Прорись текста на кубке из Викарелло К I-IV вв. относятся неск. эпиграфических И., находившихся чаще всего на дорожных указателях. В термальных источниках Викарелло на берегу оз. Браччано близ Рима (в древности источники были известны как Аполлоновы воды (Aquae Apollinares)) были найдены 4 серебряных кубка цилиндрической формы (высотой от 9,5 до 15,3 см; в наст. время хранятся в Национальном музее в Риме), к-рые, вероятно, бросали в воду с вотивными целями. На кубках представлен (с незначительными вариациями) маршрут от Гадеса (ныне Кадис, Испания) до Рима с указанием более 100 промежуточных пунктов и расстояний между ними (в рим. милях) (CIL. T. 11. N 3281-3284). Перечни названий на всех кубках записаны в 4 столбца и отделены друг от друга изображением коринфских пилястр. Оформление и форма кубков дали основание предположить, что надписи были скопированы с несохранившегося дорожного указателя, стоявшего в Гадее, к-рый в античности считался крайней зап. точкой ойкумены. Предлагались различные варианты датировки кубков - от I в. до Р. Х. до IV в. по Р. Х., наиболее убедительной считается датировка временем правления имп. Августа или имп. Домициана ( Salway. 2001. P. 54-55). В надписях на кубках встречается самый ранний из известных случай употребления слова «итинерарий» (на 3 кубках из 4, в формах itinerarium и itinerare). Известно также о нескольких более кратких И. на фрагментах дорожных указателей, обнаруженных в Валенсии (Испания) (CIL. T. 2. N 6239; утрачен), в Отёне (Франция) (CIL. Т. 13. N 2681a, b, c), в Тонгерене (Нидерланды) (CIL. Т. 13. N 9158) и в окрестностях Юнглинстера (Люксембург) (CIL. T. 13. N 4085). На территории Вост. Римской империи аналогичный памятник был обнаружен в 1993 г. на месте древнего г. Патара (юж. побережье иля Анталья, Турция). На основании 53 найденных фрагментов реконструирован прямоугольный каменный монумент (2,35×1,6×5,5 м), на 3 плоскостях к-рого имелись надписи на греч. языке (SEG. T. 44. N 1205): на фронтальной стороне - прославление рим. имп. Клавдия , на боковых - сообщение о томб как импю Клавдий поручил Квинту Веранию, 1-му наместнику Ликии, провести ревизию дорог в провинции; ее результаты представлены в виде 3 маршрутов, начинавшихся в Патаре. Расстояния между пунктами указаны не в рим. милях, а в греч. стадиях. Вероятно, этот памятник был поставлен в честь образования рим. пров. Ликия в 45 г. по Р. Х., и изначально его венчала конная статуя имп. Клавдия ( Salway. 2001. P. 56-58).

http://pravenc.ru/text/1237723.html

5. Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. Патриарх Сергий как литургист. – 1994, 5, 37. 6. Мануил (Лемешевский) , митр. Патриарх Сергий и обновленческий раскол. – 1994, 5, 103. 7. Цыпин В. , прот. “Декларация” 1927 года. – 1994, 5, 107. 8. Никон (Белавенец), иером. “Дедушка”. (Субъективные заметки “сергианина” к 50-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия). – 1994, 5, 118. 9. Е.П. Список основных трудов Патриарха Сергия (Страгородского) . – 1994, 5, 135. -------- 3281. “У МЕНЯ в жизни было одно желание – служить Церкви…” Юбилей митрополита Солнечногорского Сергия. – 1999, 10, 34. -------- 3282. Архиерейская хиротония архимандрита Симона (Гетя) во епископа Тихвинского, викария Санкт-Петербургской епархии. (Из определений Священного Синода (1993–1994). – 1994, 7–8, 5. -------- 3283. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Симона (Ишунина) во епископа Брюссельского и Бельгийского. – 1987, 8, 14. -------- 3284. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Софрония (Будько) во епископа Томского. – 1992, 10, XI. -------- 3285. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Стефана (Корзуна) во епископа Пинского и Лунинецкого. – 1990, 8, 29. -------- 3286. ПАМЯТИ Святейшего Патриарха Тихона. (Панихида на его могиле). (К 60-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Тихона). – 1985, 6, 10. -------- 3287. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Тихона (Емельянова) во епископа Новосибирского и Барнаульского. – 1991, 4, 19. -------- 3288. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Тихона (Недосекина) во епископа Видновского, викария Московской епархии. – 1999, 9, 9. -------- 3289. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Тихона (Степанова) во епископа Архангельского и Холмогорского. – 1996, 3, 22. -------- 3290. БЕЛЯЕВ С. О воспоминаниях епископа Тихона (Шарапова) и их авторе. – 1998, 4, 80. 3291. ОТРЫВОК из воспоминаний епископа Тихона (Шарапова) о его поездке в СССР в 1922 году. – 1998, 4, 82. -------- 3292. НИКИТИН В. Памяти митрополита Трифона (Туркестанова) . (К 50-летию со дня кончины). – 1984, 9, 16. 3293. КРАТКОЕ жизнеописание митрополита Трифона (Туркестанова) . – 1998, 11, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заслуживает упоминания капитальный ремонт Виленского монастыря в 1821 году. Ещё в 1815 году государь, проезжая через Вильну, обратил внимание на ветхость строений монастыря. Воспользовавшись этим, архимандрит Иоиль предпринял ходатайство об отпуске из казны денег на ремонт монастыря, присоединив к своему ходатайству и записку о том же от литовского генерал-губернатора Римского-Корсакова. Составленные архитектором Василием Петровичем Стасовым план и смета на 20,000 руб. сохраняли тогдашний вид монастыря и после ремонта без изменения 3270 . Особенно выдающимся в жизни монастырей событием этого времени было открытие в 1814 году в Виленском монастыре мощей свв. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия 3271 . VII Количество церквей Минской епархии не только не возростало, но с течением времени даже уменьшалось. По ведомости 1812 года всех церквей в епархии числилось приходских: 265 3272 приписных и кладбищенских 72, часовен или каплиц 80 3273 . Ведомость 1832 года уменьшает количество приходских церквей до 246 3274 . Правда, в последнюю ведомость не включена архиерейская домовая церковь 3275 , Бобруйский крепостной собор 3276 , а также все уездные соборные и войсковые церкви 3277 ; которые вошли в ведомость 1812 года, но нет сомнения, что количество приходских церквей в Минской епархии действительно уменьшалось. Одной из важных причин этого были пожары, истреблявшие церкви, и бедность прихожан, не бывших в состоянии выстроить новую церковь на месте сгоревшей. В 1818 году, например, исключительно по этой причине было закрыто и раскассировано целых четыре прихода 3278 . Закрывались иногда приходы и вследствие того, что по своей бедности не могли обеспечить сколько нибудь сносно содержание у себя священника и никто из последних не соглашался там быть 3279 . При всех приходских церквах к началу тридцатых годов текущего столетия числилось прихожан более двухсот тридцати тысяч душ 3280 . Содержались церкви почти исключительно на доброхотные подаяния прихожан, или так называемый кошельковый сбор. Арендные статьи были только у очень немногих церквей, а свечной доход не был велик 3281 . И кошельковый сбор тоже, конечно, не составлял крупной суммы. По ведомости 1815 года, всех доходов на каждую церковь в среднем приходилось немногим лишь более сорока рублей ассигнациями, что, по переводу на серебро, составит около 10 рублей 3282 . Кошельковый сбор был, кажется, единственный сбор, производимый в то время по церквам Минской епархии. По крайней мере кружки для сбора в пользу бедных были устроены только в 1813 году и только в трёх церквах – Минских: кладбищенской, Екатерининской и кафедральном соборе 3283 . В начале двадцатых годов по епархии усердно производился сбор «в пользу христиан, разоренных турками и ищущих убежища в России» 3284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Что это и действительно было так, за это говорит, во-первых, следствие этого предполагаемого благовестия: услышав это, они крестились во имя Господа. Иисуса (κοσαντες δ βατπσθησαν ες τ νομα το Κυρου Ιησο). Благовестие было так точно и обстоятельно, что оглашаемые тогда же вполне убедились, что тот Иисус Христос, о жизни и деятельности Которого благовествовал им Апостол, есть именно предсказанный Иоанном Мессия, грядущий по нем 3280 . Нет нужды, конечно, ги- —365— потетически