Подобные практические выводы и требования находятся также у св. Григория Назианзина (от.16 ed. Colon. 1690, р.255 sq.). Если Златоуст сопоставляет с рабством наступившее, вследствие греха, подчинение жены мужу (IV, 290:659) и, как третью форму рабства, основанную Нимродом, тиранию (IV, 292, ср.661), то, прежде всего отсюда ясно, как мало он рабство ставит на одну пинию с учрежденным до греха браком, и не с государством вообще, а только с наличным государством, абсолютной монархией. При этом остается еще обратить внимание на тот факт, что великие проповедники и экзегеты антиохийские, в противоположность радикальным стремлениям, которые часто проявлялись в монашестве, указывали на не ниспровергнутое христианством продолжение рабства. Именно Феодор Мопсуестский (ad. Swete, II, 264) прямо указывает на то, что ап. Павел не повелевает Филимону отпустить своего раба, как этого настоятельно требовали некоторые в его время. 10 Такое толкование 1Кор. 7:21 , по-видимому, впервые Златоустом противопоставленное обычному толкованию, которое ему также известно, имеет против себя не только самое выражение, по прежде всего и контекст речи. Ср. в общем Hofmann, N.T. II 2 2/49 ff. 11 О героических подвигах отдельных лиц можно читать у Clem 1Cor.55 . То, что говорится в этом отношении в Hem.mand. VIII, 10; sim. I, 8, нельзя относить к действию общины. Тем определеннее высказывается за это Ign.ad. Polyc. 4, 3 cf. Smyrn.6. Все вообще требование христианских рабов на выкуп со стороны церкви, против чего выступает Игнатий, было бы совершенно непонятно, если бы в некоторых отдельных, особенно тяжелых случаях не совершалось чего-нибудь подобного. Римская церковь при епископе Дионисии (259–268) отправляла в Каппадокию посыльных с денежными средствами, чтобы выкупить многочисленных христиан, попавших там в военный плен (Basil. epist. 70 ed. Garnier, III,164). Разумеются, вероятно, разбойничьи набеги готов в Малой Азии около 265 года (ср. Schiller, Römische Kaiserzeit, II, 836), на которые указывает также и каноническое послание Григория Чудотворца (Reliquiae jur. eccl. graece ed Lagarde, p.62:11). К тому же веку относится сирийская дидаскалия (ed. Lagarde, p. 6, 19 – const, ар. IV,9). Ср. также d’Allard, Les esclaves chrétiens, 2 edit. pp.321–352, один из лучших отделов этой книги. Замечательно, впрочем, что апологет Аристид среди добродетелей которыми иудеи отличаются от язычников, указывает на выкуп пленных (с.14, 3, Forschungen, V.392). 12 Сюда нельзя причислять и того, если церковные учители признают и случайно свидетельствуют о деморализующем влиянии рабства, что рабы по большей части никуда не годны. 13 Возможно, что ап. Павел в 1Тим.1:10 под “похитителем людй“, которого он причисляет к самым злым преступникам, разумеет не работорговца, но, как переводит это Вульгата, преследуемого государственными законами плагиария. 14 Didascalia syr. ed. Lagarde p. 74 (ср. const. apost. IV, 6); канон 5 элвирского собора от 306 года (Hefele. Conciliongeschichte, I 2 ,157).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/hristi...

