Daix G. Dictionnaire des saints. Paris, 1996. Danielou J. etc. Nouvelle Histoire de l’Eglise. Vol. 1–5. Paris, 1963. Darrouzes J. Les calendriers byzantins en vers/Revue des Etudes Byzantines 16(1958), 59–84. Deicha S. Les Saints maries/Le Mariage. Conferences Saint Serge, Paris 1993. Rome, 1994,87–102 (Eph. liturg., Subs. 77). Delehaye H. Les Menologes grecs/Anal. Boll. 16 (1897), 311–329 – Les versions grecques des Actes des Martyrs Persans sous Sapor II/POII, 4 (1905), 405–560. – Saints de Chypre/Anal. Boll. 26 (1907), 161–301. – Les femmes stylites/Anal. Boll. 27 (1908), 391–92. – Les premiers ‘Libelli Miracolurum’/Anal. Boll. 29 (1910), 427–434. – Saints de Thrace et de Mesie/Anal. Boll. 31 (1912), 161–300. – Martyr et Confesseur/Anal. Boll. 39 (1921), 20–49. – Les Martyrs d’Egypte/Anal. Boll. 40 (1922), 1–54; 299–364. – Les Saints Stylites. Bruxelles, 1923 (Subsidia Hagiographica 14) (repr. 1962). – Les Recueils antiques de Miracles des Saints/Anal. Boll. 43 (1925), 7–85. – Sanctus. Essai sur le culte des Saints dans lAntiquite. Bruxelles, 1927 [Subsidia Hagiographica 17]. – La methode historique et l’Hagiographie/Bulletin de l’Academie Royale de Belgique (1930), 218–231. – Les origines du culte des martyrs. Bruxelles, 1933 (2 ed.) (Subsidia Hagiographica 20) [переизд. 1977]. – Les legendes hagiographiques. Bruxelles, 1955 (4 ed.). – Les Passions des Martyrs et les genres litteraires. Bruxelles, 1966 (2«L). – Melanges d’Hagiographie grecque et latine. Bruxelles, 1966. – Synaxaires byzantins, Menologes, Typika. London, 1977. – L’ancienne hagiographie byzantine. Les sources. Les premiers modeles. La formation des genres. Conference prononcee au College de France en 1935 publ. par Joassart B. et Lequeux X. Bruxelles, 1991 (Subsidia Hagiographica 73). Delierneux N. Sexploitation des topoi hagiographiques: du cliche fige a la realite codee/Byzantion 70 (2000) 1, 57–90. Deroche V. Pourquoi ecrivait-on des recueils de miracles? Lexemple des Miracles de saint Artemios/Les Saints et leur Sanctuaire a Byzance. Paris, 1993 (Byzantina Sorbonensia 11), 95–116.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ксенофонт и Мария, прп. Судя по рассказу о получении юридического образования в Бейтуте сыновьями Ксенофонта, легенда восходит к эпохе Юстиниана. Древнейшая версия её издана в Anal. Boll., XXII, 383−94. Метафрастова переработка у Migne, P.G., 114, 1014−1044. Память 26 января. Лазарь Галесийский, прп. Род. 968, † 1054 г. (AASS. 507 р.). Происходил из окрестностей Магнезии от бедных родителей. Подвизался в Иерусалиме, а потом в своём монастыре в Галесии, около Милета. Очень важное для понимания внутренней жизни монастырей в XI в., и богатое всякими бытовыми подробностями огромное житие святого, написанное его учеником Григорием по рассказам самого святого и его современников. Издано в AASS ноябрь, III, 508−588. Память 7 ноября. Лука Столпник, прп., род. 879, † 979 г. (Vanderstuyf, в «Echos d’Orient»,1909 г.). Происходил из Фригии от военно-служилых крестьян, и сам служил в войске. Потом подвизался на Олимпе и на столпе у Халкидона. Житие, написанное в форме панегирика, человеком, лично знавшим святого (см. §§ 1, 14:39). Издано Vogm’oм в Anal. Boll. XXVIII, 11−54. Память 11 декабря. Лука Элладский, прп., род. 892, † 949 г. (см. Migne, 111, 449 и Anal. Boll., XIII, 120). Происходил из Фокиды от бедных крестьян. Необычайно богатое бытовыми подробностями, живо рисующее состояние провинции Эллады и Пелопоннеса во время арабских и болгарских нашествий, житие святого, написано со слов очевидцев (см. Anal. Boll. XIII, 87 и Migne, 111, 464 и 469).