АЛКУИН, Флакк Альбин Алкуин (лат. Flaccus Albinus Alcuin; ок. 735–804) – англосаксонский ученый, деятель Каролингского возрождения, советник Карла Великого; аббат Турского монастыря; автор популярных в IX – XI веках богословских трактатов, учебников философии, математики, грамматики, риторики. Алкуин организовал ряд школ; главная из них была при Турском монастыре. АНТОНИЙ РИМЛЯНИН, Преподобный Антоний Римлянин (ок. 1067–1147) – русский православный святой, основатель новгородского Антониева монастыря. Память совершается (даты по юлианскому календарю) 3 августа в день преставления, 17 января, в день тезоименитства с преподобным Антонием Великим , и в 3-ю неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых. БЕДА святой Беда Достопочтенный (Досточтимый; лат. Beda Venerabilis, англ. Bede the Venerable, др.-англ. Bжda или Beda; ок. 672 или 673-†ок. 735) – бенедиктинский монах в монастыре святого Петра в Нортумбрии и в монастыре святого Павла в современном Джарроу. Автор одной из первых историй Англии под названием «Церковная история народа англов» (лат. Historia ecclesiastica gentis Anglorum, англ. Ecclesiastical History of the English People), которая принесла ему славу «отца английской истории». БИЦИЛЛИ, Пётр Михайлович Бицилли (1879–1953) – русский историк, литературовед и философ, профессор Новороссийского и Софийского университетов. БЛАТМАК, Блатмак (Blathmac; ум. 665) – один из младших сыновей Аед Слэйна (Aed Slaine). Согласно ирландской летописи, был Верховным королём Ирландии, время правления которого считается золотым веком формирования ирландского литературного языка. БРЕНДАН, святой Брендан Клонфертский (англ. Breanainn of Clonfert; ок. 484-† ок.578) – ирландский миссионер и путешественник, причисленный к лику святых. Согласно летописным данным, совершил плавание от берегов Ирландии на запад и достиг берегов Америки за 400 лет до норманнов. Его именем названы мыс, залив, коса, гора и селение на полуострове Дингл в графстве Керри (Ирландия). Кроме того, его имя было присвоено мифическому острову в Атлантическом океане, который в течение нескольких столетий наносили на карты. Один из самых главных ирландских святых, святой–путешественник Брендан, прозванный Мореплавателем, не поучил официального статуса первооткрывателя Америки, возможно, незаслуженно. Но и без этого он является одним из самых отважных путешественников раннего Средневековья. Умер аббат-путешественник между 570 и 583 гг. и похоронен в Клонферте, в Ирландии, куда часто приходят паломники поклониться его праху. Прославился, главным образом, своими легендарными поисками Очарованной страны. Почитается в католической Церкви, Церкви Англии, Православной Церкви. День памяти – 16 мая. Описание его путешествия дошло до наших дней примерно в 120 рукописях, многие из которых носят название «Плавания Святого Брендана, Аббата». На их основании американский исследователь Карл Селмер составил компилятивный труд, на подготовку которого ушло 30 лет. Он был опубликован в 1959 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В статье содержатся краткие сведения о жизни и литературной деятельности прп. Беды Достопочтенного , в частности – о его работах по толкованию Священного Писания . Статья предваряет впервые осуществленный перевод на русский язык экзегетического сочинения прп. Беды «Толкование на Послание Божественного Иакова». Ключевые слова: Беда Достопочтенный , Послание ап. Иакова, Соборные Послания, искушения, мудрость, богатство, бедность, похоть, грех, гнев, обуздание языка, Закон, дела, вера, оправдание, Суд, терпение, болезнь, помазание болящих, молитва , спасение. Прп. Беда (Beda, Baeda, Bedanus; память в день всех святых Британских островов в 3-ю Неделю по Пятидесятнице; в Римско-Католической