1047 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: ...quia non potest infidelis in ea permanere coniunctionem quae iam in christianam translata estfidem... (IV Толедский собор. Кан. 63: ...поскольку не может оставаться в противном вере союзе женщина, перешедшая в христианскую веру...). 1048 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: Iudaei qui Christianas mulieres in coniugio habent, admoneantur ab episcopo civitatis ipsius ut, si cum eis permanere cupiunt, christianis efficiantur; quod si admoniti non noluerint, separentur filii autem qui ex talibus nati existunt, fidem atque conditionem matris sequantur; similiter et hi qui procreati sunt de infidelibus mulieribus et fidelibus viris christianam sequantur religionem... (IV Толедский собор. Кан. 63: Иудеев, женатых на христианках и желающих жить с ними, епископ их города должен побудить принять христианскую веру; если же они не пожелают этого, их следует развести дети же, рожденные от них, пусть наследуют веру и общественное положение матери; как и дети, рожденные от нехристианских женщин и верных вере мужчин пусть наследуют христианство...). 1049 Conc. de Toledo IV (633). can. 60. Defiliis iudaeorum, quiaparentibus separati christianis debeant deputari. 1050 Conc. de Toledo IV (633). can. 61. De filiis fidelibus iudaeorum ne parentibus praevaricatione a bonis suis exules fiant. 1051 Conc. de Toledo IV (633). can. 58. De his, qui contra fidem Christi iudaeis munus et favorem praestant. 1052 Conc. de Toledo IV (633). can. 62. De iudaeis babtizatis, qui infidelibus iudaeis se sociant. 1054 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Episcopus qui mancipium iuris ecclesiae non retento ecclesiastico patrocinio manumitti desiderat, duo meriti euiusdem et peculii coram concilio ecclesiae cui praeminet per commutationem subscribentibus sacerdotibus offerat, ut rata et iusta inveniatur definitio commutantis. 1055 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Huiusmodi autem liberto adversus ecclesiam cuius iuris exstitit, accusandi vel testificandi denegetur licentia. Quod si praesumpserit, placet ut stante commutatione in servitutem propter ecclesiam revocetur, quam nocere conatur (IV Толедский собор. Кан. 68: И пусть подобному вольноотпущеннику будет отказано в возможности обвинять церковь , к которой он относится, или свидетельствовать против нее; если же он осмелится это сделать, пусть все изменится, и он опять окажется в рабстве у собственной церкви, которой он начал вредить). См. также Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969. С. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

1009 Orlandis J. La oblación de los niños a los monasterios en la España visigótica//Orlandis J. Estudios sobre las instituciones monásticas medievales. Pamplona, 1971. P. 56–61. 1011 Conc. de Toledo IV (633). can. 50: Clerici qui monachorum propositum appetunt, quia meliorem vitam sequi cupiunt, liberos eis ab episcopo in monasteriis largiri oportet ingressos... (IV Толедский собор. Кан. 50: Подобает клирикам, которые имеют намерение стать монахами, так как желают жить лучшей жизнью, свободно уходить в монастырь от епископа...). См. Sejourné Р. Le dernier рèге de l’église... Р. 213. 1012 Conc. de Caesaraugusta I (380). can. 6 Ut clericus qui propter licentiam monachum vul esse excommunicetur. 1013 Conc. de Toledo IV (633). can. 51: Nuntiatum est praesenti concilio eo quod monachi episcopali imperio servili opere mancipentur et iura monasteriorum contra instituta canonum inlicita praesumptione usurpentur... 1014 Conc. de Toledo IV (633). can. 51: ...sed hoc tantum sibi in monasteriis vindicent sacerdotes, quod recipient cánones: id est monachos ad conversationem sanctam praemonere, abbates aliaque officia instituere, atque extra regulam acta corrigere. 1015 См., напр., жизнеописания Иоанна Бикларского, Гелладия, Ноннита, Евгения I и Евгения II в «Книге о знаменитых мужах» Ильдефонса Толедского. Cfr. Sejourné Р. Le dernier рèге de l’église... P. 213. 1018 Conc. de Toledo IV (633). can. 53: ...in clero aut in monasteriis deputati, praeter hii qui ab episcopo suo aut propter aetatem aut propter languorem fierint absoluti (IV Толедский собор. Кан. 53: ...приписав их к клиру или монастырям кроме тех, кто будет освобожден своим епископом или в силу возраста или из-за слабости [здоровья]). 1020 Conc. de Toledo IV (633). can. 54: Hii qui in discrimine constituti poenitentiam accipiunt nulla manifesta scelera confitentes sed tantum peccatores se praedicantes, huiusmodi si revaluerint, possunt etiam pro morum probitate ad gradus ecclesiasticos pervenire... 1021 Conc. de Toledo IV (633). can. 55: Quiquumque ex secularibus accipientes poenitentiam totonderunt, et rursus praevaricantes laici effecti sunt, comprehensi ab episcopo suo ad poenitentiam ex qua recesserant revocentur...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

