переводы различных редакций и вариантов жития Г.: перевод апокрифических версий «Мученичества Георгия» (BHL, N 3363-3383), в т. ч. Венского палимпсеста и Жития Г., написанного Псевдо-Пасикратом (BHL, N 3363). Лат. «Мученичества» (BHL, N 3384-3392) восходят к житиям средневизант. традиции, за исключением BHL, N 3387, видимо ошибочно включенного в корпус лат. текстов о Г. Существует ряд сказаний, посвященных перенесению мощей святого (BHL, N 3397-3406). В честь Г. составлялись похвальные слова и романизированные жития, т. е. лит. произведения по мотивам жития, среди наиболее древних авторов нужно упомянуть Григория Турского († 594) и Венанция Фортуната († ок. 600), слово еп. Захарии (XI в.) и слово Петра Дамиани († 1072) (PL. 144. Col. 567-572). Со времени крестовых походов появляются новые легенды, связанные с этим святым. Битву при Антиохии (1098) христиане выиграли благодаря чудесному явлению и помощи Г. Сказания о Г. вошли в состав «Золотой легенды» Иакова из Ворагине († 1298). В ней и в произведениях трубадура Роберта Вейса († после 1174), Рейнбота фон Дюрна (сер. XIII в.) и кард. Якопо Гаэтано Стефанески († 1343) запечатлена легенда о борьбе Г. с драконом. В Италии почитание Г. распространилось рано. В Риме Велисарий (ок. 527) поручил защите этого святого ворота мч. Севастиана. Римский папа Лев II (682-683) посвятил Г. и мч. Севастиану базилику в Велабро в Риме, куда была перенесена честная глава великомученика, обретенная папой Римским Захарией (741-752) (LP. Vol. 1. P. 360, 434). В этом же храме хранятся копье и хоругвь Г. В 1600 г. часть главы святого была перенесена из Велабро в Феррару. В Неаполе в нач. V в. еп. Север основал базилику св. Георгия (Сан-Джорджо Маджоре). Как утверждается в описании жизни еп. Агнелла († 570), в Равенне с VI в. в местности Кориандро рядом с мавзолеем кор. Теодориха существовала церковь, посвященная Г. Др. церковь, называемая ц. во имя вмч. Георгия в портиках, находилась в Регио Цезарум, одной из 2 частей позднерим. Равенны. Ок. 657 г.

http://sedmitza.ru/text/886768.html

Почитание вмч. Георгия на Западе В Европе получили широкое распространение лат. переводы различных редакций и вариантов Жития Георгия: перевод апокрифических версий «Мученичества Георгия» (BHL, N 3363–3383), в т. ч. Венского палимпсеста и Жития Георгия, написанного Псевдо-Пасикратом (BHL, N 3363). Лат. «Мученичества» (BHL, N 3384–3392) восходят к житиям средневизантийской традиции, за исключением BHL, N 3387, видимо ошибочно включенного в корпус лат. текстов о Георгии. Существует ряд сказаний, посвященных перенесению мощей святого (BHL, N 3397–3406). В честь Георгия составлялись похвальные слова и романизированные жития, т. е. лит. произведения по мотивам жития, среди наиболее древних авторов нужно упомянуть Григория Турского († 594) и Венанция Фортуната († ок. 600), Слово еп. Захарии (XI в.) и Слово Петра Дамиани († 1072) (PL. 144. Col. 567–572). Со времени крестовых походов появляются новые легенды, связанные с этим святым. Битву при Антиохии (1098) христиане выиграли благодаря чудесному явлению и помощи Георгия. Сказания о Георгии вошли в состав «Золотой легенды» Иакова из Ворагине († 1298). В ней и в произведениях трубадура Роберта Вейса († после 1174), Рейнбота фон Дюрна (сер. XIII в.) и кард. Якопо Гаэтано Стефанески († 1343) запечатлена легенда о борьбе Георгия с драконом. В Италии почитание Георгия распространилось рано. В Риме Велисарий (ок. 527) поручил защите этого святого ворота мч. Севастиана. Римский папа Лев II (682–683) посвятил вмч. Георгию и мч. Севастиану базилику в Велабро в Риме, куда была перенесена честная глава великомученика, обретенная папой Римским Захарией (741–752) (LP. Vol. 1. P. 360, 434). В этом же храме хранятся копье и хоругвь Георгия. В 1600 г. часть главы святого была перенесена из Велабро в Феррару. В Неаполе в нач. V в. еп. Север основал базилику св. Георгия (Сан-Джорджо Маджоре). Как утверждается в описании жизни еп. Агнелла († 570) в Равенне с VI в. в местности Кориандро рядом с мавзолеем кор. Теодориха существовала церковь, посвященная Георгию. Др. церковь, называемая церковью во имя вмч. Георгия в Портиках, находилась в Регио Цезарум, одной из 2 частей позднерим. Равенны. Ок. 657 г. почитание Георгия проникло в Феррару, где великомученик был избран покровителем сначала Старого, а затем и Нового города, после того как в 1110 г. гр. Роберт Фландрский привез в Феррару руку Георгия и подарил ее гр. Матильде, которая в свою очередь подарила ее новому кафедральному собору города, освященному в 1135 г. в честь великомученика.

