После реставрации монархии (1660) в Англии вступили в силу строгие законы против проповедников, не имеющих дозволения гос. Церкви на свою деятельность. Б., отказавшийся оставить проповедь, был арестован (нояб. 1660) и отправлен в бедфордскую тюрьму, в к-рой (с небольшим перерывом в 1666) провел 12 лет. Формально находясь в заключении, он пользовался относительной свободой и мог посещать семью. В эти годы Б. написал 9 книг, в т. ч. свою духовную автобиографию «Изобильная благодать, изливающаяся на главного грешника» (The Grace Abounding to the Chief of Sinners. L., 1666), и начал работать над кн. «Путешествие пилигрима» (The Pilgrim " s Progress. L., 1678). Среди проч. сочинений, написанных в эти годы,- небольшая поэма «Тюремные размышления» (Prison Meditations. L., 1665), руководства к духовной жизни «Стану молиться духом» (I Will Pray with the Spirit. L., 16632) и «Христианское поведение» (Christian Behaviour. L., 1672), 2 книги стихов - «Одно только нужно» (One Thing is Needful. L., 1680) и «Гевал и Гаризим» (Ebal and Gerizzim. L., 1680), с размышлениями о смерти, Страшном Суде, рае и аде), и кн. «Святой Град» (The Holy City. L., 1666), повествующая о грядущих временах, когда на земле будет установлена истинная Церковь и христиан не будут преследовать за веру. В 1672 г. Б. получил свободу и вернулся в свою церковь в Бедфорде, где он к тому времени был избран пастором. Согласно изданной кор. Карлом II «Индульгенции», он официально получил от гос-ва дозволение проповедовать, объездил значительную часть Англии, собирая толпы слушателей и часто проповедуя под открытым небом. Его духовный авторитет в народе намного превосходил авторитет местного епископата гос. Церкви, так что простые люди называли Б. «епископом». В марте 1675 г. он вновь оказался в тюрьме, где провел 6 месяцев. Во время второго заточения Б. окончил кн. «Путешествие пилигрима». После освобождения написал еще ряд лит. произведений, в частности аллегорический рассказ «Жизнь и смерть мистера Бэдмана» (The Life and Death of Mr. Badman. L., 1680), повествующий о порочном, лицемерном и бесчестном (впрочем, не слишком удачливом) дельце, прожившем жизнь безбожника и умершем без покаяния, повесть «Священная война» (The Holy War. L., 1680) об освобождении города Души, захваченной Дьяволосом, а также вторую часть кн. «Путешествие пилигрима». В последние годы жизни Б. был окружен лит. славой и народным почитанием. В авг. 1688 г. он отправился в Лондон, по пути в столицу попал под проливной дождь, заболел и через неск. дней умер в доме одного из своих друзей.

