Наряду с апокрифическими житиями великомученика (напр., с «Историей рождения и детства») существует ряд апокрифических описаний чудес святого («Чудо с поясом», «Встреча с бесом») и «Откровение св. Георгия». При переходе от ранне- к средневизант. эпохе «Мученичество Георгия» претерпело ряд существенных изменений: царь Дадиан превращен агиографами в имп. Диоклетиана , а действие перенесено из Лидды в Никомидию. Вероятно, процесс трансформации этого апокрифа был постепенным, т. к. прп. Роман Сладкопевец († после 555) упоминает имп. Диоклетиана, но местом казни Г. еще называет Лидду. Самое древнее из средневизант. мученичеств содержится в рукописи 916 г. Vat. gr. 1660 (BHG, N 671-672, т. н. нормальный текст). Во 2-й пол. Х в. Симеон Метафраст (BHG, N 676-677) следовал средневизант. традиции в отличие от своего старшего современника Феодора Дафнопата († после 961), соединившего этот материал с древними апокрифами (BHG, N 673/4). В результате соединения апокрифической «Истории рождения и детства» Г. с т. н. нормальным текстом появляется интерполированный текст (BHG, N 678). Житие Г. продолжало перерабатываться на протяжении всего визант. периода. В новое время была выдвинута гипотеза о существовании 2 одноименных мучеников, пострадавших в Каппадокии и в Лидде ( Haubrichs. P. 233). Э. Гиббон и Ф. Феттер высказали предположение о смешении с Г. арианского еп. Георгия Каппадокийского († 361), сменившего на кафедре свт. Афанасия Великого. Мученичество В соответствии со средневизант. агиографической традицией Г. род. в Каппадокии (нормальный текст). В ряде источников названы имена его родителей: Геронтий и Полихрония. Согласно «Истории рождения и детства», отцом святого был персид. воин Геронтий. В интерполированном тексте Геронтий назван сенатором из Севастополя Армянского (в сев. части М. Азии), имевшим достоинство стратилата (командующего армией). Он был язычником, а Полихрония - христианкой. Мать воспитала Г. в христ. благочестии. Когда Геронтий заболел горячкой, то по совету сына призвал имя Христа и исцелился. В др. источниках сообщается, что после кончины мужа мать Г. переселилась с сыном на свою родину, в Палестину, где около г. Лидды у нее были богатые имения. Груз. традиция считает равноап. Нину родственницей Г. по отцу.

http://pravenc.ru/text/162188.html

1951. Vol. 46. P. 521–533. Zeiller J. Sur un passage de la Passion du martyr Apollonius//Recherches de science religieuse. Vol. 40. 1951–1952. P. 153–157. Дунаев A. Г. Аполлоний//Православная энциклопедия. T. 3. М., 2001. C. 68–69. Дунаев A. Г. Предисловие к актам и апологии св. Аполлония//Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С. 375–393. Остроумов С. И. Разбор сведений Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима Стридонского о греческих апологетах христианства II в. М., 1886. Остроумов С. И. Гонение на христиан в царствование Коммода//Православное Обозрение. 1890. 11/12. С. 701–702. Страсти Перпетуи и Фелицитаты «Страсти святых Перпетуи и Фелицитаты» повествует о событиях, произошедших в Карфагене в 203 г. До нашего времени дошло два варианта «Страстей» – греческий (BHG 1482) и латинский (BHL 6633); однозначно ответить на вопрос об оригинальном языке текста на сегодняшний день невозможно. Сохранились девять латинских рукописей и одна греческая. Латинские: Monte Cassino 204 (монастырь Монтекассино (Италия), последняя треть XI в.); Ambrosiana С.210 (монастырь Сан Савино (Италия), XII