восстановлять текст этого благовествования. Что касается его существенного содержания, то оно, несомненно, должно было касаться всех главнейших событий из жизни Господа Иисуса Христа, всех существенных пунктов Его учения и наиболее важных событий первоначальной жизни основанной Им церкви, совершившихся после вознесения Его на небо. Боговдохновенный Апостол благовествовал об Иисусе Христе так действенно, что люди, ничего не слыхавшие о Нем, сразу же, без всяких возражений и сомнений, воспылали искренней и живой верой в Господа. И эта вера не была мимолетной, скоропреходящей вспышкой чувства, зажженного сильно действовавшей на слушателей проповедью св. благовестника. Св. Апостол, умудренный долголетним и богатым опытом, умел отличать истинную веру от ложной. Но здесь, когда эти ученики после его благовествования изъявили желание принять крещение во имя проповеданного им Иисуса, то он дал свое согласие на это, и они крестились во ими Господа Иисуса: следовательно, вера их была истинна 3281 . – Это, совершенное над ними во имя Господа Иисуса Христа крещение, было обычным христианским крещением во имя Отца и Сына и Святого Духа, которое совершалось над всяким новым верующим, вступавшим в христианскую церковь 3282 . Хотя св. Дееписатель не говорит о том, кто именно совершал крещение над этими Иоанновыми учениками, но, судя по тому, что имени св. Ап. Павла не стоит там, где речь идет об этом крещении (услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса), тогда как оно помещено в следующем стихе, говорится о получении ими благодатных даров Святого Духа через руковозложение (и, когда Павел возложил на, них руки, низшел на них Дух Святой), можно с вероятностью полагать, что их крещение было совершено не самим Апостолом, а кем-либо из окружавших его пресвитеров ефесской церкви 3283 . Когда —366— оглашение Ап. Павла окончилось, и оглашенные внутренно вполне уже были готовы принять крещение, то, последнее, конечно, последовало чрез некоторый перерыв, пока успели приготовить воды 3284 для крещения 12 человек. Крещение, вероятно, происходило в большой зале, служившей местом богослужебных собраний братий у Акилы и Прискиллы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1. Послание Святейшего Патриарха Пимена (по случаю юбилея). – 1987, 10, 2. 2. Лазарев А., прот. Кафедральный Борисоглебский собор в Рязани. – 1987, 10, 27. 3266. МЕДВЕДЕВ А., прот. Новый приход в Севастополе. – 1989, 11, 18. 3267. КИРИЛЛ, архиеп. 200-летие Богоявленского собора в Смоленске. – 1988, 5, 19. 3268. ЛЕХТОНЕН А. Успенский собор в Тарту. (К 200-летию со дня основания). – 1984, 8, 17. 3269. АЛЕКСИЙ, иерод. Троицкий храм в Удельной. – 1989, 8, 26. 23.419–4 Сельские Церкви 3270. ХРАМ (в честь иконы Божией Матери “Казанской” с. Арпочево, Тверская епархия) просит помощи. – 1993, 9, 52. 3271. СИДОРИНА И. Спасский храм. (с. Вороново). – 1990, 8, 35. 3272. ПАВЛОВА Т. Белая церковь . (Богоявленский храм с. Глебово, Московской области). – 1993, 11, 36. 3273. ИГНАТИЙ (ДРОНОВ), иером. Возвращение святыни. (Спасо-Преображенская церковь с. Зубрилово, Пензенская епархия). – 1993, 1, 59. 3274. НА земле ярославской. (Спасский храм с. Кукобой, Ярославская епархия, просит помощи). – 1993, 1, 96. 3275. СИДОРИНА И. Возрождение храма. (с. Лихачево). – 1989, 11, 18. 3276. ЕМЕЛИЧЕВ В., свящ. Храм (Преподобного Сергия Радонежского с. Мосейцево, Ярославская епархия) просит помощи. – 1993, 3, 14. 3277. ПШЕНКО С., свящ. Возрождается храм (в честь иконы Божией Матери “Владимирской” с. Осташево, Московская епархия). – 1993, 3, 106. 3278. ТУРКИНА Е. Троицкий храм в Павлино. – 1989, 2, 23. 3279. КАЗАНСКАЯ церковь в с. Ракитино Липецкой области (Воронежская епархия). (Храм просит помощи). – 1996, 10, 33. 3280. КАЗАНСКАЯ церковь в Ивановской области (с. Сараево). – 1996, 2, 42. 3281. АЛЕКСАНДРОВ П. Столетие престола в Успенском храме в с. Шубино. – 1987, 11, 24. 23.419–5 Часовни 3282. ВОЛКОВИЧ А. История старой часовни (д. Аркадия). – 1989, 2, 23. 3283. О.К. Закладка новой часовни в Москве. – 1997, 6, 37. 3284. ЧАСОВНЯ на площади Возрождения. – 1999, 12, 54. 