за то, что тот завел разные коллекты для различных служб. В Латеранском соборе коллектой служила молитва Господня (ср. у нас к конце вечерни и в конце часов по Часословам VIII-IX в.), но это было особенностью и как бы привилегией одной этой церкви, в чем видели указание на первенство и достоинство Римской церкви. По словам испанского аббата Беата VII в. «по окончании службы нельзя выходить из церкви прежде чем скажут: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа пойдем с миром» 1538 . Западное монастырское богослужение Гораздо более сведений имеем мы о монастырском богослужении на западе за рассматриваемый период. Оно было разное в разных монастырях (как и теперь многие римско-католические монастыри имеют особые богослужебные уставы). Несколько знаменитых аббатов и епископов этого периода оставили после себя свои правила для богослужения, которые, хотя в разной степени, повлияли на выработку нынешнего римского чина богослужения и представляют по местам интересные совпадения с нашим уставом. В первые этим монашеском уставам, по-видимому, обязано римское богослужение устранением из служб постоянных псалмов (например, утренних, вечернего) и заменою из чередными отделами псалтири. Важнейший из этих монашеских уставов – 1) прп. (с. 344) Венедикта Нурсийского († 543 г.), основателя известного Монтекасинского монастыря в ю. Италии и ордена своего имени и вообще главного организатора западного монашества. В своих «Правилах» (Regula) он ссылается на правила Василия В., Collationes пр. Кассиана и иногда обнаруживает зависимость от Пахомиевых правил 1539 . 2) Соперником Венедикта по влиянию на западное монашество был Колумбан (Columbanus) † 615 г., шотландец, основатель ряда монастырей сначала в Галлии, затем в Италии; его монашеские правила совершенно своеобразны, довольно суровы (носят отпечаток его северного происхождения), «не заключают ссылок на древнейшие уставы, и в том числе на Венедикта и были приняты во многих монастырях до введения Венедиктова устава. Известны затем своими монашескими уставами. 3) Цезарий, еп. Арльский (Arelatensis в Галлии † 542 г.) и его второй преемник по кафедре. 4) Аврелиан, причем первому приписываются кроме Regula ad monachos еще Regula ad virgines (предназначенные для сестры Цезария и живших в нею монахинь) с более сложным и подробным чином богослужения, чем в первых «Правилах», что возбуждает сомнение в подлинности их; правила Аврелиана по местам совпадают с Колумбановыми; 5) Исидор, еп. Севильский, † ок. 666 г.; 6) Донат, еп. Vesonrionensis в сев. Италии † ок. 624 г. (Regula da virgines); 7) Фруктуоз (Fructuosus), еп. Bracarensis в Испании, † после 675 г.; 8)аноним, по прозванию Magister VII в. (Regula da virginsi); и 9) два неизвестных аббата; правила одного из них издавались с творениями бл. Августина, другого с правилами прп. Венедикта 1540 . Ночная служба

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Another affinity that the Irish shared with the Orthodox practice was its own form of the liturgy. Over the centuries the Orthodox Church has maintained a variety of liturgies, all of ancient origin, such as the liturgies of St John Chrysostom, St James the Apostle and St Basil the Great. Evidence of a pre-Roman liturgy of the Irish Church can be found in manuscripts such as the Antiphonary of Bangor , a collection of hymns and prayers dating from around 680. These texts radiate a Christian view of the world that echoes the Psalms in praise of God’s creation, as in the writings of the Church Fathers. All of creation is viewed as a vast whole, without the dualism of spirit and matter that would become the dominant post-Patristic medieval Western heterodox cosmology. It is pertinent to note that the metaphysical system expounded by the Irish philosopher John Scottus Eriugena (see further on) would also reflect this awareness of the unity of all creation. This reinforces our view that Irish Christianity was a holistic, Patristic faith. Irish missionary activity From their base in Ireland, missionaries spread out over Britain and continental Europe, proclaiming the Gospel, baptizing the people, and establishing places of worship and instruction. They often wandered about in groups of seven, or more often twelve, plus a leader, following the example of Christ and His twelve apostles. According to a 1966 study by Georges and Bernadette Cerbelaud-Salagnac, nearly 300 Irish missionaries went to Britain and the Continent. An even larger number set out from the monastery at Luxeuil (which was founded by St Columban in Belgium around 591) to the surrounding lands. The major figures in this enormous Irish missionary activity were St Columcille, who founded the monastery on Iona and evangelized the Scots and Picts; St Aidan, who founded the monastery on Lindisfarne and evangelized the Northumbrians; St Fridolin, who founded monasteries in France and Germany; St Fursey, who founded monasteries in East Anglia and Gaul; St Kilian, who did missionary work among the East Franks and the Thuringians, and suffered martyrdom; St Gall, the Enlightener of Switzerland; and St Columban, who founded monasteries in Belgium, Switzerland and Italy against fierce opposition. We will look at their lives further on in this essay.

