Исходя из данного бл. Августином определения таинства, как «видимого знака невидимой благодати, установленного для нашего оправдания 1 , католики и протестанты согласны между собою в исчислении трёх существенных признаков, исчёрпывающих понятие о таинстве, именно: видимого знака (signum), невидимой благодати (res significata) и божественного установления того и другого (mandatum Dei). Но они существенно различаются между собою как в понимании каждого из указанных признаков, так и в определении взаимного отношения их друг к другу, а отсюда само собою проистекает различие и в представлении о назначении таинств в деле спасения человека.   I. О признаках таинств в их отдельности. Следуя словам бл. Августина: «accedit verbum ad elementum, et fit sacramentum 2 », католики различают в видимом знаке таинства (signum) две составные части verbum (слова установления, или заповедь о совершении таинства, и слова священнодействия) и elementum или res visibile sacramenti (вещество таинства вместе с внешним действием или одно только последнее), употребляя для обозначения указанных частей видимой стороны таинства схоластические термины: форма и материя. Но они погрешают в определении формы таинства и её отношения к материи, а также излишне последовательном приложении требования касательно различения формы и материи даже в отношении к тем таинствам, где таковое различие не имеет для себя основания, как не согласное с существом или природою таинства. Понятие формы, заимствованное схоластиками у Аристотеля, заключает в себе две стороны: а) форма есть определенный вид существовала материи (modus или species existentiae), т. е. совокупность всех признаков, отличающих данный предмет от всех других предметов и выделяющих его в особое, самостоятельное существование, как res, и б) форма есть образующая причина этого вида существования или, что то же, сущность вещи (форма, как causa existentiae, иначе – essentia rei). В приложении к таинствам католики употребляют термин forma только в первом из указанных значений, когда усвояют «слову» (verbum) таинства только декляративное, обявительное значение по отношению к материи или элементу таинства и отнимают у него (verbum) значение причины действительности таинства, указанное бл. Августином (accedit... et fit sacramentum): verbum, по католическому учению, только обявляет, делает ясным, понятным для приступающих к таинству, ставит их в известность относительно того, чем становится элемент по мысли Божественного Учредителя таинства, но не причиняет этого нового значения, получаемого элементом в таинстве 3 . Такое ограничение понятия формы в католическом учению о таинствах фактически выразилось в изятии важнейшего момента из существа этой формы в таинстве евхаристии, именно – слов освящения (verba consecratioins 4 ), вследствие чего явилась необходимость в требовании от совершителя таинства намерения делать то, что делает церковь , как особого, независимого от формы, условия действительности таинства 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

Скачать epub pdf CSEL 83,1 (P. Henry/P. Hadot, 1971), p. 278–284 DE g-omoousiy. [DE HOMOOUSIO RECIPIENDO]. 1. Miror adhuc rationem intellegendi unam inter nos certamen[te] tenere. Omnes recte intellegimus nec tamen iungimur. Dicam ergo omne mysterium, omnium verba, sententias, intellectus, oratione brevi, Arrium ut possimus excludere. Graeci, quos g-hellUnas vel paganos vocant, multos deos dicunt, Iudaei vel Hebraei unum, nos, quia posterior veritas et gratia est, adversum paganos unum deum dicimus, adversum Iudaeos patrem et filium. Ita dicentes duos, patrem et filium, sed unum tamen deum conplexi, religiones ambas adversum utramque alterius contrario repugnamus. Et pagani quidem lapsi multum et elementa et cibos suos deos esse dixerunt, Iudaei errore carnali Christum negant, quem aliter confitentur. Nostrum igitur dogma est adprobandum, quod docuit veritatem et correxit errorem. Id autem facile cognitu erit, si cognoscatur vis verbi a maioribus positi, quod g-homoousion nominatum est. Nec errare quemquam volo, cum tantum de patre et filio g-homoousion dixero, quia spiritus sanctus et a patre est et in filio. Haec autem ratio contra Arrianos et contra haereticos maxime praevalebit. Esse deum fatemur? Ita est. Esse Christum fatemur? Sic. Esse isto modo dico: est deus, est Christus. Quid est autem istud esse? Lumen esse, spiritum esse, deum esse, g-logon esse. Fatemur ergo haec, nemo negat haec. Esse Graeci g-ousian vel g-hupostasin dicunt, nos uno nomine latine substantiam dicimus; et g-ousian Graeci pauci et raro, g-hupostasin omnes. 2. Distat quidem, verum nunc omittamus. Scriptura divina graece g-hupostasin saepe dixit, latine substantiam. Et dixit de dei substantia in propheta Hieremia: Quod si stetissent hi in substantia domini, verbum meum vidissent. Quid autem est stare in substantia? Intellegere dei substantiam, quod lumen verum sit, quod spiritus infinitus sit. Hoc cum intellexissent, intellegerent g-logon domini, hoc est verbum domini vidissent. Et sic et paulo post idem Hieremias loquitur.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

