XI, 55–60 поместных XI, 60–84 монастырских XI, 84–86 V. В Лопце оброчных поместных XI, 86–90 своеземцевых XI, 90–91 VI. Михайловский погост оброчных XI, 91–99 поместных XI, 99–103 своеземцевых XI, 104–105 монастырских XI, 106 церковных XI, 106–107 VII. Никольск. с Город. оброчных XI, 107–110 поместных XI, 110 своеземцевых XI, 110 Ореховский уезд I. Спасский Городенский оброчных XI, 115–117 наместниковых XI, 117–119 поместных XI, 119–136 ямщиков XI, 136–137 своеземцевых XI, 137–139 XI, 826–832 XI, 139–141 монастырских XI, 142 II. Ивановский-Куйвошск. пог. оброчных XI, 142–152 намесников XI, 152–153 поместных XI, 153–171 172–176 своеземцевых XI, 171–172 176–193 монастырских XI, 193–198 церковных XI, 198–199 III. Воздвижен. Корбосельск. п. оброчных XI, 199–210 намесниковых XI, 210–212 поместных XI, 212–223 своеземцевых XI, 223–231 216, 231–232 монастырских XI, 232–235 IV. Келтушский погост оброчных XI, 235–238 наместниковых XI, 238–239 поместных XI, 239–243 своеземцевых XI, 244–245 XI, 91–97 XI, 245–251 монастырских XI, 251–255 церковных XI, 255–257 V. Егорьевский-Лопский пог. оброчных XI, 257–260 ямщиков XI, 260 поместных XI, 260–284 своеземцевых XI, 285–286 церковных VI. Дудоровский погост оброчных XI, 286–287 поместных XI, 287–341 VII. Ник.-Ижорский погост оброчных XI, 341–353 поместных XI, 353–426 своеземцевых XI, 427–431 VIII. Ник.-Ярвосольский пог. оброчных XI, 432 поместных XI, 432–463 монастырских XI, 463–464 Корельский уезд I. Городенский погост оброчных XII, 8–9 наместниковых XII, 9–10 ямщиков XII, 10–11 поместных XII, 11–13 своеземцевых XII, 13–30 монастырских XII, 30–32–33 церковных XII, 33 II. Михайловский-Сакульский п. оброчных XII, 33–36 ямщиков XII, 36–37 поместных XII, 37–45 своеземцевых XII, 45–64 монастырских XII, 64–76 церковных XII, 76 III. Васильевский-Ровдушский п. оброчных XII, 76–86 наместниковых XII, 86–87 ямщиков XII, 87 поместных XII, 87–91 97–104 своеземцевых XII, 104–113 монастырских XII, 113–120 IV. Богород.-Кирьяшский пог. оброчных XII, 120–122

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

За вторую половину 1702 г. с 1 июля по 1 янв. 1703 г. жалованья причиталось – монахам с архимандритом 178 р. 19 алт. 2 д., подъяку 4 руб. 12 четв. хлеба, слугам – одному 8 р. и хл. 24 четв., пятерым по 4 руб. и 10 четв. хлеба, конюхам 9 челов. – двум по 2 руб. 16 алт. 4 ден. и хлеба по 10 четв., семерым по 2 руб. и по 10 четв. хлеба, поварам – одному 3 руб., другому 1 руб. и хл. по 8 четв., приспешникам одному 3 руб, другому рубль 26 ал. 4 ден. хлеба по 8 четв., двум щеварам по 1 руб. 20 алт.. лошкомою 1 р. 17 алт. 4 ден., двум кузнецам – одному 3 руб. 16 алт. 4 ден., другому 3 руб. и хл. 10 четв., гвоздарю 3 р., хл. 8 четв., повару 3 руб., хл. 8 четв., поварам, квасоварам и воротникам 11 чел. по 2 руб. 6 алт. 4 ден. хл. 6 четв. 1½ чк. – итого денег 121 руб. 20 алт., хл. 392 четв., всего всем жалованья 300 руб. 6 алт. А в указе Великого Государя, какой состоялся в прошлом 1701 году 30 декабря за пометой думного дьяка Автонома Ивановича написано (излагается указ об окладе в 10 руб.). Если положить каждому монаху по указу 1701 г. по 10 руб. и 10 четв. хлеба, то против дохода не достанет на 99 челов. 