http://pravenc.ru/text/78104.html

В 1374 - 90-х гг. XIV в. нижегородские и городецкие земли оказались в юрисдикции свт. Дионисия , еп. Суздальского (с 1382 архиепископ), и его преемника на кафедре (с 1389) архиеп. Евфросина Суздальского, однако, вероятно, не позднее сер. 90-х гг. XIV в. они вновь оказались в составе Митрополичьей обл. На Московском Соборе 1589 г. по предложению царя Феодора Иоанновича было принято определение о том, чтобы учредить в Русском гос-ве 14 архиерейских кафедр (в их числе должна была быть и Нижегородская). Однако это намерение не было реализовано. В 1589-1672 гг. территория буд. Н. и А. е. входила в состав Патриаршей области . В 1667 г. царь Алексей Михайлович на Московском Соборе с участием вост. патриархов предложил учредить архиерейскую кафедру в Н. Новгороде (Московские соборы 1660, 1666, 1667 годов. СПб., 2014. Т. 2. С. 232), однако и в этот раз утверждения не последовало. Нижегородская епархия в 1672-1799 гг. На Московском Соборе 1672 г., созванном в т. н. период междупатриаршества, в Патриаршей Крестовой ц. Московского Кремля Собор решил единогласно: «...в великом княжении Низовския земли Архиерею быти». Этому не в последнюю очередь способствовало усиление в регионе позиций старообрядцев (ДРВ. 17912. Ч. 18. С. 111-113; Московские соборы эпохи падения Московского патриархата в XVII в. СПб., 2015. С. 20-24). Созданная определением Собора 24 марта епархия была включена в число отдельных митрополий, а новопосвященный архипастырь Филарет был наименован митрополитом Нижегородским и Алатырским (получил настольную грамоту 2 июня 1672). При учреждении епархия включала кроме Н. Новгорода и г. Алатыря посадские города Курмыш и Ядрин вместе с соседними поселениями. По приходным книгам Патриаршего Казенного приказа за 1672 г. в городах и уездах, поступивших в ведение митр. Филарета, значилось 336 храмов, из них 22 - в Н. Новгороде. В 1672 г. в Нижегородском кремле был построен деревянный архиерейский дом, а в нач. XVIII в. он принял вид каменного 2-этажного, при нем находилась Крестовая Казанская ц.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Митрополит Георгий преподнес каждому из архиереев икону «Собор Нижегородских святых». Гимназистам раздали значки к 350-летию Нижегородской епархии, именные молитвословы и иконки «Собор Нижегородских святых». Затем в архиерейской резиденции при Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода памятные знаки в честь 350-летия Нижегородской епархии были вручены: митрополиту Саранскому и Мордовскому Зиновию, митрополиту Читинскому и Петровск-Забайкальскому Димитрию, архиепископу Витебскому и Оршанскому Димитрию, викариям Нижегородской епархии епископу Балахнинскому Илие и епископу Дальнеконстантиновскому Филарету, епископу Ардатовскому и Атяшевскому Вениамину, епископу Лысковскому и Лукояновскому Силуану, Игорю Паньшину, заместителю губернатора Нижегородской области Андрею Гнеушеву, Дмитрию Краснову и председателю городской Думы Нижнего Новгорода Олегу Лавричеву. Решение об учреждении отдельной нижегородской кафедры было принято 24 марта (6 апреля по новому стилю) в 1672 году на Московском Соборе. 6 апреля митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборе в честь благоверного князя Александра Невского. Из-за Великого поста празднование юбилея Нижегородской епархии в 2022 году было перенесено на 12 мая. С конца XVI столетия до установления в России Патриаршества Нижегородская земля управлялась московскими митрополитами, а затем (с 1625 по 1672 год) — Московскими Патриархами. В 1672 году был созван очередной Московский Собор, который единогласно решил «в великом княжении Низовския земли Архиерею быти», Нижегородскую епархию включили в число отдельных митрополий. Новопосвященный Преосвященный Филарет был наименован митрополитом Нижегородским и Алатырским, получив 2 июня 1672 года настольную грамоту. При учреждении Нижегородской епархии по своему территориально-административному положению она включала, кроме Нижнего Новгорода и города Алатыря, посадские города Курмыш и Ядрин вместе с соседними поселениями (в дальнейшем они стали уездными центрами Симбирской губернии). По приходным книгам Патриаршего Казенного приказа за 1672 год в городах и уездах, поступивших в веденье митрополита Филарета, значилось 336 храмов, из них 22 — в Нижнем Новгороде.

http://patriarchia.ru/db/text/5925062.ht...