в.); St. Gallen 577 (аббатство Сен-Галлен (Швейцария); IX-X вв.); Einsiedeln 250 (Айнизидельнское аббатство (Швейцария); VIII–IX вв.); Bib. Nat. 17626 (Французская Национальная библиотека, Париж (Франция); X в.); BL Cott on Nero E.I (бенедектинский приорат Святой Марии, Ворчестер (Великобритания); XI в.); Salisbury Cathedral 2210lim Fell.4 (Собор Солсбери (Великобритания); кон. XI в.); BL Cott on Otho D.VIII ( Церковь Христа, Кентербери (Великобритания); XII в.); Canterbury Е.42 (Церковь Христа, Кентербери (Великобритания); ок. 1128 г.). Греческая: Jerusalem 1 (olim S. Sepulchri Gr.) (библиотека Иерусалимского патриарха; X в.). 674 Мы ограничились здесь переводом латинской версии 675 . Перевод (латинская версия) 1 . Если древние образцы (exempla) веры 676 , свидетельствующие о милости Божьей и ведущие к совершенству человека, были записаны для того, чтобы при чтении о тех делах 677 Бог прославлялся и человек ободрялся, отчего не рассказать подробно и о новых примерах, равно подходящих для обеих целей? 678 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

663 Thümmel H. Kreuz, Reliquien und Bilder im Zeremonienbuch des Konstantins Porphyro- gennetos//Byzantinische Forschungen. 1992. Vol. 18, p. 119–126, esp. 123–124. 664 As we leam from the Typikon of the Pantokrator monastery in Constantinople, where the Jerosolimitan akolouthiai are described as a feature of the churches inside the Great Palace: Дмитревский А. Описание литургических рукописей. Киев, 895. Т. I, с. 678–679. 665 See now Flusin В. Didascalie de Constantin Stilbès sur le Mandylion et la sainte tuile (BHG 796m)//Revue des etudes byzantines. 1997. Vol. 55, p. 53–79. 668 Texted, by CiggaarK. N. Une description de Constantinople traduite par un pèlerin anglais 11 Revue des études byzantines. 1976. Vol. 34, p. 211–267, esp. 245: «vestimentum sanctae Mariae genitricis Dei, velamen eius». 669 Text transl. by Ehrhard M. Le livre du Pèlerin d’Antoine de Novgorod//Romania. 1932. Vol. 58, p. 44–65, esp. 57. 670 Text ed. by Heisenberg A. Nikolaos Mesarites. Die Palastrevolution des Johannes Comnenus. Würzburg, 1907, p. 29–31. 672 Riant, Exuviae... p. 211: «collarium ferreum, quo astrictum fuit collum eius dum flagellaretur, ad columnam ligatus». 674 Ibidem, p. 217: “Clavi, ad minus duo, abscisa transcuspide unius, quod in Gallia, apud Sanctum Dionysium, ex dono Karoli regis, reverentissime habetur; tercius, inquam, cum tenaliis quibus devotissime Nichodemus, cum Ioseph, corpus Domini Ihesu avulsit de ligno, in capella regis lerusalem, cum corpora ipsius Ioseph, habetur”. 675 Mayer H. E. Die Hofkapelle der König von Jerusalem//Deutsches Archiv für die Erforschungdes Mittelalters. 1988. Vol. 44, p. 489–509, esp. 494–495. 676 Janin, Les églises... p. 426; cf. also Cirac S. Tres monasteries de Constantinopla visitados por Espanoles en el ano 1403//Revue des études byzantines. 1961. Vol. 19, p. 358–381, esp. 372. 677 Riant, Exuviae... p. 233–234. According to the same text, the relic was destroyed by the Crusaders since it demonstrated that the Latin usage of unleavened bread in the liturgy; cf. Papadopoulos-Kerameus A. Documents pour servir a l’histoire de la IVe croisade//Revue de l’Orient latin. 1893. Vol. 1, p. 551–555.