E. Amand de Mendieta, S. Y. Rudber g. B., 1958; арм.: Василий Великий . Шестоднев (изд. К. М. Мурадян)//Памятники др.-арм. лит. Ереван, 1984; сир.: The Syriac Version of the Hexaemeron by Basil of Caesarea: In 2 parts/Ed. R. W. Thomson. Louvain, 1995. (CSCO; 550-551); неподлинные : In Isaiam prophetam//PG. 30. Col. 117-667; Commento al profeta Isaia/Ed. P. Trevisan. T. 1-2. Torino, 1939. (Corona patrum Salesiana; 4-5); рус. пер.: Толкование на пророка Исаию//Творения. М., 1845. Ч. 2. С. 3-446; аскетические : Prologus 7 (De judicio Dei). Prologus 8 (De fide)//PG. 31. Col. 653-692; Prologus 4 (prooemium in asceticum magnum): Regulae fusius tractatae//PG. 31. Col. 889-1052; Prologus 3 (prooemium in regulas brevius tractatae): Regulae brevius tractatae//PG. 31. Col. 889-1306; Moralia//PG. 31. Col. 699-870; Regole morali/A cura di U. Neri. R., 1996. (Spiritualit à nei secoli; 53); рус. пер.: О суде Божием. О вере. Вступление. Правила, пространно изложенные. Вступление. Правила, кратко изложенные//Творения. М., 1901. Ч. 5. С. 5-31, 73-315; Нравственные правила//Творения. М., 1846, 1993 р . Ч. 3. С. 359-496; версии: лат: Sancti Basilii Caesareae Cappadociae episcopi regula ad monachos//PL. 103. Col. 487-554; Basilii regula a Rufino Latine versa/Ed. K. Zelzer. Vindobonae, 1986. (CSEL; 86); неподлинные и спорные (dubia et spuria): Sermo 10 (praevia institutio ascetica). Sermo 11 (sermo asceticus et exhortatio de renuntiatione mundi). Sermo 12 (de ascetica disciplina). Sermo 13 (sermo asceticus). Prologus 5 (sermo asceticus)//PG. 31. Col. 620-652, 869-888; Constitutiones asceticae//PG. 31. Col. 1321-1428; Epitimia//PG. 31. Col. 1305-1316; рус. пер.: Предначертание подвижничества//Древние иноческие уставы, собранные свт. Феофаном Затворником. М., 1892, 1994 р . С. 213-510; Предначертание подвижничества. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира. Слово о подвижничестве первое. Слово о подвижничестве второе. Слово о подвижничестве третье//Творения. М., 1901. С. 32-70; Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве//Творения.

http://sedmitza.ru/text/929111.html

Вообще, пример Василия у Мускула призван подтвердить протестантский тезис Sola Scriptura. Аугсбургский проповедник подчеркивает, что и сам святитель с детства читал Писание (следует цитата из Prolog. 7 de judicio dei 31.653.6–9), и советовал другим читать их для возрастания в благочестии (ες πληροφοραν τς θεοσεβεας, цит. из Asc. Magn. Brev. 31.1148.48–1149.3), а более всего – предстоятелям, чтобы те не сказали что-то «чуждое учению Господню» (μ τι παρ τ θλημα το Θεο τ ν τας Γραφας μολογομενον...επ, Asc. Magn. Brev. 31.1149.44–1152.1). В спорных вопросах следует опираться на Писание, а не на обычай (συνθεια, Ep. 189.3) 237 . Словом, говорит Мускул, нет более надежного средства утишить распри и воспротивиться corruptioni temporum, чем усердное изучение Писания. Более того, Мускул находит у Василия и подтверждение тезисов Sola fide и Sola gratia. Так, он цитирует гомилию «О смиренномудрии», где говорится о том, что человек «оправдан одною верою в Христа» 238 (в латинском переводе самого Мускула: sola fide iustificatum esse) 239 . Далее следует отрывок из той же гомилии со словами ν χριτι ζντες κα δωρε Θεο (лат. in gratia ac dono Dei viventes). Этот разбор Мускул заключает выводом: «Отсюда очевидно, как чиста была вера [Василия] во Христа, как правильно он учил о милости Божией и об истинном оправдании христиан, совершаемым верою во Христа» 240 . Примечательно, что этот же отрывок использовал Филипп Меланхтон в университетской речи De Basilio episcopo (1545), с пояснением: «В этих словах Василий недвусмысленно утверждает, что люди оправдываются не благодаря своим добродетелям, но благодаря посредничеству Сына Божия...» 