38 Toby Е. Huff, The Rise of Earty Modem Science: Islam, China, and the West (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1993). 39 Cm. Butterfield, Origins of Modem Science; cm. также: Westman and Lindberg, eds., Reappraisals of the Scientific Revolution. 40 М. В. Foster, «The Christian Doctrine of Creation and the Rise of Modern Science», in Creation: The Impact of on ldea, ed. Danlel ÓConnor and Francis Oakley (NewYork: Charles Scribner " s Sons, 1969), первоначально – серия статей в Mind (1934–36); Reijer Hooykaas, Religion and the Rise of Modem Science (Grand Rapids: Eerdmans, 1972); Christopher Kaiser, Creation and the History of Science (Grand Rapids: Eerdmans, 1991). 41 Alexander Pope, «Epitaph on Newton», The Works of Alexander Pope, Elwin edition (London, 1882), 4:390. 42 Roger Hahn, «Laplace and the Mechanistic Universe», in God and Nature, ed. David Lindberg and Ronald Numbers (Berkeley and Los Angeles: Univ, of California Press, 1986). 43 Pierre Simon Laplace, A Philosophical Essay on Probabilities, 6th ed., trans. F.W. Truscott and F. L. Emory (New York: Dover, 1961), p. 4. [Рус. перев.: П. С. Лаплас, Опыт философии теории вероятностей. М., 1908]. 44 William С. Dampier, A History of Science and its Relation with Philosophy and Religion, 4th ed. (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1948), p. 196. 45 Margaret Jacob, «Christianity and the Newtonian Worldview», in God and Nature, ed. Lindberg and Numbers; John Hedley Brooke, Science and Religion: Some Historical Perspectives (Cambridge: Cambridge Univ. Press), chaps. 5 and 6. 47 Basil Willey, Eighteenth–Century Background (London: Chatto & Windus, 1940), chap.3; John Gascoigne, Cambridge in the Age of Enlightenment Science, Religion, and Politics from the Restoration to the French Revolution (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1989). 48 Cm. Gerald R. Cragg, Reason and Authority in the Eighteenth Century (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1964), и The Church and the Age of Reason (London: Penguin, 1960), chaps. 5, 11, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

Фактически, если бы «Бог так захотел, могло бы не быть творения, могло бы не быть идолопоклонства, могло бы не быть Ада, могло бы не быть спасения от Ада» (Cragg, 44–45). В связи с такой строжайшей предопределенностью мира возникают четыре фундаментальные проблемы: логическая, моральная, богословская и метафизическая. Дело в том, что такая позиция, соответственно: противоречива; лишает человека нравственной ответственности; превращает Бога в Творца зла; влечет за собой пантеизм. Логическая проблема исламского детерминизма состоит в том, что, как вынуждены признать даже мусульманские комментаторы, Бог осуществляет противоречивые действия. Исламист Игнац Голцихер так описывает ситуацию: «Нет, по всей видимости, другого вопроса вероучения, для которого из Корана можно было бы вывести столь же противоречивые решения, как для этого» (Golziher, 78). Один исламский ученый отмечает: «Учение Корана о Предназначении вполне ясно, хотя и не слишком логично» (Stanton, 54–55). Например, Бог — это «Тот, Кто сбивает с пути», но и «Тот, Кто руководит». Он — «Тот, Кто наносит урон», что делает и сатана. Он— «Поражающий», «Принуждающий» или «Тиран», «Надмевающий». По отношению к человеку все эти характеристики имели бы отрицательный смысл. Мусульманские богословы иногда пытаются примирить эти противоречия, указывая, что они не заложены в сущности Бога (поскольку у Него ее фактически нет), а существуют лишь в аспекте Его воли. Это противоречия не в Его сущности, а в Его действиях. Однако такое объяснение несостоятельно. У Бога есть Его познаваемая природа, Его сущность. Поэтому мусульманским богословам не удается избежать того противоречия, что Богу присущи логически несовместимые свойства, просто перемещая эти свойства из Его сущности в таинственный аспект Его воли. Далее, всякие действия вытекают из сущности и отражают ее, так что в сущности должно содержаться то, чему соответствуют действия. Соленая вода не течет из чистого ручья. Другие пытаются смягчить крайности мусульманского детерминизма, проводя разграничение — не имеющее обоснования в Коране — между тем, что Бог делает , и тем, что Он позволяет делать Своим созданиям в соответствии с их свободой воли. Это решает проблему, но лишь ценой отрицания ясных утверждений Корана, традиции и символа веры .

