L., 1578. La Rochelle, 16002; Vindiciae contra tyrannos. Edimburgi, 1579; De la vérité de la religion chrestienne, contre les athées, épicuriens, payens, juifs, mahumédistes et autres infidèles. Anvers, 1581; De l " institution, usage et doctrine du sainct sacrement de l " Eucharistie en l " Église ancienne. La Rochelle, 1598. Saumur, 16042; Response à l " examen du docteur Boulenger... contre la Préface du livre de la saincte Eucharistie. La Rochelle, 1599; Discours véritable de la conférence tenue à Fontainebleau le 4ème de may 1600 entre le sieur Du Plessis et l " évesque d " Évreux. L., 1600; Le mystère d " iniquité, c " est-à-dire l " Histoire de la papauté... contre les assertions des cardinaux Bellarmin et Baronius. Saumur, 1611; Médiations, homélies et discours chrestiens. La Forest, 1624. Ист.: Mémoires et correspondance de Du Plessis Mornay/Ed. A.-D. de la Fontenelle de Vaudoré, P. R. Auguis. P., 1824-1825. Gen., 1969r. 12 vol. Лит.: Licques D., de. Histoire de la vie de Messire Philippes de Mornay. Leyde, 1647; Patry R. Philippe du Plessis-Mornay: Un huguenot homme d " état, 1549-1623. P., 1933; Herman A. L. Protestant Churches in a Catholic Kingdom: Political Assemblies in the Thought of Philippe Duplessis-Mornay//Sixteenth Century Journal. Kirksville, 1990. Vol. 21. N 4. P. 543-557; Эльфонд И. Я. Тираноборцы: (Из истории франц. политической мысли XVI в.). Саратов, 1991; Daussy H. Les Huguenots et le roi: Le combat politique de Philippe Duplessis-Mornay, 1572-1600. Gen., 2002; Корякина Н. В. Жизнеописание Филиппа де Морне и традиции житийной лит-ры//Диалог со временем: Альм. интеллектуальной истории. М., 2002. Вып. 8. С. 148-167; Servir Dieu et l " État: Philippe Duplessis-Mornay (1549-1623): Actes du colloque de Saumur/Ed. H. Daussy, V. Ferrer. 2004; Poton D. Duplessis-Mornay, 1549-1623: Le «pape des huguenots». [P.], 2006. Н. И. Алтухова Рубрики: Ключевые слова: АУГУСТИ Иоганн Кристиан Вильгельм (1771/72- 1841), протестантский теолог, гебраист, исследователь раннехристианской археологии

http://pravenc.ru/text/180828.html

Б.- автор грамматики евр. языка (Institutiones linguae hebraicae. R., 1578), соч. «Толкование псалмов» (In psalmos elucida explanatio. R., 1611), неск. редакций католич. катехизиса (Christianae doctrinae explicatio. R., 1597, 1598, 1604), увещеваний прелатам и монархам «De officio primario summi pontificis» (О главной обязанности верховного понтифика), «Considerationes quattuor ex consilio Tridentino» (Четыре размышления по поводу решений Тридентского Собора), благочестивых наставлений («De ascensione mentis ad Deum» (в рус. пер.: Лествица умственного восхождения к Богу. М., 1786), «De aeterna felicitate sanctorum» (в рус. пер.: О вечном блаженстве святых. СПб., 1784), «De arte bene moriendi» (в рус. пер.: Наука благополучно умирать. М., 1783), «De gemitu columbae» (в рус. пер.: О воздыхании голубицы, или О пользе слез. М., 1745)), исторического труда «De scriptoribus ecclesiasticis» (О церковных писателях. Coloniae, 1613). Вопрос о беатификации Б. поднимался неск. раз, однако из-за противодействия галликанской и янсенистской оппозиций он был беатифицирован только в 1923 г. Процесс канонизации был завершен папой Пием XI : канонизированный в 1930 г., 17 сент. 1931 г. Б. был провозглашен учителем католич. Церкви. Соч.: Opera omnia: In 7 vol. Köln, 1619-1620. P., 1619. Venezia, 1721-1728; Idem: In 8 vol. Napoli, 1856-1862; Idem: In 12 vol. P., 1870-1874; Le Bachelet P. Bellarmin avant le cardinalat: Correspondance et documents. P., 1911. Лит.: La Serviere J. de. Les idées politiques de Bellarmin//Revue des questions historiques. 1907. P. 78-412; 1908. P. 56-90; idem. La théologie de Bellarmin. P., 1913; Arnold F. X. Die Staatslehre des Kardinals Bellarmin. Münch., 1934; Fioccio A. S. Roberto Bellarmino. R., 1939; Murrey J. C. St. Robert Bellarmine on the Indirect Power//Theol. Stud. 1948. Vol. 9. P. 491-535; Brodrick J. Robert Bellarmine, Saint and Scholar. L., 1961; Roberto Bellarmino: arcivescovo di Capua, teologo e pastore della riforma cattolica: Atti del Convegno intern. di studi, 1988. Capua, 1990. 2 vol.

