1984 Minuc. Fel. Octav., c. 9 et 29. Corp. script. latin., vol. II. Ed. Vindobonae, 1867, p. 13, 43. 1985 Cyrill. Alex. Contra Julian. l. VI. Juliani imp. opera et S. Cyrilli contra eundem libri X. Lipsiae, 1696, p. 194 sq. 1986 Издано несколько раз: Garrucci, CDLXXXIII. Annales archéol., vol. 26, p. 137. Martigny, p. 110. Kraus, R. E., II, S. 774, Fig. 459. Smith-Cheetham, p. 516. Grimoüard de S. Laurent, Manuel, p. 178. Stockbauer, S. 79. P.J. Münz. Archäolog. Bemerkungen über d. Kreuz, Taf. IV, 9 (Wiesbaden, 1866). F.X. Kraus, Das Spottcrucifix v. Palatin (Freiburg im Breisgau, 1872). Becker, Darstell. J. Chr., S. 18. R. de Fleury, Mémoire sur les instrum. de la passion de N. S. J. С., p. 65. Th. Heaphy, The Likeness of Christ., p. 14. 1987 Tertull. Apolog., с. XVI. Migne, s. l., I, col. 364, 372. Ad nationes lib., I, c. 14. Migne, s. l. I, 579. 1988 Подробно: J. Lipsii De cruce libri tres, p. 29 sq. (Antverpiae, 1606). Zestermann, Die bildl. Darstell. d. Kreuzes u. d. Kreuzig, S. 9 ff. (Programm d. Thomasschule in Leipzig, 1867). Stockbauer, 31 ff. Fulda, Das Kreuz u. d. Kreuzig, S. 46 ff. (Breslau, 1878). 1989 Dig. 1.6. 1.2. Reus homicidii est qui servum voluntate ictu fustis aut lapidis occiderit. Приведено у Штокбауера, 33. 1991 Созомен, цит. изд., I, 8, стр. 36: он (Константин) издал закон, которым отменялась в судах бывшая прежде в употреблении у римлян крестная казнь, и, когда чеканилась монета или писались его изображения, повелел неизменно означать на них и помещать этот божественный символ Креста. 1992 Cassiod. Hist. trip., I, 9: Denique supplicium crusic, quod primitus apud Romanos erat in usu, lege prohibuit. Migne, s. l., t. LXIX, col. 893. 2003 Theoph. in Ioh., с. VIII (Commentar. in Evang. Ed. 1701, p. 618); cf. in epist. ad Hebraeos, с. XI (Edit. 1529, p. CCXL). Ср. Симеона Полоцк. Вечеря душ, л. 37. Изд. 1676. 2004 Otte, Zur Iconographie d. Crucifixus, Taf. IX. Jahrbücher d. Vereins v. Alterthumsfreunden im Rheinlande, 1868. H. XLIV-XLV. 2012 Justin., dial. с. Tryph. Кан. воздвиж. 1-й троп. 1-й песни. Трипесн. 5-й нед. по Пасхе, 1-й троп. 2-й песни. Трипесн. во вторн. 6-й нед. Bibl. pauper., tab. 12. О прообразах распятия: Gretzer, I, р. 69 sq. Розыск о раскольн. вере, ст. 3, гл. XXIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Ист.: Плотин: Plotini Opera: [Editio maior]/Ed. P. Henry, H. R. Schwyzer. P., 1951–1973. 