Издано в извлечениях у Migne, P.G., 111, 441−480, пополнено в Anal. Boll. XIII, 81−121. Память 7 февраля. Макарий Пелекитский, прп., род. 780, † 842 г. (Anal. Boll, стр. 141). Происходил от Константинопольских сановников. Подвизался в Пелекитском монастыре в Вифинии. Очень риторичное житие святого, повествующее, главным образом, об иконоборческом гонении. Написано иноком Саввой, знавшим прп. Макария (ibid., стр. 140). Издано в Anal. Boll. XVI, 142−163. Память 1 апреля. Макрина, сестра Василия Вел., † 380 г. (Сергий). Трогательно рисующий последние дни святой, очень важный для характеристики знатной и благочестивой византийки IV в., надгробный панегирик её другого брата, Григория Нисского . Издан у Migne, P.G., 46, 960−1000. Память 19 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Чет. Минее Житие, списанное Софронием, патриархом Иерусалимским. (Act SS. apr. I. р. 67. et in Append. р. 13. Mazoch. Kal. neapol. I. 172.) Март. P. 2 anp. Мес. В. Есть служба. Свв. мучч. Геронтия и Василида. Скончались от меча. Пролог. (Act SS. 1 apr.) Преп. Макария исповедника, игумена Пеликитской обители. Настоятельствовал после преп. Илариона (28 марта). При Льве Армянине и Михаиле Травлом за святые иконы был в изгнании, в котором и скончался около 830 г. Пролог. (Act SS. 1 apr.) Март. Р. Св. и праведного Ахаза. Пролог. Св. муч. Аврамия Болгарского. Пострадал за христианскую веру от своих единоземцев в 1229 г. Русские купцы принесли мощи его из Болгар во Владимир 1230 г. Мес. всех. Свв. Преп. Евфимия, архимандрита Суздальского. Нижегородец, ученик Дионисия, еп. Суздальского, строитель Спасо-Евфимиева монастыря, современник преп. Сергия Радонежского; преставился в 1404 г., 88 лет от рождения. Пролог. Обретение мощей его 4 июля. Есть служба. 2 Преп. Тита чудотворца. Чет. Минея. (Act. SS. 2 apr. Издатели почитают его современником препп. Феодора и Николая Студ., и даже братом последнего). Есть служба. Св. муч. Амфиана, и брата его Едесия. Из Ликии; познали христианскую веру в Берите. Амфиан всенародно обличил Урбана в заблуждении, подвергся мукам в Кесарии в 306 г. и брошен в море. Едесий, после трудов в рудокопнях, прибыл в Александрию, и там, подобно брату, обличил истязателя христиан Иерокла, мучен и повержен в море. Чет. Минея из Евсевия (О Палест. мучч. гл. 4 и 5) и Чет. Великой. (Аста Martyrium orient. chald. et lat. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. p. 189–193). Март. Р. об одном Амфиане). Мес. В. Св. муч. Поликарпа. Пострадал в Александрии при Максимине, вызвавшись на мучение добровольно. Чет. Минеи. (Act SS. 2 apr.). Мес. В. 3 Преп. Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской в Вифинии. Управлял обителью и страдал за иконопочитание в царствование Льва Армянина. Скончался 824 г. В Чет. Минее Житие из написанного Феостериктом, учеником его, и из Великой Четьи. (Act SS. 3 apr. et in Appendice р. 22. Обитель св. Сергия το μιδικιδινος находилась не вдалеке от Прусы, на берегу Пропонтиды).1 Март. Р. Мес. В. Есть служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Пролог. Мес. Вас. относит его к дружине муч. Леонида, 16 апр. (Act. SS. apr. II. р. 404). Преп. Зосимы, игумена Соловецкого. Основатель Соловецкой обители. По его ходатайству новгородское Вече отдало во владение монастырю Соловецкие острова, а Марфа посадница снабдила оный отчинами. Преставился в 1478 г. после 20-летнего игуменства. Празднование установлено Моск. собором в 1547 г. Чет. Минея от Вел. Чет. вкратце. В службе два канона. 