987 Conc. De Carthago III (397). can. 17: Ut cum clericis extraneae feminae non habitent; can. 25 Ut clerici vel continentes ad virgines vel viduas soli non habeant accessum. 988 Conc. de Toledo IV (633). can. 43: De venditione mulierum quae clericis coniunctae noscuntur. 990 Conc. de Toledo IV (633). can. 45: Clerici qui in quaquumque seditione arma volentes sumserint vel sumserunt, reperti amisso ordinis sui gradu in monasterio poenitentiae. contradantur (IV Толедский собор. Кан. 45: Клирики, которые в каком-либо мятеже по своей воле возьмутся или взялись за оружие, пусть будут пойманы и, лишившись сана, будут переданы в монастырь для покаяния). 991 Conc. de Toledo IV (633). can. 46:.. .quia facinus hoc pro sacrilegio legibus publicis sanguine vindicatur... (IV Толедский собор. Кан. 46: ...поскольку это злодеяние (осквернение могил – Е.М.) согласно публичным законам карается смертью как святотатство...). 992 C.Th. 9.17.2: Factum solitum sanguine vindicari multae inflictione corrigimus atque ita supplicium statuimus in futurum, ut nec ille absit a poena, qui ante commisit. Universi itaque, singulas libras auri per singula sepulchra fisci rationibus inferant. (a. 349, Constantius). 993 Conc. de Toledo IV (633). can. 46: ...oportet canonibus in tali scelere proditum a clericatus ordine submoveri et poenitentiae triennium deputari (IV Толедский собор. Кан. 46: ...подобает по канонам уличенного в таком злодеянии отлучить от сословия клириков и отправить на трехлетнее покаяние). 996 Conc, de Toledo IV (633). can. 29: ...ab honore dignitatis suae depositus monasterii curam excipiat, ibique perpetua poenitentia deditus scelus admissum sacrilegii luat (IV Толедский собор. Кан. 29: ...лишенный достоинства своего сана, пусть он примет монастырское служение и там, предавшись вечному покаянию, будет оплакивать совершенное злодеяние святотатства). 998 Orlandis J. Notas sobre la sociologia monástica de la España visigoda//Orlandis J. Estudios sobre las instituciones monásticas medievales. Pamplona, 1971. P. 37–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

