По сему некоторые различают двух мучеников (Тильмон V, 417). Рюинарт страдание Петра Абселама или Балсама помещает в своих чистых актах, но не решается произнести приговор о том: одно ли это лице с Петром Абселамом у Евсевия. Этот вопрос основательно решается у Ассемани (Cal. univ. eccl. Т. VI, 61) на основании найденных сирских актов мученика (Acta occid martyr. Т. II. 208). Это одно и тоже лице, но в латинские акты вкрались ошибки: 1. вместо Анеи у Евсевия и в сирских актах явился в латинских Авлон . 2. Имени правителя Севера, которое в латинских актах, нет ни у Евсевия, ни в сирских актах. По контексту в то время Урвану наследовал правитель Фирмилиан. 3. О распятии св. Петра нет и в латинских актах, но составители мартирологов не поняли сего места о его кончине (ргортег legem Deo crucifixi, senmenmiam subire ргаевео, сказал правитель), по греческому прологу он сожжен на костре. 4. День кончины его по Евсевию 11 января (III idus Iannuarii). По Римскому мартирологу 3 января вследствие ошибки (III non. Iannuarii). В сирских актах день его кончины 10 января. Так как 3 января по греческим прологам воспоминается Петр знаменоносец погребенный в Атрое, а по римским мартирологам Петр Абселам; то некоторые считают их за одно лице; но несправедливо; а., римские мартирологи, как показано, по ошибке пере- несли Петра Абселама на 3 января; б., Никодим обоих различает и им обоим в греч. синаксарях разные стихословия и притом Петр знаменоносец не мученик, а преподобный (см. Гр. Минеи и Никод. 3 и 12 янв.). 5. Евсевий называет Петра Абселама аскетом ( ασκετv); неверно некоторые здесь под именем аскета понимают монаха аскета, здесь разумеется атлет, борец; месяцеслов Василия и пролог приписывают ему за Евсевием великую телесную силу. 6. По минеям 14 окт. он замучен в 6 год гонения Диоклитиана т. е. 309 от Р. X., по сирским актам в 7 год гонения Диоклитиана – 310, у Рюинарта 311, у Барония неосновательно 285 год. Мученик Мертий воевал не против Моравов, а против Мавров в Африке. О преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Поводом к возникновению этого вопроса послужила разница в способе счисления пасхального времени церквей Римской и Александрийской. В Римской церкви был положен в основании 84 летний круг, при чем високосный год (354 дня) приходился через каждые два года. В Александрийской же церкви был положен 19 летний круг и високосные годы (в 383 дня) были 3, 6, 8, 11, 14 и 19 годы. Вследствие такой разницы в счислении Пасха в 444 году в Римской церкви приходилась 25 марта (VII Cal April), а в александрийской – 24 апреля (IX Cal. Maj.). Св. Лев вступил по этому поводу в переписку с св. Кириллом Александрийским . От этой переписки остался только отрывок от письма Кирилла Александрийского (Migne LIV, 601–6), в котором излагается способ вычисления времени праздника Пасхи по 19 летнему кругу. Св. Лев праздновал Пасху 444 года по Александрийскому счислению, вследствие убеждения Пасхазина, епископа Ликибетанского (Ер: III). Подобная же разница во времени празднования Пасхи вышла и в 455 году. В римской церкви оно приходилось на 17 апреля (XV Cal. Maj.); в Александрийской на 24 апреля (VIII Cal. Maj.). – Св. Лев начал заботиться об устранении этой разницы в 451 году. Отправляя Пасхазина, епископа Ликибеи в качестве своего легата на Халкидонский Собор, св. Лев поручил ему точнее расследовать дело между прочим и относительно праздника Пасхи (Ер. LXXXVIII, 4). Что предпринимал по этому поводу Пасхазин – неизвестно. Сам св. Лев ничего, кажется, не предпринимал до 453 года. Ему