241 . Можно согласиться с наблюдением Р. Тёпфер, что Мускулу удалось создать eine genuin protestantische Werkausgabe der Opera omnia 242 . Стремясь опереть протестантскую доктрину на учение Отцов Церкви, Мускул действует вполне в духе протестантских богословов того времени, и, как и они, выбирает из Отцов лишь то, что поддерживает его собственную точку зрения 243 . Перед ним не только не стоит задачи установить consensus patrum по тому или иному вопросу – даже consensus, так сказать, patris, т. е. непротиворечивость взглядов одного Василия, не очень его занимает. Неудивительно, что именно в произвольности подбора цитат обвинил Мускула католический полемист, ярый противник Лютера, Иоганн Кохлей (Iohannes Cochlaeus, 1479–1552) 244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

861 В указанных параграфах системы Сильвестра вясняется status quaestionis об исхождении Св. Духа и объясняются понятия – «исхождение» и «посланничество». Из них § 1 составлен по §§ 3–6 и 20 lib. III, причем большая половина этого параграфа «mission autem et procession temporaria non proprie, sed per analogiam… gloriam ejus apud hominess progaverit» буквально выписана из § 20. § 2–3 составлены по § 21 lib. III, причем § 3 весь буквально выписан из §§ 6–7 (за исключением последнего периода параграфа 7: «et haec videntur esse sufficientes… sed per analogiam mitti dicuntur» и немногих других мест) суть буквальные выписки из § 15 lib. III. 862 В § 8 объясняется текст Ин. 15:26 . Для доказательства того, что здесь глаголом «исходит» означается предвечное исхождение, Сильвестр заимствует из пяти Феофановых доказательств, приводимых для обоснования той же мысли в §§ 27–28 lib. III (пятое доказательство Феофана есть указание на «согласие древних отцов»: оно находится в § 28 и не отмечено никаким номером) четыре доказательства, опустив третье доказательство Феофана, в котором доказываемое положение выводится из построения (structura) и контекста (contextus) объясняемого места (порядок этих доказательств у обоих богословов один). Большая часть данного параграфа (т. е. 8) изложена через буквальные выписки из §§ 26, 27 и 28 Феофана. 863 В указываемом параграфе Сильвестра приводится в пользу православного учения об исхождении Св. Духа семь богословских аксиом: это те же самые аксиомы, какие приведены у Феофана в c. V lib. III (порядок их у обоих богословов одинаков); Сильвестр опустил из числа этих аксиом Феофана только 8 и 9 аксиомы. Большая часть данного параграфа Сильвестра изложена через буквальные выписки из Феофана. 864 В указываемом параграфе Сильвестра опровергаются шесть известных доказательств латинян, приводимых ими в пользу своего учения из св. Писания. Эти доказательства приводятся здесь точно в таком порядке, в каком они находятся в системе Феофана. 865 Вот – схема плана этой книги: de definition Dei, de nominibus Dei, se existential Dei, de unitate Dei, de simlicitate Dei, de attributis Dei in genere, de perfectione Dei, de infinitudine et aeternitate Dei, de immensitate Dei, de immutabilitate Dei, de sapientia Dei, de potential seu potius omnipotentia Dei, de immutabilitate Dei, de sapientia Dei, de potential seu potius omnipotentia Dei, de voluntate Dei, de sapientia Dei, de potential seu potius omnipotentia Dei, de voluntate Dei, de bonitate Dei, de vita et immortabilitate Dei, de beatitudine Dei.