Церкви – 27 мая) происходил из Нортумбрии (Сев. Англия). Родился в 672 или 673 г., предположительно в селении Монктон. В 7-летнем возрасте родственники отдали его на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермоут, аббатства свв. апп. Петра и Павла, из которого через год он был переведён в новооснованный монастырь того же аббатства в Ярроу. В этом монастыре Беда оставался до конца своей жизни. В возрасте 19 лет он был рукоположен во диакона, а в 30 лет стал пресвитером. Он почти никогда не покидал свой монастырь, лишь однажды совершив поездку в Линдисфарн, а в другой раз навестив в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского. Умер прп. Беда от болезни 26 мая 735 г. в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. его мощи были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. С IX в. св. Беду стали именовать «Достопочтенный» (Venerabilis). На Ахенском Соборе 835 г. он был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 октября 1899 г. папа Лeb XIII объявил прп. Беду Достопочтенного учителем Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован в Сурожской епархии Русской Православной Церкви по инициативе митр. Антония (Блума) как местночтимый святой 2 . Прп. Беда Достопочтенный был одним из виднейших учёных- энциклопедистов раннего средневековья. Хотя его богословское учение в целом носит несамостоятельный и компилятивный характер, все же его по праву считают одним из крупных западных богословов. Круг его интересов включал практически все известные тогда области знания: физику, астрономию, метеорологию, музыку, хронологию, историю, математику, риторику, грамматику, метрику. При этом он не только собирал и усваивал мнения предшествовавших церковных и светских писателей, но и стремился дополнить их. Сочинениям прп. Беды присуща простота и лаконичность. Их объединяет идея о необходимости написания кратких сводов знаний, которые были бы пригодны для обучения наукам и для наставления в вере 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Статистика Беда Достопочтенный Беда Достопочтенный (Досточтимый; лат. Beda, англ. Bede) (ок. 672 или 673 — 27 мая 735) — бенедиктинский монах в монастыре святого Петра в Нортумбрии и в монастыре святого Павла в современном Джарроу (англ.). Написал одну из первых историй Англии под названием «Церковная история народа англов» (лат. Historia ecclesiastica gentis Anglorum, англ. Ecclesiastical History of the English People), которая принесла ему славу «отца английской истории». Беда был прозван «достопочтенным» (venerabilis) вскоре после своей смерти. В 1899 году Беда был канонизирован папой Львом XIII в качестве и католическая церковь назвала его одним из «учителей церкви». Биография Уже на восьмом году жизни он поступил в монастырь Уирмаут, где пробыл до 691 года, получив там превосходное научное образование. Отсюда он перешёл в соседний, подвластный Уирмауту монастырь Джарроу (основан в 681), где на 19-м году жизни стал дьяконом и в 702 году — священником. С этого времени начинается его писательская деятельность, состоявшая, главным образом, в толковании отдельных книг Ветхого и Нового Завета. На одре болезни он закончил перевод Евангелия от Иоанна на англосаксонский язык, диктуя его своим ученикам. Умер 27 мая 735 и похоронен в монастыре Джарроу; впоследствии останки его перенесены в Даремский собор. Сочинения Беда написал очень многие ценные для его времени комментарии к Священному Писанию, кроме того, гомилии, жития некоторых святых, гимны, эпиграммы, сочинения по хронологии и грамматике. Полные собрания его сочинений изданы в Париже (1544 и 1554), Базеле (1563) и Кельне (1612 и 1688). Главное его сочинение, беспристрастно обработанное по летописям «Historia ecclesiastica gentis Anglorum» в 