942 Conc. de Toledo IV (633). can. 3: ...speciale erit concilium uniuscuiusque provinciae... Omnes autem qui causas adversus episcopos aut iudices vel potentes aut contra quoslibet alios habere noscuntur, ad eundem concilium concurrant... (IV Толедский собор. Кан. 3: ...был бы специальный собор каждой провинции... И все, о которых станет известно, что они имеют иск против епископов, судей, людей могущественных или кого-либо иного, пусть придут на этот собор). См. Ziegler А.К. Church and State... Р. 139–142. 943 Conc. de Toledo IV (633). can. 4. De formula secundum quam debetur sancta synodus in Dei nomine fieri. См. Orlandis ).; Ramos-Lissón D. Historia de los concilios... P. 170–182; Orlandis J. La iglesia... P. 169–175. 944 Conc. de Toledo IV (633). can. 19. См. Orlandis J.; Ramos-Lissón D. Historia de los concilios... P. 275–276. 945 Conc. de Toledo IV (633). can. 19: Sed nec ille deinceps sacerdos erit, quem nec clerus, nec populus propriae civitatis elegit... (IV Толедский собор. Кан. 19: Затем, пусть не будет епископом тот, кого не выбрал ни клир, ни народ его собственной епархии...). 946 Conc. de Toledo IV (633). can. 19: ...ab universis conprovincialibus episcopis aut certe a tribus in sacerdotio die dominica consecrabitur, coniventibus ceteris, qui absentes fuerunt, litteris suis... (IV Толедский собор. Кан. 19: ...при том, что прочие, кто будет отсутствовать, подтвердили бы свое согласие письменно...). 947 Isidori De eccl. off. II.5.10: Porro quod episcopus non ab uno, sed a cunctis comprovincialibus episcopis ordinatur, . ideoque ab omnibus convenientibus instituitur, aut non minus quam a tribus praesentibus, caeteris tamen consentientibus testimonio litterarum (Исидор. О церковных службах. II.5.10: Затем, чтобы епископ вступал в сан не при одном епископе, а при всех епископах той же провинции . И поэтому пусть он ставится в собрании всех или же по меньшей мере трех, а остальные пусть подтвердят свое согласие письменно...). 948 Isidori De eccl. off. II.5.10: Quod autem a trigésimo anno sacerdos efficitur. Cfr. Conc, de Toledo IV (633). can. 19: ...qui non promoveantur ad sacerdotium ex regulis canonum necesario credimus inserendum: id est qui nondum ad XXX annos pervenerunt...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

— свящ. А. П.) Собора. Сих именно дев Собор и называет диакониссами…» (Ioann. Zonar. Comm. in 19 сап. 1 Conc. Nic.). Это толкование следует признать поздним и искусственным отождествлением понятий «диаконисса» и «дева» лишь на основе обязательного для обеих групп женщин хранения целомудрия, но в IV–V вв. они не являлись синонимами. Маловероятно, хотя и допустимо, что в карфагенской практике речь могла идти об организации дев с функциями древних служительниц — диаконисс. За пределами данного региона возраст вступления в чин дев жестко не фиксировался, но девство рассматривалось как пожизненное. Иустин-мученик (Iust. 1 Apol. 15) и Тертуллиан (Tert. Apol. 9) упоминают известных им пожилых девственников. Как и позднее, Евсевий (IV в.) — старицу-девственницу, пострадавшую при императоре Деции (Euseb. Hist. eccl. VI. 41. 7), а Палладий (нач. V в.) — деву Сальвию, достигшую 60 лет (Pallad. Laus. 142–143). О том, как посвящались девы на Востоке, ничего не известно: этого обряда в принципе могло и не быть. Согласно «Апостольскому преданию», приписываемому св. Ипполиту (III в.), «не возлагается рука на деву, но только [ее] заявление (propositum) делает ее девой (uirginem)» (Hipp. Trad. apost. 12/51). По «Апостольским постановлениям», «дева не рукополагается (ο χειροτονεται), потому что не имеем повеления Господня, этот подвиг — дело воли и не в осуждение брака, но для упражнения в благочестии» (Const. Ap. VIII. 24. 2). Однако на Западе сформировалась традициия посвящения дев епископом или по его благословению пресвитером, причем через возложение рук. На Венетском соборе 465 г. говорилось о девах, которые «следуют благословению, данному [им] возложением руки (benedictionem per manus impositionem)» (Conc. Ven., сап. 4). Гиппонский собор (393 г.) также свидетельствует о посвящении (consecrentur) дев (Conc. Hipp., сап. 1) епископом при полном запрете делать это пресвитеру (Conc. Hipp., сап. 34), что подтверждал и Второй Карфагенский собор (390/387 г.) (2 Сопс. Сагтн., сап. 3). По сути его повторяет двуязычный 6й канон первой сессии IV Карфагенского собора (25 мая 419 г.), именуемого еще «Кодексом по делу Апиария», запрещавший пресвитеру поставлять (посвящать) дев (κορν καϑιρωσιν, puellarum consecratio) (IV Conc.

