Congregatio de institutione Catholica, Ordinationes Universitatis vel facultatis ad Const. apost. «Sapientia christiana» rite exsequendam, 29 aprilis 1979; in AAS 71(1979) 500–521. – Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis, 6 ianuarii 1970; in AAS 62(1970) 321–384. Ex Actis Ss. Oecumenici Concilii Vaticani II: Notificationes: Nota explicativa praevia, facta ab EXC. MO Secretario Generali SS. Concili in Congegatione Generali CXXIII die XVI nov. MCMLXIV; in AAS 57 (1965) 72–75. IOANNIS PAULI PP. II, Constitutio apostolica Spirituali militum cura qua nova canonica ordinantio pro spirituali militum cura datur, 21 aprilis 1986; in: AAS 78 (1986) 481–486. – Constitutio apostolica Sapientia christiana de studiorum Universitatibus et Facultatibus eccklesiasticis, 15 aprilis 1979; in: AAS 71 (1979) 469–499. – Adhortatio apostolica post-synodalis Christifideles laici ad episcopus, sacerdotes et diaconos atque ad religiosos viros ac mulieres omnesque christifideles laicos: de vocatione et missione laicorum in eccklesia et in mundo, 30 decembris 1988; in: AAS 81 (1989) 393–521. – Constitutio apostolica Pastor Bonus de curia romana, 28 iunii 1988; in: AAS 80 (1988) 841–930. – Adhortatio apostolica Familiaris Consortio ad episcopus, sacerdotes et christifideles totius eccklesiae catholicae de familiae chistianae muneribus in mundo huius temporis, 22 novembri 1981; in AAS 73 (1981) 81–191. IOANNIS PAULI PP. II, Epistula Novo incipiente ad universos Ecclesiae sacerdotes, adveniente Feria V in Cena Domini, 8 aprilis 1979; in: AAS 71 (1979) 393–417. PAULUS PP VI, Litterae apostolicae motu proprio datae Pro comperto sane quibus njnnulli episcopi dioecesani uti membra in sacras romanae Curiae Congegationes cooptantur, 6 augusti 1967; in: AAS 59 (1967), 881–884. – Constitutio apostolica Regimine Ecclesiae Universae de romana Curia, 15 augusti 1967; AAS 59 (1967), 885–928. – Constitutio apostolica Romano pontifici eligendo de Sede apostolica vacante deque electione romani Pontificis, 1 octobris 1975; AAS 67 (1975), 609–645.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) Библиография Сокращения СДЛ : (СобрД.Л.)=СобрДревнЛит=Собрание Древних Литургий Восточных и Западных (Приложение к «Христианскому чтению») 5 выпусков: 1871–1878. БТ : Богословские Труды, издание Московской Патриархии: ВорЛит: Воронов Л. , Литургия по Testamentum Domini nostri Jes.Chr., БТ-6: 207–219. УспАна : Успенский Н., Анафора, БТ-13: 40–147. AP 1: Appendix I (Приложение 1-е): Еврейские благословения: 107. AP 2 : Appendix II (Приложение 2-е): Невизантийские анафоры: 145. AP 3 : Appendix III (Приложение 3-е): Византийские анафоры: 175. Русские переводы древней литературы Didach é – Διδαχ – Учение Двенадцати Апостолов (I в.) Попов К. , Киев 1885; Карашев В. (греческо-русский текст) (ищи «перевод» гр. Льва Толстого) УспАна: БТ-13: 55 (см.ВорЛит) Traditio Apostolica – ПАπоστоλικ Παρδωσις – Апостольское предание (III в.) см. ниже: эфиопская редакция «Апостольских Постановлений» СДЛ-Ш:8 Бубуруз П., Апостольское Предание св. Ипполита Римского . Перевод с латинского и предисловие, БТ-5 (277–296: ос.284) УспАна: БТ-13: 63 (см. ВорЛит) Testamentum Domini – Завещание Господа нашего Iucyca Христа (II-V в.) (см. научн. издание сирийского текста с лат. перев. патриарха Ефрема Рахмани) ВорЛит: БТ-6: 216 УспАна: БТ-13: 63 Constitutiones Apostolorum – Διαταγα τν ΠAπoστλων – Апостольские Постановления (IV в.), Казань, 1864 (см. Funk FX, Didascalia et Constitutiones Apostolicae [научн. издан. параллельн. текстов]) Euchologium Serapionis – Евхологион Серапиона (IV в.) Дмитриевский А. (греч.-русский текст). УспАна: БТ-13: 75 Русская литература БТ –21 (1980): особенный номер посвященный св. Евхаристии Арранц М., Как молились Богу древние византийцы: Суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология Лен. Духовн. Акад. 1979. Арранц М., Историческое развитие Божественной Литургии, ЛДА 1978 Богдашевский Л., Тайная Вечеря Господа Нашего Иисуса Христа, Киев, 1906. Болотов В. , Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого , «Христ. Чтение», 1914, март, с. 286.