Игнатия Богоносца (Ad Philad., 8), у Тертуллиана (De роеп., 9), у св. Киприана Карфагенского (De laps. 29), у Оригена (In Lev. hom., V. 12; De orat., 28), у св. Амвросия Медиоланского (De роеп., II, 19; De Spiritu Sancto, III, 137; In Psalm. CXVIII. Expos., X, 17), у св. Иоанна Златоуста (De sacr., III, 5; In Ioan, hom., LXXXVI, 4), у бл. Августина (Serm. ad Cat., 14, 15; Enchir., 65), у бл. Иеронима (Ep. XIV. 8; Contr. Pelag., II, 7), у св. Льва Великого (Ep. CVIII, 2; CLXVIII, 2). – Находим, по взгляду американских богословов, у св. отцев и учителей древней нераздельной церкви свидетельства и о практическом приложении таинства покаяния к жизни. Например, у св. Климента Римского (Ad Cor. I, 57), у св. Ерма (Pastor. Vis. III, 5; Sim. VII), у св. Иринея (С. haeres. I. XIII. 5), у Тертуллиана (De poenit., passim), у Оригена (Hom. I in Ps. XXXVI, 5 ; Hom. II in Ps. XXXVII, 6 ), у св. Киприана Карфагенского (Delapsis, passim), в Апостольских постановлениях (Const. Ар. VIII, 8–9) и в постановлениях собора Эльвирского 305 года 414 . Общим предметом (the remote matter) таинства покаяния, по взгляду американских богословов, являются грехи, устраняемые чрез указанное таинство, частным же предметом (the proximate matter) – раскаяние кающегося, которое включает: а) истинное сокрушение о грехах, характеризуемое термином contrition; б) исповедание (confession) грехов пред священником, сопровождающееся отпущением их и в) удовлетворение (satisfaction) или выполнение таких покаянных актов, какие налагает священник, и совершение таких действий, которые свидетельствуют об исправлении кающегося. От совершенного покаяния, характеризуемого термином contrition, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, следует отличать покаяние несовершенное, характеризуемое термином attrition, которое представляет из себя сокрушение о грехах, проистекающее из низших мотивов, напр., боязни адских мучений и проч. В содержание исповедания (confession) грехов должны входить все смертные грехи, в которых верующий ранее не исповедовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

1168 См. кн. Curopalatae, De officialibus etc., упомянутую в 1 прим. 82 § этой книги, и 5 прим, на 158 стр. в Zhishman, Die Synoden. 1179 В том же смысле и с тем же значением, как и на Вселенских соборах. См. мои «Правила с тумач.». II, 49–53. 1182 Об этом мы будем говорить в 87 §. О патриарших синодах древнего времени см. подробно и полно в Zhishman, Die Synoden, под заглавием: «Die Patriarchal oder Nationalsynode». S. 1–53. 1187 Νμος περ πισκοπν κα πισκπων – 9 ουλου 1852. Τμμα δ′. ρθρ. ιε′ ( Χριστοπολου Συλλογ. σελ. 12). 1191 Это право основано на привилегии 20 авг. 1691 г., затем было подтверждено декляраторием (§ 3) и опять снова «Соборным устройством» от 14 мая 1875 г. (§ 20). 1192 В упомянутом «Соборном устройстве» сказано, что собор выбирает митрополита «по особому статуту». А так как нового «статута» об этом еще нет, то в настоящее время имели бы значение предписания декляратория. 1193 §§ 155–157 упомянутого органического устава (Archiv. 25, 270–273). До учреждения Сибинской митрополии Сабинского епископа избирали протопресвитеры в присутствии императорского комиссара, и государь утверждал избранного, осведомившись предварительно о мнении Карловацкого митрополита (Archiv. 42, 274). 1197 Гл. I, ст. 1–7 упом. закона (Archiv. 42, 280). Таким же образом избираются в Румынии и остальные архиереи (ст. 1 того же закона). 1198 Совершается это согласно порядку, имевшему место по отношению к некоторым митрополитам при византийских императорах (см. узаконение императора Никифора Фоки (963–969) у Cedren., II, 368. Ed. Bonn. Zonaras Annal. XII, 25. Nov. Isaacii Angeli, 1187, ар. Zacharia, Jus gr.