18 Преп. Иоанна, ученика преп. Григория Декаполита . Соученик преп. Иосифа песнописца (4 anp.), скончавшийся в Цареграде, в 9 веке. Чет Минея. (Act SS. apr. II. р. 583). Март. Р. 27 апр. Мес. В. Пролог вторично 11 апр. Имеет службу. Св. Космы, еп. Халкидонского. Цареградец; терпел скорби и изгнания со св. Авксентием за иконопочитание, около времен Льва Армянина. Пролог. (Or. Chr. I. р. 604. Act SS. apr. II. р. 582). Мес. В. Свв. мучч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана. Уверовали во Христа, видя твердость великомученика Георгия. Обезглавлены около 303 г. в Никомидии. Пролог. (Act SS. apr. II. р. 747.) Март. Р. 20 апр. Мес. В. Св. муч. Иоанна Нового, в Константинополе от магометан страдавшего. В 1526 году, клеветники и отступники от христианства донесли на него, что он, в Трикке (Фессал.), сделавшись магометанином, в Константинополе отрекся от исламизма. Ему отсекли главу. Чет. Минея. 19 Преп. Иоанна ветхия лавры. Он же ветхопещерник, пресвитер. Подвизался и преставился в лавре св. Харитона (28 сент.), которая называлась ветхой, или древней, как старшая из лавр Палестинских. Чет. Минея. (Act SS. apr. II. р. 625). Имеет службу. Преп. Георгия исповедника, еп. Антиохии Писидийской. Член 7 селенского собора, умерший в заточении, в которое сослан Львом Армянином за иконопочитание. Чет. Минея. (Or. Chr. I. col. 1040. Act SS. apr. II. р. 668). Мес. В. 18 апр. Март. Р. Свв. мучч. Христофора, Феоны и Антонина. Воины, уверовавшие во Христа, видя твердость великомученика Георгия. Сожжены (в 303 г.) в Никомидии. Пролог. Мес. В. Преп. Никифора, игумена монастыря Катапада.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Свв. мучч Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Различно за Христа пострадали. Чет. Минея (Act SS. 3 apr.). Преп. Илирика чудотворца, на горе Марсионской постившегося. (Act SS. 3 apr. р. 253. Издатели гору Марсионскую ищут в Пелопонесе). 4 Преп. Иосифа песнописца и творца канонов. Родился в Сицилии. Когда овладели ею Сарацины, он удалился в Пелопонес, отсюда – в Фессалонику, наконец, с преп. Григорием Декаполитом , в Царьград. В царствование Льва Армянина, на пути в Рим, пленен Агарянами и отведен на Крит. Получив свободу, он возвратился в Константинополь. Феофил заточил его в Херсон, откуда вызван императрицей Феодорой. Патриарх Игнатий сделал его сосудохранителем Великой Церкви; Фотий уважал его, как Ангела, и именовал отцом отцов. Преставился в 883 г. В Чет. Минея Житие из сочиненного Иоанном, диаконом Константинопольской церкви. (Act SS. 3 apr.). Мес. В. 3 апр. Имеет канон. Св. мученицы Фервуфы девы, и сестры ее вдовы с рабыней, пострадавших в Персии. Сестры св. Симеона, еп. Персидского (17 апр.), оклеветанный в волхвовании, причинившим, якобы, недуг жене Сапора. Пострадало в 32-й год царствования гонителя, во 2-е гонение, в 361 г. по Р. Христовом. Чет. Минея из рукописных греческих и Великой Чет. (Аста Martyrium orient. chald. et lat. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. p. 51. Act SS.apr. III p. 21, et. in Append.). Март. Р. 22 апр. Мес. В. 5 апр. Преп. Зосимы, отшельника Палестинского. Инок одной из обителей пустыни Иорданской, времен Феодосия Младшего. Он обрел и похоронил, преп. Марию Египетскую. Скончался ста лет. Чет. Минея из Жития преп. Марии, 1 апр. Март. Р. Преп. Георгия, иже в Малеи. Чет. Минея. (Act SS. 3 apr. p. 326). Есть служба. 5 Свв. мучч. Агафопода диакона, и Феодула чтеца. Из клира Солунской церкви; утоплены в море в Диоклетианово гонение, около 303 г. Чет. Минея из рукописных греческих, от Метафраста, и от Великой Четии. (Act SS. 4 apr. p. 120 et in Append р. 42. Mazoch. Kal. neapol. I. 150). Мес. В. и Март. Р. 4 анр. В службе канон Иосифа. Преп. Пуплия монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Чет Минея в Страд. св. великомуч. Георгия. (Act. SS. apr. II. р. 842). Мес. В. Март. Р. 24 Св. муч. Саввы Стратилата, и с ним семидесяти воинов. Готфлыин, трибун саном, пострадал