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опубликованные Похвальные слова К. А.: свт. Афанасию, еп. Адрамиттийскому (BHG, N 192), мч. Варвару (BHG, N 220), имп. Константину I Великому (BHG, N 368), вмч. Димитрию (BHG, N 540-542), прав. Евдокиму (BHG, N 606), св. Евфросинии Младшей (BHG, N 627b; ранее считалось Похвальным словом прп. Евфросинии Александрийской - BHG, N 626m), мученикам Флору и Лавру (BHG, N 664m), прп. Герасиму Иорданскому (BHG, N 696), прп. Иоанну Дамаскину (BHG, N 885), св. Иоанну Милостивому Новому (BHG, N 889n), мч. Трипольскому Леонтию (BHG, N 987), свт. Митрофану I, еп. К-польскому (BHG, N 1278z), мученикам Никомидийским Аниките и Фотию (BHG, N 1544f), мц. Феодосии К-польской (BHG, N 1774), мц. Ореозиле (BHG, N 2180), прп. Фомаиде Лесбосской (BHG, N 2457), сщмч. Зотику Сиропитателю (BHG, N 2480). Неопубликованные Похвальные слова К. А. ( Delehaye. 1933. P. 264-270; Epistole. 1991. P. 19-25): Евплу, сщмч. Катанскому (BHG, N 630p; Ambros. H. 81 sup.), Неофиту, мч. Никейскому (BHG, N 1326d; там же), мч. Никифору (BHG, N 1334d; там же), Пантелеимону, вмч. Никомидийскому (BHG, N 1418b; там же), Прокопию, мч. Кесарийскому (BHG, N 1582c; там же), прп. Сампсону Странноприимцу (BHG, N 1615d; там же), Феодоту, мч. Анкирскому (BHG, N 1783m; там же), Епихарии, мц. Римской (BHG, N 2124; там же), вмч. Георгию (BHG, N 684a; Par. gr. 976), ап. Иоанну Богослову (BHG, N 932c; Lesb. Leim. 86), вмц. Параскеве (BHG, N 1420x; Hieros. Patr. 40), прп. Ирине, игум. Хрисовалантской (BHG, N 954d; там же). В числе других религ. сочинений К. А.- неопубликованная повесть об образе Христа Антифонита (BHG, N 797f; Ambros. H. 81 sup.), повесть о чуде вмч. Феодора Тирона (BHG, N 1765n), повесть о праотце Иосифе (BHG, N 2201u), речь на обновление храма Воскресения Христова (BHG, N 809g), духовная поэзия (стихи к Пресв. Богородице с именем автора в акростихе, стихи против сатаны). Светское лит. наследие К. А. включает басни, краткие риторические сочинения (сравнения, экфразы, философские зарисовки), 2 завещания, а также компилятивную хронику, охватывающую события римской и визант. истории до отвоевания К-поля Михаилом VIII Палеологом в 1261 г. (Vindob. Hist. gr. 99. Fol. 15-35).

http://pravenc.ru/text/2057058.html

Софии К-польской хранилась скамья, на к-рой сидел И. Б., создавая свои сочинения (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 440). Помимо большого количества редакций апокрифических Деяний И. Б. и сказаний о его кончине (BHG, N 899-918h) сохранилось много посвященных ему произведений визант. авторов и отцов Церкви: сказание Климента Александрийского (II-III вв.) об обращении разбойника (BHG, N 918p), Речь Феодота Анкирского (IV в.) (BHG, 932p), Речь свт. Кирилла , архиеп. Александрийского (IV-V вв.) (BHG, N 932m), Речь на Апокалипсис Неофита (BHG, 932n), 3 анонимных Послания на Апокалипсис (BHG, N 922i - N 922k, одно приписывается свт. Иоанну Златоусту - BHG, N 922k), Речь свт. Прокла , еп. К-польского (V в.), иногда приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 924), Речь, приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 925g), 2 Похвальных слова, приписываемые свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 926-927, 932b), 2 анонимных Похвальных слова (BHG, N 928, N 932h), Сказание Космы Индикоплова (VI в.) (919с), отрывки из Похвального слова свт. Софрония I , патриарха Иерусалимского (VII в.) (BHG, N 925-925b), краткое Житие того же автора (BHG, N 919d), комментарий прп. Симеона Метафраста (X в.) на Сказание Климента Александрийского (BHG, N 919-919b), Речь Симеона Логофета (X в.) (BHG, N 932g), Послание Михаила Глики (XII в.) на смерть И. Б. (BHG, N 920), Послание того же автора на Апокалипсис (BHG, N 920x - 922h), Похвальные слова свт. Иоанна Златоуста (BHG, 932f), свт. Андрея Критского (VIII в.) (BHG, N 932j), прп. Феодора Студита (VIII-IX вв.) (BHG, N 929), Никиты Давида Пафлагона (IX-X вв.) (BHG, 930), Прокопия Диакона (IX-X вв.) (BHG, N 932d), Никифора Влеммида (XIII в.) (BHG, N 931), Константина Акрополита (XIII-XIV вв.) (BHG, N 932), Макария Хрисокефала, митр. Филадельфийского (XIV в.) (BHG, N 932), Гомилия свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (XIII-XIV вв.) (BHG, N 932a), Пролог к путешествиям Никиты Фессалоникийского (BHG, N 918n), отрывки из Похвальных слов (BHG, N 932q), Чудо на о-ве Крит в 1552 г. Николая Малакса (XVI в.) (BHG, N 932t). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 171-172; Keil J., H ö rmann H. Die Johanneskirche//Forschungen in Ephesos/Hrsg. A Bammer, W. Alzinger. Vienna, 1951. Bd. 4. H. 3. S. 21-24; Janin. Églises et monastères. P. 264-270; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OriensChr. 1970. Bd. 54. S. 203; Spadafora F. Giovanni Evangelista: (Tradizione e Culto)//BiblSS. Vol. 6. Col. 785-790; Foss C. Ephesus after Antiquity. Camb., 1979; Ephesus//ODB. Vol. 1. P. 706; Aubert R. Jean (1)//DHGE. T. 26. Col. 1144-1151.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

В завершение обзора источников мы приведем также краткие сведения об изданиях основных богословских сочинений отцов-иконопочитателей, в контексте теории которых рассматривается информация, полученная при анализе житий. Таблица 1 BHG Имя святого BHG 1335 Игнатий Диакон 828–846 BHG 711 Игнатий Диакон вскоре после 842 BHG 2145 Евфимий Сардский BHG 1787z 823–832 BHG 936 Иоанникий Великий вскоре после 846 BHG 935 Иоанникий Великий Савва монах 50 гг. IX BHG 2364, 2365 Петр Атройский Савва монах 858–65 BHG 1341 Никита Мидикийский Феостирикт 829–845 BHG 142, 143 Антоний Новый аноним, возможно студит вскоре после 865 VA, VA2 BHG 2163 Георгий Митиленский аноним вторая половина IXX BHG 494 Давид, Симеон и Георгий аноним BHG 645 Евстратий Агаврский аноним после 900 BHG 896 Иоанн Психаит аноним BHG 1003 Макарий Пелекитский Савва, игумен пелекитский вторая половина IX BHG 1278 аноним вторая половина IXX BHG 1296 Михаил Синкелл аноним, насельник монастыря Хоры вторая четверть IX BHG 1342E Никита патрикий аноним, насельник монастыря Катесия середина IX BHG 1365 Николай Студит первая четверть Х BHG 1583 Прокопий Декаполит аноним BHG 1754 Михаил монах первая четверть Х BHG 1755d аноним первая четверть– середина Х BHG 1755 Феодор Дафнопат середина Х BHG 1731 императрица Феодора аноним конец IX BHG 2451 Феофилакт Никомедийский Феофилакт BHG 2452 Феофилакт Никомедийский аноним Игнатий Диакон – византийский грамматик, поэт, агиограф и эпистолограф, сведения о жизни которого рассеяны по разным текстам. Известно, что он был хранителем священных сосудов Великой Церкви Константинополя, потом занимал кафедру митрополита Никейского. Часть жизни Игнатий провел в монашеских подвигах 88 . Сообщение самого Игнатия о том, что будущий патриарх Тарасий учил его правилам стихосложения, позволило В. Г. Васильевскому считать 770 г. примерной датой рождения грамматика. Г. Макрис, толкуя это сообщение в смысле учительства через чтение трудов Тарасия, отнес рождение Игнатия примерно к 795 г., а смерть датировал временем вскоре после 870 г. 89 Д. Е. Афиногенов указывает, что писатель