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Craig S. Keener c Abodah Zarah " Abot R.Nat. " Abot de Rabbi Nathan (recensions A and B) Australian Biblical Review Achilles Tatius Achilles Tatius Clitophon and Leucippe Acts John Acts of John Acts Paul Acts of Paul ad loc. ad locum, at the place discussed Année épigraphique Aelian Aelian Nature of Animals (for epistles, see Alciphron in bibliography) Aelius Aristides Or. Aelius Aristides Oration to Rome Aeschylus Libation-Bearers Prometheus Bound Seven against Thebes Supp1. Suppliant Women Association for Jewish Studies Review Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament. Edited by J. B. Pritchard. 3d ed. Princeton, 1969 Ante-Nicene Fathers Aufstieg und Niedergang der römischen Welt: Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Edited by H. Temporini and W. Haase. Berlin, 1972– Antonius Diogenes The Wonders beyond Thüle Genesis Apocryphon Ap. Jas. Apocryphon of James Apoc. Ab. Apocalypse of Abraham Apoc. E1. Apocalypse of Elijah Apoc. Mos. Apocalypse of Moses Apoc. Pet. Apocalypse of Peter Apoc. Sear. Apocalypse of Sedrach Apoc. Zeph. Apocalypse of Zephaniah Apocr. Ezek. Apocryphon of Ezekiel Apocrit. Apocriticon (Porphyry, Against Christians) Apol1. Κ. Tyre The Story of Apollonius King of Tyre Apollonius of Rhodes Apollonius of Rhodes Argonautica Apos. Con. Apostolic Constitutions and Canons Appian Civil Wars Roman History Apuleius Metam. Apuleius Metamorphoses Aqhat Epic Aramaic c Arak. c Arakin Aratus Phaen. Aratus Phaenomena Aristophanes Aristophanes The Acharnians Lysistrata Aristotle The Eudemian Ethics Gen. Anim. Generation of Animals On the Heavens Concerning Memory and Recollection Meteorology The Nicomachean Ethics Parva naturalia The Poetics Politics Art of Rhetoric On the Soul Archives royales de Mari: Transcriptions et traductions Arrian Arrian Anabasis of Alexander Indica Artemidorus Onir. Artemidorus Daldianus Onirocritica As. Mos. Assumption of Moses Ascen. Isa. Martyrdom and Ascension of Isaiah 6–11 Athenaeus Deipn. Athenaeus Deipnosophists

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

I. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.) Раздел I. Мужи апостольские Мужами или Отцами апостольскими (pamres aposmolici) принято называть авторов древнейших (после священных книг Нового Завета) произведений церковной литературы, хотя не все они были непосредственными учениками Апостолов. До настоящего времени сохранились только немногие из таких произведений. Значительная часть их утеряна. Но и из сохранившихся памятников в нашем курсе рассматриваются далеко не все. Не подлежат изучению в курсе Патрологии апокрифические книги Ветхого и Нового Завета, другие апокрифы, произведения гностические и такие, как «Дидаскалия» (« Διδασκαλα», лат. «Didascalia») и «Постановления апостольские» (« Διαταγαι των αποστλων», лат. «Constitutiones Apostolorum»), имеющие большое значение для курсов истории Церкви, литургики и церковного права. В настоящем разделе будут рассмотрены только следующие произведения: 1 .    Послания к Коринфянам святого Климента Римского ; 2 .    Послания святого Игнатия Богоносца ; 3 .    Послание святого Поликарпа Смирнского ; 4 .    «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахи»); 5 .    Послание Варнавы; 6 .    «Пастырь» Ерма . Между всеми этими памятниками имеется много общего: содержание и форма их определяются одинаковыми условиями жизни Церкви того периода. Бывает довольно трудно установить точно время составления того или иного памятника. В таких случаях большое значение имеют данные, содержащиеся в его тексте: они позволяют определить хронологические границы периода, в который могло быть написано произведение: terminus a quo, то есть время, раньше которого памятник не мог быть составлен, и terminus ad quem, то есть время, после которого составление его не могло иметь места. Издание этих памятников началось с XVII