3285. О.К. Освящение часовни – памятника героям Плевны. – 1998, 4, 27. 23.419–6 Передвижные церкви 3286. УСОВ А. Первая в России. (Плавучая церковь – пароход во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца). – 1993, 9, 53.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3275 Благодаря этому очистительному огню, грешники и получают участие во втором всеобщем восстании. 3276 Что касается, наконец, безбожных, то для них огонь является огнём-мстителем. Они вступают в него тотчас же после смерти и погружаются в него навсегда. Как Моисей при переходе через Чёрмное море спасся, а Фараон был потоплен, так и безбожные навсегда погружаются в озеро огненное. 3277 Здесь следует заметить, что от очистительного огня св. Амвросий отличает огонь испытующий, который он сближает с огненным крещением при дверях рая. Однако, представление св. отца об этом огне не отличается определённостью. Так, иногда этот огонь св. Амвросий сближает с судом Божиим, на который должен явиться каждый человек, 3278 – иногда с вечным светом Бога, 3279 – иногда, наконец, огонь называется Св. Духом и светом лица Божия. 3280 Этот огонь просвещает праведных, а грешных формально разрешает от тех грехов, от которых они очистились уже в чистилище. 3281 Часто также св. Амвросий судный огонь отождествляет с огнём очистительным. Второй период посмертного состояния начинается со дня всеобщего суда, совпадающего со днём второго пришествия Христа и воскресения мёртвых. 3282 Воскресение мёртвых, имеющее быть in consummatione mundi, 3283 есть дело не человеческой заслуги, а милости Божией; оно есть дар Божий, 3284 есть благодатный плод спасительного дела Христа, 3285 имевшийся в виду при первом пришествии Спасителя 3286  и распространяющийся на всего человека (и тело, и душу 3287 ). Воскресение христиан, как отдельных членов тела, основывается на их мистической связи со Христом, как главой, 3288 как вторым Адамом, явившимся начатком воскресших, подобно тому, как первый Адам был начатком умерших. 3289 В силу этого воскресение Христа обусловливает собой воскресение только верующих. 3290 Правда, воскреснут все без исключения – и праведники, и грешники, 3291 но не все воскреснут на суд, а именно: на суд не воскреснут безбожные или нечестивые. 3292 Далее, хотя все люди воскреснут в одно время, однако воскреснут в порядке, определённом их заслугами 3293 : сначала праведники, потом грешники и, наконец, безбожные. 3294 Тела воскресших будут существенно те же, что и теперь, 3295 однако, воскресшие тела праведников будут очень отличны от воскресших тел грешников. В то время, как тела последних не изменятся, 3296 тела праведников просияют чрез особый процесс commutatio, immutatio, 3297 чрез процесс прославления. Последний проявится в их неизменяемости, 3298 в прославленности, противоположной corruptionis deformitas смертного тела, 3299 в их духовности и простоте, по образу простой природы Божией, 3300 и, наконец, в свободе от слабостей (passiones) как в физическом, так и этическом отношении. 3301

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

И все веселей и привольней ему, Коленца выходят все круче… Но шибче играет Садк, осерча, … Царь бешеный месит ногами! В присядку понес его черт ходуном, Он фыркает, пышет и дует " … (Ср. описание пляски «казачка» у Гоголя, Тарас Бульба, конец 2-й главы). 3281 Свящ. Сергеев, Изъяснение раскола, имен. хлыст. (Мельников, Материалы, Чтения общ. ист. и др. рос. 1873, ч. 1, с. 34–35). 3282 Кириллов, Амур. прыгуны (Камчат. Е.В. 1897, 12, с. 238–239). См. там же, 10. С. 188: «один вдохновенный прыгун, почувствовав в себе особенную полноту благодати, начал вихрем носиться по молитвенному дому и кивать головой, останавливаясь то пред одним, то пред другим, пока не грохнулся на пол». Ср. скопческий роспевец (Мельников, Материалы, Чтения об. ист. и древ. рос. 1873, ч. I, с. 15): «Ой, во саду, саду, разгуляться к вам иду, Сударь батюшка родной, учитель мой, Дух святой… Уж он ходит, гуляет, сам погуливает, Своей буйною головушкой покачивает». В «Вакханках» Эврипида «трясение головой» (κρτα σεσαι) – составной элемент оргиастической пляски в честь Диониса (ст. 184–185). 