мешала вероятно заняться этим делом борьба с евтихианством. По крайней мере до нас дошло письмо св. Льва к императору только от 15 июля 453 года. В этом письме говорится о причине происшедшей разности во времени празднования св. Пасхи, о способе удалить эту разность – поручением александрийскому епископу сообщать каждогодно всем церквам о времени празднования Пасхи. С целью облегчить определение времени празднования Пасхи, еще Феофил Александрийский составил пасхалию на 100 лет впредь от 380 года. Но это не удалило затруднений. Вычисления Феофила часто не совпадали с вычислениями, производимыми в Риме. По Римскому способу счисления Пасха может приходиться между 22 марта и 21 апреля (XI Cal. Apr. – XI Cal. Maj.), по александрийскому – это пространство времени расширяется до 24 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКЕДОНИЙ I Архиеп. К-польский (40-е гг. IV в.- янв. 360). О раннем периоде жизни М. практически ничего не известно. На исторической сцене он появляется в 337 г. как один из кандидатов на К-польскую кафедру, ставшую вакантной после смерти свт. Александра I . К этому времени он уже долгое время был клириком К-польской Церкви: по одним сведениям, диаконом, по другим - пресвитером ( Athanas. Alex. Hist. arian. 7; Socr. Schol. Hist. eccl. II 6). Конкурентом М. в борьбе за кафедру стал свт. Павел I . В историографии этот раскол интерпретировали как разделение между ортодоксальной, поддерживавшей Павла, и проарианской, поддерживавшей М., партиями, однако нет сведений о том, что борьба между кандидатами сопровождалась богословской полемикой. Судя по всему, и свт. Павел, и М. утверждали, что получили благословение умиравшего свт. Александра занять кафедру. Он якобы выдвинул обе кандидатуры, но противоборствующие партии расходились в том, кому он отдавал предпочтение ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 6; Sozom. Hist. eccl. III 3-4). Свт. Павел был рукоположен в 337 г. присутствовавшими в городе епископами без одобрения Феодора Ираклийского и Евсевия Никомидийского ( Sozom. Hist. eccl. III 3) - епископов соседних с К-полем городов, а также без согласования с императорами ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 7; Sozom. Hist. eccl. III 4). М. обратился с жалобой на свт. Павла к имп. Констанцию II ( Athanas. Alex. Hist. arian. 7). В результате свт. Павел был низложен небольшим Собором и отправлен в ссылку, но на его место по воле императора из Никомидии был переведен влиятельный еп. Евсевий (Ibidem; Socr. Schol. Hist. eccl. II 7; Sozom. Hist. eccl. III 4; Theodoret. Hist. eccl. I 19; Philost. Hist. eccl. II 10). Борьба между М. и свт. Павлом возобновилась в 341 г., после смерти Евсевия. Хронология этого противостояния не вполне ясна в силу противоречивости свидетельств источников ( Bardy. 1927; Telfer. 1950; Dagron. 1974. P. 422-437; Barnes. 1993. P. 212-217). М. был рукоположен во епископа К-поля своими сторонниками Феогнием Никейским, Феодором Ираклийским, Марием Халкидонским, Урсакием Сингидунским и Валентом Мурсийским, к-рые составили небольшой Собор ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 12; Sozom. Hist. eccl. III 7). Противостояние М. и свт. Павла в 342 г. обернулось народным возмущением, в результате к-рого погиб магистр конницы Ермоген, доверенное лицо имп. Констанция. Несмотря на то что император считал главным виновником происшедшего свт. Павла, он возлагал вину и на М. и не одобрял в полной мере его поставления на кафедру ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 13; Sozom. Hist. eccl. III 7).