http://sedmitza.ru/text/414398.html

с отцом-иудеем до обращения в христианство; Г. и П. отведена второстепенная роль; о воскрешении К. в Генуе не упоминается, однако, как и в BHL, N 6043, арест Н. и К. происходит в Эбредуне. Заключительная часть Мученичества BHL, N 6040 (начиная с видения Кирасию) представляет собой краткую переработку Мученичества BHL, N 6043. Ланери предположила, что Мученичество BHL, N 6040 было создано в Италии не ранее VIII-IX вв. (оно содержится, напр., в Легендарии из мон-ря Боббио кон. IX в. (Vat. lat. 5771)), а точнее в Генуе, поскольку его автор добавил подробное топографическое указание (отсутствующее в BHL, N 6039 и в BHL, N 6043) о месте, расположенном недалеко от этого города, где Н. и К. были высажены моряками, а впосл. почитались христианами: «...в место, от города Генуя отстоящее примерно на 600 шагов ... и называется место это «У святого Перегрина»» (in locum a Genuense urbe passus fere sexcentos... et vocatur locus ad sanctum Peregrinum) ( Lané ry. 2010. P. 257-258). На основе BHL, N 6040 впосл. создана редакция Мученичества - BHL, N 6041, засвидетельствованная начиная с XI в. в немногочисленных рукописях Центр. и Юж. Италии. В целом BHL, N 6041 повторяет BHL, N 6040, однако в ней содержатся нек-рые уточнения исторического характера (напр., об обстоятельствах смерти Нерона); рассказ о перенесении мощей заимствован из «Жития Амвросия» диак. Павлина ( Paulino. Vita di Ambrogio. 32-33. R., 1975 (Vite dei Santi; Vol. 3)). Ок. 800 г. Арно Зальцбургский привез в Баварию Легендарий из мон-ря Сент-Аман (Vindob. lat. 371), в котором содержался текст Мученичества BHL, N 6042 (пространная редакция). Составитель баварского Легендария, включающего гомилии и сокращенные редакции житий и мученичеств святых, использовал сказание о Н., П., Г. и К. из Легендария Сент-Амана. Согласно «баварской» редакции Мученичества, как и Мученичеству BHL, N 6042, Г. и П. были арестованы вместе с Н. и К. в Эбредуне и доставлены на суд к имп. Нерону. При этом на 1-й части допроса присутствовал только Н., а Г.

http://pravenc.ru/text/Гервасием и ...