Скачать epub pdf BOOK III Caput I.– Basilidis Sententiam de Continentia Et Nuptiis Refutat. Ac Valentiniani quidem, qui desuper ex divinis emissionibus deduxere conjugationes, acceptum habent matrimonium: Basilidis autem sectatores, Cum interrogassent, inquiunt, apostoli, nun sit melius uxorem non ducere, dicunt respondisse Dominum: «Non omnes capiunt verbum hoc. Sunt enim eunuchi alii a nativitate, alii vero a necessitate.» Matthew 19:11–12 Hoc dictum autem sic interpretantur: Quidam ex quo nati sunt, naturaliter feminam aversantur, qui quidem hoc naturali utentes temperamento, recte faciunt, si uxorem non ducant. Hi, inquiunt, eunuchi sunt ex nativitate. Qui autem sunt a necessitate, ii sunt theatrici exercitatores, qui, gloriæ studio retracti, se continent. Quinetiam qui casu aliquo excisi sunt, eunuchi facti sunt per necessitatem. Qui itaque eunuchi fiunt per necessitatem, non fiunt eunuchi secundum logon, seu rationem. Qui autem regni sempiterni gratia seipsos castrarunt, id ad declinandas, inquiunt, conjugii molestias fecerunt, quod procurandæ rei familiaris onus ac sollicitudinem timerent. Et illud: »Melius est nubere quam uri,» Matthew 19:11–12 dicentem Apostolum aiunt velle: Ne animam tuam in ignem injicias, noctu et interdiu resistens, et timens ne a continentia excidas. Nam cum in resistendo occupata fuerit anima, a spe est divisa– Patienter igitur sustine, inquit his verbis Isidoms in Moralibus, contentiosam mulierem, ne a Dei gratia avellaris; et cum ignem in semine excreveris, cum bona ores conscientia. Quando autem, inquit, tua gratiarum actio delapsa fuerit in petitionem, et deinceps» steteris, ut tamen labi ac timbare non desinas, duc uxorem. Sin est aliquis juvenis, vel pauper, vel infirmus, et non ei libel logo, seu rationi, convenienter uxorem ducere, is a fratre ne discedat; dicat: Ingressus sum in sancta, nihil possum pati. Quod si eum suspicio aliqua subeat, dicat: Frater, impone mihi manure, ne peccem; et confestim turn in mente, turn in corpore opem experietur.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Дмитрий Георгиевич Добыкин – кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии (sravnika@yandex.ru) Статья посвящена «Чикагскому заявлению о приложении Библии », которое является социальной концепцией для многих консервативных протестантских мыслителей настоящего времени. Ключевые слова: протестантизм, Чикагское заявление о непогрешимости Библии , Чикагские заявления, Чикагское заявление о библейской герменевтике, Международный совет по непогрешимости Библии, Чикагское заявление о приложении Библии, International Council on Biblical Inerrancy, ICBI. В современном христианском мире существуют разные мнения о природе и роли Священного Писания . Католический взгляд на Библию изложен в Догматической конституции о Божественном Откровении «Dei Verbum». В протестантском мире похожим документом являются «Чикагские заявления». Конечно, они не имеют такого же авторитета как «Dei Verbum», однако данные тексты стали своего рода « символом веры » для многих консервативно настроенных протестантских мыслителей настоящего времени 1 . Чикагские заявления были составлены Международным советом по непогрешимости Библии (International Council on Biblical Inerrancy – ICBI). Он был создан 26–28 февраля 1977 года. На конференции, организованной в октябре 1978 года в Чикаго, совместными усилиями более чем трехсот человек – ученых-библеистов, теологов, пасторов, лидеров различных деноминаций евангельских христиан – был разработан документ, получивший название «Чикагское заявление о непогрешимости Библии» (Chicago Statement on Biblical Inerrancy) 2 . По словам одного из организаторов ICBI, «это, возможно, первое планомерное всестороннее широкомасштабное научное вероучебное заявление о вдохновении и авторитете Писания в истории Церкви» 3 . Из подписавших его в России известны Вальтер Кристиан Кайзер-млад- ший, Джеймс Пакер, Джон Самуэль Файнберг, Джон Фуллертон Макартур-младший, Джослин «Джош» Макдауэлл, Дональд Артур Карсон, Дуэйн Толберт Гиш, Норман Лео Гайслер, Роберт Чарльз Спраул, Уэйн Грудем, Фрэнсис Август Шеффер, Ховард Джордж Хендрикс, Чарльз Колдуэлл Райри.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание DEI VERBUM [лат.- Слову Божию], догматическая конституция о Божественном Откровении, принятая Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви. Утверждена 18 нояб. 1965 г. папой Римским Павлом VI . На создание DV оказало влияние католич. библейское движение (Bibelbewegung) кон. XIX - 1-й пол. XX в., развернувшее широкую издательскую и просветительскую деятельность по ознакомлению верующих со Свящ. Писанием. Его становлению способствовали 3 энциклики о Свящ. Писании Римских пап: Льва XIII «Providentissimus Deus» (1893), Бенедикта XV «Spiritus Paraclitus» (1920) и Пия XII «Divino Afflante Spiritu» (1943). С нач. XX в. в католич. богословии остро стоял вопрос применения историко-критического метода в изучении Свящ. Писания. Несмотря на то что энцикликой «Divino Afflante Spiritu» папа Пий XII поддержал католич. экзегетов, использовавших историко-критический метод при исследовании библейских текстов, проблема его легитимности вновь была поднята в предсоборную эпоху. На составление DV повлияла дискуссия о природе Откровения, состоявшаяся накануне II Ватиканского Собора. Одни католич. историки и богословы (Й. Р. Гайзельман, К. Ранер , И. Конгар , Г. Кюнг , М. Шмаус, Г. Един и др.) выступали за содержательную самодостаточность Свящ. Писания, другие (Г. Леннерц, М. Бевено, А. Шпинделер, Н. Хенс) отстаивали учение о 2 независимых источниках Откровения - Свящ. Писании и Свящ. Предании. Противоречия достигли кульминации при подготовке DV. История составления Из документов, принятых на II Ватиканском Соборе, процесс создания DV был наиболее длительным (17 мая 1959 - 18 нояб. 1965). DV в течение 3 лет (с 14 нояб. 1962 по 18 нояб. 1965) обсуждалась на соборных заседаниях. 1-я схема конституции - De fontibus Revelationis (Об источниках Откровения) была составлена Подготовительной богословской комиссией под председательством кард. Альфредо Оттавиани ; представлена участникам Собора 13 июля 1962 г. и обсуждалась на 1-й сессии. В схеме в духе посттридентского католического богословия излагалось учение о «двойном источнике Откровения». Документ подвергся критике за отсутствие вступительных глав о сущности Откровения, неосхоластическое понимание Свящ. Писания и Свящ. Предания, изложение «теории двух источников Откровения», консервативный характер построения, концепцию «вербальной богодухновенности», подчинение Свящ. Писания Учительству Церкви и частое апеллирование к нему, излишнюю полемичность по отношению к новым заблуждениям, отсутствие сотериологической перспективы, ограничение свободы экзегетического исследования, недостаточную экуменическую и пастырскую направленность (История II Ватиканского Собора. 2005. Т. 2. С. 304; Hoping. 2005. S. 725-728). Большинство участников Собора высказались за пересмотр схемы, к-рый был санкционирован папой Иоанном XXIII .

