Глава 4. История источников церковного права в евангелической церкви § 76. Источники церковного права, общие в евангелической церкви с католической 820 Выделяясь из католической церкви, новое вероисповедное общество, получившее со временем название евангелической церкви, не могло порвать всякую связь с каноническим правом. Не говоря о том, что многое, обычаем утвердившееся в церковной жизни общин до отделения их от католической церкви, продолжало держаться и после отделения, не говоря далее о том, что и наука евангелическая усвоила тебе ту теоретическую конструкцию обычая, как источник церковного права, которая выработалась у католических канонистов, самый свод католического церковного права, т. е. Corpus juris canonici удержал действительную силу и для протестантов. Но само собой разумеется, что как в отношении обычая, так и в отношении продолжающегося действия Corp. jur. canon., основные принципы протестантизма должны были получить для себя выражение там, где оказывалось противоречие между ними и между основными принципами католицизма. Так из клерикального начала, проникающего римско-католическое церковное устройство, вытекает, что правообразовательной средой, в которой может зарождаться обычное право, может быть лишь клир, духовное сословие, и напротив миряне, как пассивная масса, не могут быть носителями правообразования, даже и обычного. Евангелическое церковное право должно было сделать из учения о всеобщем священстве иной вывод о субъекте обычного правообразования. Что касается затем канонического права, то равным образом все его определения, основанные на предположении существования в церкви особого сословия, наделенного чрезвычайными дарами благодати и специфическими полномочиями власти, не могли иметь применения к евангелической церковной жизни 821 . § 77. Символические книги или исповедания 822 Основные принципы нового вероучения реформаторы и их последователи формулировали в письменных документах и в сочинениях, которые получили значение символических в том смысле, что содержание их принято за символ веры , отличающий исповедников этой веры от членов других церквей и религиозных обществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Папа Григорий I Великий (590–604 гг.), один из четырех западных отцов церкви, происходил из знатной римской семьи, представители которой на протяжении нескольких поколений играли заметную роль в Римской церкви. Прежде, чем удалиться в монастырь, Григорий Великий занимал должность высшего магистра в Риме, префекта города. Впоследствии, став папой, он проявил себя как чрезвычайно деятельный глава Римской церкви: он не только управлял ее обширными имениями, но и принял на себя попечение о жителях Рима и его окрестностей. Из деловой переписки, которую он вел на протяжении своего понтификата, сохранились 866 посланий. Они служат ярким свидетельством применения римского права в практической деятельности церкви: в них выявлено 74 очевидные и 54 скрытые цитаты из «Corpus juris civilis». Оставаясь подданным византийского императора, Григорий Великий не представлял себе иной юридической основы общественного порядка, чем имперское право, поэтому соблюдение действовавших на территории Римской империи норм права и законного разграничения полномочий государства и церкви являлось для папы предметом первостепенной заботы. Согласно римскому праву, церкви предоставлялась юрисдикция по вопросам веры, внутрицерковной дисциплины, по гражданским и отчасти уголовным делам, в которые было вовлечено духовенство или люди, подпадавшие под церковную юрисдикцию. Григорий Великий позволял себе выходить за ее пределы лишь в исключительных случаях: 1) когда имперские законы угрожали церковному порядку, например, закон императора Маврикия, запрещавший государственным чиновникам и воинам постригаться в монастырь; 2) когда они расходились с церковными установлениями, например, законы, устанавливавшие условия заключения или расторжения брака; 3) когда их смягчения требовало милосердие. Многие послания Григория Великого и отрывки из его творений были включены в «Decretum Gratiani» и таким образом в «Corpus juris canonici», составив основу канонического права. Григорий Великий оставил после себя ряд творений, оказавших заметное влияние на европейскую культуру. Прежде всего, это «Диалоги о жизни и чудесах святых италийских отцов», за что он получил в восточной традиции прозвище Двое слова (Диалоги-Двоесловия), и «Пастырское правило», т. е. руководство для пастырей. В Антологии публикуются переводы некоторых посланий Григория Великого , демонстрирующих отношение папы к римскому праву и его применение в церковной практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОНЫ (правила), основополагающие церковные законы, относящиеся к церковному устройству и дисциплине. Значение Термин многозначный, употребляется также в библеистике (см. ст. Канон библейский ) и литургике (см. ст. Канон мессы ). В церковно-правовой практике термин «канон» в широком смысле обозначает отдельный нормативно-правовой акт либо часть крупного систематизированного правового сборника. Эти К. могут иметь различный