Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛМАН ЭЛО [древнеирл. Colmán Elo] († 611), св. (пам. зап. 26 сент.), основатель мон-ря (церковного поселения) Ланн-Эло (Ланд-Эло; ныне Линалли, близ г. Талламор, графство Оффали, Ирландия). Источники Самые ранние датированные упоминания о К. Э. содержатся в Житии св. Колумбы, составленном на рубеже VII и VIII вв. св. Адомнаном (624-704), аббатом монастыря Иона Согласно Житию, К. Э. неоднократно посещал Иону и встречался со св. Колумбой Адомнан называл святого «епископ Колман мокку Сальни» (sancti Colmani episcopi mocu Sailni) и «Колумбан, сын Беогны» (Columbanus filius Beognai) ( Adomnani Vita Columbae. I 5), в др. месте говорил о нем как о пресвитере (de Baitheneo et Columbano filio Beogni sanctis prespiteris - Ibid. II 15). Впосл. К. Э. обычно считали пресвитером (напр.: Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae. 1985. N 705.14). В ирл. летописных сводах запись о кончине К. Э. помещена под 609, 611 и 613 гг.; согласно «Анналам Тигернаха» и «Хронике ирландцев», «Колман Эло мокку Сальни» скончался на 56-м году жизни (Quies Colman Ela maic húi Seilli .l.ui. anno etatis sue). В «Ольстерских анналах» к этой записи добавлена ссылка на «книгу Куану» (sic est in libro Cuanach), несохранившуюся летопись, к-рая происходила из Вост. Ирландии (см.: Ó M ó rdha E. The Placenames in the Book of Cuanu//Seanchas: Studies in Early and Medieval Irish Archaeology, History and Literature in Honour of Francis J. Byrne/Ed. A. P. Smyth. Dublin, 2000. P. 189-191). Согласно Житию св. Колумбы, анналам и родословиям ирл. святых, К. Э. принадлежал к туату Дал Сальни, входившему в племенное объединение Дал н-Аради (на территории совр. графства Антрим, Сев. Ирландия). В метрической версии родословий святых К. Э. назван родственником (combráthair) св. Мак Ниссе, основателя крупной церковной общины Кондере (Коннере; ныне Коннор, графство Антрим) (Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae. 1985. N 662.184). В VII в. Дал Сальни были подчинены правителями туата И Хоэлбад, возглавившими племена Дал н-Аради, однако Дал Сальни удалось сохранить контроль над Кондере (см.: Doherty. 1991. P. 89-90; Charles-Edwards. 2000. P. 61-63). Несмотря на то что память о происхождении К. Э. не была утрачена, агиографы приписывали ему более «почетную» версию родословия, согласно к-рой святой принадлежал к одной из ветвей могущественной династии И Нейл. Возникло также представление о том, что матерью К. Э. была Мор, сестра св. Колумбы (т. о., по материнской линии святой принадлежал к Кенел Коналл, сев.-зап. ветви И Нейлов).