века. На русском языке имеется их издание в переводе священника Петра Преображенского . Святой Климент епископ Римский Житие Святой Климент, по более или менее установленным данным, – третий, после Апостолов, епископ Римский, занимал кафедру с 92-го по 101-й год. Он проповедовал Евангелие не только в Италии, но и на юге Галлии. По приказанию императора Траяна был схвачен и отправлен на тяжёлые работы в каменоломнях Крыма, где продолжал апостольские труды – строил храмы, крестил ссыльных, за что был брошен с камнем на шее в Чёрное море. Мощи его были обретены и положены в храме святых двенадцати Апостолов в Херсонесе. Просветитель славян святой Кирилл перенёс часть их в Рим, а другую часть святой митрополит Михаил и святой князь Владимир положили в Десятинной церкви в Киеве. Во время татарского нашествия 1240 года мощи святого Климента погибли при пожаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

John Anthony McGuckin Greece, Orthodox Church of JAMES C. SKEDROS The Church of Greece is an autocephalous Orthodox Church headed by an arch­bishop (of Athens) and a holy synod, with jurisdiction over the majority of Orthodox Christians living in the modern state of Greece. Christianity in the Greek peninsula dates back to apostolic times and has its origin in the missionary activity of Apostle Paul. The very names of his New Testa­ment epistles attest to the earliest of the churches, such as those at Corinth, Thes- salonica, or Philippi. He preached at the Areopagus in Athens. Intermittent histori­cal references and limited archeological finds attest to the presence of Greek­speaking Christian communities on main­land Greece during the first three centuries of the universal church’s life. From the 4th through the early 8th centuries, Greece and its islands (Illyricum) were under the ecclesiastical authority of Rome, with the metropolitan of Thessaloniki serving as papal vicar for the region. From ca. 730 onwards, Greece came within the ecclesial orbit of the patriarchate of Con­stantinople and its cultural, linguistic, and liturgical identity became firmly rooted in the Eastern Christian tradition. During the medieval and Ottoman periods, the insti­tutional organization of Christianity in Greece remained under the auspices of Constantinople. AUTOCEPHALY AND THE YOUNG GREEK NATION, 1821–1852 The history of the Orthodox Church of Greece, as distinct from the patriarchate of Constantinople, begins with the estab­lishment of the Kingdom of Greece shortly after the declaration of Greek indepen­dence from Ottoman rule in 1821. The first constitution of revolutionary Greece (1822) identified “Hellenes” as “those who believe in Christ.” Important leaders of revolutionary Greece, among them Adamantios Koraes and Theokletos Pharmakides, argued that an independent Greek nation must also have an indepen­dent church free from the control of the patriarch of Constantinople, who lived at that time under Ottoman suzerainty.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

“What therefore God hath joined together, let no man put asunder:” Reflection on Same-Sex Ruling by United States Supreme Court Source: Eastern American Diocese of the Russian Orthodox Church Outside of Russia On Friday, June 26, 2015, the Supreme Court of the United States ruled same-sex marriage a constitutional right. The Diocesan Council of the Eastern American Diocese of the Russian Orthodox Church Outside of Russia discussed this ruling and issued a reflection at its summer session on June 30, which was chaired by His Eminence Hilarion, Metropolitan of Eastern America & New York, First Hierarch of the Russian Church Abroad, and attended by His Grace Nicholas, vicar Bishop of Manhattan, and members of the Diocesan Council. Beloved, I beg you as sojourners and pilgrims, abstain from fleshly lusts which war against the soul, having your conduct honorable among the Gentiles, that when they speak against you as evildoers, they may, by your good works which they observe, glorify