245 руб. 25 алт. 47 Арх. М. Ю. Монаст. прик. д. 1704 г., вязка 209, 17. Ср. Оп. Док. и Д. Арх. Св. с. III, 173. 49 Там же, III. 173. У архиерейского дома отобрано было 30 мельниц и «про домовой обиход» не оставлено ни одной. 52 Пол. Собр. З. Р. И. IV, 2218. Указ о разделении России на губернии вышел в 1708 году. Им учреждалось восемь губерний. В состав Казанской губернии входило 72 города и много населенных пунктов: её составили Казань, Яик, Терек, Астрахань, Царицын. Дмитровской, Саратов, Уфа, Самара, Симбирск, Царево-Санчурск, Кокшайск, Свияжск, Царев-Кокшайск, Алатырь, Цивильск, Чебоксары, Кашпир, Ядрин, Козмодемьянск, Яранск, Василь, Курмыш, Темников, Нижний Новгород, Арзамас, Кадом, Елатьма, Касимов, Гороховец, Муром, Кокшайск, Уржум, Балахна, Вязники, Юрьевец, Повольский, Лаишев, Алатырь, Арской, Малхыж, Тетюши, Оса, Мензелинск, Заинск, Старый Шешминск, Новый Шешминск, Билярск, Маинск, Гурьев, Яицкой, Красный Яр, Черный Яр, Белый Яр. Ярыклинсц, Тагаев, Яшанск, Уренск, Кореум. Малый Корсунов, Аргаш, Тальской, Сурской, Бирской, село Каракулино, Соловарный, Рамзаевской, Сарапул, Елабуга, Кукарск, Рыбной, Пенза. Таких образом обширная Казанская губерния заключала в себе все пространство Царств Казанского и Астраханского, земли Башкир, Мордвы, Мещеры, Чуваш и Черемис; в её пределах находились нынешние губернии: Казанская, Нижегородская, Симбирская, Саратовская, Астраханская, Оренбургская и части Вятской, Пермской, Тамбовской, Пензенской, Костромской, Владимирской и Кавказской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Важной доходной статьей были частные вклады. Среди вкладчиков обители упоминаются члены царской семьи, стряпчие государевых дворцов, приказные дьяки. Особую поддержку пустыни оказывали окольничий царского дворца А. Т. Лихачёв († после 1713) и его брат ключник Сытного дворца М. Т. Лихачёв ( Морозов. 2006. С. 31. Примеч. 20). В 1692 г. стряпчий Кормового дворца П. Л. Кучугов пожертвовал серебряный позолоченный напрестольный крест с частицами мощей. Благодаря близости к Александровской слободе пустынь традиционно оставалась местом, где цари молились и куда делали вклады. Царь Феодор Алексеевич посещал Л. п. трижды: 19 сент. 1677 г., 21 сент. 1678 г., 15-17 сент. 1679 г. Царь Петр Алексеевич, приезжавший в Александровскую слободу 9 июля 1688 г., дал обители «милостины» 28 р. 16 алтын 4 деньги, в том же году «государского жалованья на молебен» поступило 3 р. 16 алтын 4 деньги (ГА Владимирской обл. Ф. 584. Оп. 1. Д. 4. Л. 9-9 об.). В 1694 г. царевна Наталия Алексеевна «для своего многолетняго здоровья» пожертвовала обители драгоценные богослужебные предметы: потир, дискос, звездицу, лжицу, 2 блюдца. Л. К. Нарышкин, побывавший в Александровской слободе на богомолье, пожаловал 2 р. на молебен. 