-rom. III, 508 Аф. Синт., V, 314. Постановление Константинопольского патриаршего синода от 1317 г. в Acta Patr. Const. I, 69), и на основании исторического права которое австрийский император имеет в отношении православной церкви в Буковине (ср. императорские грамоты от 20 ноября 1822 г., 8 июня 1829 г. и 6 ноября 1834 г.). Тоже право назначения принадлежит австрийскому императору и относительно рисмко-католиков (см. § 19 австр. конкордата). У римско-католиков право назначения (Nominationsrecht) принадлежит государям во Франции, Португалии, Баварии, Испании и т. д. (Vering, Kirchenrecht. s. 563–564). О древнем времени см. P. de Marca, Da со ncordia sacerdotii et imperii, lib. VIII, С. 10, 14, 15, 16 и 19 (ed. cit., pag. 1233 sq.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1890 г., На всеподданейшем докладе Синодального обер-прокурора о таковом усердии Александрова и о благотворениях (в разных местах России) со стороны других лиц, по случаю того же чудесного события, Его Императорскому Величеству, в 27 день октября 1890 года, благоугодно было Собственноручно начертать: «Искренно благодарим всех» (Церк. Ведомости, издаваемые при Св. Синоде, 1890, стр. 431). В часовне иконостас деревянный одноярусный с дванадесятыми поверх праздниками на малых деках (выш. 6, шир. 5 вер.), увенчивается крестом с изображением Распятия и двумя предстоящими: Богоматерью и св. Иоанном Богословом. В средине яруса – древний нерукотворенный образ Спасителя (из прежней часовни), а прямо над ним красуется икона (выш. 2 ар., шир. 1 ар. 14 вер.), изящно убранная цветами, с ликами: Осии пророка и преподобномуч. Андрея, пресвитера Критского, празднуемых церковью 17 октября, и святых, имена коих носят Члены Августейшего Семейства: Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца, вмч. и победоносца Георгия, Михаила князя Тверского, преп. Ксении, вел. Княгини Ольги. К местным иконам, кроме древних образов Иисуса Христа на убрусе и святителя Николая (из старой часовни), должно отнести Явление Божией Матери преп. Сергию (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 1 ар. 10 вер.), имя которого носит Его Императорское Высочество, Московский Генерал – Губернатор, Великий Князь Сергей Александрович; еще иконы: св. Алексия, друга преп. Сергия и основателя нашей обители (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 13 вер.), – преп. Василия исповедника, епископа Парийского (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 10½ вер.) и препп. игуменов Андроника и Саввы (из старой часовни), память которых совершается в здешнем монастыре в один день – 13 июня. По стенам размещены частью старые в посеребренных ризах, а частию и новые иконы 1). Божией Матери, о которой Дух Св. Ее же устами предрек, что Ее ублажат вси роды ( Лк.1:48 ): а). список с образа Ее храмового в большом Успенском соборе, писанного, по преданию, первосвятителем московским Петром. Эта часовенная икона Успения Пресв. Богородицы, вышиною 2 ар. 5 вер., шир. 2 ар. 4 вер., пожертвована В.А. Александровым. б). Иверская (выш. 2 ар. 7 вер., шир. 1 ар. 7 вер.). По сторонам Приснодевы изображены: св. Николай Мирликийский и преподобномученница Евгения 12 . в). Знамение Богоматери (выш. 14 вер., шир. 11½ вер.). 2). Иконы св. угодников Божиих: аа). Иоанна Предтечи, мучч. Флора и Лавра, Трифона, Пантелеймона, Димитрия Солунского, Иоанна воина, Гурия, Самона и Авива, Власия, Вонифатия (на одной деке выш. 2 ар. 7 вер., шир. 1 ар. 11 вер.). бб). Св. Григория Паламы , архиепископа Солунского, великого защитника восточного православия (выш. 2 ар., шир. 1 ар. 13 ). Память его совершается во второе воскресение великого поста. вв). Собор препп. отец наших Антония и Феодосия Печерских (выш. 3 ар., шир. 2 ар. 3 вер.). гг). Икона новоявленных свв. Митрофана и Тихона, епископов Воронежских (выш. 1 ар. 7 вер., шир. 13 вер. 