3284 Дингельштедт, Закавк. сект. 195, 223–224. Ср. описание древнерусских плясок в «купальскую ночь»: «женам же и девам и главам накивание и устнам их неприязнен клич всескверные песни бесовские и хрептом их вихляния и ногам их скакания и топтания» (Послание игумена Памфила, – В. Малинин, Старец Елеазарова монастыря Филофей, Киев 1901, приложение 1-е. с. 3). 3286 Ю. Толстой, О духовном союзе Е.Ф. Татариновой (Бартенев, XIX-й век, кн. 1, с. 226); Тверские Е.В. 1891, 10, с. 286. 3287 Это отражение в радельных телодвижениях национальных хороводных плясок является веским аргументом в пользу признания самобытного происхождения хлыстовства – древнейшей из русских мистико-экстатических сект. 3288 Дело Самарского окру ж. суда о мормонах Бузулук. и Николаев. уездов, 38833, т. 3. л. 159. Название «колесо в колесе» взято сектантами из книги пророка ( Иез.1:16 : «казалось, будто колесо находилось в колесе»). Напр., В. Дерютин, основатель хлыстовской секты в с.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В одном списке повести XVII в. Феодора прямо названа «Александрийской»: «…явися ей паки преподобная мати Феодора Александрийская» (Мурманский областной краеведческий музей, ОФ 4444, л. 73). 3272 ...и в соборную церковь Пресвятыя Богородицы, и к святым и праведным Прокопию и Иоанну... – Успенский собор и церкви Прокопия и Иоанна находились на Соборной площади, которая являлась религиозным центром Великого Устюга. В 16301660-е гг. происходило обновление этого ансамбля: вместо деревянных церквей возводились каменные. Прокопьевская церковь была построена и освящена в 1669 г., т. е. всего за два года до исцеления здесь Соломонии бесноватой. Все три церкви сохранились до нашего времени. 3275 Димитрий – Димитрий Данилов Гребенев, протодиакон великоустюжского Успенского собора, упоминается в устюжских документах с 1658 по 1682 г. 3277 Великий вход – прохождение священнослужителей вокруг престола во время литургии, сопровождаемое пением «Херувимской песни». «Припадки (бесноватых. – А. П.) случаются в церкви главным образом во время пения Херувимской песни или во время причастия» (Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые. СПб., 1900. С. 25). 3281 А крестися... прежде сего... – По предположению Ф. И. Буслаева, здесь, возможно, затрагивается вопрос «о различии крестосложения старообрядческого от никоновского» ( Буслаев Ф. И. Мои досуги. М., 1886. Ч. 2. С. 12). А. М. Ремизов считал автора повести «ревнителем» «древлего благочестия» (Ремизов А. Сочинения... С. 141), а М. О. Скрипиль, напротив – сторонником церковных реформ, изобразившим старообрядцев в образе бесов (Скрипиль М. О. Повесть о Соломонии... С. 211214). Однако рукописная традиция повести не знает случаев старообрядческого или антистарообрядческого осмысления комментируемого фрагмента. Повесть с одинаковым интересом читалась как старообрядцами, так и представителями господствующей Церкви. 3283 ... «Богородицу... возвеличим»... – Возглашение диакона перед пением 9-й песни канона на утрени. 3284 ...и ты повели им на всякий день Псалтирь говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые надписи называют мучениками И., смерть к-рых наступила не в результате мучений, а через нек-рое время, как следствие жестокого обращения в тюрьме или ссылке. Так, св. Понтиан , еп. Римский (230-235), был сослан на рудники Сардинии в 235 г. при имп. Максимине и умер, не перенеся тяжести каторжных работ. В 1909 г. в крипте пап в катакомбах Каллиста в Риме была обнаружена эпитафия: ΠΟΝΤΙΑΝΟС ΕΠΙСΚ ΜΡ («Понтиан епископ мученик»), причем монограмма martyr была добавлена позднее, когда эпитафия уже находилась на своем месте, скорее всего в IV в. ( Marucchi. 1909). Сосланный на Сицилию свт. Евсевий , еп. Римский († 309/10), именуется мучеником, потому что его смерть наступила на месте ссылки. Св. Дамас I, еп. Римский, перенес его останки в Рим и запечатлел надписью: «Создал Дамас епископ Евсевию епископу и мученику» ( Ferrua. 