http://pravoslavie.ru/52572.html

K. Ford/Ed. J. F. Nagy, L. E. Jones. Dublin, 2005. P. 131-140; Wesseling M. Structure and Image in the «Altus Prosator»: Columba " s Symmetrical Universe//Proc. of the Harvard Celtic Colloquium. Camb. (Mass.), 1988. Vol. 8. P. 46-57; Meckler M. Colum Cille " s Ordination of Aedán mac Gabráin//The Innes Review. 1990. Vol. 41. P. 139-150; idem. Carnal Love and Priestly Ordination on 6th-Cent. Tiree//Ibid. 2000. Vol. 51. P. 95-108; Sharpe R. Maghnus Ó Domhnaill " s Source for Adomnán " s «Vita S. Columbae» and Other Vitae//Celtica. Dublin, 1990. Vol. 21. P. 604-607; idem. Medieval Irish Saints " Lives: An Introd. to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxf., 1991; idem. Roderick MacLean " s Life of St. Columba in Latin Verse (1549)//The Innes Review. 1991. Vol. 42. P. 111-132; idem. Iona in 1771: Gaelic Tradition and Visitors " Experience//Ibid. 2012. Vol. 63. P. 161-259; Borsje J. The Monster in the River Ness in «Vita Sancti Columbae»: A Study of a Miracle//Peritia. 1994. Vol. 8. P. 27-34; Stevenson J. Irish Hymns, Venantius Fortunatus and Poitiers//Aquitaine and Ireland in the Middle Ages/Ed. J.-M. Picard. Dublin, 1995. P. 81-110; eadem. Altus Prosator//Celtica. 1999. Vol. 23. P. 326-368; Bradley I. Columba, Pilgrim and Penitent, 597-1997. Glasgow, 1996; idem. Celtic Christianity: Making Myths and Chasing Dreams. Edinb., 1999; Bhreathnach E. The Documentary Evidence for Pre-Norman Skreen, County Meath//Ríocht na Midhe. 1996. Vol. 9. N 2. P. 37-45; eadem. Columban Churches in Brega and Leinster: Relations with the Norse and the Anglo-Normans//J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. 1999. Vol. 129. P. 5-18; Clancy T. O. Columba, Adomnán and the Cult of Saints in Scotland//The Innes Review. 1997. Vol. 48. P. 1-27; idem. Scottish Saints and National Identities in the Early Middle Ages//Local Saints and Local Churches in the Early Medieval West/Ed. A. Thacker, R. Sharpe. Oxf., 2002. P. 397-421; idem. Iona v. Kells: Succession, Jurisdiction and Politics in the Columban «familia» in the Later 10th Century//Tome: Studies in Medieval Celtic History and Law in Honour of T.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

