Представление о Н. п. Р. не имеет основания в Свящ. Писании. В НЗ термин «непогрешимость», или «безошибочность», не употребляется; речь идет о незыблемости истинной веры народа Божия, всей полноты Церкви, вслед. обещания Христа о ниспослании ей наставляющего Духа истины (ср.: Ин 14. 16-17; 16. 13). Будучи Телом Христа и домом Бога Живого, именно Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим 3. 15). С католич. стороны главным библейским обоснованием Н. п. Р. служит уверение Христа, данное ап. Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих» (Лк 22. 32) (см. католич. толкование: Dublanchy E. Infallibilité du Pape//DTC. Vol. 7. Col. 1653-1654). С IV в. у Римских епископов начинает постепенно формироваться сознание общецерковного вероучительного авторитета, к-рый, однако, в первую очередь основывался на особой исторической роли Римской Церкви, а не на исключительных прерогативах, компетенции и харизме ее предстоятелей. Кроме того, в древних текстах безошибочность не связывалась с полномочиями и правом утверждать отдельные догматические дефиниции; о ней упоминалось лишь в общем контексте верности традиции, сохранении ее целостности. Так, свт. Гормизд , папа Римский (514-523), слова к-рого приведены в конституции «Pastor aeternus» ( Denzinger. Enchiridion. N 3066), призывал в вопросах веры во всем сообразовываться с апостольским престолом, поскольку тот в силу данного Господом ап. Петру обещания (Мф 16. 18) никогда не отступал от установлений отцов и «всегда хранил кафолическое исповедание (religio) незапятнанным» («Libellus fidei» Hormisdae. 1, 4// Denzinger. Enchiridion. N 363, 365). На это обстоятельство указывал сщмч. Ириней Лионский: «Ибо, по необходимости, с этой Церковью, по ее преимущественной важности, согласуется всякая Церковь, то есть повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду» ( Iren. Adv. haer. III 3. 2). Непогрешимость Римской Церкви и авторитет наследников ап. Петра на ее престоле в вопросах веры упоминаются в средневек. документе «Диктат папы» (Dictatus papae. 22; подробнее см. в ст. Григорий VII ) и каноническом своде Грациана (Decret. Gratian. II. Can. 24. Q. 12). Это представление также являлось одним из главных тезисов, на признании которого настаивали латиняне в полемике с вост. Патриархатами, приведшей к разделению Церквей в XI в. (см., напр.: Leonis IX Ep. ad Petrum episcopum Antiochenum// Will C. Acta et scripta quae de controversiis ecclesiae Graecae et Latinae saeculo XI composita extant. Lipsiae et al., 1861. P. 169). При заключении Лионской унии (1274) православной и католической сторонами было согласовано, что поскольку Римская Церковь наделена «всей полнотой власти от Самого Господа» и «должна превыше всего защищать истину веры», то «вопросы, которые возникают относительно веры, должны быть решены ее судом» ( Denzinger. Enchiridion. N 861).