http://azbyka.ru/problemy-islamskogo-ver...

28 The origin of this line of argumentation also goes back to the Scholastics: see Thomas Aquinas, Summa Theologiae I a Ilae. 71.2; Etienne Gilson, L’Esprit de la philosophie médiévale (Paris: Vrin, 1972), 307–11; idem, Le Thomisme (Paris: Vrin, 1972), 327 29 For the treatment of the teleological proof by the Scholastics, see the suggestive work by Peter Abelard: Dialogus inter Philosophum Judaeum et Christianum, as well as Thomas Aquinas, Summa Theologiae, Ia. 2.3, resp. 5; Ia. 15.1; Ia. 16.1f.;Ia. 65.2. The ‘proofs’ of the existence of God are not exhausted in the four mentioned here. In the metaphysical tradition of the West there have also appeared the axiological or utilitarian, the ethical-deontological, the historical-ethnological arguments, perhaps even more. 30 Cf. Gilsbn’s pertinent remarks on the relationship between empiricism and the presuppositions of scholastic epistemology in his book, La Philosophie au moyen-âge, pp. 718 and 761. 31 Hirschberger’s observation is to the point: ‘Empiricism relativizes everything, reducing it to the level of the spatial, the temporal, the human, even the all-too-human. The intellectual is overcome by the sensible, the ideal by the useful, the universal by the individual, the eternal by the temporal, duty by desire, the whole by the part, right by might’: Geschichte der Philosphie (Herder-Verlag, 7 1965), vol.11, p- 188. 32 For more on the relationship between empiricism and the ‘death of the God’ of western metaphysics, see especially: Gerald Cragg, The Church and the Age of Reason (Penguin Books, 1976), pp. 76 and 168; W. Schluchter, Die Entwicklung des okzidentalen Ralionalismus (Tubingen: Mohr Verlag, 1979), p. 253; D. F. Norton, Hume–Common Sense Moralist, Sceptical Metaphysician, (Princeton NJ, 1982); J. Kemp, Ethical Naturalism: Hobbes and Hume (London-New York, 1970). 33 See, especially, Thomas Aquinas, Summa Theologiae la. 12; In Sent. II. 22. 2. 1 c; Albertus Magnus, In libros Metaphys. Aristot, IV tr 2 c 4; Duns Scotus, Expositio in Metaphys. Aristot. IV s 1. c 2.

http://azbyka.ru/otechnik/world/on-the-a...

