Текстов, посвященных отдельно Г., в визант. лит-ре 2: энкомий и рассказ о чуде Г. мон. Луки Адиалипта (XII в.) (BHG, N 2158-2159). Г. также посвящено небольшое приложение к тексту о чудесах арх. Михаила Пантолеона Диакона (IX в.) (BHG, N 1287). Обычно Г. фигурирует в агиографических источниках совместно с арх. Михаилом (BHG, N 1290y - 1294c). Подробнее об источниках см. в ст. Михаил, арх. Кроме того, Г. упомянут в текстах, посвященных ангелам (BHG, 123z - 129q). Память Г. в календаре сиро-маронитской церкви помещена под 26 марта. В копт. календаре его память значится под 30 дек. и 30 марта. В католич. и в греч. правосл. Церквах память Г. отмечалась 26 марта. Во мн. храмах, преимущественно в Испании, празднование ему совершалось еще 18 марта. Однако в 1921 г. папа римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Сейчас память Г. отмечается в один день с архангелами Михаилом и Рафаилом - 29 сент. Лат. лит. традиция не имеет текстов, непосредственно посвященных Г. Он упомянут в «Списках Медиоланских святых» ( Goffredo da Bussero . Liber Notitiae sanctorum Mediolani. Mil., 1917. P. 138-139) (BHL, N 9035 p). Г. вместе с арх. Михаилом изображается в качестве стража на входе в храм. В католич. традиции Г. считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п. В исламе образ Г. воспринят из иудейской и христ. традиций. В Коране Джабраил (или Джибрил) считается ангелом, наиболее приближенным к Аллаху, главным среди 4 ангелов (Микал, Исраил, Исрафил), покровителем прор. Мухаммада (2. 97 (91) - 98 (92); 66. 4). Послекораническое предание называет Г. духом-посредником, передавшим Коран Мухаммаду. По др. версии, первые откровения пророку передавал др. ангел, а Г. стал являться ему уже после фатры (перерыва в откровениях). Источники: ActaSS. Mart. T. 3. P. 607-611. Литература: DACL. Vol. 6. Col. 10-29; BiblSS. Vol. 5. Col. 1326-1336; Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 64-65. О. Н. Афиногенова, О. В. Лосева Почитание в Древней Руси Г., по всей видимости, первоначально считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи в ст. 1037 г. сделана вставка о построении Ярославом Мудрым на Золотых воротах ц. в честь Благовещения с целью «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и архангела Г.» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 139). Об этой же церкви митр. Иларион пишет: «Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ онои бо: «Радуися, обрадованаа! Господь с тобою!», къ граду же: «Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!»» (БЛДР. Т. 1. С. 50).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

546-548; Noegel S. B., Wheeler B. M. Historical Dictionary of Prophets in Islam and Judaism. L., 2002; Webb G. Michael//Encyclopedia of the Qur " a  n. Leiden; Boston, 2003. Vol. 3. P. 388-389; Charles J. D. The Angels under Reserve in 2 Peter and Jude//BBR. 2005. Vol. 15. N 1. P. 39-48; Elliott J. K., ed. The Apocryphal New Testament: A Collection of Apocryphal Christian Literature in an Engl. Transl. N. Y., 2005r; Everson D. L. A Brief Comparison of Targumic and Midrashic Angelological Traditions//Aramaic Studies. L., 2007. Vol. 5. N 1. P. 75-91; Kraus T. J. Angels in the Magical Papyri: The Classic Example of Michael, the Archangel//Angels: The Concept of Celestial Beings: Origins, Development and Reception. B.; N. Y., 2007. P. 611-627; Tuschling R. M. M. Angels and Orthodoxy: A Study in their Development in Syria and Palestine from the Qumran Texts to Ephrem the Syrian. Tüb., 2007; Bautch C. Putting Angels in Their Place: Developments in Second Temple Angelology//With Wisdom as a Robe: Qumran and other Jewish Studies in Honour of Ida Fröhlich/Ed. K. D. Dobos, M. Közhegy. Sheffield, 2009. P. 174-188; D ö rfel D. Michael//Das wissenschaftliche Bibelportal der Deutschen Bibelgesellschaft. www.bibelwissenschaft.de/stichwort/27133/[Электр. ресурс]; Cline R. Ancient Angels: Conceptualizing Angeloi in the Roman Empire. Leiden; Boston, 2011. Е. В. Барский В Византии В Византии был очень широко распространен культ чиноначальников (таксиархов, т. е. М. и Гавриила), им посвящено огромное количество мон-рей и храмов (напр., Дохиар (Афон)), их почитание отражено в лит. традиции (BHG, N 1290y - 1294c). Наиболее известное агиографическое произведение, посвященное М. и Гавриилу - «Чудо в Дохиаре» или «Повествование о чудесах великих чиноначальников Михаила и Гавриила в святой великой обители Дохиар на Святой Горе» (BHG, N 1290z). Также хорошо известен и издан с комментариями Энкомий архангелам Михаилу и Гавриилу Михаила Монаха ( Matantseva T. Éloge des archanges Michel et Gabriel par Michel le Moine (BHG, N 1294a)//JÖB.

http://pravenc.ru/text/2563460.html