в Риме в царствов. Аврелиана около 272 года, в который возобновлено гонение на христиан. «И в темницах затворяем, и огнем сожигаем, и многими муками гоним, и на древе растягаем, и зимою оскорбляем, и ранами частыми непрестанно бием, и в водах блаженный конец приемля усердно, непоколебим пребыл». Стих. 2. Чет. Минея. (Act SS. apr. III. р. 264.) Мес. В. 23 апр. Март. Р. Имеет службу. Преп. Елисавефы чудотворицы. Подвизалась, вероятно, в одной из цареградских обителей. Чет. Минея. (Act SS. 24 apr. Ferrarius in Catalogo SS. asserit ejus vitam admirandam in Brev. Romae sub Clemente VIII edito referri. Под Breviarium разумеет νδλγςον). Свв. мучч. Евсевия, Неона , Леонтия , Лонгина и прочих с ними. Пострадали вскоре после великомуч. Георгия; числом их было около 40. Им отсечены главы в 303 г., вероятно, в Никомидии. Чет. Минея. (Act SS. 24 apr.). Мес. В. Март. Р. Свв. мучч. Пасикрата и Валентина. Из Доростола, в Мисии, воины; при игемоне Авсолане усекнуты, первый – 22, второй – 30 лет. Чет. Минея. (Бароний, в примечании к Март. Р. 23 мая, мученичество их относит к 228 г. Act SS. Maii VI. р. 23). Март. Р. 25 мая. Мес. В. Пролог 21 апр. Преп. Фомы юродивого. Инок одной из обителей Келесирийских; юродствовал, когда приходил в Антиохию по делам монастырским. Преставился при патриархе Домнине III (546–567), в царствование Юстиниана. Чет. Минеи из Евагрия (кн. 4, гл. 34), который однако кончину преподобного относит к патриаршеству Ефремия (327–345), названного Евфимием у Никифора (XVII, 23), и из Лимонаря (гл. 88). (Act. SS. Maii V. р. 133). Март. Р. 18 ноября. 25 Св. апостола и евангелиста Марка. Ученик ап. Петра, написавший в Риме, по молению верных, Евангелие. Благовествовал Иисуса Христа в Аквилее и Египте. Скончался мученически в Александрии, в 14-й год царствования Нерона, в 68 г. по Р. Хр. Чет. Минея из разных писателей. (Act SS. 25 apr. Mazoch. Kal. neapol. I. р. 233 sqq). Мес. В. Март. Р. Имеет службу. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Чет. Минея. (Act. SS. 29 apr.) Март. Р. 25 июня о Сосипатре, 12 июля о Иасоее. Мес. В. 27 апр. Вторично воспоминается Сосипатр 10 ноября. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Зинона, Евсевия, Неона н Виталия. В Керкире обращены к вере христианской апп. Иасоном и Сосипатром, и сожжены по приказанию Керкиллина. Чет. Минея. (Act. SS. 28 apr.) Мес. В. Свв. мучч. Максима, Дады и Квинтилиана. Истязаны и обезглавлены Тарквинием и Гавинием в Доростоле, при Диоклетиане и Максимиане (около 303). Чет. Минея от Метафраста и от Великой Чет. (Act. SS. apr. II. р. 166, 794). Мес. В. 28 апр. и 2 авг. (обретение мощей). Март. Р. 13 апр. Пролог вторично воспоминает их 28 июля с муч. Каллиником. В службе канон Иосифа. Св. Кирилла, еп. Туровского. Принял монашество в Туровской обители, и потом заключил себя в столп. Князь и народ умолили его принять святительский сан. В звании епископа не оставлял подвигов благочестия, предлагал народу поучения, которые сделали его известным В. Князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Скончался не ранее 1183 г. Пролог. (Хр. Чт. 1832. XLVI. Калайдович в Памятниках росс. словесности XII в. 1821. Евгений в Словаре духовных писателей. Еп. Филарет в Ист. Р. Ц.). 29 Свв. девяти мученик, в Кизике пострадавших. Их имена: Феогний или Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий, Филимон. Скончались от меча. Чет. Минея сказывает: «сих святых мученик страдание, пространнее писанное, обретается в спириде монастыря кизического, иже в казанстем граде царства еликороссийского». Соч. св. Димитрия Рост. (Act. SS. 29 apr. III. р. 617). Мес. В. Имеет службу. Преп. Мемнона чудотворца. Чет. Минея. (Act SS. 28 apr.) Мес. В. 28 апр. Имеет службу. Свв. мучч. Диодора и Родопиана диакона. При Диоклетиане, в Афродисии Карийской побиты камнями. Пролог. Act SS. и Март. Р. 3 мая. 30 Св. ап. Иакова Зеведеева. Брат ап. Иоанна, убиенный мечом, по воле Ирода Агриппы. Чет. Минея. (Act SS. 25 Jul. ет 1 maii.) Мес. B. 15 ноябр. Март. Р. 25 июля. Имеет службу. Св. Доната епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