3 vol.; Порфирий: Porphyrii Isagoge et in Aristotelis Categorias Commentarium. B., 1887. (CAG; 4(1)); Porphyrius. In Platonis Parmenidem commentaria (fragmenta)/Ed. P. Hadot//Porphyre et Victorinus. P., 1968. Vol. 2. P. 64–112; idem. Sententiae ad intelligilia ducentes/Ed. E. Lamberz. Lpz., 1975; Porphyre. De l’abstinence/Ed. J. Bouffartigue, M. Patillon e. a. P., 1977–1995. 3 vol.; idem. La Vie de Plotin/Ed. J. Pépin. P., 1982–1992. 2 vol.; idem. Vie de Pythagore. Lettre à Marcella/Ed. É. des Places. P., 1982; Porphyrii Philosophi Fragmenta/Hrsg. A. Smith. Stuttg., 1993; Porfirio. Contro i cristiani: Nella raccolta di A. von Harnack con tutti i nuovi frammenti in appendice/Ed. G. Muscolino. Mil., 2009; Ямвлих: Iamblichi Chalcidensis in Platonis Dialogos Commentariorum fragmenta/Ed. J. M. Dillon. Leiden, 1973; Iamblichus. De anima/Ed. J. F. Finamore, J. M. Dillon. Leiden etc., 2002; Jamblique. Protreptique/Ed. É. des Places. P., 1989; Iamblichus. De mysteriis/Ed. E. C. Clark, J. M. Dillon e. a. Atlanata, 2003; Iamblichus of Chalcis. The Letters/Ed. J. M. Dillon, W. Polleichtner. Atlanta, 2009; Jamblique. Réponse à Porphyre (De mysteriis)/Ed. H. D. Saffrey, A.-Ph. Segonds. P., 2013; Прокл: Procli Diadochi Réponse in Platonis Timaeum commentaria/Ed. E. Diehl. Lpz., 1903–1906. 3 vol.; Proclus. Réponse The Elements of Theology: A Rev. Text/Ed. E. R. Dodds. Oxf., 1963; idem. Réponse Théologie Platonicienne/Ed. H. D. Saffrey, L. G. Westerink. P., 1968–1997. 6 vol.; idem. Réponse Commentaire sur le Parménide de Platon/Ed. C. Luna, A.-Ph. Segonds. P., Vol. 1–5; Дамаский: Damascius. Traité des premiers principes/Ed. L. G. Westerink, J. Combès. P., 1986–1991. 3 vol.; idem. Commentaire du Parménide de Platon/Ed. L. G. Westerink, J. Combès. P., 1997–2003. 4 vol.; Гермий Александрийский: Hermias Alexandrinus. In Platonis Phaedrum scholia/Ed. C. M. Lucarini, C. Moreschini. B., 2012; Аммоний: Ammonius. In Porphyrii Isagogen sive V voces/Ed. A. Busse. B., 1891. (CAG; 4(3)); idem. In Aristotelis Categorias Commentarius/Ed. A. Busse. B., 1895. (CAG; 4 (4)); idem. In Aristotelis De interpretatione Commentarius/Ed. A. Busse. B., 1897. (CAG; 4 (5)); Олимпиодор: Olympiodori Prolegomena et in Categorias Commentarium/Ed. A. Busse//CAG. 1902. Bd. 12. Tl. 1; Olympiodori in Platonis Gorgiam commentaria/Ed. L. G. Westerink. Lpz., 1970; Olympiodorus. Commentary on the First Alcibiades of Plato/Ed. L. G. Westerink. Amst., 19822. [Наиболее значимые философы-неоплатоники приводятся в порядке упоминания в статье; указаны издания основных сочинений, подробную библиографию сочинений и рус. переводов см. в статьях об отдельных персоналиях].