Мученики явились некоему христианину Кератию, велели похоронить их останки и исцелили его дочь от паралича. В конце Мученичества приводится рассказ об обретении мощей Н. свт. Амвросием, изложенный, как отметил Дзанетти, в отличие от др. редакций, на основании «Жития Амвросия» ( Zanetti. 1979. P. 72). При этом в тексте говорится, что место, где покоились останки К., осталось неизвестным ( Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae sanctorum. P., 19102. Vol. 2. P. 334). В Италии наибольшее распространение получили 2 лат. редакции Мученичества: BHL, N 3514 с рассказом о Г. и П. и BHL, N 6039, повествующая о Н. и К. Во франкских землях наряду с Мученичеством BHL, N 6039 бытовал др. вариант сказания о Н. и К.- BHL, N 6043 ( Lan é ry. 2010. P. 269-280), которому соответствует Мученичество Г. и П.- BHL, N 3516. Несмотря на то что редакция BHL, N 6043 сохранилась в незначительном числе рукописей (напр., Vat. Reg. lat. 612. Fol. 71v-78, IX-X вв.; Paris. lat. 5306. Fol. 128v - 129v, XIV в.), она сыграла определяющую роль в дальнейшем развитии агиографического «досье» мучеников, поскольку от нее зависят др. версии Мученичества Н. и К. (BHL, N 6042, 6040, 6041 и др.; Lan é ry. 2010. P. 247). По мнению Ланери, редакция BHL, N 6043 является вторичным переводом, выполненным в Италии в VI-VII вв. с греческого утраченного текста, от которого также зависят греч. варианты Мученичества (BHG, N 1323, 1323d) ( Lan é ry. 2010. P. 247-251). Согласно этой редакции (BHL, N 6043), Н. жил во время правления имп. Нерона; он был ревностным защитником христ. веры и проповедовал Христа во многих городах империи. Корнелий - телохранитель (satelles) Нерона - донес об этом императору. Нерон приказал воину Дентону схватить Н. и привести к себе для допроса. Дентон нашел Н. в г. Эбредун (ныне Амбрён, Франция), где тот строил ораторий, и рядом с ним увидел сидящего ребенка - К., перебирающего камни. Святые были доставлены к Нерону, к-рый приказал заключить Н. в темницу, где ему был глас с небес, обещавший помощь в перенесении страданий.

http://pravenc.ru/text/Гервасием и ...

На греч. языке существует житие В., приписываемое Симеону Метафрасту (X в.) (BHG, N 1866; PG. 114. Col. 735-755). Основной корпус текстов, посвященных В., сохранился на лат. языке. Одним из главных источников о мученичестве В. является стихотворный рассказ христ. поэта Пруденция (IV-Vbb.) (Peristephanon 5//PL. 40. Col. 378-411), в свою очередь источником для Пруденция, как и для блж. Августина, вероятно, служили несохранившиеся акты мученичества В. или более древнее житие, опубликованное Рюинартом (Acta Martyrum. Verona, 1731. P. 323-329). Сохранились также др. жития В. в стихах (BHL, N 8641-8642) и анонимное прозаическое житие (BHL, N 8627-8636; ActaSS. Ian. T. 2. P. 394-397. T. 3. P. 7-10). Известны сказания о перенесении мощей В. в мон-рь вг. Кастр в 864 г. (BHL, N 8644-8646), перенесении руки мученика в Бари в XI в. (BHL, N 8652), перенесении мощей в Лиссабон в 1173 г. и чудесах, происходивших в том же городе (BHL, N 8653-8655). Сохранились рассказы, посвященные посмертным чудесам В. в Испании (BHL, N 8648), чудо в мон-ре св. Бертена (Бертинском) в X в. (BHL, N 8650). В. упоминается в творениях свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (V в.) (Carmina. 19. 164/Ed. W. Harlet. Vindobonae, 1894. (CSEL; 30)), а также Венанция Фортуната (VI в.) (Carmina miscellanea. Сар. 8, 9//PL. 88. Col. 71A-71B, 71B-72A) и мн. др. средневек. писателей. Ист.: PG. 114. Col. 735-755 [passio]; ЖСв. Ноябрь. С. 222-228. Лит.: Waal A. Zum Kult des hl. Vinzent von Saragossa//RQS. 1907. Bd. 21. P. 135 sq.; Hurault E. St. Vincent martyr, patron des vignerons et son culte dans le diocèse de Châlons. Châlons-sur-Marne, 1910; Peeters P. Une invention des ss. Valère, Vincent et Eulalie dans le Péloponèse//AnBoll. 1911. T. 30. P. 296-306; Lacger L. , de. Saint-Vincent de Saragosse//Revue d " Histoire de l " Église de France. 1927. N 13. P. 307-358; Gaiffier B. , de. Sermons latins en l " honneur de St. Vincent antérieurs au Xe siècle//AnBoll. 1950. T. 67. P. 267-286; Janin. Églises et monastères. P. 63-64, 334; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 892; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 81; Moral T. Vincenzo//BiblSS. Vol. 12. Col. 1149-1155; Saxen V. La version breve BHL 8638 de la Pasión de San Vincente//Hispania sacra. 1991. N 43. P. 679-713; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 465.