http://pravenc.ru/text/1841768.html

Среди самых ранних источников, в к-рых сообщается о К.,- сказание о Коналле Корке и о приходе к власти в Мумане его потомков, династии Эоганахта (изд.: Anecdota from Irish Manuscripts/Ed. O. J. Bergin et al. Halle; Dublin, 1910. Vol. 3. P. 57-63). Сказание датируется кон. VII - 1-й пол. VIII в. ( Hull. 1947. P. 889-892) или нач. VIII в. ( Charles-Edwards T. M. Celtic Kings: «Priestly Vegetables»?//Early Medieval Studies in Memory of P. Wormald/Ed. S. Baxter et al. Farnham, 2009. P. 72). В нем сообщается, что правитель Оэнгус (кон. V в.), сын Над Фроиха и внук Муг Нуадата, подарил о-в Вост. Аран (архипелаг Аран у зап. побережья Ирландии) св. Энде, к-рого вместе с К., св. Мохаммоком с о-ва Инис-Келтра (см. Камин ) и еп. Эрком из Слане называли «бывшими мирянами Ирландии» (tri haithlaich Eirenn). Согласно агиографической традиции, Энда до обращения ко Христу был военным предводителем ( Plummer. Vitae. Vol. 2. P. 60-62), еп. Эрк - приближенным правителя-язычника Лоэгаре (The Patrician Texts from the Book of Armagh/Ed. L. Bieler. Dublin, 1979. P. 88, 132-134). Т. о., К. первоначально был мирянином и, вероятно, язычником, ко Христу он обратился уже в зрелом возрасте. Далее в сказании повествуется о правителе Корьпре Кромме († 577 или 579), правнуке Оэнгуса и основателе династии Эоганахт Глендамнах. Его племянник Маэл Умаи изгнал К. из Металаха, за это Маэл Умаи и его братья лишились права на власть над Муманом (Maelhumai gabais laim Cholmain maic Lénení aMethalig hac causa cum fratribus priuatus regno). Возможно, с изгнанием К. связано др. событие, о к-ром упоминается в сказании: из-за проклятия К. пали стены крепости Ресс (Maleditione Colman maic Leneni muri ciuitatis Ressad ceciderunt). Правитель Корьпре подарил К. землю, чтобы он основал церкви в Клуан-Уаме и др. местах: «Корьпре, сын Кримтанна, дал Богу и Колману, сыну Колку, который также зовется Ленине, Клуан-Уаму и Аред-Кехтраге и Келл-Нале» (Coirpri mac Crimthain dobert Cluain hUama do Dia do Cholman mac Colcen qui et nuncupatur Lenine Aired Cechetraige & Cill n-Aile) (по мнению Д. О Корраня, следует читать «который также зовется сыном Ленине» (qui et Mac Lenine); в ркп. Bodl. Laud. Misc. 610. Fol. 99va стоит сокращение mr). Аред-Кехтраге идентифицируется как местность Эрри близ Кашела (графство Типперэри), Келл-Нале скорее всего сел. Килленол (в 19 км от Кашела) ( Gwynn. 1992. P. 235; Ó Corr á in. 1998. P. 199). Это дарение стало основанием для «их» (К. и Корьпре?) власти над миром (возможно, следует читать «над Муманом») (Inde regnum mundi meruerunt - Anecdota from Irish Manuscripts. 1910. Vol. 3. P. 60, 62; Hull. 1947. P. 900, 903-904; Idem. 1959. S. 72-73). О дарении Клуан-Уамы сообщается также в «Истории Ирландии» Дж. Китинга (30-е гг. XVII в.), где со ссылкой на предание (seanchus) утверждается, что это произошло примерно тогда же, когда скончался св. Брендан из Бирры (565 или 573) ( Keating. 1908. P. 74-75).

http://pravenc.ru/text/1841766.html

Существует множество других свидетельств об англичанах в Византии. Известно, что английские солдаты понесли тяжелые потери, сражаясь за византийцев против норманнов при Дирраке (Дураццо) в 1081 году. Император Алексей пожаловал англичанам землю на берегу Никомидийского залива, чтобы они построили там укрепленный порт. Между 1101 и 1116 годами некий линкольнширец по имени Ульфрик возвратился в Англию из Константинополя, чтобы вербовать солдат в византийскую армию. Английские солдаты сражались также при обороне города от крестоносцев в 1204 году; современный французский писатель Робер Клер пишет, что у этих англичан были свои священники. Из бытовых свидетельств мы знаем, что в середине XIV века на рождественском пиру у императора потомки английских переселенцев пожелали приветствовать его на их собственном наречии. Что стало с этими англо-саксонскими поселениями после захвата