http://pravenc.ru/text/неоплатонизме.htm...

Учение об ангелах Согласно Г. В., Бог есть Причина причин, Жизнь живущих и Разум разумных тварей (Ibidem). Разумные твари - это ангелы и люди, к-рых Бог создал для познания Себя (In Evang. 34. 6). По мнению Г. В., ангелы по сравнению с людьми являются чистыми духами, обладают невидимой и бестелесной природой, не облеченной в плоть; однако по сравнению с Богом, высшим и безграничным Духом, ангелы суть тела, ограниченные в пространстве (loco quidem circumscripti sunt - Moral. II 3. 3; II 7. 8-9; IV 3. 8; In Evang. 34. 13; Dial. IV 3, 29). Вечность ангелов, так же как и человеческих душ, указывает на их подобие (similitudo) Богу (In Evang. 34. 6), причем подобие Божие в ангелах запечатлено более отчетливо, как «точный отпечаток» (signaculum Dei similitudinis - Moral. XXXII 23. 47; In Evang. 34. 7). Ангелы намного превосходят людей в знании, поскольку они созерцают Источник знания, но их знание ничтожно мало по сравнению с Божественным знанием (Moral. II 3. 3). Полнота и степень знания ангелов зависят от того, насколько они приближаются к ведению Бога «заслугой достоинства» (per meritum dignitatis - In Evang. 34. 10). Для сообщения своих мыслей Богу и друг другу ангелы не нуждаются в словах, но непосредственно видят сердечные помышления друг друга (Moral. II 7. 9-10). Г. В. заимствовал из корпуса «Ареопагитик» учение о 9 ангельских чинах, последование к-рых у него - ангелы, архангелы, силы, власти, начала, господства, престолы, херувимы, серафимы (In Evang. 34. 6-14; ср.: Moral. XXXII 23. 48) - неск. отличается от их последования в «Ареопагитиках». Названия ангельских чинов указывают на должность (officium) или служение (ministerium) ангелов, а не на их природу (In Evang. 34. 8-10). Высшие ангельские чины начальствуют над низшими (Ibid. 34. 10, 12; Moral. IV 29. 55), а также просвещают их умственные очи для вышнего познания (In Evang. 34. 11). Низшие ангельские чины посылаются в мир для служения людям. К каждому народу и человеку приставлены свои ангелы-хранители, к-рых Г.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Лит.: комментарии: König E. Das Deuteronomium. Lpz., 1917. (Kommentar z. AT; Bd. 3); Junker H. Das Buch Deuteronomium. Bonn, 1933. (Die Heilige Schrift des AT; Bd. 2. Abt. 2); Buis P., Leclercq J. Le Deutéronome. P., 1963. (Sources Bibliques); Rad G. von. Das fünfte Buch Mose: Deuteronomium. Gött., 1964, 19844. (ATD); Buis P. Le Deuteronome. P., 1969. (Verbum Salutis: AT; 4); Wijngaards J. Deuteronomium. Roermond, 1971. (De Boeken van het Oude Testament); Phillips A. Deuteronomy. Camb., 1973. (CBC); Craigie P. C. The Book of Deuteronomy. Grand Rapids, 1976. (NICOT); Mayes A. D. H. Deuteronomy. L., 1979. (New Century Bible); Hoppe L. J. Deuteronomy. Collegeville (Minn.), 1985. (Collegeville Bible comment.: Old Testament; 6); Braulik G. Deuteronomium. Würzburg, 1986. Bd. 1; 1992. Bd. 2. (Die Neue Echter Bibel; 15, 28); Perlitt L. Deuteronomium. 1990. (BKAT; 5); Weinfeld M. Deuteronomy 1–11: A New Transl. with Introd. and Comment.//Anchor Bible. N. Y., 1991. Vol. 5; Cairns I. Word and Presence: A Comment. on the Book of Deuteronomy. Grand Rapids (Mich.); Edinb., 1992. (Intern. Theol. Comment.); Bovati P. Il libro del Deuteronomio (Втор 1–11). R., 1994. (Guide spirituali all’AT); Merrill E. H. Deuteronomy. Nashville (Tenn.), 1994. (The New American Comment.; 4); Tigay J. H. Deuteronomy: The Traditional Hebrew Text with the New JPS transl. Phil., 1996. (JPSTC); Christensen D. L. Deuteronomy 1–11. Dallas (Tex.), 1991. (Word Bibl. Comment.; 6A); idem. Deuteronomy 21:10 —34:12. Nashville, 2002. (Ibid.; 6B); Wright Ch. J. H. Deuteronomy. Peabody (Mass.), 1996. (NIBC. OT; 4); Brueggemann W. Deuteronomy. Nashville, 2001. (Abingdon OT Comment.); Nelson R. D. Deuteronomy: A Comment. Louisville (Ky.), 2002. (OTL); Biddle M. E. Deuteronomy. Macon (Ga.), 2003. (Smyth and Helwys Bible Comment.); Krochmalnik D. Schriftauslegung — Die Bücher Leviticus, Numeri, Deuteronomium im Judentum. Stuttg., 2003. (NSK. AT; 33/5); исследования: Лебедев А. С. О нравственном достоинстве законов Моисеевых.

