52 См. выше. 53 Против Цельса (рус. пер. кн. I–IV см.: Против Цельса. Апология христианства. Сочинение Оригена, учителя Александрийского. М., 1996). 54 Послание к Григорию Чудотворцу . 55 См. Климент . Cohortatio, I.5; Paedagog., II.4 (Педагог, рус. пер.: Климент Александрийский . Педагог . М., 1996); III.53; Strom., VI.18; Ориген . Contra Celsum, II.9; Com. Matth. II, PG 13, 832. 56 Ср. Ориген . De princ., IV.14;5; In Luc. Hom. XXIII; Contra Celsum I.44; II.2. 57 Гомилии на пророка Иезекииля . 58 См., например, Евсевий Кесарийский . Hist. Eccl., III.4.7; Святитель Афанасий Великий . De incarn., 33 (О вочеловечении Бога Слова, рус. пер.: Святитель Афанасий Великий. Творения . Т. 1. М., 1994); Epist. Festal. 39 (Праздничные послания, Там же, Т. 3); Святитель Василий Великий . Regulae morales, 26 (Нравст­венные правила, рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 2. СПб., 1911); Святитель Григорий Нисский . Contra Eunomium (Против Евномия), III.5.8. 59 Слово II (рус. пер.: Святитель Григорий Богослов . Собрание творений . Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994). 60 Беседы на Шестоднев (рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 1. СПб., 1911). 61 Против ариан (рус. пер.: Святитель Афанасий Великий. Творения . Т. 2. М., 1994). 62 Комментарий на Евангелие от Иоанна . 63 Огласительные Слова . 64 Похвальное слово Оригену . 65 Толкование на пророка Наума. 66 Толкование на книгу Иова. 67 Толкование на пророка Осию. 68 Толкование на пророка Авдия. 69 Беседы на книгу Бытия (рус. пер.: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о, архиепископа Константинопольского избранные творения. М., 1993). 70 Беседы на Псалмы. 71 Беседа на слова: Приветствуйте Прискиллу и Акилу. 72 Беседы на Евангелие от Иоанна (рус. пер.: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого… избранные творения). 73 О Лазаре. Беседы на Ис 6:1 “Видел я Господа…”. 74 Толкование на Первое послание к Коринфянам. Авторство этого толкования спорно.

http://azbyka.ru/uchenie-o-bogoduxnovenn...

Таким образом, «Сын Божий, желая для спасения рода человеческого явиться людям и обращаться между людьми, воспринял не человеческое только тело, как думают некоторые, но и душу – по природе, конечно, подобную нашим душам, по расположению же и добродетели подобную Ему Самому – такую душу, которая могла бы неуклонно исполнять все желания и распоряжения Слова и Премудрости» (De princip., 4:31). Иисус родился от Девы; Его рождение было действительным. Он принял наши слабости, наши немощи: Иисус Христос есть и остается в Воплощении истинно человеком. С другой стороны, Слово не изменилось, не потеряло ничего из того, чем Оно было ( τ οσ μνων λγος) (Contra Celsum 4:15). Отсюда следует, что во Христе две природы: Божественная и человеческая, что Он Бог и человек (In Ioh. 10:6. 24), в Нем Божественная и человеческая πστασις (In Ioh. 32:16. 192), причем каждая из природ сохраняет свою особенность, – «Во Христе иное дело природа Его Божества, потому что Он есть единородный Сын Божий, и иное дело человеческая природа, которую Он воспринял в последнее время согласно домостроительству» (De princip., 1:2. 1). Но слово Божие сделалось единым ( ν) с душою и телом Иисуса (Contra Celsum 1:66). Усиливаясь определить точнее это единение, Ориген сравнивает его с соединением железа и огня в раскаленном железе. Между обеими природами не только κοινωνα, но νωσις и νκρασις, так что тело и душа делаются причастными Божеству и обожествляются, ες θεòν μεταβεβληκεναι (Contra Celsum 3:41; De princip., 2:5. 6). Это соединение у Оригена мыслится как духовное, мистическое, и «обожение» не имеет физического характера. В целом ряде мест Ориген говорит о сверхъестественных физических свойствах тела Иисуса: если Он родился так, как повествуется в Евангелии, то Его тело должно иметь в Себе больше Божественного, чем прочие тела. В особенности это относится к телу Иисуса Христа после Его Воскресения. Когда Иисус пострадал и умер, Его душа проповедовала во аде. Потом Он телесно воскрес. После Воскресения Его тело обладало такими свойствами, в силу которых оно представляло нечто сродное между прежним чувственным составом и состоянием души, освобожденной от тела (Contra Celsum 2:62), поэтому оно было даже невидимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