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Гантон, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев , В. Н. Лосский , Х. Яннарас , И. Зизиулас  и др., были обнаружены существенные различия между восточно-христианской и западно-христианской тринитарной традицией 3003 , происходящие, как мы убедительно продемонстрировали, из самих истоков этой традиции – латинской патристики II-VIII вв. Список сокращений I. Античные, патристические и средневековые авторы De agone chr. De agone christiano Confess. Confessiones Contra Academ. Contra Academicos Contra Faust. Contra Faustum Manichaeum Contra Maximin. Contra Maximinum Contra Secundin. Contra Secundinum Manicheum Contra serm. Arrian. Contra sermonem Arianorum De civ. Dei De civitate Dei De divers. quaest. De diversis quaestionibus octoginta tribus De doct. christ. De doctrina christiana De duab. anim. De duabus animabus De fid. et symb. De fide et symbolo De Gen. ad litt. De Genesi ad litteram De Gen. contra Manich. De Genesi contra Manicheos De haeres. De haeresibus De lib. arb. De libero arbitrio De morib. De moribus ecclesiae catholicae et de moribus Manichaeorum De nat. bon. De natura boni De ord. De ordine De praed. sanct. De praedestinatione sanctorum De quant. anim. De quantitate animae De Trinit. De Trinitate De ver. rel. De vera religione De vit. beat. De vita beata Enarr. in Ps. Enarrationes in Psalmos Enchir. Enchiridion de fide, spe et caritate Ep. Epistolae In Ioann. Tractatus in Joannis Euangelium Soliloq. Soliloquia Абеляр (Abaelard.) Theol. sum. Boni Theologia summi Boni Алкиной (Alcin.) Epit. Epitome Амвросий Медиоланский (Ambros. Mediol.) De fide De fide De incarn. De incarnationis dominicae sacramento De Isaac De Isaac vel anima De Iacob. De Iacob et vita beata De sacr. De sacramentis De Sp. St. De Spiritu Sancto Ep. Epistolae Exp. Luc. Expositio Euangelii secundum Lucam Hexaem. Hexaemeron Анастасий Синаит (Anastas. Sinaita.) Serm. in constit. hom. Sermones in constitutionem hominis Апулей (Apul.) De deo Socr. De deo Socratis De Plat. De Platone et ejus dogmate Арий (Arius) Ep. ad Euseb. Epstola ad Eusebium Nicomediensis Аристей (Aristeas.) Ep. ad Philocrat. Epistola ad Philocratem Аристотель (Aristot.) Anal. post. Analitica posteriora Categ. Categoriae De anim. De anima De cael. De caelo De juvent. et senect. De juventute et senectute Eth. Nicom. Ethica Nicomachea Metaph. Metaphysica Phys. Physica Top. Topica

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

842 В примечания выносятся главным образом возражения и опровержения их (во всех трех книгах), затем – нравственные выводы из догматического учения (в первой книге), некторые положительные доказательства обосновываемых истин (во второй книге, именно на стр. 94–96 доказательства III-XI и на стр. 98–99 доказательства II-XIII) и, наконец, некоторые исторические замечания (напр., на стр. 85). 843 Этот план состоит в следующем: description Dei, de Dei nominibus, de existential Dei, de Dei unitate, de simplicitate Dei, de perfection et infinitudine Dei (учению об этих двух свойствах автор предпосылает учение о свойствах вообще), de aeternitate Dei, de immensitate Dei, de immutabilitate Dei, de sapientia Dei, de omnipotentia Dei, de libertate et bonitate, de vita, immortalitate et beatitudine Dei. У Сильвестра нет только последней рубрики плана Феофана – de negativis Dei attributis. 844 Параграф 2-й главы VIII, в котором говорится о познании Бога, составлен по §§ 2, 4–5 lib. I. Параграф 3-й, в котором дается «описание Бога», есть буквальная выписка из § 14 lib. I (с изменением фразы Феована «quantum se ipsum nobis patefecit et aperuit» в фразу «quantum relavit S. Spiritura»). Параграф 4-й, в котором каждый член прдложенного в § 3 «описания Бога» подтверждается местами Писания, составлен под влиянием §§ 15–25 lib. I: здесь процитрированы те же самые места Писания, что у Феофана, и большей частью в том же порядке. 