http://pravenc.ru/text/160983.html

Источники: Dio Cassius. Hist. Rom.; Scr. hist. Aug.; Lact . De mort. persecut.; Amm. Marc. Rer. gest.; Eutrop . Breviar.; Sidon . Apol. Ep.; Epiph. Adv. haer.; Hieron . Adv. Rufin.; Aug. De civ. Dei; Philost. Hist. eccl.; Orosius . Hist. adv. pag.; Socr. Schol. Hist. eccl.; Sozom. Hist. eccl.; Theodoret . Hist. eccl.; Olympiod. ; Zosim. Hist.; Greg. Turon. Hist. franc.; Procop . Bella; Iord . Rom.; Iord. Get.; Agath. Myr. Hist.; Isid. Hisp. Hist.; Auxentius ep. Dorostorensis . De Ulfila episcopo Gothorum//Über das Leben und die Lehre des Ulfila/Hrsg. G. Waitz. Hannover, 1840. S. 10-21; Malchus Philadelphensis . Fragmenta/Ed. C. Müller//FHG. 1885. Vol. 4. P. 111-132; Petrus Patricius. Fragmenta/Ed. C. Müller//Ibid. P. 181-191; Ioannes Antiochenus . Fragmenta/Ed. C. Müller//Ibid. P. 538-622; Fredegarius . Chronicum cum suis continuatoribus//PL. 71. Col. 605-664; Dexippus. Fragmenta/Ed. L. Dindorf//Historici Graeci Minores. Lipsiae, 1870. Vol. 1. P. 165-200; Eunapius. Fragmenta/Ed. L. Dindorf//Ibid. P. 205-274; Ennodius Magnus Felix. Opera omnia/Rec. G. Hartel//CSEL. 1882. Vol. 6; Salvianus Massiliensis. De gubernatione Dei libri 8/Rec. C. Halm//MGH. AA. T. 1. Pars 1. P. 1-108; Anonymus Valesianus. Origo Constnatini imperatoris; Chronica Theodericiana/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. T. 9. B., 1892. P. 1-11, 259-262, 306-328; Consularia Constantinopolitana/Ed. Th. Mommsen//Ibid. P. 197-247; Consularia Italica/Ed. Th. Mommsen. Ibid. P. 249-339; Prosper Tiro. Epitoma Chronicon edita primum an. 433, continuata ad an. 455/Ed. Th. Mommsen//Ibid. P. 385-485; Chronica Gallica a 452 et 511/Ed. Th. Mommsen//Ibid. P. 629-666; Claudius Claudianus . Carmina/Ed. Th. Birt//MGH. AA. T. 10; Hydatius Lemicus . Continuatio chronicorum Hieronymianorum ad an. 468/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. T. 11. P. 1-36; Marcellinus Comes. Chronicon/Ed. Th. Mommsen//Ibid. P. 37-108; Iohannis Biclarensis Chronica an. 567-590/Ed. Th. Mommsen//Ibid. P. 211-220; Chronicorum Caesaraugustanorum reliquiae. an. 450-568/Ed. Th. Mommsen//Ibid. P. 221-223; Cassiodorus . Variae lib. 12/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. T. 12. P. 3-385; Cohen H. Description historique des monnaies frappées sous l " Empire Romain communément appellées médailles impériales. P., 1880-1892 2 . Vol. 1-8; Leges Visigothorum/Ed. K. Zeumer//MGH. Leg. Nat. Germ. 1902. T. 1. P. 38-456; XII panegyrici latini/Ed. W. Baehrens. Lpz., 1911; Sextus Aurelius Victor. Origo gentis romanae. De viris illustibus urbis Romae. Epitome de Caesaribus/Ed. R. Gruendel. Lipsiae, 1961 2 ; Passio s. Sabae Gothi/Ed. H. Delehaye//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 216-221; Themistius . Orationes quae supersunt/Ed. H. Schenkl. Lipsiae, 1965.