5 книгах, переведенное Альфредом Великим на англосаксонский язык, остается одним из важнейших источников древнейшей истории Англии до 731 года. Беда тщательно и критическим образом подбирал источники для своей истории. Для хронологии важно сочинение Беды «De sex aetatibus mundi», в котором им впервые введено летосчисление Дионисия Малого до и после рождества Христова, принятое потом в большинстве средневековых летописей. Он также внес изменения в Вульгату, и его версия официально использовалась католической церковью до появления Новой Вульгаты в 1979 году. Беда также выдумал имёна Трёх Волхвов, посещавших младенца Иисуса: Каспар, Балтазар и Мельхиор. В Новом Завете эти имена не упоминались, однако благодаря Беде вошли в Священное предание. Текст полного собрания сочинений Беды с английским переводом его исторических трудов издан Минье (Париж, 1858, 6 т.); нем. пер. Вильдена, Шафгаузен, 1866). См.: Gehle, «De Bedae Venerabilis vita et scriptis» (Лейден, 1838); Wrights, «Biographia britannica litteraria» (т.1, Лондон, 1843); K.Werner, «Beda der Ehrwürdige» (Вена, 1875). Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1149

Энциклика «Рерум новарум» стала программным документом Церкви по вопросам социальной политики. Объявляя себя «папой рабочих», рабочее движение стремился подчинить церковному влиянию. Льву XIII удалось ввести в рабочую среду идею классового сотрудничества, которая в дальнейшем разрабатывалась его преемниками. 348 Billot Lois (1846–1931) – священник с 1869 г., член «Общества Иисуса». Изучал догматическое богословие в Грегорианском университете, а затем там преподавал (1885–1910). В 1911 г. посвящен в сан кардинала папой Пием X. Поддерживал движение Action Francaise, осужденное папой Пием XI в 1927 г. Его богословские сочинения, посвященные догматическим вопросам, издавались в Риме с 1892 по 1912 г. Bartmann Bernard (1860–1938) – пастор с 1888 г.; с 1898 г.– профессор догматического богословия в Педеборнском университете. Гл. соч.: «Lehbuch der Dogmatik» (Freiburg, 1905). 362 Jaeger Z. «Das Oekumenische Konzil, die Kirche und die Christenheit », 1960, Paderborn, S. 94. 373 Беда Достопочтенный (Beda Venerabilis) (ок. 673–735) – англосаксонский богослов и историк. С 17 лет – бенедиктинский монах аббатства Уирмаут, затем, до конца жизни,– Ярроу. Автор многочисленных комментариев к библейским книгам, а также филолог, астроном. Беда составил пасхальные таблицы до 1064 г., с помощью которых исторические события были привязаны к летосчислению от Рождества Христова. Гл. труд Беды «Церковная история английского народа» – уникальный источник по ранней истории Англии. В 1899 г. канонизирован и причислен к учителям Церкви. 374 Ансельм Кентерберийский (1033–1109) – средневековый богослов-схоласт. Родился в Пьемонте (Италия). С 1060 г. – монах. С 1093 г.– архиепископ Кентерберийский. Считается первым схоластом. Ансельм рассматривал веру как необходимую предпосылку рационального знания («верую, дабы уразуметь»). Он разработал онтологическое доказательство бытия Божия, в соответствии с которым само понятие о Боге как всесовершенной сущности предполагает Его (т. е. Бога) бытие. Вера должна предшествовать познанию, она сама по себе исключает всякое сомнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