http://pravenc.ru/text/158452.html

В научной лит-ре ряд лат. житий П. принято обозначать по порядку их публикации Дж. Колганом в соч. «Чудотворная триада» (Triadis Thaumaturgæ seu divorum Patricii, Columbæ et Brigidæ, trium veteris et maioris Scotiæ, seu Hiberniæ sanctorum insulae communium patronorum acta/Ed. J. Colgan. Louvain, 1647). «Второе Житие» (Vita Secunda; BHL, N 6504-6505) и «Четвертое Житие» (Vita IV; BHL, N 6503) могут относиться ко 2-й пол. VIII в. «Второе Житие» известно в неск. рукописях континентального происхождения, «Четвертое Житие» - в одной рукописи также континентального происхождения (ныне в Британской б-ке: Lond. Brit. Lib. Add. 19890). Эти 2 лат. текста близко связаны друг с другом. Значительное количество материалов, относящихся к почитанию П., содержится в рукописи «Книги из Арма»: сочинения П. («Исповедь» и «Послание к Коротику»), «Книга Ангела» (Liber Angeli; BHL, N 6500), посвященная привилегиям основанной П. церковной общины Ард-Махи (ныне Арма), сочинения Мурьху и Тирехана, «Заметки» и «Дополнения» (Additamenta; BHL, N 6499) к сочинению Тирехана. Самое подробное повествование о П. содержится в среднеирл. Житии (BHL, N 6509), известном как «Трехчастное Житие» (так оно было озаглавлено в «Чудотворной триаде» Дж. Колгана). Вероятно, оно было составлено в кон. IX - нач. X в.; отдельные эпизоды могли быть добавлены в XI в. Позднее возникли сокращенные версии «Трехчастного Жития», из к-рых наиболее известны Жития из «Лисморской книги» и из «Пестрой книги». Краткое жизнеописание П. содержалось также в «Истории бриттов», приписываемой Неннию (IX в.; BHL, N 6501, 6501). Др. лат. Житие, приписываемое некоему Пробу, или «Пятое Житие» (Vita auctore Probo, Vita Quinta: BHL, 6508), датируется кон. X или XI в.; предположительно, создано в Англии. «Третье Житие» (Vita Tertia; BHL, N 6506-6507) пользовалось большой популярностью и сохранилось во множестве рукописей; Л. Билер выделил среди манускриптов «Третьего Жития» 2 традиции - континентальную (Γ) и британскую (П); оно может относиться приблизительно к XII в.

