Перед Браманте стояла грандиозная задача выстроить главный храм христ. мира. Идея гигантского купола восходила к собору Св. Софии в К-поле, схема с 5 куполами, возможно, имела источником собор Сан-Марко в Венеции, который новый собор св. Петра должен был превзойти во всех отношениях. Для образного строя собора решающее значение имели впечатления Браманте от сооружений античного Рима. По свидетельству Вазари, Браманте хотел водрузить «купол Пантеона на своды храма Мира» («храмом Мира» тогда считали базилику Максенция на рим. форуме), однако в самом проекте более заметны «термальные» реминисценции. О термах напоминают и мембранообразные стены сложной конфигурации, разделяющие второстепенные пространства, и угловые помещения-сакристии, в которых угадываются октагональные залы с нишами терм имп. Диоклетиана. План этих терм, выполненный Браманте совместно с Джулиано да Сангалло, виден на обратной стороне самого раннего (предположительно относящегося к весне 1505) из сохранившихся эскизов собора св. Петра в Риме (Флоренция. Галерея Уффици, Кабинет рисунков и гравюр. Uff. 104 A). При Браманте строительство собора не продвинулось дальше подкупольных столбов и одной из соединяющих их арок. Замедление работ было связано в числе прочего и с конструктивными проблемами, повлекшими за собой повреждение одного из подкупольных столбов. От периода работы Рафаэля в должности главного архитектора остался опубликованный Серлио базиликальный вариант проекта с хором, выступающим за пределы основного объема 3 обширными полукружиями, к-рый, очевидно, отражает наиболее поздние идеи Браманте ( Frommel. 1994). Эта схема послужила основой для проекта ц. Санта-Мария-Ассунта (она же кафедральный собор) в Карпи (обл. Эмилия-Романья; начата в 1514 Бальдассаре Перуцци, завершена в 1791). Ни при Рафаэле, ни позже, при Перуцци, возглавившем строительство собора в 1520 г., работы существенно не продвинулись и в 1527 г. были вовсе остановлены, когда войска имп. Карла V захватили и разграбили Рим. В последующие за этим годы Перуцци разрабатывал более компактный и экономичный вариант завершения собора, возвращаясь к первоначальной центрической композиции Браманте, но и он не был осуществлен ( Bruschi. 2005; Hubert. 2005).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Keywords: confessionalization, social-cultural field, augustinism of the XVII century, slavia orthodoxa, society and people, Russian theological tradition, Laientheologie, Khomyakov, Dostoyevsky, Metropolitan Antony (Khrapovitsky). Список литературы 1 . Дмитриев М. В. «Православная конфессионализация» в Восточной Европе во второй половине XVI века?//Дорогобицький краезнавчий збiphuk. Вип. XVI. Дрогобич: Коло, 2012. С. 133–152. 2 . Курбский А., кн. Предисловие к «Диалектике» Иоанна Дамаскина //Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. СПб., 2011. С. 570–583. 3 . Пиккио Р. История древнерусской литературы. М., 2002. 4 . Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. СПб., 2010. 5 . Шоню Пьер. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург, 2005. 6 . Яковлев А. И. Очерки истории русской культуры XIX века М., 2010. 7 . Bellarminus R. De controversiis christianae fidei adversus hujus temporis haereticos. Neapolis, 1858. 8 . Buddeus F. Institutiones theologiae dogmaticae. Lips, 1724. 9 . Danckwart Marianne. Konfessionale Musik//Die katholische Konfessionalisierung. Gütersloh, 1995. S. 371–383. 10. Iansenius C. Augustinus. Lovanium, 1640. 11 . Jedin Hubert. Geschichte des Koncils von Trident: In 4 B. Freiburg, 1939–1975. 12 . Möhler J. A. Symbolik oder Darstellung der dogmatischen Gegensätze der Katholiken und Protestanten, nach ihren öff entlichen Bekenntnissschriften. Mainz, 1834. 13 . Schneider H. Johann Arndt und die makarianischen Homilien//Makarios-Simposium über das Böse. Wiesbaden, 1983. S. 186–222. 