Со средних веков в «Ж. И.» м. совершалось множество чудес, о некоторых из них известно из документов. Самые ранние из источников относятся к X в. (анонимное описание 47 чудес) и к нач. XI в. (4 чуда; см.: G é d é on M. I. Βυζαντινν ορτολγιον. Constantinopole, 1899. P. 126). Никифор Каллист приводит список из 63 чудес, 15 из к-рых имели место в его время (De sacris aedibus deque miraculis Deiparae ad Fontem//ActaSS. Nov. T. 3. P. 878-889). Имеются сведения о чудесах, происходивших в XVII в. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 280). К позднему времени относится легенда о монахе, жарившем рыбу во время захвата К-поля турками в 1453 г. Когда ему сообщили печальную новость, он ответил, что поверит в нее, лишь если рыбы оживут - и после этих слов поджаренные рыбы якобы попрыгали в воду. Косвенно эту легенду отражает та иконография «Живоносного Источника», где на переднем плане изображен небольшой бассейн с 3 рыбами. Но с др. стороны, место, где располагался «Ж. И.» м., имело тур. название Балыклы (рыбное место), что вполне вероятно могло базироваться на факте существования в «Ж. И.» м. водоема с рыбками (который сохранился по сей день). Из особых празднований в «Ж. И.» м., помимо упомянутого Вознесения Господня, на к-ром обычно присутствовал император, в мон-ре торжественно отмечались также: 8 янв. воспоминание о чуде в Кане Галилейской (SynCP. Col. 380; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 191), 9 июля годовщина освящения храма (SynCP. Col. 810; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 335), 16 авг. память о чуде, происшедшем в правление имп. Льва I, когда вода в источнике перестала на время бить, а потом полилась опять (SynCP. Col. 904). В пятницу Светлой седмицы в «Ж. И.» м. до наст. времени поется служба, составленная Никифором Каллистом. Ист.: Manuelis Philae Carmina/Ed. E. Miller. P., 1855. Vol. 1. P. 25, 66, 67, 73, 390, 399. Лит.: B é nay S. Le monastère de la Source à Constantinople//EO. 1899. Vol. 3. P. 223-228, 295-300; Janin. Églises et monastères. P. 223-228; Talbot A.-M. Epigrams of Manuel Philes on the Theotokos tes Peges and its Art//DOP. 1994. Vol. 48. P. 135-165.

http://pravenc.ru/text/182279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» [греч. Ζωοδχου Πηγ; «Живоприемный Источник»], образ Божией Матери. Иконография связана с прославлением целебного источника за городской стеной К-поля у Силиврийских ворот, на месте к-рого, по преданию, в V в. имп. Лев I основал «Живоносный источник», с предстоящими праведными Иоакимом и Анной. Роспись ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре. Ок. 1322 г. «Живоносный источник», с предстоящими праведными Иоакимом и Анной. Роспись ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре. Ок. 1322 г. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь . Текст Анонима X в. о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него (De sacris aedibus… P. 878-889) стал основой сочинения византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула, написанного между 1306 и 1328 г. (Λγος διαλαμβνων…). В добавлении к тексту Анонима Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы латинского управления К-полем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), и об их возобновлении (15 чудес) после вступления на престол имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). Пересказывая источник X в., Никифор Каллист упоминает 2 чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма и, очевидно, являясь частью композиции «Благовещение» (у колодца?), был парным изображению арх. Гавриила. Другой помещался в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена имп. Льва VI Мудрого Зоя Карвонопсина: «Отмеренный моток шелка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного)» (цит. по: Тэлбот. 1996. С. 118). Из описаний неясно, в какой технике (мозаика? рельеф?) было выполнено изображение.