29 авг. 1692 г. посетившие обитель царицы Наталия Кирилловна и Евдокия Феодоровна передали братии 67 р. Впосл. царицы неоднократно посылали в пустынь крупные суммы денег. 23 мая 1774 г. имп. Екатерина II Алексеевна пожаловала мон-рю усадебную землю в Александровской слободе «близ Чистаго пруда». В 1692 г. в Л. п. проживали 45 старцев, в монастырской больнице находились 7 монахов, клиросное послушание исполняли 15 дьячков. Ок. 60 слуг работали в пекарне, «портомойне», больнице, сапожной мастерской, кузнице, келарской, были дворниками, портными, плотниками, пастухами; мон-рь обеспечивал их одеждой, пропитанием и платил небольшое жалованье, неск. человек трудились в обители «Бога ради» - их называли богорадниками. В 1691 г., согласно приходо-расходным книгам, мон-рь засевал 20 четв. ржи, 45 четв. овса. В житницах хранились 40 четв. ржи, 40 четв. пшеницы, 37 четв. муки ржаной, 4 четв. муки пшеничной, «круп грешневых 15 четвертей», 6 четв. гороха, 100 пудов соли, 2 бочки конопляного масла, а также ячневая, овсяная крупа и толокно. На конюшенном дворе содержались 23 кобылицы с жеребятами и 40 рабочих меринов. Поголовье крупного рогатого скота составляло «99 скатин», для них было заготовлено 65 стогов сена (Там же. Д. 7. Л. 17-18). Отдельное монастырское хозяйство со своими конным (45 лошадей) и скотным (ок. 50 голов скота) дворами находилось в с. Аминеве. Здесь засевалось дополнительно 8 четв. ржи и размещалась небольшая пасека (3 улья). В аминевских житницах хранились 40 четв. ржи, 40 четв. овса, 4 четв. пшеницы и 2 четв. гороха, в амбаре - 27 стогов сена (Там же. Л. 18 об.- 19). На монастырских огородах выращивали в основном лук, репу и огурцы, капусту покупали. Поля и огороды обрабатывались наемными людьми.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

Прага 8/21. III.1924 9/22.III.1924 10/23.III.1924 12/25.III.1924 14/27.III.1924 15/28. III.1924 19.III/1.IV.1924 21.III/3.IV. 1924 23.III/5.IV.1924 26. III/8.IV.1924 28. III/10.IV. 1924 5/18.IV.1924 18.IV/1.V.1924 6/18.V.1924 19.V/1.VI.1924 26.V/8.VI.1924 28.V/10.VI.1924 30.V/12.VI.1924 6/19. V I.1924 10/23.VI.1924 11/24.VI.1924 23.VI/6.VII.1924 3/16. VII.1924 1/14. VIII. 1924 3/16.VIII.1924 5/18. VIII.1924 7/20.VIII.1924 8/21.VIII.1924 10/23.VIII.1924 12/25.VIII.1924 16/29.VIII.1924 17/30.VIII.1924 20.VIII/2.IX.1924 23.VIII/5.IX.1924 24.VIII/6.IX.1924 6/19.IX.1924 7/20.IX.1924 10/23.IX.1924 13/26. IX.1924 16/29.IX.1924 20.IX/3.X.1924 23.IX/6.X.1924 24.IX/7.X.1924 26.IX/9.X.1924 27.IX/10.X.1924 28.IX/11.X.1924 30.IX/13.X.1924 3/16.Х.1924 4/17.Х.1924 7/20.Х.1924 8/21.Х.1924 11/24.Х.1924 12/25.Х.1924 14/27.Х.1924 15/28.Х.1924 17/30.Х.1924 18/31.Х.1924 21.X/3.XI.1924 24.X/6.XI.1924 25.X/7.XI.1924 26.X/8.XI.1924 28.X/10.XI.1924 29.X/11.XI.1924 31.X/13.XI.1924 1/14.XI.1924 2/15.XI.1924 4/17.XI.1924 7/20.XI.1924 8/21.XI.1924 11/24.XI.1924 12/25.XI.1924 16/29.XI.1924 16/29.XI.1924 18.XI/1.XII.1924 19.XI/2.XII.1924 22.XI/5.XII.1924 23.XI/6.XII.1924 25.XI/8.XII.1924 26.XI/9.XII.1924 10/23.I.1925 14/27. V I.1925 16/29.VI.1925 17/30.VI.1925 Париж. 