The English Reformation. L., 1899; Hill G. English dioceses: a History of their Limits. L., 1900; Савин А. Н. Английская секуляризация. М., 1906; Sykes N. Church and State in England in the Eighteenth Century. L., 1930; Knappen M. M. Tudor Puritanism. Chicago, 1939; Sykes N. The Church of England and Non-episcopal Churches in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. L., 1948; Hughes Ph. The Reformation in England: In 3 vol. L., 1950-1954; Stromberg R. N. Religious Liberalism in Eighteenth Century England. Oxf., 1954; Every G. The High Church Party, 1688-1718. L., 1956; Mayfield G. The Church of England: Its Members and its Business. L., 1958; Wilkinson J. 1662 and after: Three Centuries of English Non-conformity. L., 1962; Davies R. E. Methodism. L., 1963; Dickens A. G. The English Reformation. L., 1964; Best G. F. Temporal Pillars: Queen Anne " s Bounty: Ecclesiastical Commissioners and Church of England. Camb., 1964; Fairweather E. R. The Oxford Movement. N. Y., 1964; Ferris P. The Church of England. L., 1964; Collinson P. The Elizabethan Puritan Movement. L., 1967; Bolam C. G. , Goring J. , Short H. L. , Thomas R. The English Presbyterians. L., 1968; Church R. The Oxford Movement: Twelve years, 1833-1845. Chicago; L., 1970; Lehmberg S. The Reformation Parliament, 1529-1536. Stanford; Camb., 1970; Elton G. R. Policy and police: The enforcement of the Reformation. Camb., 1972; Вейш Я. Религия и церковь в Англии. М., 1976; Cragg G. R. The Church and the Age of Reason. Harmondsworth, 1976; Elton G. R. Reform and Reformation: England, 1509-1558. L., 1977; Watts M. R. The Dissenters: from Reformation to the French Revolution. Oxf., 1978; Lake P. Moderate Puritans and the Elizabethan Church. Camb., 1982; Collinson P. Godly People. L., 1983; Lake P. , Dowling M. Protestantism and the National Church in Sixteenth Century England. L., 1987; Tyacke N. Anti-Calvinists: the Rise of English Arminianism, 1590-1640. Oxf., 1987; MacCulloch D. The Later Reformation, 1547-1603. N. Y., 1990; Grell O.

http://pravenc.ru/text/115120.html

  ЛИТЕРАТУРА   1)      Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством. М., 1962. 2)      Бедуелл Г. История Церкви. М., 1996. 3)      Гибб Х.-А.-Р. Арабская литература. М., 1960. 4)     История всемирной литературы. Т. 4. М., 1987. 5)     Католическая энциклопедия. Т. III. М., 2007 6)      Крымский А.Е. История новой арабской литературы. М., 1971. 7)     Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998. 8)      Петкович К. Ливан и ливанцы. Ч. 3. СПб., 1885. 9)      аль-Фахури Х. История арабской литературы. Т. 2. М., 1961. 10)   Betts R.-B. Christians in the Middle East. S.P.C.K., 1979. 11)   Habib Badr. Christianity: a history in the Middle East. Middle East Council of Churches, 2005. 12)   Kenneth Cragg. The Arab Christian. Louisville, 1991. 13)  The Maronites in History. New York, 1986. 14)     Nairon A.-F. Dissertatio de origine nomine et religione Maronitarum. Roma, 1679. 15)     Nairon A.-F. Evolpia fidei catholicae romanae historico-dogmatica. Roma, 1694. 16)      Pawinsky A. Zur Entstehungsgeschichte des Consulates in den Communen Nord und Mittelitaliens in XI und XII Jahrh. Göttingen, 1867. 17)   Schnurrer C.F. De ecclesia Maronitica. Tübingen, 1810. 18)   Simon R. Voyage du mont Lebanon. Paris, 1685. Др у зы — группа этнических арабов особой конфессии. Проживают главным образом в Ливане и Сирии. Компромиссная доктрина между диофизитством и монофизитством, согласно которой в Иисусе Христе признаются две природы, но единая воля. [v] Крымский, Агафангел Ефимович(1871–1942) — отечественный востоковед (арабистика, иранистика, исламоведение, семитология, тюркология), украинский писатель. Окончил Лазаревский институт восточных языков (1892), историко-филологический факультет Московского университета (1896). Один из организаторов АН Украины. Академик АН Украины (1919). Автор более 1500 работ по истории и культуре народов Востока, вопросам ислама, коранистике, грамматике украинского языка и литературных произведений. [viii] Эскуриал — монастырь-дворец близ Мадрида, резиденция испанских королей, построенная при Филиппе II (1563–1584).