625 Loomis C.G. The Miracle Traditions of the Venerable Bede//Speculum. Camb. (Mass.), 1946. V. 21. P. 417–418. 626 МакКриди находил во всем корпусе экзегетических работ Беды и его проповедей лишь два чуда, которые можно было бы назвать «современными», причем одно их них относилось к III в н.э. – См.: McCready W.T. Op. cit. P. 87. 630 В работе использовалось собрание агиографических сочинений о Беде, приведенное в изданиях «Patrologiae» и «Acta Sanctorum». Prolegomena//PL. V. 90; Ex Historia Ecclesiae Dunelmensis auctore Turgoto. Vita Bedae auctore anonymo//PL. V. 90; Acta Sanctorum/Ed. Bollandus et al. Mai- V. 6; Ibid. De Sancto et Venerabile Beda. В издании «Patrologiae» эти источники не датированы, что затрудняет работу с ними. Изложение легенд о путешествии Беды в Рим содержится в предисловии к изданию Миня, а также в сборнике А.Г. Томпсона, посвященном жизни и творчеству Беды. Whiling С.Е. The Life of the Venerable Bede//Bede, His Life, Times and Writings/Ed. A.H. Thompson. Oxf., 1935. 634 Подробнее об анализе этих свидетельств см.: Whitelock D. After Bede//From Bede to Alfred. L., 1980; Laistner M.L.W. A Hand-List of Bede Manuscripts. Ithaca, 1943. 635 В Хексам были отправлены комментарии на «Апокалипсис», на Евангелия, «Деяния Апостолов», на первое послание Иоанна, «Книги Ездры и Неемии», на «Сооружение Храма» и поэма о Судном Дне. Одно из первых сочинений Беды «О временах» также было известно в этом монастыре, что следует из письма Беды монаху Плегвину (Beda. Epistola ad Pleguinum//PL. V.94. P. 669–675). К 725 г., когда Беда значительно расширил текст этого трактата («Об исчислении времен»), предыдущий вариант, по-видимому, уже был распространен в британских монастырях. Об этом свидетельствует сохранность 65 его ранних списков, не сопровождавшихся дополнениями, которые отличали вторую версию (См.: Whitelock D. After Bede... Р. 4). Стихотворное «Житие Св. Кутберта» Беда отдал священнику Иоанну, дабы утешить и ободрить его во время паломничества в Рим (Beda. Vita metrica S.Cuthbercti//PL. V. 94. P. 576). Кроме того, «Жития св. Кутберта» в стихах и в прозе были адресованы епископу Эадфриду в Линдисфарне. Нотхельму в Лондон Беда посылал «30 вопросов на Книгу Царств»; через него Альбин, аббат монастыря св. Петра и Павла в Кентербери передал Беде материалы для «Церковной истории народа англов» (НЕ. Prefatio). Ему же, по завершении этого труда, Беда отправил в Кентербери его копию, вместе со списком комментариев «На Сооружение Храма» (Beda. Epistolae//PL. V. 94. Р. 655). Этот перечень работ, циркулировавших в британских монастырях, не является исчерпывающим, но даже он показывает, что ряд сочинений Беды был известен не только в Нортумбрии, но и в Лондоне, и в Кентербери.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В 597 г. в королевство Кент прибыли направленные папой Римским св. Григорием I Великим (590-604) христ. миссионеры во главе со св. Августином († 604 или 609). С разрешения кор. Этельберта миссионеры поселились в Дуроверне, главном городе королевства (quae imperii sui totius erat metropolis - Ibidem). По свидетельству Беды Достопочтенного, св. Августин и его сподвижники совершали богослужения в старой ц. св. Мартина, построенной еще в римскую эпоху. Церковь находилась в пригороде Дуроверна, основой для храмового здания мог послужить рим. мавзолей или жилое строение ( Thomas. 1981. P. 170-172; Russo. 1998. P. 107; Karkov C. E. The Art of Anglo-Saxon England. Woodbridge, 2011. P. 15-16). Нек-рые исследователи полагают, что это могла быть ц. св. Панкратия, возведенная в IV в., а ц. св. Мартина, вероятно, была перестроена из римского здания по указанию либо кор. Берты, либо св. Августина. Беда Достопочтенный отмечал, что миссионеры получили от кор. Этельберта разрешение «строить или восстанавливать» христ. церкви ( Beda. Hist. eccl. I 26). После того как кор. Этельберт принял крещение, св. Августин совершил поездку в г. Арелат (ныне Арль, Франция), где архиеп. Этерий рукоположил его во епископа. Исследователи указывали, что Беда Достопочтенный по ошибке принял Этерия, еп. Лугдунского (Лионского), за Виргилия , еп. Арелатского, в то время как Августин скорее всего стал епископом перед путешествием в Британию ( Markus. 