Константинополя в 1453 году турками – неизвестно. По-видимому, те поселения, которые оказались под властью турок, объединились с греческими, а новоанглийская колония на северном побережье Черного моря слилась с русским народонаселением. Православные святые Британии и Ирландии, изображенные на иконе 66 Аван (Afan), Августин Кентербериийский (Augustine, †604), Адомнан (Adomnan), Адриан (Adrian, VI в.), Адриан Кентерберийский (Adrian of Canterbury, †709/710), Айдан (Aidan, †651), Албаний (Albanus, III в.), Альдгельм (Aldhelm, † ок. 700), Альфеге (Alphege, †1012), Асаф (Asaph, VII в.), Аустель (Austel), Беда Досточтимый (Beda Venerabilis, Беуно (Beuno, VI в.), Бирин (Birinus), Бранвал- Православные святые Британии и Ирландии ладер (Branwallader, VI в.), Брендан Мореплаватель (аб. Клонфертский; Brendan, 522-†575), Бригита Килдарская (Brigit, †525), Венедикт/ Бенедикт Нурсийский (Benedict of Nursia, 480-†ок. 550), Вонифатий/Бонифаций (Boniface of Crediton, 675-†754), Гильда 500-†ок. 570), Давид Уэльский (David, VI в.), Дениол (Deniol, †ок. 584), Дублитир (Dublitir), Дунстан (Dunstan, 909-†988), Иллтуд (†нач. VI в.), Кадок (Cadoc), Кедд (Cedd, VII в.), Келлан (Cellan of Peronne, VII в.), Кей (Kew), Киаран (Снагап of Clonmacnois, VI в.), Колман (Colman, VII в.), Колум мак Кримтайн (Colum mac Crimthain of Terryglass, VI в.), Колумбан (Columbanus, 543-†615), Колумкилле (Columcille, 521-†597), Комгалл (Comgall of Bangor, VII в.), Кутберт (Cutbert, 634-†687), Лаврентий (Laurence, †619), Маелруайн (Maelruain), Меллит (Mellitus, VII в.), Мохолд (Maughold, †498), Ниниан (Ninian, сер. V в.), Патрик/ Патрикий Ирландский (Patric/Patricius, 390-†461), Паулин (Paulinus, VII в.), Самсон (Samson), Трилло (Trillo, V в.), Фин(н)иан (Fin(n)ian of Clonard, 512-†ок. 545), Ферси (Fursey, VII в.), Феодор Тарсийский (Theodore of Tarse, †690), Эгберт (Egbert, VIII в.), Юст (Justus, VII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Coleman, Cloyne. Cork, 1882; Olden T. On Some Ancient Remains at Kilmaclenine//Proc. of the Royal Irish Academy. Ser. 2. Dublin, 1879/1888. Vol. 2. P. 119-128; idem. Colman of Cloyne, Saint//Dictionary of National Biography/Ed. L. Stephen. L.; N. Y., 1887. Vol. 11. P. 386-387; Coleman J. St. Colman of Cloyne//J. of the Cork Hist. and Archaeol. Society. Ser. 2. Cork, 1910. Vol. 16. N 87. P. 132-142; Bergin O. Unpublished Irish Poems I: The Patron Saint of the O " Dalys//Studies: An Irish Quarterly Review. Dublin, 1918. Vol. 7. N 25. P. 97-99; Thurneysen R. Colmán mac Lénéni und Senchán Torpéist//Zschr. f. celtische Philologie. Halle, 1933. Bd. 19. S. 193-209; Hull V. Conall Corc and the Corco Luigde//Publications of the Modern Language Association of America. Baltimore, 1947. Vol. 62. P. 887-909; idem. On Conall Corc and the Corco Luigde//Zschr. f. celtische Philologie. 1959. Bd. 27. S. 64-74; Carney J. Three Old Irish Accentual Poems//Ériu. 1971. Vol. 22. P. 23-80; Galloway P. The Cathedrals of Ireland. Belfast, 1992. P. 52-56; Gwynn A. The Irish Church in the 11th and 12th Centuries/Ed. G. O " Brien. Dublin, 1992. P. 133, 184, 224, 234-236, 315; Ó Corr á in D. Creating the Past: The Early Irish Genealogical Tradition//Peritia. 1998. Vol. 12. P. 177-208; Mac Cana P. Praise Poetry in Ireland before the Normans//Ériu. 2004. Vol. 54. P. 11-40; MacCotter P. Colmán of Cloyne: A Study. Dublin, 2004; idem. A History of the Medieval Diocese of Cloyne. Blackrock, 2013; A New History of Ireland. Oxf., 2005. Vol. 1: Prehistoric and Early Ireland/Ed. D. Ó Cróinín. P. 361, 454, 485, 497, 600, 956; Ireland C. The Poets Cædmon and Colmán mac Lénéni: The Anglo-Saxon Layman and the Irish Professional//Heroic Poets and Poetic Heroes in Celtic Tradition: A FS for Patrick K. Ford/Ed. J. F. Nagy, L. E. Jones. Dublin, 2005. P. 172-182; Busse P. E. Colmán mac Lénéni//Celtic Culture: A Historical Encyclopedia/Ed. J. T. Koch. Santa Barbara, 2006. Vol. 2. P. 467. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.) ГЕРЕМАР (ок. 615-660), основатель и первый аббат мон-ря Флавиак (совр. Сен-Жерме-де-Фли, Франция), прп. (пам. зап. 24 сент., перенесение мощей - 20 мая) ГОДОН († ок. 690), основатель мон-ря св. Петра в Авгии (совр. Уа, близ Сезана, Франция), прп. (пам. зап. 24 июля)

