Житие А. записано Мелетием Кесарийским (изд. в Афинах, 1862); служба А. и его сподвижникам прп. Евфимию из Димицаны и Игнатию из Ст. Загоры составлена Онуфрием Ивиритом и издана в Афинах в 1862 г. Память этих 3 мучеников совершается в их мартириуме, расположенном на территории скита Иоанна Предтечи (Иверский мон-рь). Также сохранилось и опубликовано в Афинах мон. Акакием Продромитом письмо А., написанное духовному отцу за 3 дня до мученической кончины. Ист.: Афонский Патерик. Май. Ч. 1. С. 393-401. Лит.: Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 55-56; Δουκκης. ΜΣ. Т. 5. Σ. 18-31; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 21. Архим. Георгий (Тертышников) Иконография А. изображается юным, без бороды, в монашеском одеянии (в рясе, мантии, схиме, с кукулем, лежащим на плечах). На житийной иконе «Святые Акакий, Игнатий и Евфимий» (1818; иконописец Досифей, мон. из Сербии) из скита Иоанна Крестителя Иверского мон-ря на Афоне А. представлен держащим икону «Воскресение Христово» в правой руке и пальмовую ветвь в левой. В левой части этой иконы - 5 клейм со сценами его жития: А. открыто исповедует христианство при дворе властителя; приведение А. к властителю; мучение в тюрьме; Причащение; отсечение головы. В 6-м клейме - перенесение мощей преподобномучеников А., Игнатия и Евфимия на Афон. Иконогр.: Treasures of Mount Athos. Thessal., 19972. Р. 194-195. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/63794.html

Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне) Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне) В нач. XVI в. икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом груз. работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов, на нижнем поле - вкладная надпись на груз. языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили [Кайхосро, атабаг Самцхе-Саатабаго, сын атабага Кваркваре], а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь» (пер. Н. Я. Марра, цит. по: Кондаков. 1902. С. 167). Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 166-167. Табл. XVII, 2; Steppan T. Überlegungen zur Ikone der Panhagia Portaitissa im Kloster Iwiron am Berg Athos//Sinnbild und Abbild: Zur Funktion des Bildes. Innsbruck, 1994. Bd. 1. S. 23-49; Паттерсон-Шевченко Н. Иконы в литургии//Восточнохрист. храм: Литургия и искусство/Ред.-сост.: А. М. Лидов. СПб., 1994. С. 36-54; Евсеева Л. М., Шведова М. М. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» и проблема подобия в иконописи//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336-362; Vokotopoulos P. L. Note sur l " icône de la Vierge Portaitissa//Zograf. Beograd, 1996. Vol. 25. P. 28; idem. Η εκνα τς Παναγας Πορτατισσας τς Ιερς Μονς Ιβρων//Αγιον Ορος. Θεσσαλονκη, 2001. Τ. 1: Θση-Λατρεα-Τχνη. Σ. 83-88.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Хрестоматия. 1946. Т. 1. C. 180-214; То же//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 101-207; Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 313-331; Георгий Мтацмидели (Святогорец), прп. Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105; он же. То же, загл. изм.: Житие Блаженных Отцов наших Иоване и Эптвиме и известие достойного жительства их, написанное убогим Гиорги иеромонахом/Пер. с древнегруз.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1995. 34. С. 357-374; 1996. 35. С. 281-301; Василий Багратисдзе. Житие Евфимия Святогорца [синаксарная ред.]//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340; Аристакес Ластиверци. Повествование вардапета Аристакеса Ластиверци/Пер. с древнеарм.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 19, 20, 64-67; Actes de Lavra. Р., 1970. Vol. 1. P. 19, 41-45; Греческое «Житие» Иоанна, Евфимия и Георгия Афонцев/Греч. текст, груз. пер.: М. Мачханели. Тбилиси, 1982. С. 74-120 (на груз. яз.); Acte de donation [N 6]//Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Ed. J. Lefort, H. Métrévéli et al. P. 135-140; Acte de donation [N 11]//Ibid. P. 172-175; Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Под ред. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.); La vie de Jean et Euthyme/Trad. B. Martin-Hisard// Martin-Hisard B. La vie de Jean et Euthyme et le statut du monastère des ibères sur l " Athos//REB. 1991. Vol. 49. P. 85-142; Бердзенишвили Н. Агапы Афонского Иверского мон-ря. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.). Лит.: Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1900. Vol. 2. P. 147; Lefort J. Histoire du monastère d " Iviron des origines jusqu " au milieu du XIe siècle//Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Ed. J. Lefort, H. Métrévéli et al. P. 5-10, 15-23, 30, 32-38; Martin-Hisard B. La vie de Jean et Euthyme et le statut du monastère des ibères sur l " Athos//REB. 1991. N 49. P. 67-142. Н. Т.-М. Гимнография И. С. посвящены 2 гимнографических канона и неск.