http://pravenc.ru/text/2565042.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИСПЕНСАЦИЯ [лат. dispensatio], термин канонического права, обозначающий освобождение отдельного лица или группы лиц от обязательной нормы церковного закона или послабление в его исполнении. Д. не означает отмену нормативного акта (abrogatio) или его замену новым (obrogatio), с полным прекращением действия для всех субъектов права, но адресована к отдельным субъектам права. Д. также не является прощением (excusatio), приостановлением действия или частичной отменой нормативного акта (derogatio), отпущением грехов (absolutio, indulgentia), фикцией соблюдения действующего нормативного акта при игнорировании (dissimulatio) нарушения должностным лицом, льготой (tolerantia), привилегией (privilegium). Д. позволяет не соблюдать определенную норму закона, но в отличие от разрешения (permissio) не санкционирует совершение в соответствии с законом исключительного действия, на которое лицо при обычных обстоятельствах не имеет права. Термин «Д.» восходит к лат. глаголу pensare с двойным значением: «взвешивать металл» (гл. обр. медь) и «платить» (распределять взвешенное). В юридических текстах глагол dispensare употреблялся в значении «распределять» (Dig. 47. 11. 10), «вести счеты» (dispensare rationes - Dig. 50. 16. 166 pr.). В классической лит. и юридической латыни существительное dispensator обозначало раба-казначея, управителя, к-рому был предоставлен надзор за деньгами и их выдача (в сочинениях Варрона, Цицерона, Тацита, а также Inst. Just. I 122; III 160; Dig. 11. 3. 16; 14. 3. 12; 45. 1. 141. 4; 46. 3. 51), позднее так называли казначея имп. кассы (CJ. 2. 37. 1; 4. 21. 4), а в законодательстве поздней империи - богадельного старосту (CJ. 1. 3. 32. 4, Конституция 472 г.). Существительное dispensatio указывало на раздачу чего-либо (Ливий) или управление чем-либо (Цицерон). В христ. богословских и юридических текстах существительное dispensatio употреблялось для перевода греч. слова οκονομα (домостроительство, икономия ) (Антиох. Прав. 24, 25 (Decret. Gratian. Can. 10 q. 1 c. 5); IV Всел. Прав. 24 (Decret. Gratian. Can. 16 q. 7 c. 31)). Папа Римский св. Лев I Великий , используя термин dispensatio, писал о возложенном на него управлении делами, необходимом для заботы о сохранении привилегий Церкви ( Leo Magn. Ep. CIV 3; ср.: Decret. Gratian. Can. 25 q. 2 c. 2). В том же значении Д. встречается в Декрете Грациана (Decret. Gratian. Can. 12 q. 1 c. 13; Can. 16 q. 1 c. 59; Can. 10 q. 2 c. 7; Can. 12 q. 1 c. 23). В деяниях Латеранского Собора 1123 г. (см. ст. Латеранские Соборы ) слово «Д.» употреблялось как синоним слова «управление» (см.: Decret. Gratian. Can. 16 q. 7 c. 11).

http://pravenc.ru/text/178549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРАЦИАН Посвятительный лист Декрета Грациана. Венеция, 1477 (Университетская и научная б-ка Эрфурта/Готы. Decretum Gratiani aun glossa Bartholomaei Brixiensis. Mon. typ. 1477) Посвятительный лист Декрета Грациана. Венеция, 1477 (Университетская и научная б-ка Эрфурта/Готы. Decretum Gratiani aun glossa Bartholomaei Brixiensis. Mon. typ. 1477) [лат. Gratianus], создатель первого общего свода канонического права католич. Церкви - т. н. Декрета Грациана. О жизни и деятельности Г. сохранилось мало сведений. Предание, бытовавшее с сер. XII в. в болонской школе права, приписывает создание Декрета «магистру Грациану». Точное имя его неизвестно (по нек-рым версиям - Иоанн или Франциск Г.). Согласно традиции, Г. был монахом ордена камальдулов из мон-ря святых Феликса и Набора в Болонье, где он преподавал церковное право и пользовался большой популярностью. Основополагающее значение Декрета для развития канонического права обусловило закрепление за Г. в кон. XII в. титула «pater scientiae iuris canonici» (отец науки канонического права). В историографии Нового и новейшего времени неоднократно предпринимались попытки идентифицировать Г. с тем или иным лицом, биография к-рого известна, однако ни одна из версий не получила достаточного подтверждения. Декрет Грациана (Decretum Gratiani, Decretum) - важнейший средневек. памятник зап. канонического права. Время его создания определяется исследователями неоднозначно: вероятно, составлен в 1-й пол. XII в. с добавлениями во 2-й пол. XII-XIII в. Не прояснен вопрос о первоначальном названии: в списках встречаются заголовки «Concordia (или Concordantia) discordantium canonum», «Nova collectio», «Corpus iuris canonici», «Decreta», однако наибольшее распространение получило название «Decretum», данное канонистами по образцу Декрета Иво , еп. Шартрского, и ставшее общепринятым уже к кон. XII в. Декрет Грациана не был офиц. законодательным сводом католич. Церкви, действенную силу имели лишь входившие в его состав отдельные каноны и др. церковно-правовые акты, но не сборник в целом. Фактическое признание Папского престола он получил в 70-80-х гг. XII в., что выразилось в ссылках на Декрет Грациана в папских декреталиях. До XVI в. являлся основным сборником церковных законов, в 1582 г. был отредактирован и стал главной частью официально утвержденного Римским папой Григорием XIII собрания законов католич. Церкви «Corpus juris canonici» , действовавшего до принятия в 1917 г. Кодекса канонического права (см. ст. «Codex juris canonici» ).