http://pravenc.ru/text/77912.html

However, we see another situation in Catholicism. There the teachings of the Holy Fathers have practically been replaced by the sole voice of the Pope of Rome who, according to the teaching of the Catholic Church, is endowed with a divine feature of accuracy in proclaiming the truths of faith and life, just because he was elected, not due to a special personal holiness. His archpastoral statements are automatically considered to be “ permanent by themselves, not by the agreement of the Church ,” in other words true. A Pope is not an ordinary head of the Church, as patriarchs are, for example, but he is a Vicar of Christ on Earth and has the full canonical authority over all bishops and the entire clergy of the Church. At the same time, he is an absolute monarch of Vatican City State, contrary to Jesus Christ Who said: “My Kingdom is not of this world” [John 18:36]. In this regard, it is essential to stress that this teaching, which is full of pride and lust for power, and has no Christian justification whatsoever, is the foremost dogma for Catholicism and for each Pope personally. This is the reason the Church of Rome seceded from the Universal Church and will never abandon this dogma. I will cite two clear statements that illustrate how much this dogma leads to a distortion of the Christian faith. The famous theologian of the sixteenth century, Cardinal Bellarmine, gave the following explanation of its essence: “ If the Pope should, through error or mistake, command vices and prohibit virtues, the Church would be bound to believe vices are good and virtues evil, unless it wished to sin against conscience. If he commands to consider something good and other things evil, the Church has to follow his command. ” In unison the great Catholic saint, Catharine of Siena, declares: “ Even if the Pope was the devil incarnate, I should not raise up my head against him ”. It is understandable how dangerous the belief is that the truths of the faith and life of the Church are infallibly determined by one person, regardless of his spiritual and moral condition.

http://pravmir.com/church-unity-politics...

47 . Arinze F., cardinal. Active Participation in the Sacred Liturgy. Antiphon 9.1 (2005). pp. 6–15. 48 . Baldovin J. F. Reforming the Liturgy. A Response to the Critics. Liturgical Press Collegeville, Minnesota, 2008. 49 . Boersma H. Sacramental Ontology: Nature and the Supernatural in the Ecclesiology of Henri de Lubac//New Blackfriars, Vol. 88, Issue 1085. pp. 239–262. 50 . Beal R.M. In Pursuit of a «Total Ecclesiology»: Yves Congar " s «De Ecclesia» ProQuest, 2009. 51 . Boersma H. Nouvelle Theologie and Sacramental Ontology. Oxford University Press, 2009. 52 . Bradshaw P. F. What do we really know about the earliest Roman liturgy?//Studia Patristica, Vol. LXXI. Peeters, Leuven-Paris-Walpole, MA, 2014. 53 . Bux N. Benedict XVÍs Reform. The Liturgy Between Innovation and Tradition. Ignatius Press, 2012. 54 . Cavanagh W.T. Eucharistic Sacrifice and the Social Imagination in Early Europe//Journal of Medieval and Early Modern Studies Vol. 31, No. 3. Fall 2001. pp. 585–605. 55 . Chadwick A. Missa Tridentina. The Reform of The Roman Mass Liturgy in the Sixteenth Century. Fribourg, 1990. 56 . Chaselle C. The Crucified God in the Carolingian Era: Theology and Art of Christ " s Passion. Cambridge University Press, 2001. 57 . Congar Y., True and False Reform in the Church. Liturgical Press, Collegeville, Minnesota, 2011. 58 . Day J. J. Reading the Liturgy: An Exploration of Texts in Christian Worship. Bloomsbury, T&T Clark. 2014. 59 . Daly R.J. Robert Bellarmine and Post-Tridentine Eucharistic Theology. Theological Studies 61 (2000) pp. 239–260. 60 . Dix G. The Shape of the Liturgy. Dacre Press, Adam & Charles Black, London, 1975. 61 . Dobszay L. The Proprium Missae of The Roman Rite//The Genius of the Roman Rite. Historical, Theological, and Pastoral Perspectives on Catholic Liturgy. Chicago: Hillenbrand books, 2010. 62 . Explanation of the Prayers and Ceremonies of Holy Mass Taken from Notes Made at the Conferences of Dom Prosper Guéranger, Abbot of Solesmes. 2007. Biretta Books, Ltd. Chicago.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bogo...