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Часовня, очутившаяся между домами, местных жителей, имела свой малый двор (длиною 10 ½ ар., шир. 4 ар. В правом углу и 4 ар. 12 вер. в левом), на который был проход (шириною от 1 ар. 12 вер. до 2 ¼ ар.) через калитку по правую сторону здания. Можно было на задний двор проникнуть прямо из сторожки, а в нее был ход и со двора, где обыкновенно складывались дрова, и из часовни. Промежуток (1 ар. шир.) по левую сторону, между стеной часовни и соседним строением, закрыт был с улицы досками. В 1814 г. 17 июня написано было в комиссию строений в Москве следующее, весьма трудно понимаемое прошение Спасо-Андрониевского архимандрита Феофана: «Часовню каменную, состоящую Рогожской части 1-го квартала в Ворониной улице 8 , принадлежащую Спасо-Андрониеву монастырю, сгоревшую от неприятельского пожара, да благоволит оная комиссия покрыть железом с крыльцом на улицу (покрыть, кроме шатровой крыши, деревянною к ней пристройку с навесом?), на четыре аршина, для постановления образа (под навесом, чтобы проходящие могли поклоняться и прикладываться к образу, не входя за недосугом в часовню), и о сем учинить надлежащее разсмотрение» 9 . Известно, что в 1812 г. загорелся наш монастырь от Сергиевской в Рогожской церкви, 4 сентября пополудни в 7 часов (Ист. Моск. Епарх. Управл., ч. III, кн. 2, примечаний стр. 22). Пожар распространился, конечно, в тот же день и на улицу, где монастырская часовня. Последняя едва ли могла вся сгореть, сложенная из старинного кирпича, а сгорел, разумеется, деревянный верх ее с таковою же пристройкой, может быть и св. иконы, если заблаговременно, еще до нашествия неприятельского не были начальством монастыря взяты из часовни. В последнее время, начиная с 1814 г., были помещены в ней: а). Древняя, большого размера (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 1 ар. 13 вер.) икона Спаса на убрусе, с двумя по сторонам Ангелами, держащими святый убрус, в древнем серебряном окладе. На той же иконной деке внизу поясныя изображения Спасителя, связанного по рукам, Божией Матери, св. Иоанна Богослова и лики Марии Магдалины, Лонгина сотника 10 . б). Иконы Божией Матери в посеребренных ризах: аа, Смоленская древняго письма (выш. 2 ар. 8 вер., шир. 1 ар. 9 вер.). бб, Толгская (выш. 1 ар., шир. 13 вер.), список с чудотворной, находящийся в Толгском мон., близ Ярославля. вв, Моденская (выш. 2 ар. 3 вер., шир. 12 вер.), копия с чудотворной в селе Коссине (в 13 вер. от Москвы по Нижегородской дороге), принесенной туда в 1717 г. из Италии. Празднование в честь ее совершается в первое воскресенье после Вознесения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Феодосия, была погребена печерскими иноками в церкви св. Богородицы, на левой стороне, против гроба своего духовного отца 306 . С. Смирнов Безобразова Μ.В. Творения св. Дионисия Ареопагита 307 //Богословский вестник 1898. Т. 1. 2. С. 195–205 (3-я пагин.) —195— В Румянцевском Музее находятся следующие списки: 1 . 93 по каталогу Востокова. Д. Ар. Творения с толкованиями Максима Исповедника , переведены в 1371 г. Исаией, в 4-ку, полуустав XV в., 355 л. Л. 331 «Изящнаго въ философе» Кр Фера о еже ко ради вины глава внци въчинении быш писатис 308 . 2 . 94 по каталогу Востокова. Д. Ар. О божественных именах с толкованиями Максима Исповедника , переведено Исаией монахом в 1371 г., в 4-ку, полуустав. XVII в., 222 л. 3 . 178 по каталогу Ундольского. Д. Ар. Творения скоропись исхода XVI в., 312 л., в лист (в конце л. 312 об. припись подложная о написании сей книги якобы в 7013 (1504 г.). Ундольский, Славяно-русские рукописи, Москва, 1870, стр. 159). 4 . 479 Творения Д. Ар. с толкованиями Максима Исповедника в переводе монаха Исаии, скоропись XVII в., в лист, 327 л. (ркп., сходная с 93). 5 . 480 Творения Д. Ар. с толкованиями Максима Исповедника в переводе монаха Исаии, скоропись XVII в., в лист, 469 л. В Публичной библиотеке находится следующий список: 963 из Древлехранилища Погодина. Творения Д. Ар. ¼ XVII в., 672 л. В Троице-Сергиевской Лавре: Отд. III 123/1842 Творения Д. Ар. полуустав 1524 г. в лист, 429 л. В Синодальной библиотеке: 54, скоропись XVII в., в лист, 504 л. 55, скоропись XVII в., в лист, 381 л. В С.