845 В этой части VIII гл. опровергаются возражения, направленные против «всех божеских свойств». Возражение против свободы Божией, состоящее в указании на то, что Бог раскаивается в своих делах или советах (рр. 79 и 80), решается у Феофана в § 135 lib. I, находящиеся в ответе на это возражение фразы: «cum amore bonum sit perfectionis… et quidem non maxime volentis», «cogi enim ad aliquid est nolentis, at vero amore necessario, est maxime volentis» и «reliqua vero omnia extra se quaecunque Deus vult, vult cum summa libertate tam a coactione, quam a necessitate liber» (р. 80) буквально взяты из § 155 lib. I. Возражежение против неизмеримости Божией, состоящее в указании на учение о пребывании Бога на небе (р. 81), опровергается у Феофана в § 128 lib. I. Возражения против всемогущества Божия, делаемые на основании текстов – Быт. 19:22 и 18:17 (рр. 82–83), решаются у Феофана в 150 lib. I; причем находящиеся в ответах на эти возражения фразы: «sensus est: meum consilium est vos ex incendio eripere.. quare discede hinc quantocitius» (p. 82), «saepe enim pro nolle ponitur non posse» и «nolo occultare… ignarum illum nolim facere» (р. 83) буквально взяты оттуда же. Возражение против благости Божией, делаемое на основании текста Ис. 45:7 (р. 83), опровергается у Феофана в § 167 lib. I. (Возражение против троичности Лиц, делаемое на основании текста 1Кор. 8:6 , высказывается у Феофана в § 254 lib. II). Наконец, определения понятий – principium ordinis и orincipium temporis, находящиеся на стр. 78, буквально взяты из § 122 lib. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

De congr. erud. grat. De congressu eruditionis gratia De ebriet. De ebrietate De fug. et invent. De fuga et inventione De gigant. De gigantibus De migr. Abr. De migratione Abraham De mut. nom. De mutatione nominum De opif. mund. De opificio mundi De sacr. Abel. et Cain. De sacrificiis Abelis et Caini De spec. leg. De specialibus legibus De somn. De somniis De plant. De plantatione De posterit. Cain. De posteritate Caini De praem. et poen. De praemiis et poenis De prov. De providentia De vita cont. De vita contemplativa De vita Mos. De vita Mosis Leg. alleg. Leges allegoriarum Leg. ad Gaium Legatio ad Gaium Quaest. in Gen. Quaestiones in Genesim Quis rer. div. her. Quis rerum divinarum heres sit Quod Deus sit immut. Quod Deus sit immutabilis Quod det. pot. ins. sol. Quod deterius potiori insidiari soleat Филосторгий (Philostorg.) Eccl. Hist. Historia Ecclesiastica Фома Аквинский (Thomas Aquinas) Sum. Theol. Summa Theologiae Фотий Констанинопольский (Phot.) Bibl. Bibliotheca Mystag. De Spiritu Sancto Mystagogia Фульгенций Руспийский (Fulgent.) Ad Monim. Ad Monimum Ad Trasam. Ad Trasamundum regem Contra Arian. Contra Arianos Contra Fabian. Contra Fabianum Contra serm. Fastid. Contra sermonem Fastidiosi ariani De fide De fide ad Petrum seu de regula fidei De incarn. De incarnatione Filii Dei et vilium animalium auctore De Trinit. De Trinitate ad Felicem nomarium Ep. Epistolae Халдейские оракулы Orac. Chald. Oracula Chaldaica Цицерон (Cicero) De nat. deor. De natura deorum Ямвлих (Iambl.) Com. Timaeum Commentaria in Timaeum De myst. De mysteriis II. Справочные издания и патрологические серии CCSL Corpus Christianorum. Series Latina. Brepols, 1954-. CCSG Corpus Christianorum. Series Graeca. Brepols, 1977-. CPL Clavis Patrum Latinorum/Ed. E. Dekkers. Brepols, 1961. CPG Clavis Patrum Graecorum/Ed. M. Geerard. Brepols, 1974–1998. Vol. 1–5. CSEL Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1866-. DTC Dictionnaire de théologie catholique. T. I-XV. Paris, 1903–1950.