«De officio primario summi pontificis»: Eine Denkschrift Kardinal Bellarmins für Papst Clemens VIII. (Sept.- Okt. 1600)//Römische Kurie, kirchliche Finanzen. Vatikanisches Archiv: Stud. zu Ehren von H. Hoberg/Hrsg. E. Gatz. R., 1979. Bd 1. S. 377-403; idem. Il nepotismo di papa Clemente VIII (1592-1605): Il dramma del cardinale Cinzio Aldobrandini//Archivio storico italiano. 1988. Vol. 146. N 1. P. 57-93; Springer E. Kaiser Rudolf II., Papst Clemens VIII. und die bosnischen Christen: Taten und Untaten des cavaliere Francesco Antonio Bertucci in Kaiserlischen Diensten in den Jahren 1594-1602//Mitteilungen des Österreichischen Staatsarchivs. W., 1980. Bd. 33. S. 77-105; Das Papsttum, die Christenheit und die Staaten Europas 1592-1605: Forschungen zu den Hauptinstruktionen Clemens " VIII/Hrsg. G. Lutz. Tüb., 1994; Barbiche B. Clément VIII//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 380-383; idem. Clément VIII et la France (1592-1605): Principes et réalités dans les instructions générales et les correspondances diplomatiques du Saint-Siège// Idem. Bulla, legatus, nuntius: Études de diplomatique et de diplomatie pontificales (XIIIe-XVIIe siècles). P., 2007. P. 347-366; idem. La politique de Clément VIII à l " égard de Ferrare en novembre et décembre 1597 et l " excommunication de César d " Este//Ibid. P. 367-406; idem. L " influence française à la cour pontificale sous le règne de Henri IV//Ibid. P. 509-533; Frajese V. Tendenze dell " ambiente oratoriano durante il pontificato di Clemente VIII//Roma moderna e contemporanea. R., 1995. Vol. 3. N 1. P. 57-80; Freiberg J. The Lateran in 1600: Christian Concord in Counter-Reformation Rome. Camb., 1995; Alonso C. Una embajada de Clemente VIII a Persia (1600-1609)//AHPont. R., 1996. Vol. 34. P. 7-126; Paciaroni R. Note sanseverinati per il viaggio di papa Clemente VIII attraverso le Marche (1598)//Studia picena. Ancona, 1997. Vol. 62. P. 95-134; Tellechea Id í goras J. I. Clemente VIII y el episcopado español en las postrimerías del reinado de Felipe II (1596-1597)//Anthologica annua.