http://pravenc.ru/text/182259.html

207 Феофан. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. М., 1884. С. 247–248. 210 В связи с этим невольно вспоминается и скандальный второй брак Ираклия со своей племяницей Мартиной. Причины такого непопулярного, в том числе и в армии, решения точно неизвестны, но определенные параллели с персидским двором, где близкородственные браки не запрещались, а наоборот приветствовались, напрашиваются. 218 См.: О стратегии: Византийский военный трактат VI века, СПб. 2007. Главы XLIV-XLVII достаточно сильно отличаются от прочих и представляют собой отдельное небольшое руководство по тренировкам в стрельбе, см. об этом вступительную статью к данному изданию, с. 11–12. 229 См.: Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997. С. 11. 230 Лурье В. М. (при участии В. А. Баранова). История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. С. 416. 231 Gregorii Papae II ad Leonem Isaurum Imperatorem Epistola XII De sacris imaginibus PL 89, 518 a. 232 Gregorii Papae II ad Leonem Isaurum Imperatorem Epistola XII De sacris imaginibus PL 89, 518 b. 233 Gregorii Papae II ad Leonem Isaurum Imperatorem Epistola XII De sacris imaginibus PL 89, 517 c. 234 Sacrorum conciliorum nova et amplissima collecto./ed. G.D. Mansi. Florentia-Venetia, 1759–1769. Vol. 12. P. 970. 235 Gregorii Papae II ad Leonem Isaurum Imperatorem Epistola XIII De sacris imaginibus PL 89, 522 a. 236 См.: Sacrorum conciliorum nava et amplissima collectio/ed. G.D. Mansi. Florentia-Venetia, 1759–1769. Vol. 13. P. 245–328. 238 Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997. С. 29. 239 Достаточно забавно, что обе жены Константина VI были родственницами святых: первая из них, Мария, была внучкой св. Филарета Милостивого, вторая же – родственницей св. Феодора Студита , который был одним из самых ярких противников этого брака. В контексте сакрализации власти василевса было бы интересно изучить топос византийской литературы – родственные связи высших сановников и самого императора с почитаемыми святыми. Однако пока таких исследований нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иной точки зрения придерживался Иоанн Дунс Скот, считавший, что не меньшего внимания заслуживает учение о консубстанциации (лат. consubstantiatio – сопребывание [субстанций]). 1037 К вероучительным документам этого времени, касающимся Евхаристии, относятся: послание папы Иннокентия III (1198–1216) Cum Marthae circa (1202); исповедание веры против катаров, принятое на 4 Латеранском соборе (1215); исповедание веры императора Михаила VIII Палеолога (1224/1225–1282), принятое на 2 Лионском соборе (1274); постановление Констанцского собора (1414–1418) против Джона Уиклифа (1415) и декрет того же собора Cum in nonnullis (1415; утвержден папой Мартином V в 1425 г.), обосновавший возможность причащения только под видом хлеба. 1038 Joh. Baptistae Casalii Romani De profanis et sacris veteribus ritibus, libri tres. Romae, 1644–1645 (книга включает основные исследования Казали: De Veteribus Aegyptiorum Ritibus, De Antiquis Romanorum Ritibus и De Veteribus Christianorum Ritibus); idem. De veteribvs sacris christianorvm ritibvs, siue apud occidentals, siue orientales catholica in ecclesia probatis. Romae, 1647; idem. De profanis et sacris veteribus ritibus opus tripartitum: cujus prima pars agit de profanis gyptiorum ritibus; secunda pars agit de profanis Romanorum ritibus; tertia pars agit de sacris Christianorum ritibus; accedunt indices capitum, rerum item & verborum copiosissimi, & accuratissimi. Francofurti et Hannoverae, 1681; и др. (последнее изд.: 2007). 1040 Клеман Mapo (1495–1544), придворный поэт французского двора, составляет 32 стихотворных переложения из Псалтири для издания « La forme des priers et chantes ecclesiastique» (Женева, 1542). Его дело продолжил глава Женевской Реформатской церкви Теодор Бэза (1519–1605), и к 1562 г. Женевская певческая Псалтирь имелась уже в полном объеме, а в 1573 г. она уже вышла по–немецки в Лейпциге в переводе Амброзиуса Лобвассера (1515–1585). 1041 В бенедиктинских монастырях Бёрон и Мария Лаах развивалась интерпретация присутствия евхаристического Христа и Его спасительного действия, нашедшая отражение в энциклике Пия XII (1939–1958) Mediator Dei (1947), в конституции 2 Ватиканского собора Sacrosanctum Concilium, в энциклике Иоанна Павла II (1978–2005) Redemptor hominis (1979).