60 . Origenes. Contra Celsum/Ed. M. Borret. Vol. 2.//Sources chrétiennes. Vol. 136. – Paris: Cerf, 1968. – P. 14–434. 61 . Origenes. Contra Celsum. T. 2 (lib. 3–4)//Sources chrétiennes. Vol. 136. – Paris: Cerf, 1968. – P. 14–435. 62 . Origenes. Selecta in Genesim (fragmenta ex catenis)//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 12. – Paris: Imprimerie Catholique, 1862. – Col. 91–146 [TLG. 2042. 048]. 63 . Palladius Helenopolitanus. Historia Lausiaca//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 34. – Paris: Imprimerie Catholique, 1903. – Col. 991–1278. 64 . Photius Constantinopolitanus. Bibliotheca//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 103. – Paris: Imprimerie Catholique, 1900. – Col. 42–1588. 65 . Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica/Ed. W. Bright. – 2nd edn. Oxford: Clarendon Press, 1893. – P. 1–330. [TLG. 2057. 001]. 66 . Sozomen. Historia Ecclesiastica//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 67. – Paris: Imprimerie Catholique, 1864. – Col. 843–1630. 67 . Symeon Theologus novus. Catecheses/Éd. B. Krivochéine. T. 2.//Sources chrétiennes. Vol. 104. – Paris: Cerf, 1964. – P. 12–393. 68 . Theodoretus Cyrrhensis. Historia Ecclesiastica//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 82. – Paris: Imprimerie Catholique, 1864. – Col. 879–1280. 69 . Theodoretus Cyrrhensis. Interpretatio epistolae ad Hebraeois//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 82. – Paris: Imprimerie Catholique, 1864. – Col. 674–786. 70 . Theodoras Studita. Testamentum S. Theodori//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 99. – Paris: Imprimerie Catholique, 1860. – Col. 1813–1824. 71 . Theoleptus Philadelphiensium. De abscondita operatione in Christo et profectu in vita monastica//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 143. – Paris: Imprimerie Catholique, 1865. – Col. 381–400. 72 . Timotheus Contantinopolitanus. De Receptione Haereticorum//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 86a. – Paris: Imprimerie Catholique, 1865. – Col. 11–71. Переводы творений преп. Марка

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

61 CIL, VIII, 7150, 7155, 8423, 8499.0 еврейских колониях см.: Monceaux P. Les Colonies juives en Afrique romaine//Revue des études juives, 1902, p. 1. 62 Delattre A. Gamart. Lyon, 1895; Leyraud A. F. Les Catacombes africaines: Sousse-Hadrumète. Alger, 1922. Весной 1971 г. M. Сомань уверял меня, что видел христианские знаки в катакомбах в момент их открытия. П. Феррон, более сдержанный в своих оценках, склоняется к противоположному мнению: Ferron P. J. Epigraphie juive//Cahiers de Byrsa, VI, 1956, pp. 99–102. 64 Сохранились многочисленные надписи на этом языке. См.: Bardy G. La Question des langues dans l " Église ancienne. Paris, 1948, p. 53. 66 Его перевод опубликован в: Geste du sang. Paris, 1953. Анализ содержится в работе Monceaux P. Histoire littéraire… I, pp. 61–70. 70 Ad Scapulam, 5. Противоположного мнения придерживался Цельс. См.: Origéne. Contra Celsum, VIII, 69. 73 О значении Александрии и Египта для Римской империи см.: Charlesworth M. P. Les Routes et le Trafic…, pp. 31–50. 77 После 100 года среди еретиков был в обращении апокриф Иоанна, «Евангелие египтян», известное также и святому Иринею. См.: Bardy G. Pour l " histoire de l " école d " Alexandrie//Vivre et Penser, 1942, n. 2, p. 84. 81 Опубликованы Робертсом: Roberts С. H. Unpublicated. Fragments of the 4 Gospel. Manchester, 1935. См. также: Schubart W. Alexandria//Rae, I, 282. 86 Это утверждение у Евсевия встречается дважды (Hist, eccl., V, 10, 2, 3). Харнак полагает, что речь идет о Южной Аравии, но не объясняет, почему (Harnack. Mission, p. 698). 90 Последнее по времени исследование с полной библиографией см.: Kirsten Е. Edessa//RAC, IV, pp. 552–597. 94 Ibid. III, 1; Socrate. Hist, eccl., 1, 19; IV, 18 Jérôme. Deapost. vita, 5; Rufin. Hist, eccl., 1, 16; III, 5; Ephrem. Expl. ev. Concordia. 96 Act. Thomae, 159. См. также современное исследование: Klijn A F. J. Edessa, die Stadt des Apostels Thomas: Das älteste Christentum in Syrien. Neukirchen, 1965. S. 10–14. 97 Ambroise. In Ps., 45; PL 14, 1143;Jérôme. Ep. 59, 5 PL 22, 589; Grégoire deNaz. Or., 33 PG 36, 228.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

