истории никейского собора»; в частности же ее 1-й отдел (SS. 180–191) описывает «церковное положение в Антиохии до и после никейского собора»; 2-й (SS. 191–201) – церковную политику Константина в. и 3-й (SS. 201–217) – самый «собор никейский». – V-я глава (SS. 218–224) содержит Zusammenfassendes к хронологии антиохийского собора. В дальнейшем я цитирую книгу Э. Зееберга по этим главам и их отделам, а, где требуется, конечно, и по страницам. I. F. Nau отрицал ли подлинность новооткрытых послания и канонов антиохийского собора? Положение 16-и канонов собора в Codex Parisinus Syr. 62. Каноны и «послание из Италии». Восточное происхождение канонов. Какому антиохийскому собору писали италийкие епископы? Не случайно ли попали 16 канонов в италийское послание? Значение новооткрытых канонов для истории церковной дисциплины. Принадлежность их антиохийскому собору 324 года; отношение к канонам Василия в.. Степени покаяния по антиохийским канонам, как возможное возражение против их подлинности. Недостаточность решения этого возражения у Зееберга. Отсутствие степеней покаяния в правилах антиохийского посленикейского собора объясняется их содержанием. По поводу «Einleitung» замечу, что отсюда я впервые узнал, что сторону Швартца принял О.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

102 Иоасаф Колдычевский известен своим усердием в устроении камен­ной церкви в Лукиановой пустыне, Владимирской губернии (1707 г.). Истор. Иер. Росс. V, 28. Из письма св. Димитрия видно, что он за какие-то дела был судим: но Святитель с упованием смотрел на его судьбу вечную: «аще и в удержании негде душа преставльшагося на время обретается за все прегрешения (без коих никтоже): но сокровище церковное, молитвы, глаголю, о преставльшихся выну творимыя, не скупо, искупит сильно от долгов его». Остальн. Соч. св. Димитрия 1827. стр, 143. 103 Остальные Соч. св. Димитрия Ч. I. стр. 33., где помещено благодар­ственное письмо его Царице за один из таких даров. 116 Письмо 28, пис. в июне 1704. Здъсь между прочим сказано: «студент школ Ростовских, Василий, не много поучився, грядет к вашей милости на вакацию». 118 Письмо 16. В заключении сего письма Святитель пишет: «аз грешный вашими молитвами жив по августа четвертое число», без сомнения того же 1704 года. 124 Они заимствованы, вероятно, из первых томов Acta SS. Bollandi, кото­рые были в руках св. Димитрия. Поскольку сии сказания принадлежат к древним временам Церкви, когда в Риме сохранялось православие, и представляют жизнь и подвиги святых первых четырех веков: то Святитель не находил никакого затруднения внести их в свои четьи-минеи. Притом же и некоторые древние греческие сказания дошли до нас только в латинском переводе. Так помещенное под 3 числом июня страдание и житие священномученика Лукиана есть перевод повествования латинского, составленного Епископом Одоном (Act. SS. iannuar. d. 8); 4 июня страдание мученика Конкордия (Act. SS. d. 1), Фронтасия (Act. SS. iannuar. d. 2); 7 июня страдание св. священномученика Маркелла, папы римского (Act. SS. iannuar. d. 16); 10 июня житие Вассиана, Епископа Лавдийского (Act. SS. iannuar. d. 19); июня 20 житие Левкия исповед­ника (Act. SS. iannuar. d. 11. p. 668); июня 21, житие пр. Юлия и Юлиана (Act. SS. iannuar. 31. р. 1100); июля 1, страдание отрока Потита (Act. SS. ian­nuar. 13. р. 753); июля 13, житие Юлиана Кеноманийского (Act. SS. d. 27. р. 767); июля 29, страдание священномученика Валентина (Act. SS. februar. d. 14. p. 754); июля 30, страдание Полпхрония (Act. SS. februar. d. 17. p. 5); авгу­ста 17, страдание Патрокла (Act. SS. iannuar. d. 21. p. 343); августа 18, стра­дание священномученика Юлиана (Act. SS. febr. d. 8. p. 158).