http://pravenc.ru/text/1841766.html

Нетрудно слышать Святителя Кутберта, говорящего то же самое. В Англии и Шотландии приблизительно восемьдесят три церкви освящены во имя Святителя Кутберта, что указывает на его особое почитание в сонме местных Святых. И после Святителя Кутберта Линдисфарн следовало бы назвать «Святым Островом», ибо он стал английским Афоном. Его святые игумены следовали один за другим: Преподобный Аидан (Aidan), Преподобный Финан (Finan), Преподобный Колман (Colman), Преподобный Ита (Eata), Святитель Кутберт, Преподобный Эдберт (Edbert), Преподобный Эдфрит (Edfrith), Преподобный Этильвальд (Ethilwald). Здесь в честь Святителя Кутберта Преподобный Эдфрит переписал, а Святой отшельник Биллфрит (Billfrith) украсил Евангелие Линдисфарна, великолепное сокровище Христианского мира, с портретами всех четырех Евангелистов, их именами, написанными по-гречески латинскими буквами 96 . И когда в 1104 году мощи Преподобного Кутберта были перенесены, была найдена все еще сохранившаяся копия Евангелия от Иоанна, переписанная в седьмом столетии. Она находилась на внутренней крышке гроба и, возможно, принадлежала самому святому Кутберту. Когда в 1827 году святые мощи Кутберта были вновь исследованы, на крышке гроба было найдено изображение Иисуса Христа с символами четырех Евангелистов. Гроб был украшен изображениями двенадцати апостолов, пяти Архангелов и Пресвятой Богородицы. Внутри были найдены святые мощи вместе с деревянным оглавлением алтаря, костяным гребнем, шелками из Константинополя и Персии, епитрахилью, расшитой в восточно-римском стиле набожными Английскими леди в десятом столетии, и собственный крест Преподобного Кутберта, с раковиной из Индийского океана в его центре. После нашествия викингов в 794 году монашеская жизнь в Линдисфарне уже больше никогда не была восстановлена. И сегодня Святой остров с островами Святителя Кутберта и Внутренним Фарном – святилище для птиц, с их бакланами (Corvus marinus), утесами, ивами и северными птицами олушами (Sula bassana), бурными морями и утками-гагами (Somateria mollisima), по сей день называемыми утками Святого Кутберта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Около 590 года произошло другое важное знакомство. Дружба святых, вообще один из главных механизмов в истории Кельтской Церкви, стала причиной нового служения святого Мочуту. Он встретился со святым Колманом (st. Colman Eló), одним из самых деятельных ирландских подвижников VI века. Они подружились, и святой Колман дал ему рекомендацию для князей Уи Неиллов (Uí Néill), владевших южными землями Зеленого острова. Почти сорок лет святой Мочуту прожил в Рохане (Rohan, ирл. Rathan), графство Оффали (Offaly), в монастыре, насчитывавшем около тысячи монахов. 2 Святой стал за эти десятилетия очень почитаемым, сначала аббатом, а затем и епископом графства. Многочисленные чудеса, помощь и забота о бедных, а также большая ученость, подкрепляемая мудростью и богатым личным опытом, привлекала тысячи простых христиан и раздражала десятки недоброжелателей. Для своих монахов святой Мочуту написал своеобразную «Книгу Правил» метрическую поэму из 580 строк, разделенных на девять частей, важнейшую литературную реликвию Кельтской Церкви. В 635 году в жизни святого и его обители произошло чрезвычайное событие. Ирландская героическая сага, посвященная случившемуся, называется «Изгнание Мочуту из Рохана» (Indarba Mo Chutu a Raithin; англ.: The expulsion of Mo Chutu from Rahan). Факт «изгнания» подтверждают Анналы Ольстера (Annals of Ulster), с конкретным