1957; Timothy H. The early Christian Apologists and Greek Philosophy. Assen, 1973. Об александрийской школе вообще: Bousset W. Jiidisch-christlicher Schulbetrieb in Alexandria und Rom. Gottingen, 1915; Bardy G. Aux origines de l " ecole d " Alexandrie. — «Recher-ches de sciences religieuses», 27 (1937), p. 65—90. 60 О том, какое значение это имело для будущей средневековой идеологии, см. наст, изд., с. 7—9, 18—19. О «филосо–физации христианства» см. Нагпаск А. Lehrbuch der Dogmen-geschichte, 4 Auf. Berlin, 1909—1910, Bd 1, S. 600—601. 61 Cp. Philo. De congressu eruditionis gratia. Климент использует даже те же библейские примеры (Агарь и Сарра) (Str. II 4). 62 В этом контексте Климент говорит о философии в узком, более близком нам смысле, а не как раньше, " при отождествлении ее с христианством. 63 Вся VIIГ книга «Стромат» посвящена вопросам теории познания и логики. Читая ее, можно видеть влияние на Климента и логики Аристотеля, и логики и гносеологии стоиков. Об этом см. Daskadalis М. Die eklecktischen Anschaungen des Clemens von Alexandria. Leipzig, 1908. 64 Сам термин «ортодоксы» в значении консервативных поборников чистой веры без рефлексии употребляется впервые именно Климентом. 65 Напр., Str. V 13—14. Protr. 44. По Клименту, каждый народ, пока он не испорчен демонами, — монотеист (Str. I 68). 66 Примеры экзегетики Климента: Str. II 74—76. 67 Согласно Фотию (Bibliotheca 109), Климент шел еще дальше и разделял учение платоников о переселении душ. 68 Ср. восходящий к Аристотелю схоластический принцип «а prioribus et notioribus». 69 См., напр., Str. II 4; 75. 70 Изложение этого учения можно найти у Толлинтона (см. прим. 2 к настоящей главе). 71 Ориген Александрийский родился в Египте в христианской семье в Й5 г. Учился вместе с Плотином у Аммония Саккаса, а затем в катехитической школе Климента. Преподавал в философских школах Палестины и Кесарии. В Кесарии был посвящен в епископы. Упражняясь в аскезе, оскопил сам себя. В конце жизни подвергался гонению со стороны римских властей. При Деции был арестован. Ум. в 254 г. Труды в PG, t. И—47. О Ет. Бцлотов В. Учение Оригена о св. Троице. СПб., 1879; Faye Е. de. Origene, t. 1—3. Paris, 1923—1928; Koch H. Pronoia und Paideusis. Leipzig, 1932; Danielou J. Origene. Paris, 1948; Crouzel H. Origene et la philosophie. Paris, 1962; Chadwick H. Early Christian Thought and the Classical Tradition. Oxford, 1966. Ориген был автором громадного количества (ючинений, среди которых особое место занимают: «О началах» (De principiis), «Против Цельса» (Contra Celsum) и многочисленные гомилии. Гомилия (греч. homilia, латинский эквивалент — sermo) — одна из литературных форм проповеди, читавшейся по поводу какого-либо события или для разъяснения каких-нибудь мест в Библии, Гомилия чаще всего имела назидательный характер. Христианская гомилетика выросла как жанр из античной «диатрибы» (см. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. М., 1973, с. 103—105, 152). 72