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на посланные епископам Галлии и Германии приглашения, на Собор, открывшийся 11 авг. 878 г. в г. Труа, не прибыли восточнофранк. правители и епископы, поэтому на заседаниях обсуждались в основном проблемы Церкви в Западнофранкском королевстве. По инициативе папы Собор подтвердил отлучения от Церкви герц. Ламберта Сполетского, а также еп. Формоза и всех лиц, замешанных в деле бывш. главы папской канцелярии Григория. В это время опальный епископ явился в королевство зап. франков и был доставлен к папе. По сведениям автора X в. Авксилия, папа потребовал у Формоза письменного обещания никогда не возвращаться в Рим и не претендовать на кафедру Порто. В сент. 878 г. И. короновал Людовика Заику королем зап. франков. Людовик не претендовал на имп. титул, опасаясь недовольства знати в своем королевстве. И. добился от Людовика Заики, чтобы тот назначил Бозона защитником Папского престола. В послании кор. Карлу Толстому И. потребовал отказаться от притязаний на имп. титул и сообщил о своем усыновлении Бозона. В нояб. 878 г. папа и Бозон прибыли в Италию, где 24 нояб. И. призвал епископов Сев. Италии явиться в Павию, вероятно намереваясь представить им Бозона, однако никто из епископов не приехал. В нач. 879 г., сообщая герцогу о разорении Италии сарацинами, И. просил его обеспечить защиту Рима, но герцог, ознакомившись с положением в Сев. Италии, понял, что папский авторитет не гарантирует ему поддержки итал. знати, и остался в Провансе. После смерти кор. Людовика Заики (10 апр. 879) Бозон при поддержке местного епископата объявил себя королем Прованса и Н. Бургундии (впосл. королевство Арелат), узурпировав власть на юге королевства зап. франков. На Соборе в Мантайле близ Вьенны архиепископы Ростагн Арльский и Оттрам Вьеннский (с мая 878 - папский викарий в Галлии) совершили помазание Бозона (15 окт. 879). И. осудил действия Бозона, однако не подверг санкциям епископов, участвовавших в коронации. После возвращения в Рим папа обнаружил, что ситуация в городе и в Юж. Италии обострилась. В 879 г. скончался Капуанский гр. и еп. Ландульф I, за владения к-рого началась борьба между его 4 племянниками, обратившимися за поддержкой как к соседним правителям и византийцам, так и к сарацинам. Несмотря на завещание еп. Ландульфа, обещавшего Капуанскую кафедру и графский титул племяннику по имени Ландульф, И. принял решение в пользу др. его племянника - Ланделульфа, совершил его рукоположение и признал за ним титул графа. Историк Эрхемперт, ставший свидетелем распри, осудил поступок папы как неразумный ( Erchempertus. Historia. 44). В Неаполе консул и еп. Афанасий заключил соглашение с сарацинами и предоставил им земли в своих владениях, откуда они совершали набеги на окрестности Рима, герц-ва Беневенто и Сполето, Сардинию и Корсику. Др. лагерь был основан ими к северу от Беневенто, в горной местности Сепино. В 881 г. сарацины разбили лагерь на р. Гарильяно, что позволило им контролировать Аппиевую дорогу, связывавшую Рим с Юж. Италией.

http://pravenc.ru/text/469686.html

Под алтарем Преображенского собора были устроены усыпальницы на месте первоначального погребения З. и С. В нач. ХХ в. в одной из них находилась гробница, обитая досками, «сверх икона преподобного Зосимы, длиной 32, шириною 16 вершков, на ней свет и поля медные, басменной работы… Над нею икона Перенесения мощей преподобного Зосимы. Над гробницею преподобного Зосимы устроена на деревянных столпах таковая же сень… При гробнице с западной стороны: икона Пресвятой Богородицы Страстной, с северной стороны: икона преподобного Зосимы Соловецкого» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 98-99). Сохранилась фотография усыпальницы нач. ХХ в. (АОКМ). В мон-ре и его вотчинах, начиная с XVII в., резчики по дереву создавали разнообразные кресты, иконы, складни ( Мальцев. 1988. С. 69-83; Кондратьева. 2006. С. 193-204). Ко 2-й пол. XVII в. относится группа деревянных поклонных раскрашенных крестов, на к-рых в нижней части изображены основатели Соловецкой обители (ГТГ, ГММК, АОКМ, ГИМ). Серия резных пядничных икон З. и С. XVII-XVIII вв. также связывается с Соловецким мон-рем (ГММК, АМИИ). В описях ризницы мон-ря упоминается вариант данной композиции («…Зосимы и Савватия с монастырем, над ними коронование Богородицы, длиною 7 вершков, резная из дерева» - ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 878-879). В часовне в память чуда З. над просфорой был установлен деревянный 8-конечный крест «мерою во весь иконостас… на нем Распятие, сверху Святая Троица, в подножии преподобные Зосима и Савватий - изображены резьбою и раскрашены масляными красками» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 362-363). Сохранились аналогичная по иконографии резная икона «Поклонение кресту преподобных Зосимы и Савватия Соловецких» посл. трети XVII в. (АМИИ), резные створки складней XVII-XVIII вв. с изображениями З. и С. (ГММК, ГИМ, см.: Соловецкий мон-рь. 2000. С. 248, 254). Примером академической скульптуры является горельеф с оглавным изображением З. и С. (скульптор М. А. Чижов) в группе просветителей в нижнем ярусе памятника 1000-летию России, возведенного в 1862 г. в Новгороде по проекту М. О. Микешина .