уточнением, что событие это происходило в «пасхальные дни», которыми можно считать как Светлую Седмицу, так и вообще время от Воскресения до Троицы. Седьмой век для Кельтской Церкви стал столетием принципиальных уже не споров, а разделений. Вопросы о Праздновании Дня Пасхи, форме монашеской тонзуры и более второстепенных деталях, касающихся иноческих практик, привели к конфликтам. Святой Мочуту и последовавшие за ним 800 (!) братий, в силу тесных контактов с континентальными аббатствами и, возможно, оказавшиеся в политической опале у королей Уи Нейлов, поддерживающих не римское, а кельтское, то есть ирландское, счисление Пасхи, покинули свою обитель. Их приютили короли династии Дейзи (Dési) в Лисморе, графство Уотерфорд (Waterford). Там святой основал новый монастырь, прожил еще 3,5 года, совершил множество чудес, прославился добродетельным образом жизни, «даром слез» и мирно скончался 14 мая 639 года. Память святого совершается в этот же день. 3 «Житие святого Мочуту» дошло в нескольких ирландских и латинских версиях, которые восходят к латинскому оригиналу 11-го века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

‘An Extraordinary Experience of Holiness’: Pilgrimage Through Orthodox Ireland Successfully Concludes Source: Orthodox Europe The castle and church atop the ancient Rock of Cashel. Photo: orthodox-europe.org The first pilgrimage through Ireland organised within the Diocese of Great Britain and Western Europe concluded successfully on Sunday, bringing to a close a full week of prayerful visits to sites associated with the numerous Orthodox Saints who have shone forth on the island of Ireland. Organised by the Mission Parish of St John the Wonderworker in Belfast, Northern Ireland, the pilgrimage was well-subscribed despite the instability of international travels, with over twenty participants from various parts of the world, including Europe, the UK, the United States of America and the Russian Federation. The pilgrimage was pleased to welcome participants not only from the Diocese of Great Britain and Western Europe, but also the German Diocese and American Dioceses of the Russian Church Abroad, as well as various dioceses of the Moscow Patriarchate in Europe, and the Orthodox Church in America. After commencing with Confession and the Divine Liturgy in the parish of St Colman in Stradbally last Sunday, on the summer feastday of St Seraphim of Sarov, the pilgrimage group set out by coach for the first of its visits – to Glandalough and various holy sites associated with St Kevin, the great ascetic and monastic founder, including the ‘monastic city’ of Glandalough and the near and far lakes where the saint practiced his asceticism. His Grace Bishop Irenei of London and Western Europe joined the pilgrims, together with clergymen who were themselves pilgrims – Archpriest Michael Carney and Priest Patrick Burns – and spoke to the participants about the saints they were encountering and the sites on which they would set foot, as well as leading the group in various Divine Services and prayers at each. Following Glandalough, the southern-most holy well of St Patrick, the Apostle to Ireland, was visited and the Blessing of Waters performed there – participated in both by pilgrimage participants as well as local residents who came out to take part. The pilgrims then travelled to Ardmore, where the great St Declan founded his monastery, praying for the repose of their departed loved ones in its remains and before the site of the saint’s original grave – as well as visiting his far hermitage and holy well. At the remote lake hermitage of St Finbarr, the pilgrims again blessed the waters of a holy well and served a moleben upon the ruins of the saint’s cell – a prayerful pattern then repeated in the monastery of St Finian on Inishfallen Island, to which the pilgrims voyaged by way of a short boat journey.