http://pravenc.ru/text/166407.html

1981; Millet. 1992. P. 168-181), свт. Иларий , еп. Пиктавийский ( Oort. 1997. P. 688), свт. Григорий I Великий (Ibid. P. 694-695; подробнее см.: Little. 1963) и др. К. были известны наиболее важные сочинения средневековых католических богословов: в «Наставлении...» он нередко ссылался на канонический сб. «Декрет Грациана» (Decretum Gratiani; см. в ст. Грациан ) и на «Сентенции» Петра Ломбардского (более 30 раз); по-видимому, он также читал «Сумму теологии» Фомы Аквинского , однако прямые отсылки к ней отсутствуют ( Ganoczy. 1987. P. 168-169, 352). В большинстве случаев к сочинениям средневек. схоластов К. обращался лишь в полемических целях и использовал их в качестве материала для критики (см.: Ganoczy. 1987. P. 170-173; Muller. 2000. P. 39-61). В XIX-XX вв. выдвигались предположения о серьезном влиянии на формирование богословских взглядов К. некоторых идей Иоанна Дунса Скота и его последователей (гл. обр. францисканца Джона Мейджора), а также взглядов номиналистов, с которыми он мог познакомиться во время обучения в Париже ( Wendel. 1963. P. 127-129). Хотя в наст. время наличие такого влияния считается маловероятным (см.: Ganoczy. 1987. P. 174-178; Lane. 1999. P. 16-25), среди исследователей остаются сторонники этой гипотезы (см., напр.: Reuter. 1981). Особое место среди цитируемых К. средневек. авторов занимает Бернард Клервоский . К. неоднократно с одобрением ссылался на его сочинения в «Наставлении...», использовал его критические отзывы о состоянии католич. Церкви и о нравах духовенства, опирался на его идеи при рассмотрении учения о мистическом единении верующего со Христом, при разработке концепции соотношения божественной благодати и человеческой воли и при решении некоторых других богословских вопросов (подробнее см.: Izard. 1992; Tamburello. 1994; Lane. 1999. P. 87-150). Наиболее сложным является вопрос о степени влияния на К. предшествующих ему протестант. авторов. В лит-ре нередко отмечалось двойственное положение К. среди основоположников протестантизма: с одной стороны, он принадлежал к протестантам «второго поколения» и при решении мн. характерных для протестант. теологии богословских вопросов опирался на достижения предшественников; с другой стороны, он предложил наиболее полное и всеобъемлющее изложение протестант. вероучения в 1-й пол. XVI в., содержание которого во многих частях несомненно является вполне оригинальным. Определение степени влияния богословия основоположников реформатского движения на К. затруднительно также вслед. того, что К. в «Наставлении...» и др. сочинениях обычно не цитировал совр. ему протестант. авторов дословно и не ссылался на них прямо, а предпочитал излагать их идеи (как те, с к-рыми он соглашался, так и те, к-рые критиковал) своими словами и использовал безличные выражения «есть мнение», «некоторые считают» и т. п. (подробнее см.: Lang. 1936; Wendel. 1963. P. 131-144; Ganoczy. 1987. P. 133-181; Gilmont. 2005. P. 167-176).

http://pravenc.ru/text/1320173.html

1985. S. 349; см.: ККЦ. 1353; ср.: Теста. 2000. С. 192, где не признается «освящающего значения эпиклезы»). Т. о., согласно католич. позиции, хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа «силою (per potentiam) Духа Святого и через слова Христа» (ККЦ. 1357; ср.: Eius exemplo// Denzinger. Enchiridion. N 794). Наряду с раскрытием пневматологического измерения таинства Евхаристии стал яснее проявляться ее эсхатологический характер. Так, в «Катехизисе Католической Церкви» отмечается, что «в совершении Евхаристии мы уже теперь соединяемся с небесной литургией и предвкушаем вечную жизнь, когда Бог будет все во всем» (ККЦ. 1326; ср.: ККЦ. 1329; Katholischer Erwachsenen-Katechismus. 1985. S. 345-346). Покаяние (paenitentia/poenitentia) (о литургической стороне таинства см. в ст. Исповедь ). По учению К., это таинство, имеющее и др. функционально обусловленные наименования («обращение» (conversio), «исповедь» (confessio), «примирение» (reconciliatio) - ККЦ. 1486), установил Христос для прощения грехов, совершенных верующими после крещения. Его смысл заключается в восстановлении утраченной через личные грехи крещальной благодати оправдания (iustificationis gratia), новом обретении праведности (iustitia) со следующим за этим духовным исцелением (sanatio) и воскресением (resurrectio) (см.: CTrident. Decretum de iustificatione. Cap. 14. Can. 29// Denzinger. Enchiridion. N 1542, 1579; Ibid. Doctrina de sacramento paenitentiae. Cap. 1//Ibid. N 1668, 1670; CFlor. Exsultate Deo//Ibid. N 1311; CLateranIV. Decreta. Cap. 21//Ibid. N 813; ККЦ. 1468). С сотериологической т. зр. «это таинство необходимо для спасения тех, кто пал после крещения» (CTrident. Doctrina de sacramento paenitentiae. Cap. 2// Denzinger. Enchiridion. N 1672). При этом «нет ни одного греха, как бы он ни был тяжек, которого святая Церковь не может отпустить» (ККЦ. 982). Принципиальная возможность сакраментального прощения (venia) и отпущения (remissio, dimissio, absolutio) грехов обеспечивается искупительными заслугами Христа; действительность требует также покаянного усилия (procuratio) самого грешника в ответ на призывающую инициативу Бога (cum excitante Dei) (см.: CTrident.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