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

418 Кое-где в Мк. 2, 14 даже прямо читается κωβον [Иаков] (см. Westcott В. F., Hort F J. A. The New Testament in the Original Greek. 40;ol. 2. London, 2 1896. P. 23–24, ad loc.), которое у Westcott-Hort отмечено на поле. [Такое чтение («Иаков» вместо «Левий») находим, в частности, в кодексах Безы и Коридети. Тем не менее Редакционный комитет не сомневается в том, что данный вариант возник под влиянием Мк. 3, 18 : см. Textual Commentary on the NT. P. 66. -Ред.] 419 Также Credner К. A. Einleitung in das Neue Testament. Bd. 1. Halle, 1836. § 35. S. 57; Westcott B. F. Introduction to the Study of the Gospels. London, 1858. P. 230; и др. 422 В синодальном переводе «воздали славу Богу» – один из примеров, когда Глубоковский «поправляет» перевод. В греческом оригинале употреблено слово δικαωσαν, которое действительно ближе по значению к «оправдали». Авторитетный словарь BDAG комментирует значение глагола в данном стихе таким образом: «убедившись в праведности Бога и тем осознав, что сами пребывают в неправде, переменились» (Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature/Ed. F. W. Danker. Chicago, 3 2000. s.v. δικαιω). 423 Варнава (Barnabae epistula, 5, PG 2, 736: πρ π σαν μαρταν νομωτρσυς [беззаконные превыше всякого греха]) и Цельс у Оригена (Contra Celsum II, 46, PG 11, 868: τος ξωλεσττους μνους ε λε [привлек только наипорочнейших]) слишком резко характеризуют мытарей и самого Матфея. 424 С именем евангелиста Матфея связывается несколько вопросов, но мы даем наиболее вероятное решение. В рассказе Луки читается: κα θεσατο ( ησος) τελνην νματι Λευεν [и увидел (Иисус) мытаря, именем Левия] ( Лк. 5, 27 ). Это показывает, что nomen proprium [имя собственное] от рождения (ср. Мф. 1, 21 : τξεται δ υν κα καλσεις τ νομα ατο ησον [родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус]) было Левий, Λευες ( Λεβς), λευε, λευ, (от ) – преданный, привязанный, прилепившийся к Богу (ср. Быт. 29,34 : «и зачала Лия еще, и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится, , ко мне муж мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

I. Источники – все труды апологетов II – III веков; особенно Иустин Мученик : Apologia I и II; Тертуллиан : Apologeticus; Минуций Феликс : Octavius; Ориген : Contra Celsum (κατ Κλσου) libr. VIII. Аристид: Philosophi Atheniensis, Sermones duo, Venetiis 1878 (с армянского перевода). Полные издания апологетов: Apologg. Christ. Opp. ed. Prud. Maranus, Par. 1742; Corpus Apologetarum Christianorum saeculi secundi, ed. Th. Otto, Jenae 1847 sqq. ed. III. 1876 sqq. Новое издание: О. ν. Gebhardt, Ε. Schwartz, начало выходить в 1888. II. Fabricius: Delectus argumentorum et Syllabus scriptorum, qui veritatem rel. Christ, asseruerunt. Hamb. 1725. Tzschirner: Geschichte der Apologetik. Lpz. 1805 (незаконченное). G. H. van Sanden: Gesch. der Apol., перевод с голландского на немецкий Quack and Binder. Stuttg. 1846. 2 vols. Semisch: Justin der Märt. Bresl. 1840. II. 56–225. W. В. Colton: The Evidences of Christianity as exhibited in the writings of its Apologists down to Augustine (Hulsean Prize Essay, 1862), republ. Boston 1854. Karl Werner (католик): Geschichte der apologetischen und polemischen Literatur der christl. Theologie. Schaffhausen 1861- " 65. 5 vols, (к нашей теме относится т. I). James Donaldson: A Critical History of Christian Literature and Doctrine from the Death of the Apostles to the Nicene Council. London 1864–66. 3 vols. Adolf Harnack: Die Ueberlieferung der Griechischen Apologeten des zweiten Jahrhunderts in der alten Kirche und im Mittelalter. Band I. Heft 1 and 2. Leipz. 1882. Перечисленные в предыдущем параграфе нападки и обвинения привели к возникновению во II веке христианской апологетической литературы, письменных оправданий христианства, направленных против иудейского зилота, греческого философа и римского государственного деятеля. Христиане действительно с самого начала были «всегда готовы всякому, требующему отчета в уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Но когда язычество стало бороться с ними не только огнем и мечом, но и аргументами и хулой, им пришлось добавить к своему простому практическому свидетельству теоретическую защиту. Христианская апология против неверующих оппонентов и возражения в адрес заблуждающихся христиан представляют собой две древнейшие ветви богословской науки.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