http://pravmir.com/an-extraordinary-expe...

Ланфранк (Lanfranc, XI в.) указывает, что младенцев крестили не употребляя священной хризмы. Возможно, что британские священники не употребляли освященного елея и вливали елей не освященный. Третья особенность — тонсура. Британские клирики в этом отношении отличались от клириков римских. Первый пункт требования Августина — совершать пасху в свое время, т. е. вместе с римскою церковью, показывает, что пасха в британской церкви совершалась по обычаю мало–азийской церкви, отличавшейся в этом праздновании от римской церкви. Отсюда можно сделать то заключение, что британская церковь была представительницей восточного обряда. Но при внимательном рассмотрении источников с несомненностью следует только то, что британская церковь по вопросу о праздновании пасхи ссылалась на восточные авторитеты: Феофила и Кирилла, патриархов александрийских. И можно отсюда было бы думать, что британско–ирландская церковь следует восточной церкви. Второй пункт — собор в Стренешалке (Strenaeshalc synode) в 664 г. История его такова. Король нортумберландский Освии (Oswiu) получил крещение из Британии и требовал оттуда епископов, которых действительно и сменилось несколько один за другим. Между тем при его преемнике в Норумберланд стало проникать римское влияние. Преемник Освия был женат на Эанфлед (die konigin Eanfled, die tochter Aedwins), принцессе, крещенной по римскому обряду. Таким образом, при нортумберландском дворе появилось два обряда — в одном году праздновали две пасхи. Вокруг королевы стали группироваться сторонники римского обряда, а король не был расположен допустить его распространение. Буря борьбы разразилась, когда епископом стал Кольман (Colman), ярый поборник местного обычая. Ирландцы, благодаря их страсти к путешествиям, убеждались, что, по их словам, почти по всей земле пасху празднуют по–римски, а не по–ирландски. Ирландцы пришли в смущение, и по вопросу о праздновании пасхи состоялся в 664 г. собор. Епископ Кольман защищал местный обычай, а обычай римский — Вильфрид (Wilfrid). Последний начал диспут напоминанием о важности значения единства в обычаях. Кольман в защиту ирландской церкви указывал, что она держится предания св. отцов — ап. Иоанна и далее Анатолия лаодикийского. Важности ссылки на указанных отцов Вильфрид опровергал замечанием, что, с одной стороны, за римский обычай стоит авторитет ап. Петра, утвердившего этот обычай, а с другой — что ирландцы не имеют права ссылаться на авторитет ап. Иоанна, так как названный апостол — авторитет церквей малоазийских, празднующих пасху 14—15 нисана, в какой бы день недели это число ни пришлось, а они между тем празднуют пасху непременно в воскресный день. Вопрос же об Анатолии Вильфрид находит неудобным для ирландцев. Дело в том, что в Ирландии была в обращении «liber Anatolii» — подложная, свидетельствовавшая в пользу ирландцев, но стоявшая в противоречии с подлинной книгой Анатолия, с которой нас знакомит Евсевий посредством выписок из нее в своих сочинениях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В чем заключалась разность между британской и римской церковью в совершении таинства крещения, выяснить трудно. Ланфранк (Lanfranc, XI в.) указывает, что младенцев крестили не употребляя священной хризмы. Возможно, что британские священники не употребляли освященного елея и вливали елей не освященный. Третья особенность – тонсура. Британские клирики в этом отношении отличались от клириков римских. Первый пункт требования Августина – совершать пасху в свое время, т.