388 этой книги; о «священнически събрания» в Болгарском экзархате (стр. 388 прим. 43); о сербских «свештенички зборови» говорится в 145–168 ст. упом. закона о церк. властях 1890 года. 1623 См. п. 9, IV, § 25 консисторск. устава 1870 г. О далматинских епархиях; п. 6, VI, § 24 конс. устава Буковины. О «съездах духовенства по благочиниям» в России ср. Бердников, Дополнение к курсу церк. права, стр. 346. На этих русских «съездах» избираются и благочинные или сербские «окружни протопрезвитери». 1625 Правосл. исповедание, ч. I, отв. 98. ρος ι′ Иерусалимск. собора 1672 г. (Harduini, XI, 247); ср. послание вост. патриархов о правосл. вере, чл. 15. Римско-кат. церковь принимает, как и православная, семь таинств в следующ. порядке: baptismum, confirmationem, eucharistiam, poenitentiam, extremam unctionem, ordinem et matrimonium. Concil. Tridentini Sess. VII, de sacramentis in genere can. 1 (ed. cit, col. 17). Протестанты признают только два таинства: крещение и причащение. August. Conf., art. 9–14. Helvet. Conf. II, art. 20. 1629 Ср. об этом догматич. вопросе Макарий, Правосл. догматич. богословие. § 245 (уп. изд., II 392– 394). Таково же учение и римско-католической церкви. См. Decret. Gratiani с. 30, 78, 87 и 98. С. I, q. 1 (ed. cit. I, 318, 329, 333 и 339). 1634 Подробности об этом см. в книгах, указанных в 7 прим. §7, а также у E. de Pressensé, La vie éccclésiastique, religieuse et morale des chrétiens aux deuxième et troisième eiècles. Paris, 1877. 1637 Карф. соб. кан. 103. ср. и толкование Зонары на 6 кан. VII Всел. собора (Аф. Синт., II, 578) относительно надзора соборной власти, чтобы при всяком священнодействии строго соблюдать предписания устава. 1638 Трул. соб. кан. 75, Лаод. 17 и толкование архим. Иоанна на 75 кан. Трул. соб. (уп. кн. II, 470–472). Ср. и «учительное известие» при служебнике (Вена, 1854 г., стр. 227 и сл.). 1640 Ап. кап. 9, Трул. соб. 80, Антиох. 2. Сардик. и 11 толков. архим. Иоанна на 80 кан. Трул. соб. (II, 479–481). 1644 Ср. об этом в моем издании «Правила с тумач.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Древнейший лат. текст продолжительной рим. молитвы ординации в Д. (нач.: «Adesto, quaesumus, omnipotens Deus, honorum dator» - Пребудь [с нами], молим, всемогущий Боже, Податель благ), предваряемой 2 коллектами и призывом к молитве, выписан в Веронском Сакраментарии (Sacramentarium Veronense. N 948-951). В рукописях Геласия Сакраментария и Григория Сакраментария в чине могут использоваться др. коллекты; в Сакраментариях приводятся и особые молитвы мессы (молитва-секрета, префация, Vere dignum, Hanc igitur и др.) по случаю ординации (см., напр.: Gelasianum Vetus. N 151-160; Porter. 1967. P. 30-35). Впосл. этот чин перешел с дополнениями в Романо-германский Понтификал (ок. 950) (Pontificale Romano-Germanicum. N 16) и в содержащейся в нем редакции стал общепринятым в католич. Церкви (см.: Porter. 1967. P. 78-85; Kleinheyer. 1984. S. 43-46). С XIII в. по рукописям известна формула «Accipe Spiritum Sanctum...» (Прими Дух Святой...), к-рая была включена в первопечатный рим. Понтификал 1485 г., а после Тридентского Собора стала общеобязательной (3-я сессия, канон 4). В «Decretum pro Armenis» на Флорентийском Соборе 1438-1439 гг. папа Евгений IV объявил материей таинства передачу рукополагаемому Евангелия - элемент, появившийся в практике Римской Церкви (см. ст. Traditio instrumentorum ). В Понтификал вскоре вошла особая формула, сопровождающая передачу Евангелия: «Accipe potestatem legendi Evangelium in Ecclesia Dei, tam pro vivis, quam pro defunctis» (Прими власть чтения Евангелия в Церкви Божией как за живых, так и за усопших). Вручение священных облачений стало сопровождаться формулой «Accipe stolam...» (Прими столу...). Лишь в конституции Пия XII от 30 нояб. 1947 г. «Sacramentum Ordinis» (AAS. 1948. T. 40. P. 5-7) было признано, что материю таинства поставления Д. составляет возложение руки епископа, а передача Евангелия является лишь дополнением; форму же таинства составляет не формула «Accipe Spiritum Sanctum...», а фраза древней молитвы ординации о ниспослании Св. Духа на рукополагаемого: «Emitte in eum, quaesumus, Domine, Spiritum Sanctum, quo in opus ministerii tui fideliter exsequendi septiformis gratiae tuae munere roboretur» (Пошли на него, Господи, молимся, Духа Святого, чтобы он, верно следуя делу служения Твоего, был укреплен даром седмиобразной благодати Твоей).