1985. Vol. 4. P. 174-186; Enright M. J. Royal Succession and Abbatial Prerogative in Adomnán " s Vita Columbae//Ibid. P. 93-103; idem. Iona, Tara, and Soissons: The Origin of the Royal Anointing Ritual. B.; N. Y., 1985; idem. Further Reflections on Royal Ordinations in the Vita Columbae//Ogma: Essays in Celtic Studies in Honour of P. Ní Chatháin/Ed. M. Richter, J.-M. Picard. Dublin, 2002. P. 20-35; Herbert M. Iona, Kells and Derry: History and Hagiogaphy of the Monastic Familia of Columba. Oxf., 1988; Meyvaert P. The Book of Kells and Iona//The Art Bull. N. Y., 1989. Vol. 71. N 1. P. 6-19; O " Loughlin T. The Library of Iona in the Late Seventh Century: The Evidence from Adomnán " s De Locis Sanctis//Ériu. Dublin, 1994. Vol. 45. P. 33-52; Aubert R. Iona//DHGE. 1995. T. 25. Col. 1398-1400; MacArthur E. M. Columba " s Island: Iona from Past to Present. Edinb., 1995; Stalley R. The Tower Cross at Kells//The Insular Tradition/Ed. C. E. Karkov, M. Ryan, J. T. Farrell. Albany, 1997. P. 115-142; Studies in the Cult of St. Columba/Ed. C. Bourke. Dublin, 1997; Veitch K. The Columban Church in Northern Britain, 664-717: A Reassessment//Proc. of the Society of Antiquaries of Scotland. 1997. Vol. 127. P. 627-647; idem. The Alliance between Church and State in Early Medieval Alba//Albion. Holland (Mich.), 1998. Vol. 30. N 2. P. 193-220; Dumville D. N. Derry, Iona, England and the Governance of the Columban Church//Derry and Londonderry: History and Society/Ed. G. O " Brien. Dublin, 1999. P. 91-114; Etchingham C. Church Organisation in Ireland, A. D. 650 to 1000. Maynooth, 1999; Richter M. Ireland and Her Neighbours in the 7th Century. Dublin, 1999. P. 48-88; Spes Scotorum=Hope of Scots: Saint Columba, Iona and Scotland/Ed. D. Broun, T. O. Clancy. Edinb., 1999; Byrnes M. The Árd Ciannachta in Adomnán " s «Vita Columbae»: A Reflection of Iona " s Attitude to Síl nÁeda Sláine in the Late 7th Century//Seanchas: Studies in Early and Medieval Irish Archeology, History and Literature in Honour of F.

http://pravenc.ru/text/578330.html

169 След. Псалтирь (М. 1898), гл. 46, л. 526. – Сн. Книга (Великая, или Перилипси) преп. Никона, игумена Черной Горы, слово 29, л. 202; слово 30, л. 213 об. 174 См. статью «Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа» в «Правосл. Собеседнике» за 1857 год, отд. стр. 825–828, 834. 176 «Книга (Великая) препод. Никона». Слово 29, л. 159 об. – Слова, заключенные в скобки, заимствованы из рукописи К.-Печерской Лавры 92/257. 182 «Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников». Перевод с греческого. Москва, 1855. Отв. 74, стр. 77. – «Книга (Великая) преп. Никона, игумена Черной Горы», сл. 29, л. 199 об. – 200. – Старец Силуан советует, между прочим, пред началом «правила» всякий раз произносить «изображение веры и Отче наш» (там же, л. 207). 189 Сл. Житие преп. Саввы Освященного: «отошедши недалеко, (Савва) тайно читал (согласно правилу) Давидовы псалмы и совершал божественное служение третьего часа» («Правосл. Палест. Патерик», в. 1, Спб. 1885) стр. 116–117. 190 Сл. Житие преп. Евфимия В. («Палест. Патер.», в. 2. Спб. 1893 года), стр. 11. – Тураев, «Часослов эфиоп. церкви», стр. 9–11. 199 Там же, стр. 37, 38, 58, 66. – О влиянии египетского монашества на палестинское подробно говорится в сочинении архимандрита (ныне – епископа) Феодосия (Олтаржевского). Палестинское монашество в IV–VI вв. (Киев, 1899), стр. 5 и след., 121 и след. 204 Aurelian. Arel. (an. 553) «Ordo quomodo psallere»... (Migne, Patrol, s. I. 68, 394); Columban. Beccen. Reg. coenob. cap. 7 (Migne, Patrol. s. I. 80); Frucmuos. Bracaren. (an. 670) Regula monachorum, cap. 3 (Migne, Patrol, s. I. 87). 205 Benedicm. Reg. 17; Anonymus, cognomine Magister (sec. VII), Regula ad monachos, cap. 35 (Migne, Patrol, s, I. 88). 208 Benedict. Reg. 17; Columban. Reg. 7; Isidor. Hisp (an. 636) Regula monachorum, cap. 6 (Migne, Patrol. s. I. 83, 876); Fructuos. Reg. 2, Magistri Regula 35. 222 Edm. Магтепе, De antiquis ecclesiae ritibus, t. III (Antverp., 1737). 19–22; t. IV (Anmverp, 1738), 26–30, 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