http://sedmitza.ru/text/857892.html

J. W. Wevers. 1986; T. 3. [Pt.] 1: Numeri/Ed. J. W. Wevers. 1982; [Pt.] 2: Deuteronomium/Ed. J. W. Wevers. 1977; T. 8. [Pt.] 1: Esdrae liber I/Ed. R. Hanhart. 1974, 19912; [Pt.] 2: Esdrae liber II/Ed. R. Hanhart. 1993; [Pt.] 3: Esther/Ed. R. Hanhart. 1966, 19832; [Pt.] 4: Iudith/Ed. R. Hanhart. 1979; [Pt.] 5: Tobit/Ed. R. Hanhart. 1983; T. 9. [Pt.] 1: Maccabaeorum liber I/Ed. W. Kappler. 1936, 19903; [Pt.] 2: Maccabaeorum liber II/Ed. W. Kappler, R. Hanhart. 1959, 19762; [Pt.] 3: Maccabaeorum liber III/Ed. R. Hanhart. 1960, 19802; T. 10: Psalmi cum Odis/Ed. A. Rahlfs. 1931, 19793; T. 11. [Pt.] 4: Iob/Ed. J. Ziegler. 1982; T. 12. [Pt.] 1: Sapientia Salomonis/Ed. J. Ziegler. 1962, 19812; [Pt.] 2: Sapientia Iesu Filii Sirach/Ed. J. Ziegler. 1965, 19812; T. 13: Duodecim Prophetae/Ed. J. Ziegler. 1943, 19843; T. 14: Isaias/Ed. J. Ziegler. 1939, 19833; T. 15: Ieremias, Baruch, Threni, Epistula Ieremiae/Ed. J. Ziegler. 1957, 19762; T. 16. [Pt.] 1: Ezechiel/Ed. J. Ziegler. 1952, 19782; [Pt.] 2: Susanna, Daniel, Bel et Draco/Ed. J. Ziegler. 1954, 19992/Ed. O. Munnich. Лит.: Swete H. B. An Introduction to the Old Testament in Greek. Camb., 1900, 19142; Rahlfs A. Verzeichnis der griechischen Handschriften des Alten Testaments. B., 1914; Bell H. I. Recent Discoveries of Biblical Papyri. Oxf., 1937; Kenyon F. G. Our Bible and the Ancient Manuscripts. L., 1958; idem. The Text of the Greek Bible. L., 19753; Jellicoe S. The Septuagint and Modern Study. Oxf., 1968; Aland K. Repertorium der griechischen christlichen Papyri. B., 1976. Bd. 1: Biblische Papyri. (PTS; 18); Van Haelst J. Catalogue des papyrus littéraires juifs et chrétiens. P., 1976; Pattie T. S. Manuscripts of the Bible: Greek Bibles in the British Library: [Catalogs]. L., 1979, 1995; Metzger B. M. Manuscripts of the Greek Bible: An Introd. to Greek Paleography. N. Y.; Oxf., 1981; Tov E. The Greek Minor Prophets Scroll from Nahal Hever (8HevXII gr). Oxf., 1990. (The Seiyal Collection; 1). Библиогр.: Brock S. A Classified Bibliography of the Septuagint.