16/29. V II.1925 (в день исполнившегося 54-летия) Париж 18.IX/1.X.1925 23.IX/6.X.1925 27.IX/10.X.1925 20.XII/2.I.1924-1925 21.XII.1924/3.I.1925 22.XII.1 924/5.I.1925 28.XII.1924/10.I.1925 30.XII.1924/12.I.1925 31.XII.1924/13.I.1925 2/15.I.1925 День преп. Серафима 4/17.I.1925 7/20.I.1925 10/23.I.1925 11/24.I.1925 13/26.I.1925 16/29.I.1925 17/30.I.1925 18/31.I.1925 20.I/2.II.1925 23.I/5. II.1925 24.I/6.II.1925 25.I/7. II.1925 27.I/9. II.1925 28.I/10.II.1925 30.I/12.II.1925 31.I/13.II.1925 1/14.II.1925 3/16.II.1925 4/17.II.1925 7/20.II.1925 10/23.II.1925 12/25.II.1925 13/26.II.1925 14/27.II.1925 24.II/9.III.1925 25.II/10.III.1925 27.II/12.III.1925 28.II/13.III.1925 1/14.III.1925 3/16.III.1925 4/17.III.1925 6/19.III.1925 7/20.III.1925 8/21.III.1925 10/23.III.1925 11/24.III.1925 13/26.III.1925 14/27.III.1925 17/30.III.1925 24.III/6.IV.1925 29.III/11.IV.1925 17/30.IV.1925 18.IV/1.V.1925 21.IV/4.V.1925 22.IV/5.V.1925 23.IV/6.V.1925 24.IV/7.V.1925 25.IV/8.V.1925 26.IV/9.V.1925 28.IV/11.V.1925 29.IV/12.V.1925 3/16.V.1925 5/18.V.1925 6/19.V.1925 8/21.V.1925 10/23.V.1925 13/26.V.1925 17/30.V.1925 19.V/1.VI.1925 22.V/4.VI.1925 23.V/5.VI.1925 29.V/11.VI.1925 30.V/12.VI.1925 31.V/13.VI.1925 2/15. VI. 1925 3/16.VI.1925 4/17. V I.1925 6/19. V I.1925 7/20.VI.1925 9/22.VI.1925

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-duhovny...

Все книги сошного письма за XVII в. составлены так, что определяют тягло применительно к известному земельному участку. Именно, с половины XVI века, в видах упорядочения этого тягла, монастырские и другие земли были положены в «сохи». Соха принималась за единицу для тягла 209 . Она делилась на выти, а эти последние на различные величины доли. Количество земли и вытей в сохе было не одинаково. По листу сошного письма конца XVII в. 210 в сохе значится: поместной земли доброй 67 вытей, средней 71 «с полу без полполчетверти выти (71 7 / 16 выти) и с четвериком пашни», худой 75 вытей; монастырской доброй 60, средней 75 и худой 90 вытей; земли поместной доброй в сохе 800 четвертей или четей (400 десятин), в выти 12 четвертей (6 десят.) в трех полях (в одном 4 четв. или 2 десят.), средней 1000 четвертей (500 десят.) в сохе, 14 четв. (7 десят.) в выти, худой 1200 четв. (600 десят.) в сохе и 16 четв. (8 дес.) в выти; монастырской земли доброй 600 четв. (300 дес.), средней 750 четв. (375 дес.) и худой 900 четв. (450 дес.) в сохе; в выти одинаково по 10 четв. (5 дес.) в трех полях, следовательно по 1 в одном поле. А в книге сошного письма 1629 г. для крестьян всех земель, и монастырских, и вотчинных, и поместных, и дворцовых, и черных – одинаково определяется надел на выть по 6 десятин доброй, 7 средней и 8 худой земли во всех трех полях, следовательно по 2, 2¼ и 2 десятины в одном поле 211 . Впрочем говоря о праве крестьянина на известный участок земли, закон