http://pravenc.ru/text/171911.html

(см. также в ст. Благодать ). Представление о присутствии и постоянном действии Бога в искупленном Христом мире тесно связано с понятием божественной благодати (gratia, charisma). Собственно, как главное следствие крестного подвига Спасителя рассматривается в К. возможность личного приобщения каждого человека к реальности искупления посредством «оправдывающей благодати» (gratia iustificans), сообщаемой посланным в мир по вознесении Христа Св. Духом. К богословско-историческим факторам, оказавшим существенное влияние на формирование учения о благодати в К., следует отнести полемику блж. Августина Аврелия с пелагианством , дифференцированную догматическую систематизацию темы в схоластическом богословии францисканского и доминиканского орденов (см. статьи Францисканцы , Доминиканцы ), результирующую в синтезе Фомы Аквинского (см.: Thom. Aquin. Sum. th. II/1. 109-114), кристаллизацию доктрины на Тридентском Соборе во времена Контрреформации и последовавшие за этим молинистские (см. ст. Молинизм ) и позже янсенистские (см. ст. Янсенизм ) споры, а также плоды патристических изысканий и расширение общественно-культурологического и экуменического горизонта в богословии католич. Церкви в новейшее время (см.: Pesch, Peters. 1981. S. 15-118, 169-221, 366-394). Центральные аспекты католического учения о благодати затрагивают представления о ее происхождении и природе, о принципах, условиях и следствиях ее воздействия на тварный мир и человека, о возможности взаимодействия со свободной человеческой волей. Т. о., догматический контекст вероучительных положений К., касающихся вопросов о благодати, образуют богословская антропология, христология и пневматология. Терминологическая градация в описании проявлений единой по сути благодати Божией обусловлена стремлением к выявлению и фиксации их хронологической закономерности и особенностей функционального значения. В основе учения о благодати в К. лежит фундаментальный тезис христианства об утрате человеком первозданной невинности вслед. грехопадения и категорической невозможности возвращения в состояние изначальной праведности, обретения предназначенного Творцом блага делами закона и обращения к добродетельной жизни собственными силами (см.: Indiculus. Cap. 1, 3 (inter an. 435 et 442)// Denzinger. Enchiridion. N 239, 241; CTrident. Decretum de iustificatione. Cap. 1//Ibid. N 1521; CVatII. GS. 13). Тем самым утверждается абсолютная необходимость благодати в деле человеческого спасения, которая толкуется в этом случае как безвозмездная действенная помощь Божия (gratia adiutrix, auxilium gratuitum) (ср.: ККЦ. 1996). «Призванный к блаженству, но уязвленный грехом, человек нуждается в Божием спасении. Божественная помощь приходит к нему во Христе через закон, который им руководит, и через благодать, которая его поддерживает» (ККЦ. 1949).