http://pravenc.ru/text/209477.html

Соч.: Liturgia Dionysii Episcopi Amid, qui et Barsalibi// Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1716. T. 2. P. 449-452; Gwynn J. Hippolytus and his «Heads against Caius»//Hermathena. Dublin, 1888. Vol. 6. P. 397-418; idem. Hippolytus on St. Matthew XXIV 15-22//Ibid. 1890. Vol. 7. P. 137-150; Expositio Liturgiae/Ed., lat. interpr. H. Labourt. P., 1903. (CSCO; 13-14. Syr.; 93); Comment. in evangelia/Ed., lat. interpr. I. Sedlácek, J.-B. Chabot, A. Vaschalde. P., 1906, 1915-1922, 1931-1935, 1939-1940. (CSCO; 15-16, 77, 85, 95, 98, 113-114. Syr.; 15-16, 33, 40, 47, 49, 60-61); The Treatise Against the Jews: Pt. 1/Ed. J. de Zwaan. Leiden, 1906; Discours de Jacques (Denys) Bar Salibî à l " intronisation du patriarche Michel le Syrien/Éd. J.-B. Chabot//J. Asiatique. Sér. 10. P., 1908. Vol. 11. P. 87-116; In Apocalypsim, Actus et Epistolas Catholicas/Ed., lat. interpr. I. Sedlácek. P., 1909-1910. 2 vol. (CSCO; 53, 60. Syr.; 18, 20); The Treatise Against the Melchites/Ed., transl. A. Mingana. Camb., 1927. P. 1-95; The Treatise Against the Armenians/Ed., transl. A. Mingana. Camb., 1931 (арм. пер. П. Эссабаляна: Handes Amsorya. W., 1938. T. 52. P. 89-101, 185-197); Enarratio in Ioannem/Ed. R. Lejoly. Dison, 1975. 4 vol.; Kohelet-Kommentar/Hrsg. W. Strothmann. Wiesbaden, 1988 [коммент. на Екклесиаста]; Pu  a  qa   d-mawa  ta   de-qadd  a   Ma  r Ewagrs h  da  ya  /Ed. J. Y. Çiçek. Losser, 1991 [коммент. на Евагрия]; Comment. on the Eucharist/Transl. B. Varghese. Kottayam, 1998; Die Eucharistiefeier in der Deutung syrischer Liturgieerklärer: Die Liturgiekommentare von Georg dem Araberbischof ( 724), Mose bar Kepha ( 903), Dionysius bar Salibi ( 1171)/Hrsg. A. Heinz. Trier, 2000; Ryan S. D. Dionysius Bar Salibi " s Factual and Spiritual Comment. on Psalms 73-82. P., 2004 [крит. изд. с пер. и исслед.]; A Response to the Arabs/Ed., transl. J. P. Amar. Lovanii, 2005. 2 vol. (CSCO; 614-615. Syr.; 238-239); Comment. on Myron and Baptism/Ed. B. Varghese. Kottayam, 2006. Ист.: Assemani. BO. T. 2. P. 156-211; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. 1872. T. 1. P. 503, 513-515, 559-562; T. 2. P. 351; Michel le Syrien. Chronique/Éd. J.-B. Chabot. Brux.,1963r. T. 3. Passim.