имеет в виду не столько отдельную личность, сколько крестьянскую общину, в которой крестьянин был членом. При получении наделов и при разверстке тягл как нельзя лучше обнаруживается общинное устройство крестьянского мира. Я выше заметил, что количество тяглых дворов и крестьян в вотчине по различным причинам изменялось; поэтому приходилось чрез более или менее продолжительные сроки пересчитывать крестьянские дворы. Вместе с этим происходила и перемерка земли. В монастырской вотчине все это совершалось по «властелинскому указу» архимандрита и по решению братского совета 212 ; но при измерении земли участвовали выборные мерные целовальники во главе с крестьянским старостой 213 , которые после и опрашиваются в случае возникающих споров и недоумений касательно земельной меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

По духовной схим. Марфы за погребение в ограде обители К. м. получил 50 р. и 50 четв. ржи из 2 сел. Схим. Марфа определила сумму, к-рую душеприказчики должны были выплачивать мон-рю за заупокойное поминание в течение года. В 1701-1720 гг. в ходе секуляризационных реформ царя Петра I у мон-ря, по-видимому, конфисковали населенные части вотчины, оставив ему только пустоши. В документах 1706-1710 гг. фиксируется отсутствие у К. м. десятинной пашни, поступлений оброчного хлеба в этот период также не было. Взамен изъятых земель игумен с братией стали получать из Монастырского приказа денежное жалованье. Сумма жалованья игумену и братии (14 чел.) на 1707 г. составляла по 58 р. 26 алтын 4 деньги в год, для церковных нужд - на свечи, ладан и церковное вино - 20 р. 28 алтын 2 деньги в год, всего - 79 р. 21 алтын 4 деньги. В 1710 г. для 20 насельников выделялись средства из суммы, собранной приказом с бывш. монастырских вотчин, в уменьшенном размере - 45 р. 10 алтын и хлебного жалованья по 100 четв. на год. При этом в ведомости доходов архиерейских домов и мон-рей, подчиненных Монастырскому приказу и «не определенных содержанием», в 1706-1710 гг. указывается иная сумма доходов обители - 90 р. 50 к. Подмонастырская слобода приходила в упадок, местные жители разорялись из-за мздоимства чиновников приказа и многочисленных гос. повинностей. Если в 1678 г. в переписных книгах учтено 73 двора, то в 1709 г.- 38 и один двор нищих. При учреждении штатов в 1764 г. остававшиеся за К. м. вотчинные крестьяне с закрепленной за ними монастырской землей перешли в ведение специального учреждения Коллегии экономии. К. м. был причислен к заштатным, находившимся на «своекоштном» содержании. За монастырем было официально закреплено 22 пустоши. Также числилось 10 спорных пустошей, владельческие права на пользование к-рыми К. м. не удалось доказать в суде. К этому времени братия получала содержание в размере 37 р. 63 к., ржи - 98 четв., ячменя - 56, овса - 40, пшеницы - 8 четв. 6 четвериков, гороха - 4 четв. 4 четверика, конопли - 5 четв., масла коровьего - 5 четв., яиц - 10 шт., круп - 7 четв. 10 четвериков в