Кстати, надо сказать, что «теремом» его начали называть недавно. В советское время все местные жители говорили просто: «Асташовский дом». Может быть, потому, что слово «терем» в советское время напоминало о дореволюционной истории страны. 3 Начало возрождения К началу XX века о тереме в Асташове уже вряд ли кто-то помнил. Его руины случайно обнаружила семейная пара из Москвы. Андрей Павличенков и Ольга Головичер, путешествуя по Костромской области, доехали от Чухломы до деревни Асташово, где и увидели выглядывавшую из-за деревьев башенку. С этого момента начинается удивительная история восстановления асташовского терема и его интерьеров, которые теперь в точности повторяют дореволюционные. Андрей и Ольга выкупили терем и за свой счет отреставрировали его. Сейчас терем в Асташово — это музей с более чем столетней историей, в котором полностью воссоздана обстановка конца XIX века. Терем до реставрации. Фото IvanShkaev/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0 После обнаружения терема его сперва собирались увезти в Подмосковье или в Музей деревянного зодчества. Но в конечном счете было решено оставить дом Марьяна Сазонова и восстанавливать его на месте. Тогда Андрей и Ольга познакомились с реставратором Александром Поповым, который реставрировал древнейшую (из точно датированных) деревянную церковь в России — церковь Ризоположения в Вологодской области. Но, прежде чем начать реставрацию, нужно было определиться с ее целью. Ведь если просто «спасти, чтобы спасти» и потом забыть — дом снова придет в упадок. Поэтому Андрей и Ольга, начиная этот проект, решили превратить терем в небольшую гостиницу для туристов, а часть помещений отвести для музея старинного быта. Также терем решено было сделать местным культурным центром, устраивая там музыкальные и поэтические вечера, встречи с интересными людьми. Терем в Асташове. Современный вид. Фото Olga Golovicher/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 4 Как по кусочкам печной плитки и обоев восстанавливали дом Весь ход дальнейшей реставрации определило решение о том, что терем надо воссоздавать в облике, как можно более приближенном к первоначальному.

http://sever.foma.ru/terem-v-astashove-k...

По мнению православного эксперта, вокруг ПЦУ множится ложь. «В частности, они постоянно говорят об автокефалии ПЦУ, хотя это всецело зависимая от Фанара структура», отметил собеседник ФАН. Фонд содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в Санкт-Петербурге В тотальной лжи украинских медиа вокруг темы православия участвует и Центр имени Разумкова, считает Скворцов. «Это грантоедская структура. Мы знаем, что церковная сфера на Украине дает широкий простор для манипуляций. Важно, как задать вопрос. Кроме того, опрашиваются не верующие: те, кто понимает, что такое настоящая церковная жизнь, а те, кто в церкви бывает раз год – освящает яйца на Пасху или и вовсе не был никогда», говорит православный эксперт. По его словам, массированной промывкой мозгов часть далеких от церкви украинцев убедили, что Константинопольский патриарх – это своего рода Римский папа, только православный, восточный аналог. «И раз уж такой «православный папа» дал «томос» ПЦУ, то она и есть правильная церковь. Поэтому надо признать, что увеличилось количество людей, которые считают своим патриархом Варфоломея, а не Кирилла. Это именно те люди, которые слабо разбираются в церковных вопросах и верят телевизору», отметил Дмитрий Скворцов. Но если бы исследования проводились среди тех людей, которые на самом деле живут православной жизнью, то цифры были примерно такими же, что и пять – десять лет назад, считает собеседник ФАН. Поскольку подавляющее большинство верующих остаются приверженцами канонической УПЦ МП. «Добровольно перешло в ПЦУ менее одного процента всех приходов УПЦ МП. И перешли как раз те, кто давно уже ждал «томоса». А все, кто хотел остаться, остались. То есть число предателей оказалось ничтожно малым. И это тоже еще один итог года», резюмировал Скворцов. wikimedia.org/Roman Starchenko/CC BY-SA 3.0 Между тем, проблема Украинской православной церкви не ограничивается исключительно Украиной. Она грозит общеправославным расколом. Если предположить, что в дальнейшем еще какие-то из канонических поместных православных церквей заявят о признании ПЦУ, это будет серьезным кризисом и испытанием для всего православного мира.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/31/putinu...