http://pravenc.ru/text/171585.html

В Риме начался международный библейский конгресс Рим, 14 сентября 2005 г . Международный библейский конгресс, организованный Папским советом по содействию христианскому единству и Библейской католической федерацией, пройдет в Риме 14 - 18 сентября. Форум, в котором примут участие 400 представителей различных конфессий из 98 стран, имеет целью " поместить Библию в центр межрелигиозного диалога и жизни верующих " , сообщает NEWSru.com . Конгресс приурочен к 40-летию принятия догматической конституции II Ватиканского собора " Dei Verbum " ( " О Божественном откровении " ). О задачах предстоящей встречи рассказали 8 сентября на пресс-конференции в Риме президент Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, президент Библейской католической федерации епископ Винченцо Паглиа, генеральный секретарь федерации Александр Швайцер. Конгресс пройдет по теме " Священное Писание в жизни Церкви " . На форум приглашены представители 11 Православных Церквей, главы епископских конференций всего мира и синодов восточных Католических Церквей. Будут представлены Константинопольский и Московский Патриархаты, Белорусский Экзархат, Армянская Апостольская, Эфиопская Православная, Греческая Православная, Восточная ассирийская и другие Церкви. Со стороны протестантов в работе конгресса примут участие Всемирное англиканское сообщество, Всемирная лютеранская федерация, Международный баптистский альянс, организации пятидесятников. Всемирный совет Церквей, Конференция европейских Церквей, Международные библейские общества также направят своих представителей. На форуме будут присутствовать иудеи, мусульмане и индуисты. По словам кардинала Каспера, догматическая конституция II Ватиканского собора " Dei Verbum " положила начало более активному сотрудничеству католиков с христианами других конфессий в области библеистики. В настоящее время существует примерно 2 300 переводов Библии или Евангелий на языки мира. При этом около 1 000 языков и местных наречий, в основном в Азии и Африке, до сих пор не имеют переводов Священного Писания.