год. «Бесспорные» пустоши сдавались в аренду в кон. XVIII в. за 173 р. 10 к. в год. Также сдавались в оброк: монастырская мельница на берегу р. Кашинки за 110 р. в год, каменные амбары кашинским купцам под склады - за 60 р. В 1798 г. по указу имп. Павла I мон-ри стали наделяться угодьями и «милостынными деньгами» для улучшения материального положения. К. м. к этому времени располагал пашней, лугами и лесом площадью 1473 дес. 1882 саж., а также мельницей, поэтому братия стала получать только «милостынные деньги», ежегодно 300 р. ассигнациями. В кон. XIX в. земли, находившиеся во владении К. м., использовались под огороды, покосы, а 871 дес. земли сдавались в аренду.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Ее устойчивая графическая форма сложилась к посл. четв. XV в. и существовала практически без изменений на протяжении ок. 100 лет (ГИМ. Епарх. 174, посл. четв. XV в.; РГБ. Ф. 379. 12, кон. XV - нач. XVI в.; Ф. 113. 240, нач. XVI в.; Ф. 304. 412, кон. XV в.; 421, сер. XVI в.; 415, 3-я четв. XVI в., и др.). Она содержит множество тайнозамкненных начертаний лиц и фит. Примерно в 80-х гг. XVI в. в русле характерной для позднего периода тенденции к детализации записи мелоса был произведен развод этой редакции дробным знаменем (2 самых ранних известных списка, содержащих эту форму записи: ГИМ. Единоверч. 37, 1584 г., и РГБ. Ф. 304. 427, 80-е - 90-е гг. XVI в.). В последующие десятилетия дробнознаменная форма записи повсеместно распространилась в рукописях и полностью вытеснила тайнозамкненную (РГБ. Ф. 304. 429, 1-я пол. XVII в.; 449, 1-я пол. XVII в.; Ф. 379. 23, 2-я четв. XVII в.; 29, 2-я четв. XVII в.; 44, 1-я четв. XVIII в.; ГИМ. Син. певч. 100, сер.- 3-я четв. XVII в.; 219, кон. XVII в., и др.). В XVII в. были созданы мелодические редакции др. песнопений в стиле большого распева. Это циклы задостойников (ГИМ. Син. певч. 105, кон. XVII в.; 135, кон. XVII в.; 219), догматиков на великой вечерне (РГБ. Ф. 379. 4, посл. четв. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 105; 219), богородичнов на стиховне (ГИМ. Син. певч. 105), воскресных ипакои (РНБ. Кир.-Бел. 663/920, 2-я пол. XVII в.), избранные праздничные стихиры и славники: славник Рождеству Пресв. Богородицы «Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог» (ГИМ. Син. певч. 332, 1682-1696 гг.; 333, кон. XVII в.); славник Преображению Господню «Прообразуя воскресение» (ГИМ. Син. певч. 52, кон. XVII в.; 1244, 2-я пол. XVII в.); стихира Преображению Господню по 50-м псалме «Божества Твоего Спасе» (ГИМ. Син. певч. 52; 1244); славник Рождеству Христову «Августу единоначальствующу» (ГИМ. Син. певч. 1244). Эти песнопения известны по поздним пометным спискам и не обнаружены в рукописях предшествующего периода. Они были записаны сразу же дробным знаменем, поэтому для них не существует тайнозамкненной графической формы, подобной древним редакциям евангельских стихир, светильнов и богородичнов.

http://pravenc.ru/text/мелизматическим ...