III 13, 4 IV 74, 4 Similitudines pastoris ( Притчи Пастыря), IX 16, 6; 5–7 VI 46, 5; II 43,5 — 44,3 Mandates 4, 2, 2; 3 II 55, 6 II 55, 5 Hippolytus (Ипполит Римский, конец 2 века) Refutatio omnium haeresium ( Опровержение всех epeceй) VI 34 II 114, 5 Irenaeus (Ириней епископ Лионский, христианский апологет, конец 2 века) Adversus Haereses ( Против ересей)  III 29, 1 VI 140, 3 III 5, 3 Isidorus Gnosticus (Исидор, гностик, ученик Василида) См. Basilidus Iulius Cass. (Юлий Кассиан, раннехристианский писатель) I 101; III 91, 1 sq.; 94, 1 sq. Josephus (Иосиф, историк, 38 — после 100 г. н.э.) Antiquitates Judaicae ( Иудейские дpebhocmu) IV 8, 48 VI 132, 2–3 Kerygma Petri (Проповеди Петра апостола) I 182, 3; II 68, 2; VI 39,2–41,6; 43, 3; 48, 1–3; 6–7; 58, 1; 128, 1–3 Marcion (Маркион, гностик 2 века) III 12,1 sq.; V 4, 2–4 Origenes (Ориген, христианский философ, ум. ок. 245 г.) De principiis ( О haчaлax) I 2, 10 Contra Celsum ( Против Цeльca) V 20; VI 68 V 43, 47, 8 IV 172, 3 Pra/ceij Pau/lou (Деяния апостола Павла) VI 43, 1–3 Philo (Филон Александрийский, философ и теолог, ок. 35 г. н.э.) См.: Annewies van den Hoek, Clement of Alexandria and His Use of Philo in the Stromateis (Leiden: Brill, 1988) De Agricultura ( О земледелии) V 53, 2–4 De Cherubim ( О херувимах) 4–7 (cf. De Abrahamo, 82; De mutatione nominum, 66) V 8, 5–7; VI 138, 2 De Confusione Linguarum ( О смешении языков) 137 (?) De congressu eruditionis gratia ( О соитии ради образования) 20, 43–47; 34–37 I 31, 1–2 83–106 II 46,2 — 52,4 77–78; 79–80; 35–37; 124–125; 153–154; 158; 177 I 29, 10; 30, 1–2; 31, 3–4; 31, 6; 32, 1; 32, 2 De decalogo ( О десяти заповедях) 33–35 (?) VI 33, 2–5 De migratione Abrahami ( О переселении Авраама) II 71, 3 47–48 (?) VI 34, 1–3 VI 132, 3 127.131 V 94, 6 — 95,1; II 100,4 De opifitio mundi ( О сотворении мира) 25.26.29.36.38.55 V 93, 4 — 94, 2 V 94, 2–6 De Posteritate Caini ( Об изгнании Каина) II 5,3 — 6,4 V, 71, 5; 78, 3 V 73, 1–2 II 46,2 — 52,4 De Somniis ( О сновидениях) I 63, 64–66 (?) 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