http://pravenc.ru/text/2579766.html

В рукописи, созданной в XI в. в Беневенто, собраны Житие Л. (BHL, N 4818g), сказание о его кончине (BHL, N 4818m) и описания рим. чудес (BHL, N 4818n, 4828g) (ркп.: Roma. Vallic. XVI. Fol. 133r-139v; изд.: Poncelet. 1906). Кард. Стефано Борджа издал тексты, сохранившиеся в рукописи XII в. из б-ки соборного капитула в Беневенто; среди них - Житие Л. (BHL, N 4827а), сказание о его кончине с описанием чудес в Риме (BHL, N 4827b), пространная редакция беневентских чудес (BHL, N 4827с) и отдельное сказание о римском чуде (BHL, N 4827d) (ркп.: Benevento. Bibl. Capit. 4. Fol. 52v-77v; изд.: Borgia S. Memorie istoriche della pontificia città di Benevento. R., 1764. Vol. 2. P. 299-348) (описание сборников см.: Vuolo. 2010. P. LXVI-LXXIV; см. также: Planta P. C., von. Le dossier hagiographique de Léon IX//Léon IX. 2006. P. 217-232). Краткие жизнеописания Л. включены в продолжения Liber Pontificalis, созданные в XII в. Как правило, они основаны на трудах более ранних авторов, новых сведений в них не содержится; приведены также недостоверные данные. Так, характеристика Л. в биографии, составленной ок. 1142 г. бенедиктинцем Пьером Гийомом из аббатства Сен-Жиль, дословно заимствована из жизнеописания папы Льва IV . Пьер Гийом ошибочно утверждает, что Л. подкупом добился низложения папы Григория VI и во всем следовал советам Хильдебранда. Понтифику приписываются расширение границ Папского гос-ва и победа, одержанная над обитателями Апулии (вероятно, византийцами) с помощью французов и норманнов (LP. T. 2. P. 275-276; T. 3. P. 133). Во 2-й пол. XII в. автор другой биографии Л., кард. Бозон, опирался гл. обр. на сочинение еп. Бонизона. Особое внимание он уделил обстоятельствам возведения Л. на Папский престол (Бозон выступает против «дурного обычая» светской инвеституры ), его отношениям с византийцами и с норманнами (LP. T. 2. P. 354-356). Подробное повествование о Соборе, созванном Л. в 1049 г. в Реймсе, содержится в сочинении мон. Ансельма «История освящения церкви св. Ремигия» (50-е гг.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Известны стихотворные версии Мученичества, составленные Валафридом Страбоном (BHL, N 5750), Сигебертом из Жамблу (BHL, N 5754), Марбодом, еп. Ренским (BHL, N 5752-5753), и мон. Райнерием (BHL, N 5755), а также анонимное Мученичество, предположительно созданное в IX-X вв. (BHL, N 5751). Сочинение Райнерия, написанное гекзаметром, сохранилось в единственной рукописи кон. XV в. (Brux. 9786-9790. Fol. 62-66, миссал из мон-ря Мюнстербилзен). Ранее его приписывали богослову, историку и агиографу Райнерию (Ренье; † 1188), монаху из аббатства Сен-Лоран в Льеже, однако Дольбо пришел к выводу, что стихотворное Мученичество было создано в кон. XIII - XV в.; его автором мог быть Ренье из Синт-Трёйдена (кон. XIV в.) ( Dolbeau F. Une passion de saint Maurice en hexamèters (BHL 5755)//Autour… 2011. P. 87-112). Сказания о М. содержатся в «Золотой легенде» блж. Иакова из Варацце и др. «больших легендариях» XIII-XV вв. Основные источники сказания Иакова - Мученичество Евхерия и анонимное Мученичество. Гибель М. и большинства воинов Фиванского легиона датирована 267 г. Согласно Иакову, позднее мученическую смерть приняли др. воины: Солутор, Адвентор и Октавий - в Таврине (ныне Турин), Александр - в Бергоме (ныне Бергамо, Италия), Секунд - в Альбинтимилии (ныне Вентимилья), Виктор и Урс - в Салодуре (ныне Золотурн, Швейцария) и т. д. ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. Vol. 2. P. 965-970). Мученичество, написанное Евхерием Лугдунским Некоторые исследователи датируют 443-450 гг., т. к. исповедание веры М., по-видимому, составлено под влиянием полемики с арианством, которое исповедовали бургунды, после основания Бургундского королевства со столицей в Лугдуне (443; см.: Dupraz. 1961. P. 62; Zufferey. 1983. P. 8). Авторство Евхерия подтверждается его письмом Сальвию, еп. Октодура (ныне Мартиньи, Швейцария) (BHL, N 5746-5747), которое в некоторых рукописях (в т. ч. Paris. lat. 9550) следует за текстом Мученичества. В письме Евхерий сообщил о причинах, побудивших его составить Мученичество, и об использованных им источниках. По словам автора, он хотел принести лит. сочинение в качестве дара мученикам и запечатлеть в памяти последующих поколений их славный подвиг. Сведения о святых Евхерию передали достойные люди, узнавшие о них от Исаака, еп. Генавы (ныне Женева), которому о подвиге мучеников рассказывал Феодор, еп. Октодура, живший в кон. IV в. Очевидно, Евхерий использовал не письменные источники, а лишь устные рассказы, бытовавшие по крайней мере через 100 лет после событий ( Zufferey. 1983. P. 14).