http://pravenc.ru/text/178447.html

Сл. 18, 18; PG 35, 1005–1008=1.271–272. 108 Т. е. скромный и тихий образ жизни, вдали от почестей и славы. 109 Письмо 8; ed. Gallay, 10=2.241. 110 См. Письма 16–18; ed. Gallay, 17–19=2.421–423. 111 Письмо 19; ed. Gallay, 19–20=2.423–424. 112 Письмо 11; ed. Gallay, 13–14=2.424–425. 113 Письмо 14; ed. Gallay, 16=2.416. 114 Письмо 20; ed. Gallay, 20–21=2.428–429. 115 Основная часть недвижимости, принадлежавшей Кесарию, была утрачена в результате землетрясения 368 г. 116 Письмо 30; ed. Gallay, 27=2.429. 117 См. Слова 7 и 8. 118 Письмо 40; ed. Gallay, 35=2.436. 119 Письма 41 и 43; ed. Gallay, 36–37; 39=2.438; 440. 120 Письмо 42; ed. Gallay, 38–39=2.439. 121 Письмо 44; ed. Gallay, 40–41=2.440. 122 Письмо 45; ed. Gallay, 41=2.441. 123 Подробнее об окружении Василия см. Gribomont. Basile II, 450–464. 124 См. Quasten. Patrology III, 231–233. 125 Этот эпизод произошел, вероятно, в 372 г. См. Gribomont. Basile II, 460–461. 126 Письмо 58; ed. Gallay, 54=2.444. 127 Ср. Письмо 59; ed. Gallay, 54=2.445. 128 Письмо 71; ed. Courtonne, 167=рус. пер., т. 3, с. 97. 129 Письмо 47; ed. Gallay, 43=2.445–446. 130 См. об этом Giet. Sasimes. 131 Сл. 10, 1, 1–2, 3; SC 405, 316–318=1.192. 132 Об отношении Григория к отцу следует сказать, что в нем сочеталось глубокое и благоговейное почтение со страхом. Абсолютная власть отца над Григорием тяготила последнего, что можно видеть из данного текста. 133 PG 37, 1056–1058=2.358–359. 134 PG 37, 1059–1062=2.359–360. 135 PG 37, 1065–1066=2.361. 136 Письмо 49; ed. Gallay, 45=2.447 137 Письмо 48; ed. Gallay, 44–45=2.448–449. 138 Письмо 80; ed. Gallay, 45–47=2.449–450. 139 Сл.18, 35; PG 35, 1033=1.284. 140 Как явствует из Слова 43–го, в 70–е годы Григорий неоднократно бывал у Василия в Кесарии Каппадокийской: он присутствовал при обоих посещениях Кесарии императором Валентом, он находился рядом с Василием, когда тот собирался в изгнание. Подробнее об этом см. в разделе " " Василий Великий " " гл. V нашей работы. 141 Сл. 18, 37; PG 35, 1036=1.285–286. 142 PG 37, 1065–1066=2.361–362. 143

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

В. называл консулами и даже царями (reges - Moral. IV 29. 55). Ангелы исходят от Бога во внешний мир, «духовно присутствуют» в нем, однако благодаря внутреннему созерцанию они всегда сохраняют связь с Богом и никогда не отступают от Его созерцания и предстояния Ему (Ibid. II 3. 3; In Evang. 34. 13). Высшие ангельские чины вообще никогда не отлучаются от горнего, они не служат, а только предстоят Богу (In Evang. 34. 12). Все ангельские чины, устоявшие после падения диавола, вместе с праведными людьми составляют Небесный Град (superna civitas - Ibid. 34. 11). До своего падения сатана был выше всех остальных ангелов по достоинству, поэтому после падения он был осужден без всякого снисхождения (Moral. XXXII 23. 47). Причину падения сатаны Г. В. традиционно видит в гордыне (superbia) и желании стать подобным Богу (In Evang. 34. 9). Бог не проявил милосердия к падшим ангелам и не восставил их, как людей, потому что они не были причастны никакой плотской немощи и поэтому не могут иметь прощения в совершённом грехе (Moral. IV 3. 8). Антропология Подобно блж. Августину, Г. В. полагал, что человек сотворен Богом для того, чтобы восполнить недостаток в числе ангелов, образовавшийся после падения диавола и последовавших за ним ангелов (In Evang. 34. 6, 11; ср.: Aug. Enchirid. 28-29; Idem. De civ. Dei. XXII 1). Человек есть та евангельская десятая драхма, к-рая была потеряна и вновь найдена (ср.: Лк 15. 8-10), восполнив собой круглое число избранных Богом (electorum numerus - Greg. Magn. In Evang. 34. 6). Так же как и ангелов, Бог создал людей для познания Себя (Ibidem; Moral. XXVI 44. 79). Г. В. полагал, что человек был сотворен по образу (Moral. XXXIII 2. 4; In Evang. 28. 2-3; 34. 6; In Cantic. I 28) и подобию Божию (Moral. XVI 44. 56; XXIX 10. 21; XXXII 23. 47), хотя не всегда четко разграничивал эти понятия (напр., Moral. XXIX 10. 21). Образ Божий он относил к духовной природе человека (mens - Ibid. XXXIII 2. 4), или к его разуму (ratio, sensus rationabilis - Ibid. XXIX 10. 21).