http://bogoslov.ru/article/3461792

Слава, и ныне: повторяем то же. По 2 стихословии седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: До зачатия, чистая,/была посвящена Ты Богу/и, на земле родившись,/принесена Ему ныне в дар/во исполнение отеческого обещания./В храм же божественный отданная,/как поистине божественный храм,/с младенчества в чистоте со светлыми светильниками,/явилась Ты вместилищем неприступного и Божественного Света./Поистине велико шествие Твое,/единственная Божия Невеста и Приснодева. Слава, и ныне: повторяем то же. Величание Величаем Тебя,/пресвятая Дева,/богоизбранная Отроковица,/и почитаем в храм Господень/вхождение Твоё. Псалом избранный Велик Господь и достохвален весьма во граде Бога нашего, на святой горе Его. Пс 47:2 Прекрасно утверждённой, радости всей земли! Пс 47:3а Славное сказано о тебе, город Божий. Пс 86:3 Город Царя великого. Пс 47:3в Как мы слышали, так и увидели. Пс 47:9а Во граде Господа сил, во граде Бога нашего. Пс 47:9б Бог основал его навек. Пс 47:9в Освятил обитель Свою Всевышний. Пс 45:5б Святость и великолепие во святилище Его. Пс 95:6б Свят храм Твой, дивен в правде. Пс 64:5г Это – врата Господни, праведные войдут в них. Пс 117:20 Предстала Царица справа от Тебя. Пс 44:10б В одежду златотканную облачённая, изукрашенная. Пс 44:10в Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:13б Дочери царей в почёте у Тебя. Пс 44:10а Вся слава Дочери Царя внутри. Пс 44:14а Золотою бахромой Она одета, изукрашена. Пс 44:14б Приведутся к Царю девы вслед за Ней. Пс 44:15а Подруг Её приведут к Тебе. Пс 44:15б Приведут в веселии и радости, введут во храм Царя. Пс 44:16 Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:11а И забудь народ Твой и дом отца Твоего. Пс 44:11б Ибо возжелал Царь красоты Твоей. Пс 44:12а Вспомнят имя Твоё во всяком роде и роде. Пс 44:18а Мы приняли, Боже, милость Твою посреди народа Твоего. Пс 47:10 Потому народы прославят Тебя вовек и во век века. Пс 44:18б После полиелея седален, глас 8 Подобен: Повеление таинственное: Да ликует песнописец Давид,/и Иоаким с Анною да торжествует,/ибо Дитя святое от них произошло –/Мария, светоносная божественная Свеча;/и ныне радуется Она, входя во храм;/и благословил, Её увидев, Варахиин сын/и радостно восклицал:/«Радуйся, чудо всемирное!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

НА ЛИТУРГИИ Изобразительны; блаженны: из канона праздника, песнь 3 и 6. Если изволит настоятель, поем антифоны праздника. Антифон 1 Стих 1: Излило сердце моё/слово благое. Пс 44:2а По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 2: Язык мой –/трость книжника–скорописца. Пс 44:2в По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 3: Излилась благодать/из уст Твоих. Пс 44:3б По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 4: Потому благословил/Тебя Бог навек. Пс 44:3в По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Антифон 2 Стих 1: Опояшься мечом Твоим/при бедре Твоём, Сильный. Пс 44:4а Спаси нас, Сын Божий,/во объятиях праведного Симеона носимый,/поющих Тебе: аллилуия. Стих 2: И укрепись, и процветай,/и царствуй. Пс 44:5а Спаси нас, Сын Божий,/во объятиях праведного Симеона носимый,/поющих Тебе: аллилуия. Стих 3: Стрелы Твои заострены, Сильный,/– народы пред Тобою падут. Пс 44:6а Спаси нас, Сын Божий,/во объятиях праведного Симеона носимый,/поющих Тебе: аллилуия. Стих 4: Жезл правоты –/жезл Царства Твоего. Пс 44:7б Спаси нас, Сын Божий,/во объятиях праведного Симеона носимый,/поющих Тебе: аллилуия. Слава, и ныне: Единородный Сын: Антифон 3 Стих 1: Услышь, Дочь, и посмотри,/и склони ухо Твоё. Пс 44:11а Тропарь, глас 1 Радуйся, благодатная Богородица Дева,/ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,/просвещающий