http://pravenc.ru/text/471496.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ УЛУМБОЙСКИЙ [груз. ] (IX в.), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. 3 мая). Впервые преподобные А. и Михаил Улумбойский упоминаются в груз. синаксаре иерусалимского происхождения XI в. (Jér. 24-25) под 3 мая как основатели мон-ря Улумбо (М. Азия, южнее совр. г. Бурсы, Турция). В житии прп. Илариона Чудотворца , описывающем мон-рь Улумбо, эти сведения косвенно подтверждаются. Синаксарь также указывает, что преподобные первыми принесли в резиденцию груз. Католикоса в Мцхете весть о постановлении Иерусалимского Собора сер. IX в. под председательством Патриарха Иерусалимского Сергия I о разрешении Грузинской Церкви приготовлять и освящать св. миро. На основании жития прп. Григория Хандзойского , где говорится, что «учителю Григолу» из мон-ря св. Саввы (Палестина) прислали письмо его ученики, «Арсен негодный» и «Микел немощный», П. Ингороква делает предположение, что этими учениками могли быть А. и Михаил, к-рые приняли постриг в Грузии, затем уехали в Палестину, после чего оказались в Улумбо. Ист.: Catalogue des manuscrits géorgiens de la bibliothèque du Patriarcat grec à Jérusalem/par R. P. Blake//ROC. 3 Sér. 1922/1923. Т. 3 (23). 3/4. P. 61-62; Catalogue des manuscrits géorgiens de la bibliothèque de la lavre d " Iviron du mont Athos//Ibid. 1922/1923. Т. 8 (28). 3/4. Р. 23; // /. . , 1961. Т. 1. С. 302-303; // . , 1967. Т. 2. С. 19-20; 1971. Т. 3. С. 226-232; 1968. Т. 4. С. 357. Лит.: Марр Н. Я. Исторический очерк Грузинской Церкви с древнейших времен: К вопросу об автокефалии Груз. Церкви: Докл. 01.12.1906. [На Предсоборном совещании]//ЦВед. 1907. 3. С. 107-142; . . , 1954. С. 350; . . , 1980. Т. 2. С. 180-181. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским)

http://pravenc.ru/text/76322.html

7. Литургические сборники: Великий Синаксарь в переводе прп. Георгия Святогорца (Ath. Iver. georg. 30) переписан в 1071 г. в И. м.; Ирмологии (Ath. Iver. georg. 85, XI в. и Ath. Iver. georg. 86, XIV-XV вв.). О разнообразии и значимости иверской коллекции древнегрузинских рукописей см. также: Курцикидзе Ц. Афонская литературно-просветительская школа//ПЭ. Т. 13. С. 258-259. Лит.: Цагарели А. А. Каталог груз. рукописей и старопечатных книг Иверского мон-ря на Афоне, составлен в июне месяце 1883 г.// Он же. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1. Вып. 1. С. 69-96; Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1900. Vol. 2. P. 1-279; Blake R. P. Catalogue des manuscrits géorgiens de la Bibliothèque de la Laure d " Iviron au Mont Athos//ROC. Ser. 3. 1931/1932. Vol. 28. P. 289-361; idem. 1933/1934. Vol. 29. P. 114-159, 225-271; Илия (Шиолашвили), иером. История Иверского мон-ря на Афоне: Канд. дис./МДА. Загорск, 1960; Мачавариани Е. Иверский мон-рь на Афоне и груз. иллюстрированная книга X-XI вв.//Сабчота Хеловнеба (Сов. иск-во). 11. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Под ред. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.); Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна/Ред.: М. Шанидзе, З. Сарджвеладзе. Тбилиси, 1993. 2 т. (на груз. яз.); Метревели Е. П. Очерки из истории культурно-просветительского центра на Афоне. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Ιερ Μον Ιβρων: Κατλογος λληνικν χειρογρφων. Αγιον Ορος, 1998. Τ. 1; 2007. Τ. 11; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев, б-к, архивов Москвы и Подмосковья: Кат. выст., 17 мая - 4 июля 2004 г. М., 2004. В. И. Силогава Греческие лицевые рукописи С основания обители в ней существовал скрипторий и велась интенсивная переводческая деятельность. В нач. XI в. в нем работал мон. Феофан Ивирит, переписавший и украсивший 14 книг. Орнаментальные заставки и инициалы с изображениями животных, змей, рыб в рукописях Феофана (напр., в Гомилиях свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Ath. Iver. gr. 46, 1007 г.)) отличаются некоторым архаизмом и простотой исполнения, что типично для произведений монастырских скрипториев этого времени.