http://pravenc.ru/text/166740.html

Соч.: CPL, N 85-92; собрания: Divinae Institutiones, De ira Dei, De opificio Dei/Ed. C. Sweynheim, A. Pannartz. Subiaco, [editio princeps]; Opera/Ed. J. P. Valerianus. Venetiis, 1502; Opera omnia/Ed. J.-B. Le Brun, N. Lenglet Dufresnoy. P., 1748 (переизд.: Bibliotheca Veterum Patrum/Ed. A. Gallandi. Venetiis, 1768. Vol. 4; PL. 6–7); Opera omnia/Hrsg. S. Brandt, G. Laubmann. W., 1890, 1893, 1897. 3 vol. in 2. (CSEL; 19, 27. 1–2); отдельные произведения: De ave phoinice/Ed. M. C. FitzPatrick. Phil., 1933; De mortibus persecutorum liber/Ed. G. Pesenti. Torino, 1934. (CSL Paravianum; 40); Le Divine istituzioni/Ed. G. Mazzoni. Siena, 1936–1937. 2 vol.; Institutiones divinae: Lib. 6: De vero cultu/Hrsg. C. Iordchescu, T. Simenschy. Ci_inu, 1938; Epitome divinarum institutionum/Ed. E. H. Blakeney. L., 1950; De la mort des persécuteurs/Ed. J. Moreau. P., 1954. (SC; 39); De ira Dei/Hrsg. H. Kraft, A. Wlosok. Darmstadt, 1957; Divinae Institutiones: Buch 5/Hrsg. H. Hross. Münch., 1963; De mortibus persecutorum/Ed. F. Corsaro. Catania, 1970; Divinae institutiones; De opificio Dei; De ira Dei/Ed. U. Boella. Firenze, 1973; Institutiones divines: Lib. I, II, IV, V, VI/Ed. P. Monat, Chr. Ingremeau. P., 1973, 1986, 1987, 1992, 2007. 6 vol. (SC; 204, 205, 326, 337, 377, 509); L’ouvrage du Dieu Createur/Ed. M. Perrin. P., 1974. 2 vol. (SC; 213, 214); La colère de Dieu/Ed. Chr. Ingremeau. P., 1982. (SC; 289); De mortibus persecutorum/Ed. J. L. Creed. Oxf., 1984; Épitomé des Institutions divines/Ed. M. Perrin. P., 1987. (SC; 335); Divinarum institutionum libri septem/Ed. E. Heck, A. Wlosok. Monachii, 2005–2011. Fasc. 1–4; Divinae institutiones. Buch 7: De vita beata/Einl., Text, Übers. und Komment. S. Freund. B., 2009; De ira Dei (=Vom Zorne Gottes). Aadorf, 2010; рус. переводы: Луция Цецилия Лактанция Фирмиана… Божественных наставлений седмь книг… С присовокуплением др. творений: О гневе Божием, О удивительном и чудном строении человека и О кончине гонителей христианства/Пер.: И. Н. Тредиаковский. М., 1783. Ч. 1–2; Творения/Пер.: Е. В. Карнеев. СПб., 1848. Ч. 1–2; О смертях преследователей/Пер., вступ. ст. и примеч.: В. М. Тюленев. СПб., 1998; Божественные установления: Кн. I–V, VII (фрагм.)// Тюленев В. М. Лактанций: Христ. историк на перекрестке эпох. СПб., 2000. C. 205–317; О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественных установлений/Пер., вступ. ст. и примеч.: В. М. Тюленев. СПб., 2007, 20142; Божественные установления: Кн. I–VII/Пер., вступ. ст. и примеч.: В. М. Тюленев. СПб., 2007.

http://pravenc.ru/text/2462563.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010