находящихся во тьме./Веселись и ты, старец праведный,/принявший во объятия Освободителя душ наших,/дарующего нам воскресение. Стих 2: Лицо Твоё будут умолять/богатые из народа. Пс 44:13б Тропарь: Радуйся, благодатная Богородица Дева: Стих 3: Вспомнят имя Твоё/во всяком роде и роде. Пс 44:18а Тропарь: Радуйся, благодатная Богородица Дева: Явил Господь спасение Своё, пред народами открыл правду Свою. Пс 97:2 Тропарь: Радуйся, благодатная Богородица Дева: Слава, и ныне: Кондак, глас 1 Утробу Девы освятив рождением Твоим,/и руки Симеона благословив,/заранее, как надлежало,/и ныне Ты спас нас, Христе Боже./Но огради миром среди войн народ Твой/и укрепи тех, кого Ты возлюбил,/Единый Человеколюбец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Из последователей св. Макария, за исключением блаж. Диадоха , никто не обнаружил силы его созерцательности: преп. Зосима, Варсануфий, Дорофей сосредоточивались главным образом на вопросах практики. То же заметно у свв. Исихия, Марка, Нила. Это обстоятельство говорит об ослаблении мистического чутья и философских запросов в аскетической письменности V-VI вв. 83 . Созерцатели, очевидно, не пользовались симпатиями. Прикосновенность же их к оригенизму в конце концов совсем отодвинула их на задний план. Напротив, «практики» обнаружили особенную жизнеспособность, и их деятельность успешно возрастала (св. Иоанн Лествичник ). Так, несомненно, под общим влиянием догматических споров эпохи Юстиниана и богословие и аскетика в Византии начали приближаться к типу более простому, чуждому не только оригенистических крайностей, но и вообще философских отвлеченных тонкостей. 51 Преп. Макарий, hom.44, n.8;34, n.2;5, n.12 (р.п.§21), PG.34, 784С,745В,517А; р.п.(4 изд.), с.286,251,57. св. Григорий Нисский , In psalm, inscriptiones I,1, PG.44, 433C;457C; p.n.II, 3–4. 30; In Cant. Cant. hom..IX, PG.44, 968C; p.n.III, 242; De virginitate 1, PG.46, 320D; p.n.VII, 288; De beatitud. Or.I. PG.44, 1200D; p.n.II, 366–367. 52 Преп. Макарий, Hom.17, n.11;15, n.53 (р.п.51); 24, n.5, PG.34. 632А,613А,665В; р.п., с.153,138,183–184. св. Григорий Нисский , In Cant. Cant. hom..V,XV, PG.44, 873A,1109C; p.n.III, 135. 398; De vita Moysis, PG.44, 332A,361B-C; p.n.I, 263,298; De virginitate 4, PG.46, 348A; p.n.VII, 316–317. 55 Преп. Макарий, hom.7, n.5;8, n.3;10, n.1, PG.34,525D,529B-C.541 AB; р.п., с.66,69,79. св. Григорий Нисский , In Cant. Cant. hom..V. VI. X. XI. PG.44, 884A-B.892A. 993C-D,1000D; p.n.III, 147,156,271,278; De virginitate 4, PG.46, 348A; p.n.VII, 317. 56 Преп. Макарий, hom.4, n.10;10, n.2, PG.34,480B,541B; р.п., с.28,80. св. Григорий Нисский , De vita Moysis, PG.44, 373B; p.n.I, 312; In Cant. Cant, hom..I,XI, PG.44, 777D,1000D-1001A; p.n.III, 27,279; In psalm, inscriptiones I,7, PG.44, 456B; p.n.II, 27, De virgin.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Ничего особенного нельзя сказать только против того предположения, по которому в 44 псалме прославляется Соломон, по случаю его брака с египетскою царевною 163 . Можно, поэтому, согласиться, что поводом, послужившим к составлению 44 псалма и давшим ему некоторую часть исторического содержания, был брак Соломона с дочерью египетского царя, как думают очень многие толкователи 164 . Но повторим, что этот брак мог дать только некоторую долю содержания 44 псалма. Полным же предметом 44 псалма Соломон не может быть ни в каком случае, потому что никогда не могло идти к нему то, что говорится о царе псалма, напр. в ст. 7–8, 18 и др. Эти последние стихи могут быть приложимы к одному только духовному царю Израиля, к Мессии. Вот почему большинство лучших экзегетов как иудейских 165 , так и, особенно, христианских