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Ann. Bert. 1964 – Annales de Saint-Bertin/F. Grat, J. Vielliard, S. Clémencet. Paris, 1964. Ann. Bert. 1991 – The Annals of St. Bertin/Transl. J. L. Nelson. Manchester, 1991. Ann. cap. Crac. 1872 – Rocznik kapitulny Krakówski/A. Bielowski//MPH. 1872. T. 2. Ann. Cap. crac. 1978 – Rocznik kapituy Krakówskiej/Z. Kozlowska-Budkowa 7/MPH NS. Warszawa, 1978. T. 5. Ann. Disib. – Annales sancti Disibodi/G. Waitz//MGH SS. 1861. T. 17. Ann. Gradic. – Annales Gradicenses/W. Wattenbach//MGH SS. 1861. T. 17. Ann. Hild. 1878 – Annales Hildesheimenses/G. Waitz. Hannover, 1878 (MGH SS rer. Germ. [T. 8]). Ann. Hild. 1941 – Die Jbb. von Hildesheim/Übers. von E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. 3. Aufl. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 53). Ann. Magd. 1859 – Annales Magdeburgenses/G. H. Pertz//MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Magd. 1941 – Die Jbb. von Magdeburg (Chronographus Saxo)/Übers. von E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. 3. Aufl. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 63). Ann. Ottenb. – Annales Ottenburani/G. H. Pertz//MGH SS. 1844. T. 5. Ann. Palid. – Annales Palidenses/G. H. Pertz ll MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Pegav. – Annales Pegavienses et Bosovienses/G. H. Pertz//MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Quedl. 1839 – Annales Quedlinburgenses/G. H. Pertz//MGH SS. 1839. T. 3. Ann. Quedl. 1941 – Die Jbb. von Quedlinburg/Übers. von E. Winkelmann. Berlin, 1941. 3. Aufl. (GDV. Bd. 36). Ann. Quedl. 2004 – Die Annales Quedlinburgenses/M. Giese. Hannover, 2004 (MGH SS rer. Germ. T. 72). Ann. Saxo 1844 – Annalista Saxo/G. Waitz//MGH SS. 1844. T. 6. Ann. Saxo 1941 – Der sächsische Annalist/Übers. E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 54). Ann. Saxo 2006 – Die Reichschronik des Annalista Saxo/K. Nass. Hannover, 2006 (MGH SS. T. 37). Ann. Vindoc. – Annales Vindocinenses/L. Halphen//Recueil d’annales angevines et vendomaises. Paris, 1903 (СТЕН. T. 37). Annolied 1895 – Das Annolied/M. Roediger//MGH SS vem. 1895. T. 1/2. Annolied 1946 – Das Annolied, hg. von M. Opitz, 1639. Diplomatischer Abdruck/W. Bulst. Heidelberg, 1946.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евгении с епископом Елием и следующие за нею события до места, где на поле сделана ссылка на Метафраста, снова написаны по Vitae ss. рр. и т.д. Подобная смена одного источника другим наблюдается на протяжении всего жития 432 ’, причем Святитель брал из каждого то, что более отвечало его цели и вкусу. Такое же внимательное отношение к Vitae ss. рр. наблюдается и при совпадении их с другими иностранными источниками Четиих-Миней. Так, 10 мая, составляя житие преп. Исидоры и имея материал для него в Acta SS. (май 1:49) и Vitae ss. рр. (VIII, 738), Святитель обращается к последнему источнику и по нему передает свое повествование. Об этом свидетельствует, напр., такая частность: авва Питирим (в Acta SS. «Proterius»), кланяясь преп. Исидоре, говорит ей: «Благослови мя, Амма». Такого обращения в Acta SS. нет, между тем в Vitae ss. рр. такая фраза – «benedic Атта!» – имеется 433 . Приведенные нами факты показывают, что Vitae ss. рр. имели высокое достоинство в глазах свят. Димитрия. Об этом же свидетельствует и та тщательность, с какою Святитель использовал заключающийся в Vitae ss. рр. материал. Он взял отсюда не только полные систематически изложенные жития, но и отрывочные заметки о святых. Последними обыкновенно дополнялись другие источники. Книги Иоанна Мосха , Палладия Еленопольского , Руфина и блаж. Феодорита почти в полном объеме перенесены Святителем в Четии-Минеи и переданы здесь чаще всего без всяких изменений, в