-Петербургской Духовной академии: 1187/4 полуустав начала XVI в., в лист, 322 л. —196— 1188/5 полуустав XVI в., в лист, 398 л. 1189/6 скоропись XVIII в., в лист, 371 л. (В Троицкой духовной семинарии 3 рукописи). В Истории России Соловьёва (Москва, 1855, т, V, стр. 251) находится следующее сведение: «Геннадий (XV в.) писал к Ростовскому архиепископу Иоасафу: „Есть ли у вас в Кириллове Монастыре или в Ферапонтове или в Каменном книги: Сильвестр папа Римский, Слова Козьмы цресвитера на ересь Богомилов, Послание Фотия патриарха к Болгарскому царю Борису, Пророчества, Бытия, Царств, Притчи, Менандр, Иисус Сирахов, Логика, Дионисий Ареопагит , потому что книги эти у еретиков все есть?» Сведение это указывает на то, что перевод произведший Д. Ар. является одним из древних памятников нашей письменности. Именно перевод творений Д. Ар. и толкований Максима Исповедника был совершён на Афоне сербским монахом Исаией уже в 1371 г. 93, л. 4). Весьма возможно, как это предполагает Востоков, что Исаия был посредником в примирении князя сербского Лазаря и патриарха Саввы с Константинопольским патриархом (Описание Рум. Муз., стр. 157). Но трудно представить себе, чтоб Исаия приезжал в Россию в 1417–19 гг. Весьма возможно, что, передавая это сведение, митрополит Евгений 309 смешал Исаию переводчика Д. Ар. со святогорцем Исаией, имя которого упоминается в летописях и который жил столетием позже 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На основе сопоставления разновременных текстов исследователи могут описать основные положения мессалианской доктрины и показать связь между ними (примеры подобных реконструкций: Guillaumont. 1980. Col. 1079-1082; Stewart. 1991. P. 52-69; Дунаев. 2015. С. 114-117). 1. После того как пали Адам и Ева, в каждом человеке с момента рождения воипостасно (νυποσττως - Ioan. Damasc. De haer. 80. 1) и сущностно (οσιωδς - Tim. Const. De recept. haer. 19. 1) обитает (νοικον - Theodoret. Hist. eccl. 4. 11. 7) диавол , который вместе с демонами обладает властью над его умом (κατχουσι τν νον) и влечет человека к злым делам ( Theodoret. Haer. fab. 4. 11. Col. 429; Tim. Const. De recept. haer. 19. 1). Согласно одному из пунктов, приводимых прп. Иоанном Дамаскином, М. учили о том, что Св. Дух и сатана сообитают (συνοικοσιν) в человеке ( Ioan. Damasc. De haer. 80. 1). Поскольку человеческая душа причастна (κοινωνικ) духам зла, грех смешан (συμπφυρται) с ней даже после крещения (Ibid. 80. 2, 5). 2. Крещение не отсекает корней (ζα) греха и никого не делает совершенным (τελειο). По этой причине оно, как и др. таинства, бесполезно ( Theodoret. Hist. eccl. 4. 11. 7; Idem. Haer. fab. 4. 11. Col. 429; Tim. Const. De recept. haer. 19. 2; Ioan. Damasc. De haer. 80. 3-4). 3. Только прилежная (κτενς) и продолжительная (νδελεχς) молитва, соединенная с суровыми аскетическими подвигами, способна уничтожить корни греха и изгнать демона ( Theodoret. Hist. eccl. 4. 11. 7; Tim. Const. De recept. haer. 19. 3; Ioan. Damasc. De haer. 80. 5). 4. После изгнания демона происходит вселение Св. Духа в человека, описываемое терминами «явление» (πιφοτησις - Theodoret. Haer. fab. 4. 11. Col. 429), «пришествие» (παρουσα - Idem. Hist. eccl. 4. 11. 7; Tim. Const. De recept. haer. 19. 3) или «вхождение» (εσοδος - Ioan. Damasc. De haer. 80). Общение (κοινωνα) человеческой души с Небесным Женихом воспринимается ею как соединение (σινουσα) жены с мужем ( Tim. Const. De recept. haer. 19. 4; Ioan. Damasc. De haer. 80. 7). Человек принимает ипостась (πστασις) Св. Духа ( Ioan. Ibid. 80. 17) и обретает бесстрастие (πθεια) ( Tim. Const. De recept. haer. 19. 9, 16; Ioan. Damasc. De haer. 80. 6).