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Theol. Plat. Theologia Platonica Проспер Аквитанский (Prosp.) Lib. sentient. Liber sententiarum ex operibus S. Augustini delibatarum Exp. Ps. Expositio Psalmorum Псевдо-дионисий (Dionys. Areop.) De div. nom. De divinis nominibus De myst. theol. De mystica theologia Ep. Epistolae Руфин Аквилейский (Rufin.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Секст Эмпирик (Sext. Emp.) Adv. Math. Adversus Mathematicos Pyrr. hypot. Pyrrhoniae hupotyposes Сенека (Seneca) Dial. Dialogi Ep. Epistolae Сивиллины Оракулы Orac. Sybill. Oracula Sybillina Сидоний Аполлинарий (Sidon. Apoll.). Ep. Epistolae Сириан (Syrian.) Com. in Metaph. In Aristotelis Metaphysica Commentaria Созомен (Sozom.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Сократ (Socr.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Стобей (Stob.) Eclog. Eclogae Сульпиций Север (Sulp. Sev.) Chron. Chronicon Татиан (Tatian.) Orat. ad Graec. Oratio ad Graecos Тертуллиан (Tert.) Adv. Herm. Adversus Hermogenem Adv. Marc. Adversus Marcionem Adv. Prax. Adversus Praxean Apol. Apologeticum De anima De anima De bapt. De baptismo De corona De corona militis De cultu fem. De cultu feminarum De exhort. cast. De exhortatione castitatis De orat. De oratione De paenit. De paenitentia De patien. De patientia De praescr. De praescriptione haereticorum De pudic. De pudicitia De resurr. De resurrectione carnis De spect. De spectaculis De test. anim. De testimonio animae De virg. vel. De virginibus velandis Тьерри Шартский (Theodoric. Carnot.) Lect. Lectiones Comment. Commentum Фавст Регийский (Faust.) De Sp. St. De Spiritu Sancto Ep. Epistolae Фебадий Агенский (Phoeb.) Contra Arian. Contra Arianos Феодорит Кирский (Theodoret.) Eranist. Eranistes Graec. affect. cur. Graecarum affectionum curatio Haer. fab. Comp. Haereticarum fabularum Compendium Hist. eccl. Historia ecclesiastica Феофил Антиохийский (Theoph.) Ad Autol. Ad Autolycum Филон Александрийский (Philo) De Abrah. De Abrahamo De aetern. mund. De aeternitate mundi De agric. De agricultura De Cherub. De Cherubim De conf. ling. De confusione linguarum

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Лит.: Quintanadueñas A., de. Santos de la imperial ciudad de Toledo y su arçobispado. Madrid, 1651; Risco M. España Sagrada. Madrid, 1789. T. 37; Vega A. C. De patrología española: San Ildefonso de Toledo, sus biografías y sus biógrafos y sus varones ilusres//Bol. de la Real Academia de la Historia. 1969. T. 164. P. 35-107; Gaiffier B., de. Les vies de S. Ildefonse à propos d " attributions discutées//AnBoll. 1976. T. 94. P. 235-244; Gorog R., de. La atrubución de las Vidas de San Ildefonso y San Isidoro al Arcipreste de Talavera//Boletín de la Real Academia Española. Madrid, 1978. T. 58. P. 169-193; Salvador Miguel N. Sobre la datación de la Vida de San Ildefonso del Beneficiado de Úbeda//Dicenda: Cuadernos de filología hispánica. Madrid, 1982. N 1. P. 109-122; Snow J. Th. Gonzalo de Berceo and the Miracle of St. Ildefonso: Portrait of the Medieval Artist at Work//Hispania. Walled Lake (Mich.), 1982. Vol. 65. N 1. P. 1-11; Romero Tobar L. Una versión medieval de la Vida de San Ildefonso (Escorial Ms. h-III-22)//El Crotalón: Anuario de la filologia española. Madrid, 1984. Vol. 1. P. 707-716; idem. Beneficiado de Úbeda: Vida de San Ildefonso//Diccionario filológico de literatura medieval española/Ed. C. Alvar, J. M. Lucía Megías. Madrid, 2002. P. 208-211; Rivera Recio J. F. San Ildefonso de Toledo. Madrid; Toledo, 1985; Pouchelle M.