На каких же Соборах был осужден Ориген и его учение? Собор с осуждением оригеновского учения состоялся за 10 лет до Вселенского Собора – в 543 г. Вот что пишет историк Михаил Поснов : «Последний (святой император Юстиниан. – Авт.) ревностно занялся изучением творений Оригена и сочинил ученый трактат, в котором осудил его учение как еретическое. Этот трактат был приложен к письму на имя патриарха Мины с просьбою рассмотреть в собрании пункты учения Оригена и высказаться по поводу их. Собор состоялся в 543 г. С предложением императора осудить отдельные пункты в учении Оригена и анафематствовать с “безбожным Оригеном ” и всех его единомышленников согласились и под ним подписались патриархи Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима» 170 . Нужно обратить внимание: М.Э. Поснов пишет о том, что лжеучение Оригена было осуждено именно по отдельным пунктам, безотносительно к связи одного с другим, хотя это и так ясно и по смыслу анафематизмов. И непогрешимый вселенский статус этому решению придал V Вселенский Собор. Но, мало того, не один только Поместный Собор и патриархи в 543 г. подписали указанный документ. А. Геростергиос в своей книге « Юстиниан Великий – император и святой» пишет: «Следуя советам Константинопольского патриарха Мины и папского представителя в Константинополе Пелагия, он (Юстиниан) в 543 г. издал декрет против оригенистов. Декрет был послан пяти патриархам с указанием созвать Поместные Соборы и попытаться ратифицировать его. Так и было сделано. Декрет был подписан пятью патриархами и утвержден соответствующими соборами» 171 . Поэтому помимо придания V Вселенским Собором непогрешимого вселенского авторитета решениям этих пяти Поместных Соборов, сам по себе случай с осуждением Оригена и его лжеучений этими Поместными Соборами уникален, поскольку примерно в одно время собирались по этому вопросу пять Поместных Соборов и вынесли одинаковые решения. Другими словами по сути это был Вселенский Собор, состоящий из пяти Поместных Соборов, или еще можно сказать, что вся Церковь в лице этих пяти Поместных Соборов осудила Оригена и его лжеучения по отдельным пунктам. Таким образом, даже если бы V Вселенский Собор не принял никаких решений об осуждении Оригена, то и без этого можно было бы утверждать, что Церковь одновременно собралась на пяти Поместных Соборах и вынесла свой вердикт. Никогда больше в истории ничего подобного не было. Но на самом деле V Вселенский Собор как раз и подтвердил такое положение дел, что Ориген и прочие еретики «с нечестивыми их сочинениями... были осуждены и анафематствованы святою кафолическою и апостольскою Церковию (то есть в лице пяти Поместных Соборов 543 г. – Авт.) и святыми четырьмя помянутыми соборами (Вселенскими. – Авт.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Стб. 518-519). Этот же принцип вводился и относительно порядка ношения одежды и обуви (Там же. Стб. 524-525). Казначею предписывалось строго смотреть, чтобы никто из иноков не имел в своей келье ничего лишнего. Запрещалось брать к.-л. вещь или делать приписки в книгах без благословения настоятеля (Там же. Стб. 526-527). Оставались запреты беседовать на трапезе и вечером, выходить из монастыря без благословения настоятеля, приносить в обитель вино (Там же. Стб. 528-530, 542-543); не разрешалось приходить в обитель женщинам, запрещалось проживание в монастыре детей (Там же. Стб. 543-546). В 6-й и 7-й главах содержалось предписание обязательного участия всех монахов, кроме больных, в монастырских службах (Там же. Стб. 530-542). Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Прп. Иосиф Волоцкий. Подвесная пелена. 3-я четв.