1963). Св. Августин отправил в Рим пресв. Лаврентия и мон. Петра. Они сообщили о крещении кор. Этельберта папе Григорию Великому, от к-рого получили подробные инструкции ( Beda. Hist. eccl. I 27). В июле 598 г. св. Григорий Великий писал Александрийскому патриарху Евлогию I о 10 тыс. англов, якобы принявших крещение от св. Августина ( Greg. Magn. Reg. epist. VIII 29// S. Gregorii Magni Registrum epistularum/Ed. D. Norberg. Turnhout, 1982. T. 2. P. 551. (CCSL; 140A)). Летом 601 г. папа Римский отправил в Британию 2-ю группу миссионеров во главе с аббатом Меллитом, вручив им послания св. Августину, кор. Этельберту и кор. Берте, франк. правителям и церковным иерархам Галлии (от 22 июня 601 - Ibid. XI 34-40, 42, 47-48, 50-51//Ibid. P. 922-940, 945-947, 949-951; Beda. Hist. eccl. I 28-32). Миссионеры привезли в Кент церковную утварь, облачения и богослужебные книги, а также реликвии св. апостолов и мучеников. Передав с миссионерами св. Августину архиепископский паллий, св. Григорий Великий велел основать митрополии с центрами в Лондинии и Эбораке (ныне Йорк) - крупнейших городах в рим. Британии, при каждой должны были состоять 12 епископов-суффраганов. Однако положение дел в англосакс. Британии не благоприятствовало этому намерению, поэтому Августину пришлось утвердить архиепископскую кафедру в г. Дуроверн. Архиеп-ство Йорк было основано значительно позже (в 735 архиеп. Эгберт получил паллий от папы Римского Григория III ).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

g) San Eligió, obispo de Noyón (+ 660), en un sermón que sigue la pauta de los discursos de San Cesáreo, amonesta al fiel a que en la enfermedad no se dirija a un hechicero para buscar el remedio, sino, después de haber recibido la eucaristía, pida a la Iglesia el óleo, bendito, oleum benedictum fideliter petat, y se unta él mismo el cuerpo, unde corpus suum in nomine Christi ungeat; et, secundum apostolum, oratio fidei...; et non solum corporis, sed etiam animae sanitatem recipiet. h) Contemporáneas de San Eligio (s. VII) son las tres fórmulas galicanas para la bendición del óleo contenidas en el llamado misal de Bobio. De ellas, la primera es un exorcismo sobre el óleo; las otras dos, compuestas en forma epiclética, dan la bendición. En todas, junto con los beneficios corporales pedidos para los que ungendi sunt aut sumpti accipiunt, se afirman rotundamente los efectos espirituales, salutarern gratiam et peccatorum veniam et sanitatem caelestem conseguí mereantur. i) Un importante pasaje del Venerable Beda (672–735), cuya autoridad fue extraordinaria en el Medievo, cierra el período precarolingio. Comentando las conocidas frases de Santiago, escribe que la práctica todavía en vigor, nunc Ecclesiae consuetudo, muestra cómo los sacerdotes ungen con óleo consagrado a los enfermos y solicitan la curación con la oración, ut, oratione comttante y sanentur. Pero, añade, tal unción no está reservada sólo a los sacerdotes, sino se concede también a todos los cristianos, ya para uso propio, ya para bien de los propios enfermos. Es necesario que el óleo sea consagrado y que aquellos que practiquen la unción invoquen el nombre de Dios. El discurso del Venerable Beda es claro. Son, junto con los sacerdotes, los laicos más maduros (séniores) a quienes más conviene confiar la unción del enfermo para que éste cure. No se deduce, por tanto, que tal unción se realizase en la proximidad de la muerte o con un fin predominantemente espiritual. Pero Beda observa que, si el enfermo tiene pecados, obtendrá el perdón con la confesión mutua, si son veniales, ut quotidiana leviaque peccata alterutrum coaequalibus confiteamur; y si, en cambio, son graves, sometiéndolos al juicio del sacerdote y a las obras de penitencia. Por tanto, él considera la confesión como un complemento de la unción.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