http://pravenc.ru/text/2561146.html

и К. ( Petr. Natal. CatSS VI 147). Во всех этих источниках мученическая кончина святых датируется 57 г. (Петр Наталис указал также день - 28 июля). В греческой агиографической традиции Ланери отметила, что 2 греч. редакции Мученичества Н., П., Г. и К. (BHG, N 1323 и 1323d), тесно связанные между собой, в целом напоминают рассказ из лат. Мученичества (BHL, N 6039). В то же время между лат. и греч. текстами имеются многочисленные расхождения: в греч. Мученичествах пропущен пролог; события до обращения Н. в христианство описаны кратко. С др. стороны, в греч. вариантах добавлены детали, отсутствующие в лат. редакции BHL, N 6039 и частично присутствующие в BHL, N 6043: воскрешение К., к-рый погиб в море; посещение Н. Африки незадолго до мученической кончины в Медиолане; упоминание Эбредуна, где Н. построил ораторий и затем был арестован. Наиболее важное различие заключается в том, что, согласно греч. Мученичествам, Г. и П. были казнены и похоронены вместе с Н. и К. Также одновременно обрел их мощи свт. Амвросий. Пытаясь объяснить появление в греч. текстах Эбредуна, Ланери предложила 2 гипотезы. Согласно 1-й, существовало лат. Мученичество, созданное в IV-V вв., но впосл. утерянное, на основе которого составлена лат. редакция (BHL, N 6039), где указание на Эбредун пропущено, и выполнен греч. перевод, где этот город был обозначен. Именно на основе этой впосл. утраченной греческой версии написаны 2 греч. редакции Мученичества (BHG, N 1323 и 1323d). Согласно др. гипотезе, между BHL, N 6039 и греч. переводом существовал промежуточный вариант - лат. «провансальская редакция». Ее появление было связано с тем, что в Галлии довольно быстро стали объединять Н. и К. с Г. и П. В Эбредуне культ мучеников имел настолько важное значение, что Григорий Турский ошибочно считал этот город местом кончины святых (quos apud Ebredunensem Galliarum urbem passos lectio certaminis narrat; Greg. Turon. Glor. martyr. 46). Возможно, в V-VI вв. в Провансе была сделана попытка адаптировать медиоланское Мученичество BHL, N 6039 к галльским традициям почитания мучеников. Эпизод с Эбредуном в «провансальской редакции» должен был придать особый статус базилике этого города, посвященной Н. Впосл. с этой редакции был выполнен перевод на греч. язык, к-рый лег в основу греч. Мученичеств Н., П., Г. и К. (BHG, N 1323-1323d) ( Lan é ry. 2010. P. 244-247).

http://pravenc.ru/text/Гервасием и ...

д. Кроме Мученичества К. подобные рассказы содержатся в Мученичествах Римских епископов Александра I (BHL, N 266-269; см. Квирин ), Каллиста I (BHL, N 1523), Корнелия (BHL, N 1958-1959) и Стефана I (BHL, N 7845-7846), а также в «Деяниях Сильвестра» (BHL, N 7725-7735) ( Sessa. 2007; Eadem. 2012. P. 148-149, 252-273). В нек-рых рукописях Мученичества К. имеется интерполяция, согласно которой К. навлек ненависть рим. аристократов Аврелиана и Сисинния, друзей имп. Нервы, тем, что убедил вести целомудренную жизнь Феодору, жену Сисинния, и Домициллу, племянницу имп. Домициана и невесту Аврелиана. Эти сведения заимствованы из рим. Актов Нерея и Ахилея (BHL, N 6058-6066), к-рые не были известны составителю Мученичества К.; вставка была сделана ранее IX в., т. к. о ней знал Флор Лионский ( Quentin. 1908. P. 306; Dubois, Renaud. 1976. P. 212). Интерполяция содержится в ряде рукописей IX в. (напр.: Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Aug. Perg. 202. Fol. 93v; Vindob. 1556. Fol. 165v; Guelf. 48. Fol. 161r) (см.: Franchi de " Cavalieri. 1915. P. 13; Delehaye. 1936. P. 102). Сходство с анонимными агиографическими сочинениями, составленными в V-VI вв. в Риме (см.: Dufourcq. 1900. 279-321; Delehaye. 1936. P. 14-15; Sessa. 2012. P. 248-252), является одним из оснований для датировки Мученичества К. Упоминание о комите священных щедрот (comes sacrarum largitionum) указывает на то, что Мученичество было составлено не ранее IV в. ( Baronius C. Annales ecclesiastici. R., 1590. T. 2. P. 5; LP. T. 1. P. XCI). Должность комита священных щедрот (главы имп. казначейства) была создана скорее всего в 20-х гг. IV в. (о комите Немезиане впервые упом. в законе 345 - CTh. XI 7. 5; см.: Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602. Baltimore, 1986r. Vol. 1. P. 427-437; Vol. 2. P. 1415-1417; Delmaire R. Largesses sacrées et «res privata»: L " aerarium impérial et son administration du IVe au VIe siècle. R., 1989. P. 30-38, 704). В Мученичестве К. использовано сокращенное название должности - «comes sacrarum»; эта формулировка встречается в источниках не ранее V в.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010