В определённой мере разделение археологических памятников по зонам влияния между различными школами библейской археологии было обусловлено сложившейся геополитической картиной. Так, например, памятники на территориях восточного берега реки Иордан после второй мировой войны фактически были доступны для исследования только американцам. Кумран Важнейшей находкой археологии XX века является обнаружение собраний рукописей Мёртвого моря , первая из которых была найдена случайно пастухом-бедуином в 1947 году. Последовавшие за этим археологические и поисковые экспедиции в окрестностях Вади-Кумран обнаружили ещё целый ряд тайников с рукописями, возраст некоторых из которых превышал 2000 лет. В настоящее время эта библиотека представлена фрагментами рукописей, общее число которых составляет около 40 000. Обнаруженные фрагменты являют собой остатки порядка 600 древних книг, значительная часть из которых – библейские тексты, зафиксированные в межзаветный период и период начала новой эры. Их изучение сформировалось в отдельную дисциплину, называющуюся кумранистикой. Сосуды из Кумрана со свитками. Фото: Bahnfrend, commons.wikimedia.org , CC BY-SA 4.0 Смежные дисциплины Как и любая современная отрасль знания, археология не существует изолированно от других. Однако за время развития библейской археологии, ряд направлений исследований выделились в самостоятельные дисциплины. Кроме специализации по археологическим памятникам и объектам (как это случилось при изучении находок Кумрана) в отдельную отрасль оформились сфрагистика и нумизматика Ближнего Востока, типирование керамики, библейская география, палеоботаника, реконструкция архитектурных памятников и множество других вспомогательных дисциплин. Стела царя Меша. Фото: ru.wikipedia.org , CC BY 3.0 Проблемы библейской археологии Кроме общих для археологии проблем, связанных с корректностью извлечения и консервации археологических объектов, разрушением археологических памятников, уточнением методов датирования и т.п., библейская археология имеет ряд специфических проблем. Вот только некоторые из них:

http://azbyka.ru/biblejskaya-arxeologiya

Византия была многонациональной. В приграничье жило немало славян, исповедовавших христианство и перенявших греческую культуру. Император направил в Моравию Кирилла и Мефодия. Те разработали азбуку и стали переводить Священное Писание. Так в 866-м появилась Библия на славянском. На самом деле братья, по сути, создали искусственный язык — старославянский. В быту он не применялся. За основу взяли диалект, на котором говорили в окрестностях Салоников, добавив в него элементы греческого синтаксиса. © Public domain Ростислав (князь Великой Моравии) Позже старославянский эволюционировал в церковнославянский — на нем по сей день служат в Русской православной церкви . Талантливый ученик В течение нескольких столетий славяне пользовались двумя системами написания. Одна — всем знакомая кириллица, другая — глаголица. О том, какая более древняя, долго спорили. Глаголицу называли чуть ли не " истинным языком славян " : якобы в ее основе лежат утраченные руны — " черты и резы " . Однако ученые опровергли эту теорию. В XX веке исследователи предположили, что глаголица появилась после кириллицы. Находки археологов и исследования лингвистов не подтвердили гипотезу. Сегодня считается, что Константин и Мефодий изобрели не кириллицу, основанную на греческом алфавите, а глаголицу, в которой свои буквы. Их происхождение неясно. Есть исследования, указывающие на сходство с греческой скорописью, а также древнееврейской, самаритянской, грузинской письменностью. CC BY-SA 3.0 /Apostoloff/ National History Museum, Bulgaria, Sofia, kvartal Bojana Глаголица и кириллица в Национальном историческом музее Болгарии Автором кириллицы называют одного из учеников Константина — святителя Климента Охридского. Он разработал официальный, торжественно-парадный вариант славянского алфавита, способный конкурировать с лучшими образцами византийского уставного письма. Что называется, не для широкого пользования. Но со временем этот " шрифт " превратился в общеупотребительный. На Русь он пришел в X столетии вместе с болгарскими миссионерами. За тысячу лет кириллица распространилась на 108 языков. А глаголицу забыли. В отличие от ее создателей Кирилла и Мефодия, заложивших фундамент для просвещения славянских народов.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/24/chego_...