буквальном переводе с латинского. Много материала взял Святитель и в той части этого источника, где собраны изречения старцев; просматривал он и приложение к Vitae ss. рр., так называемый «Рай Ираклида». Так что, если сборник Росвейда, ввиду сравнительно небольшого количества заключающегося в нем материала, и нельзя назвать главным иностранным источником Четиих-Миней, то любимым и наиболее удовлетворявшим Святителя считать его можно. Чувствуется, что простые, правдивые рассказы патериков отвечали литературным вкусам свят. Димитрия и глубоко трогали его сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Чет Минея в Страд. св. великомуч. Георгия. (Act. SS. apr. II. р. 842). Мес. В. Март. Р. 24 Св. муч. Саввы Стратилата, и с ним семидесяти воинов. Готфлыин, трибун саном, пострадал в Риме в царствов. Аврелиана около 272 года, в который возобновлено гонение на христиан. «И в темницах затворяем, и огнем сожигаем, и многими муками гоним, и на древе растягаем, и зимою оскорбляем, и ранами частыми непрестанно бием, и в водах блаженный конец приемля усердно, непоколебим пребыл». Стих. 2. Чет. Минея. (Act SS. apr. III. р. 264.) Мес. В. 23 апр. Март. Р. Имеет службу. Преп. Елисавефы чудотворицы. Подвизалась, вероятно, в одной из цареградских обителей. Чет. Минея. (Act SS. 24 apr. Ferrarius in Catalogo SS. asserit ejus vitam admirandam in Brev. Romae sub Clemente VIII edito referri. Под Breviarium разумеет νδλγςον). Свв. мучч. Евсевия, Неона , Леонтия , Лонгина и прочих с ними. Пострадали вскоре после великомуч. Георгия; числом их было около 40. Им отсечены главы в 303 г., вероятно, в Никомидии. Чет. Минея. (Act SS. 24 apr.). Мес. В. Март. Р. Свв. мучч. Пасикрата и Валентина. Из Доростола, в Мисии, воины; при игемоне Авсолане усекнуты, первый – 22, второй – 30 лет. Чет. Минея. (Бароний, в примечании к Март. Р. 23 мая, мученичество их относит к 228 г. Act SS. Maii VI. р. 23). Март. Р. 25 мая. Мес. В. Пролог 21 апр. Преп. Фомы юродивого. Инок одной из обителей Келесирийских; юродствовал, когда приходил в Антиохию по делам монастырским. Преставился при патриархе Домнине III (546–567), в царствование Юстиниана. Чет. Минеи из Евагрия (кн. 4, гл. 34), который однако кончину преподобного относит к патриаршеству Ефремия (327–345), названного Евфимием у Никифора (XVII, 23), и из Лимонаря (гл. 88). (Act. SS. Maii V. р. 133). Март. Р. 18 ноября. 25 Св. апостола и евангелиста Марка. Ученик ап. Петра, написавший в Риме, по молению верных, Евангелие. Благовествовал Иисуса Христа в Аквилее и Египте. Скончался мученически в Александрии, в 14-й год царствования Нерона, в 68 г. по Р. Хр. Чет. Минея из разных писателей. (Act SS. 25 apr. Mazoch. Kal. neapol. I. р. 233 sqq). Мес. В. Март. Р. Имеет службу. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В 1693 году, великим постом, Святитель получил из Данцига книги Болланда Acta Sanctorum. К старым латинским источникам прибавился, таким образом, новый, хотя и не обнимающий целого года, но зато на первые пять месяцев дающий материал обильный, критически проверенный и основательный. Свят. Димитрий с глубоким вниманием отнесся к новому источнику. Он задержал из-за него печатание двух последних месяцев второй своей книги почти на год 434 и постарался взять для нее из Acta SS. все, что считал наиболее нужным и что дозволяла сравнительная краткость времени. В Acta SS. Святитель нашел разнообразный материал. С одной стороны, здесь были те же редакции житий, которые находились и в старых иностранных источниках, с другой Acta давали материал совершенно новый, у Сурия и в Vitae ss. рр. не имеющийся. Особенное внимание Святителя привлекли в Acta SS. те жития, которые передавали сведения о святых, в восточных месяцесловах