http://pravenc.ru/text/1841395.html

Taken from Meffreth, Dominica 3 Post Pascha, No. 2. 1. 1–4 cf Meffreth: «O si peccator animaduerteret mala, quae per peccatum incurrit, fleret vtique in praesenti, ne haberet materiam flendi in futuro.» 11. 5–12 cf Meffreth: «Nam per peccatum homo Deum offendit, consortium angelorum & sanctorum amittit, & suffragia Ecclesiae perdit, animam per peccatum interficit, diabolo se subijcit, & in infemum se submergit.» 11. 13–18 cf Meffreth: «Quis ergo peccator habet adeo durum cor, quod possit se continere a fletu, qui aduertit haec mala, quae peccatum adducunt? Circumspice vndique ex omni parte inuenies damna.» 11. 19–24 cf Meffreth: «Si respicis sursum inuenies tibi Deum offensum, & coelum clausum.» 11. 25–28 cf Meffreth: «Si deorsum, infemum apertum.» 11. 29–30 cf Meffreth: «A dextris, consortium bonorum perditum.» 11. 31–32 cf Meffreth: «A sinistris, consortium malorum afflictiuum.» 11. 33–34 cf Meffreth: «Ante te mortem, quia si tu mortuus fueris in peccatis damnaberis.» 11. 35–36 cf Meffreth: «Post te damnum, quia suffragia ecclesiae & sanctorum nunquam tibi prodesse possunt. Haec Iordanus in suis postill.» (Pars aestiv., p. 86). Злонравие. Taken from Faber, In Festo S. Nicolai, No. 4 «Quid debeant parentes Liberis», sect. 2 «Morum honestas»: «S. Chrysost. horn. 9. in 1. Epist. ad Tim. ait... Dedecus est parentum, si liberi eorum incedant sordidi, laceri, nudi; quanto magis si male morati.» Злонравие 2. Taken from Faber, In Festo S. Stephani Protomartyris, No. 2 «Modi ulciscendi se Christiane», sect. 1 «Bonus esto». 11. 1–8 cf Faber: «Idem docet Cardinalis Bellarmin. cone. 26. ’Si quis forte avarus, inquit, vel intemperans vel irreligiosus appelletur, mox cum stomacho respondebit: Non est ita, mentiris: hoc ferro ostendam me virum probum atque integrum esse. Videte hominis dementiam.... Quid habet gladius cum probitate? ... Optimum igitur et saluberrimum ultionis genus hoc est: Avarum te appellavit: exhibe te erga ilium ipsum liberalem, obrue ilium beneficiis. Intemperantem te esse dixit? sobrie vivito, ieiuniis operam dato...» Sic ille.» 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В 1583 г. папа Григорий XIII создал комиссию для подготовки к публикации т. н. Collectio Romana - офиц. сборника канонов Соборов, в к-рую вошли видные католич. историки и канонисты (в т. ч. кардиналы Антонио Карафа и Цезарь Бароний ). В ходе работы были сформулированы принципы признания того или иного Собора вселенским в католич. Церкви: учитывался состав участников, а также наличие папской апробации решений Собора, в результате которой соборные постановления получали статус универсального закона для католич. Церкви. Влияние на подобное решение оказал трактат католич. теолога Роберта Беллармина «Рассуждения о спорных вопросах христианской веры, против еретиков нашего времени». Он включил в число вселенских Соборов К-польский Собор 869-870 гг. (против патриарха Фотия), I, II, III и IV Латеранские Соборы, I и II Лионские Соборы, Вьенский Собор, Ферраро-Флорентийский Собор, V Латеранский Собор и Тридентский Собор ( Bellarmino [R., cardinal]. Disputationes de controversiis christianae fidei adversus hujus temporis haereticos. I 5. Ingolschtadt, 1601. T. 2. Col. 10-12). В 1595 г. комиссия признала предложенный перечень, добавив в число вселенских Соборов католической Церкви также Констанцский Собор, что нашло отражение в подготовленном издании (Concilia generalia Ecclesiae Catholicae. R., 1608-1612. 4 vol.). Особое место в изданиях соборных актов занимает «Новое и полнейшее собрание решений Соборов», начатое пресв. Дж. Д. Манси (Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio. Florentiae; Venetiis, 1759-1798. 31 t.). Тридентский Собор постановил возобновить практику проведения регулярных диоцезных (раз в год) и провинциальных (раз в 3 года) Соборов, однако это решение во мн. странах и регионах практически не соблюдалось, в т. ч. в связи с расширением полномочий правящего епископа (ординария), за которым Тридентский Собор закрепил статус апостольского делегата и полные юрисдикционные полномочия над вверенным духовенством. В XVIII в. диоцезные Соборы регулярно проводились лишь во Франции и итал.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