1 Дмитриев М. В. «Православная кофессионализация» в Восточной Европе во второй половине XVI века?//Дорогобицький краезнавчий збiphuk. Вип. XVI. Дрогобич: Коло, 2012. С. 14 4 Möhler J. A. Symbolik oder Darstellung der dogmatischen Gegensätze der Katholiken und Protestanten, nach ihren öff entlichen Bekenntnissschriften. Mainz, 1834. S. 27. 5 См.: Jedin Hubert. Geschichte des Koncils von Trident: In 4 B. Freiburg, 1939–1975. Bd. 2. S. 141. 7 Ср.: «Протестанты за незначительными меньшинством в той же мере, что и католики, были людьми церкви, озабоченными границей, которая определяет принадлежность к церкви. Вот почему христианство XVII века переживало расцвет критериев ортодоксии» (Шоню П. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург, 2005. С. 478).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

VI. Летопись Дома Иконы «...о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих... за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19: 42–44 ) Летопись Дома Иконы, или краткий хронологический обзор событий, связанных с 15-летним Проявлением Мироточивой Иконы Иверской Монреальской Божией Матери Брат Иосиф получил Иверскую Икону Божией Матери в Рождественском скиту в конце 1982 г. Он сразу вернулся в Монреаль в свою очень скромную темную полуподвальную квартирку (2602, rue St. Hubert) и поставил Икону, как сам рассказывал, между апостольником Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и мощами святых Киево-Печерской лавры. Затеплив лампадку перед Иконой, он стал ежедневно читать акафист Божией Матери на французском языке. Через три недели, 11/24 ноября 1982 г., Икона начала Мироточить. Новость об этом чуде разнеслась по всему православному миру, и с 1983 г. брат Иосиф начал возить свою Икону по приходам и церквам Русской Зарубежной Церкви. В России также начали понемногу узнавать о Мироточивой Монреальской Иконе, главным образом через ехавших в Москву друзей брата Иосифа, которые привозили туда очень много иконок-копий и пропитанной миром ваты. Вскоре это событие произвело особое впечатление и на русское духовенство. У Дома Иконы завязалось регулярное общение с Россией. Священник о. Тимофей Алферов из поселка Любытино Новгородской области написал Акафист «Пресвятой Владычице Богородице ради Иконы Ея Мироточивыя», который публикуется в данной книге. Им же написана «Месяца ноембрия в первыйнадесять день служба Пресвятей Богородице». Между тем брат Иосиф переезжает в более светлую маленькую квартиру на 2-м этаж (4804, rue St. Hubert), хотя его очень смущало покидать прежнюю, в которой Икона начала мироточить. Новая двухкомнатная квартира имела преимущество отдельного входа с улицы. Большая комната была отведена под мастерскую, в которой он писал иконы, принимал гостей, разговаривал по телефону. Здесь же находилась Святая Икона. Другую комнату занимал жилец, деливший с ним обиход. Спальня брата Иосифа была в неотапливаемой легкой кирпичной пристройке. Темная прихожая служила кухней и столовой.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Gesnerus J. Math. De laude Dei per septem vocales. Commentationes societatis regiae scientiarum Göttingensis, 1751, p. 245–266. Grill Julius. Fragezeichen zum angeblichen Jahvé des Lao-tse. Zeitschrift für alttestamentliche Wissensehaft, 1885, S. 1–15. Grimme Hubert. Über die Form des Namens Jahwae. Collectanea Friburgensia. Friburgi Helvetiorum, 1896, S. 141–148. Grimme Hubert. Bezeugen altbabylonische Eigennemen einen Gott Iahwa «den Seienden»? Unbewiesenes. Bemerkungen eines Philologen zu F. Delitzsch, Babel und Bibel. Münster, 1903, S. 25–32. Halèvy J. Le tétragramme. Recherches bibliques. L’histoire des origines d’après la Genèse, t. I, Paris, 1895, p. 53–70. Hengstenberg. Die Gottesnamen im