родился не позднее 790 г. 90 Даже если верной является более ранняя дата рождения, Игнатий дожил по крайней мере до 847 г., в котором состоялось перенесение мощей патриарха Никифора. В честь этого события Игнатием был написан канон. Игнатий мог быть свидетелем возрождения иконопочитания после Вселенского собора, был очевидцем новой волны иконоборчества и его окончательного поражения. В житии патриарха Никифора писатель говорит о собственной причастности к ереси в некий период жизни и приносит в этом глубокое покаяние 91 . В сохранившихся трудах он выступает как автор-иконопочитатель.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

В К-поле существовало не менее 36 храмов и мон-рей во имя Иоанна Предтечи, самые известные из которых - мон-ри Студийский, Липса, Петра, церкви в Евдоме и Сфоракии. Агиографические сочинения, посвященные И. П. В честь И. П. было составлено значительное число агиографических сочинений (более 30: BHG, N 831-867m). Среди них большое количество апокрифических Житий (Passio; BHG, N 831-835; 837c - 838d); авторство многих не установлено, однако существуют Жития, приписываемые ап. Иоанну Марку (BHG, N 834) и Евриппу, ученику И. П. (BHG, N 833e). Автором ряда сочинений, посвященных И. П., считается прп. Симеон Метафраст (X в.; BHG, N 835-837e). Самые ранние рукописи, содержащие Житие святого, датируются IX-X вв. Кроме того, к агиографическому циклу в честь И. П. относятся Сказания и Речи об обретении и перенесении мощей: об обретениях главы, приписываемые преподобным Симеону Метафрасту (BHG, N 840), Феодору Студиту (BHG, N 841, 842) и др. (BHG, N 839, 842a, 842d, 848k, 858z, 861u); об обретении десницы авторства Феодора Дафнопата (BHG, N 849). Сохранилось также много Речей в честь праздников, посвященных И. П., похвальных слов и гомилий. Из них более 20 приписывается свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 842v, 843k, 843n, 843t, 843v, 847c, 847i - 848d и др.). Среди др. известных авторов этих сочинений можно назвать Василия , архиеп. Селевкии Исаврийской (V в.; BHG, N 862), свт. Андрея , архиеп. Критского (VII-VIII вв., BHG, N 861, 862m), Иоанна Ксифилина (Младшего) (XI в.; BHG, N 843x), К-польских патриархов Германа II (1223-1240; BHG, N 843y) и Иоанна XIII Глику (1315-1319; BHG, N 847e), Фому Магистра (XIII-XIV вв.; BHG, N 843c), свт. Григория Паламу (ок. 1296-1357; BHG, N 846), имп. Мануила II Палеолога (1391-1425; BHG, N 865v) и др. Кроме того, существуют агиографические сочинения, посвященные И. П., с необычной тематикой, напр. гомилия о сошествии И. П. во ад, приписываемая Евсевию , еп. Александрийскому, или Евсевию , еп. Эмесскому. Помимо агиографических сочинений, непосредственно посвященных И. П., святой и его чудеса часто упоминаются в др. произведениях этого жанра, напр. в «Луге духовном» Иоанна Мосха (PG. 87. Col. 2852-2853). Чудеса совершались как в поствизант. период (напр., спасение мон-ря прп. Дионисия на Афоне от разграбления пиратами или чудо на о-ве Хиос (1740), когда в праздник Собора Иоанна Предтечи обрушившейся крышей были задавлены турки, к-рые хотели превратить в мечеть церковь, посвященную святому), так и в наст. время - одному из соборных старцев Иверского мон-ря, запретившему Паисию Святогорцу построить каливу в овраге близ скита св. Иоанна Предтечи, ночью явился И. П. и избил его, о чем старец поведал братии ( Исаак, иером. Житие Старца Паисия Святогорца. М., 2006. С. 182-183). Праздники в честь И. П.