http://pravoslavie.ru/14525.html

М.-Ж. Лагранж. Фотография. 30-е гг. XX в. [Lagrange] Мари Жозеф (7.03.1855, Бурк-ан-Брес, Франция - 10.03.1938, Марсель), франц. католич. библеист. Получил духовное образование в семинарии в Отёне. Изучал рим. право и нормы международного права в Париже, где в 1878 г. ему была присвоена степень доктора права. В 1879 г. Л. принял постриг в доминиканском ордене. В 1880 г. он был вынужден покинуть Францию в связи с изгнанием доминиканского ордена из страны. Продолжил обучение в Саламанке и Вене. В этот период жизни Л. стал активно интересоваться библейской критикой. Вопрос о совместимости применения историко-критического метода с представлением о богодухновенности Свящ. Писания определил дальнейшую научную деятельность Л. В 1890 г. Л. был направлен в Палестину; в Иерусалиме он основал Библейскую и археологическую школу. Усилиями Л. в 1892 г. эта школа получила собственный печатный орган - ж. «Библейское обозрение» (La revue biblique). В 1900 г. Л. основал серию «Библейские исследования» (Études bibliques). На страницах «Библейского обозрения» и в работах, опубликованных в серии «Библейские исследования», Л. и его последователи выступили с программой «исторического метода» экзегезы Свящ. Писания. Различая откровение и богодухновенность, Л. утверждал, что последняя проявляется во всей совокупности способов, к-рые библейские авторы использовали для выражения полученного ими откровения, включая работу над доступными им историческими документами, соединение и редактирование их текстов. Отвергая эволюционистские представления школы В. Фатке - К. Г. Графа - А. Кюнена - Ю. Велльгаузена (одним из важнейших тезисов к-рой было становление евр. монотеизма в результате последовательного развития раннего евр. политеизма), Л. вместе с тем утверждал, что ветхозаветное откровение было дано в неск. этапов, каждый качественно отличался от предыдущего. В этом отношении концепция Л. близка к догматического развития теории Дж. Г. Ньюмена , хотя и не настолько радикальна, ибо направлена преимущественно на дохрист. эпоху. Л. за концепцию, главным выражением к-рой стала кн. «Исторический метод» (La méthode historique. 1903), заподозри-ли в приверженности к модернизму . Л. был вынужден временно покинуть иерусалимскую школу, часть его работ попала в Индекс запрещенных книг , однако ученый был оправдан. Более того, именно деятельность Л. способствовала постепенной легализации в Римско-католической Церкви использования историко-критического метода, получившей выражение в неск. энцикликах Римских пап: «Providentissimus Deus» Льва XIII (1893), «Spiritus Paraclitus» Бенедикта XV (1920), «Divino Afflante Spiritu» Пия XII (1943) и «Dei Verbum» Павла VI (1965).