Pentateuch. Beiträge zur Einleitung in das Alte Testament, Bd. II: Die Authentic des Pentateuchs. Berlin, 1836, S. 181–414. Hommel Fritz. Some annotations к статье Пинчеса: The religious ideas of the Babylonians. Journal of the transactions of the Victoria Institute, or, Philosophical Society of Great Britain, 1896, p. 34–36. Hommel Fritz. Die altisraelitische Überlieferung in inschriftlicher Beleuchtung. München, 1897. Hommel Fritz. Jahvé, Ea and Sin. The Expository Times, 1898, October, p. 42.48; December, p. 144. Hommel Fritz. Über den Namen Jahvé. Die altorientalischen Denkmäler und das Alte Testament, Berlin, 1903, S. 39–57. Hoelemann. Über die Bedeutung und Aussprache von . Bibelstudien, I. Leipzig, 1859, S. 54–95. Höttingerus. De nomine tetragrammato. Dissertationum theologico-philologicarum fasciculus. Heidelbergae, 1640, p. 251–263. Jäger Martin. Der Halbvokal i im Assyrischen. Leipzig, 1890. Jastrow Morris. Hebrew Proper Names compounded with  and . Journal of Biblical Literature, 1894, p. 101–127. Jastrow Morris. Ilubi’di and the supposed Iaubi’di. Zeitschrift für Assyriologie und verwandte Gebiete herausgegeben von Carl Bezold in Heidelberg, 1895, October. S. 222–235. Jastrow Morris. The origin of the form of the divine name. Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft, 1896, I, S. 1–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

неск. крупными постройками. Чертоза (картезианский монастырь) в Павии (1396-1560, Марко Солари, Гуинифорте Солари, Джованни Антонио Амадео; братья Мантегацца, Джанджакомо Дольчебуоно, Бенедетто Бриоско, Кристофоро Ломбардо, Галеаццо Алесси), санктуарий Дома Богоматери в Лорето (1469-1587, авторство первоначального проекта неясно, затем Марино ди Марко Чедрино, Джулиано да Майано, Баччо Понтелли, Джулиано да Сангалло; фасад построен в 1571-1587 Джованни Боккалини, Джованни Баттиста Кьольди, Латтанцио Вентура: Grimaldi. 1986), собор Санто-Стефано в Павии (1488-1507, недостроен; Джованни Антонио Амадео, Дж. Дольчебуоно, Джованни Пьетро Фугацца при участии Браманте: Bruschi. 1969. Р. 85) представляют собой удлиненные базилики с обширной восточной частью, включающей окруженное венцом капелл средокрестие и образующей развитую центрическую композицию. Возможно, эти постройки дали толчок размышлениям о способах гармоничного соединения базиликального и центрического храмов, к-рые отразились в ряде проектов, иллюстрирующих трактат Франческо ди Джорджо, в рисунках Леонардо да Винчи, относящихся к посл. десятилетию XV в., в миланских постройках Браманте в XVI в. эти размышления получили продолжение в процессе проектирования собора св. Петра в Риме. Интерьер ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро в Милане. Ок. 1480 г. Интерьер ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро в Милане. Ок. 1480 г. Ок. 1480 г. Браманте начал работы в Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро - обширном базиликальном храме, к-рый был пристроен к небольшой ц. Сан-Сатиро (до 879). Браманте реконструировал здание IX в., превратив его в идеальный центрический храм эпохи Ренессанса: с нижним цилиндрическим объемом, расчлененным обрамленными пилястрами нишами, с выявленным в среднем ярусе равноконечным крестом и с декоративным куполком на световом барабане. В новом храме Браманте впервые (возможно, со времен античности) создал средствами живописи иллюзорное пространство: не имея возможности сделать глубокую апсиду, он изобразил в перспективном сокращении цилиндрический кассетированный свод, напоминающий архитектурные декорации в живописи Пьеро делла Франческа.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