не встречающихся. Святитель составил список таких житий и широко использовал их при дальнейшей работе над Четиими-Минеями. Первый случай внесения в Четии-Минеи новой памяти и жития из Acta SS. наблюдается уже во второй книге житий святых. Здесь 9-го января внесена память св. Петра Севастийского, а 6-го февраля помещено полное житие преп. девы Дорофеи; обоих святых в месяцесловах греческой и русской церкви не было и Святитель заимствовал их из Acta SS. До получения Актов Святитель не решался на это, из латинских источников новых памятей святых он не вносил и везде строго придерживался православного месяцеслова. Очевидно Acta SS., после первого же ознакомления, заслужили глубокое доверие свят. Димитрия и он сразу оценил их научную беспристрастность и независимость от чисто католической точки зрения. В следующие, главным образом летние месяцы Четиих-Миней, Святитель внес целый ряд таких памятей и житий, причем заимствовал их не только из Acta SS., но и из других латинских источников, даже из Сурия. Очевидно книги Болландистов не только сами заслужили уважение свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тильмона История императоров и 6 первых веков 1690 г. Его же Мемуары 1694 года и следующих. Т. 22. (Tillemont, Histoire des Empereurs et six premirs siècles. Mémoires pour servir à l " histoire eccl. de six prem. siècles). Деяний св. (Acta SS.) Июнь, Т. I, 1695 г. Т. II, 1698 г. – Т. III, 1701 г. Аббата Комманюиля Новые жития святых на все дни, 1701 г. (Nouvelles vies des saints pour tous les jours Mr. l " abbé de Commanuille). Жития святых. Париж. 1701 г. (Adriani Baillet Vies des Saints). В 1703 г. вышел со строгою критикою составленный том, содержащий: 1) историю подвижных праздников, 2) жития ветхозаветных святых, 3) хронологию и 4) топографию святых. Деяний св. (Acta SS.) Июнь, Т. IV, 1707 г. Монфокона Греческая Палеография 1708 г. (Montfaucon Paleographia graeca. Paris). Деяний св. (Acta SS.) Июнь, Т. V, 1709 г. Т. VI, 1715–1717 г. Т. VII, 1717 г. Греческая Библиотека Иоанна Фабриция 1705–1718 (Bibliotheca graeca Iohan. Fabricii), вновь издана Гарлесом в 1791–1809 годах. Это издание весьма много восполнено, – на столько, на сколько литература подвинулась в продолжении целого века. В X томе, (а по старому изданию в IX томе) содержится библиография святых, исчисляются все жития известные с заглавиями. Деяний св. (Acta SS.) Июль, Т. I, 1719 г. Т. II, 1721. Удэна Комментарий о древних писателях церкви 1722 (Commentarius de scriptoribus ecclesiae antiquis. Oudin. Т. I-III). Очень хорошее произведение. Деяний св. (Acta SS.) Июль, Т. III, 1723.Т. IV, 1725г. Т. V, 1727 г. Стишной мартиролог греческой церкви Сибера 1727 г. (Ecclesiae graecae martyrologium metricum. Lipsiae). Собраны в нем краткие стихословия из греч. миней и синаксарей, принадлежащие, большею частию, Христофору Митиленскому, о коих будет ниже. Деяний св. (Acta SS.) Июль, Т. VI. 1729 г. Реми Селье, Общая история священных и церковных писателей 1729–1763 г. Т. I-XXIII. (Remy Ceillier, Histoire générale des auteurs sacres et ecclesiastiques) . Деяний св. (Acta SS.) Июль, Т. VII, 1731 г. Деяний св. (Acta SS.) Август, Т. I, 1733 г. Т. II, 1735 г. Т. III, 1737 г. Т. IV, 1739 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Антиохийского, дано и житие последнего, по Acta SS. (april, II, 850, 851:853); Мая 5-го – Ликиния, отца великомуч. Ирины, и Ликиния, соправителя императора Константина великого на основании Acta SS. (maj, II, 4, § 2-й); 11-го мая – Кирилла, первоучителя славян и Кирилла, проповедника Христовой веры, будто бы приходившего к св. князю Владимиру; 7-го июня – Маркелла и Маркеллина пап Римских, даны жития того и другого из Acta SS. (iann., II, 5 