http://pravenc.ru/text/293365.html

С. 255-262; он же. Новое слово об Афоноиверской иконе Богоматери//ЧОЛДП. 1879. Март. С. 380-386; Сергий (Спасский), архим. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и ее списки в России. М., 1879; он же. Иверская икона Божией Матери на Афоне//ЧОЛДП. 1880. Июнь. С. 646-658; Bury J. B. Iveron and Our Lady of the Gate//Hermathena. Dublin, 1897. Т. 10. N 23. P. 71-86 [исслед.]; Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 94-105; Dawkins R. The Monks of Athos. L., 1936. Р. 257-271; Τ Αγιον Ορος νικητς το χρνου κα τς φθορς: Παναγα «Πορτατισσα», Ιερ Μον Ιβρων, Αγιον Ορος. Αθνα, 1997; Παζαρς Θ. Ν. Ιστρηση της θαυματουργικς λευσης της εικνας της Παναγας Πορτατισσας στη Μον Ιβρων//ΔXΑΕ. 1998. Περ. 4. Τ. 20. Σ. 385-398; Θεοφλακτος (Μαρινκης), ρχιμ. Θαυματουργς εκνες τς Παναγας στ Αγιον Ορος. Θεσσαλονκη, 20012. Σ. 155-217; Chryssochoidis K. The Portaitissa Icon at Iveron Monastery and the Cult of the Virgin on Mount Athos//Images of the Mother of God. Ashgate, 2005; Хрисанф, иером. Сыны Света: Воспоминания о старцах Афона. М., 2009. Согласно 1-й версии Сказания об И. и. («О Святогорском монастыре, зовомем Иверский, в нем же церковь Успение Пречистыя»), она принадлежала некоему богатому купцу (назван также «человеком от великих вельмож»), жившему в Трапезунде и имевшему единственного сына, не названного в тексте по имени. После смерти купца его имущество было расхищено приказчиками, воспользовавшимися малолетством наследника, к-рый сумел сохранить только семейную икону в драгоценном окладе. Отрок обратился к Богоматери с сетованием на опекунов, умоляя Ее защитить икону и его от житейских напастей. После этого он отправился в порт и с плачем и молитвой пустил икону по воде, а она поднялась в воздух и исчезла. Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря (не названного в тексте Иверским). Здесь ее увидел монастырский повар, пришедший за водой, и трижды пытался взять образ, но тот троекратно «отскочи от руку его».

http://pravenc.ru/text/293359.html

поэзии. Самые искусные лицевые рукописи XVI в. лишь повторяют визант. образцы или восходящие к ним произведения критских мастеров на миниатюрах с образами евангелистов в Евангелии-тетр (Ath. Cutl. 290, XVI в. Fol. 7r, 63r, 97r, 154r), появившемся в К. в авг. 1562 г., в 2 кодексах Евангелия-апракос (Ath. Cutl. 291, XVI в. (ок. 1576), и Ath. Cutl. 292, XVI в.). К образцам печатной графики с причудливым соединением вост. орнаментальных мотивов и имперской символики (двуглавый орел) восходят заставки Евангелия-апракос (Ath. Cutl. 293, ок. 1597), написанного в Москве «при державе царя Феодора» иером. Матфеем из Погонианы - протосинкеллом Великой ц., входившим в московский кружок греч. интеллектуалов архиеп. Арсения Елассонского и написавшим в рус. столице др. рукописи, ныне хранящиеся в различных б-ках и мон-рях. Благодаря активным греческо-рус. культурным связям в эпоху позднего средневековья в Россию попали нек-рые пергаменные рукописи из К., напр. вывезенная иером. Арсением Сухановым в 1654 г. Лествица, написанная на Синае (?) в 899 г. (ГИМ. Син. греч. 145), или Евангелие-тетр 999 г. письма мон. Николая (ГИМ. Муз. 3644). Иллюминация поздних рукописей являет пример причудливого синтеза различных художественных традиций: мотивов печатной гравюры в рукописном исполнении - в Служебнике (Ath. Cutl. 562м, (1657)), в т. ч. воспроизведение заставки из Апостола Ивана Фёдорова 1564 г. (Fol. 80), европ. барочной книжной орнаментики и средневек. «плетенки» - в Служебнике (Ath. Cutl. 531м, 1677) или вост. (турецких?) цветочных мотивов - в Евангелии-тетр (Ath. Cutl. 286, XVIII в.). Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004. С. 53, 226; Θησαυρο το Αγου Ορους Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1973. Τ. 1. Εικ. 295-403. Σ. 236-309, 451-470; Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: Греч. рукописи в России. М., 1977. С. 60-61, 100; Treasures of Mount Athos: Exib. cat. Thessal., 1997. Cat. 2.101, 2.108, 2.123, 2.130, 8.7, 11.35, 12.4, 18.20, 18.28, 21.15, 21.18; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья: Кат. М., 2004. С. 120, 131-134. Кат. II. 4, 7, 47; Τ οτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθνα, 2010. Σ. 295-314. Κατ. 7.1-7. 3. М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон

http://pravenc.ru/text/2462351.html

Соч.: Ответ старца Илариона г-ну Саломону// Антоний Святогорец, иером. Очерки жизни и подвигов старца иеросхим. Илариона Грузина. Джорд., 1985. С. 93-95. Ист.: Муравьёв А. Н. Письма с Востока в 1849-1850 гг. СПб., 1851. Т. 1. С. 290-292; Inventaire détaillé des manuscripts géorgiens du monastére d " Iviron, au mont Athos, rédigé, en 1836, par le pére Hilarion, confesseur de Salomon II, dernier roi d " Iméreth, а la demande de l " archim. Séraphin et traduit du géorgien par M. Brosset//Jurnal asiatique. Ser. 7. P., 1867. Vol. 9. P. 331-339; Макарий (Сушкин), архим. Дневник: Выписка// Антоний Святогорец, иером. Очерки. 1985. С. 74-78; Савва, иером. Письмо к Русинскому мон. Денасию//Там же. С. 68-73; он же. То же// Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы горы Афон. М., 2000. С. 609-614; Саломон П. И. Письмо о. Илариону// Антоний Святогорец, иером. Очерки. 1985. С. 92-93. Лит.: Калиновский А. Где правда?: История Афонского Иверского мон-ря. СПб., 1885. С. 44; Цагарели А. Каталог груз. рукописей и старопечатных книг Иверского мон-ря на Афоне: сост. в июне месяце 1883 г.// Он же. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1. Вып. 1. С. 1-16, 18; Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне. Тифлис, 1909. С. 202, 355, 402; Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Рукописи бывш. Церк. музея (Колл. А)/Ред.: К. С. Кекелидзе. Тбилиси, 1954. Т. 4 (сост.: К. Шарашидзе); Тбилиси, 1955. Т. 5 (сост.: Л. Кутателадзе) (на груз. яз.); Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 236-239; Антоний Святогорец, иером. Очерки. 1985; он же. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX в. Джорд., 1988. С. 31, 32; он же. Старец Иларион. Житие: подвиги и чудеса. М., 1991; Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы горы Афон. М., 2000. С. 317-331. В. И. Силогава Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/389217.html

Amand de Mendieta, E., Mount Athos the Garden of the Panagia (Berlin/Amsterdam, 1972). Athanasios the Athonite, First Life, ed. J. Noret, Corpus Christianorum Series Graeca 9 (Turnhout/Leuven, 1982). Bonsall, L., ‘The Benedictine Monastery of St Mary on Mount Athos’, Eastern Churches Review, 2:3 (1969), 262–7. Bryer, A., and Cunningham, M. (eds), Mount Athos and Byzantine Monasticism, Papers from the Twenty-eighth Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, March, 1994 (Aldershot, 1996). Byron, R., The Station. Athos: Treasures and Men (London, 1949). Dawkins, R. M., The Monks of Athos (London, 1936). della Dora, V., Imagining Mount Athos: Visions of a Holy Place from Homer to World War II (Charlottesville/London, 2011). Ebanoizde, M., and Wilkinson, J., Pilgrimage to Mount Athos, Constantinople and Jerusalem 1755–1759: Timothy Gabashvili, Georgian Studies on the Holy Land, vol. 1 (Richmond, 2001). Fennell, N., The Russians on Athos (Oxford/Bern, 2001). Gothóni, R., Paradise within Reach: Monasticism and Pilgrimage on Mt Athos (Helsinki, 1993). Grdzelidze, T., Georgian Monks on Mount Athos. Two Eleventh-Century Lives of the Hegoumenoi of Iviron (London, 2009). Kitromilides, P. M., Enlightenment, Nationalism, Orthodoxy: Studies in the Culture and Political Thought of South-eastern Europe, Variorum Collected Studies Series CS 453 (Aldershot, 1994). ––, An Orthodox Commonwealth: Symbolic Legacies and Cultural Encounters in Southeastern Europe, Variorum Collected Studies Series CS 891 (Aldershot, 2007). Loch, S., Athos: the Holy Mountain (London, 1957). Nikolaos (Hatzinikolaou), Metropolitan of Mesogaia, Mount Athos: The Highest Place on Earth (Athens, 2007). Plested, M., ‘Athos and the West: Benedictines, Crusaders, and Philosophers’, in Graham Speake (ed.), Friends of Mount Athos: Annual Report 2007 (2008), pp. 43–54. Riley, A., Athos or the Mountain of the Monks (London, 1887). Robinson, N. F., Monasticism in the Orthodox Churches (London/Milwaukee, 1916). Sherrard, P., Athos the Mountain of Silence (London, 1960); 2nd ed., Athos the Holy Mountain (London, 1982).