http://pravenc.ru/text/200051.html

Царствовавший в Византии иконоборец всячески преследовал православных, вплоть до открытого гонения. На Иерусалимском престоле патриарха Фому I (807-820) сменил Василий (820-838). В апреле 836 года патриарх Василий созвал в Святом Граде Поместный собор в защиту почитания святых икон, на котором присутствовали патриархи Александрийский Христофор (817-841) и Антиохийский Иов (813-843) с большим количеством монахов. Соборяне составили послание свирепствовавшему императору Феофилу, ставшее монументальным трудом и историческим памятником той эпохи. Особенной жестокостью к христианам отличался халиф Джафар Аль Мутаваккил (847-861), издавший против христиан ряд законов. Помимо прочего христианам впредь запрещалось передвигаться по стране, а на их жилищах положено было изображать демонов. Для расширения улиц и площадей множество христианских домов были снесены. Патриарх Феодосий (862-878) С восхождением к власти халифа аль Муштаина (862-866), когда Иерусалимской церковью управлял патриарх Феодосий (862-878), положение христиан заметно улучшилось. С его приходом у христиан снова появилась возможность общения с Вселенской Церковью. Патриарх Феодосий начал вести активную переписку с Константинопольским патриархом Игнатием (86-877), а позже и с Фотием (858-867, 878-886), открыто прося помощи у императора Василия I (867-886): «…смилуйся богоизбранный император над Церковью Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сжалься над Сионом, матерью Святых Церквей…». В этот недолгий период весьма сильно возрос интерес к Святым Местам. Их непрестанно посещали видные личности того времени, оказывая посильную помощь. Пришедший после аль Муштаина халиф Аль Мутаж (866-869) не только позволил восстанавливать разрушенные храмы, но впервые за столь длинный период освободил от поголовного налога монахов. Непрекращающиеся разрушения и восстановление храма Воскресения Начавшиеся было улучшаться отношения между арабским миром и христианами снова стали ухудшаться при Иерусалимском патриархе Илье III (878-907).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В настоящем письме обращают на себя внимание слова папы „мы очень удивились, услышав, что Мефодий... иначе учить, чем он то исповедал устно и письменно пред апостольским престолом“ 79 . О значении этого письменного испытания, которому подвергся Мефодий, можно бы было заключать из того обстоятельства, что папа Иоанн VIII отказал в паллиуме Вилиберту, архиепископу Кельнскому, находя его письменное испытание неудовлетворительным 80 ; но при этом не следует забывать, что именно восьмой Иоанн ставил политические соображения выше вопросов иерархических. Как бы то ни было, но не только в настоящем письме к Святополку, о письменном исповедании упомянуто и в следующем послании к Мефодию; не может быть следовательно сомнения в том, что такое исповедание действительно было составлено Солунскими братьями во время их пребывания в Риме. К сожалению, письменное исповедание веры Мефодия не сохранилось 81 . XI . Johannes VIII papa Methodium , archiepiscopum Pannoniensem , adreddendam doctrinae suaerationem et linguae slavicae inmissis celebrandis inductae Romamevocat . В послании к Мефодию папа между прочим говорить: „письмом нашим, отосланным к тебе через Павла епископа Анконскаго, мы запрещали уже тебе совершать божественные службы на славянском языке“. Письмо папы, посланное через Анконскаго епископа Павла, не сохранилось. Павел мог передать то письмо Мефодию или в 873 г. или в 878 году: мы уже говорили о том, что в 873 года этот Павел ездил в Германию и Паннонию, как папский легат; в 878 году Павел ездил послом в Константинополь 82 . Нам кажется более вероятным, что несохранившееся или, по крайней мере, не найденное еще письмо Uoahha VIII к Мефодию, в котором папа запрещал богослужение на славянском языке, должно быть отнесено к 878, а не к 873 году: в 873 году легат Павел ездил в Германию по поводу зальцбургских притязаний, которые главнейшим образом основывались на давности владения, о славянском же богослужении упомянуто лишь один раз, кстати, вскользь; в инструкции же данной при этом Павлу не упомянуто о славянском богослужении, хотя, правда, до нас дошли лишь отрывки из нее. Что из вопросов о правоте веры, о давности владения и о славянском богослужении, папа придавал последнему второстепенное значение, можно заключить из того, что в письме к Святополку он даже не упоминает об этом. Немецкий ученый Дюммлер относит первое запрещение славянского богослужения к 878 году 83 , Гиндель – к 873 году 84 , при чем спрашивает 85 : „вероятно ли, чтобы враги Мефодия, который ввел славянское богослужение ранее 873 года, в течении пяти лет не обращали бы внимание на это нововведение“? Но если принять 873 год, то оказывается, что враги Мефодия, даже поддержанные папским заявлением, не обращали на то внимания уже не пять, а шестъ лет (873–879), что по теории Гинцеля должно быть еще менее вероятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда же число клириков храма было сокращено до 48 (в т. ч. 20 каноников); после повторных сокращений к 1919 г. в базилике осталось 18 клириков (в т. ч. 12 каноников). По условиям Латеранских соглашений (1929) гос. патронат был упразднен, контроль над базиликой и церковным имуществом возвращен капитулу. В связи с тем что капитул испытывал финансовые и дисциплинарные затруднения, с 1940 г. управление храмом осуществлял адм. совет, подчиненный непосредственно папе Римскому. После кончины последнего великого приора Николы Марии Савинетти (1918-1945) был поставлен вопрос об изменении статуса базилики. Ходатайство каноников о присвоении храму статуса территориальной прелатуры не было удовлетворено. В соответствии с апостольской конституцией папы Пия XII «Sacris in aedibus» (5 авг. 1951) базилика была передана в управление ордену доминиканцев; храм был подчинен Папскому престолу; архиепископ Бари получил почетный титул великого приора базилики. Папа Павел VI апостольской конституцией «Basilicae Nicolaitanae» (11 февр. 1968) подтвердил статус храма как папской базилики, находившейся в ведении Конгрегации по делам епископов. Управление храмом совместно осуществляли архиепископ в качестве папского делегата и ректор - глава доминиканской общины. Согласно апостольской конституции папы Иоанна Павла II «A seguito del IX centenario» (8 мая 1989), базилика находится в юрисдикции архиепископа - папского делегата, однако служащие в ней доминиканцы подчинены Римской курии. В 1989-1996 гг. базилика находилась в ведении кардинальской комиссии по делам папских святилищ Лорето, Помпеи и Бари, затем была передана в ведение Гос. секретариата. Распространение почитания Н. в Зап. Европе к северу от Альп обычно связывают с деятельностью имп. Оттона I , заинтересованного в установлении политических и культурных связей с Византией. Клирик Регинольд, известный муз. способностями, составил нотированный оффиций Н. и тем самым привлек внимание императора, к-рый в 966 г. назначил его на епископскую кафедру Айхштетта (MGH.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

118 П. П. Покрышкин. Православная церковная архитектура XII-XVIII столетия в нынешнем Сербском королевстве. 119 Отрывки древнейшего русского Иконописного Подлинника в рукописи половины XV века связывают иаш Подлинник с Греками и Славянами по технике и лексическому материалу. См. П. К. Симони, Материалы для истории техники книжного дела и иконописи, стр. VII, 1–17, и сербские Типики: стр. 71–87. 120 Diehl Ch. Manuel d’art byzantin p. 691–702. глава о «ренесансе византийского искусства в XIV веке». 122 О росписях церквей см. краткие сведения в моей книге: Македония. Археологическое путешествие 1909. 125 Роспись монастыря Сучавского еще в 60-х годах прошлого века была исполнена в виде калек пок. Президентом Чешской Академии Наук, архитектором Иос. Главкою. 126 В числе документов Венецианского Архива, опубликованных в «Revista pentru Istorie, Archeologie etc» изд. Григ. Точилеску, год I, m. II, Bucaresci, 1883, cmp. 141, читается благоприятный ответ за подписью нотария дожа, Молдавскому воеводе, данный в 1560 году, на просьбу его прислать живописцев и мастеров для украшения церкви: ... Significas te pro Sacris aedibus ad Dei optimi maximi cultbm istic ornandis summopere optare, ut aliqui ex pictoribus aliisque artificibus nostris ad opera huyusmodi conficienda idoneis, se in Moldaviam conferant, qua in re... omni ope contendimus... За указание документа приносим здесь благодарность А. И. Яцимирскому . 130 «Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон Дияка Ивана Михайлова сына Висковатаго, в лето 7062». Изд. О. Бодянским в «Чтениях в общ. истории и древностей России». 1858, II, стр. 1–42. 132 Путешествие Антиох. П-ха Макария в Россию, пер. с араб. Г. Муркоса, вып. 3, в в Чтениях в И. Общ. Ист. и Др. 1898, III, стр. 10 11, 31–82. Читать далее Источник: Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения/Н. П. Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - 216, 17, VII с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010