111 Ср. у Дионисия Ареопагита (Migne, III, 337, 361): τν δ τo ετο, τ βασιλικν, фигура орла означает царскую власть. Георгий инок об императоре Маркиане рассказывает следующее (ed. Muralt, 506): ναπαυσμενος πνωσεν ξυπνοι δ γενομενοι ο ατδελφοι ρσιν πνοντα ατν ν λ, π ετο δ περισκεπμενον. κπλαγντες σν, διυπνισθντι λγουσιν ατ· ε βασιλεσεις, τ μν χαριες: ср. Ф. Терновский . Изучение византийской истории. Киев, 1875, стр. 59. Магомета на время солнечного дня закрывали своими крыльями два ангела (р. VIII trad, de Kasimirski). 116 АА. SS. Boll. 24 июня, IV. 731–736 (по опечатке). Вопрос о первом и втором обретении главы Предтечи, не входящий в область нашего изучения, представляет непреодолимые трудности для исследователя и кажется никогда не буде решен окончательно. 118 В Службе (Минея Месячная, Синод. изд. 1876 г., л. 187): «священник же божественный богоносца тезоименитый предтече, дланми сию обдержа». 119 Похвальное слово в день третьего обретения (AA. SS. Boll. 24 июня, IV. 736–739 §§ 173–180) ничего исторического в себе не содержит. 120 По cod. Florent. Laurent. 14 n° 19 (Bandini, I. 410) изд. в AA. SS. Boll. 2δ мая, VI. 681–892 (Πολλ μοι). 131 Подробности об убийстве 6,000 человек, извлеченные из арабских хроник, сведены у Никитина, стр. 199. 133 Заметив, что хронисты в рассказе об Аморийском взятии упоминают некоего Βαβοτζικον, не говоря о Константине, агиографы говорят о Константине, не упоминая Вавуника, Никитин (стр. 212 сл.) высказал вероятнейшее предположение, что Константин носил фамилию Βαβοτζικος. Он был женат на Софии, сестре имп. Феодоры. Арабские источники среди защитников Амория называют еще Аетия, дядю царя (Феофила). Поэтому хронисты Генесий, Феофан Продолженный и др. правы, говоря, что среди защитников были царские родственники. 136 Рукописи дают чтения: Εδιος и Εδιος. Арх. Сергий, толкуя это имя в смысле «благопутный, благоуспешный», очевидно, придерживался второго чтения. Однако правильнее первое написание, сообразно с чем Еводий будет означать «благовонный» или «доброгласный». Васильевский и Никитин, Сказания, стр. 61–78; AA. SS. Boll., март, I, 880–885 (Φαεδρ μν τς πανηγρεως πθεσις).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Жил в египетских странах при Иулиаие. Чет. Минея. (Act SS. 4 apr.) Преп. Платона исповедника, из обители Студийской. Родился 735 г., сделался игуменом в Символах, по смерти Феоктиста, в 770 г.; в 782 г. основал обитель в Сакудионе. Передав настоятельство оной своему племяннику Феодору Студийскому (11 ноябр.) в 794-м г., вскоре подвергся двухгодичному изгнанию от Копронима, вместе с прочими иноками, не хотевшими иметь общение с царем, вступившим в незаконный брак. По случаю нашествия Срацин, оставив Сакудион, прибыл со своими сподвижниками в Царьград, и водворился в Студийской обители. При Никифоре подвергся вторичному заточению. По возвращении из изгнания, скончался в 813 г. Чет. Минеи в Житии преп. Феодора Студийского, 11 ноября. (Act SS. 4 apr.). Пролог и Март. Р. 4 апр. Преп. Феодоры Солунской. Из Эгины. Чтоб не попасть в плен к Сарацинам, она удалилась с мужем и дочерью в Фессалонику (около 823 г.), там, постригши в монахини дочь свою, а по смерти мужа и сама постригшись, подвизалась до 880 года. МИн.