Итак, в результате настойчивых домогательств французского посла в Константинополе графа de Nointel, настаивавшего, чтобы Православная Церковь выявила бы свое отрицательное отношение к кальвинистскому Исповеданию Кирилла Лукаря, собрался там в январе 1672 г. Поместный Собор под председательством Константинопольского патриарха Дионисия IV и с участием трех других восточных патриархов и около 40 епископов, составивший томос о вере в антикальвинистском духе. Вскоре после этого, в марте того же года, участник Константинопольского Собора – Иерусалимский патриарх Досифей – продолжил антикальвинистскую акцию этого Собора: воспользовавшись обстоятельством прибытия в Иерусалим архиереев и духовенства, съехавшегося туда на празднества освящения храма Рождества Христова в Вифлееме, представил на одобрение собравшихся составленное им “Исповедание веры.” Они одобрили его своими подписями 16 марта 1672 г. и включили в свое соборное постановление, осуждающее кальвинизм. Документ этот был отправлен в Константинополь французскому послу. Подписан он 69 присутствовавшими, из них всего восемь архиереев с патр. Досифеем во главе (между прочим, среди подписавшихся – архимандрит Иоасаф, представитель царя Алексея Михаиловича, прибывший на праздник). Все эти документы (постановление Константинопольского Собора 1672 г., “Исповедание” Досифея и его одобрение в Вифлееме) именуются иногда Деяниями Вифлеемского Собора 1672 г., хотя, как мы видим, никакого настоящего собора в Вифлееме не было, а было богослужебное собрание небольшого числа архиереев Иерусалимской патриархии. Константинопольский Собор января 1672 г. тоже не может придать церковной авторитетности “Исповеданию” патр. Досифея, так как он собрался до его составления, как мы видели. Более широкое церковное признание получило, однако, Исповедание Досифея пятьдесят лет спустя, когда оно было одобрено на Константинопольском Соборе 1725 г. четырьмя восточными патриархами с Константинопольским патр. Иеремией III во главе, включено во второй ответ английским нон–юрорам и послано им через посредство Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Steph.Bostr. fr. Stephen of Bostra. Fragments Steph.Dor. Ep. Stephen of Dora (Palestine). Epistle Symb.Ath. Athanasian Creed (Symbolum Athanasianum) Symb.CP (681) Symbol of the Third Council of Constantinople Symb.Leo III. Symbol of Pope Leo III Syn.CP.(1638) Synod of Constantinople (1638) Syn.CP.(1672) Synod of Constantinople (1672) Syn.H.(1672) Synod of Jerusalem (1672) Syn.Jass.(1643) Synod of Jassy, Moldavia (1643) Syn.Jes.(585) Synod of Jesuyahb I (585) Syn.Kos.(612) Synod of King Kosran (612) Syn.Pal.(1341) Palamite Synod (1341) Syn.Pal.(1351) Palamite Synod (1351) Syn.Pal.(1368) Palamite Synod (1368) Syn.Sel.(486) Can. Synod of Seleucia (486). Canons Syndoct.post. Later Agreement (Syndocticon posterius) Tert. Tertullian of Carthage Praescrip. Prescription of Heretics Prax. Against Praxeas Thdr.AbuQ. Theodore Abu Qurra Conc. Conflicts with the Saracens, from the Mouth of John of Damascus (Concertationes cum Saracenis) Imag. On the Cult of Images Mim. Address (Mimar) Opusc. Opuscula Thdr.Agall. Argyr. Theodore Agallianus. Refutation of John Argyropoulos Thdr.CP. Qu.Max. Theodore, deacon of Constantinople. Questions to Maximus Thdr.H. Theodore of Jerusalem Thdr.Phar. fr. Theodore of Pharan. Fragments Thdr.Stud. Theodore of Studios Antirr. Refutations (Antirrhetica) of the Iconoclasts Can.imag. Canon for the Establishment of the Holy Images Ep. Epistles Ep.imag. Epistles to Plato on the Cult of the Holy Images Icon. Chapters against the Iconoclasts Or. Orations Praesanct. Expositions of the Liturgy of the Presanctified Prob. Problems for the Iconoclasts Ref. Refutations of the Poems of the Iconoclasts Thds.Al. Theodosius of Alexandria Ep. Epistle Ep.Paul.Ant. Epistle to Paul of Antioch Or. Oration Thds.Pec. Lat. Theodosius of Pecerskaya Lavra. Against the Latins (Slovo) Thdr. H.r. Theodoret of Cyrrhus. History of Religion Them. fr. Themistius of Alexandria. Fragments Theod.Aur. Spir. Theodulph of Orleans [Aurelianensis]. On the Holy Spirit Theoph. Chron. Theophanes the Confessor. Chronography