Находятся возле Архангельской башни Белая башня (Сушильная). К ней пристроено здание сушила, в белый цвет башня никогда не была окрашена . Фото Александра Байдукова/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Прядильная башня (Стратилатовская). От прядильных мастерских, где пряли рыболовные сети и вили канаты и от одного из верхних приделов Спасо-Преображенского собора, освященного в честь Федора Стратилата . Фото Zleha2004/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Комплекс Успенской церкви с Трапезной палатой. Возводился в 1552-1557 годах, с его сооружения началось каменное строительство в Соловецком монастыре . Фото Trasprd/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Колокольня. Самое высокое здание монастыря, высота — 50 м, современная колокольня возведена в 1777 году на валунном основании прежней трехшатровой звонницы . Фото Новинская Г.А./Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Комплекс Никольской церкви с Ризницей. Никольский храм был одним из первых в монастыре, Николая Чудотворца особо почитают на Севере как покровителя мореходов и рыбаков . Фото Kate Mikheeva/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Сооружен в 1859 году, возник в результате неоднократной перестройки Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора . Фото Vitold Muratov/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Спасо-Преображенский собор. Главный храм Соловецкого монастыря возводился в 1558-1566 гг., в настоятельство святого игумена Филиппа (Колычева) . Фото Visem/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Благовещенская (надвратная) церковь. Домовая церковь настоятеля, небольшой одноглавый храм построен над проездной аркой святых ворот в 1596-1601 гг. Фото Vladimir Arbesman/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Церковь митрополита Филиппа. Построена в 1798-1799 гг. как больничный храм, сообщается с больничными кельями . Фото Vitold Muratov/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Поделиться статьёй: Пора начинать! × Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!

http://sever.foma.ru/hramy-bashni-i-voro...

2 Церковь Воскресения Христова в Медведево (1755) Храм стоит при впадении речки Большая Нореньга в Сухону, на старинной дороге от Устюга к Тотьме. Первоначально погост с двумя деревянными церквями был в деревне Князь (Сидоровская) на левом берегу Сухоны, напротив устья реки Старая Тотьма, где в стародавние времена располагалось первое русское поселение в Тотемском районе. В середине XVIII века погост решили перенести в деревню Медведево. Каменные церкви Вокресения Господня и Благовещения Богородицы в Старототемской волости Тотемского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Воскресенскую церковь построили на средства богатого тотемского купца Ивана Левзинова. Фото Михаила Ильина/sobory.ru/CC BY-SA 3.0 Исследователи считают, что именно медведевская церковь стала первым храмом с конструкционным решением, который позже воплотился в основе большинства тотемских и других церквей с картушами на стенах. Правда, у храма в Медведеве клейма на стенах еще очень простые, незатейливые. С настоящими тотемскими картушами они несравнимы. Тем не менее эти разрезные фронтоны в духе московского барокко XVII века перекликаются с украшениями церквей Великого Устюга XVIII века и могут считаться предшественниками так называемого тотемского барокко. Колокольня старототемской церкви была пристроена в конце XIX века в классическом стиле и ничего общего с барокко не имела. Ее снесли в советские годы, до войны. Сам закрытый храм местные жители потихоньку растаскивали на кирпич, но председатель колхоза приспособил пустующие здание под гараж и ремонтные мастерские. Это продлило жизнь руинам церкви. Увы, сегодня состояние стен памятника плачевное. Местные жители пытаются провести противоаварийные и консервационные работы на здании. На куполе и стенах второго этажа сохранились росписи, созданные умелым художником. Храм ждет своих спасителей и реставраторов. 3 Церковь Спаса Преображения (1780), слобода Коченьга, Тотемский район Фото Михаила Ильина/sobory.ru/CC BY-SA 3.0

http://sever.foma.ru/hramy-po-suhonskim-...