-Ch. Mots, fluides et vertiges: Les fêtes orales de la mystique chez Gautier de Coinci//Annales: Économies, sociétés, civilisations. P., 1987. Vol. 42. P. 1209-1230; Raizman D. A Rediscovered Illuminated Manuscript of St. Ildefonsus " s De Virginitate Beatae Mariae in the Biblioteca Nacional in Madrid//Gesta. N. Y., 1987. Vol. 26. N 1. P. 37-46; Poyán Díaz D. Transfiguración literaria de unas reliquias de Toledo a Soissons//Thélème. Madrid, 1992. N 1. P. 15-27; Quesnay Adams J., du. The Political Grammar of Ildefonsus of Toledo: A Prelim. Rep.//The Visigoths: Studies in Culture and Society/Ed. A. Ferreiro. Leiden; Boston, 1999. P. 151-168; Baños F., Ciceri M. Alfonso Martínez de Toledo: (El Arcipreste de Talavera)//Diccionario filológico de literatura medieval española. 2002. P. 168-180; Christys A. Christians in al-Andalus, 711-1000. N. Y., 2002. P. 21-26; Pérez López J. L. La «Vida de San Ildefonso» del ex beneficiado de Úbeda en su contexto histórico//Dicenda. 2002. Vol. 20. P. 255-283; Collins R. Visigothic Spain, 409-711. Malden (Mass.), 2004. P. 99-100, 166-169; Ledesma J. P. El «De itinere deserti» de San Ildefonso de Toledo. Toledo, 2005; Alonso Morales M. Historia de las reliquias de San Ildefonso (Toledo-Zamora)//Toletana: Cuestiones de teología e historia. Toledo, 2007. N 16. P. 221-253.

http://pravenc.ru/text/Ильдефонсом.html

Лит. наследие Г. условно можно разделить на 6 групп. 1. Философские и богословские сочинения: «De ordine emanandi causatorum a Deo» (О порядке эманации причин от Бога), «De intelligentiis» (Об интеллигенциях), «De finitate motus et temporis» (О конечности движения и времени), «De unica forma omnium» (О единой форме всего), «De statu causarum» (О пределе причин), «De potentia et actu» (О возможности и действительности), «De anima» (О душе), «De libero arbitrio» (О свободном произволении), «De veritate» (Об истине), «De veritate propositionis» (Об истине высказывания), «De scientia Dei» (О знании Бога), «De decem mandatis» (О десяти заповедях), «Templum Dei» (Храм Божий), «Quod homo sit minor mundus» (Почему человек есть малый мир), богословская поэма «Le Chasteau d " Amour» (Замок Любви, ок. 1215), «De luce seu De inchoatione formarum» (О свете, или О начале форм, 1225-1228) и др.; в т. ч. сочинения по свободным искусствам (см. Artes liberales ) (пропедевтике): «De artibus liberalibus» (О свободных искусствах, до 1209), «De generatione sonorum» (О происхождении звуков, до 1209), «Grammatica» (Грамматика), «De quadratura circuli» (О квадратуре круга). 2. Естественнонаучные трактаты: «De sphaera» (О сфере, 1215-1220), «De impressionibus aeris seu De prognosticatione» (Об импрессиях воздуха, или О составлении погодных предсказаний, 1215-1220), «De generatione stellarum» (О происхождении звезд, 1217-1225), «De cometis» (О кометах, 1222-1224), «De impressionibus elementorum» (Об импрессиях элементов, до 1225), «Quaestio de fluxu et refluxu maris» (Вопрос о приливах и отливах моря, 1226-1228), «De motu corporali et luce» (О телесном движении и свете, ок. 1230), «De motu supercaelestium» (О движении наднебесного, ок. 1230), «De differentiis localibus» (О локальных различиях, ок. 1230), «De iride seu De iride et speculo» (О радуге, или О радуге и зеркале, 1230-1233), «De colore» (О цвете, 1230-1233), «De lineis, angulis et figuris seu De fractionibus et reflexionibus radiorum» (О линиях, углах и фигурах, или О преломлениях и отражениях лучей, 1230-1233), «De natura locorum» (О природе мест, 1230-1233), «De universitatis machina» (О вселенской машине), «De calore solis» (О тепле Солнца) и др.