http://pravenc.ru/text/1683907.html

122. Fol. 9) В условиях возросшей актуальности церковного права, роста интереса к нему в период григорианской реформы, распространения преподавания богословия и права в Европе и увеличения числа юридически грамотных клириков, многие из к-рых изучали право в североитальянских и южнофранцузских ун-тах, назрела необходимость составить обобщающий свод церковного права с методически удобной подачей материала. Согласно преданию болонской школы, в 1-й пол. XII в. мон. Грациан создал свод К. п. и стал применять его в преподавании церковного права в болонском мон-ре святых Феликса и Набора. К сер. XII в. этот свод, получивший название Декрет Грациана (Decretum Gratiani), широко использовался в Болонье для изучения К. п. Подобно др. правовым сборникам, Декрет Грациана являлся собранием различных по происхождению канонов (от Свящ. Писания до постановлений Соборов католич. Церкви 1-й трети XII в.), заимствованных из предшествующих сводов. Декрет Грациана состоит из 3 частей, в к-рых содержится 3848 глав-канонов (в 1-й ч.- 966, во 2-й - 2486, в 3-й - 396), сгруппированных по тематическому принципу; в каждом разделе разбирается определенный правовой вопрос или казус (подробнее о структуре и составе Декрета Грациана см. ст. Грациан ). Практически сразу после создания Декрет Грациана был глоссирован. Из числа первых комментаторов Декрета известен легендарный ученик Грациана Паукапалеа . Ему приписываются добавление в текст 166 глав и глосс, называемых по его имени palea, составление дистинкции 73, а также 1-й «Суммы» на Декрет Грациана (Ratio (Разум); между 1140 и 1148). Грациан преподносит папе Римскому составленный им Декрет. Миниатюра из кн.: Decreta patrum sive concordantia discordantium canonum Gratiani. Venetiae, 1493. Fol. 2r (Graz. Universitätsbibl. Inc. 9410) Грациан преподносит папе Римскому составленный им Декрет. Миниатюра из кн.: Decreta patrum sive concordantia discordantium canonum Gratiani. Venetiae, 1493. Fol. 2r (Graz. Universitätsbibl. Inc. 9410) Декрет Грациана не был офиц.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

При этом в нем отсутствует упоминание о частом употреблении вина, что для Руси, в отличие от Византии, не было свойственно. Роль вина, которое византийские монахи употребляли не ради опьянения, а из-за содержащихся в нем полезных веществ, на Руси выполняли продукты из ягод и т.п. Соловецкий устав ближе всего стоит к реальной практике пощения на Руси. IV. Практическое применение устава о посте: некоторые замечания Завершая анализ уставных указаний о Рождественском посте, прежде всего необходимо сделать следующее замечание. Список почитаемых праздников, содержащихся в печатном Типиконе (см. выше Ι.3.Б), содержит только памяти древних святых. Это неудивительно – в основе Типикона лежат уставы тысячелетней давности. Но среди святых ноября-декабря немало и новых русских памятей, которые также должны быть включены в разряд особо почитаемых. Можно указать на памяти: святителя Филарета Московского (19.11 ст. ст./2.12 н. ст.), святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (23.11 ст. ст./6.12 н. ст.), освящения церкви великомученика Георгия в Киеве («Юрьев день»: 26.11 ст. ст./9.12 н. ст.), явления иконы Божией Матери «Знамение» (27.11 ст. ст./10.12 н. ст.), священномученика Серафима (Чичагова) (28.11 ст. ст./11.12 н. ст.), священномученика Илариона Верейского (15.12 ст. ст./28.12 н. ст.), праведного Иоанна Кронштадтского (20.12 ст. ст./2.01 н. ст.; совпадает с памятью святого Игнатия Богоносца), святителя Петра Киевского, Московского и всея Руси (21.12 ст. ст./3.01 н. ст.). Большим почитанием пользуются памяти великомученицы Екатерины (24.11 ст. ст./7.12 н. ст.), святителя Спиридона Тримифунтского (12.12 ст. ст./25.12 н. ст.), несмотря на то, что устав указывает им службу без особого празднования. Напротив, память святых Пяточисленных мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13.12 ст. ст./26.12 н. ст.), – хотя она и не перечислена в общей главе об уставе Рождественского поста под 14 ноября, имеет полиелей и также должна быть включена в разряд особо почитаемых.

http://pravoslavie.ru/108588.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010