— кон. XVII в. (ГРМ) 10-я гл. получила особое название: «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцехъ, бывшихъ в монастырехъ, иже в Рустей земли сущихъ»; здесь обобщен опыт уставной и повседневной жизни русских: Троице-Сергиева, Кириллова Белозерского, Симонова, Саввина тверского, Андроникова, Чудова, Макариева Калязинского мон-рей, к-рые, по мысли автора, ничем не уступали мон-рям Афона. Главная идея «Отвещания...» - необходимость единодушия настоятеля и братии мон-ря. 11-я гл. посвящена обязанностям настоятеля (Там же. Стб. 563-566). 12-я гл. представляет собой краткий пересказ первых 9 глав Устава (Там же. Стб. 567-570). 14-я подчеркивает решающую роль соборных старцев в управлении мон-рем, в т. ч. в выборе настоятеля (Там же. Стб. 587-609). Здесь перечислены епитимии за нарушения монастырской дисциплины (Там же. Стб. 610-615). При составлении Устава И. использовал монастырские уставы преподобных Феодосия Печерского, Феодора Студита, правила прп. Афанасия Афонского , свт. Василия Великого, новеллы визант.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Приход прп. Иосифа Волоцкого на Волок Ламский. Клеймо рамы с Житием прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов (ЦМиАР) Поскольку причиной ухода из Боровского мон-ря называлось несогласие братии с намерением прп. Иосифа ввести строгое общежитие, то следует полагать, что общежительный устав он ввел в И. В. м. уже с основания обители. В Краткой редакции Устава (древнейший список - РНБ. Солов. 326/346. Л. 4-43; изд.: Иосиф Волоцкий. 1959. С. 296-319) прп. Иосиф изложил основы строгого общежития: равенство монахов, отказ от любой собственности, обязательный труд для всей братии, запрет отлучек из мон-ря, разговоров на трапезе и в кельях. Братия носила самую простую одежду, молилась на продолжительных службах в холодной церкви и довольствовалась непритязательной пищей. По благословению игумена некоторые монахи носили под одеждой вериги или панцири, другие принимали обет спать сидя, совершали в день от 1 тыс. до 3 тыс. поклонов. Те, кто не выдерживали установленных порядков, покидали мон-рь, жалуясь: «...жестко есть сие житие; в нынешнем роде кто может таковаа понести?» Имущество и деньги, к-рые вкладчики давали в мон-рь при пострижении, оставались в общемонастырском владении (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 467, 468; Иосиф Волоцкий. 1959. С. 217). В Пространной (Минейной) редакции Устава (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 499-615), включавшей 14 глав, всей братии предписывались единообразная пища и питье, но правила поста устанавливались в зависимости от сил каждого инока («не всемъ бо вся равна скудости ради тщаниа и изнеможениа силы») в соответствии с принципом «трех устроений». Тот же принцип действовал и относительно ношения одежды и обуви. Казначей следил за тем, чтобы никто из иноков не имел в келье ничего лишнего, сверх норм, определенных в Уставе. Строго запрещалось брать к.-л. вещь, делать приписки в книгах без благословения настоятеля, приносить в обитель вино (Там же. Стб. 524-530, 542-543). Под любым предлогом запрещались вход в обитель женщинам и проживание в мон-ре детей (Там же. Стб. 543-546). В особых главах содержались требования обязательного участия всех монахов, кроме болящих, в общих работах и монастырских службах (Там же. Стб. 530-542). В управлении мон-рем решающая роль принадлежала соборным старцам (10 или 12 чел. во главе с настоятелем и келарем). Прп. Иосиф считал, что именно за старцами было последнее слово в выборе настоятеля, они осуществляли контроль над повседневной жизнью братии (Там же. Стб. 570-609). Особая, 10-я гл.- «Отвещание любозазорных и сказание въ кратце о святых отцехъ, бывшихъ в монастырехъ, иже в Рустей земли сущихъ» представляла собой опыт обобщения многолетних размышлений прп. Иосифа об устройстве рус. мон-рей (Там же. Стб. 546-563; Отвещание любозазорных//ЛЗАК за 1862-1863 гг. СПб., 1864. Вып. 2. Отд. 2. С. 79-93). Главная идея «Отвещания...» - необходимость единодушия и единомыслия настоятеля и братии, продемонстрированная на многочисленных примерах монастырской действительности.