http://pravenc.ru/text/168181.html

Лит.: Gutton F. La Chevalerie militaire en Espagne: L " Ordre de Calatrava. P., 1955; O " Callaghan J. The Spanish Military Order of Calatrava and Its Affiliates. L., 1975; idem. Las Definiciones de la Orden de Calatrava, 1383-1418//En la España Medieval. Madrid, 1996. Vol. 19. P. 99-124; Lomax D. Las órdenes militares en la Península Ibérica durante la Edad Media. Salamanca, 1976; Solano Ruiz E. La Orden de Calatrava en el siglo XV: Los señorios castellanos de la Orden al fin de la Edad Media. Sevilla, 1978; Serrano Martín E. La Orden de Calatrava en Aragón en la Edad Moderna: Juridicción, señoríos y renta feudal. Zaragoza, 1985; Menache S. La Orden de Calatrava y el clero andaluz (siglos XIII-XV)//En la España Medieval. 1986. Vol. 8. P. 633-664; Fernández Izquierdo F. La Orden militar de Calatrava en el siglo XVI: Infraestructura institucional, sociología y prosopografía de sus caballeros. Madrid, 1992; Schwenk B. Calatrava: Entstehung und Frühgeschichte eines spanischen Ritterordens zisterziensischer observanz im 12. Jh. Münster, 1992; Ayala Martínez C., de. Las fortalezas castellanas de la Orden de Calatrava en el siglo XIII//En la España Medieval. 1993. Vol. 16. P. 9-35; idem. Las órdenes militares hispánicas en la Edad Media (siglos XII-XV). Madrid, 2003; Rodríguez-Picavea Matilla E. La formación del feudalismo en la meseta castellana: Los señoríos de la Orden de Calatrava en los siglos XII-XIII. Madrid, 1994; idem. Los monjes guerreros en los Reinos Hispánicos: Las órdenes militares en la Península Ibérica durante la Edad Media. Madrid, 2008; Денисенко Н. П. Испанские военные ордена Сантьяго и Калатрава в XV - нач. XVI в.//Латинская Америка в исторической ретроспективе: XVI-XIX вв. М., 1994. С. 115-127; Corona de Castilla: Documentos de la Orden de Calatrava expedidos durante los tres últimos maestrazgos (1445-1489): Estudio diplomático/Ed. B. Casado Quintanilla. Madrid, 1997; Primeras Jornadas de historia de las órdenes militares. Madrid, 1997; Las Ordenes Militares en la Península Ibérica/Ed. R. Izquierdo Benito, F. Ruiz Gómez. Cuenca, 2000. 2 vol.; Fernández Izquierdo F., Yuste Martínez Á., Sanz Camañes P. La provincia Calatrava de Almonacid de Zorita en el siglo XVI según las visitas: Recuperación de una historia viva de la administración local en la Edad Moderna. Madrid, 2001; Olcoz Yanguas S. San Raimundo de Fitero, el monasterio cisterciense de la frontera y la fundación de la Orden Militar de Calatrava. Fitero, 2002; Villegas Díaz L. R. El Císter y la fundación de la Orden de Calatrava//Cistercium. 2005. Vol. 238. P. 165-195; Ciudad Ruiz M. El dominio señorial y eclesiástico de la Orden de Calatrava. Puertollano, 2008; El nacimiento de la Orden de Calatrava: Primeros tiempos de expansión (siglos XII y XIII): Actas del I Congr. Intern. «850 aniversario de la fundación de la Orden de Calatrava, 1158-2008» (Almagro, oct. 2008). Ciudad Real, 2009.

http://pravenc.ru/text/Калатрава.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010