http://pravenc.ru/text/2561500.html

L. Shinnie, Medieval Nubia (1954), http://rumkatkilise.org/nubia.htm. Elizabeth Isichei, A History of Christianity in Africa (Grand Rapids,MI: Eerdmans, 1995); Bengt Sundkler and Christopher Steed, A History of the Church in Africa (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2000); Sir Laurence Kirwin, Studies on the History of Late Antique and Chris tian Nubia (Aldershot, UK: Ashgate Variorum, 2002); Derek A. Welsby, The Medieval Kingdoms of Nubia (London: British Museum, 2002). For the influence of Alexandria, see Stephen J. Davis, The Early Coptic Papacy (Cairo and New York: American Univ. in Cairo Press, 2005). Donald Crummey, “The Ethiopian Orthodox Tawahedo Church,” in Cambridge History of Christianity: Eastern Christianity, ed. Michael Angold (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006), 457–62. Isichei, History of Christianity in Africa; Sundkler and Steed, History of the Church in Africa. “No country in the world” is from Father Jeronimo Lobo, “Voyage to Abyssinia,” See also Isichei, History of Christianity in Africa, 52. Sir E. A. Wallis Budge, The Queen of Sheba and Her Only Son Menyelek, 2 nd ed. (London: Oxford Univ. Press, 1932); Taddesse Tamrat, Church and State in Ethiopia, 1270 – 1527 (Oxford: Clarendon Press, 1972). Koschorke, Ludwig, and Delgado, History of Christianity, 141. For the threat to the Nile, see Browne, Eclipse of Christianity in Asia. Walls, “Eusebius Tries Again.” W. A. Wigram, An Introduction to the History of the Assyrian Church (Piscataway, NJ: Gorgias Press, 2004; first published 1909). W. H. C. Frend, The Rise of the Monophysite Movement (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1972); Cornelia B. Horn, Asceticism and Christological Controversy in Fifth-Century Palestine (New York: Oxford Univ. Press, 2006). Patrick T. R. Gray, The Defense of Chalcedon in the East (Leiden: E. J. Brill, 1979); E. W. Brooks, ed., A Collection of Letters of Severus of Antioch, 2 vols. (Turnhout, Belgium: Brepols, 1985–2003); Jan-Eric Steppa, John Rufus and the World Vision of Anti-Chalcedonian Culture (Piscataway, NJ: Gorgias Press, 2002); Ramsay MacMullen, Voting About God in Early Church Councils (New Haven, CT: Yale Univ.

http://bogoslov.ru/article/6168863

Press, 2006). Vryonis, Decline of Medieval Hellenism, 304. Richard C. Foltz, Religions of the Silk Road (New York: St. Martin’s Press, 1999). Peter Green, Alexander to Actium (Berkeley: Univ. of California Press, 1990). McCrindle, Chris tian Topography, 149–52. Frances Wood, The Silk Road (Berkeley: Univ. of California Press, 2002); Susan Whitfield and Ursula Sims-Williams, eds., The Silk Road (Chicago: Serindia Publications, 2004). Richard L. Kalmin, Jewish Babylonia Between Persia and Roman Palestine (New York: Oxford Univ. Press, 2006). For Egypt’s role as a hub of trade and communication, see Roger S. Bagnall, Egypt in Late Antiquity (Princeton, NJ: Princeton Univ. Press, 1993); Christopher Haas, Alexandria in Late Antiquity (Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press, 1997). Judah B. Segal, Edessa “The Blessed City” (Oxford: Clarendon Press, 1970); Steven K. Ross, Roman Edessa (London: Routledge, 2001); Robert Doran, Stewards of the Poor (Collegeville, MN: Liturgical Press, 2006). Brown, Rise of Western Christendom, 277. Nina G. Garsonan, Thomas F. Mathews, and Robert W. Thomson, eds., East of Byzantium (Washington, DC: Dumbarton Oaks, Center for Byzantine Studies, 1982); Thomas J. Samuelian and Michael E. Stone, eds., Medieval Armenian Culture (Chico, CA: Scholars Press, 1984); Nina G. Garsonan, Church and Culture in Early Medieval Armenia (Brookfield, VT: Ashgate, 1999); Vrej Nersessian, Treasures from the Ark (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2001). Adriano Alpago-Novello, Vahtang Beridze, and Jacqueline Lafontaine-Dosogne, Art and Architecture in Medieval Georgia (Louvain-la-Neuve, Belgium: Institut supérieur d " archéologie et d " histoire de l " art Collège Érasme, 1980); Antony Eastmond, Royal Imagery in Medieval Georgia (University Park: Pennsylvania State Univ. Press, 1998). For Adiabene, see Joel Thomas Walker, The Legend of Mar Qardagh (Berkeley: Univ. of California Press, 2006). The quote about Cyriacus is from B. T. A. Evetts, ed., History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria (first published 1907–15), For the power of the see of Alexandria, see P.