http://pravenc.ru/text/673721.html

L., 1898; Trenholme E. C. The Story of Iona. Edinb., 1909; Brüning G. Adamnans Vita Columbae und ihre Ableitungen//Zschr. für celtische Philologie. Halle, 1917. Bd. 11. S. 213-304; Thrall W. F. The Historical Setting of the Legend of Snedgus and Mac Riagla//Stud. in Philology. Chapel Hill, 1925. Vol. 22. P. 347-382; Simpson W. D. The Historical Saint Columba. Aberdeen, 1927; Hannan Th. Iona and Some of Its Satellites. L.; Edinb., 1928; Kenney J. F. The Sources for the Early History of Ireland. N. Y., 1929. Vol. 1: Ecclesiastical. P. 245-246, 263-265, 269-270, 284-287, 422-448, 629-631, 640-641, 753-756; Duke J. A. The Columban Church. L., 1932; Anderson A. O., Anderson M. O. Introduction// Adomnan " s Life of Columba. 1961. P. 1-175; Bullough D. A. Columba, Adomnan, and the Achievement of Iona//Scottish Historical Rev. Edinb., 1964. Vol. 43. P. 111-130; 1965. Vol. 44. P. 17-33; Hughes K. The Church in Early Irish Society. L., 1966. P. 57-78; eadem. Early Christianity in Pictland// Eadem. Celtic Britain in the Early Middle Ages/Ed. D. Dumville. Woodbridge, 1980. P. 38-52; Dilworth M. Iona Abbey and the Reformation//Scottish Gaelic Studies. L., 1971. Vol. 12. P. 77-109; Bannerman J. Studies in the History of Dalriada. Edinb.; L., 1974; idem. Comarba Coluim Chille and the Relics of Columba//The Innes Rev. Glasgow, 1993. Vol. 44. N 1. P. 14-47; Barber J. W. et al. Excavations on Iona, 1979//Proceedings of the Society of Antiquaries of Scotland. 1981. Vol. 111. P. 282-380; Argyll: An Inventory of Monuments. Edinb., 1982. Vol. 4: Iona; Ní Dhonnchadha M. The Guarantor List of Cáin Adomnáin, 697//Peritia. Turnhout, 1982. Vol. 1. P. 178-215; Picard J. M. The Purpose of Adomnán " s Vita Columbae//Ibid. P. 160-177; idem. The Schaffhausen Adomnán - A Unique Witness to Hiberno-Latin//Ibid. P. 216-249; MacDonald A. D. S. Aspects of the Monastery and Monastic Life in Adomnán " s Life of Columba//Peritia. 1984. Vol. 3. P. 271-302; idem. Iona " s Style of Government among the Picts and Scots: The Toponymic Evidence of Adomnán " s Life of Columba//Ibid.

http://pravenc.ru/text/578330.html

О том, как распределялись службы на Пасху, были ли особые последования для Великой пятницы и утра Великой субботы, неясно. Источники говорят в основном лишь об особой службе пасхальной ночи. У ирландцев также существовал обычай благословения нового огня на Пасху (вероятно, с ним связано благословение свечи в Бангорском Антифонарии; см.: McLoughlin. 1969). В «Плавании Брендана» упоминаются особые периоды года - от Рождества Христова до Епифании (в одном месте называется Теофанией, как в нек-рых Сакраментариях Gelasiana Mixta) или ее Октавы и от Пасхи до Пятидесятницы. Выделение этих периодов было, видимо, связано с изменениями в дисциплине поста. Пост среды и пятницы соблюдался строго ( Columban. Regula monachorum. 13// Sancti Columbani Opera/Ed. G. S. M. Walker. Dublin, 1970. P. 160; см. также: D " Arbois de Jubainville. 1888). Сторонние наблюдатели считали даже, что ирл. монахи и аскеты постятся постоянно, кроме воскресных и праздничных дней, летом до 9-го часа, а зимой до вечерни ( Ratramn. Contr. Graec. 4. 3//PL. 121. Col. 315-316). Но в указанные периоды пост мог отменяться (см.: Beda. Hist. eccl. 3. 5; др. основанием для отмены поста в мон-ре могло быть принятие важных гостей - Adamn. Vita Columb. 1. 26). Помимо поста среды и пятницы в К. о. существовало 3 продолжительных поста, называемых часто «зимний» (Адвент, или пост Илии), «весенний» (Великий пост, или пост Иисуса Христа) и «летний» (пост Моисея, к-рый начинался перед памятью Иоанна Крестителя (24 июня); по мнению Беды Достопочтенного, его отсчет начинается у ирландцев с Пятидесятницы ( Beda. Hist. eccl. 3. 27; ср.: «Второе видение Адомнана», главы 22-24). Каждый из них продолжался 40 дней (tres quadragesimae - одно из часто встречающихся выражений в ирл. Пенитенциалах) или 6 недель (об этих постах см.: Bieler L., ed. The Patrician Texts in the Book of Armagh. P. 152; Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 42-43; Vitae Sanctorum Hiberniae/Ed. Ch. Plummer. Oxf., 1910. Vol. 1. P. CXX. N 1). Ирландцы начинали поститься с вечера воскресного дня и поэтому сталкивались с проблемой расчета постных дней (в Риме, а потом повсеместно на континенте Великий пост начинался со среды, чтобы исключить из счета постных дней воскресенья, в которые пост запрещен; о проблемах расчета см.: Ó N é ill. 2000).

http://pravenc.ru/text/кельтский.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010