День иконы «Споручница грешных» отмечается несколько раз в году. Сегодня уже сложно сказать, в честь чего установлена каждая конкретная дата — в честь какого-то чуда или перенесения в новое место. При этом на протяжении всей его истории и даже в современности с чудотворным образом происходили знаковые события. Первообраз иконы Богородицы «Споручница грешных», хранящийся в Николо-Одринском монастыре Profes.inter/Wi kipedia.org / CC BY-SA 3.0 В XIX веке многим жителям Карачевского уезда (сейчас Брянская область) стало сниться, что при Николо-Одринской обители есть чудотворная икона. Ее обнаружили в небольшой часовне и торжественно перенесли в монастырскую церковь, где вскоре обретенная святыня прославилась многими исцелениями по молитвам перед ней. Через несколько лет с иконы был сделан список для жителя Москвы подполковника Дмитрия Бонческула, который поместил его у себя дома. Так как и возле этого образа стали происходить чудесные события, владелец вскоре передал икону в храм святителя Николая в Хамовниках, чтобы она была доступна всем нуждающимся. Что же касается оригинала, то после революции он оказался у местных жителей, передавался из рук в руки и в советское время был перевезен в монастырь под Одессой. В середине 1990-х образ был возвращен в родную обитель, и это событие Одринский монастырь отмечает осенью. Одрино-Николаевский монастырь. Вид храма. Фотография конца XIX — начала XX века Сестринский корпус с храмом. Современный вид Фото Profes.inter/Wi kipedia.org / CC BY-SA 3.0 Общецерковное празднование иконы Богородицы «Споручница грешных» в календаре установлено 20 марта, а также 11 июня — вероятнее всего, в честь перенесения образа из домашнего иконостаса в московский храм. Есть также отдельный день, посвященный Корецкой «Споручнице». Это переходящая дата. В 1622 году в четверг после Пятидесятницы чудотворная икона, принадлежавшая местным князьям, была передана ими в монастырь города Корец (Ровенская обл., Украина). И вот уже четыреста лет Церковь хранит память об этом событии. Описание иконы «Споручница грешных»

http://foma.ru/ikona-sporuchnica-greshny...

5 На «Марциальных водах» сначала были выстроены деревянные дворцы Это были помещения для Петра Великого, императрицы Екатерины Алексеевны, корпуса для отдыхающих. Государь был на курорте четыре раза — в 1719, 1720, 1722 и 1724 годах, любил это место. В общей сложности Петр пробыл на карельском курорте 90 дней. Видимо, железистые воды действительно приносили ему облегчение. 6 После смерти Петра Алексеевича «Марциальные воды» забыли Фото Марины Целищевой/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Деревянные курортные постройки обветшали, стали разваливаться, пациенты из столиц перестали сюда приезжать. И только местные жители продолжали использовать целебную воду, исцеляя самые разные недуги. 7 Возрождение курорта пришлось лишь на советские годы Всесоюзный бальнеологический санаторий «Марциальные воды» был открыт в 1964 году. Здесь лечат железодефицитную анемию, болезни органов пищеварения и дыхания, мочеполовой и костно-мышечной систем, сердечно-сосудистые заболевания. 8 Курорт расположен в экологически чистом карельском лесу в окружении озер Чистейший хвойный воздух считается одним из дополнительных оздоравливающих компонентов курортной терапии. На курорте много внимания уделяют немедикаментозным методам лечения — ванны, души, бассейны, сухие углекислые ванны, фитотерапия, гимнастика и т. д. 9 Храм апостола Петра на курорте «Марциальные воды» называют «иноземкой» или «чужестранкой» Фото Сергея Свердлова/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0 Дело в том, что он совершенно не похож на традиционные северные православные церкви. Храм выстроен в 1721 году по приказу Петра I, возможно даже по его проекту и чертежам. В нем угадываются черты католической, протестантской и даже светской архитектуры. Этот одноглавый крестообразный в плане храм — единственный в Карелии памятник архитектуры, связанный с деятельностью первого русского императора и сохранившийся с нетронутым архитектурно-декоративным убранством и живописью иконостаса, выполненного в западноевропейской традиции. Каждый год 29 января, в день поклонения честным веригам апостола Петра, в нем совершается праздничный молебен. В остальное время здесь работает музей.

http://sever.foma.ru/marcialnye-vody-per...