IV 7. 2), расположенные у одной стены и равные по глубине вестибюлю, Альберти ошибочно превращает в рукава трансепта и прямоугольную апсиду главного алтаря. На фасаде и в интерьере ц. Сант-Андреа Альберти впервые в архитектуре Ренессанса использует «гигантский» ордер. Внутри вместо колонн он поместил мощные пилоны, на к-рые наложены пилястры на высоких пьедесталах. Укрупненный шаг опор и цилиндрический свод, расписанный кассетами, сообщают пространству цельность и особое величие, вызывая в памяти образы базилики Максенция и рим. терм. Церковь Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции. Освящена в 1430 г. Церковь Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции. Освящена в 1430 г. В нач. 50-х гг. XV в. Альберти выступил консультантом папы Николая V, задумавшего в числе проч. масштабных строительных начинаний по реконструкции Ватикана и Борго перестроить базилику св. Петра. Об участии в этих работах Альберти, не подтвержденном, впрочем, документально, свидетельствовали Маттео Пальмиери и Джорджо Вазари. О том же говорит и близость планов папы Николая V к градостроительным идеям Альберти, изложенным в его трактате об архитектуре ( Magnuson. 1958; Urban. 1961/1962). Перестройка собора св. Петра, к-рой руководил в 50-х гг. XV в. Бернардо Росселлино, в первую очередь предполагала значительное расширение трансепта, хора, возведение купола над средокрестием, перекрытие всех 5 нефов крестовыми сводами, замену колонн столбами, возведение обширного нартекса, реконструкцию атриума, отделенного от городской площади 2 вестибюлями, один из которых фланкировался колокольнями. Из этих планов при Николае V было осуществлено расширение трансепта и хора (т. н. хор Росселлино), а при Пии II в качестве парадного фасада-вестибюля была возведена 3-этажная лоджия Благословения, замысел к-рой приписывается Альберти ( Heydenreich, Lotz. 1974. Р. 55). Все постройки сер. XV в. были уничтожены в XVI в. при строительстве нового собора св. Петра. Возможно, эхом реконструкции собора ( Bruschi. 1994) следует считать рим. ц. Сант-Агостино (1479-1483, Якопо ди Пьетрасанта), имеющую в плане лат.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

F. 3. 1961. Bd. 12. S. 65-73; idem. Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art. N. Y.; L., 1969; Urban G. Die Kirchenbaukunst des Quattrocento in Rom//Römisches Jb. für Kunstgeschichte. Tüb., 1961/1962. Bd. 9/10. S. 73-85; Timofiewitsch W. Genesi e struttura della chiesa del Rinascimento Veneziano//Bolletino del Centro intern. di studi di architettura «Andrea Palladio». Vicenza, 1964. Vol. 6. Pt. 2. P. 271-282; Wolff-Metternich F. Santa Maria im Kapitol, St. Peter in Rom und S. Lorenzo in Mailand//Vom Bauen, Bilden und Bewahren: FS für W. Weyres. Köln, 1964. S. 165-173; Ragghianti C. L. Tempio Malatestiano//Critica d " arte. N. S. Firenze, 1965. Vol. 12. Fasc. 71. P. 23-32; Fasc. 74. P. 27-39; Sinding-Larsen S. Some Functional and Iconographic Aspects of the Centralised Church in the Italian Renaissance//Acta ad archaeologiam et atrium historiam pertinentia. R., 1965. Vol. 2. P. 203-252; Frommel Ch. L. Baldassare Peruzzi als Maler und Zeichner//Römisches Jb. für Kunstgeschichte. 1967/1968. Bd. 11. Beih. S. 1-183; idem. St. Peter " s: The Early History//The Renaissance from Brunelleschi to Michelangelo: The Representation of Architecture/Ed. H. A. Millon, V. Magnano Lampugnani. Mil., 1994. P. 398-423; Bruschi A. Bramante architetto. Bari, 1969; idem, ed. Il tempio della Consolazione a Todi. Mil., 1991; idem. Religious Architecture in Renaissance Italy from Brunelleschi to Michelangelo//The Renaissance from Brunelleschi to Michelangelo. 1994. P. 122-181; idem. Baldassare Peruzzi per San Pietro: aggiornamenti, ripensamenti, precisazioni//Baldassare Peruzzi, 1481-1536: Atti del 19. Seminario intern. di storia dell " architettura/A cura di Ch. L. Frommel e. a. Venezia, 2005. P. 353-369; Onians J. Alberti and Filarete: A Studi in their Sources//J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1971. Vol. 34. P. 96-114; Roselli P. Coro e cupola della SS. Annunziata a Firenze. Pisa, 1971; Heydenreich L., Lotz W. Architecture in Italy, 1400-1600. Harmondsworth, 1974; Pane R.