Четья из Великой Чет. (Act SS. 5 apr. I. р. 405–409). Препп. Феоны, Симеона и Форвина. Пролог. Act SS. 4 apr. Издатели разумеют Симеона, ученика преп. Маркиана (Феодорит в Боголоб. Ист. гл. 3), и Феону, упоминаемого Палладием (гл. 50); о Форвине ничего не знают. Преп. Марка Афинского, жившего в пещере Фракийской горы в Эфиопии. Старец, скончавшийся 130 лет (около 400 г.), из коих 95 провел в удалении от мира. Преп. Серапион, ученик Иоанна, из внутренней Антониевой пустыни, послан был видением посетить святого отшельника: он и земле предал тело его. Чет. Минея от Великой Чет. (Act. SS. martii. III. р. 778. et. in Append. p. 40). 6 Св. Евтихия, патриарха Константинопольского. Родился в Фригии, получил образование первоначальное в доме деда своего, пресвитера Исихия, дальнейшее – в Цареграде. Митрополит Амасийский посвятил его во священника в 542 г. Вскоре после сего, вступив в иночество, он сделан архимандритом и отправлен на 5 Вселенский собор местоблюстителем Амасийского святителя. По смерти св. Мины (25 авг.) возведен на патриарший Константинопольский престол в 552 г., и в следующем, с прочими патриархами председательствовал на соборе. После двенадцатилетнего управления церковью, за обличение имп. Иустиниана в заблуждениях, заточен был в Амасию, и замещен Иоанном Схоластиком. По смерти сего, в 577 г., еп. Евтихий возвращен был имп. Иустином Цареградской пастве, среди коей и скончался 582 года, в самый день Пасхи (29 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Personalitatea îi pierde integritatea sa. Dar ce semnific o astfel de pierdere la scara societii? Aceasta semnific distrugerea integritii societii, a vitalitii civilizaiei umane. Sunt întrebat deseori, ce înseamn sfâritul lumii. Sfâritul lumii este o astfel de stare a societii, când este mai mult ru decât bine. În epistola apostoliceasc este spus c este ceva ce ne apr de sfâritul lumii. Unii teologi au meditat asupra acestui gând, ce semnific ceea ce ne apr. Considerau c este statul. Considerau c este Biserica. De fapt ceea ce ne apr este buntatea, prin urmare, i toate instituiile, care servesc la afirmarea buntii, inclusiv statul, dac el îi îndeplinete aceast misiune, Biserica i multe altele. Deoarece atâta timp cât este mai mult bine decât ru, omul are potenial vital, societatea, civilizaia mai are potenial vital. Dar dac va exista mai mult ru, el se va rspândi vertiginos, precum microbii în sânge, i va duce la pieirea civilizaiei umane, prin urmare va duce la sfâritul lumii. —  El nu împiedic dezvoltrii, doar prin conservatism se subînelege nu doar pstrarea trecutului. Eu de multe ori am vorbit despre aceasta, comparând cele spuse cu atitudinea unei persoane raionale fa de gunoi. Gunoiul tot este un produs al trecutului, îns noi nu pstrm gunoiul, noi îl aruncm. Prin urmare, conservatismul pstreaz valorile. Dar mai departe apare o întrebarea foarte interesant: ce valori i cine determin aceste valori. Conservatismul prin natura sa este conservator. De ce? Deoarece valoarea autentic pentru om nu este acea valoare, pe care a creat-o singur, dar acea valoare, care este determinat de Însuii Dumnezeu. Dumnezeu este msurtorul adevrului, msurtorul dreptii. Când omul accept aceast valoare ca pe un adevr absolut, îl apr i îl pstreaz. El este conservatorul acelei  valori. Uneori ni se spune: sunt economiti conservatori i economiti liberali. Pentru mine nu exist. O persoan conservativ, care pstreaz valorile fundamentale, pe care Dumnezeu le-a pus în firea personalitii i în genere în toat creaia, poate fi economist liberal, poate fi politician liberal, dar ea va fi pstrtoarea acelor valori.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3498049...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010