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подробный ответ был подготовлен Иерусалимским патриархом Хрисанфом и одобрен К-польским Собором в апр. 1718 г., К-польским патриархом Иеремией III и Александрийским патриархом Самуилом Капасулисом. К ответу прилагались тексты томосов К-польских Соборов 1672 и 1691 гг. В июне 1721 г. вост. патриархи, а также бывш. К-польский патриарх Кирилл и архиеп. Охридский Иоасаф II утвердили томос Иерусалимского Собора 1672 г., включающего «Исповедание...» Д. Н., и томосы К-польских Соборов 1672 и 1691 гг. как авторитетные документы, содержащие истинное и ясное изложение правосл. вероучения, ибо «так от начала мудрствовала и мудрствует Святая апостольская и кафолическая восточная Церковь Христова» (S. Sepulcri. N 425; см.: Καρμρης. 1968. Σ. 857-858). После получения в 1722 г. ответа вост. патриархов «неприсягающие» составили новое послание, отстаивающее т. зр. англикан и содержащее большое количество святоотеческих цитат. В ответ на это послание в 1723 г. вост. патриархами и была отправлена 1-я редакция «Исповедания...». В 1728 г. акты Иерусалимского Собора 1672 г. и «Исповедание...» (1-я редакция) по поручению Святейшего Синода Русской Церкви были переведены с греч. справщиком Московской Синодальной типографии и преподавателем греч. языка Славяно-латинской академии А. К. Барсовым . Перевод не был издан и сохранился в рукописи (РНБ. Q. I. 238; Калайдович К. [Ф.], Строев П. [М.] Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве, в б-ке гр. Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 287-288). В 1838 г. текст «Исповедания...» в той же редакции был переведен на рус. язык митр. Московским св. Филаретом (Дроздовым) и издан в С.-Петербурге, а также в Москве в 1846 и 1853 гг. (см., напр.: Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о Православной вере. Серг. П., 1995. С. 142-197). Перевод свт. Филарета содержит ряд исправлений и купюр по сравнению с греч. оригиналом. В 1840 г. в С.-Петербурге увидел свет греч. текст «Исповедания...», в к-ром также имелись пропуски и исправления по сравнению с полным греч.

http://pravenc.ru/text/180353.html

672 Арх. Мин. Юстиции. Патр. Каз. Прик. кн. 312 (по арх. дворц. пр.), л.л. 104–115). Тут перечислены все десятины патриаршей области. Город Атемар слился с Саранской десятиной, а Краснослободск писался в Темниковской десятине (И. И. Шимко. Патр. Каз. Прик. 120, 275). 674 История Нижегородской иерархии Макария (бывш. донского архиепископа), стр. 5–9. Здесь развернута очень печальная картина из первоначальной жизни раскола в пределах Нижегородского края до 1672 г. 675 Проф П. Ф. Николаевский «Патр. область и рус. епархии в XVII в.», стр. 179. Патр. Иоасаф скончался 17 февраля 1672 г.; его преемник Питирим, м. новгородский назначен 7 июля 1672 г. (Строев. Списки... стр. 7). Новая нижегородская кафедра замещена 24 марта 1672 года. 681 Ставленная грамота митропол. Филарету, в которой изложены обстоятельства открытия епархии, издана в Древ. Рос. Вивлиофике ч. XVIII, 111–113. Выдержки из неё приведены в Истор. Нижегор. иерар. 3–7. 684 Арх. Мин. Юст. Патр. Казен. Прик. кн. 77 (1673 г.), л. 446, кн. 87, л. 755. Арх. Св. Синода дело 1733 г. 383, л. 303. Оба монастыря поступили в ведение нижегородской кафедры только в 1749 году. Тогда за Благовещенским монастырем состояло 4176 душ, а за Амвросиевым Дудиным – 1201 душа крестьян (Арх. Св. Синода, дело 1749 г. 61). 685 Архив Минист. Юстиции, Патр. Казен. Прик. кн. 74, л. л. 483–543. В Нижегородском уезде XVII в. известны станы Закудемский, Березопольский, Стрелицкий и дворцовая Белгородская волость (Опис. Докум. Арх. М. Юст., I, стр. 166–167). 687 Арх. Министер. Юстиц. Патр. Каз. Прик. кн. 97, л. 975. Изменения произошли после собора 1674 года, о чем речь впереди. 689 Арх. Мин. Юст. Патр. Казен. Прик. кн. 145, лл. 3–4. Вероятно, не считаются города за Белгородской чертой, которые до открытия Белгородской епархии могли принадлежать Киевской митрополии (Опис. Киево-Соф. собор, стр. 183). О новых пошлинах и повышении сборов по указу Иоакима поповским старостам см. у И. И. Шимко. (Патр. Каз. Прик. стр. 22–23). 6 Киевская земля была, несомненно, литовским владением при Ольгерде (1347–1367 г.), но обстоятельства её присоединения к Литве не установлены, бесспорно, в исторической литературе. Литературу по этому вопросу указывает Матвей Любавский в своем исследовании «Областное деление и местное управление литовско-русского государства ко времени издания первого литовского статута» стр. 36. Москва 1893 г. или см. Н. Тихомиров «Галицкая митрополия». Спб. 1896, стр. 157–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