1816. Bd. 6/1. S. 3 ff. 405 109s О Герберте идет слух, что он отлил из металла голову (тщательно изучив звезды и в тот момент, когда все планеты намеревались начать свой путь), которая отвечала на вопросы, но только утвердительно или отрицательно. Вот, к примеру, спросит Герберт: «Буду ли я папой?» Статуя отвечает: «Да». «Умру ли я, прежде чем совершу мессу в Иерусалиме?». «Нет». (лат.). [- Речь идет о Герберте Аврилакском, ставшем в 999 г. папой Римским Сильвестром II († 1003) (Изд.)]. 407 Заметим, что эти же или им подобные примеры описываются также у Scholz’a (Scholz. Götzendienst), Jurieu (Jurieu. Histoire) и др. 409 176i Гудеа – правитель (энси) шумерского государства Лагаш (ок. 2144–2124 до Р. Х.), представитель второй династии Лагаша. Тексты Гудеа – надписи, повествующие о достижениях Гудеа как правителя и законодателя. 410 177i Городище Телль-Тело (Ирак) – место археологических раскопок шумерского города Гирсу, столицы государства Лагаш в период правления Гудеа. 411 6g Прим. на полях: Совершенно подобный сему способ магических действий с черепом первородного существует у тамилов (на Цейлоне); подробности см. в моем «Священном переименовании»; стр. 61–62 [см.: Священник Павел Флоренский . Священное переименование. М., 2006 (Изд.)]. 415 111s Вот что, без сомнения, представляли собой древнейшие народные домашние божества. При их черезвычайной живучести, – благодаря которой многие элементы бытовой культуры, несмотря на строгие запреты религии Яхве, претерпели лишь незначительные изменения, – совершенно не удивительно, что в течение столетий многие искали защиты у этих домашних божеств и ждали от них предсказаний, однако видя в этом изображении уже самого Яхве. Это грубое почитание Яхве, возникнув в отдельных семьях, распространилось впоследствии более широко, так что даже потомки Моисея переняли подобный культ на севере земли обетованной – в области Дана. Совершенно невероятно распространение этого пагубного обычая только в самом центре царства. И как только усилиями Самуила получило преобладание движение обновления истинной религии, этот обычай перестал соблюдаться, по крайней мере таким явным образом, как это определенно сообщается о Дане. Однако в отдельных семьях почитание терафимов сохранялось еще очень долго (нем.). 419 180i Sextus Pompeius Festus. De Verborum Significatione (Секст Помпей Фест. О значении слов). 420 181i Lobeck Chr. A. Aglaophamus, sive Theologiae mysticae Graecorum causis libri tres. Regimontii Prussorum, 1829 426 182i Роберт Беллармин (Robertro Francesco Romolo Cardinale Bellarmino; 1542–1621) – католический богослов-полемист; иезуит, кардинал (с 1599). 428 Хочется, чтобы статуи, называемые терафимами, говорили и отвечали внятным голосом, как бы исходящим от статуи (франц.). Читать далее Источник: П. А. Флоренский. О терафимах. Что такое идолы Лавана, и с какой целью Рахиль похитила их у отца? (Предисл., публикация и примеч. А. В. Пономарева).//Богословские труды. 251-317 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