http://bogoslov.ru/article/6192803

992 Gryson R. Scolies. P. 130; Brennecke H. C. Homéens. P. 946; McLynn N. Ambrose. P. 124–125; McLynn N. The «Apology». P. 70–71. Исследователи указывают на участие свт. Амвросия в выработке новой формы собора, а Н. Мак-Линн даже утверждает, что, предложив созвать собор меньшего масштаба и обосновывая это тем, что нет смысла утруждать множество епископов из отдаленных областей, чтобы рассмотреть дело двух еретиков, свт. Амвросий спас престиж Грациана в условиях, когда Феодосий фактически сорвал его изначальный амбициозный план. 994 Традиционно считалось, что Грациан был привержен никейской вере и до Аквилейского собора (см. Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces. P. 320; Palanque J. R. Saint Ambroise. P. 55. Впрочем, Ж. Р. Паланк предполагает, что на короткое время в конце 70-х гг. IV в. отношения между императором и свт. Амвросием несколько осложнились. Palanque J. R. Saint Ambroise. P. 62–63. 997 См. предыдущий раздел 3.2. Показательно, что несколько лет спустя узурпатор Максим (383–388) в письме к Валентиниану II, осудив арианство (Arianae legis), заявит, что Иллирик являет собой единственный регион, который не согласен с другими в вере (solum dissentiebat Illyricum – PL. 13. Col. 593). 998 Палладию было предложено осудить Ария, письмо которого к еп. Александру Александрийскому читалось на соборе («тебе прочитано послание Ария; ты имеешь обыкновение отрицать, что ты арианин, либо осуди сегодня Ария, либо защищай его» – Arri tibi epistula lecta est; soles te Arrianum negare; aut damna hodie Arrium aut defende). Палладий от этого уклонился (см. Gesta Conc. Aquil. 11). А. Пареди предполагает, что свт. Амвросий, стремясь к осуждению Палладия и Секундиана как ариан, действовал согласно императорскому законодательству, однако это как-то не вяжется с убеждением святителя, что священников должны судить только священники (см. Gesta Conc. Aquil. 51 – Пареди А. Указ. соч. С. 135). 999 Подводя итог прениям по поводу Палладия (финал прений по поводу Секундиана до нас не дошел, но дело явно шло к его осуждению), свт. Амвросий заявил: «...осудим Палладия, т.к. он не захотел осудить учение нечестивого Ария и т.к. отрицал, что Сын Божий вечен и прочее, что содержится в актах (собора)» (...condemnemus Palladium, quia impii Arri noluit damnare sententiam et quia ipse Dei Filium sempiternum et cetera quae actis haerent negavit – Gesta Conc. Aquil. 53). Далее это решение было одобрено другими участниками собора (см. Gesta Conc. Aquil. 55–64). В частности, сирмийский епископ Анемий заявил: «Всякий, кто арианские ереси не осудил, необходимо является арианином. Следовательно, мы считаем его чуждым нашему общению и снова лишенным священства» (Quicumque hereses arrianas non condemnat arrianus sit necesse est. Hunc igitur alienum etiam a nostra communione et sacerdotio denuo privandum esse censemus – Gesta Conc. Aquil. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

973 Conc. de Toledo IV (633). can. 34: Quiquumque episcopus alterius episcopi diocesem per XXX annos sine aliqua interpellatione possederit, quia secundum ius legis eius iam videtur esse diocesis, admitenda non est contra eum actio reposcendi... (IV Толедский собор. Кан. 34: Если некий епископ владел чужой епархией 30 лет без привлечения к суду, то не следует подавать против него иск о возвращении, поскольку согласно праву закон эта епархия его...). 977 C.Th. 16.2.23 [Brev.16.1.3]: ...ut, si qua sunt ex quibusdam dissensionibus levibusque delictis ad religionis observantiam pertinentia, locis suis et a suae dioeceseos synodis audiantur: exceptis, quae actio criminalis ab ordinariis extraordinariisque iudicibus aut illustribus potestatibus audienda constituit (a. 376, Valens, Gratianus et Valentinianus). 978 Conc. de Toledo IV (633). can. 31: Saepe principes contra quoslibet maiestatis obnoxios sacerdotibus negotia sua conmittunt... (IV Толедский собор. Кан. 31: Часто правители поручают епископам дела против заслуживающих наказание знатных людей...). 980 Cm. Isidori Sent. Ш.45.2 – 3.45.5. Подробнее см. Биркин М.Ю. Епископ и светская власть в Толедском королевстве в начале VII в. (по данным сочинений Исидора Севильского )//Вестник РГГУ Сер. «Исторические науки. Всеобщая история». 13. 2013. С. 56–58. 981 Cazier Р. Isidore de Séville et la naissance de l’Espagne catholique. Paris, 1994. P. 231–234. 982 Conc. de Toledo IV (633). can. 41: ...et una sit tonsura vel habitus sicut totius Spaniae est usus. 983 Conc. de Toledo IV (633). can. 47. De absolutione a laboribus vel indictionibus clericorum ingenuorum. 986 Conc. de Toledo IV (633). can. 42: Cum clericis extraneae foeminae nullatenus habitant, nisi tantum mater et soror, filia vel amita, in quibus personis nicil sceleris aestimari foedus naturae permittit... (IV Толедский собор. Кан. 42: Пусть ни при каких условиях не проживают с клириками чужие женщины, а только мать и сестра, дочь или тетка, в отношении которых узы родства не позволят думать ни о каком бесчестьи...).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