546 ...со двема тоя обители диаконами... – Согласно «Диариушу», это были Петр и Ефрем, дьяконы Киевского Троицкого Кирилловского монастыря. 547 Иоанн (Иван V) Алексеевич(27.08.1666–29.01.1696) – русский царь (1682–1696) из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, был избран на царство вместе с Петром I при регентстве царевны Софьи Алексеевны. 548 Софья Алексеевна (17.09.1657–03.07.1704) – царевна, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, пришла к власти в результате Стрелецкого бунта 1682 г., регентша при младших братьях Петре Алексеевиче и Иоанне Алексеевич е (1682–1689). В 1689 г. была лишена власти и сослана сначала в Путивльский Святодуховский монастырь, а потом в Новодевичий монастырь. После подавления Стрелецкого восстания 1698 г. была пострижена в монахини с именем Сусанна; умерла, постригшись в великую схиму с именем София. 549 Петр Алексеевич (30.05.1672–28.01.1725) – Петр Первый, последний царь всея Руси (с 1682). первый император Всероссийский (с 1721). Сын царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Был провозглашен царем в 10-летнем возрасте при регентстве сестры Софьи Алексеевны, с 1689 г. управлял государством единолично. Реформатор, считается создателем Российской империи, за что получил прозвище Великий. 550 во обители преподобнаго Сергиа, радонежскаго чудотворца. – Свято-Троицкая Сергиева лавра – крупнейший мужской монастырь, основанный в 1337 г. преподобным Сергием Радонежским, мощи которого почивают в монастыре. Троице-Сергиева лавра играла заметную роль в политической жизни Руси – во время монголо-татарского завоевания, в Смутное время, в период противостояния Петра I и царевны Софьи Алексеевны. 551 Иоаким – Иоаким, Савёлов Большой Иван Петрович (06.01.1621–07.03.1690) – патриарх Московский и всея Руси. После царской и военной службы, а также после известия о смерти жены и детей постригся в монахи, архимандрит Чудова монастыря (1664–1672), митрополит Новгородский и Великолуцкий (1672–1674), патриарх Московский и всея Руси (1672–1690).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре после этого, в марте того же года, участник Константинопольского Собора Иерусалимский патриарх Досифей продолжил антикальвинистскую акцию этого Собора: воспользовавшись обстоятельством прибытия в Иерусалим архиереев и духовенства, съехавшегося туда на празднества освящения храма Рождества Христова в Вифлееме, представил на одобрение собравшихся составленное им Исповедание веры. Они одобрили его своими подписями 16 марта 1672 г. и включили в свое соборное постановление, осуждающее кальвинизм. Документ этот был отправлен в Константинополь французскому послу. Подписан он 69 присутствовавшими, из них всего восемь архиереев с патр. Досифеем во главе (между прочим, среди подписавшихся архимандрит Иоасаф, представитель царя Алексея Михаиловича, прибывший на праздник). Все эти документы (постановление Константинопольского Собора 1672 г., Исповедание Досифея и его одобрение в Вифлееме) именуются иногда Деяниями Вифлеемского Собора 1672 г., хотя, как мы видим, никакого настоящего собора в Вифлееме не было, а было богослужебное собрание небольшого числа архиереев Иерусалимской патриархии. Константинопольский Собор января 1672 г. тоже не может придать церковной авторитетности Исповеданию патр. Досифея, так как он собрался до его составления, как мы видели. Более широкое церковное признание получило, однако, Исповедание Досифея пятьдесят лет спустя, когда оно было одобрено на Константинопольском Соборе 1725 г. четырьмя восточными патриархами с Константинопольским патр. Иеремией III во главе, включено во второй ответ английским нон-юрорам и послано им через посредство Св. Синода Русской Церкви. По этой причине Исповедание Досифея (и сопровождающие его документы) часто называется у нас Исповеданием или даже Посланием четырех восточных патриархов. Из всех этих документов остановимся только на Исповедании Досифея, как на представляющем наибольший богословский интерес. Оно, как известно, является ответом на Исповедание Кирилла Лукаря и следует точно, можно сказать, " рабски " , за его текстом, в том же порядке и по тем же пунктам противопоставляя православное учение его высказываниям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/185/...