и apr. Ill, 412); 8-го июня – Зосимы, упоминаемого в житии Ефрема патр. Антиохийского, и Зосимы Финикийского по истории Евагрия (русск. перевод, с. 194–195 и далее); 12-го июня– 8-ми святых, носивших имя Пафнутий, полагаем, что по указателю в Vitae Patrum и Никифору Каллисту; 14-го июня – двух Кириллов, епископов Гортинских на основании Martyrologii Romani (9 июля) и Сурия (VI, 151), хотя указываемое Святителем различение ошибочно (см. Полный месяцеслов Востока, т. II, 261 с. заметок); 15-го июня – двух пророков Амосов по Acta SS. (март, III, 399-й); 29-го июня – двух Епафродитов, учеников апостола Петра по Мартирологу Римскому, но это, кажется, ошибка: у архиеп. Сергия один Епафродит (Полный месяцеслов Востока, указатель 1-й); 9-го июля – Пафнутиев и Коприев по Vitae ss. Patrum, даны и жития их из книги Руфина и Лавсаика; 13-го июля – двух Стефанов Савваитов по Acta SS. (mart, III, 166, § 5); 22 июля – Марии Магдалины и Марии сестры Лазаря на основании синаксарей в великую среду и в неделю третью по Пасхе; 14-го августа – двух пророков Михеев, на основании Acta SS. (iann., I, 994) и великих Четиих-Миней митроп. Макария; 21-го августа – апостолов Фаддея и Левия, на основании Никифора Каллиста (История, кн. II, гл. 7-я); 24 августа – апостола Евтиха и Евтиха отрока, который был воскрешен апостолом Павлом в Троаде (Деян., гл. XX, 9 и 10 ст.), и 27 августа – Пимена великого и другого Пимена, вероятно, по Vitae ss. рр.; ради разнствия приведено и житие второго Пимена. 93 Четии-Минеи, ч. IV, 13 июля. См. также августа 7-го о месяцесловах Киевских и Львовских.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1776 Так, в правилах: «De opere monachorum» (около 400 года) преобладающей целью является внушить обязанность труда, в противоположность односторонне созерцательному и мечтательно не-деятельному образу жизни, от опасности которой автор «Правил» убедительно предостерегает (S. 348, ср. Правила Бенедикта Нурайского (S. 370) cp. SS. 473,474). Франциск Ассизский в начале совсем не вел жизни отшельнической (SS. 475– 476, ср. S. 479). 1777 S. 467. В правилах миноритов подчеркивается обязанность труда, связанная с запрещением принимать денежную плату за исполненный труд, причем позволялось в то же время, в случае нужды, просить другого рода милостыню (S. 481, ср. 484). Орден Целлитов (Celliten) принял на себя обязанность хоронить мертвых, особенно во время эпидемий (S. 511), а Иезуаты (Iesuates) – ухаживать за больными (S. 512), тоже Елизаветянки (S. 514), итальянский орден Oblate di Torde’ Specchi (S. 517), cp. вообще SS. 516–516. 1781 См., напр., SS. 336,338 («Восточные правила»), 311, 345 (у Иоанна Кассиана), 358–359 (у Бенедикта Нурайского). 1784 Это, напр., рельефно проявляется в правилах Бенедикта Нурсийского , Аврелиана, Ферреола и Кассиодора (S. 368, cp. S.S.. 368, 371, 373). По правилам, напр., Ферреола, ни один монах не может быть неграмотным; он должен знать наизусть все псалмы (S. 376); ср. также правила Исидора Севилльского (S. 377), Магистра (S..484); то же можно утверждать об ордене Fratres de vita communi (S. 544) и др. под.; общее суждение автора по сравнению с монашеством восточным см. S. 623. 1788 Это вполне гармонирует с общим характером запада, его практическим, а неˆтеоретическим направлением во всех сферах и отраслях жизнедеятельности. 1802 Ibid. Этого рода аскетизм, хотя и редко, но практикуется до последнего времени. SS. 612, 617. 1814 Так, напр., см. относительно правил, известных под именем Фруктуоза (S. 378), Бенедикта Аниапского (SS. 386–388); факты чрезмерного изнурения постами (SS. 443–446;cp. S. 469); строгость постов у «бедных эремитов Иеронима» (SS.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010