статус (так, не имеют общеобязательного значения К., помещенные в Номоканон при Большом Требнике , К. поместных Соборов, не включенные в состав общецерковного законодательства, напр. К. Эльвирского Собора или Арелатских Соборов , а также К., составляющие свод основных законов католич. Церкви,- включенные в средневек. «Corpus juris canonici» или Codex juris canonici ). В узком смысле слова К., часто с уточняющей характеристикой «священные каноны», называются те основополагающие нормативно-правовые акты (законы), к-рые действуют во всей Вселенской Православной Церкви и в своей совокупности составляют фундамент законодательства Поместных Церквей. Это Апостольские правила , правила соборные и святоотеческие. Во 2-м прав. Трулльского Собора , содержащем наиболее полный (по сравнению с др. нормативными документами древней Церкви) перечень авторитетных церковных К., сформулировано положение об обязательности их исполнения и об их неотменяемости: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей Святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя, именем святых и славных апостолов, осмьдесят пять правил (καννες)... Согласием нашим запечатлеваем и все прочия священныя правила, изложенныя от святых и блаженных отец наших, то есть, трех сот осмьнадесяти богоносных отец, собравшихся в Никеи: такожде от отец, собиравшихся во Анкире, и в Неокесарии, равно и в Гангре… (далее в приблизительной хронологической последовательности приведен перечень Вселенских и Поместных Соборов, издававших К.- В. Ц.)… такожде правила Дионисиа, архиепископа великаго града Александрии… (следует перечень отцов Церкви - авторов правил.- В. Ц.)… Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти, или отменяти…» Известный серб. богослов архим. Иустин (Попович) давал такое определение К. в перспективе богословского сознания Церкви: «Святые каноны - это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов - солнцезрачных небесных истин, присутствующих в земном мире благодаря Богочеловеческому телу Церкви Христовой» ( Jycmuh архим. Догматика Православне Цркве. Београд, 1978. С. 257). Состав канонического корпуса

http://pravenc.ru/text/1470259.html

О неосуществленном проекте В. Н. Бенешевича по изданию корпуса источников византийского права (по неопубликованным данным) Вся жизнь выдающегося русского ученого Владимира Николаевича Бенешевича (1874 – 1938), не столь уж, как видим, продолжительная да к тому же исполненная бед и страданий 1 , может быть названа своеобразным Forschungsproject «Byzantinisches Recht», причем именно с теми задачами и установками, которыми ныне руководствуется, скажем, такой бесспорный «флагман» в современном «правовом византиноведении», как основанный в 1974 г. во Франкфурте-на-Майне и успешно действующий центр по изучению греческих юридических рукописей (Frankfurter Forschungsprojekt «Byzantinisches Recht»), прямым предшественником и фактическим spiritus rector которого В. Н. Бенешевич , таким образом, является. Представляет, поэтому, большой научный интерес сама концепция русского ученого и разработанная им программа издания корпуса источников византийского права, даже независимо от того, что в своем целостном виде проект остался неосуществленным. Ясно, что это была не вина, а беда В. Н. Бенешевича : ему не дали осуществить то, что им было в деталях продумано, в значительной мере подготовлено и частично даже проведено в жизнь. Считается, что впервые подобная идея была высказана В. Н. Бенешевичем в 1919 г., когда Отделению исторических наук и филологии Российской академии наук им была предложена записка «Об издании Corpus juris canonici ecclesiae Graecae» (об этом – ниже). Кажется, однако, что сам замысел в общем виде зародился у В. Н. Бенешевича гораздо раньше, чуть ли не с самого начала его подвижнической археографической деятельности – иначе зачем же ему было производить уже тогда фактически сплошное обследование и фотографирование рукописного материала («объездил библиотеки Франции, Германии, Италии, Турции, Греции, М. Азии и Египта; обследовал все греческие рукописи юридического содержания не только виденных мною, но и всех остальных библиотек; описание рукописей сопровождалось фотографированием всего достойного в них внимания») 2 . Обнаружен план работы В. Н. Бенешевича в 1912 г., предусматривающий создание «Очерков по истории источников права восточной церкви» и, очевидно, издание текста следующих памятников: 1) Иоанн Схоластик и предшествующий ему сборник; 2) Арефа Кесарийский ; 3) Никон Черногорец; 4) Грузинский перевод номоканона 14 титулов; 5) Прохирон 1379 г.; 6) Прохирон Макария Анкирского 1405 г. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Каноника – наука, изучающая нормы древне-церковного права или это, – т. называемое «каноническое право»; содержанием этой науки и служит именно прав. древней церкви. При введении этой науки в число преподаваемых в наших духовных академиях предметов она была названа «каноническим правом», потом название это было заменено назв. «церковное законоведение», а впоследствии она была названа «церковным правом», которое делится на: внутреннее и внешнее, – первое заключает в себе предварительные понятия ц. права, второе касается изъяснения отношений церкви и государства и имущественных средств. Ц. право тесно связано с богословием и, относясь к отделу практического богословия, не остается в стороне и от теоретического богословия, т. к. оно (т. е. ц. право) тоже говорит о происхождении, развитии, задачах, средствах и организации церкви, только точка зрения ея на эти вопросы несколько разнится от точки зрения догматики, именно, догматика выясняет внутреннюю сторону церкви, а ц. право – внешнюю – ее устройство, отношение к другим общественным союзам, дисциплину. Церковное право обнимает собою не только нормы, которые определяют внутреннюю жизнь церкви, но охватывает собою и государственные права, определяющие ее внешнее положение. Обработка церковного права на Востоке начинается с XII века с толкований Аристина, Зонары и Вальсамона на церковные правила и государственные постановления. Завоевание Византии турками ставит преграды к дальнейшей обработке. На Западе обработка ц. права не отстает от работ Востока. Ближайшими работами ц. права – были его толкования – глоссы, причем для удобства обработки и изучения право было подведено под рубрики: personae, res, actiones. В XII в. появляется труд монаха Грациана под названием «Concordia discordantium canonum», являющийся одним из известнейших по церковному праву, потом Григорий IX издал сборник декретов папских, изв. как «Corpus juris canonici». Несмотря на то, что западные цер. юристы более всего посвящали труда разработке ц. права своих вероисповеданий (катол. и протестант.), их труды немаловажны и для православной церкви. В России ознакомление с ц. правом. в высших дух.-учеб. заведениях началось с XVIII в. во второй его половине, начавшись с изучением ц. правил по Кормчей книге. В 1835 г. ц. право было введено в университетское преподавание, слушателями его были студенты-православные, а в 1863 г. было зачислено предметом в группе юридического факультета. Из трудов у нас по ц. праву известны: «Записки по церковному законоведению» – М. Скворцова 1848 г.; «Курс церковного законоведения» – Иоанна – еписк. смоленского; проф. спб. дух. академии. Лекции по церковному праву Η. К. Соколова, проф. моск. унив. в 1874–1875 г.; «Краткий курс церковнего права» – Ο. П. Альбова – в 1882 г.; «Очерки православного церковного права» – Μ. А. Остроумова – в 1893 г.; «Краткий очерк ц. права» – проф. Μ. Е. Красножена; «Курсы церковнего права» – проф. А. С. Павлова , Суворова, Бердникова, Горчакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРАЦИАН Посвятительный лист Декрета Грациана. Венеция, 1477 (Университетская и научная б-ка Эрфурта/Готы. Decretum Gratiani aun glossa Bartholomaei Brixiensis. Mon. typ. 1477) Посвятительный лист Декрета Грациана. Венеция, 1477 (Университетская и научная б-ка Эрфурта/Готы. Decretum Gratiani aun glossa Bartholomaei Brixiensis. Mon. typ. 1477) [лат. Gratianus], создатель первого общего свода канонического права католич. Церкви - т. н. Декрета Грациана. О жизни и деятельности Г. сохранилось мало сведений. Предание, бытовавшее с сер. XII в. в болонской школе права, приписывает создание Декрета «магистру Грациану». Точное имя его неизвестно (по нек-рым версиям - Иоанн или Франциск Г.). Согласно традиции, Г. был монахом ордена камальдулов из мон-ря святых Феликса и Набора в Болонье, где он преподавал церковное право и пользовался большой популярностью. Основополагающее значение Декрета для развития канонического права обусловило закрепление за Г. в кон. XII в. титула «pater scientiae iuris canonici» (отец науки канонического права). В историографии Нового и новейшего времени неоднократно предпринимались попытки идентифицировать Г. с тем или иным лицом, биография к-рого известна, однако ни одна из версий не получила достаточного подтверждения. Декрет Грациана (Decretum Gratiani, Decretum) - важнейший средневек. памятник зап. канонического права. Время его создания определяется исследователями неоднозначно: вероятно, составлен в 1-й пол. XII в. с добавлениями во 2-й пол. XII-XIII в. Не прояснен вопрос о первоначальном названии: в списках встречаются заголовки «Concordia (или Concordantia) discordantium canonum», «Nova collectio», «Corpus iuris canonici», «Decreta», однако наибольшее распространение получило название «Decretum», данное канонистами по образцу Декрета Иво , еп. Шартрского, и ставшее общепринятым уже к кон. XII в. Декрет Грациана не был офиц. законодательным сводом католич. Церкви, действенную силу имели лишь входившие в его состав отдельные каноны и др. церковно-правовые акты, но не сборник в целом. Фактическое признание Папского престола он получил в 70-80-х гг. XII в., что выразилось в ссылках на Декрет Грациана в папских декреталиях. До XVI в. являлся основным сборником церковных законов, в 1582 г. был отредактирован и стал главной частью официально утвержденного Римским папой Григорием XIII собрания законов католич. Церкви «Corpus juris canonici» , действовавшего до принятия в 1917 г. Кодекса канонического права (см. ст. «Codex juris canonici» ).