http://pravenc.ru/text/471450.html

IX - нач. Х в. датируются Похвальные слова Н. Георгия Хартофилака (BHG, N 1364b), имп. Льва VI Мудрого (BHG , N 1363), Никиты Давида Пафлагона (BHG , N 1364d). Все они основаны на Житии Михаила и Praxis de stratelatis. До XI в. написан анонимный Энкомий (BHG, N 1364е), в его тексте использован также Энкомий Мефодия, а в рукописях XII в.- Энкомий, приписываемый Феофану Керамевсу (BHG, N 1364а). Ок. 1200 г. на Кипре прп. Неофитом Затворником был написан Encomium Neophyti (Энкомий Неофита) (BHG, N 1364); он основывался, вероятно, на каком-то несохранившемся Житии Н., к к-рому добавлен краткий пересказ большого количества чудес, в т. ч. из др. источников неизвестных. К поздневизант. времени принадлежат Энкомий Николая Кавасилы (BHG, N 1364g) и анонимные Энкомии из Ath. Iber. gr. 507, XIV в. (BHG, N 1364m); Vat. Ottob. gr. 312, XV в. (BHG, N 1364h) и Marc. I. 605, XV в. (BHG, N 1364n): они основаны преимущественно на метафрастовском Житии. В XVI в. появляются тексты о Н. на новогреч. языке: Житие Дамаскина Студита (впервые описан эпизод с пощечиной Арию), энкомии Нафанаила-Нила Верта (BHG, N 1364k), Варлаама (BHG, N 1364p) и анонимный Энкомий из Bodl. Auct. E 5. 15, XVI в. (BHG, 1364i). В поздневизант. период появляются и стихотворные агиографические произведения о Н. Мануил Фил написал стихотворные прологи к энкомиям Андрея Критского и Льва VI Мудрого (BHG, N 1361z, 1362z), Никифор Каллист Ксанфопул - метрическое переложение чудес Н. Неизвестные авторы составили также Житие Н. в додекасиллабах (BHG, N 1350m) и стихотворение о нем (BHG, N 1364z). «Деяние о стратилатах» Деяние о стратилатах. Витраж ц. Сент-Этьен в Бурже. XIII в. Деяние о стратилатах. Витраж ц. Сент-Этьен в Бурже. XIII в. Имп. Константин I Великий послал для усмирения бунта во Фригии, в военном поселении тайфалов (древнегерм. племя), троих военачальников (стратилатов) - Непоциана, Урса и Герпилиона - с отрядом. Войско отплыло из К-поля, но сильный шторм вынудил корабли пристать в Андриаке - гавани г . Миры Ликийские.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Пророки Захария и Даниил. Икона. 60-70-е гг. XVI в. (ЯИАМЗ) Пророки Захария и Даниил. Икона. 60-70-е гг. XVI в. (ЯИАМЗ) Последование Д., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: тропарь 2-го гласа Μεγλα τ τς πστεως κατορθματα (      ), общий для Д. и 3 отроков; кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь» Καθαρθεσα Πνεματι καθαρ σου καρδα (          ); кондак 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, общий для Д. и 3 отроков, Χειργραφον εκνα μ σεβασθντες (        ; иногда этот кондак трактуется как относящийся только к 3 отрокам); канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, творение Феофана, с акростихом Σοφν Δανιλ σμασιν περιστφω (        ), ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Στερ εεργτα το παντς τν γαθν ατιος (          ); 2 самогласна, цикл из 3 стихир-подобнов; светилен. В греч. печатной Минее присутствуют также 2 цикла стихир-подобнов (по слав. рукописям известен один из них). В рукописях встречаются др. каноны Д.: канон Д. и 3 отроков 1-го гласа, творение Мефодия, с длинным акростихом, образованным не по одной, а по неск. начальным буквам тропарей канона (нач.: Θοινιχθεημεν χελη γεσει τν θεων - Мы обагрили губы вкусом божественных), ирмос: Εσωσε λαν θαυματουργν δεσπτης (        ), нач.: Θς πνεμα πατροπροβλτως βλσαν (Свет, просиявший Отчеисходно Дух Христов); канон Д. и 3 отроков 4-го гласа с акростихом Υμνοις Δανιλ τν προφτην δοξσω. Ιωσφ (Песнями Даниила пророка