четв. XIII в.; Ath. Iver. 5. Fol. 136v, сер. XIII в. В XI в. получает распространение иконография М., пишущего под диктовку или по благословению ап. Петра. Самый ранний пример, однако, находится в рукописи X в. (Baltim. gr. 524. Fol. 89v). В XI-XIII вв. такая композиция встречается в неск. визант. рукописях (Ath. Cutl. 61. Fol. 122v, ок. 1070 г. (полуфигура ап. Петра появляется в небесном сегменте и благословляет); Hieros. Patr. 56, XII в.; РНБ. Греч. 98, XII в.; Paris. gr. 81, XIII в.). Иконография сцены восходит к античной модели, представляющей автора и музу (см. Россанский кодекс). В средневизант. и поздневизант. время иконография сидящего за столом М. дополняется многочисленными мелкими нюансами, к-рые отражают разные этапы работы евангелиста: он размышляет (отдельный лист из Четвероевангелия (ГИМ. Син. греч. 41) с изображением М. находится в собр. Loud. V & A Mus. Ms 1420, 8980E, кон. XI - нач. XII в.); сопоставляет тексты (Christ Снигсн Library. Oxford. gr. 25. Fol. 86v, XIII в.; Patm. 81. Fol. 98v, 1334-1335 гг.; вставная миниатюра 2-й пол. XIV - нач. XV в. в рукописи XII в. Hieros. Patr. 41. Fol. 84v); открывает ящик стола (Vat. gr. 1156. Fol. 141v, посл. четв. XI в.); очинивает перо (Ath. Pantokr. 47. Fol. 114v, 1300-1301 гг.; Paul Getty Museum, Los-Angeles. gr. 70. Отд. лист, 1300-1310 гг.); опускает перо в чернильницу (Marc. qr. Z. 27. Fol. 108v, посл. четв. XI в.; Paris. Coislin. 224. Fol. 218v, ок. 1050 г.; Ath. Iver. 1395. Fol. 44v, 1-я пол. XII в.); выводит инициал (Patm. 80. Fol. 92v, нач. XIII в.; Ath. Iver. NS 507. Fol. 76v, XIV в.); пишет (ГИМ. Син. греч. 518. Л. 103 об., 1070-1080 гг.; Vat. gr. 1229. Fol. 81v, кон. XI в.; Hieros. Patr. 49, 1-я пол. XII в.; Patm. 82. Fol. 96v, нач. XIV в.); поправляет или переворачивает страницы кодекса на пюпитре (Ath. Iver. 56. Fol. 58-59, XI в.; Vat. Barber. gr. 461. Fol. 91v, кон. XI в.) и др. Достаточно редко в визант. рукописях встречаются примеры совмещения на одном листе фигуры евангелиста и его символа. Такая особенность характерна для средневек. зап. манускриптов, а также для древнерус. книжной миниатюры. Считалось, что появление символов относится к позднепалеологовским новшествам (Ath. Iver. 548. Fol. 97v, XV в.). Однако некоторые рукописи (из мон-ря Св. лавра близ г. Калаврита - Cod. 1. Fol. 147v, 1125-1150 гг.; Harv. TYP 215H. Fol. 75v, 2-я пол. XII в.; Athen. Bibl. Nat. Cod. 163, 3-я четв. XII в.) указывают на обратное. Изображение символа евангелиста помещено в этих рукописях на пюпитре, он держит в лапах кодекс. Помимо символа на одном листе с фигурой М. может быть помещена сцена «Крещение Господне» - наверху в отдельной раме, в навершии арки, в заставке (Patm. 274. Fol. 93v, 1-я пол. XII в.; Ath. Vatop. 975. Fol. 70v, XIII в.; Ath. Iver. NS 507. Fol. 76r, XIV в.).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

“Iνα παϑν, φλογμν κατασβσς, δακρων βλυζες ε, χετος Μαρα, ψυυξν πυρπολουμνην Да страстей пламень угасиши, слез капли источила еси присно Марие, душею распаляема (Великий канон, четв., П.6) Да угасиши пламень страстей, Марие, душею распаляема присно источала еси капли слез При переводе еп. Августин избегает употребления местоимения иже в функции артикля. Стандартный церковнославянский текст Перевод еп. Августина Хотяй страстей нас избавити, и еже во аде осуждения (Страстная неделя, Велик. пон., повечер., трипеснец. седален) Хотяй избавити нас от страстей и осуждения адского Оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу спасе и по подобию (Великий канон, пон. П.2) Оскверних ризу плоти моея и окалях, Спасе, твой образ и подобие Согреших, Господи, согреших Тебе, очисти мя: несть бо иже кто согреши в человецех, егоже