God in the day of visitation. – I Peter 2:11-12 With the legalization of same-sex marriage by the Supreme Court of the United States on June 26, 2015, the situation facing Christians living in America grows more adverse. Our humanistic society makes plain its continued alignment against Christ and His Church. We see in this judicial decision a willingness by both the state and those who support such rulings to deny even the basic principles of Christian moral teaching, even to label these timeless precepts of our Faith “hate.” Sadly, we see among this number fellow Orthodox Christians. St. John the Theologian wrote in apostolic times that “the whole world lieth in evil” (I John 5:19). What, then, can we say about our own world? The modern world beguiles many who call themselves Christian into believing that “love” is the inspiration behind the support of Supreme Court’s decision endorsing same-sex marriage. But in reality the modern world aims at requiring us who follow Christ into pretending that sin does not exist, and that we happily applaud our brothers’ path to perdition. We should not be fooled into calling this “love,” but must see it for what it is. Many will say that as Christians we must not judge, but indeed our Lord tells us to “judge with righteous judgment” (John 7:24), and we must not label sin a virtue.

http://pravmir.com/what-therefore-god-ha...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «КАНОНЫ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ» один из литургико-канонических памятников древней Церкви. Название Оригинальное название этого сочинения неизвестно. В основной греч. рукописи имеется заглавие - «Постановления через Климента и церковные каноны святых апостолов» (α διαταγα α δι Κλμεντος κα καννες κκλησιαστικο τν γων ποστλων). Вероятно, к «К. с. а.» относится только 2-я часть заглавия, тогда как 1-я указывает на «Апостольские постановления» (в данной рукописи «К. с. а.» соединяются с Эпитомой 8-й кн. «Апостольских постановлений»). Первый издатель греч. текста Й. В. Биккелль назвал памятник «Апостольский церковный чин» (Apostolische Kirchenordnung), чтобы отличать его от Апостольских правил . Позже данное название получило широкое распространение благодаря работам А. фон Гарнака (в наст. время оно сохраняется в нем. и англ. традиции (как Apostolic Church Order)). У франц. ученых принято иное наименование - «Церковное постановление апостолов» (Constitution écclésiastique des apôtres или L " Ordonnance apostolique). В то же время многие ученые (вслед за П. де Лагардом и Ф. К. Функом) называют этот памятник «Церковные каноны [апостолов]» (Canones ecclesiastici apostolorum - CPG, N 1739), основываясь на заглавиях греч. рукописи и вост. версий текста (напр., в саидской версии - «Это каноны наших святых отцов, апостолов Господа нашего Иисуса Христа, которые они установили для Церкви»; в арабской версии - «Это каноны отцов наших апостолов, которые они приняли для устроения Церкви через Климента»; правда, в вост. версиях «К. с. а.» являются лишь частью больших сборников канонов). Текстология Сохранился полный греческий текст (30 глав) памятника в рукописи Vindob. Hist. gr. 7 (45). Fol. 4v - 7v, ок. 1200 г. Известны также неск. неполных вариантов текста, в к-рых в основном представлены главы 4-14 (ГИМ. Син. греч. 162. Fol. 284v, сер. X в.; Ottob. gr. 408. Fol. 88v, XIV/XV в.; Napol. II C 34 (35). Fol. 83, XV в.; Paris. gr. 1555 A. Fol. 177, XV в.). Впервые греч. текст по основной рукописи был издан Биккеллем ( Bickell. 1843), затем многократно разными учеными с добавлением разночтений по др. рукописям ( Lagarde, de. 1856; Pitra. 1864; Hilgenfeld. 1866). С критическим аппаратом или без него «К. с. а.» часто публиковались в приложении к «Дидахе» , начиная с 1-го издания митр. Филофея Вриенния (наиболее важные: Harnack. 1884; Funk. 1887). Издание Т. Шерманна ( Schermann. 1914; рус. пер.: Фокин . 1998) наиболее полное и часто цитируемое. Последнее по времени издание с англ. переводом: Stewart-Sykes. 2006.