932 Conc. de Toledo IV (633). can. 5. De adnuntiatione Paschae ante Epiphaniam inter episcopos exquirenda, can. 7. De celebrando officia in feria VI Paschae, can. 8. De non solvendis ieiuniis in feria sexta Paschae, can. 9. De benedicendo cereo et lucerna in pervigiliis Paschae. 933 Isidori De ecd. off. I.31. De Sabbato Paschae; Ibid. I.32. De diesancto Paschae. Подробнее см. OrlandisRamos-Lissón D. Historia de los concilios... P. 273–275. 934 Isidori De ecd. off. 1.32.8; Idem. Etym. VI.17.19 – 20. См. Ruffini M. II computo nella pasqua nell» epistola XXII di San Braulio//Anales Toledanos. III (1971). P. 277–292; Криницына (Марей) E. C. День Христова Воскресения (Пасха): расчет, богослужение, значение (по данным произведений Исидора Севильского и переписки Браулиона Сарагосского)//Работа памяти. Сборник статей студентов и выпускников РГГУ. С. 98–107. 936 Подробнее о таинстве крещения см. Pijuart J. La liturgia bautismal en la España Romano-visigoda. Toledo, 1981. R 55–82. 937 Conc. de Toledo IV (633). can. 6: De babtismi autem sacramento propter quod in Spaniis quídam sacerdotes trinam, quídam simplam mersionem faciunt... (IV Толедский собор. Кан. 6: Относительно же таинства крещения, когда одни епископы Испании совершают трехкратное, другие – однократное погружение...). 939 Conc. de Toledo IV (633). can. 6: ...propter vitandum autem schismatis scandalum vel haeretici dogmatis usum simplam teneamus babtismi mersionem ne videantur apud nos qui tertio mergunt haereticorum adprobare adsertionem dum sequuntur et morem. 940 Conc. de Toledo IV (633). can. 17: ...si quis eum (librum – E.M.) aut non receperit, aut a Pascha usque ad Pentecosten missarum tempore in ecclesia non praedicaverit, excomuni cationis sententiam habebit (IV Толедский собор. Кан. 17: ...и если кто не примет [эту книгу] или не будет читать в церкви во время месс с Пасхи по Пятидесятницу, будет отлучен от Церкви). 941 Conc. de Toledo IV (633). can. 3: ...ita tamen ut si fidei causa est, aut quaelibet alia ecclesiae conmunis, generalis totius Spaniae et Galliae synodus convocetur...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Особое состояние женщин, соблюдавших девство, охранялось церковным и гражданским правом. Согласно Кодексу Феодосия (V в.), тот, кто дерзнул жениться на деве или похитил ее, совершал уголовное преступление: «Если кто-нибудь осмелится склонять к браку священнодев не говоря уже о насильственном их похищении, тот подпадает под уголовную статью» (Cod. Theodos. IX. 25. 2). Третий Орлеанский собор 538 г. предписывал отлучать насильников от церковного общения вплоть до их кончины (3 Conc. Aurel., сап. 19/16). Но и дева, по своей воле связавшая свою жизнь с мужчиной, наказывалась аналогично. 16й канон Халкидонского собора 451 г. разделял дев и собственно монашествующих, но предъявлял к ним одинаковые требования: «Деве, посвятившей себя Господу Богу (Παρϑνον ναϑεσαν αυτν τ δεσπτ Θε), как и монашествующим, не позволяется вступать в брак» (Conc. Chalc., сап. 16). Венетский (совр. г. Ванн, Западная Бретань) собор 465 г. в Галлии предписывал таковых «отлучать от Причастия вместе с их сожителями» (Conc. Ven., сап. 4). Таким образом, девы к V в. (а очевидно, и раньше) представляли особую группу, для вступления в которую было необходимо соблюдение целомудрия, воспринимавшееся обществом и Церковью как пожизненный долг, нарушение которого влекло за собой церковные прещения и уголовную ответственность. Непонятно, существовало ли жесткое церковное предписание о минимальном возрасте для вступления в число дев. Гиппонский собор (393 г.) требовал, «чтобы ни клирики не рукополагались, ни девы (uirgines) не посвящались ранее 25летнего возраста» (Conc. Hipp., сап. 1). Это предписание будет повторяться в ряде канонических сборников этого региона (Северная Африка) вплоть до VI в. В одном из правил Карфагенского собора (сессия 30 мая 419 г.) только в случае угрозы жизни или целомудрию девы епископу в виде исключения разрешалось посвятить ее в возрасте менее 25 лет (Conc. Carth., сап. 140/126). Византийский канонист XII в. Иоанн Зонара, толкуя 19й канон Никейского собора (325 г.), называет таких дев диакониссами: «В древности приходили к Богу девы, обещавшиеся соблюдать чистоту… На таковых дев на 25м году их возраста было возлагаемо епископами особое одеяние по 140му правилу упомянутого (Карфагенского.