В 1940 г. Знаменский храм села Захарьино закрыли, были разобраны колокольня и иконостас храма, уничтожено и покрыто асфальтом церковное кладбище. Затерялась и могила Николая Евграфовича Сироткина. Сегодня храм полностью воссоздан, как и здание школы, закрывшейся в 1974 г. В октябре 2012 г. было объявлено, что улица Шоссейная, расположенная в столичном районе Южное Бутово в деревне Захарьино, решением городского правительства переименована в улицу Николая Сироткина. Предложение о переименовании улицы в Южном Бутове поддержано патриархом Московским и всея Руси Кириллом, общественностью района и органами местного самоуправления. А. В. Семенихин, аспирант Московского государственного областного университета; I место в номинации «Русское краеведение» в конкурсе «Наследие предков – молодым. 2010» В 1648 году при помещике Тимофее Феодоровиче Бутурлине в селе Захарове был построен деревянный храм во имя Рождества Христова... Церковь эта, вероятно, была помещичья — домовая, как возникало большинство сельских церквей, для удовлетворения религиозных нужд жителей господской усадьбы в селе Захарове, как новопоселенной вотчине Бутурлиных. Церковь эта существовала до 1672 года. ... В благословенной грамоте Павла, митрополита Сарскаго и Подонскаго, от 1672 года сказано: «в прошлом 180 году марта в 26 день, по челобитью боярина князя Григорья Григорьевича Ромодановскаго, велено ему в вышеписанном селе Захарове, вместо ветхой Рождественской церкви, на том же церковном месте, построить новую каменную церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, a построя освятить и антиминс в тое церковь выдать». ... С 1672 года по 1826 год церковь села Захарьина существовала в первоначальном своем виде. Она была маленькая, но внешность ея была украшена сделанными из камня арочками, упиравшимися на поясок с клеточками и ямками, a по углам полуколонками с басончиками. Внутри же она была в длину от иконостаса до восточной стены алтаря 5 аршин, от иконостаса до западных дверей 11 аршин, a ширина внутри ея 7 1/2 аршин. Колокола висели в звонниц, устроенной на деревянных столбах близ церкви. С 1822 по 1826 г. полукруглый небольшой свод над алтарем, примыкавший к арке над царскими дверями, от ветхости отсел и дал большую трещину, a иконостас и многия иконы сильно полиняли; вследствие сего свод был разобран и сделан вновь в прежнем виде, настенныя наружныя украшения были частью заштукатурены, a в 1827 г. полинялые иконостас и иконы исправлены. Вместо же старой тесовой крыши на всей церкви сделана была железная крыша, шатрообразная вверху... Благоустройство и украшение храма продолжалось до 1879 года, потому что храм, построенный большею частью из стараго кирпича был очень сыр и требовал ежегодно многих расходов на ремонт. В 1893 году восточная часть храма — древний 1672 года храм дал многия большия и опасныя трещины и, по осмотру и заключению епархиальнаго архитектора, грозил падением и катастрофою, a потому богослужение в нем было приостановлено.

http://sobory.ru/article/?object=16348

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010