http://pravenc.ru/text/Лагранж.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИЛЛЬМАЙЕР [нем. Grillmeier] Алоис (1.01.1910, Пехбрунн, В. Пфальц - 13.09.1998, Унтерхахинг, близ Мюнхена), нем. иезуит, кард., богослов, исследователь истории визант. Церкви. Происходил из многодетной крестьянской семьи. Окончив гимназию в Регенсбурге (1929), вступил в орден иезуитов (11 апр. 1929). Изучал философию в иезуитском ин-те в Пуллахе близ Мюнхена (1931-1934), богословие в Валкенбурге (Нидерланды, 1934-1936) и Франкфурте-на-Майне (1936-1938). 24 июня 1937 г. рукоположен во пресвитера. В февр. 1942 г. защитил диссертацию по богословию (Фрайбург-им-Брайсгау), до апр. 1944 г. служил в вермахте. По ходатайству руководства ордена иезуитов был демобилизован, затем преподавал догматику и историю догматов в Пуллахе и в Бюрене (Вестфалия). В 1950 г. иезуитский богословский фак-т был переведен из Пуллаха во Франкфурт-на-Майне, где Г. преподавал фундаментальное богословие и догматику до выхода на пенсию (1978). Был советником-экспертом на Ватиканском II Соборе (1962-1965), в 1963-1965 гг. входил в состав Богословской комиссии, участвовал в подготовке соборных догматических конституций о Церкви «Lumen Gentium» и о Божественном Откровении «Dei Verbum». Г. был сотрудником журналов «Scholastik» (1964-1965) и «Theologie und Philosophie» (1966-1977), консультантом комиссии «Pro Oriente» (Вена), к-рая занимается диалогом Римско-католической Церкви с Восточными христ. Церквами. Почетный д-р ун-тов Майнца (1971), Бамберга (1990), член-корреспондент Баварской АН (1993). 26 нояб. 1994 г. папа Римский Иоанн Павел II возвел Г. в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Николая (S. Nicola in Carcere). В 1951 г. Г. выпустил 3-томный сб. очерков «Das Konzil von Chalkedon» (Халкидонский Собор; в соавторстве с Г. Бахтом). В 1965 г. началась публикация капитального исследования Г. по истории древнеправосл. христологии «Jesus der Christus im Glauben der Kirche» (Иисус Христос в церковном вероучении). В этой работе отразилось повышенное внимание к вост. богословию, характерное для католич. ученых после II Ватиканского Собора. Г. исследовал учение о Христе в керигматическом, вероучительном и рефлективном аспектах, при этом подчеркивал, что изучает именно Предание Церкви, а не мнения отдельных исследователей.

http://pravenc.ru/text/168133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Соборы. Синоды. Документы. Энциклики AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором GRAVISSIMUM EDUCATIONIS декларация о христианком воспитании, принятая на 4-й сессии Ватиканского II Собора, утвержденная папой Римским Павлом VI 28 окт. 1965 г. DEI VERBUM догматическая конституция о Божественном Откровении, принята Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви «DIGNITATIS HUMANAE» декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии «EVANGELIUM VITAE» [лат.- Евангелие жизни], 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. о ценности и нерушимости человеческой жизни «INTER MIRIFICA» декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора «КЛАРЕНДОНСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ» [Кларендонские конституции], законодательный сборник, регулирующий отношения между королевской властью и католич. Церковью в Англии; издан в янв. 1164 г. КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР (1095), собор католич. Церкви, созванный папой Римским Урбаном II (1088-1099) в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран, Франция) ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI ЛАТЕРАНСКИЙ I СОБОР (18-27 марта или нач. апр. 1123), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся IX вселенским Собором; созван папой Римским Каллистом II ЛАТЕРАНСКИЙ II СОБОР (2-8 или 12 апр. 1139), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся X вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием II

http://pravenc.ru/rubrics/130125.html

В Риме пройдет международный библейский конгресс 12 сентября 2005 г. 16:18 Рим, 12 сентября. Международный библейский конгресс, организованный Папским советом по содействию христианскому единству и Библейской католической федерацией, пройдет в Риме 14-18 сентября. Форум, в котором примут участие 400 представителей различных конфессий из 98 стран, имеет целью «поместить Библию в центр межрелигиозного диалога и жизни верующих», сообщает «Apic». Конгресс приурочен к 40-летию принятия догматической конституции II Ватиканского собора Dei Verbum (О Божественном откровении). О задачах предстоящей экуменической встречи рассказали 8 сентября на пресс-конференции в Риме президент Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, президент Библейской католической федерации епископ Винченцо Паглиа, генеральный секретарь федерации Александр Швайцер. Конгресс пройдет по теме «Священное Писание в жизни Церкви». На форум приглашены представители 11 православных Церквей, главы епископских конференций всего мира и синодов восточных католических Церквей. Будут представлены Константинопольский и Московский патриархаты, Белорусский экзархат, Армянская апостольская, Эфиопская православная, Греческая православная, Восточная ассирийская и другие Церкви. Со стороны протестантов в работе конгресса примут участие Всемирное англиканское сообщество, Всемирная лютеранская федерация, Международный баптистский альянс, организации пятидесятников. Всемирный совет Церквей, Конференция европейских Церквей, Международные библейские общества также направят своих представителей. На форуме будут присутствовать иудеи, мусульмане и индуисты. По словам кардинала Каспера, догматическая конституция II Ватиканского собора «Dei Verbum» положила  начало более активному сотрудничеству католиков с христианами других конфессий в области библеистики. В настоящее время существует примерно 2 300 переводов Библии или Евангелий на языки мира. При этом около 1 000 языков и  местных наречий, в основном в Азии и Африке, до сих пор не имеют переводов Священного Писания.

http://patriarchia.ru/db/text/39969.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010