видят в 44 псалме предызображение Мессии. Из христиан ещё Апостол Павел, в послании к Евреям (гл. 1, ст. 8 и 9), приводил 7 и 8 стихи этого псалма, как сказанные „ πρς τν ιν.” Вслед за ним, Св. Отцы Церкви, как западные, так и восточные, также видят в 44 псалме предызображение Иисуса Христа, в Его отношении в Церкви. В особенности прекрасно объяснили весь этот псалом, по отношению к Иисусу Христу, св. Иоанн Златоуст , Василий Великий , Афанасий, бл. Феодорит, Иероним, Августин и др. Так же объяснялся этот псалом и у нас, в известных наших толкованиях, равно как и на христианском Западе, где он так же объясняется большинством учёных и теперь. Но только, как древние экзегеты расходились в определении способа (формы) отношения 44-го псалма к Мессии, так в этом расходятся и новые. В настоящее время это определение отношения 44 псалма к Мессии, главным образом, представляется зависящим от разрешения вопроса: относится-ли 44 псалом к Мессии непосредственно, при чём изображение в псалме брака царя должно превратиться в образное, или аллегорическое представление отношения Мессии к Его невесте-Церкви, (эта аллегория может представляться немеющею никакой исторической опоры); или этот псалом большею частью относится, первее всего, к Соломону, а потом чрез него уже, как чрез прообраз, и к самому образу Иисусу Христу, при чём брак и все вообще частности, в изображении царя, могут быть понимаемы как факты и явления действительные, исторические? „ Πρς τν ιν λγει” – это выражение Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не от начала в нашей природе, но составляют противоестественное мнение, так и деятельность, направленную ко злу, должно признавать как бы каким искажением врожденного нам добра (свт. Григорий Нисский , 25, 167). Источник. Куда входит грех, туда и невежество... (авва Евагрий, 88, 609). ...Помни всегда об исходе твоем, не забывай вечного Суда, и сохранишь душу твою от всякого греха (авва Евагрий, 88, 637). Если диавол был силен настолько, что низринул тебя с вершины и высоты добродетели до крайностей порока, то гораздо более силен будет Бог опять возвести тебя в прежнюю свободу... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 2). Источник. Грешить еще свойственно человеку, но коснеть во грехах – это уже не человеческое, а вполне сатанинское дело (свт. Иоанн Златоуст , 44, 26). Источник. ...Не столько могут раздражать Его соделанные нами однажды грехи, сколько нежелание перемениться (свт. Иоанн Златоуст , 44, 26). ...Показавшие большую силу во зле покажут такую же и в добре, сознавая, какими долгами они обременили себя... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 27). Источник. ...Не чувствовать своих беззаконий и грешить без всякой о том скорби есть крайний предел порочности... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 57). Источник. Многочисленность сообщников в грехах, конечно, не освобождает нас от виновности и наказания (свт. Иоанн Златоуст , 44, 57). Источник. ...Если мы теперь будем совершать грехи одинаковые с подзаконными, то подвергнемся не одинаковым наказаниям, но гораздо тягчайшим, насколько больший мы получили дар, совершеннейшее приняли учение и большею почтены честью (свт. Иоанн Златоуст , 44, 82). Источник. Нам надлежало бы не только убедиться, что у нас множество грехов, но и все грехи свои, малые и великие, начертать на сердце, как в книге, и оплакивать, как недавно совершенные (свт. Иоанн Златоуст , 44, 162). Источник. Кто допустил себя до падения и падением научился смирению, тот скоро, если захочет, восстанет и исправится... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 190). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010