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В 1513 г. Б. представил папе Льву X план по контролю над разливами вод Тибра; идея придать единообразие рим. градостроительству была реализована Б. в разработке типовых образцов гражданских и церковных зданий. Примером такой постройки был не сохранившийся до наст. времени Палаццо Каприни, известный как Дом Рафаэля (1509), он послужил образцом для строительства дворцов итал. аристократии. Церковь высоко оценивала величественный и монументальный стиль Б., он пользовался славой при жизни и после смерти. Дж. Вазари считал Б. догматичным толкователем классического стиля, усвоенного благодаря изучению рим. руин. Микеланджело, возглавивший в сер. XVI в. строительство собора св. Петра в Ватикане, обвинял Б. в том, что он препятствовал принятию его проекта. Изд.: L " opera completa di Bramantino e Bramante pittore/Present. di G. Al. Dell " Acqua. Mil., 1978. Лит.: Ackermann Js. The Cortile del Belvederer. Vat., 1954; Forster O. H. Bramante. W.; Münch., 1956; Bruschi A. Bramante architetto. R.; Bari, 1969; Sangiorgi F. Bramante «hastrubaldino»: documenti per una biografia bramantesca. Urbino; Fermignano, 1970; Studi bramanteschi: atti del Congr. intern.: Milano-Urbino-Roma, 1970. R., 1974; Kahle U. Renaissance-Zentralbauten in Oberitalien: Santa Maria Presso San Satiro: das Frühwerk Bramantes in Mailand. Мüпсн., 1982; Gigli L. Il complesso gianicolense di S. Pietro in Montorio. R., 1987; Bramante/F. Borsi; cat. crim. a cura di S. Borsi. Mil., 1989; Werdehausen A. E. Bramante und das Kloster S. Ambrogio in Mailand. Worms, 1990; Bredekamp H. Sankt Peter in Rom und das Prinzip der produktiven Zerstörung: Bau und Abbau von Bramante bis Bernini. B., 2000; Donato Bramante: ricerche, proposte, riletture/A cura di F. P. Di Teodoro. Urbino, 2001. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в.

http://pravenc.ru/text/153327.html

На вилле д " Эсте в Тиволи (обл. Лацио) в фантастическом фонтане «Рометта» (предположительно Пирро Лигорио, ок. 1570), в миниатюре воспроизводящем топографию древнего Рима, также появилась «древние» храмы. XV в. Церковь Сант-Андреа в Мантуе. 1472–1488 гг. В сложении нового, ренессансного образа храма тон задавала Флоренция. В нач. XV в. Филиппо Брунеллески увенчал средокрестие флорентийского собора куполом (1420-1436, фонарь - 1436-1446), к-рый стал символом города. Использовав преимущества готического нервюрного свода, чтобы облегчить тяжесть конструкции и свести к минимуму боковой распор, архитектор создал 1-й ренессансный купол, господствующий над городом. Брунеллески также перестроил во Флоренции 2 базиликальные церкви - Сан-Лоренцо (ок. 1421 - ок. 1429; строительство возобновлено в 1442 при участии Антонио Манетти Чаккери, главный алтарь освящен 1461) и Санто-Спирито (проект 1434, строительство 1444-1482), где впервые в итал. архитектуре после средневековья использовал классический ордер: разделяющие нефы коринфские колонны с гладкими стволами поддерживают опирающиеся на импосты арки. Обе базилики имеют выступающий за пределы основного объема трансепт, квадратное в плане средокрестие и ряды капелл, примыкающих к каждой травее боковых нефов. Этот ясный и простой по пропорциям план, где модулем является квадрат средокрестия (ему равны рукава трансепта и хор; длина нефов составляет 4 таких квадрата, ширина боковых нефов - половину ширины главного), восходит к планам тосканских базилик (напр., церквей аббатств Фоссанова (1187-1208) в обл. Лацио, Сан-Гальгано близ Сиены (ок. 