После синода в Стренескальке (ныне Уитби) (664) и отъезда в Ирландию св. Колмана, еп. Линдисфарнского, ирл. церковная орг-ция потеряла свое значение. По свидетельству Беды Достопочтенного, король Нортумбрии Освиу (642-670) и король Кента Эгберт (664-673) обратились к папе Римскому Виталиану с просьбой рукоположить избранного на Дуровернскую кафедру пресв. Вигхарда ( Beda. Hist. eccl. III 29; IV 1). Поскольку Вигхард скончался вскоре после прибытия в Рим, понтифик предложил занять кафедру св. Адриану Кентерберийскому († 709/10), аббату Нириданского монастыря близ Неаполя. Св. Адриан отказался в пользу ученого греч. мон. Теодора (Феодора) из Тарса, жившего в Риме. После рукоположения архиеп. Теодор (668-690) прибыл в Британию в сопровождении Адриана, к-рый стал аббатом мон-ря св. апостолов Петра и Павла в Дуроверне. Теодор провел реформу церковного устройства Британии. Собор в Хартфорде (672 или 673) принял ряд дисциплинарных постановлений: об увеличении числа еп-ств, о регулярном проведении Соборов, о невмешательстве епископов в дела др. епархий и др. Архиеп. Теодор совершал визитации диоцезов, рукополагал епископов, способствовал распространению правовых норм, отраженных в «Дионисиевом собрании» (Collectio Dionysiana; см. ст. Каноническое право ), следил за тем, чтобы богослужение совершалось в соответствии с рим. обрядом. На Соборе в Хатфилде (679) англосакс. епископы одобрили и приняли постановления Латеранского Собора 649 г., осудившего ересь монофелитства . Упрочение позиций Дуровернской кафедры привело к конфликту архиеп. Теодора со св. Вильфридом , еп. Эборакским (Йоркским), возглавлявшим церковную организацию Нортумбрии. В 678 г. Вильфрид был смещен; он отправился в Рим подать апелляцию папе, а его диоцез был разделен на 2 еп-ства. Усилиями архиеп. Теодора было закреплено положение Дуроверна как главенствующей кафедры в Британии. По словам Беды Достопочтенного, при этом архиепископе Церковь в Британии достигла значительного духовного развития (profectus spiritualis - Beda. Hist. eccl. V 8). Мн. церковные деятели, к-рые жили в этот период, впосл. почитались как святые: Линдисфарнский еп. св. Кутберт († 687), св. Этельтрита († 679), основавшая мон-рь Или , св. Бенедикт Бископ († 690), основатель мон-рей Вермут и Ярроу. К этому времени относится начало деятельности англосакс. миссионеров на континенте - св. Виллиброрда († 739) во Фризии, позднее св. Бонифация (Винфрида; † 754) в Германии и др. В Дуроверне было основано уч-ще, пользовавшееся известностью и ставшее одним из крупнейших центров образования на лат. Западе ( Lapidge. 1986). В уч-ще велись занятия по грамматике, экзегетике, метрике, астрономии и греч. языку ( Beda. Hist. eccl. IV 2). К кон. VII в. население Дуроверна существенно выросло, город стал крупным торговым центром и королевской резиденцией. Здесь чеканилась золотая монета (thrymsa), с посл. четв. VII в.- серебряный пенни (pening, sceat; имел хождение до XIV в.).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Богословское и экзегетическое осмысление образа И. О. нашло отражение в трудах зап. отцов Церкви IV-V вв. свт. Амвросия Медиоланского , блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина и св. Петра Хрисолога . Каролингский богослов Рабан Мавр († 856) придавал образу И. О. важное сотериологическое значение: «Мир пал четверицей: женщиной, мужчиной, древом, змием; четверицей он был восстановлен: Марией, Христом, крестом, Иосифом» ( Raban. Maur. Homilia 163//PL. 110. Col. 466). Сопоставление пар Адама и Евы и И. О. и Девы Марии в сотериологическом смысле получило отражение в гомилиях Ремигия Осерского († ок. 908) ( Remigius. Hom. 4: In vigilia Nativitatis//PL. 131. Col. 889). Некоторые латинские авторы ( Гаймон Осерский , а позднее и Бернард Клервоский ) вслед за св. Петром Хрисологом проводили параллель между И. О. и патриархом Иосифом, рассматривая последнего как ветхозаветный прообраз Христа и подчеркивая значимость брака между И. О. и Марией, олицетворявшей Церковь (PL. 118. Col. 76; Bernard. Clar. Homilia super «Missus est». II 16//PL. 183. Col. 69-70). Подобные идеи высказывал и Исидор Гиспальский (Севильский) , видевший в И. О., супруге Девы Марии, олицетворение Христа как хранителя Церкви ( Isid. Hisp. Allegoriae Scripturae Sacrae. 138-139//PL. 83. Col. 117; ср. Raban. Maur. De universo. IV 1//PL. 111. Col. 75). В этом же ключе рассматривал образ И. О. Беда Достопочтенный († 735), сравнивший И. О. как хранителя Церкви с Римским папой ( Beda. In Luc. I 2; позднее подобную параллель использовал Бернард Клервоский - Bernard. Clar. Ep. 50). У ранних авторов (Максима Тавринского, св. Петра Хрисолога) подчеркивается символизм образа И. О.-ремесленника как Бога Творца или Св. Духа, освящающего божественное творение ( Petr. Chrysolog. Serm. 48//PL. 52. Col. 334-335; Beda. In Luc. IV 22). В ранних Мартирологах и других литургических книгах указания на празднование памяти И. О. отсутствуют. Впервые память И. О. (как «Ioseph sponsus Mariae» (Иосифа, обручника Марии)) под 20 марта указана в календаре рукописного сборника (VIII-IX вв.) из мон-ря Райнау; календарь, вероятно, был создан в мон-ре Нивель (совр.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Davidse J. The Sense of History in the Works of the Venerable Bede//Studi Medievali, 23. 1982. Pp. 647–95. Davis R. Bede’s Early Reading//Speculum. V.8. Camb. (Mass.), 1933. Davis R.H.C. Bede after Bede//Studies in Medieval History Presented to R.A. Brown/Eds. Ch. Harper-Bill et al. Woodbridge, 1989. DeGregorio S. Bede, the Monk, as Exegete: Evidence from the Commentary on Ezra-Nehemiah//Revue bénédictine, 115. 2005. DeGregorio S. Bede’s In Ezram et Neemiam and the Reform of the Northumbrian Church//Speculum, 79. 2004. Pp. 1–25. DeGregorio S. Nostrorum socordiam temporum: The Reforming Impulse of Bede’s Later Exegesis//Early Medieval Europe 11.2. 2002. Pp. 107–22. DeGregorio S. The Venerable Bede on Prayer and Contemplation//Traditio, 54. 1999. Di Pilla A. Cosmologia e uso delle fonti nel De natura rerum di Beda//Romanobarbarica, 11. 1991. Pp. 129–147. Dickerson W. W. III. Bede as Literary Architect of the Church: Another Look at Bede’s Use of Hagiography in the Historia Ecclesiastica//American Benedictine Review, 45. 1994. Pp.93–105. Diesner H.J. Fragen Der Macht- Und Herrshaftsstruktur Bei Beda. Mainz, 1981. Dionisotti А.С. On Bede, Grammar, and Greek//Revue Bénédictine 92. 1982. Pp. 111–41. Douglas I.M. Bede’s ‘De Templo’ and the Commentary on Samuel and Kings//Famulus Christi: Essays in Commemoration of the Thirteenth Centenary of the Birth of the Venerable Bede/Ed. G. Bonner. L., 1976. Druhan D.R. The Syntax of Bede’s Historia Ecclesiastica//Catholic University Studies in Medieval and Reinassance Latin, 8. 1938. Pp. 1–224. Eby J.C. Bringing the Vita to life: Bede’s symbolic structure of the Life of St Cuthbert//American Benedictine Review, 48. 1997. Pp. 316–38. Echlin E. Bede and the Church//Irish Theological Quarterly, 40. 1973. Pp. 351–63. Eckenrode Th. A Case for the Venerable Bede: More Attentive Inclusion of an Eighth Century Monk’s Pedagogical Values in the History of Education Textbooks//Dialogue, 9. 1975. Pp. 21–24. Eckenrode Th. The Growth of a Scientific Mind: Bede’s Early and Late Scientific Writings//Downside Review, 316. 1976. Pp. 197–212.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010