http://pravenc.ru/text/1470263.html

протоиерей Василий Мезенцев ПЕРИОД ДОНИКЕЙСКИЙ ОТДЕЛ I. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ Мужами или Отцами Апостольскими (Patres Apostolici) принято называть авторов древнейших, после книг Нового Завета, произведений церковной литературы, хотя не все они были непосредственными учениками апостолов. До настоящего времени сохранились только немногие из таких произведений. Значительная часть их была утеряна. Но из сохранившихся памятников в нашем курсе рассматриваются далеко не все, – не подлежат рассмотрению в курсе Патрологии апокрифические книги Нового и Ветхого Завета, произведения, также имеющие апокрифический характер, направления гностического, также Didascalia и Constitutiones Apostolerum , имеющие большое значение курсов Истории Церкви и Каноники. Таким образом, в настоящем курсе будут рассмотрены следующие произведения: Послания к Коринфянам Св. Климента Римского ; Послания Св. Игнатия Богоносца ; Послания Св. Поликарпа Смирнского ; Учение двенадцати Апостолов («Дидахи»); Послание, называемое Посланием Ап. Варнавы; «Пастырь» Ерма ; Сочинение Папия, Епископа Иерапольского. Между всеми этими памятниками имеется много общего – содержание и форма их в основном определяется одинаковыми условиями жизни Церкви того времени. Вторая половина 1-го и начало 2-го века – это период послеапостольский. Проповедь христианства еще продолжается среди иудеев и язычников, отдельные местные церкви находятся еще в периоде организации. Между ранее основанными церквями еще не существует организационных связей. Каждая городская община возглавляется епископами, к городской общине тяготеют общины сельские и находящиеся в более мелких городах. Естественно – более важное положение занимают Церкви Рима, Антиохии, Александрии и главных римских провинций. Из этих церквей образуются в последствии патриархаты и митрополии. В то время появляются лжеучителя: иудействующие и придерживающиеся докетических воззрений на воплощение. Следует еще отметить недостаточную ясность догматической терминологии, что послужило причиной не правильных выводов у отдельных исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Скачать epub pdf I. BREVIS CONSPECTUS AUCTORUM EX ORDINE TOMORUM I (1857, iterum (l) 1886). Clemens Romanus; Clementinä Constitutiones apostolicæ, Recognitiones; II (1857 et 1886). Clementinä Homiliæ (ad с. 646). Barnabas, apostolus, 647–782. Mathias, ap., 783–4. Bartholomæus, 785–8. Anacletus, papa, 787–818. Hermas, 819–1012; Pseudo-Pastor, 1011–24. Testamenta XII Patriarcharum, 1025–1160. Epistola ad Diognetum, 1159–86. Presbyteri et diacoini Achaiæ de S. Andrea, 1187–1248. III-IV (1857 et 1889). Dionysius Areopagita. (III immutatio a c. 1133: onomasticon et index analyticus). Maximi atque Germani scholia et Pachymeræ paraphrasis. V (1857 et 1894). Ignatius Antiochenus, 9–996. Polycarpus Smyrnæus, 995–1028. Smyrnæorum ecclesia, 1029–40. Evaristus, papa, 1039–58. Alexander I, papa, 1057–74. Xystus I, papa, 1073–80. Telesphorus, papa, 1079–88. Hyginus, papa, 1087–94. Pius I, рара, 1093–1130. Anicetus, papa, 1129–34. Soter, papa, 1133–40. Eleutherius, papa, 1139–44. Melito Sardium ер., 1145–1250. Papias, 1251–62. Quadratus, 1261–66. Aristides, 1267–8. Agrippa Castor, 1269–72. Aristo Pellaeus, 1271–86. Claudius Apollinaris, 1285–1302. Hegesippus, 1301–28. Pantænus, 1327–32. Rhodo, 1231–38. Maximus Hierosolymitanus, 1237–1356. Polycrates