1218-1262), флорентийской ц. Санта-Кроче (1294/95 - ок. 1385; Heydenreich, Lotz. 1974. P. 17). Но характер пространства, где господствуют ровный ритм колонн и плоское перекрытие центрального нефа с деревянным кассетированным потолком, напоминает базилики раннехристианского времени. От них базилики Брунеллески отличаются использованием полуциркульных арок в колоннадах, разделяющих нефы, и вспарушенных сводов в боковых нефах. К ц. Сан-Лоренцо примыкает квадратная в плане Старая сакристия (1421-1428), к-рую можно считать 1-м центрическим храмовым пространством Ренессанса. По вертикали пространство разделено на 3 зоны: нижняя расчленена плоским ордером, в средней господствуют полуциркульные арочные очертания, в верхней парит ребристый купол с круглыми световыми отверстиями. Плавное вертикальное движение форм в сакристии, служившей усыпальницей членов семьи Медичи, связано с идеей Воскресения и символизирует восхождение души от земного мира к небесам ( Bruschi. 1994. Р. 123).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Особенности чина этого времени: Собственно архиерейскими особенностями здесь являются только 2 и 3 (хотя из лат. перевода литургии свт. Иоанна Златоуста, сделанного Львом Тосканом ок. 1173–1178 гг., следует, что и 3 не был исключительной особенностью А. б . — Jacob. La traduction. P. 147). Следующий этап развития визант. архиерейского чина Божественной литургии отражен в памятниках XI–XII вв.: Hieros. S. Crucis. 109, XI в.; Lond. Brit. Lib. Add. 34060. Fol. 511–515 (неск. пергаменных листов XII в., вставленных в ркп. XV в . ) ; араб. переводе архиерейской литургии свт. Иоанна Златоуста (С. Васна); литургических толкованиях: «Протеории» Николая и Феодора Андиды (XI в.) и «Литургическом комментарии» (XII в.), носящем имя Патриарха Иерусалимского Софрония (VII в.). Согласно этим источникам, архиерейская литургия имеет следующие отличия: Чин греч. А. б. XIV–XVI вв. известен по большому числу памятников. Это в первую очередь уставы архиерейской литургии — написанный диаконом, протонотарием Великой ц. Димитрием Гемистосом (Hieros. Patr. 362 (607), XIV b.; Alexandr. Patr. 371, 1407 г.; Ath. Laur.A. 80,1541 . — Дмитриевский. Описание. Т.  2. С.  301–319; Hubert. P.  1–304), Диатаксис Феодора Агаллиана (Χριστπουλος. Σ.  48–51), XV в., и чин, опубликованный А.  А.  Дмитриевским по рукописи XV в. из бки Андрея   an. скита на Афоне (Дмитриевский. Описание. Т.  1. С.  164–172; он же. Современное богослужение. С.  44–54). Кроме того, сохранились многочисленные греч. архиерейские Евхологии того времени (см. также в ст. «Чиновник архиерейский»). Наконец, ценные сведения содержатся в литургических трактатах Николая Кавасилы († ок.  1391) и Симеона, архиеп. Фессалоникийского († 1429). Греч. архиерейский чин литургии XIV–XVI вв. имеет следующие особенности: Памятники, описывающие совершение архиерейской литургии на Руси в X–XIV вв., неизвестны (древнейший рус. Чиновник РНБ. Соф. No 1056, 2я пол. XIV в., не содержит литургии), однако можно утверждать, что и пресвитеры, и епископы использовали единый литургический формуляр (комплекс богослужебных текстов). Особенности А. б. — осенение свечами и проч.— фиксировались, по-видимому, устной традицией. Это предположение подтверждается следующим: а) зафиксировано использование архиереями иерейских Служебников, напр. Варлаама Хутынского Служебника, где присутствуют позднейшие пометки, относящиеся к А. б. (ГИМ. Син. 604, нач. XIII в. Л. 11 об., 16 об.—17 об.), свт.  Киприана Служебника (ГИМ. Син. 601, koh. XIV — haч. XV b.); б) в святительских Служебниках часто выписан иерейский формуляр литургии (напр., РГБ. Рогож. No 679, XIX b. (копия ркп. 1416 г.; ср. с РГИА. Ф. 834. Он. 3. No 4026)).

http://azbyka.ru/arhierejskoe-bogosluzhe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009