http://pravenc.ru/text/мессалиан.html

Поэтому в церкви сохранилось много принадлежностей монастыря, именно: 1) напрестольный крест сребропозлащенный осмиконечный с частями животворящего древа и св. мощей угодников, сооруженный в 1703 году при игумене Софронии; другой крест осмиконечный же, обложенный тонким сребром без надписи. 2) Богослужебные сосуды: дискос, потир, лжица и звездица сребропозлащенные и при них два блюдца серебрянные; потир, дискос и тарелочки оловянные; кадило сребропозлащенное; все эти сосуды, кроме оловянных, пожертвованы при игумене Ефреме в 1700 году. 3) Богослужебные книги: Евангелие в лист, изд. 1698 г., евангелие в ½ листа, изд. 1662 г. таковые же, изд. 1701 и 1694 г.; апостол, изд. 1726 г. лествица, изд. 1647 г., скрижаль, изд. при патриархе Никоне; месячные минеи за весь год, изд. 1692 г., 1694 г., 1693 г.; триодь цветная и постная, издан. 1699 г. Из письменных памятников остался от монастыря синодик с подписью: " Синодик (сей) города Уржума, Спасского Чепоцкого монастыря, писан на Москве лета 7196 г. июля в 19 день при игумене Макарии " . Синодик писан частию киноварью с таковыми же орнаментами. Синодик очень объемистый, в нем записано несколько сот родов с различными вкладами (книгами, иконами, деньгами, животными и т. п.). В синодике запись велась с 1688 по 1770 год. 4) Иконы: Преображения Господня размера 1½ ар. х 1 ар. 5 в., половина серебряная, половина медная; Владимирской Божией Матери, пожертвованная Тихоном, митрополитом Казанским, при освящении им храма в 1718 г., в сребропозлащенном окладе с таковым же венцом, размера 7х6 в. с надписью кем и когда пожертвована: Смоленской Божией Матери в сребропозлащенной ризе с массивным чеканным венцом, размер 9х8 вер., пожертвована в монастырь Иосифом Архиповым на вечное поминовение; Пресвятой Живоначальной Троицы с небольшими серебряными венцами и медным окладом, размера 1 ар. 10 вер. х 1 ар. 5 вер.; Господа Вседержителя, древнего дорятского письма по золотому фону, размера 2½ ар. х 1 ар. 15 вер.; Тихвинской Божией Матери с медными венцом, подвескою и окладом, размера 1 ар.