Ephesius, 1355–66. Theophilus, Cæsareæ Pal., 1365–72. Serapio Antiochenus, 1371–76. Apollonius, 1375–86. Seniores apud Irenæum, 1385–1402. Viennensis et Lugdunensis ecclesia, 1401–1454. Passiones martyrum anonyms, 1453–74, Victor I, papa, 1473–90. Archaeus, 1489–90. VI (1857 et 1884, immutatio a. c. 1611: index (1) Ubi numerus anni tantum additur, columnarum idem est atque in prima editione.analyticus et J. H. Nolte conjecturæ; et emen-dationes). Apologetæ; S. II. Justinus, 9–800, 1563–1600. Tatianus, 801–88, 1601–2, Athenagoras, 887–1024. Theophilus Antiochenus, 1023–1168, 1603–4. Hermias, 1167–1180. Pseudo-Justinus, 1181–1564. Indices et supplements, 1606–1820. VII (1857 et 1882). Irenæus. F " ragmenta gnosticä Basilides, 1263–66. Epiphanes, 1265–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Филипп Шафф (протестант) Глава IV. Организация Церкви и церковная дисциплина I. Основные источники этой главы – Послания Игнатия, труды Иринея, Тертуллиана и особенно Киприана, а также так называемые Constitutiones Apostolicae. II. См. список литературы в т. I, §58, особенно Rothe, Ritschl, Lightfoot и Hatch. §41. Постепенная консолидация Во внешней организации церкви в рассматриваемый нами период произошло несколько важных изменений. Разграничение клира и мирян, а также представление, что служение несут священники, закрепляется и получает признание, а количество подчиненных церковных должностей возрастает; полагается начало закреплению ведущей роли Рима; вырабатывается единство соборной церкви в борьбе с еретиками и раскольниками. Апостольская организация I века теперь уступает место древнесоборной системе епископства; она же, в свою очередь, превращается в систему митрополий, а после IV века – патриархий. Греческая церковь остановилась на этом этапе, и ею по сей день управляет иерархическая система патриархов, равных по рангу и правам, в то время как Римская церковь пошла на шаг дальше и породила в средние века папскую монархию. Зародыши этой папской власти становятся заметны уже в изучаемый нами период, особенно у Киприана, протестующего против них. Сам Киприан был свидетелем как консолидации церковных чинов, так и независимого епископства, поэтому его трудами в сектантских целях часто пользуются и злоупотребляют как католики, так и англикане. Тем не менее отличительными чертами доконстантиновской иерархии, в отличие от послеконстантиновской, греческой и римской, являются, во–первых, ее великая простота, а во–вторых, ее духовность, или свобода от какой бы то ни было связи с политической властью и мирским великолепием. Какое влияние ни приобретала бы церковь , она ничем не была обязана светскому правительству, которое продолжало быть равнодушным или явно враждебным к ней до защищающего церковь эдикта Константина о веротерпимости (313). Тертуллиан считал, что император не может быть христианином или христианин – императором; даже после Константина донатисты упорствовали в этом мнении и таким образом напоминали соборной церкви о былых временах: «Что христиане имеют общего с царями? или что делать епископам во дворце?» 142 Доникейские отцы церкви ждали окончательной победы христианства над миром вследствие сверхъестественного вмешательства при втором пришествии. Ориген , по–видимому, был единственным, кто в тот век яростных гонений ожидал, что христианство, неуклонно распространяясь, обретет власть над всем миром 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010