Фото valaam.ru — скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский) — построен к лету 1917 года по просьбе великого князя Николая Николаевича Романова, верховного главнокомандующего Русской армией в начале Первой мировой войны, по проекту его родного брата — Петра. По замыслу великих князей, братия Смоленского скита должна была круглый год молиться об упокоении душ русских воинов, на поле брани живот свой положивших. Этот храм стал одним из самых последних, построенных в Российской империи; Фото свящ. Максима Массалитина/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0 — Свято-Владимирский скит — новый, возведен в XXI веке, в своем архитектурно-стилистическом решении продолжает линию русского модерна, с ориентацией на псковско-новгородские храмы. Центр скита — церковь святого равноапостольного князя Владимира с приделами с честь Покрова Божией Матери и Всех Русских Святых. Здесь находятся личные покои Патриарха Всея Руси, Музей истории обители и валаамская иконописная мастерская. 3 Часовни Часовен на островах великое множество. Важно не только увидеть часовню, но узнать ее историю, поэтому лучше послушать рассказ знающего экскурсовода, который расскажет о самых интересных памятниках истории и архитектуры. Вот наиболее известные из них: Фото valaam.ru — Вознесенская часовня — подобие часовни Вознесения Господня на Елеонской горе в Иерусалиме. Выстроена по инициативе игумена Маврикия, вернувшегося со Святой Земли. Это единственная пятиглавая часовня на Валааме. Сохранилась без значительных повреждений и была отреставрирована в 2014 году . Фото valaam.ru — Часовня Ксении Петербургской — возведена в 2015 году. Нарядная часовня, напоминающая своим силуэтом часовню-усыпальницу святой блаженной Ксении на Смоленском кладбище в Петербурге. Ее изысканный декор выполнен из белого каррарского мрамора и украшен мозаичными иконами. 4 Бухты Фото Alexander2018/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-4.0 Монастырская бухта. Вход в Монастырскую бухту обрамляют шатровый храм Никольского скита слева и шатровая часовня в честь Валаамской иконы Божией Матери — справа. От причалов отправляются катера и лодки, которые развозят экскурсантов по скитам на другие острова. По берегам бухты стоят три различающихся по архитектурному стилю часовни — Покровская, Благовещенская и часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К Валаамскому монастырю от причала можно подняться по каменной лестнице и пройти по мощенной шокшинским кварцитом дороге.

http://sever.foma.ru/chto-posmotret-na-v...

Шаг 8 Про скульптуры Скульптура «Рыбаки» на Онежской набережной. Фото Sergey Galchenkov/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Набережная в Петрозаводске, которую местные называют Онежа, — одна из главных достопримечательностей города. Полтора километра променада открывают прекрасные виды на озера и включают в себя целый букет других достопримечательностей, потому что вдоль набережной установлено очень много абстрактных скульптур. Настоящий музей под открытым небом. Многие из этих скульптур город получил в дар от городов-побратимов, которых у Петрозаводска ни много ни мало — двадцать. Шаг 9 Про музеи Музеев в Петрозаводске много. Прежде всего, советуем сходить в Национальный музей Карелии. Здесь представляют природу края, его животный и растительный мир, историю, археологию и этнографию — богатую и древнюю культуру карельского народа. Не пропустите Музей промышленной истории Петрозаводска. Все-таки этот город возник как императорский индустриальный центр, и градообразующая промышленность здесь имеет почти три века истории. В Карельском музее изобразительных искусств обратите внимание на подлинники Поленова: великий художник — выпускник Олонецкой гимназии, в здании которой и находится музей. Музей с интересным названием «Полярный Одиссей» подойдет любителям морских путешествий и знатокам судостроения. А отчеты об экспедициях, вручную собранные на местной верфи исторические суда наверняка будут интересны и детям, и взрослым. А еще в городе есть Губернаторский парк (губернатором в 1784–1785 годах здесь был не кто иной, как Гавриил Романович Державин), Парк культуры и отдыха, Голиковский парк, Национальный театр, Музыкальный театр, Карельский театр кукол, Карельская государственная филармония… В общем, скучать не будете. Шаг 10 Про храмы Фото Ludvig14/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Главная православная святыня Карелии — кафедральный собор Александра Невского. Его построили в Петрозаводске в XIX веке в память о воинах, погибших в Отечественной войне 1812 года. Средства на строительство пятикупольного каменного собора пожертвовал император Александр I. Единственным действующим при советской власти храмом в городе был шедевр русского «провинциального» ампира Крестовоздвиженский собор, известный своим богатым внутренним убранством. Зарецкое кладбище рядом с ним — тоже исторический памятник с мемориалами известным уроженцам города. Деревянная Екатерининская церковь во имя святой великомученицы Екатерины полностью отреставрирована. Возле нее построены несколько часовен. На диоритовой скале естественного происхождения возвышается небольшая Сретенская церковь. Отсюда открывается великолепный вид на Логмозерский пролив и паромный мост. В церкви хранятся подлинные реликвии, принадлежавшие семье Петра I.

http://sever.foma.ru/desjat-shagov-po-pe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010