http://pravenc.ru/text/166407.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ XIII Григорий XIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий XIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (1.01.1502, Болонья - 10.04.1585, Рим; до избрания папой - Уго Бонкомпаньи), папа Римский (с 13 мая 1572). Род. в богатой купеческой семье, учился в Болонском ун-те, где в 1530 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права (in utroque jure). В 1531-1539 гг. преподавал в ун-те. В 1538 г. папа Римский Павел III привлек Уго Бонкомпаньи как юриста к работе в Римской курии. В 1546 г. в должности абревиатора Бонкомпаньи участвовал в работе Тридентского Собора (также в 1561-1563). При папе Римском Павле IV в янв. 1556 г. стал членом папской комиссии, работавшей над подготовкой реформ в католич. Церкви. В должности папского датария был помощником кард. Карло Караффы, племянника Павла IV, сопровождал кардинала во Францию, куда тот был послан в качестве папского легата, и ко двору испан. кор. Филиппа II в Брюсселе. В 1558 г. Бонкомпаньи рукоположен во пресвитера, 20 июля того же года наречен епископом г. Виесте. Папа Римский Пий IV назначил Бонкомпаньи префектом верховного папского трибунала Signatura apostolica , а 12 марта 1565 г. возвел в кардинала-пресвитера рим. ц. Сикста (получен 15 мая 1565). Осенью 1565 г. был послан легатом в Испанию для разбирательства по делу архиеп. Толедского Бартоломе Каррансы. После смерти Пия IV Бонкомпаньи, не присутствовавший на конклаве, рассматривался как один из возможных претендентов на Папский престол, однако в янв. 1566 г. папой был избран еп. Непи Антонио (Микеле) Гислиери (см. Пий V ), при к-ром Бонкомпаньи вошел в состав созданной новым папой комиссии рим. корректоров (Correctores Romani) для упорядочения сводов канонического права и подготовки офиц. издания «Corpus juris canonici». После смерти Пия V кард. Уго Бонкомпаньи при поддержке кард. Антуана Гранвелы, в то время вице-кор. Неаполитанского и приближенного испан. кор. Филиппа II, был избран папой и взошел на Римский престол. Сторонник и проводник Контрреформации , Г. подготовил ряд преобразований в духе Тридентского Собора. В отличие от строгого аскетизма папы Пия V правление Г., вероятно, в силу юридического образования, по мнению современников, характеризовалось как более светское.

http://pravenc.ru/text/166771.html

Каноническое право Каноническое право . Под этим термином разумеется совокупность церковно-правовых норм, которые содержатся в правилах древней вселенской церкви: – правилах апостольских, вселенских и поместных соборов и св. отец. Каноническое право, по характеру норм в нем содержащихся, отличается прежде всего от норм государственного законодательства – jus civile, так как его нормы установлены властию церковною. Потом каноническое право имеет свои отличительные признаки и по сравнению с правом церковным. Каноническое право по объему своих источников уже церковного права, которое обнимает собою ее только правила древней вселенской церкви, но и нормы позднейшего происхождения до норм действующего права включительно. Понятие о каноническом праве, принятое в западной церкви, значительно разнится от изложенного выше понимания нашей православной церкви. В западной церкви под каноническим правом разумеются нормы, содержащиеся в средневековом сборнике церковного права – Corpus juris canonici. А в этом сборнике содержатся не одни правила древней вселенской церкви, но и папские декреты, отрывки из римского права, законы франкских королей, изречения отцов церкви, выдержки из исторических сочинений, вообще материал очень разнообразный по своему достоинству. Правила древней церкви в Corpus juris canonici стушевываются пред папскими постановлениями и другими нормами средневекового происхождения. Церковные порядки, рекомендуемые в этом сборнике, уже значительно отступают от норм, содержащихся в правилах древней вселенской церкви. Кроме этого, нормы, содержащиеся в католическом Corpus juris, canonici касаются не одних церковных отношении, как правила древней церкви, но и отношений гражданских, в виду широкого участия церковной власти на Западе в делах гражданского общежития. Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911./Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Поскольку этот документ, которому В. Н. Бенешевич всегда придавал особое значение, до сих пор остается неопубликованным 9 , приводим его текст полностью (Архив РАН, СПб., филиал, ф. 1, он. 1а, д. 167, приложение 1): Об издании Corpus juris canonici ecclesiae Graecae Западноевропейские ученые с XVI века сделали ряд настойчивых попыток – и для своего времени успешных – собрать памятники византийского церковного права и опубликовать то, что попадало им в руки. Современная наука, пользуясь накопленными богатствами, принуждена испытывать крайние неудобства от того, что 1) за немногими исключениями, труды предшественников не удовлетворяют иной раз даже самым скромным пожеланиям, обеспечивающим надежность текста памятников, 2) самые памятники разбросаны по разным изданиям, иногда притом представляющим библиографическую редкость. Но если даже примириться с этими неудобствами, то совершенно невыносимо вызываемое теперь изучением рукописных богатств, хранящихся в многочисленных библиотеках западных и восточных, и успехами византинологии сознание самой действительной, самой неприкосновенной бедности изданного материала. Достаточно указать, что до сих пор нет надлежащего издания даже основных для истории византийского церковного права сборников в 14 тит. и в 50 тит., благодаря чему нет и не может быть критического издания текста канонов, имеющего не только научное, но и ближайшее практическое значение. И вся живая и интенсивная работа Византии в области церковного права оставляется в пренебрежении без надлежащего признания и оценки главным образом потому, что многие результаты ее хранятся еще под спудом, а некоторые только в самое последнее время хотя бы упомянуты в описаниях рукописей. Давно пора современной науке приступить к созданию Corpus juris canonici ecclesiae Graecae в виде, соответствующем ее потребностям. Но для успешности этого дела следует заранее отрешиться от героической самонадеянности, понятной, простительной и даже трогательной в устах ученых XV1-XVII веков; следует проявить железную настойчивость в осуществлении основной идеи организованными усилиями ряда компетентных лиц в течение жизни не одного поколения, подобно тому, как ведутся предприятия вроде Acta Sanctorum или Corp. script, eccl. graecor. Венск. Академии и Corp. script. eccl. graecor. Берлинской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Жалоба клирика против своего или чужого епископа рассматривается в первой инстанции, по правилу, митрополичьим судом, т.е. митрополичьим или областным собором 851 . Жалоба же клирика или епископа против митрополита разбирается в первой инстанции судом екзарха великой области, иными словами – патриаршим собором 852 . С этими последними жалобами правило допускает обращаться к суду константинопольского патриарха. Побуждения и цель этого определения верно обрисованы архимандритом Иоанном в его толковании на это правило: «Это было особенное преимущество цареградского патриарха, которому и церковными и гражданскими узаконениями предоставлено было решать посредствующим судом недоуменные дела по всему востоку, подобно римскому на западе. Но правило собора, с одной стороны, предоставляя тяжущимся обращаться к цареградскому патриарху, только по желанию их, а не по обязанности, не допускает таким образом никакого преобладания власти в лице этого патриарха; с другой, нарочитым возвышением его прав на востоке, уже устраняет вмешательство всякой чуждой власти в дела востока. И это, по-видимому, было особенною целью соборного постановления, против усильных притязаний римского престола» 853 . Дополнительные толкования этого правила мы приведем ниже в толкованиях 17 и 28 правил этого собора, с которыми оно находится в тесной связи; правила эти достойны внимания, как по своему важному содержанию, так и потому, что были предметом всевозможных перетолкований особенно со стороны римских канонистов. Правило 9-е халкидонского собора принимается и римской церковью, причем помещается в ее Corpus juris canonici как 46-е правило, IX Causa, I quaestio. Однако, оно решительно говорит против римской теории о верховном суде римского епископа над всею церковью. Вот почему правило это не могло быть принято римскими канонистами в свои сборники, еще же меньше самими римскими епископами, папами, в том виде, в каком оно составлено было собором. Необходимо было обработать его на свой образец для западных канонических сборников и снабдить таким толкованием, которое показывало бы, что оно никоим образом не отрицает права верховного суда папы над всей церковью, а наоборот, оно как раз вводит этот суд и требует, чтобы к папе обращался всякий, кто имеет какую-либо жалобу против какого бы то ни было из митрополитов, и только тогда, когда папа разрешит, она может быть подана на рассмотрение и другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010