не превзыдох прегрешеньми (Великий канон, вт. П.3) Согреших, Господи, согреших пред Тобою, буди милостив мне. Несть бо грешника в человецех, егоже не превзыдох прегрешеньми Глагольное управление в переводах еп. Августина всегда организовано по русской, а не по церковнославянской модели. Стандартный церковнославянский текст Перевод еп. Августина хотяй страстей нас избавити (Страстная неделя, Вел пон.,повечер.,трипеснец седален) хотяй избавити нас от страстей помощь от скорби (Великий канон., четв. П.7) помощь в скорби страхом кающася и любовию зовуща (Великий канон., четв. П.8) кающагося со страхом и вопиющаго с любовию В своих переводах еп. Августин избегает тех церковнославянских слов, которые отсутствуют в русском языке или имеют значение, не совпадающее со значением русского слова. Лексика его переводов более близка лексике русского литературного, а не церковнославянского языка. Стандартный церковнославянский текст Перевод еп. Августина лестныя помыслы (Великий канон, четв. П.6) обольстительныя помыслы вся помрачися доброта (Великий канон, четв., П.7) вся красота помрачися растлих заповедь Твою (Великий канон, четв. П. 7) наруших заповедь Твою

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

Большое сходство с Рядком имеет в Корельском уезде Волочек – Сванской. Здесь тоже нет пашенных крестьян: «на Волочку живут люди рядовые, торговые и рыбные ловцы» (XII. 7). Рядовых – торговых людей 33 в 26 дворах. Рыбных ловцов 34 в 29 дворах. Можно полагать, что и здесь так же, как и в Рядке с одной стороны принимались товары, доставлявшиеся сюда Ладожским озером и направлялись волоком чрез Сванское озеро, проливы, речки, ручейки, перешейки внутрь страны Корельской; с другой стороны – таким же путем товары могли получаться из внутренней Корелы для отправки в Ладожское озеро. – Во всяком случае, – и Рядок, и Волочек, – это термины вроде деревни, сельца, села; употребляются они для обозначения торговых поселков, одного «у клетей у Невы», другого – «Сванского» у озера Сванского. Дав понятие о том, что такое починок, деревня, сельцо, село, рядок, волочек, мы позволим себе кратко коснуться названий деревень. Прежде всего, те крестьяне, которые начинали деревню, так или иначе давали название своей деревне. Весьма возможно, что местность, занятая деревней, и раньше носила какое-нибудь название; тогда в отличие от другой с тем же названием, местность, занятая деревней, отличалась именем крестьянина, деревню поставившего. «Труфаново Замошье» – находим мы в Писцовой Книге (XI. 18), – в деревне крестьянин Ондрейко Труфанов, – сын Труфана, ставившего деревню. «Левоновское Селиверстово» – (XI. 48), в деревне крестьяне Федко да Симанко Левоновы, – дети Левона, давшего название деревне. Рядом же находим Середнее Селиверстово и Конец Селиверстово. (ср. XI. 254: Берег Назаркино, Берег Озикино, Берег Заручье; XI. 169, 170: Кайлегола Игнатово, – Иголкино, – Макарово. XI. 225: Мишутино Грихново, М. Тарасьино, М. Якушово, М. Яхново). Иногда деревни вместо имени прямо называются «седеньем» такого-то. – «следом» такого-то. «Войропов след» (XI. 294), «Кулятиков след» (XI. 306), «Левтюля Ляввитов след» (XI. 305), Седенье Грихново (XI. 151), Сменково (XI. 287), Кирово (XI. 342), Кузнецово (XI. 253), Ескино (XI. 172), Лембитово (XI. 353), Микулкино (XI. 147), Овсевьевых (XI. 127) и др. (XI. 143, 425, 159, 171, 150, 342, 211, 191, и др.). Еще чаще деревням даются названия местностей, на которых они расположены; отсюда мы встречаем весьма много деревень с названиями: Гора, Горка, Бор, Борок, Дуброва, Лядина, Остров, Заболотье, Замошье, Заполье, Заречье, Залесье, Залужье и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010