http://bogoslov.ru/article/6192803

116 Abelardus P. 8 Epistola ad Heloissam//Monumenta…, p. 68. Медиевисты почти не оспаривают происхождение должности канонической аббатиссы от более ранних диаконисс (Schжfer K. H. Die Kanonissen und Diakonissen. Ergдnzungen und Erlдumerungen//Rцmische Quartalschrift. fьr christliche Altertumskunde und fьr Kirchengeschichte. Bd. 24. Freiburg am Breisgau, 1910, S. 55). 119 2 Conc. Turonense (567 г.) can. 20(19). Les Canons des conciles… T. 2//SC 354, pp. 364–366. Аналогичное обозначение для жены епископа встречается в 14(13) каноне того же собора в Туре: “Да не сопровождает епископа, не имеющего епископии (episcopia), толпа женщин…”. 120 2 Conc. Aurel., can. 17. По мнению Дж. Людлова, Южная Галлия в тот период являлась предметом борьбы за сферу духовного влияния между Востоком и Западом: Массалия (Марсель), будучи греческой колонией, сохраняла отношения с метрополией; с V в. в Южной Галлии поселяются монахи святителя Василия Великого, — кроме того, V в. — время расцвета чина диаконисс на Востоке, в связи с чем периодические попытки нововведения или возобновления этого служения в Южной Галлии вполне объяснимы (Ludloff J. M. Op. cit., pp. 65–66). 123 Тертуллиан. О восресении плоти. 11.//Там же, с. 197; Евсевий. Церковная история. V. 14; 16. 12–13, 15–19; 17. 4; 18. 3–4, 13. 126 Само по себе девство признавалось богоугодным состоянием не только христианской церковью, с чем соглашался даже Тертуллиан, приводивший примеры римских весталок, дельфийских пифий, жриц Юноны Ахейской, Аполлона Эфесского и Минервы (Тертуллиан. Послание к жене. I. 6. 3–4; Об увещании к целомудрию. 13. 2). 127 Тертуллиан. О молитве. 22.//Тертуллиан. Избранные сочинения. Собственно, и в вышеприведенном отрывке “обручаются Богу” (Deo nubere) — в буквальном переводе: “окутываются свадебным покрывалом”. 128 Минуций Феликс. Октавий. 31.//Памятники древней христианской письменности… Т. 5.; Иустин. 1 Апология. 29. 129 Халкидонский собор, кан. 16; 3 Conc. Aurel. (538 г.), can. 16; Conc. Veneticum. (465 г.) can. 4.//Monumenta…, p. 44.

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010