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

В 1967-1971 гг. должность хорепископа была вакантна, с 26 марта 1972 г. до 15 февр. 1978 г. обязанности хорепископа католикоса-патриарха исполнял митр. Цилканский Гаий (Гайоз) (Кератишвили). С 28 июля 1978 г. до 14 окт. 1980 г. хорепископом и управляющим М.-Т. е. был митр. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили); с 14 окт. 1980 г. до 21 окт. 1996 г.- митр. Батуми-Шемокмедский Константин (Меликидзе); с 21 окт. 1996 г. до 10 июня 2003 г.- митр. Руисско-Урбнисский Иов (Акиашвили); с 10 июня 2003 г. до 25 янв. 2005 г.- еп. Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе, в наст. время митрополит). Ныне М.-Т. е. возглавляет Католикос-Патриарх Илия II, к-рый имеет 3 хорепископов: митр. Ахалцихского и Тао-Кларджетского Феодора (Чуадзе; с 25 янв. 2005 управляет М.-Т. е.); еп. Бодбийского Иакова (Иакобишвили; с 9 мая 2010); митр. Сенакско-Чхороцкуского Шио (Муджири; с 15 авг. 2010). По состоянию на 1 янв. 2017 г. клир М.-Т. е. составляли 958 чел.: 3 схиархимандрита, 65 архимандритов, 2 схиигумена, 40 игуменов, 2 иеросхимонаха, 47 иеромонахов, 24 иеродиакона, 5 схимонахов, 85 монахов, 1 протопресвитер, 277 протоиереев, 157 иереев, 1 архидиакон, 1 протодиакон, 55 диаконов, 3 схиигумении, 15 игумений, 2 схимонахини, 173 монахини. Число клириков постоянно растет и на данный момент достигает 1 тыс. чел. Монастыри В М.-Т. е. в наст. время действуют 85 мон-рей (из них 17 - ставропигиальные) и ок. 180 церквей. Монастыри в Тбилиси и его окрестностях: ставропигиальный муж. мон-рь Самеба (во имя Св. Троицы) с кафедральным патриаршим собором Самеба (2002), жен. мон-рь в честь Преображения Господня в Авлабари (1821-1822), жен. мон-рь во имя св. прор. Илии в Грузинской Патриархии (1978), жен. мон-рь Дидубе в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (1992), жен. мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Авчале (1994), жен. мон-рь Цхнети в честь Успения Пресв. Богородицы (1996, с. Квемо-Цхнети), муж. мон-рь в честь Иверской иконы Божией Матери на горе Махата (2002), муж. мон-рь в честь Преображения Господня на горе Табори (2002) и др.; в Мцхете и ее окрестностях: муж. мон-рь Джвари с кафоликоном VI в., жен. мон-рь Антиохия во имя первомч. Стефана (сер. VI в.), жен. Ольгинский мон-рь (Ахалкалакури) (VI в.) с кафоликоном во имя вмц. Екатерины (XI-XII вв.), жен. мон-рь Самтавро во имя св. Нины (1820) с кафоликоном XI в. и др.; в муниципалитете Мцхета: муж. мон-рь Шиомгвиме (VI в.), муж. мон-рь Зедазени во имя прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.), мон-рь Бзиани (с. Ахалсопели) с кафоликоном VIII в., мон-рь Абулети с кафоликоном во имя вмч. Георгия XI в. (с. Сатовле), муж. мон-рь Бетаниа в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XI в.), жен. мон-рь Дзегви во имя прп. Георгия Святогорца (2001, с. Дзегви), ставропигиальный муж. мон-рь Цхваричамиа в честь Вознесения Господня (2003, с. Цхваричамиа) с кафоликоном Патара Сакдари (VIII-IX вв.) и др. Церкви

http://pravenc.ru/text/2564528.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010