http://bogoslov.ru/article/6168863

Было объявлено о низложении Петра, а Л. был возведен на престол. Петр по примеру свт. Афанасия отправился искать поддержки в Риме ( Rufin. Hist. eccl. XI 3; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 21; Sozom. Hist. eccl. VI 19; Theodoret. Hist. eccl. IV 20-21). Находясь в Александрии, Л. в 376 г. при помощи военных пытался насаждать арианство. Монашеские общины Нитрии, где находились наиболее известные сторонники никейцев, подверглись погромам; часть монахов бежала в пустыни, некоторые погибли. В это время прп. Макарий Великий в числе других анахоретов был сослан под надзор на остров в дельте Нила. 126 клириков и 11 епископов были высланы в Кесарию Палестинскую (CTh. XII 1. 63; Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 698-699; Rufin. Hist. eccl. II 3; XI 3-4; Palladius. Lausiac. 101; Oros. Hist. adv. pag. VII 33; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 22, 24; Sozom. Hist. eccl. VI 19; Theodoret. Hist. eccl. IV 21-22). Однако в 378 г. политическая ситуация в империи изменилась и Л. был смещен с кафедры. Весной 378 г. имп. Валент объявил о реабилитации ранее низложенных епископов, противников арианства. 30 мая архиеп. Петр II вернулся в Александрию, а Л. в очередной раз вынужден был покинуть город. Он отправился в К-поль, где в то время находилась ставка имп. Валента ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 37; Sozom. Hist. eccl. VI 39). В последующие годы Л. возглавлял арианскую общину К-поля совместно с еп. Димофилом . По приказу имп. Феодосия I 24 нояб. 380 г. у ариан Димофила и Л. городские храмы были конфискованы и переданы православным, а им самим было запрещено собирать своих сторонников в пределах стен К-поля ( Philost. Hist. eccl. IX 19; Socr. Schol. Hist. eccl. V 7; Sozom. Hist. eccl. VII 5; Marcell. Com. Chron. AD 380; Chron. Pasch. P. 561; Theoph. Chron. P. 68). Лит.: Bardy G. St. Athanase (296-373). P., 19253; Hagel K. Fr. Kirche und Kaisertum in Lehre und Leben des Athanasius. Lpz., 1933; Martin A. Athanase d " Alexandrie et l " Église d " Égypte au IVe siècle (328-373). R., 1996; Haas Ch. Alexandria in Late Antiquity: Topography and Social Conflict. L., 1997. P. 85-86, 242, 267, 333. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/2110861.html

Сохранившиеся в источниках свидетельства не позволяют определенно ответить на вопрос, был ли свт. Павел в 342 г. отправлен в ссылку и затем вернулся на какое-то время на кафедру, или же он продолжал несколько лет после мятежа занимать епископский престол ( Dagron. 1974. P. 432). М. все это время находился в городе и совершал богослужения в храме, в котором он был рукоположен ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 13). Между 344 и 350 гг. свт. Павел был взят под арест, выдворен из К-поля и отправлен в ссылку ( Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 3; Idem. Hist. arian. 7; Socr. Schol. Hist. eccl. II 26; Sozom. Hist. eccl. IV 2; Theodoret. Hist. eccl. II 5). После этого М. смог окончательно утвердиться на кафедре. Во время его интронизации, организованной префектом Филиппом, произошли новые кровавые столкновения между народом и воинами ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 16; Sozom. Hist. eccl. III 9). Епископское правление М. имело важное значение в истории К-польской Церкви. М. смог заручиться поддержкой епископов близлежащих к К-полю городов ( Sozom. Hist. eccl. IV 2) и рукоположить своих сторонников на ряд малоазийских кафедр. Так, епископом Никомидии был поставлен его диак. Марафоний, на кафедру Кизика - Елевсий ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 38; Sozom. Hist. eccl. IV 20). В целом именно с правления М. начался процесс подчинения епископата провинций Фракии и сев.-зап. части М. Азии К-польской кафедре ( Dagron. 1974. P. 438; о преобладании в этом регионе сторонников М. см.: Sozom. Hist. eccl. IV 27; VI 10). С именем М. связано также создание в К-поле нескольких первых монашеских общин, как мужских, так и женских. Ответственным лицом, призванным надзирать за ними, а также за богоугодными заведениями, был диак. Марафоний. Лидером же к-польских монахов стал Евстафий (позднее епископ Севастийский; Socr. Schol. Hist. eccl. II 38; Sozom. Hist. eccl. IV 20, 27). Монашество было важнейшей опорой М. ( Sozom. Hist. eccl. IV 2). Богословская позиция М. в арианских спорах не вполне ясна. Церковный историк Филосторгий (нач.