http://sobory.ru/article/?object=35165

Nathineis - «храмовые рабы» или «служители храма») и Лк 4. 20 (ср.: Isid. Hisp. Etymol. 8. 12. 23; Raban. Maur. De inst. cleric. 1. 8; Amalar. Lib. offic. 2. 2 (11); Ps.-Alcuin. De div. offic. 34). На основании совр. исследований можно утверждать, что четко зафиксированного наименования, к-рое могло бы быть воспринято христ. авторами, для подобного служения в период Второго храма не было. Слово πηρτης, встречающееся в качестве синонима ποδικονος уже у Филона Александрийского (ср.: Philo. De Abr. 115; Idem. De dec. 178; Idem. De spec. leg. 3. 201), употреблялось в широком значении «служитель» и могло относиться к разным видам служения, в т. ч. в Церкви. Так, в кн. Деяния св. апостолов оно относится к светским служителям (5. 22, 26), у сщмч. Игнатия Антиохийского - к диаконам ( Ign. Ep. ad Trall. 2. 3; ср.: 1 Всел. 18; Const. Ap. II 28. 6; Epiph. Adv. haer. 30. 11). Однако в ряде памятников IV в. вместо слова ποδικονος употребляется слово πηρτης ( Euseb. Vita Const. IV 18. 1; Лаодик. 20-22, 25, 43; Const. Ap. III 11. 1; Basil. Magn. Ep. 217 (Васил. 69); в нек-рых случаях оно служит общим наименованием всех низших клириков (Неокес. 10; Const. Ap. VIII 28. 8; Basil. Magn. Ep. 54 (50)). По мнению совр. исследователей, обязанности И. определялись постепенно, в процессе роста общин и развития иерархии ( Faivre. 1977). Поскольку в нек-рых древних Церквах существовало представление о том, что в одном городе не может быть более 7 диаконов (см. в ст. Диакон ), их помощники (ср.: Euseb. Hist. eccl. VI 43. 11) в составе клира заняли следующую за диаконской, более низкую степень (Const. Ap. VIII 28. 7-8; 31. 2). На Востоке эта степень так и не была включена в состав священных, а на лат. Западе (особенно в Риме), где правило не более чем о 7 диаконах в одном городе сохранялось весьма долго, И. фактически стали дополнительными диаконами и были включены в состав священной иерархии (подробнее см. Субдиакон ). Служение И. В древности на христ. Востоке в обязанности И. входили охрана дверей храма, через которые входят мужчины (Const.

http://pravenc.ru/text/673767.html

в). Икона Архангела Михаила (выш. 1 ар. 11 вер., шир. 14 вер.), в посеребренной ризе. г). Древняя, местно чтимая икона св. Николая, архиепископа Мирликийского (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 14 вер.), с сребропозлащенным венцом, правою рукой благословляющего, а в левой держащего Евангелие. Как он признается спутником для путешествующих (служба ему 9 мая, на хвалитех славная стихира), то и образ его поставлен в часовне, близ Рогожской заставы, в нескольких шагах от нее, так как часовня эта была прежде (до проведения Нижегородской железной дороги) местом молитвы для многих странников, отправлявшихся из Москвы пешком или на подводах рогожских ямщиков, во Владимир, Нижний Новгород, Казань и т.д. до Сибири. д). Икона священномуч. Антипы, епископа Пергамского в Асии (выш. и шир. 14 вер), в посеребренной ризе. Русский народ почитает его целителем разных человеческих болезней и в особенности утешителем зубной боли. Память его 11 апреля. е). В посеребренной ризе икона (выш. 1 ар. 9½ вер., шир. 11 вер.) св. великомуч. Георгия на белом коне, поражающего копьем змия, наводит на благочестивую мысль, что охраняемый Богом, через посредство Ангелов, на всех путях своих, кто бы он ни был, наступает на аспида и василиска, попирает льва и дракона ( Пс.90–11:13 ). ж). Икона (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 1 ар.) преп. игумена Сергия Радонежского чудотворца, с сребропозлащенным венцом. Великий угодник, поминаемый у нас на отпусте каждой службы, сконч. 500 лет назад, 25 сент. 1391 г. (житие его, составл. Соборным иером. Никоном. М. 1885, прим. 158), а обретение мощей его было в 1422 г. з). Икона препп. Андроника и Саввы, первых игуменов нашей обители, в посеребренной ризе. Они написаны на одной деке (выш. 2 ар. 3 вер., шир. 13 вер.), в молитвенном положении пред нерукотворенным образом Спаса. Молебны в старой часовне служились изредка, в некоторые нарочитые дни. Ежегодный доход ее (с 1884 г.) составлял 350 р. и более. II. Новая часовня В донесении к епархиальному начальству от 6 июня 1889 г., настоятель Спасо-Андрониева монастыря архимандрит Григорий прописал, между прочим, что часовня в Москве, близ Рогожской заставы, издавна принадлежащая тому же монастырю, пришла в ветхость, а крестьянин – временно московский купец Василий Александрович Александров, движимый добротой сердца и благочестивым усердием, желает удовлетворить важной потребности названного монастыря, – в замене часовни ветхой (имело внутри с деревянною пристройкой 5¼ арш.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010