296 Grant R. M. The Uses of History... P. 170–171. О взглядах гностиков на историю см.: Сидоров А. И. Гностическая философия истории (каиниты, сефиане и архонтики у Епифания)//Палестинский сборник. Вып. 29. 1987. С. 41–56. 297 Cm.: Tertul. De praes. haer. 7. Основа этой идеи – представление о неизменности Логоса и постоянстве его исторических явлений. См.: Ер. ad Diog. 11. 298 См.: Tertul. De praes. haer. 20; De exhor. cast. 7. С точки зрения Киприана Карфагенского , Церковь не есть сумма локальных церквей в той же степени, в какой Троица не есть простая сумма трех ее лиц; любая отдельная церковь является одновременно всей Церковью , а любой епископ воплощает достоинства епископата как такового. В его экклесиологической теории из одного происходят многие, которые суть одно по общей природе и по тождественности между собой (Halliburton R. J. Some Reflections on St. Cyprian’s Doctrine of the Church//Studia Patristica. Vol. 9. Part 2. Berlin, 1972. P. 192–198). 300 Континуитет епископов: Iren. Adv. haer. III. 2. 2; 3. 1–4; IV. 25. 2; 33.8; V. 33. 3–4; cp. frags. 29; Tertul. De praes. haer. 20–21, 32, 36–37. Континуитет чудотворения, пророческого духа, способности исцеления: II Apol. 6; Orig. Contra Celsum. I. 2, 46, 67; II. 8, 48 (в рамках идеи прогресса). Интеллектуальный континуитет (аллегоризма): Orig. Contra Celsum. IV. 49. Континуитет мученичеств: Iren. Adv. haer. IV. 33. 9. Еретические преемства: Just. I Apol. 26; Dial. c. Tryph. 35; Eus. IV. 22. 1–5 (Егезипп); Iren. Adv. haer. I. 23. 2; 27. 1–2, 4; 28. 1; III. Proom.; 4. 3; Tertul. De praes. haer. 33. Континуитет стремления к разномыслию: Orig Contra Celsum. III. 10–11. Континуитет божественной педагогии: Orig. Contra Celsum. IV. 3; 7 (и праведников). Континуитет популярности христианства: Orig. Contra Celsum. III. 10. См. также континуитет неверия иудеев: Orig. Contra Celsum. II. 74–75. О теме преемств в раннехристианской литературе см., в частности: Hallstrom G. Charismatic Succession A Study on Origen’s Concept of Prophecy. Helsinki, 1985; Milburn R. L P Op. Cit. P. 135–137.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II.4;19;20; Ориген, De princ., VI.2;5;6). И после Своего вознесения на небеса Христос говорил в Своих Апостолах (De princ., I.1). Все Священные Писания — это своего рода жилище обитающего в них Слова Божия (Epist. ad Greg. Thaumat., 3) 54 . Однако освящающий и обоживающий характер Божественного Откровения усваивается людьми только с помощью Святого Духа (De princ., I.3.1). Поэтому Ориген говорит, что “Святые Книги написаны Божественным Духом” (Contra Celsum, V.60; ср. De princ., I.8), “вдохновлены Святым Духом” (De princ., I.3) и суть “слова Святого Духа” ( lTgia PneЪmamoj, De princ., IV.25; In Numer. Hom. XXVI.3). Взаимное соотношение Трех Божественных Ипостасей в акте богодухновения Ориген прекрасно выразил следующим образом: “Священные книги не суть человеческие писания, но вдохновлены Святым Духом ( ™x ™pipno…aj тоа pneЪmamoj), по воле Отца всяческих ( boul»mati тоа pamrXj топ Ylwn), через Иисуса Христа ( di¦ ‘Ihsoa Crismoa) написаны и переданы нам” (De princ., IV.9). Для передачи Божественного Откровения нужны были также особые, святые люди, ибо только на них распространяется действие Святого Духа (De princ., I.3.5). Александрийцы полагают, что святые писатели, пророки, от полноты Христовой имели особый дар ( пророчества (Com. in Joan., VI.3.15). Они всегда были движимы Божественным Духом (Contra Celsum, VII.51), или исполнены Святого Духа (De princ., I.1; In Luc. Hom. I). Хотя у александрийцев, особенно у Климента, нередко можно встретить сравнение святых писателей с музыкальными инструментами или орудиями 55 , тем не менее, они решительно отвергают эллинистическое и монтанистическое представление о бессознательном и экстатическом характере пророчества (см. Contra Celsum, VII.3–4). По мнению александрийцев, природа акта богодухновенности сводится к следующим моментам. Прежде всего, Святой Дух сообщал святым писателям необходимые идеи, научал и “просве­щал” их ( fwt…zwn, Климент, Strom., II.15) 56 . Святые писатели исполнялись премудрости (In Jerem. Hom., 21.2), озарялись ( ™l­lam­pTmenoi) Божественным Духом настолько, насколько это было для них полезно (Contra Celsum, VII.4).

http://pravmir.ru/uchenie-o-bogoduhnoven...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010