http://pravenc.ru/text/2561500.html

Kaster, Nussbaum – Lucius Annaeus Seneca. Anger, Mercy, Revenge/Trans. and comment. by R. A. Kaster and M. C. Nussbaum. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2010. (The Complete Works of Lucius Annaeus Seneca). King 1972 – King P. D. Law and society in the Visigothic kingdom. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1972. Kirchner 2001 – Kirchner R. Sentenzen im Werk des Tacitus. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2001. Kos 1990 – Kos M. S. Sententia in the Agricola of Tacitus//iva antika. Vol. 40. No. 1–2. 1990. P. 83–109. Lausberg 1998 – Lausberg H. Handbook of literary rhetoric: A foundation for literary study/Trans. by M. T. Bliss, A. Jansen, D. E. Orton. Leiden; Boston; Köln: Brill, 1998. Little 1998 – Little L. K. Anger in monastic curses//Anger’s past: The social uses of an emotion in the Middle Ages/Ed. by B. H. Rosenwein. Ithaca; London: Cornell Univ. Press, 1998. P. 9–35. Lizzi Testa 2009 – Lizzi Testa R. The late antique bishop: Image and reality//A companion to Late Antiquity/Ed. by Ph. Rousseau. Oxford: Wiley-Blackwell, 2009. P. 525–538. Lunn-Rockliffe 2007 – Lunn-Rockliffe S. Ambrosiaster’s political theology. Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 2007. MacQueen 1973 – MacQueen D. J. Contemptus Dei: St. Augustine on the disorder of pride in society, and its remedies//Recherches Augustiniennes et Patristiques. Vol. 9. 1973. P. 227–293. Madoz 1960 – Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. León: Consejo superior de investigaciones scientificas; Centro de estudios e investigaciones S. Isidoro, 1960. Markus 1988 – Markus R. A. Saeculum: History and society in the theology of St Augustine. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. Martín 2013 – Martín J. C. Isidore of Seville//The Oxford guide to the historical reception of Augustine: 3 vols. Vol. 2/Ed. by K. Pollmann. Oxford: Oxford Univ. Press, 2013. P. 1193–1996. Martin 2017 – Martin C. Tyrannus. Usurpador y rey injusto en época visigoda//Artificios pasados. Nociones del derecho medieval/Comp. por E. Dell’Elicine, P. Miceli, A. Morin. Madrid: Universidad Carlos III de Madrid, 2017. P. 19–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