1942. P. 25. N 19). Свт. Евсевий Верцелльский († 371), был сослан арианами в Скифополь в Палестине, но умер он естественной смертью спустя много лет и находясь на кафедре, однако надпись, помещенная в базилике г. Верчелли, построенной в его честь, называет его мучеником: «Евсевий епископ и мученик» (CIL. T. 5. N 6723; Bruzza. 1874. P. 292-301). По-видимому, обычай называть умерших в ссылке мучениками соблюдался недолго. В более поздних надписях такие лица именуются И. Напр., свт. Дионисий , еп. Медиоланский, сосланный арианами в Армению и умерший в ссылке, именуется в надписи 474 г. не мучеником, а исповедником: pontifex sanctus confessorque Dionysius (CIL. T. 5. N 6183a; Delehaye. 1921. P. 36). В нач. XX в. в турецком г. Динекдагы (к востоку от Анкары) была обнаружена греч. надпись, к-рую можно датировать не раньше чем V в., т. е. периодом, когда гонения прекратились: «Домн исповедник украсил [приготовил к погребению] Серилия брата» ( Ramsay. 1905. P. 172). И. Делаэ рассматривает эту надпись как один из примеров якобы позднего значения слова μολογητς, обозначающего низшую степень церковнослужителей, т. е. «псаломщик», «певец» ( Delehaye. 1921. P. 37), и приводит др. случай похожего словоупотребления в эпиграфике - надпись VII в. в испанском г. Мерида: «Эолалия клирика и исповедника» ( H ü bner E. Inscriptiones Hispaniae christianae. Berolini, 1900. Vol. 2. P. 25). Однако более обоснованной и учитывающей критику Ботта является гипотеза А. П. Каждана , к-рый полагает, что слово «исповедник» употреблено здесь в смысле «благочестивый христианин» ( Kazhdan. 1991. P. 494).

http://pravenc.ru/text/675007.html

Известно о контактах донатистов с вост. епископами. В частности, представители донатистов были отправлены на Сардикийский Собор (343) ( Aug. Ep. 44. 3. 6; Idem. Contr. Cresc. III 34. 38; IV 44. 52). Победа сторонников канонической Церкви. В 397-398 гг. ряд лидеров донатистов поддержали восстание Гильдона, вождя берберского племени кабилов ( I dem. Contr. ep. Parmen. II 2. 4; Idem. Contr. litt. Petil. II 23. 53; 83. 184; 92. 209), что сделало их положение более уязвимым перед имп. властью. Еп. канонической Церкви Карфагена Аврелий занялся укреплением церковной дисциплины и инициировал ежегодное проведение Соборов. Решающую роль в победе над Д. сыграли труды и деятельность блж. Августина. Летом 403 г. было организовано совещание с донатистами по вопросу о том, кто вправе использовать наименование «Кафолическая Церковь». В 405 г. против донатистов начали действовать антиеретические законы. Эдиктами имп. Гонория запрещались их собрания, собственность членов донатистских общин конфисковывалась (CTh. 16. 5. 37, 38; 16. 6. 3-5). В каноническую Церковь стали переходить представители североафрикан. элиты. В мае 411 г. в Карфагене в присутствии имп. представителя нотария Марцеллина было проведено еще одно совещание, причем на стороне донатистов было 284 епископа (лишь чуть меньше, чем сторонников канонической Церкви). Победили сторонники канонической Церкви, а Д. был вновь запрещен (CTh. 16. 5. 52). Конец движения Хотя в 414 г. 30 епископов-донатистов смогли провести Собор в Цирте ( Aug. Contr. Gaudent. I 37. 47), члены донатистских общин постепенно стали переходить в каноническую Церковь. В 429 г. Сев. Африка была завоевана вандалами. Начиная с этого момента история взаимоотношений донатистов с канонической Церковью неясна. Скорее всего этот конфликт отошел на 2-й план ввиду того, что новые власти придерживались арианства. Последняя датированная надпись донатистов найдена в г. Ала Милиария (Мавритания). В ней говорится об освящении храма во имя донатистского мученика между 434 и 439 гг. (CIL. T. 8. N 21570-21574). Ряд надписей, возможно связанных с Д., относятся к визант. эпохе (CIL. T. 8. N 18742). Нек-рое возрождение Д. произошло в понтификат свт. Григория I Великого ( Greg. Magn. Ep. 1. 33; 3. 32; 4. 35; 6. 34). После араб. завоевания Сев. Африки движение Д. прекратило существование. Учение

http://pravenc.ru/text/178932.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010