прославлю. Иосиф), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Υμνοντα τν νδοξον κα φωταυγ σου πανγυριν (Поющего славный и световодящий твой праздник); канон предпразднства Рождества Христова, Д. и 3 отроков плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, с именем Георгий в богородичнах, ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Η προαστρπτουσα αγλη τς το Χριστο π γς λεσεως (Предсияющее сияние Христова на землю пришествия) (AHG. T. 4. P. 342-361, 385-394). А. А. Лукашевич Почитание в Византии Д. посвящено неск. богословских и агиографических текстов визант. авторов (BHG, N 484v-488n). Основные сочинения: Комментарии на Книгу пророка Даниила Феодорита Кирского (BHG, N 484v), Житие Д., составленное Дорофеем (BHG, N 484w), Житие Д., приписываемое свт. Афанасию I Великому, патриарху Александрийскому (BHG, N 484z), комментарии на Книгу пророка Даниила прп. Симеона Метафраста (BHG, N 485; PG. 115. Col. 372-404), Слово прп. Ефрема Сирина (BHG, N 486), Слово, приписываемое свт. Кириллу, архиеп. Александрийскому (BHG, N 487), Слово Евстафия Солунского (BHG, N 488), Слово Михаила Монаха (Студита) (BHG, N 488a), Похвальное слово Никиты Пафлагона (BHG, N 488b), Слово Астерия Амасийского (BHG, N 488c), 3 Слова свт. Иоанна Златоуста, патриарха К-польского (BHG, N 488f; Ibid. N 488i - 488k), Слово Германа II, патриарха К-польского (BHG, N 488g), Гомилия Нила, патриарха К-польского (BHG, N 488h), Слово о Д. и Аввакуме прп. Симеона Нового Богослова (BHG, N 488m).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Полное издание и историко-филологический анализ гомилий Л. М. был осуществлен Т. Антонопулу ( Antonopoulou. 1997; Homiliae. 2008; список предшествующих изданий и переводов см. в: Antonopoulou. 1997. P. 28-33). Известные гомилии Л. М.: гомилия 1 на Благовещение Пресв. Богородицы (Homiliae. 2008. P. 4-11; BHG, N 1118p); гомилия 2 на Вход Господень в Иерусалим (Homiliae. 2008. P. 12-26); гомилия 3 на Положение во гроб (ibid. P. 28-41; BHG, N 451v); гомилия 4 на Воскресение Христово (Homiliae. 2008. P. 42-59); гомилия 5 на Вознесение (ibid. P. 60-67); гомилия 6 на день Св. Троицы (ibid. 2008. P. 68-79); гомилия 7 на день Св. Духа (ibid. P. 80-101), значительная часть к-рой представляет собой силлогистическое опровержение догмата Западной Церкви о Filioque (ibid. P. 91-94), вероятно, гомилии 6-7 созданы в 892 г. ( Antonopoulou. 1997. P. 54-56); гомилия 8 на день Всех святых (Homiliae. 2008. P. 103-122; BHG, N 1616); гомилия 9 - похвальное слово ап. Павлу (Homiliae. 2008. P. 123-143; BHG, N 1462); гомилия 10 на Преображение Господне (Homiliae. 2008. P. 144-159; BHG, N 1998t); гомилия 11 на Преображение Господне (Homiliae. 2008. P. 160-164; BHG, N 1996k); гомилия 12 на Успение Пресв. Богородицы (Homiliae. 2008. P. 166-179; BHG, N 1113); гомилия 13 на Усекновение главы Иоанна Предтечи (Homiliae. 2008. P. 180-193; BHG, N 863); гомилия 14 «Надгробная речь к тем, от чьих чресл мы пришли в жизнь» (Homiliae. 2008. P. 194-218); гомилия 15 на Рождество Пресв. Богородицы (ibid. P. 220-231; BHG, N 1084); гомилия 16 на Воздвижение Честного Креста (Homiliae. 2008. P. 232-241; BHG, N 435); гомилия 17 - энкомий вмч. Димитрию Солунскому (Homiliae. 2008. P. 242-257; BHG, N 536); гомилия 18 - краткая речь в честь вмч. Димитрия Солунского (Homiliae. 2008. P. 258-261; BHG, N 537); гомилия 19 на освящение храма вмч. Димитрия Солунского в имп. дворце (Homiliae. 2008. P. 262-265; BHG, N 538; Magdalino. 1990); гомилия 20 на Введение во храм Пресв. Богородицы (Homiliae. 2008. P. 266-276; BHG, N 1146); гомилия 21 - энкомий свт.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010