424 Lindley Darden and Nancy Maull, «Interfield Theories». Philosophy of Science 44 (1977): 60, 61. 425 William Wimsatt, «Reductlonism, Levels of Organization, and the Mind–Body Problem», in Consciousness and the Brain, ed. G. Globus, G. Maxwell, and I. Savodnik (New York: Plenum, 1976); «Reduction and Reductionism», in Current Issues in Philosophy of Science, ed. P.D. Asquith and H. Kyberg (New York: Philosophy of Science Association, 1978). 426 Stephen Toulmin, «Concepts of Function and Mechanism in Medicine and Medical Science», in Evaluation and Explanation in the Biomedical Sciences, ed. H.T. Engelhardt and S. Spicker (Boston: D. Reldel, 1975), p. 53. 427 Charles Hartshorne, Reality as Social Process (Glencoe, IL: Free Press, 1953), chap. 1; The Logic of Perfection (LaSalle, IL: Open Court, 1962), chap. 7. 429 Donald Campbell, « " Downward Causation” in Hierarchically Organized Biological Systems», in The Problem of Reduction, ed. Ayala and Dobzhansky. 430 Holmes Rolston, Science and Religion: A Critical Survey (New York: Random House, 1987), pp. 286–289. 432 Stephen Walker. Animal Thought (London: Routledge & Kegan Paul. 1983); Donald R. Griffin, Animal Thinking (Cambridge: Harvard Univ. Press, 1984). 433 W.E. Agar, A Contribution to the Theory of the Living Organism, 2d ed. (Melbourne: Melbourne Univ. Press, 1951); Bernhard Rensch, «Arguments for Panpsychistic Identism», in Mind in Nature, ed. J.B. Cobb, Jr., and D. Griffin (Washington, DC: University Press of America, 1977). 434 Sewall Wright, «Gene and Organism», American Naturalist 87 (1953): 14; «Panpsychism and Science», in Mind and Nature, ed. Cobb and Griffin. 440 John Bowker, «Dld God Create This Universe?», in The Sciences and Theology in the Twentieth Century, ed. Arthur Peacocke (Notre Dame: Univ, of Notre Dame Press, 1981). 444 Donald MacKay, Science, Chance, and Providence (Oxford: Oxford Univ. Press, 1978); Peter T. Geach, Providence and Evil (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1977). См. также: Barrie Britten, «Evolution by Blind Chance», Scottish Journal of Thealogy 39 (1986): 341–360.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

50 Roy Porter and MikulasTelch, eds., The Enlightenment in National Context (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1981). 51 Baron d " Holbach, Systeme de la Nature, цит. по: Franklin Baumer, Religion and the Rise of Scepticism (New York: Harcourt, Brace, 1960), p. 64. 52 См. Ernst Cassirer, The Philosophy of the Enlightenment (Princeton: Princeton Univ. Press, 1951); Crane Brinton. The Shaping of the Modern Mind (New York: Mentor, 1953), chap. 4; Thomas L. Hankins, Science and the Enlightenment (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1985), chap. 6. 53 Marquis de Condorcet. The History of the Progress of the Human Spirit, цит. по: John H. Randall, The Making of the Modem Mind (Boston: Houghton Mifflin, 1940), p. 383. См. также: Robert Nisbet, History of the idea of Progress (New York: Basic Books, 1980), chaps. 6,7. 54 Cart Becker, The Heavenly City of the Eighteenth–Century Philosophers (New Haven: Yale Univ. Press, 1932), chap. 4. 58 William Wordsworth, «The Tables Turned», in An Oxford Anthology of English Poetry, ed. H. F. Lowry and W. Thorp (New York: Oxford Univ. Press, 1940), p 589. 60 Robert Е. Schofield, «John Wesley and Science in Eighteenth Century England», Isis 44 (1953): 331 340; Brooke. Science and Religion, pp. 1B9–191. 61 David Hume, Ап Enquiry Concerning Human Understanding (Chicago: Open Court, 1927), p. 19; cm. John J. Jenkins, Understanding Hume (Lanham, MD: Barnes & Noble, 1992). 62 См. David Hume, Treatise on Human Nature (Oxford: Clarendon Press, 1958), bk. 1, pt. 3; см. также: Inquiry Concerning Human Understanding, secs. 4–7. 63 David Hume, Dialogues Concerning Natural Religion (New York: Social Science Publishers, 1948). 65 О соотношении смятенного теизма, неявного натурализма и философского агностицизма в работах Юма см.: Stuart Hampshire in David Hume: A Symposium, ed. D. Pears (New York: St. Martin " s Press, 1963); Antony Flew, Humés Philosophy of Belief (London: Routledge & Kegan Paul, 1961), pp. 272–273; J. C. A. Gaskin, Humés Philosophy of Religion, 2d ed. (Atlantic Highlands, NJ: Humanities Press. 1988).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010