е. вместе с римскою церковью, показывает, что пасха в британской церкви совершалась по обычаю малоазийской церкви, отличавшейся в этом праздновании от римской церкви. Отсюда можно сделать то заключение, что британская церковь была представительницей восточного обряда. Но при внимательном рассмотрении источников с несомненностью следует только то, что британская церковь по вопросу о праздновании пасхи ссылалась на восточные авторитеты: Феофила и Кирилла, патриархов александрийских. И можно отсюда было бы думать, что британско-ирландская церковь следует восточной церкви. Второй пункт – собор в Стренешалке (Strenaeshalc synode) в 664 г. История его такова. Король нортумберландский Освии (Oswiu) получил крещение из Британии и требовал оттуда епископов, которых действительно и сменилось несколько один за другим. Между тем при его преемнике в Норумберланд стало проникать римское влияние. Преемник Освия был женат на Эанфлед (die konigin Eanfled, die tochter Aedwins), принцессе, крещенной по римскому обряду. Таким образом, при нортумберландском дворе появилось два обряда – в одном году праздновали две пасхи. Вокруг королевы стали группироваться сторонники римского обряда, а король не был расположен допустить его распространение. Буря борьбы разразилась, когда епископом стал Кольман (Colman), ярый поборник местного обычая. Ирландцы, благодаря их страсти к путешествиям, убеждались, что, по их словам, почти по всей земле пасху празднуют по-римски, а не по-ирландски. Ирландцы пришли в смущение, и по вопросу о праздновании пасхи состоялся в 664 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Lambert// Idem. Le «Chronicon Sancti Laurentii Leodiensis» dit de Rupert de Deutz. Louvain, 1952. P. 371-395; M è re Marie-Henri [Bribosia M.]. L " iconographie de St. Lambert//Bull. de la Commission royale des monuments et des sites. Brux., 1955. T. 6. P. 85-248; Gaier C. Le rôle militaire des reliques et de l " étendard de St. Lambert dans la principauté de Liège//Le Moyen Âge. Brux., 1966. T. 72. P. 235-249; Lampen W., Colafranceschi C. Lamberto//BiblSS. Vol. 7. Col. 1079-1082; Jonsson R. Historia: Études sur la genèse des offices versifiés. Stockh., 1968. P. 127-184; Colman P., Sneyers R. Le buste-reliquaire de St. Lambert de la cathédrale de Liège et sa restauration//Bull. de l " Institut royal du patrimoine artistique. Brux., 1973/1974. T. 14. P. 39-88; Philippe J. La cathédrale St.-Lambert de Liège: Gloire de l " Occident et de l " art mosan. Liège, 1979; St. Lambert: Culte et iconographie/Éd. Ph. George. Liège, 1980; Werner M. Der Lütticher Raum in frühkarolingischer Zeit: Untersuch. z. Geschichte einer karolingischen Stammlandschaft. Gött., 1980. S. 241-275; Nisin P. A. L " arrière plan historique du «Triomphe de St. Lambert» à Bouillon//Le Moyen Âge. 1983. T. 89. P. 195-213; Kupper J.-L. St. Lambert: De l " histoire à la légende//RHE. 1984. T. 79. P. 5-49; Gerberding R. A. The Rise of the Carolingians and the «Liber Historiae Francorum». Oxf., 1987. P. 116-135; Wood I. N. The Merovingian Kingdoms, 450-751. L.; N. Y., 1994; Hamann S. Frühe genealogische Verbindungen um das Patrozinium St. Lambert//Regensburg, Bayern und Europa: FS f. K. Reindel zum 70. Geburtstag. Regensburg, 1995. S. 49-69; Thibaux J.-B. Vie de St. Lambert: Un écrit liégeois du Xe siècle. Verviers, 1997; Adam R. La Vie de St. Lambert (ca 1144-1145) du chanoine Nicolas et l " élection du prince-évêque Henri de Leez (1145-1164)//Bull. de l " Inst. archéol. liégeois. 2000. T. 111. P. 59-89; idem. Rationes lacunae: Pourquoi aucune Vita de St. Lambert n " a-t-elle été imprimée au XVe siècle?//Bull.

http://pravenc.ru/text/2462573.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010