1 Briefe und Erklärungen von I. von Döllinger über die Vaticanischen Decrete 1869–1887. München. 1890. 2 Die Selbstbiographie des Cardinals Bellarmin lateinisch und deutsch mit geschichtlichen Erläuterungen herausgegeben von Iob. Ios. Ign, von Döllinger und Fr. Heinrich Reusch. Bonn. 1887. 3 Geschichte der Moralstreitigkeiten in der römisch-katholischen Kirche seit dem XVI ihrdt. Auf Grund ungedruckter aktenstücke … Ignaz von Döllinger und Fr. Heinrich Reusch. 2 … München 4 В разосланных из Рима приглашениях на собор и в его программе совсем не упоминалось о непогрешимости папы. 5 С полной научной обстоятельностью все это изображено в тех капитальных старокатолических сочинениях, которые мною указаны в статьях «об отношении старокатоликов к православию» в 44, 45, 46 Церковн. Вестника за 1890 год. 6 Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, innerer Gestaltung und rechtlichen Stellung in Deutschland. Von D-r Ioh. Friedrich von Schulte. Giessen. 1887, Стр. 216–236. 7 Кардинал Раушер, князь – архиепископ Вены, был одним из наиболее решительных вождей соборного меньшинства в Риме; написал там и распространил между членами собора сочинение в смысле этого меньшинства, под заглавием: Observationes quaedam de intallibilitatis ecclesiae sabjecto. Но будучи в душе, как говорит Шульте, всецело бюрократом и властолюбцем, он по возвращении в Вену, как и все другие епископы меньшинства, покорился Риму ради избежания схизмы. 8 Кардинал Шварценберг, князь – архиепископ пражский на соборе ревностно отстаивал истину и устным словом и распространением печатного рассуждения, сочиненного его богословом Майером (de summi pontifieis infaliibilitate personali), и, если бы по возвращении из Рима остался верен своим убеждениям, мог бы смело стать во главе старокатолического движения со всею преданною ему паствою и духовенством, среди которых о непогрешимости и помину не было... Но он представляет, по словам Шульте, доказательство того, как благороднейшие и с наилучшею волею люди легко падают, коль скоро им, при известной комбинации политических моментов, не достает основательных знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

700–3. 802 et caet. T. VIII, col. 2–214 9 Dictionnaire historique et critique de Pierre Bayle. Nouvelle edition. Paris. 1820. (Первое издание вышло в 1720 году. Rotterdam.). T. VII, p. 212–234 11 Allegemeine Geschichte der christlicheu Religion und Kirche. Dritte Auflage. Gotha. 1856. Zweizer Band. Erste Abthoilung. s. 60 et squ. 76 et squ 18 Liber Isidori Hispalensis episcopi de scriptoribus ecclesiasticis. c. 27. Bibliotheca ecclesiastica, edita curante Alberto Fabricio. Hamburg. 1719. p. 56 19 Liber Ildefonsi Toletani episcopi de scriptoribus ecclisiasticis. c. I. Bibliotheka ecclesiastica Fabricii. p. 61–2 20 Libelli IV Нопогии Augustodunensis presbyteri de luminatibus Ecclesiae, sivo de scriptoribus ecclesiasticis. L. IIU, c. 32. Bibl. Eccl. Fabr. p. 89 22 Anonymus Mellicensis sacculo XII clarus de scriptoribus ecclesiasticis. c. 8. Bibl. eccl. Fabr. p. 143–4 23 Liber Iohannis de Trittenliem, abbatis Spanhemensis de scriptoribus ecclesiasticis c. 215. Bibl. eccl. Fabr. p. 59 24 De scriptoribus ecclesiasticis liber unus, Roberto cardinale Bellarmino e Societate Iesu Auctore. Coloniae. 1684 p. 135–6 25 Nouvelle Bibliotheque des Auteurs ecclesiastiques. Par Ellies Du Piu. A Mons. 1691. T. V. p. 102–146 26 Scriptorum ecclesiasticorum Historia litteraria. Autore Guiliemo Cave, Profes. Canon. Windesoriensi. Oxonii. 1740. Volumen. I. p. 543–6 27 Casimiri Oudini Commentarius de scriptoribus Ecclesiae antiquis illorumque scriptis. Francofurti ad Moenum. 1722. T. I. col. 1493–1571. Dissertatio de vita, indole, doctrina et scriptis genuis et spuris S. Gregorii, quem Magnum ac nominis primum inter romanos pontifices cognominant 33 S. Gregorii Magni vita, ex ejus scriptis adornata. L. II, c. 3. n. 7. 8. Patr. с compl. T. LXXV. col. 296–7 37 Geschichte der christlichen Homiletik, ihrer Grundsâtze und der Ausûbung derselben in alleu lahrhunderhen der Kirche. Von Lenz. Braunschweig 1839. Th. I. s. 193–200 38 Uebersicht ûber die Entwickelungs Geschichte der christlichen Predigt, von Nesselmann, Prediger in Elbing.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

  001     002    003